Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

    Помогайте садиться в машину. Подходя к машине, сообщите о том, в какую сторону она расположена и какая из дверей открыта. Поместите руку слепого на дверцу. Человек, скорее всего, сам сможет открыть дверь и сесть в салон, но на всякий случай оставайтесь рядом.

Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие? Об этом мы и расскажем.

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

По своей природе фильм – это визуальная среда.

Можно предположить, что форма искусства, предназначенная в первую очередь для глаз, не должна интересовать слепого человека, но только не в этом случае.

Мало того, что Томми Эдисон (Tommy Edison) любит смотреть фильмы, он ещё и выставляет на них рецензии на YouTube. Несмотря на то, что он родился слепым, Эдисону всегда нравилось смотреть фильмы.

С тех пор, как он начал писать отзывы, его видео привлекли сотни тысяч зрителей.

Эдисон смотрит очень много разных фильмов, начиная от "Голодных игр" и заканчивая "Бешеными псами", но его подход к кино полностью отличается от того, каким видят его обычные киноманы.

"Меня не отвлекают красивые спецэффекты и привлекательные люди. Я смотрю фильм, чтобы увидеть действие", - сказал как-то он. Из-за того, что он оценивает фильмы только по тому, что слышит, Эдисона не привлекают блокбастеры. Хотя он является поклонником "Крепкого орешка".

Ещё более захватывающим, чем его рецензии, является его второй канал на YouTube, где он отвечает на интересные вопросы своих читателей. К примеру, как слепой человек учится улыбаться, могут ли слепые люди понимать описание цветов, и захотел бы Эдисон видеть, если бы ему была предоставлена такая возможность.

Простые, но глубокие личные мысли Эдисона дают удивительное представление о мире слепых людей.

Крейг Лундберг (Craig Lundberg) был 24-летним эфрейтором, служившим в Барсе, в Ираке, когда его жизнь изменилась навсегда. В 2007 году молодой солдат получил серьёзные ранения, в результат которых пострадали голова, лицо и руки. Более того, этот несчастный случай сделал его полностью слепым.

Врачи были вынуждены удалить его левый глаз, оставив правое глазное яблоко, которое также полностью утратило свои функции. Внезапно Крейг оказался в полной темноте.

Лундберг прошёл курс обучения, как жить, опираясь на действия собаки-поводыря, когда министерство обороны выбрало его для того, чтобы проверить свою фантастическую новейшую технологию под названием BrainPort.

После надевания пары тёмных очков, оснащённых видеокамерой, изображения с камеры преобразовывались в электрические импульсы и отправлялись в специальное устройство, расположенное на языке Лундберга.

Учёные до конца не уверены, что именно в данном случае начало работать: сигналы проходили через язык, либо через зрительную кору, или через соматосенсорную кору (часть мозга, которая обрабатывает прикосновения). В любом случае, Лундберг сейчас может видеть, в определённом смысле слова.

В то время ощущения от устройства на языке, по словам самого солдата, похожи на облизывание батарейки, Лундберг может "видеть" двухмерные изображения. Он смог определить простые формы без того, чтобы делать лишние движения.

Ещё более удивительным является тот факт, что он может видеть буквы, что даёт ему возможность читать. Пока устройство находится в дальнейшей доработке, но обещает дать Лундбергу новую жизнь. При этом сам солдат говорит, что никогда не избавится от своей верной собаки-поводыря.

Бывший матрос королевского флота Алан Лок (Alan Lock) всегда мечтал стать офицером-подводником, но во время обучения он потерял зрение всего лишь за шесть недель из-за быстрой .

Лок смотрит на мир через "матовое стекло с белыми пятнами". Однако он не позволил, чтобы такая мелочь как слепота потянула его жизнь по наклонной. Вдохновлённый своей инвалидностью, Лок решил покорить мир.

В период между 2003 и 2012 годами он участвовал в 18 марафонах, поднялся на гору Эльбрус и стал первым слепым человеком, который переплыл Атлантический океан. Однако, будучи неудовлетворённым таким списком достижений, Лок решил попробовать что-то ещё.

В 2009 году 29-летняя Милена Ченнинг (Milena Channing) перенесла инсульт, который уничтожил её первичную зрительную кору. Это должно было заставить её полностью ослепнуть, но Ченнинг клялась, что она видит, как дождь капает на землю.

Она видела автомобиль, со свистом пронёсшийся мимо её дома, она даже видит, как её дочь бегает и играет. Когда врачи проанализировали мозг женщины, они подумали, что Милена ошибается.

Это неврологически для неё невозможно: видеть что-то более, чем большая пустота. Они полагали, что возможно у молодой Ченнинг развился синдром Шарля Бонне, при котором слепые люди страдают от галлюцинаций.

Будучи убеждённой в том, что эти вспышки реальны, Ченнинг встретилась с Гордоном Даттоном (Gordon Dutton), единственным врачом, который ей поверил. Офтальмолог из Глазго подозревал, что Ченнинг на самом деле переживает феномен Риддока, странный синдром, из-за которого люди могут видеть лишь движущиеся фигуры, и больше ничего.

Чтобы проверить свою теорию, доктор в разговоре с Ченнинг сидел в кресле-качалке и двигался взад-вперёд. Вдруг она увидела его силуэт.

Спустя пять лет после инсульта, группа исследователей подтвердила, что часть мозга Милены, которая обрабатывала движения, была цела. Вместо того, чтобы посылать сигналы к зрительной коре, её глаза отправляли информацию в отдел мозга, интерпретирующий движение.

К счастью, с помощью доктора Даттона, женщина постепенно училась видеть вещи более ясно. Она до сих не разбирает лица людей, потому как часть мозга, отвечающая за это, не подлежит восстановлению, но тот факт, что она вообще может видеть что-либо, является чудом.

Эшреф Армаган (Esref Armagan) родился в 1953 году в Стамбуле. Однако, во время родов он получил серьёзные травмы. Мало того, что семья была очень бедной, так ещё и его глаза нельзя было даже назвать глазами. Один был размером с маленькую горошину, а второй и вовсе не работал.

Несмотря на это, Армаган был очень любопытным малышом. Желая исследовать мир, он начал трогать всё, что попадало ему в руки, и, в конце концов, стал рисовать. Начиная с шести лет, он прошёл путь от бабочек и цветных карандашей до портретов и масляных красок.

Работая в полной тишине, Армаган визуализирует изображение, а затем делает наброски с помощью стилуса Брайля. Затем он проверяет карандашный набросок, исследуя его чувствительной левой рукой.

После этого, он использует свои пальцы и краску, чтобы рисовать ветряную мельницу, виллу и даже Volvo.

В 2009 году шведская автомобильная компания наняла Армагана нарисовать их новый S60. Исследовав контуры автомобиля своими пальцами, он на скорую руку нарисовал впечатляющую картину. Учитывая отсутствие у человека зрения с рождения, это завораживает.

Картины Армагана выставлялись в Нидерландах, Чехии, США и Китае. Он даже появился в эпизоде передачи канала Discovery "Реальные суперлюди".

Однако, самое странное, что у Армагана очень необычный мозг. Гарвардские учёные попросили турка сделать несколько набросков, при этом они с помощью МРТ сканера записывали информацию.

Учёные были потрясены тем, что увидели. Как правило, зрительная кора слепого человека при сканировании отображается чёрным пятном. Именно так кора Армагана и выглядела, когда он не рисовал, но как только он брал в руки карандаш и начинал творить, его зрительная кора загоралась как новогодняя ёлка.

Это выглядело так, будто он обычный зрячий человек. Учёные до сих пор пытаются разгадать таинственный мозг мужчины, а он пока всё, что происходит в его голове, переносит на бумагу.

Джо Энгрессия (Joe Engressia) был очень необычным парнем. Он родился слепым в 1949 году, и ему очень нравилось играть с телефонами, набирая случайные цифры и слушая голоса. Это был единственный способ, которым мальчик мог развлечь себя в 1950-х годах.

Он также был одним из тех детей, которым очень нравилось свистеть. Сочетание этих странных увлечений и привело к тому, что Джо проник в тайный мир телефонной системы.

Джо было восемь лет, когда он сделал звонок и начал свистеть, но тут запись внезапно оборвалась. Он попробовал снова и понял, что всякий раз, когда сила свиста доходила до 2600 Гц, сообщение прерывалось.

Благодаря своим певчим возможностям, он мог обмануть систему, которая "полагала", что Джо – это оператор. Его возможности, по сути, были безграничны. Он мог совершать бесплатно междугородние звонки или общаться с несколькими людьми одновременно на конференц-связи.

В конце концов, он так хорошо "надрессировался", что направил вызов самому себе через весь мир, и получил его на отдельном приёмнике.

Очевидно, что его действия были незаконными, поэтому Энгрессия был дважды арестован. Позднее он оказался в самом центре странной субкультуры. Как оказалось, Джо не был единственным, кто взламывал телефонные линии.

В 1970-х годах "фрикинг" (так называли то, чем занимался Джо и ему подобные) фигурировал везде, и Энгрессия стал одним из лидеров этой деятельности.

Некоторые из таких технически подкованных отпрысков "фрикинга", как Стив Джобс и Стив Возняк, пошли дальше. Энгрессии, однако, не так повезло.

Несмотря на то, что у него IQ был 172, неустроенная бытовая жизнь, а также сексуальное насилие со стороны преподавателя в детстве, полностью выбили его из колеи. В своей последующей жизни Энгрессия сменил фамилию на Джойбабблс (Joybubbles) и настаивал на том, что ему лишь 5 лет от роду.

Джойбабблс собирал игрушки, разговаривал с воображаемыми друзьями и жил под опекой организации по социальному обеспечению. К сожалению, Джо умер в 2007 году, оставив после себя впечатляющее, но удручающее наследие.

Любой, кто водит автомобиль, должен быть благодарен Ральфу Титору (Ralph Teetor). В 1940-х годах он изобрёл одну из самых полезных функций в автомобиле – круиз-контроль. Это впечатляет, учитывая, что в возрасте пяти лет Ральф ослеп.

Он потерял зрение во время несчастного случая, однако, это не отбило у него желание придумывать и мастерить вещи.

На самом деле слепота даже дала ему преимущество, которого не хватает многим изобретателям. Он не только мог лучше концентрироваться на своих задачах, он также не был ограничен тем, что говорили ему его глаза.

Он был свободен, чтобы создавать то, что увидело его сознание, и он создал довольно много интересных вещей в своё время. В 1902 году 12-летний изобретатель построил автомобиль из подручных средств.

После окончания университета Пенсильвании в 1912 году он разработал новый вид удилища и катушки для рыбалки, запорный механизм, а также открыл способ балансировки роторов паровых турбин в торпедных катерах эсминцев.

В конце концов, он открыл свою собственную корпорацию, которая специализировалась на поршневых кольцах. Однако, его самое большое достижение было сделано во время Второй мировой войны, когда он ехал на машине, за рулём которой находился его адвокат.

Как гласит история, адвокат не мог одновременно говорить и управлять автомобилем. Всякий раз, когда он начинал говорить, автомобиль начинал ехать рывками. Тогда он останавливался и нажимал на газ. От такого вождения слепого пассажира быстро начинало тошнить.

Разочаровавшись в неспособности своего друга к вождению, Титор придумал концепцию круиз-контроля. Десять лет спустя он решил запатентовать своё изобретение, и вскоре после этого данная функция появилась у автомобилей Chrysler.

Сегодня почти каждый автомобиль на дороге оснащён этой функцией, а всё благодаря слепому изобретателю и плохому водителю.

Вы когда-нибудь слышали о Лауре Бриджмен (Laura Bridgman)? Было время, когда она была самым известным человеком на планете. Родившись в 1829 году, Бриджмен утратила четыре из своих пяти чувств в возрасте двух лет после перенесённой скарлатины.

Оставшись только с чувством осязания, молодая девушка закончила институт Петерсона в Бостоне, управляющим которого был Сэмюэль Гридли Хоу (Samuel Gridley Howe). По сути своей это был неприятный человек, но случай Лауры его очень поразил, поэтому, когда малышке исполнилось семь лет, он решил научить Лауру, как общаться с внешним миром.

Бриджмен училась формировать буквы при помощи пальцев, контактируя с ладонью "собеседника", медленно создавая слова и предложения. Она также научилась читать, прощупывая пальцами выпуклые буквы.

Благодаря тяжелейшей работе, которая была ею проделана, а также постоянным отчётам Хоу, Бриджмен стала знаменитостью. К ней приезжали тысячи поклонников, просили автограф и прядь волос.

Люди приезжали со всего мира, чтобы посмотреть, как она читает и пишет, а маленькие девочки откалывали у своих кукол стеклянные глаза, и называли их "Лаура". Она даже встретилась с Чарльзом Диккенсоном, который написал о ней в одной из своих книг, что сделало её ещё известней.

Конечно, жизнь подростка была тяжёлой. Когда она подросла, она начала страдать от анорексии, потому что не могла чувствовать ни вкуса, ни запах пищи. Она также стала центром странного эксперимента.

Любопытно, что бы произошло, если бы человек был полностью отрезан от религиозного влияния. Хоу запретил говорить с Лаурой о духовных вопросах. Когда группа евангелистов обратила её в христианство, Хоу был в ярости и отказался от своей ученицы.

Он даже пошёл настолько далеко, что стал утверждать, будто слепые люди по психическим показателям уступают остальному миру. Брошенная своим учителем, Бриджмен провела остаток своей жизни в институте Перкинса, будучи забытой и покинутой миром.

Якоб Болотин (Jacob Bolotin) занимает особое место в медицинской истории. Сын бедных польских иммигрантов и хороший врач родился в 1888 году в Чикаго. К сожалению, врождённая слепота была наваждением для семьи: трое из семи детей Болотиных, в том числе и Якоб, родились слепыми.

Из-за отсутствия зрения Якоб быстро развил свои другие чувства. Вскоре он узнавал человека по его запаху. Окончив школу для слепых, Болотин начал работать продавцом, торгуя кистями и пишущими машинками на улицах Чикаго.

Его большой мечтой было стать врачом, но большинство колледжей отказывались принять слепого студента. Однако, парень очень настойчивым и неустанно обивал пороги колледжей. В конце концов, он выучился в Чикагском медицинском колледже, и в 24 года стал первым слепым от рождения лицензированным врачом.

Специализировался Болотина на сердце и лёгких. Поскольку он не мог видеть своих пациентов, он полагался на свои пальцы и уши, чтобы поставить диагноз. Во время стажировки в больнице Фрэнсиса Уилларда, он диагностировал у молодой женщины осложнения в работе сердечного клапана, просто вдохнув запах её кожи и послушав пульс.

В дополнении к его медицинской работе, он путешествовал по всему Среднему Западу, читая лекции о слепоте, и организовал первую группу слепых бойскаутов. К сожалению, Болотин скончался в возрасте 36 лет, на его похороны пришли около 5000 человек, чьи жизни так или иначе пересеклись с жизнью и деятельностью этого человека.

Отто Вейдт (Otto Weidt) ненавидел нацистов. Он знал, что Гитлер тиран. Когда антисемитская политика Гитлера вовсю "пошла" по улицам Берлина, Отто понял, что должен действовать. Наряду с более известным Оскаром Шиндлером (Oskar Schindler), Вейдт управлял магазином, в котором в основном работали евреи.

Разница была лишь в том, что работники Отто были с ограниченными возможностями. Он постоянно нанимал глухих, немых и слепых людей, живущих в Еврейском доме для слепых, и платил им, чтобы они из конского волоса делали щётки и мётлы.

Вейдт знал, что значит идти по жизни без зрения и хотел помочь другим, которые страдали от такой же беды.

Теперь Вейдту приходилось защищать своих рабочих от гестапо. Сначала он пытался убедить чиновников, что его люди очень важны для поддержания военного тыла. Когда это не сработало, он прибег к взяточничеству, раздавал редкие предметы, такие как шампанское, сигары и духи.

Всё стало ещё сложнее, когда нацисты решили изгнать еврейское население из Берлина. Вейдт отчаянно боролся за своих людей, делая для них всё возможное и невозможное.

К примеру, он спас одну свою рабочую Элис Лихт (Alice Licht), которая была арестована и брошена в грузовик для перевозки крупного рогатого скота, и направлявшегося в Освенцим. Несмотря на слепоту, Вейдт отправился в Польшу, и снял там дом для молодой женщины.

Вейдт и Лихт полюбили друг друга, но их история сложилась трагически. Она уехала в Америку после того, как Рейх пал, и больше никогда не видела своего слепого благодетеля. Не было утешения разбитому сердцу.

Вейдт был посмертно признан Ядом Вешемом (Yad Veshem) "праведником народов мира", как нееврей, который рисковал всем, чтобы спасти своих ближних.

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга - значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы. Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту. Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте.

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение.

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки - например, звук от падения стула - но и само пространство вокруг себя. Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона. Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений - таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца.

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте» , который открылся в Москве в 2016 году.

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие. Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту. «А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» - признаётся одна из основателей проекта.

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты). Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии. Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией.

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них - только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями.

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки.

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной. При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью - именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

О том, как незрячие люди воспринимают мир, лучше всего могут рассказать сами незрячие. Сотрудники музея «Прогулка в темноте» любезно согласились ответить на несколько наших вопросов.

Говорят, что слепой лучше понимает мир зрячих, чем зрячий - мир слепого. Так ли это на самом деле? С какой стороны чаще возникает непонимание?

Дмитрий Клюквин

незрячий, гид музея «Прогулка в темноте»

Естественно, это правда, и это вполне нормально. Незрячие люди живут в том же мире, что и зрячие - они всё равно с ним соприкасаются, хотят они этого или не хотят. А для зрячих людей это не так. Вряд ли обычные люди понимают мир докторов лучше, чем сами доктора понимают мир обычных людей. Сам по себе мир незрячих - узкий, поэтому незрячему понять зрячего гораздо проще.

Владимир Гладышев

слабовидящий, гид музея «Прогулка в темноте»

На самом деле, заблуждений достаточно и с одной, и с другой стороны. Часто незрячие люди не всегда правильно представляют окружающую действительность, а зрячие люди не всегда понимают, как тот или иной факт воспринимает незрячий человек.

У большинства из нас есть свои обыденные представления о незрячих людях: например, что они обладают высокой тактильной чувствительностью или музыкальными способностями. Насколько эти стереотипы верны? С какими заблуждениями о незрячих вам приходится сталкиваться чаще всего?

Дмитрий Клюквин. Развитые тактильные и слуховые ощущения для незрячего - это абсолютно нормально. Это просто компенсаторная функция организма.

Это не только у незрячих, это у всех людей. Насчёт музыкальных способностей - это неверный стереотип. Музыкальный слух даётся природой: либо он есть, либо его нет. Нельзя сказать, что все незрячие имеют способности к музыке.

Насчёт заблуждений: несколько раз доводилось слышать такую историю, что незрячим девушкам не нужно краситься, следить за собой и так далее. Что незрячие не могут пользоваться гаджетами. Что у каждого незрячего должна быть собака-поводырь или сопровождающий. Но это скорее не заблуждение, а незнание.

Владимир Гладышев. Действительно, необходимость ориентироваться в пространстве без опоры на зрение заставляет использовать другие органы чувств. Но если человек не работает над тем, чтобы развить слух, тактильность и т. д., то самостоятельно необычные способности не формируются.

К незрячим принято относиться с некоторой жалостью и состраданием. Можете ли вы назвать плюсы незрячего состояния: что-то, что недоступно другим людям, и что вы бы не хотели потерять, даже если смогли бы обрести зрение?

Владимир Гладышев. Плюсов незрячего состояния не существует. Но совершенно точно могу сказать, что трудности, с которыми мне приходится сталкиваться, помогли сформировать мой характер.

Дмитрий Клюквин. Что к незрячим принято относится с какой-то жалостью - это самое ужасное. Нормальным людям, которые развиваются, которые не зацикливаются на этом состоянии, это не нравится категорически. Я призываю про жалость в принципе забыть, жалость - чувство слабых, по крайней мере в том, как она обычно проявляется.

Плюсов у незрячего состояния нет никаких. Если кто-то говорит «зато развито что-то другое», то это не совсем правильно. Давайте разделять полноценную жизнь и те условия, к которым незрячие адаптируются. Это всё равно что говорить: «Грипп - это хорошо, можно от работы отдохнуть». Но если бы мне сейчас предоставили возможность родиться заново, и у меня был бы выбор от чего отказаться, я бы однозначно оставил слух. Даже думать бы не стал. И музыка, и многие другие вещи - всего этого я не хотел бы лишиться.

Информацию об окружающем нас мире человек получает, в основном, через органы зрения. Однако существуют люди, незрячие от рождения. Задумывались ли вы над тем, что видят слепые люди? Что им снится? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Попробуйте очень плотно закрыть глаза. Что вы видите. Черная мгла иногда освещается светящимися пятнами. Именно такое состояние здоровый человек подразумевает под понятием слепота. Однако мы не знаем, что такое тьма для незрячего, как он ее интерпретирует. Здесь все зависит от того, когда и при каких обстоятельствах человек потерял зрение.

  • Если пациент ослеп в сознательном возрасте, он мыслит картинками, которые уже успел увидеть и запомнить. Образы возникают перед его глазами после того, как он почувствует знакомый запах или услышит определенный звук. К примеру, такой человек слышит шум воды, и представляет море, реку. Тепло у таких людей часто ассоциируется с небом и ярким солнцем.
  • Человек, не может запомнить много информации для создания визуальных образов в голове. Однако он может помнить и понимать значение цвета. В основном, такие пациенты воспринимают мир через звуки, запахи и прикосновения.
  • Люди слепые от рождения воспринимают мир не так, как все остальные. Они никогда не видели глазами каких-либо образов, цветов. Эта часть мозга за ненадобностью у них отключается. Ассоциация между предметом и изображением у них абсолютно отсутствует. Они даже не могут понять выражение «видеть». Слепой от рождения может выучить названия предметов и цветов, но при произношении этих слов у него не возникнет никаких ассоциаций и образов.

Эхолокация заменяет зрение слепому

Как уже говорилось выше, 90% информации зрячий человек получает при помощи зрения. У слепых все наоборот. Главным огранном чувств для него является слух. Ученые доказали, что незрячие люди обладают лучшим слухом, чем зрячие. Из-за этой особенности среди слепых можно нередко встретить гениальных музыкантов. Чарльз Рэй и Арт Тейтум – лучшее тому подтверждение.

Слепые не только хорошо слышат, но и в некоторых случаях могут задействовать эхолокацию – способность распознавания отраженных от объекта звуковых волн. При помощи слуха слепой может практически безошибочно определить расстояние до предмета, вычислить его размер.

Не так давно эхолокация не признавалась учеными. Все считали эту способность какой-то выдумкой. Эхолокация – неотъемлемая часть жизни летучих мышей, дельфинов, а теперь и слепого человека. Впервые методику рискнул применить Дэниэл Киш, слепой с младенческого возраста. Благодаря этой способности он смог вести жизнь обычного человека. Дэниэл постоянно щелкает языком. Направленный исходящий звук отражается от окружающих его предметов, и дает ему полное представление об окружающей обстановке. К сожалению, метод Дэниэла еще не получил широкого распространения, и не признан учеными.

Слепые узнают мир на ощупь

Как видят слепые, которые к тому же лишены слуха? Такие люди воспринимают окружающий мир через прикосновения. Если слепо-глухие потеряли способности в сознательном возрасте, то им достаточно прикоснуться к какому-либо предмету, чтобы его образ возник перед глазами.

Слепых и глухих людей связывает с окружающим миром осязание. Специально для таких пациентов разработана система под названием дактилология. Она позволяет инвалиду общаться с окружающими. При этом каждый знак пальцев обозначает определенную букву или слово. Такие люди даже могут читать книги со шрифтом Брайля. В таких изданиях буквы представляют собой выпуклые символы, которые понятны для прочтения только слепым и глухим. Однако у этой системы есть один существенный недостаток – если человек инвалид от рождения, он не сможет выучить шрифт. Таким пациентам приходится познавать мир только через вибрации и на ощупь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости