Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

В деревне Мураново находится святой источник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Легенда гласит, что воду из этого колодца брали знаменитые владельцы Мураново: Энгельгардты, Путята, Тютчевы. Поэт Федор Иванович Тютчев особо почитал несколько богородичных икон: Казанский образ, Владимирскую Богоматерь и икону «Взыскание погибших» с четырьмя святыми.

Между Софрино и Абрамцево расположены восемь святых источников: князя Даниила Московского в деревне Данилово, Сорока Севастийских мучеников в Артемово, Петра и Павла в Грибаново, Георгия Победоносца в Мартьянково, Иверской иконы Божией Матери в поселке Софрино. В селе Талицы есть источник пещерной церкви мученика Дмитрия Солунского. В разных частях деревни Мураново обустроены два святых ключа: Дмитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери. Большинство перечисленных источников открыли и облагородили в 2000-е годы игумен Феофан Замесов и прихожане церкви деревни Артемово.

Особое место среди этих источников занимает Казанский ключ. Сейчас родник представляет собой целый «городок» из разных бревенчатых построек вблизи реки Талицы. Здесь стоят разной величины часовни, деревянные навесы, беседки, срубы колодцев. Имеются помещения для сторожки и церковной лавки, крытая купель и небольшой храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Кстати, этот храм приписан к старой усадебной церкви Спаса Нерукотворного, построенной Иваном Федоровичем Тютчевым - сыном поэта.

Казанский источник находится в десяти минутах ходьбы от музея-усадьбы «Мураново». Эта усадьба связана с именами поэтов Федора Ивановича Тютчева и Евгения Абрамовича Баратынского. Хотя священник Феофан Замесов и его помощники начали благоустраивать источник в 1990-е годы, верующие считают, что родник имеет давнюю историю. На сайте церковного прихода указано, что источник на этом месте существовал в XIX веке и был известен знаменитым владельцам усадьбы Мураново. На этом основании его называют «Барским колодцем».

«Казанским источником» он стал именоваться в память о домовой церкви в честь Казанской иконы, которая находилась при несохранившемся доме первых владельцев имения Энгельгардтов. Предположительно, старая Казанская церковь исчезла в 1840-е годы. В 2003 году на источнике построили новую деревянную Казанскую церковь. В год постройки в России отмечали 200 лет со дня рождения поэта Федора Ивановича Тютчева. Посвящение новой церкви Казанской иконе стало символичным, потому что Тютчев относился к Казанскому образу по-особому.

В семье Федора Тютчева чтили несколько икон Божией Матери. В музее-усадьбе «Мураново» сохранился интересный образ «Взыскание погибших», который стоял в кабинете поэта. Изначально иконой владел воспитатель Тютчева Николай Хлопов, с которым будущий поэт был близок в детстве и юности. «Дядька» сопровождал выросшего Федора в первые заграничные поездки в 1820-х годах. В память об этом периоде, который старый слуга провел рядом с молодым Тютчевым, Хлопов заказал художнику икону Божией Матери. Хлопов умер в 1826 году, и перед смертью завещал передать образ «Взыскание погибших» любимому воспитаннику.

Центральное изображение Богородицы на семейной реликвии Тютчевых обрамляют четыре святых: апостол Варфоломей, преподобный Макарий, преподобный Евфимий Великий и святой Исаакий Далматский. Макарий и Евфимий были первыми египетскими отшельниками, основателями христианского монашества. Исаакий Далматский - раннехристианский святой, обличитель арианской ереси. Именно ему посвящен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Апостол Варфоломей - один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Он проповедовал христианское учение на востоке Римской империи, а мученически скончался в Закавказье.

Происхождение иконографии «Взыскание погибших» точно неизвестно. Скорее всего, она появилась XVII веке. Иисус на этой иконе стоит на колене матери в белой рубашке, а Мария облачена в синюю мантию. Она обнимает сына и одновременно складывает руки в молитвенном жесте. Часто Богородица изображалась на иконе «Взыскание погибших» без головного убора, но на тютчевском списке у Богородицы есть платок. Само выражение «Взыскание погибших» взято из христианского литературного памятника VII века «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». Феофил, согласно этой повести, был оклеветан и изгнан из епископского дома. Он заключил сделку с дьяволом и подписал с ним договор, чтобы отомстить обидчикам и занять высокую церковную должность. Однако Феофил понял, что совершил страшную ошибку. Он молил Богородицу о прощении, и та вернула подписанную им бумагу.

На обратной стороне доски тютчевской иконы приклеены бумажки с текстом, где Николай Хлопов сам подробно расшифровал значение «Взыскания погибших» и четырех святых. Такая композиция соответствовала памятным датам, связанным с совместными поездками за границу в 1822-1826 годы. 5 февраля 1822 года Федор Тютчев приехал с воспитателем в Петербург и вступил в службу. В этот день в церкви праздновалось торжество иконы «Взыскание погибших» (18 февраля по новому стилю).11 июня 1822 года в день апостола Варфоломея Тютчев и Хлопов выехали в Баварию. 19 января 1825 года юный Тютчев хотел сражаться на дуэли в Мюнхене, но 20 января все благополучно разрешилось. В эти дни праздновалась память египетских пустынников Макария и Евфимия. Наконец, в день святого Исаакия в 1825 году Тютчев был произведен в камер-юнкеры. На лицевой стороне иконы тоже была сделана надпись: «Всею душею и мыслию, и сердцем, и устнами тя славлю, насладився твоих великих дарований». Это слова из седьмой песни великого молебного канона Пресвятой Богородице.

Еще две иконы Богородицы особо почитались в семье Тютчева: Владимирская и Казанская. Об этом говорится в статье исследователей С.А. Долгополовой и А.Е. Тарховой «История Тютчевского мемориального собрания». В письмах второй жене Эрнестине, урожденной баронессе Пфеффель, Тютчев сам упоминал эти иконы. В 1866 году поэт по обычаю благословил Владимирской иконой свою дочь Анну перед венчанием с писателем Иваном Аксаковым. Поэт писал Эрнестине: «Еще раз мне пришлось, как в подобных обстоятельствах всем отцам - давно ушедшим, настоящим и будущим, держать в руках образ, стараясь с такой же убежденностью исполнить свою роль».

В этом же письме Тютчев упоминал Казанскую икону своей матери. После отцовского благословения Анну повели к бабушке. «Затем я проводил Анну к моей бедной старой матери, которая удивила и тронула меня остатком жизненной силы, проявившейся в ней в ту минуту, когда она благословляла ее своей иконой знаменитой Казанской Божией Матери». За восемь лет до этого в письме Эрнестине 1858 года Тютчев тоже упоминал икону матери: «Я вернулся в Петербург. Я еще раз простился с матерью и еще раз сделал три земных поклона перед ее Казанской иконой Божией Матери». Таким образом, Казанская икона имела для Тютчева особенное значение, она была памятью о матери.

Несколько раз в году на Казанском источнике в Мураново совершается крестный ход и обряд освящения воды: на Крещение, на праздники икон «Живоносный источник» и «Казанской», а также в престольный день усадебной церкви Спаса Нерукотворного. Поездку к этому святому месту можно связать с посещением музея «Мураново», где хранятся вещи и семейные реликвии Федора Ивановича Тютчева.

Слушайте русское молчание... ================================= Мир переполнен призывами к России. Мир призывает русских и их президента повлиять на «пророссийских сепаратистов» на Юго-Востоке Украины. Международное сообщество, российская интеллигенция, украинский медиакласс задыхаются от крика, которым напоминают нам о нашем миролюбии, о непротивлении злу, о Льве Толстом и Махатме Ганди. - Мир! Мир! Мир! Милосердие! Вот что слышим мы круглыми сутками. И одновременно с этими призывами, из тех же самых ртов в нас летят угрозы: - Санкции! С голода сдохнете! В пещеры вас загоним! В бараки! Всё отнимем, всё отберём, всех купим, заставим! Засудим! Что же раздаётся в ответ? Что слышат наши визави от русского президента? Что они слышат от нашего народа? Молчание. На мир опустилось тяжёлое, невыносимое, как предгрозовая тишина, русское молчание. Отлились и высохли женские слёзы. Разгладились только что искажённые от омерзения и гнева лица мужчин. Тишина. На мир опустилась священная русская тишина, на фоне которой все выкрики, все призывы, все махания транспарантами, зигхайли, «смерть ворогам» и «слава Украине», требования выглядят особенно жалко и неуместно - словно пьяные требования «Мурку!» в консерватории перед началом исполнения второго концерта для фортепьяно с оркестром Рахманинова. Время этой музыки прошло. Не будет ни рэпа, ни блюза, ни рок-н-ролла. Они уже неуместны. Сейчас в мире загремит русская симфония. Но пока... пока ещё первые ноты не пронзили огромное сердце человечества - в мире наступает тишина. Так решила русская душа, и никакая сила на свете не в состоянии запретить наступить этой тишине. И хрипнут лужёные глотки, давятся заготовленными и выученными словами опытные ораторы. Тишина идёт. Тишина, огромная и могучая, как медведь, наступает, наваливается на земной шар, душит в железных объятиях. Они ещё пытаются кричать, чтобы не дать себе поверить в то, что неизбежное уже происходит, не дать ужасу опуститься из осознавшего всё разума в сердце и заморозить его. Но крики всё более похожи на писк. Так решила русская душа, и в который уже раз за человеческую историю Бог с ней согласен. А если Бог с нами, то кто против? Почему русские молчат?! Почему их президент молчит? Почему они не отвечают? Всё больше и больше страха в этих вопросах. Всё больше и больше понимания правильного ответа на них. России больше не с кем разговаривать на этой планете. У России нет достойных собеседников. У России нет предмета, который стоит с кем-либо обсуждать. Россия молчит. Россия ужасна в своём молчании. Страшен этот молчаливый, всё понимающий, пронзающий насквозь, не оставляющий места ни для какого лицемерия, не позволяющий закрыть от себя ни одну, хоть самую хорошо обдуманную подлость, ни одно предательство, как бы ни было оно завёрнуто в пелены оправданий, ни одно преступление, взгляд. Где? Где же они раньше могли видеть этот жуткий взгляд? Ах, да... Русские иконы. Так смотрит русский Бог. Русский Бог. Бог - русский? Да. Сегодня Бог - русский! И всё Небесное Воинство сейчас - русское. И Святой Георгий сменил копьё на РПГ-7. Это взгляд России. Это взгляд Бога. ...Страшно русское молчание. Потому что это приговор. В этой опускающейся на мир тишине больше нет возможности за отвлекающим шумом прятать от себя правду о себе. Россия молчит. И в этом молчании они лихорадочно пытаются вспомнить, что там говорили их великие о России? «Россия - это загадка, упакованная в тайну, спрятанную в непостижимость». Так, кажется? И понимают ответ: просто Россия - это Бог. А если Россия это Бог, то «Мне отмщение и Аз воздам» - это про неё. Она воздаст. Вот-вот прозвучат во вселенной первые ноты новой русской симфонии. Она сорвёт все маски, она проветрит и обновит весь мир - душа за душой. Она не оставит ничего затхлым и старым. Она сотворит всё новое. Она прогремит как гроза, она пронесётся по миру как буря, она потрясёт незыблемое и развеет в пыль то, что казалось вечным. А пока - на мир пришла русская тишина. Слушайте тишину. Опубликовано: 06/06/2014 Живой журнал Роман Носиков Россия

atlanta_s и Ульяшей посетили, есть домовая церковь во имя Спаса Нерукотворного семей Путят-Тютчевых. Она была построена сыном поэта - Иваном Фёдоровичем в 1878 году. 21 августа 1878 году Софья Львовна Путята написала прошение митрополиту Московскому о разрешении в селе Мураново Дмитровского уезда построить, "на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь во имя Нерукотворного Спаса, принадлежности которой и вообще все содержание я принимаю на свой счет".

01.


Причины устроения домового храма С.Л. Путята объясняла тем, что "имение… находится от приходской церкви в селе Рахманове в дольном расстоянии, а именно шести верстах. Дальность расстояния от села Рахманова, преклонность моих лет и слабость здоровья, а также малолетство моих внуков Тютчевых, делают для нас всех, и в особенности для меня, сообщение с приходской церковью крайне затруднительным, а осенью, зимой и весной и совершенно невозможным. Тяготясь таким положением, и желая доставить себе и близким моим родным великое утешение посещать церковное богослужение, вознамерилась я, с разрешения и благословения Вашего Святейшества построить в сельце Мураново каменную домовую церковь".

02.

Предполагалось соорудить в усадьбе каменную церковь и близ неё деревянную колокольню. Епархиальное распоряжение о дозволении устроить церковь Спаса Нерукотворного датируется 18 октября 1878 г. Церковь строилась по проекту А.А. Зборжевского, а была была освящена 17 декабря 1878 года.

03.

Особенно торжественно ежегодно отмечался престольный праздник Спаса Нерукотворного 16 августа - перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, царские дни и дни именин обитателей Мураново - равноапостольной княгини Ольги, Иоанна Рыльского. В эти дни служили несколько священников, приезжали гости; для деревенских ребятишек устраивались чаепития, раздавались гостинцы; вечером - иллюминация и фейерверк, часто ставились домашние спектакли.

04.

Также ежегодно 15 июля совершалась заупокойная служба и панихида по Ф.И. Тютчеву. 1 августа, в День Всемилостивого Спаса после Литургии совершался крестный ход на колодец и молебен.

05.

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 году почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916 году.

06.

После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды.

07. А это печь в церкви

Церковь в Мураново во имя Спаса Нерукотворного была построена Иваном Федоровичем Тютчевым, сыном поэта, в 1878 году. Храм предназначался для пользования семьи Путят-Тютчевых.

21 августа 1878, Софья Львовна Путята (урожд. Энгельгардт) подписывает прошение митрополиту Московскому о разрешении в с. Мураново, Дмитровского уезда, построить, «на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь во имя Нерукотворного Спаса...» Епархиальное распоряжение о дозволении устроить церковь Спаса Нерукотворного датируется 18 октября 1878г.

Церковь строилась по проекту А.А.Зборжевского. Основной объем церкви составляло здание каменной кладовой (амбара XVIII в.). Этот амбар фигурирует в описи имения 1827 года, Церковь была освящена 17 декабря 1878 года.

Особенно торжественно ежегодно отмечались: престольный праздник Спаса Нерукотворного 16 августа (Перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа), царские дни и дни именин обитателей Мураново - равноапостольной княгини Ольги, Иоанна Рыльского и др. В эти дни служили несколько священников, приезжали гости; для деревенских ребятишек устраивались чаепития, раздавались гостинцы; вечером - иллюминация и фейерверк, часто стави¬лись домашние спектакли. Также ежегодно 15 июля совершалась заупокойная служба и панихида по Ф.И.Тютчеву. 1 августа, в День Всемилостивого Спаса (Происхождение честных, древ Животворящего Креста Господня) после литургии совершался Крестный ход на колодец и молебен.

Знаменательно, что как минимум дважды мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909г. почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф.Тютчева, а также, на крестины его племянника Николая в 1916г. И поныне, в экспозиции музея находятся фотографические изображения Великой княгини и ее супруга, подписанные ее собственной рукой на память хозяевам усадьбы. Богослужения в храме Спаса Нерукотворного совершались, как правило, священниками Троице-Сергиевой Лавры. Бывали здесь и представители высшего духовенства, не только русские, но и болгарские и сербские. Не однократно усадебный храм посещал великий светильник Православной веры - Митрополит Трифон Туркестанский, который был особенно близок семье Тютчевых. Еще, будучи простым священником, здесь совершал свое служение архиепископ Димитрий (Добросердов) ныне прославленный как новомученик российский.

После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды. В 1950-х годах здание церкви возвращено музею и служило фондохранилищем.

В 1998 году директор музея-усадьбы "Мураново" В.В.Пацюков обратился к Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с просьбой о возобновлении богослужений в храме. Распоряжением Владыки храм стал приписным к церкви в честь Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово. С июня 1998 г. перед храмом стали совершаться молебны.

Первая Божественная литургия была совершена в мурановском храме на престольный Праздник Спаса Нерукотворного 29 августа 1998г. Сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день внутренний интерьер церкви почти полностью воссоздан.

К числу храмовых святынь относится чтимая икона «Умиление Пресвятой Богородицы», которая когда-то прибывала в Серафимо-Дивеевской обители - по сохранившимся сведениям - первая копия с той чудотворной иконы, перед которой молился старец Серафим. В храме, также, пребывает крест-мощевик, в который вставлены около 150 частиц мощей святых.

К 2000-летию Рождества Христова в мурановской усадьбе рядом с храмом была полностью воссоздана утраченная в 1920-е годы колокольня. По нескольким фотографиям старой звонницы, стараниями опытных специалистов был создан проект, и затем колокольня обрела своё второе рождение. Сейчас её украшают колокола, отлитые на Урале.

Весной 2004 г. потомками Ф.И. Тютчева был передан старинный образ Спасителя, распятого на Кресте, который был написан по заказу семейства известным русским художником Н.А.Астафьевым. Все время после закрытия храма Тютчевы бережно хранили его, и сейчас, он занял свое прежнее место под куполом храма.

Рядом с усадьбой расположен святой источник - «барский колодец», который при жизни последних владельцев усадьбы «Мураново» всегда был обустроен, и куда совершались Крестные ходы, и где совершались водосвятные молебны. Стараниями церковной общины, это святое место было благоустроено вновь: воз-двигнуты храм-часовня и купальня. Вновь, как и прежде, сюда шествуют Крестные ходы, и совершается освящение воды: на Праздник Крещения Господня, в день чествования икон Божией Матери «Живоносный источник» и Казанской иконы Божией Матери, а также в Праздник Спаса Нерукотворного.

Усадебный комплекс «Мураново» - образец содружества и взаимодействия музея и Православной Церкви. Этот положительный момент, в частности, проявляется в совместной духовно-просветительской работе и в деле созидания нравственно-здорового общества.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости