Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

В эпоху технического прогресса, когда у потребителя появляется многообразие выбора, в производственные линии концернов неизменно внедряются наукоемкие системы, выводящие условия контроля на новый уровень. Инновационные концепции позволяют существенно улучшить качество выпускаемой продукции, сократив за счет рационального использования расходных материалов затратную часть предприятия. На сегодняшний день автоматизацию технологической линии проводят как на небольших объектах, так и на крупных промышленных концернах. Модернизация производства – это необходимость, позволяющая сохранять лидирующие позиции в определенной отрасли в условиях постоянной конкуренции.

Распространенные предпосылки к модернизации производства

Усовершенствование технического потенциала имеющегося оборудования или внедрение новых систем – залог к увеличению рентабельности предприятия, открывающее перед корпорацией новые профессиональные горизонты. Зачастую основными предпосылками к автоматизации производства становятся следующие факторы:

  • нехватка квалификации и профильных навыков у персонала;

  • работа с крупногабаритными изделиями, не рассчитанная на физические возможности человека;

  • низкие показатели ручной производительности;

  • опасные условия трудовой деятельности, негативно сказывающиеся на здоровье персонала;

  • наличие в производстве человеческого фактора (ошибка, невнимательность и пр.).

  • Вышеперечисленные причины становятся весомыми аргументами в пользу автоматизации производства и реконструкции штатного оборудования, технологический потенциал которого не удовлетворяет потребностям целевой аудитории.

    Преимущества модернизации производства

    Модернизация производства – это комплекс узкопрофильных процедур, предполагающий проектирование мощностей и последующее изготовление наукоемкого оборудования, внедрение на предприятие автоматизированных систем и обучение персонала. После проведения пусконаладочных работ заказчик неизменно замечает следующие преимущества:

  • отсутствие зависимости результата от человеческого фактора;

  • финансовая стабильность, достигаемая снижением рабочего персонала;

  • сокращение количества бракованной продукции;

  • возможность круглосуточной эксплуатации оборудования;

  • точный расчет себестоимости и рациональное использование расходного сырья;

  • увеличение производительности предприятия;

  • улучшение качества реализуемого товара.

  • Обратившись за усовершенствованием технологической линии к профессионалам, руководство предприятия делает первый шаг на пути к новой системе контроля и управления на производстве. В России все виды инжиниринговых услуг оказывает ГК «Матрикс», сотрудники которой имеют достаточный уровень узкопрофильных знаний и навыков. Уже на протяжении 12 лет представители отечественной компании проводят реконструкцию имеющегося на объекте оборудования и изготавливают наукоемкие агрегаты, внедряют в предприятие автоматизированные системы и осуществляют пусконаладочные работы. Довериться представителям ГК MaTrIx – значит, раскрыть технологический потенциал производства на максимум.

    Пулатова Г.Э.

    стажер-исследователь-соискатель Университета мировой экономики и дипломатии

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

    После мирового финансово - экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

    Во многих языках понятия «модерный» и «современный» часто используются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Так, «Новый толковый словарь русского языка» понятие «современный» объясняет, как относящийся к одной эпохе; происходящий сейчас, сегодняшний, нынешний; отвечающий требованиям своего времени, вызванный его требованиями, понятие «модерный» как новомодный, современный, новейший. В современном понятии «модернизация» употребляется для обозначения комплекса развития общества или отдельной его сферы, преобразования традиционных ценностей, структур и отношений в «модернизированные».

    В экономической области модернизация, по мнению специалистов Ш. Айзен-штадта и А.Десаи, сопровождается: 1) заменой силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, которые используются в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) расширяющаяся замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов эконо-

    мики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) растущая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдерживающегося роста в экономике; по меньшей мере, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация1.

    Примечателен опыт Тайваня, успешно осуществившего модернизацию экономики будучи аграрной страной бедной минеральными ресурсами и топливом. Рассмотрение основных направлений создания ею современного производства и трансформации общества от традиционного к современному, должно помочь определению приемлемой для нашей республики стратегии дальнейшего развития.

    Тайвань входит в первую волну новых индустриальных стран. Его развитие началось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия, а уже к середине 1960-х он лидировал в мире

    1 Ермаханова С. А. Теория модернизации:история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247

    по темпам экономического роста. К концу 1980-х Тайвань достигает уровня среднеразвитых стран, благодаря политическим реформам, эта страна превращается в политическую демократию.

    Как показывает мировая и Тайванская практика, процесс экономической модернизации страны зависит от нескольких международных и внутренних факторов, который можно условно разделить на 3 периода:

    Первый период - 1952-1980гг., когда первоначально государство активно стимулировала сельское хозяйство, наименее пострадавшее во время Второй мировой войны. Были проведены земельные реформы, восстановлена инфраструктура и правительство добилось среднего ежегодного экономического роста 9.21 %, который в те времена был самым высоким в мире. С 1962 г. сельское хозяйство потеряло свою ключевую позицию как движущую силу экономики - начал быстро развиваться промышленный сектор. За исключением двух энергетических кризисов, в 1973-1974гг. и 1979-1980гг., промышленная отрасль Тайваня поддерживала средний ежегодный темп роста приблизительно 14 %.

    С 1950 г. правительство приняло ряд планов экономического развития, способствовавшие экономическому росту и индустриализации. Первый четырехлетний план экономического развития (195356гг.) определил реконструкцию, которая позволила увеличить производство риса, удобрений, и гидроэлектроэнергии. Это привело к увеличению ВНП до 37 %. Во втором четырехлетнем плане (1957-60гг.) были поощрены отрасли промышленности импортозамещения, при этом ВНП увеличился на 31 %, а национальный доход на душу населения на 13 %. Третий четырехлетний план (1961-64гг.) стимулировал развитие трудоемких экспортных отраслей промышленности, основные услуги, энергетическое развитие, отрасли промышленности, способствовавшие сельскохозяйственному росту, научным исследованиям и разработке ограниченных природных ресурсов острова. Результатами было 42%-ое увеличе-

    ние ВНП и 31%-ое увеличение дохода на душу населения. Эти ранние стадии развития были финансированы иностранными инвестициями всего на 2,2 миллиарда долларов США.

    После сокращения иностранной помощи в 1965 г., был принят четвертый четырехлетний план (1965-68гг.) и сопровождался пятым четырехлетним планом (1969-72гг.). Увеличение ВНП в течение этих периодов составили 46% и 55%, соответственно. К 1971 г. экспорт товаров промышленного назначения увеличился, правительство начало переадресовывать свои приоритеты от трудоемких отраслей промышленности на развития таких капиталоемких секторов как кораблестроение, химическую и нефтехимическую промышленность. Шестой четырехлетний план (1973-76гг.), на который оказал негативное влияние международный кризис, был закончен только с 19%ым увеличением ВНП. Он был заменен шестилетним планом (1976-81гг.), который сосредоточился на расширении основных отраслей промышленности и завершении 10 главных инфраструктурных проектов, включая строительство сталелитейного завода в г. Гаосюне и нового порта Т"а^ипд.

    Второй период - 1981-1999гг. - экономические условия во всем мире и в пределах самого Тайваня претерпевали большие изменения. Темпы экономического роста упали до уровня 7,15%, акцент экономики страны медленно переносился от промышленного сектора в сектор услуг.

    Четырехлетний план (1986-89гг.), позволил добиться среднего ежегодного увеличения ВНП в размере 6,5%. Среди основных приоритетов этого периода его целей была стабильность цен, рост в секторе услуг (7,5%), либерализация торговли, поддержка регионального развития, рост в таких отраслях промышленности высокие технологии, как производство компьютеров, робототехники, и биоинженерии. В ответ на ослабевающий экспортный рост и замедление частных инвестиций на фондовом рынке в 1990г., правительство разработало шестилетний план (1991-97гг.) нацеленный на экономическое оживление. Этот план предназна-

    чался для инвестиций, главным образом транспорте, телекоммуникациях, производстве электроэнергии, контроле за загрязнением окружающей среды. Стимулировались частные инвестиции в сектор научных исследований и высокие технологии. В 1990-е годы продолжалась приватизация правительственных предприятий, был открыт Тайваньский рынок для иностранцев по привлечению инвестиций в технологический сектор.

    Несмотря на то, что средний уровень экономического роста уменьшился между двумя стадиями экономического развития, средний уровень экономического роста с 1952 до 2001 г. составил 8,13%.

    С 1997 года высокие технологии стали обеспечивать почти половину всего объема тайваньского экспорта, по этому показателю остров занял 18 е место в мире. Технологические парки Синьчжу, Тайч-жун и Тайнань - превратились в основные базы деятельности не только для крупных, но и для многочисленных малых и средних предприятий, составляющих основу островной экономики.

    Третий период - начиная с 2000 г. - экономика Тайваня возобновила путь устойчивого роста.

    Шестилетний национальный план развития Тайваня (2002-08гг.) был назван "Вызовы 2008" который оценивался на $75 миллиардов долларов США, и имел семь целей: 1) расширить количество продуктов и технологий самых высоких мировых стандартов; 2) удвоить количество иностранных туристов; 3) увеличить расходы на научные исследования до 3% ВВП; 4) уменьшить безработицу до 4%; 5) увеличить средний темп роста до более чем 5%; 6) увеличить число широкополосных пользователей Интернет до 6 миллионов; 7) создать приблизительно 700 000 рабочих мест1.

    Тогда же была принята программа создания «Зелёного силиконового острова», которая рассматривалась как комплекс правительственных мер, ориентированных на поиск оптимальных методов управления экономики основанной

    1 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

    на экономике на знаний - пришедшей на смену информационных технологий.

    Программа предусматривала пять приоритетных направлений:

    "Зеленый Тайвань" - поддержка всех видов деятельности, направленных на восстановление, сохранение и поддержание экологии;

    "Динамичный Тайвань" - формирование базовой и научно-технической инфраструктур, необходимых для ускорения темпов экономического роста;

    "Эффективный Тайвань" - реализация программы создания на острове комплексной транспортной сети;

    "Качественный Тайвань" - создание условий для развития личностных качеств граждан;

    "Привлекательный Тайвань" - превращение острова в место, приятное для проживания.

    С 2002 до 2007г., экономический рост Тайваня колебался от 3,5% до 6,2% ежегодно. В 2008г. ВВП вырос на 0,7%, однако, в 2009г. темп роста ВВП уменьшился до -1,91% из-за глобального экономического кризиса. Благодаря осуществлению правительственных мер и увеличения экспорта до уровня предыдущих лет, в 2010г. темп роста ВВП составил 10,5%. В 2010 г. Тайвань оценивался как 20-ая крупнейшая экономика в мире с ВВП 427,0 миллиардов долларов США2

    Промышленный сектор является ключевой движущей силой экономического развития Тайваня. За прошлые годы правительство стимулировало частный сектор, который позволил увеличить индустриальную конкурентоспособность и достигнуть устойчивого экономического роста. Вклад промышленного сектора в ВВП достиг пика в 1986 г. на уровне 44.8 % и с тех пор устойчиво уменьшился. В 2010 г. вклад промышленного сектора в ВВП уменьшился до 31.1 %, в то время как сфера услуг увеличилась до 67.5 %. С появлением экономики основанной на знаниях вклад сферы услуг в ВВП, продолжает повышаться; тогда как, вклад аграрного сек-

    2 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

    Таблица 1

    Макроэкономические показатели Тайваня в 2010

    ВВП (миллиардов долларов США) 427,0

    ВВП, на душу населения (долларов США) 35,800

    Уровень экономического роста (%) 10,5

    Уровень безработицы (%) 5,2

    Экспорт (млрд. долл. США) 274,6

    Импорт (млрд. долл. США) 251,4

    Торговый баланс (млрд. долл. США) 23,2

    Золотовалютные резервы (млрд. долл. США) 387,2

    Обменный курс (TWD:USD) 31,642

    Источник: Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня1

    тора в ВВП падал в течение многих десятилетий и упал до 1.4 % в 2010г.2

    В 2009 г. продукция обрабатывающей промышленности с общей суммой 320202 миллионов долларов США составляла 91,48% общего объема производства промышленного сектора в Тайване. В пределах обрабатывающей промышленности продукция информационно-коммуникационных технологий составляла 34,2%, химическая промышленность 30,5%, металлообработка и машиностроение 24,2%, отрасли промышленности товаров народного потребления 11,1%3.

    Модернизация и экономическое развитие страны было проведено благодаря сочетанию трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и поддержки государства, которое позволило тому, что:

    Около 8 миллионов населения страны трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятиях, которые создали очень гибкую структуру экономики;

    За последние десятилетия в стране сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке;

    Государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стимулирует

    1 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

    2 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

    3 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/

    экспорт, создавая специальные экономические зоны и научно-производственные зоны, которых в стране более 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

    Наряду с успехами, Тайвань сталкивается со многими экономическими проблемами, как и другие развитые экономики. Зависимость от экспорта делает экономику страны уязвимой от подъемов и спадов в мировой экономике. Если в 2009г. ВВП Тайваня упал до 1,9% из-за 20 % уменьшения экспорта, то в 2010г. ВВП вырос на 10,5%, поскольку экспорт возвратился на уровень предыдущих лет. Дипломатическая изоляция Тайваня, низкий уровень рождаемости, и быстро стареющее население - главные долгосрочные экономические проблемы Тайваня. Соглашения о свободной торговле распространились в Восточной Азии в течение последних нескольких лет, но до сих пор Тайвань был исключен из большой экономической интеграции в значительной степени из-за его дипломатического статуса. Уровень рождаемости Тайваня (1,0 ребенок на 1 женщину) один из самых низких показателей в мире, поднимает перспективу будущей нехватки трудовых ресурсов, падающего внутреннего спроса, и уменьшения налоговых поступлений. Население страны быстро стареет, количество людей в возрасте старше 65 лет составляет 10,7% общей численности населения острова в 2010г4.

    4 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

    ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012

    Диаграмма 1:

    Динамика состава ВВП Тайваня по секторам экономики

    Динамика структуры ВВП

    80 70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

    1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

    □ сельское хозяйство ■ промышленность □ услуги

    Оба эти подхода, как и теории модернизации на первом этапе объединял взгляд на модернизацию не как на спонтанный саморазвивающийся процесс, а как на процесс, инициаторами и проводниками которого выступают, в первую очередь, политические элиты, проводящие соответствующую политику модернизации.

    Еще на втором этапе развития теорий модернизации сформировались предпосылки для более сложного понимания этого явления, отвергающего однозначное противопоставление современности и традиционности в общественном развитии. Многие авторы теории модернизации стали полагать, что модернизация, напротив, предполагает не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая определяет сам характер модернизационного процесса, а также выступает его стабилизирующим фактором.

    Дальнейшая эволюция теорий модернизации на третьем этапе выражалась во все большем распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности. Многие авторы, не отрицая важность таких факторов, как технологический прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих том или ином обществе социальных отношений и социокультурных ценностей.

    Во второй половине 80-х годов получает свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.). «Модернити» связывалась с приверженностью западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества; с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой экономического роста и благосостояния.

    В рамках этой концепции не отрицается универсальность общественного и политического развития. Вместе с тем принцип универсализма сочетается с партикуляризмом, а их органичный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса. Модернизация рассматривается как саморазвивающийся процесс, зависящий не только от деятельности политических элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества.

    В рамках этой концепции получают свое развитие термины «контрмодернизация» и «антимодернизация» (А. Турен). Контрмодернизация обозначает альтернативный вариант модернизации по незападному образцу (например, сталинскую модернизацию), а антимодернизация обозначает активное противодействие этому процессу. По мнению А Турена, эти два варианта и составляют главную тенденцию общественно-политического развития XX в., основанную на утрате веры в принцип универсальности. Приобретает новое звучание вопрос о соотношении политической и социально-экономической модернизации, ответ на который становится в целом еще более неоднозначным, чем в предыдущие десятилетия.

    Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Этапы и проблемы модернизации России

    13. Политическое развитие общества

    § 13.3. Этапы и проблемы модернизации России

    Россия является страной неорганической модернизации. Страна складывалась в зоне рискованного земледелия, столкновения двух мировых религий, двух типов цивилизации, в зоне, не освоенной предшествующими цивилизациями, в стороне от мировых торгово-информационных коммуникаций. Необходимость выживания и развития православной державы в этих условиях требовала максимальной концентрации и централизации ресурсов в руках жесткой, авторитарной власти. Для создания условий развития России, реализации конкретного минимума естественных прав граждан субъекты государственной власти использовали различные заимствованные социально-политические технологии. В этом процессе необходимо выделять следующие этапы.

    Восточно-православный (от крещения Руси до конца XVII в.). Модернизация осуществлялась на основе заимствования социально-политических технологий Византии, Востока и приоритетного использования торгово-экономических связей между странами Востока и Юга.

    Западный. Переориентация торгово-экономических и культурных связей с Востока на Запад. Заимствование политических технологий и принципов социальной организации с Запада. Частные интересы элиты становятся доминирующими (начало XVIII в. и до 1917 г.).

    Советский. Попытка модернизации страны на основе восточной модели цивилизационного развития и воспроизводства, традиционных общинно-патриархальных моделей жизнедеятельности в рамках всего государства. Безусловное доминирование общего интереса над частным.

    Постсоветский. Предпринята попытка создать условия ускоренного развития на основе активного внедрения западных принципов социальной организации общества и технологий управления.

    Особенностью модернизации России являются последовательные попытки использовать заимствованные технологии производства и управления на всех этапах исторического развития. Государственная власть для реализации заимствованных технологий должна создавать мощные бюрократические структуры контроля над процессом внедрения этих технологий (например, реформы Петра I, Александра II, В.В. Путина). Основная проблема модернизации заключается в том, что любая бюрократия в условиях сильной авторитарной власти, политически неграмотного населения начинает перерождаться, работать сама на себя, тем самым препятствуя развитию общества. Янош Корнаи – авторитетный специалист в области экономики и страстный защитник свободной экономики – считает, что общий подход, используемый во всех странах, вовлеченных в процесс преобразований, включает в себя неразрывно связанные между собой следующие моменты: 1) сдвиг в отношениях собственности (приватизация); 2) комплекс мер, необходимых для стабилизации, либерализации и макрорегулирования (макроэкономическая стабилизация); 3) политическую поддержку этих изменений.

    Концепция среднесрочной программы возрождения России делает ставку на самоуправление и самоорганизацию экономики, ускоренную либерализацию и финансовую стабилизацию при целенаправленной государственной поддержке стратегически важных секторов экономики (энергетика, авиастроение, судостроение, железнодорожный транспорт, космос, оборона, информационные технологи). Сторонники программы либерализованной и открытой экономики 2020 считают, что соблюдение этих условий автоматически приведет к изменениям структуры производства, созданию конкурентной среды, появлению инновационной экономики.

    Основными задачами современного этапа модернизации являются поиски механизмов рационализации деятельности бюрократии и создания систем общественного контроля над деятельностью органов власти; развития систем представительной власти на основе принципов разделения полномочий и ответственности; поощрения созидательной активности граждан при сохранении ценностей социальной стабильности общества.

    1. Аузан, А.А. "Колея" российской модернизации / А.А. Аузан // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 54-60.
    2. Баталов, Э. Без мандата: (политический кризис в России) / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1999. - № 10. - С. 21-30.
    3. Грачев, Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / // Полис. - 2000. - № 3. - С. 151-156.
    4. Грачев, Г.В. Психология манипуляции в условиях политического кризиса / Г.В. Грачев // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 106-115.
    5. Громыко, А. Образы империи в российской истории / А. Громыко // Свободная мысль. - 2007. - № 11. - С. 163-177.
    6. Евстигнеева, Л.П. Теория экономической трансформации как исследовательская программа / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 5-17.
    7. Крючкова, П.В. Оценка регулирующего воздействия и модернизации системы государственного регулирования / П.В. Крючкова, А.Е. Шаститко // Общественные науки и современность. - 2006. -№ 4. - С. 21.
    8. Поцелуев, С.П. Ритуализация конфликта (По материалам "рельсовой войны" 1998 г.) / С.П. Поцелуев // Полис. - 2004. - № 3. - С. 83-94.
    9. Российский милитаризм - препятствие модернизации ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 55-66.
    10. Тихонова, Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 1. - С. 33-45.
    11. Туронок, С.Г. Информационно-коммуникативная революция и новый спектр военно-политических конфликтов / С.Г. Туронок // Полис. - 2003. - № 1. - С. 24-38.
    12. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 165-175.

    Политическая модернизация общества является необходимым осознанным процессом систематизации, классификации и формализации идей гражданского порядка с целью проектирования на этой основе оптимальной стратегии социального развития. Ключевыми понятиями модернизации являются «согласованность ветвей власти», «устойчивый процесс социального развития», «опорные социальные ориентиры». Сегодня нельзя строить власть «на авось». Жизнь требует нового подхода, объединяющего частные теории и концепции. Философия нашей концепции опирается на идеи Востока и Запада. На Востоке основной задачей власти является обеспечение общественного порядка. В обществах Запада обсуждается дилемма «демократия либо авторитаризм». В целом главной проблемой философии политики стал вопрос измерения властных функций всех сфер общественной жизни. Мы предлагаем властные измерения проводить методом объединения отдельных свойств демократической и авторитарной стратегий. В этом состоит наша идея синтеза оптимальной динамической стратегии социального развития.

    Разберем основы европейской стратегии, которая выросла из морали протестантских общин: «будь нетерпим к ошибкам окружающих, будь прилежен, будь бережлив». Принципиально, эта мораль способна сплотить общину под руководством сильного лидера, но не выдерживает проверки по критерию «то же самое» в разных ситуациях. Единый подход к оценке «то же самое» предложил Лука Пачоли в форме бухгалтерского учета. Это был первый в истории этап модернизации общества, построенный на контроле на недоверии, давший инерционную устойчивость бюрократизму, демократии, индивидуализму, достигший своего апогея в XIX веке и пришедший в упадок к ХХI веку.

    Первая успешная система отношений «на недоверии» реализована в Конституции США в форме противодействия ветвей власти. На протяжении 150 лет Конституция была главным продуктом экспорта США и стимулятором внешних инвестиций. В итоге смысл демократической модернизации свелся к тотальному применению принципа взаимного недоверия и проявился в социальных ориентирах: контроль ошибок, воспитание прилежности, сохранение собственности. В.И. Ленин назвал эти отношения «войной всех против всех». Макс Вебер в кн. "Протестантская этика и дух капитализма" именует эти отношения западным капитализмом, основанным на признании субъектов хозяйствования, повсеместном применении бухгалтерского учета и отчетности, развитии методов анализа, рациональном управлении, протестантской этике.

    Второй исторический этап модернизации реализован в СССР в форме централизованного планирования, ядро которого составляет контроль исполнения ГОСТов. Этот этап был оформлен системой социальных ориентиров: контроль исполнения ГОСТов, воспитание исполнительной дисциплины, выполнение плановых заданий. Принцип этой системы, - приумножение общественной собственности (ст.131. Конституции СССР 1937), а ориентир для подражания, - структура отраслей развитых стран.

    Третий исторический этап объединительной модернизации общества осуществляется сегодня через контроль доверием на отношениях согласия, он имеет цель приумножения собственности на основе развития креативных инициатив населения, опираясь на конституционное право трудиться по способностям (ст.41, Конституции СССР 1977 г.; ст.34, Конституции РФ 1993г.) и содержит социальные ориентиры: контроль инициативы субъекта, воспитание ответственности, компетентная деятельность.

    Первый из упомянутых исторических этапов модернизации общества представляет социальный коридор, в котором порядок возникает в результате непрерывного поиска равновесия между противоборствующими ветвями власти. Здесь формальный порядок можно выразить системой однородных алгебраических уравнений, где интенсивность контроля ошибок такая, какая необходима для обеспечения прилежности и сохранения собственности; соответственно, подобные уравнения можно выразить для прилежности и сохранения собственности. Полезность такого режима контролируется и направляется общественными организациями и СМИ. Идеология первого этапа модернизации успешно освоена в США, чем привлекла инвесторов всего мира. Безграничный доступ к дешевым кредитам позволил США развиваться 150 лет.

    Советская модернизация шла под лозунгом «догнать» структуру отраслей развитых стран. Успех здесь возникал за счет ножниц между статичным тарифным нормированием и динамичным техническим нормированием. Идеология не имела глубоких моральных и нравственных традиций, поэтому советская модернизация была обречена. Вторая мировая война затормозила гибель режима до конца 20-го века. Сегодня советский режим канул в Лету, хотя идея подражания новациям является полезной и нуждается в локальном исполнении.

    Третья историческая волна объединительной модернизации возникла из необходимости сгладить издержки прежних этапов, где мораль и нравственность отдалились от реальности, где люди в массовом порядке утратили эстетическое начало и инициативное принятие самостоятельных решений, ушли от социальной активности, стали «лишними» в обществе. По данным интернета число «лишних» россиян приблизилась к 100 млн. Важно, что не общество их забраковало, но они сами сделали протестный выбор. Мы исследовали этот современный негативный социальный феномен на примере Чернобыльской АС, где в результате аварии исчезли социальные ориентиры и работники потеряли потребность и способность принимать решения. В таких экстремальных ситуациях люди страдают навязчивыми страхами и бессонницей. Организационно мы укрепили в коллективе ЧАЭС социальные ориентиры. Работники стали более адекватными, у них появилась потребность принимать решения, нормализовался сон, исчезли страхи. Наш вывод: сущностью человека является эстетика опережающего ориентирования в форме согласованного единства социальных ориентиров; при большом рассогласовании ориентиров человек теряет связь с социумом, отказывается принимать решения. Согласование ориентиров возвращает человеку адекватность.

    Представляется, педагогическая личностно ориентированная парадигма вызвана необходимостью устранить разногласия между эстетическим началом человека и устаревшими элементами этической практики, что проявилось системным кризисом идеологии, разрушением советской государственности, кризисом педагогической науки и требует обретение человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. На этом пути возникла потребность создать и запустить механизмы, направленные на скорейшую координацию факторов образовательного процесса.

    Предлагаемый курс подготовки организаторов модернизации образовательного процесса посвящен механизмам систематизации, классификации и координации факторов образовательного процесса путем объединения трех исторических этапов модернизации. Содержание модернизации, - это систематизация социальных ориентиров граждан и приведение их в соответствие информационному уровню, общественному характеру, потребностям развития общества. Образование, как авангардная отрасль экономики, находится на переднем рубеже модернизации. Локомотивом здесь является новая личностная парадигма - ведущая тенденция педагогического сознания 21-го века. Согласно личностно ориентированной парадигме нуждаются в уточнении такие категории: базовые цели политики, собственность, свобода, равенство, социальные ориентиры человека, критерии согласования социальных ориентиров, - что входит в круг инструментов модернизации общества.

    Делай добро и говори об этом

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости