Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Достигла своего апогея. Лжедмитрий II , отогнанный Шуйским до Калуги снова подступил к Москве с юго-востока, а с северо-запада к столице подошли поляки, которые, по сути, были главными провокаторами дестабилизации политической ситуации на Руси и основными виновниками появления самого Смутного времени . К тому моменту Сигизмунд III уже прекратил поддержку Лжедмитрия II, так как решил, что Русское царство он теперь и сам сможет забрать себе.

Осенью 1610 года второй самозванец проводил на подконтрольных ему территориях (в основном Тула и Калуга) политику, схожую с опричниной Грозного . Во время очередного поиска заговорщиков был убит Касимовский хан Ураз-Мухаммед. 11 декабря 1610 года лучший друг касимовского хана Петр Урусов, подскакал на коне к прогуливавшемуся Лжедмитрию и практически разрубил его мечом надвое.

Незадолго до бесславного конца самозванца, сразу после ссылки Шуйского, в Москве образовалось правительство - комиссия из семи бояр (стандартное количество участников боярской комиссии в то время). Началась новая Семибоярщина : Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Андрей Трубецкой, Андрей Голицын, Борис Лыков-Оболенский, Иван Романов и Федор Шереметьев; последние двое были представителями боярства, а остальные удельными князьями.

В условиях двойной угрозы (Лжедмитрий и поляки), семь бояр пошли на измену родине: они пошли на сговор с Сигизмундом III и признали Великим князем Всея Руси его сына Владислава IV .

В августе 1610 года польский гетман Жолкевский торжественно входит в Москву. А Самозванец после этого снова отступил к Калуге, где и был убит чуть позже.

Большинство городов Руси не признали польскую власть. Кроме Москвы под Речью Посполитой оказались Почеп, Стародуб, Чернигов и Новгород-Северский. Смоленск продолжал сопротивляться в многомесячной осаде. Большая часть остальных городов решила присягнуть Лжедмитрию II, но тот был несвоевременно убит Урусовым.

После этих событий пришел черед шведов появиться на политической арене. Незадолго до этого они заключили Выборгский договор с Василием Шуйским, но нелегитимный правитель пропал, а шведы все еще претендовали на Карелию (а заодно и Ливонию) и отказываться от своих планов не собирались.

В начале 1611 года Швеция осадила Новгород, предварительно захватив Корелу, Ям и осадив Ивангород. К июлю 1611 года Новгород подписал мирный договор, согласно которому он становился практически отдельным государством под шведским протекторатом.

После смерти Лжедмитрия II многие криминальные элементы, оппозиционеры и анархисты потеряли свою точку опоры. Таким образом несчастному Дмитрию Углицкому пришлось воскреснуть в третий раз.

В начале 1611 года третий самозванец, известный также, как Псковский вор объявился в Новгороде, но там его не признали, и он бежал в Ивангород. Однако и тут его самозванство было распознано (на этот раз самими шведами). После этого он отправился в Псков, на окраинах которого он согнал свое войско из разных отребьев, а также некоторых представителей казачества. Сами же псковичи его в город не пустили, и Лжедмитрий III отправился грабить окрестные земли. Только в декабре 1611 года горожане впустили его в город, но по одной причине: к Пскову подступили шведы, а у Лжедмитрия было какое-никакое, но войско.

Однако шведы не спешили нападать на Псков (это произошло только в 1615 году) и осели в Новгороде. Лжедмитрий III был схвачен и отправлен в клетке в Москву, где он и был казнен (по другим данным его убили по пути, во время атаки шведов, чтобы он им не достался живым).

Тот, кто считает, что Лжедмитрий III был последним самозванцем, претендовавшим на гены Ивана Грозного, сильно ошибается.

В конце 1611 года, еще до смерти Лжедмитрия III, в Астраханских землях, на юге-востоке от Москвы, объявился человек, заставивший Дмитрия Углицкого в четвертый раз перевернуться в гробу. О нем известно только то, что Лжедмитрия IV признавала большая часть Нижнего Поволжья, но уже в начале 1612 года четвертый самозванец бесследно пропал.

Народное ополчение.

На первый план в проблемах страны в 1611 году вышла проблема польской интервенции . Большинство населения, независимо от своих политических мировоззрений (поддержка Шуйского, Лжедмитрия или бог знает кого еще), склонялось к тому, что поляков пора гнать из Москвы.

На Руси началось национально-освободительное движение . В марте 1611 года к Москве подошло Первое народное ополчение под командованием боярина из Рязани Прокопия Ляпунова. 24марта они подошли к столице, опоздав, к сожалению, на неделю, так как 17 марта поляки устроили в городе резню, перебив около 7000 москвичей. За месяц активных штурмовых действий ополченцы освободили большую часть Китай-города, а также весь Белый город и Земляной город. В мае 1611 года среди ополчения возникли споры между казаками и другими ополченцами. В определенный момент казаки восстали, убили Прокопия Ляпунова и ретировались. Трубецкой и Заруцкий продолжали осаждать Кремль, но сил для его взятия уже было недостаточно, поэтому первое ополчение считается неудавшимся, хотя с этим можно поспорить.

К концу 1611 года ситуация стала совсем тяжкой. На севере орудовали шведы и Лжедмитрий III, на западе и в Москве - поляки, на юго-востоке замаячил Лжедмитрий IV, а на юге начала снова зреть угроза набегов со стороны Крымского ханства и Ногайского ханства.

В Нижнем Новгороде Кузьма Минин , земский староста, неблагородного происхождения, но из зажиточной семьи, начал собирать Второе ополчение . В феврале 1612 года Минин пригласил на роль военачальника князя Дмитрия Пожарского , который также, как и Шуйский, происходил от суздальской ветви Рюриковичей (от князя Всеволода Большое Гнездо ). Как и его дед - Федор Пожарский, бравший Казань при Иване Грозном, - Дмитрий был выдающимся воеводой.

Основные силы ополчения собрались в Ярославле, и в августе 1612 года подошли к столице. Поляки к тому моменту были разбиты на две части: одна держала оборону остатков Китай-города, а вторая засела в Кремле. Осада перекрыла им всякие внешние поставки и к сентябрю, запасы стали подходить к концу. В польско-литовском стане начался голод. «Царь русский» Владислав IV благоразумно еще задолго до этого решил не оставаться в Москве, пока ситуация не стабилизируется. В конце сентября поляки из Китай-города пошли на воссоединение с соотечественниками в Кремле. Прорыв обернулся провалом - Пожарский их наголову разбил. 22 октября Минин и Пожарский штурмом взяли остатки Китай-города, а 26-27 октября поляки из Кремля сдались и отпустили всех заложников. Большая часть поляков была позже отпущена, кроме тех, что попали в плен к казакам (тем, которые не восстали при Первом ополчении). Своих пленных поляков казаки полностью истребили.

27 октября 1612 года ополчение Минина и Пожарского торжественно вошло в Кремль. После этого на январь был назначен Земский собор, на котором должен был быть выбран новый царь Всея Руси .

В январе 1613 года в Москву съехались представители всех сословий (и даже крестьян!) - по 7 человек от каждого города. Было выбрано 8 претендентов на престол из следующих родов: Голицыны, Мстиславские, Куракины, Воротынские, Годуновы, Шуйские, а также Дмитрий Трубецкой и сам Дмитрий Пожарский. Иноземные кандидатуры и сын Лжедмитрия II были отметены сразу.

В ходе заседаний 16 января, ни одна кандидатура не смогла собрать достаточно голосов для победы. Ситуацией воспользовался боярин Федор Шереметьев, который имел уважение как среди бояр, так и среди казачества. Он выдвинул девятую кандидатуру - Михаила Федоровича Романова, род которого не был запятнан ни сотрудничеством с поляками, ни с одним из Лжедмитриев, и даже во времена Бориса Годунова попал в опалу. Эту же кандидатуру поддержал и Дмитрий Пожарский, хотя он сам был кандидатом. Он настаивал на том, что Михаил Романов был двоюродным племянником (хоть и не Рюриковичем) Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Если подробнее, то отец Михаила Романова - Патриарх Филарет (Федор Романов) был двоюродным братом Федора Иоанновича Блаженного.

7 февраля Земский собор 1613 года официально избрал Государем Всея Руси Михаила Федоровича Романова .

С этого момента в истории Руси появляется династия Романовых , а Смутное время начало сходить на нет. Разные исследователи считают датой окончания Смуты как 1613 год, так и 1618 год, когда были добиты шведские и польские интервенты.

21-05-2016, 13:02

Поднялись те добры молодцы,

Подняли те Руси верные,

Что Пожарский князь с купцом Мининым,

Вот два сокола, вот два ясные,

Вот два голубя, вот два верные,

Поднялись вдруг, пустилися.

Пособравши рать, рать последнюю.

Из народной песни.

400 лет назад, 21 мая 1616 г., ушёл из жизни Кузьма Минин. Русский герой, который вместе с князем Дмитрием Пожарским возглавил народное сопротивление вторжению интервентов и предательству московской «элиты» («семибоярщина»), которая пригласила на русский престол польского царевича. Минин стал одним наиболее известных национальных героев русского народа. Священные имена Минина и Пожарского навсегда вошли в историческую память русского суперэтноса, став символами народного отпора национальным предателям и внешним захватчикам. Победа была куплена дорогой ценой, но она позволила сохранить русскую государственность и в итоге вернуть все земли, которые остались под властью врага. В самые тяжелые моменты нашей истории имена Минина и Пожарского являются для нас священным примером и вдохновляют на борьбу, как это было в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Когда немецко-европейские полчища стояли под стенами Москвы и Ленинграда, вся держава 7 ноября 1941 г. услышала на Красной площади слова советского вождя Сталина, обращенные к народу и героическим защитникам социалистического Отечества: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

О предпосылках Смуты

Смута на Руси традиционно была вызвана двумя ведущими причинами. Во-первых, это изменнические действия части «элиты», которая свои личные, узкогрупповые интересы ставила выше национальных интересов. Сначала предатели смогли извести правящую династию Рюриковичей, а затем и занявших их место Годуновых, которые также участвовали в этой схватке. Во-вторых, это активные подрывные действия Запада – тогда в лице католического Рима, Речи Посполитой и Швеции. Запад поддерживал действия предателей и самозванцев, а затем, когда обороноспособность Руси была подорвана, перешёл к открытому вторжению с целью ликвидации русской государственности, цивилизации и «русского вопроса» в целом.

При Иване Грозном, который умер в 1584 г., Русь практически восстановила империю в рубежах скифского периода. Была укреплена государственность, самодержавие, что сопровождалось беспощадной борьбой с загнивавшей «элитой» - князьями и боярами, которые не видели дальше своих уделов и вотчин. Только единая русская империя могла рассчитывать на сохранение своей независимости, в условиях существования в кольце врагов, культурный и хозяйственный рост. Понятно, что исторически прогрессивный процесс роста могущества Русского государства и суперэтноса русов вызвал ожесточенное сопротивление врагов объединения и укрепления Руси. А их было много: могущественный Рим, тогдашний «командный пункт» западной цивилизации, который направлял действия сильной Речи Посполитой, захватившей огромные западнорусские земли; польские магнаты желающие сохранить господство над Западной Русью и мечтающие ограбить русские земли; крымские ханы, поддерживаемые могучей Портой и мечтающие отбить Астрахань, Казань и снова превратить Русь в данника; Швеция, которая вела борьбу за господство в Прибалтике и прочие западноевропейские авантюристы. Орден иезуитов, по сути, спецслужба Ватикана, активно рвался в русские земли, чтобы распространить власть папы римского.

Начало Смуты

Ливонская война, длившаяся более двадцати лет, постоянные набеги крымских ханов нанесли сильный удар хозяйству Руси. Однако Русское государство выдержало эти испытания. Проблема была в том, что, видимо, Ивана Грозного отравили, а также извели его потомство, здоровых наследников. После смерти Ивана IV Грозного царский престол перешел к его болезненному сыну Федору, который был не способен управлять таким огромным государством. Все нити управления перешли к родственникам царя и боярам. Особенно выделялся боярин Борис Годунов, на сестре которого (Ксении) был женат царь Федор. Фактически Годунов являлся полновластным правителем России. Он, конечно, выделялся среди предводителей боярства властолюбием, умом и государственными способностями и уже при Грозном был одним из его ближайших сподвижников.

В этот период снова активизировалась борьба внутри правящей верхушки. Князья и бояре естественно, решили, что теперь наступил благоприятный момент, чтобы воспользовавшись слабостью нового царя и взять реванш, восстановить свое былое могущество, вернуть утерянную при Грозном политическую и экономическую власть. Для этого использовали гибель царевича Дмитрия. Дмитрий - сын Грозного от последней жены Марии Нагой, а Федор - от Анастасии Романовой. Когда Федор занял царский престол, Нагие с двухлетним царевичем выехали в город Углич, где он и воспитывался. 15 мая 1591 года девятилетний Дмитрий был найден во дворе мертвым, с ножом в горле. Назначенная Годуновым следственная комиссия пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. В составленном акте указывалось, что во время игры со сверстниками царевич в припадке падучей болезни сам наткнулся на нож. Так ли было в действительности, по сохранившимся историческим документам установить трудно. По свидетельству же летописцев, Дмитрий погиб от руки наемных убийц, подосланных Годуновым. Их тут же растерзали жители Углича.

Смерть царевича Дмитрия, который был главным претендентом в борьбе за престол, была использована врагами Годунова в противоборстве с ним. По городам и селам распространились слухи о намеренном убийстве малолетнего царевича. В 1597 году умер царь Федор, не оставив после себя наследника. В среде боярско-княжеской знати началась ожесточенная борьба за царский престол, победителем в которой вышел Борис Годунов, опиравшийся на поддержку дворян. Об избрании его царем современник писал: «Боярами и придворными овладел великий страх. Они постоянно изъявляли желание избрать царем Федора Никитича Романова». Годунов «зачистил» явных противников, но большая их часть только затаилась. Таким образом, Годунов одержал вверх в элитарной схватке за власть, но его противники продолжали свою деятельность.

Тем временем резко ухудшилась жизнь простого народа. За годы правления Годунова к концу XVI века оброчные повинности крестьян выросли почти в три раза, а лучшие их земли и покосы экспроприировались помещиками. Крепостная зависимость крестьян усилилась: теперь ими по своему произволу могли распоряжаться и бояре, и дворяне. Крестьяне жаловались, что помещики их «били и имущество грабили и всякие насильства чинили». Уйти же от своего хозяина после отмены Юрьева дня они не имели права.

Усиливается бегство крестьян, мелких посадских людей и холопов на окраины Русского государства - в Поволжье, на Дон, Яик (Урал) и Терек, в Запорожье, на Север и в Сибирь. Активные люди бежали от произвола бояр и помещиков на окраины, что увеличило возможность начала гражданского противостояния. Вольные люди – казаки, занимались различными промыслами, торговлей и совершали набеги на соседние государства и племена. Они жили самоуправляющимися общинами, основывая свои поселения (станицы, слободы, хутора) и стали серьёзной военной силой, которая тревожила не только Крым, Турцию и Польшу, но и Москву. Вольное казачество тревожило московское правительство. Однако в то же время правительство Годунова вынуждено было прибегать к помощи казаков при отражении набегов крымских татар, выплачивая им за это государево жалованье «за службу», снабжая «огненным зельем» и хлебом. Казаки стали щитом (а при необходимости и мечом) Русского государства в борьбе с Крымом и Турцией. Часть казаков хотя и поступала на службу в гарнизоны украинных городов (так назывались южные пограничные города; от слова «окраина», «украина-украйна»), но сохраняла свою автономию.

К началу XVII столетия положение трудового народа ещё более ухудшилось из-за череды стихийных бедствий и неурожаев, что в условиях России вело к голоду. В 1601 году посевы были залиты сильнейшими дождями. Столь же суровым был и следующий год. В 1603 году, теперь уже от сильной засухи, посевы тоже были уничтожены. Страну поразили страшный голод и сопровождавший его мор. Люди ели все, что могло хоть как-то утолять голод,- лебеду, древесную кору, траву... Появились случаи людоедства. По свидетельству современников, только в одной Москве погибло от голода 127 тысяч человек. Спасаясь от голодной смерти, крестьяне и посадские люди покидали родные места. Толпы людей заполнили дороги, устремляясь на Дон и Волгу или в крупные города.

Несмотря на неурожай, в стране было достаточно хлебных запасов, чтобы предотвратить голод. Они были в закромах богачей. Но боярам, помещикам и крупным купцам не было дела до страданий народа, они стремились к личному обогащению и продавали хлеб по баснословным ценам. За короткое время цены на хлеб возросли в десятки раз. Так, до 1601 года 4 центнера ржи стоили 9-15 копеек, а во время голода четверть (центнер) ржи стоила свыше трех рублей. Кроме того, помещики и бояре, чтобы не кормить голодающих часто сами гнали своих крестьян с их земель, не выдавая им, однако, отпускных грамот. А также выгоняли холопов, чтобы сократить число ртов в хозяйстве. Понятно, что это привело не только к голоду и массовому движению населения, но и резкому росту преступности. Люди сбивались в шайки, грабили купцов, торговцев. Часто они создавали довольно крупные отряды, которые нападали на поместья, боярские усадьбы. Вооруженные отряды голодающих крестьян и холопов (среди них были боевые холопы - военные слуги хозяев, с боевым опытом) действовали и под самой Москвой, создавая серьезную угрозу самому государству. Особенно крупным было восстание Хлопка Косолапа.

Опасаясь восстания, царь приказал бесплатно выдавать в Москве хлеб из государственных запасов. Однако дьяки (чиновники), ведавшие раздачей, занимались взяточничеством и всячески мошенничали, обогащаясь на страданиях народа. Кроме того, враждебное Годунову боярство воспользовалось моментом и пыталось направить против царя народный гнев, стало распространять слухи, будто голод послан богом в наказание Борису, убившему, чтобы захватить царский престол, царевича Дмитрия. Такие слухи получили значительное распространение среди неграмотного населения. Таким образом, меры, принятые Годуновым, практически не облегчили положение простого люда и даже вызвали новые проблемы.

Правительственные войска жестоко подавляли восстания. Однако ситуация уже выходила из-под контроля. Некоторые города стали отказываться подчиняться правительству. В числе восставших городов были такие важные центры юга страны, как Чернигов, Путивль и Кромы. Волна восстаний прокатилась по Донской области, Поволжью. К восставшим крестьянам, холопам, городской бедноте стали присоединяться казаки, бывшие организованной военной силой. Восстание широко распространилось по Северской Украйне, в юго-западной части страны, граничащей с Речь Посполитой.

Понятно, что римский престол и его орудия – польские магнаты и паны, жаждущие новых захватов и доходов, зорко следили за событиями в Русском государстве. Они ждали момента, когда Россия-Русь ослабнет и можно будет безнаказанно её грабить, расчленять и распространять католичество. Особенно польскую шляхту интересовали Смоленск и Чернигово-Северская земля, которые уже были частью Речи Посполитой. Подобные планы в отношении Руси строили и правящие круги Швеции, давно зарившиеся на северо-западные и северные земли своего восточного соседа.

В то смутное время Кузьма Минин был уже немолодым человеком. Полное его имя - Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев-Сухорук. Дата рождения его неизвестна. Считается, что Минин родился между 1562 и 1568 годом в небольшом волжском городе Балахны, в семье солепромышленника. О его ранних годах сведений не сохранилось. Проживал Минин в нижнем торговом посаде Нижнего Новгорода и был небогатым человеком. Занимался мелкой торговлей - продавал мясо и рыбу. Как и его будущий боевой Соратник (Пожарский), являлся убежденным патриотом, выразителем русского народного характера и беды Отечества воспринимал всем сердцем, за что и уважали Кузьму горожане, верили ему.

Лжедмитрий

Самозванство как явление русской истории появилось, видимо, из-за двух основных причин. Во-первых, народ хотел видеть доброго и «настоящего» царя, который решит скопившиеся проблемы. А слухи о причастности Годунова к гибели Дмитрия делали его в глаза простых людей «ненастоящим» царем. Во-вторых, это была диверсия западных противников русской цивилизации. Хозяева Запада решили использовать для превращения Руси в свою периферию своих ставленников, замаскированных под маску «законной» власти. Самозванцы, выдававшие себя за сыновей и внуков Ивана Грозного, обещали на словах удовлетворить чаяния народные, на деле выступали ловкими демагогами, которые проводили чуждые интересы и свои личные.

Вошедший в историю под именем Лжедмитрия человек русского происхождения объявился впервые в Киево-Печерском монастыре в 1602 году. Там он «открыл» своё «царское имя» монахам. Те выгнали самозванца. Так же поступил и князь Константин Острожский, воевода киевский, едва гость заявило своем «царском происхождении». Затем тот появился в Братчине - имении князя Адама Вишневецкого, одного из крупнейших польских магнатов. Здесь беглец из Русского государства объявил, что он чудом спасшийся младший сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий. Адам Вишневецкий доставил «царевича» к своему брату - кременецкому старосте князю Константину, крупнейшему магнату Польши. А тот - к своему тестю сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку. Польского короля Сигизмунда III стали убеждать в царском происхождении московского беглеца. Папский нунций в Кракове Рангони немедленно послал в Рим соответствующую депешу.

Весть о «царевиче» Дмитрии быстро распространилась и достигла Москвы. В ответ на это в Москве объявили, что под личиной самозваного царевича скрывается молодой галичский дворянин Юрий Богданович Отрепьев, принявший после пострижения в монастырь имя Григория. Он был в услужении у Никиты Романовы. Когда заговорщиков Романовых разоблачили, Юрий (в иночестве - Григорий) Отрепьев постригся в монахи.

На Западе быстро поняли, какую выгоду они смогут извлечь из «царевича». Рим планировал распространить свою духовную власть на московских «еретиков», а польские магнаты зарились на богатые русские земли. Поэтому самозванец получил поддержку на самом высоком уровне. Вишневецкие и Мнишек хотели в ходе войны поправить свои денежные дела, и 5 марта 1604 года Григорий был принят королем Сигизмундом III и римским послом. Вскоре Лжедмитрий по их настоянию перешел в католичество, совершив тайно от всех необходимые обряды. Он пишет верноподданническое послание папе Клименту VIII, испрашивая помощь для борьбы за московский престол, раболепно заверяя папу в своей покорности, в полной готовности усердно служить богу и Риму. Суд инквизиторов католической церкви, заседавший в Риме, одобрил послание «царевича» и посоветовал папе благосклонно ответить ему. 22 мая 1604 года Климент VIII отправил свою грамоту «любезному сыну и благородному синьору». В ней папа благословлял самозванца на подвиги и желал ему полного успеха в делах. Таким образом, Гришка Отрепьев получил поддержку самой могущественной силы на Западе – папского престола. А Речь Посполитая, где католическая церковь была ведущей силой, была послушным инструментом в руках концептуального центра западной цивилизации. Кроме того, паны мечтали о войне, большом грабеже русских земель.

И самую горячую поддержку самозванцу оказал пан Юрий Мнишек, человек честолюбивый и корыстолюбивый, который увидел в самозванце свой шанс возвысить свой род. В доме магната Григорий увлекся дочерью сандомирского воеводы Мариной. На официальное предложение Лжедмитрия выйти за него замуж Марина и ее отец согласились лишь после того, как «царевич» выдал семейству магната вексель, в котором обязывался по восшествии па русский престол выплатить будущему тестю огромную денежную сумму - сто тысяч злотых и оплатить все его долги. Также самозванец поклялся наделить Марину обширными земельными угодьями в Русском государстве. Вскоре он пообещал Юрию Мнишеку отдать «в вечные времена» земли Смоленского и Северского княжеств. Лжедмитрий I выдал векселя также польскому королю и папе римскому. В результате король Сигизмунд III разрешил шляхтичам вступать в отряды самозванца. Начала формироваться армия вторжения.

Отрепьев и польские паны понимали, что ухудшение социально-экономического положения Русского государства и народные восстания будут способствовать вторжению. Однако внешнее вторжение по-прежнему казалось авантюрой, слишком сильной была Русь. Наемников и авантюристов было мало, денег на полноценную армию никто выделять не хотел. В польском сейме войну не поддержали. Сигизмунд не пользовался большой популярностью, мешал заключенный на 22 года мирный договор с Москвой. Часть магнатов выступала за его соблюдение. Сложная была ситуация в западнорусских областях (современная Украина и Белоруссия), которые беспощадно эксплуатировались польскими панами, там постоянно вспыхивали волнения и восстания. Надвигалась война со Швецией, на престол которой претендовал Сигизмунд III. Но главное – польская элита боялась силы Руси. Необходимо было вызвать гражданскую войну, что получить поддержку широких слоев в самой России. Поэтому самозванец обратился за помощью к запорожцам и донским казакам, недовольным политикой царя Бориса. Лжедмитрий не скупился на обещания.

Появление «настоящего» царя всколыхнуло Русское государство и особенно его окраины. На Дону отреагировали на появление «царевича» положительно. Здесь собрались за последние годы тысячи беглых крестьян и холопов, испытавших на себе большие притеснения со стороны правительства Годунова. Донцы отправили к самозванцу гонцов. Они заявили, что войско Донское примет участие в войне с Годуновым - обидчиком «законного царевича». Самозванец немедленно послал на Дон свой штандарт - красное знамя с черным орлом. По другим областям и городам самозванец распространял «прелестные письма» и грамоты, адресуя их боярам, окольничим, дворянам, купцам и черным людям. Он призывал их целовать ему крест, «от изменника Бориса Годунова отложиться», обещая при этом, что никто не будет казнен за прежнюю службу, что бояр пожалует старыми вотчинами, дворянам и приказным людям будет оказывать милости, а гостям, торговым людям и всему населению даст облегчение в пошлинах и податях. Таким образом, самозванец (и стоящие за ним силы) добился победы не столько оружием, сколько с помощью «информационного оружия» - «царских» своих обещаний.

Продолжение следует…



Оцените новость

Новости партнеров:

Страна между тем оставалась без правительства. Поляки захватили Кремль, и боярская дума упразднилась сама собою. Государство, потеряв свой центр, распадалось на составные части. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой.

Осенью 1611 года посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин, обратившись к русскому народу, призвал его создать второе ополчение. Обладатель порядочного по тому времени капитала, владелец двух дворов, мясоторговец и рыботорговец, он всегда пользовался репутацией человека безупречной честности.

Пробуждайся, Русь! Слово к Русским людям, 1613 год. Кузьма Минин "Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, - шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и веры Православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управителями, произошедшая злоба и ненависть, которые забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошед, уже в Москву и другие многие грады по обе стороны побрали, казну так великую, чрез многие грады разными государями собранную, растащили, церкви и монастыри разорили и разоряют.

Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и, согласясь единодушно, оставя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего Правда, может кто сказать что мы можем сделать не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.

И ежели мы все равное намерение возъимеем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и бессмертную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить".

Минин отчислил третью часть своего имущества на организацию ополчения. Помимо добровольных пожертвований Минин предложил установить обязательный сбор, причем нижегородцы дали Минину право "страх на ленивых налагати", то есть продавать дворы укрывающихся плательщиков. Организация ополчения сразу встала на прочные материальные основы. Оставалось найти достойного военного вождя.

В 120 верстах от Нижнего в своей вотчине жил в это время едва оправившийся от ран князь Д.М. Пожарский. О нем в народе говорили: "Муж честен, кому ратное дело за обычай, который в таком деле искусен и который в измене не явился". К нему-то и прибыли посланники из Нижнего Новгорода с просьбой возглавить ополчение.

Пожарский Дмитрий Михайлович (1.11.1578-20.04.1642, Москва) - государственный и военный деятель. Принадлежал к обедневшему княжескому роду, потомки которого превратились в рядовых вотчинников, носивших фамилию по своей вотчине "Пожар". После смерти отца семья переехала в Москву, где в 1593 Пожарский поступил на службу. В 1598 носил звание "стряпчего с платьем", с 1602 пожалован Борисом Годуновым в стольники. Восшествия на престол Лжедмитрия I и Василия Ивановича Шуйского не изменили судьбы Пожарского.

В 1608 был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609, назначенный воеводой в Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II. Весной 1611 в авангарде ополчения Прокопия Ляпунова ходил в Москву, сражался с польскими войсками гетмана А. Гонсевского, приглашенного боярским правительством ("Семибоярщина"), признавшим польского королевича Владислава русским царем. Отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и отвезен в свою суздальскую вотчину. Сторонник сильного национального правительства, проявивший военный талант, Пожарский был приглашен Кузьмой Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов в Москве. На Земском соборе 1612-1613 сыграл выдающуюся роль при избрании царя Михаила Федоровича Романова и был пожалован боярским чином. До 1618 руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615-1617 участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. Руководил приказами: ямским (1619), разбойным (1636-1637), судным (1636-1637; 1640-1642). В 1628-1630 служил воеводой в Новгороде. В 1632 снова участвовал в войне с поляками. Один из богатейших землевладельцев, Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

Военное ядро второго ополчения составляло хорошо организованное и вооруженное мелкое дворянство. Большую роль играли в нем и посадские люди. Со временем в ополчение стали вливаться казаки, а затем и крестьяне. Воины второго народного ополчения шли в бой под знаменем, на котором девизом были слова: "Вставай, иди, борись и побеждай".

На Москву решили идти через Ярославль. Ярославцы встретили Пожарского с образами и предложили все имущество, какое у них есть, на общее дело. Здесь ополчение стояло несколько месяцев, пополняясь новоприбывшими силами. В Ярославле было создано временное правительство России "Совет всея земли" - государственный орган, подобный Земскому собору. Духовенство и боярство играло в нем довольно незначительную роль. Огромное большинство в "Совете" принадлежало мелкому дворянству и посадскому населению.

Князь Пожарский опасался идти под Москву, пока там оставались казаки. Как оказалось, не без основания: предводитель казаков И. Заруцкий пытался организовать покушение на Пожарского, подослав наемных убийц. Покушение не удалось, и Заруцкий в июле 1612 года бежал из-под Москвы. Чуть позже он соединился с отрядом Марины Мнишек. Пытался выдвинуть ее сына на престол, затем возглавил в 1613-1614 годах крестьянско-казачье движение на Дону и в Поволжье. Однако казаки выдали его правительству, он был схвачен в Астрахани и казнен. Вместе с Заруцким выдали и Марину Мнишек (она умерла в заточении). А ее сына и Лжедмитрия II казнили в Москве, у Серпуховских ворот.

Между тем польский гетман Ходкевич приближался к Москве с усиленным войском и провизией для засевших в Кремле поляков. Двигаясь к Москве медленно и осторожно, 20 августа ополчение Минина и Пожарского подошло к городу. На подступах к столице к нему присоединились части первого ополчения во главе с князем Д. Трубецким. Русское войско стало вдоль стены Белого города до Алексеевской башни на Москве-реке. Главные силы сосредоточились у Арбатских ворот. Ходкевич пытался переправиться через Москву-реку у Девичьего поля, но московские стрельцы отбили атаку, и гетман остановился у Донского монастыря.

Главное сражение состоялось через несколько дней в Замоскворечье. Ходкевичу удалось дойти до Пятницкой улицы, и здесь завязался ожесточенный бой с казаками. Минин в это время ударил по оставленным в тылу двум литовским ротам, что решило исход боя. Ходкевич понял - цель, с которой он прибыл в Москву, не достигнута: продовольствие гарнизону доставить не может. Он приказал спасать остаток возов и ушел к Воробьевым горам. Утром 25 августа 1612 года гетман бежал из-под Москвы "срама же ради своего прямо в Литву поидоша". Участь польского гарнизона в Московском Кремле, брошенного на произвол судьбы, была предрешена.

15 сентября Пожарский отправил к осажденным в Кремле и Китай-городе полякам письмо, в котором убеждал их сдаться и обещал отпустить весь гарнизон невредимым. На это великодушное письмо поляки ответили надменным отказом, уверенные, что гетман вернется. Между тем проходили недели - гетмана не было, начался голод. В октябре он достиг ужасающих размеров. Были съедены все лошади, кошки, собаки, люди грызли ремни, доходило до каннибализма. 22 октября казаки Трубецкого ударили по Китай-городу. Голодные поляки не были в состоянии защищаться и ушли в Кремль. Этот день считается днем освобождения Москвы от интервентов.

В Китай-город торжественно внесли икону Казанской Божьей Матери и дали обет построить церковь, которая и была воздвигнута напротив Никольских ворот Кремля. В память о событиях дня 22 октября был установлен и праздник иконы Казанской Богоматери. (Этот национальный праздник, установленный в память об окончании одной из наиболее трагичных страниц русской истории, будет отныне отмечаться 4 ноября по новому стилю.)

25 октября все кремлевские ворота стояли отворенными настежь - русские войска, предшествуемые крестным ходом, входили в Кремль.

После освобождения Москвы властью в столице, да и во всей России оставались руководители ополчения: князь Трубецкой - начальник казачьего войска, князь Пожарский и Минин. Важнейшей своей задачей правительство народного ополчения считало восстановление государственной власти и государственного единства. А в декабре во все города страны были посланы грамоты, оповещавшие, чтобы отовсюду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания государя всея Руси.

Кузьма Минин

Кузьма Минин принадлежал к торговому сословию Нижнего Новгорода, поэтому яркого следа в исторических источниках не оставил. По крупицам историки собирали сведения о нем.

Год рождения Кузьмы неизвестен. Считается, что его предки проживали в городе Балахна и занимались солеварением и торговлей. Его отец, Мина Анкундинов, имел прозвище Сухорук, возможно, из-за физического недостатка, поэтому Кузьму иногда называли Сухоруко в.

Мина был довольно состоятельным человеком, владел тремя деревнями, лавками, соляными варницами и деревянными домами в Балахне. Все это получили два его старших сына, Иван и Федор.

Кузьма как младший в семье, видимо, получил определенную сумму денег и переехал в Нижний Новгород. Там он женился на Татьяне Семеновой, которая вскоре родила сына Нефеда.

Кузьма занялся торговлей мясом, стал говядырем. Через некоторое время он добился больших успехов в своем деле, и местные торговые люди в 1611 г. избрали его земским старостой.

Для страны это было очень тяжелое время почти полного безвластия. В Кремле хозяйничали польские интервенты. В Первом ополчении всем заправляли казаки. Единственный человек, которому нижегородцы доверяли, был патриарх Гермоген. К нему они и отправили своих делегатов.

Непросто было встретиться с опальным иерархом. Но нижегородцы преодолели все преграды и не только лично поговорили с Гермогеном, но и получили от него грамоту с наставлениями. Первым ее прочитал Кузьма Минин и решил, что именно в Нижнем Новгороде должно собраться новое ополчение для борьбы с поляками, пытавшимися лишить русских людей Отечества и разорить православную Церковь.

В воскресный день после службы в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля земский староста обратился к горожанам с пламенной речью. В ней он сказал, что стране грозит смертельная опасность со стороны короля Сигизмунда, вознамерившегося сделать русских людей своими рабами и уничтожить православие. Спасти «преславное Российское царство от польского плена» могут только нижегородцы, поскольку представители многих других городов оказались под властью «казачьей вольницы из Подмосковных таборов» - так называли Первое ополчение.

Кузьма разработал четкий план по созданию народного ополчения. Сначала следовало собрать значительные средства для воинских людей: на экипировку, боеприпасы и продовольствие. Затем нужно было найти и пригласить на службу этих воинов. Последним должен быть решен вопрос о руководителе собранного войска.

Реализуя свой план, Минин первым пожертвовал третью часть своего имущества и стал призывать богатых горожан поступить так же. Затем были отправлены гонцы к жившим около Арзамаса служилым людям из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа, которые были вынуждены переселиться в Поволжье после захвата Смоленска Сигизмундом III. Все они охотно откликнулись и вскоре прибыли в Нижний Новгород.

Последним оставался вопрос о полководце. По совету с воинскими людьми было решено пригласить князя Д. М. Пожарского, проживавшего в с. Мугрееве. Здесь он лечился от ран, полученных во время мартовского Московского восстания. Все знали, что князь не сотрудничал ни с самозванцами, ни с поляками и их сторонниками, отличался честностью и порядочностью и обладал необходимым воинским опытом.

По указанию К. Минина в Мугреево была отправлена делегация от Нижнего Новгорода, и ее представителям удалось уговорить князя возглавить Второе ополчение. Вторым его руководителям стал сам Кузьма, взявший на себя роль казначея и главного снабженца войска. Эта обязанность была очень непростой, поскольку приходилось собирать деньги, продовольствие и боеприпасы и в других городах Поволжья. Их жителей следовало убеждать жертвовать свое имущество ради высоких целей - спасения Веры и Отечества.

Минин даже получил в ополчении особый чин - «выборный всей земли человек». Во время военных действий ему полагалось командовать Засадным полком.

Поляки, узнав, что в руководстве Второго ополчения есть торговый человек, с издевкой стали заявлять, что патриоты не воины, а лавочники и торгаши, которых можно разогнать одним криком.

В феврале ополченцы двинулись в поход. Их целью был сначала Ярославль, где находилось много боеприпасов и куда должны были прибыть отряды из северных городов. Здесь окончательно сформировалось временное правительство и даже появилось несколько приказов: Поместный, Разрядный и Посольский. Кузьма продолжал оставаться казначеем и фактическим главой Земского приказа, собиравшего чрезвычайные взносы от населения.

Большую роль сыграл К. Минин и во время сражений с гетманом Ходкевичем у стен Кремля. Его Засадный полк решил исход боя в пользу ополченцев, поскольку его нападение оказалось полной неожиданностью для поляков.

После победы над гетманом в руках Кузьмы оказался обоз с продовольствием и обмундированием, который он отдал в полное распоряжение воинов Первого ополчения, уже давно не имевших достаточного количества продуктов питания.

Когда 26 октября 1612 г. польский гарнизон окончательно сдался, Минину было поручено описать оставшееся царское имущество. По его инициативе тут же начался розыск похищенных и разворованных ценностей. Кроме того, ему было поручено приготовить царский дворец к приезду нового всенародно избранного государя. Здания следовало отремонтировать, погреба наполнить продовольствием и т. д.

В итоге большой деятельности Кузьмы для Михаила Федоровича были приготовлены подходящие покои и для «царского обихода» на первое время было привезено необходимое количество продуктов.

Новый царь по достоинству оценил дела К. Минина и присвоил ему чин думного дворянина. Это дало возможность бывшему земскому старосте стать членом Боярской думы. В обязанности Кузьмы входило собирать налоги с высшего купеческого сословия - членов Гостиной и Суконной сотни. Сам он считался служилым человеком с окладом в 200 руб. В начале 1615 г. Михаил Федорович пожаловал ему в вотчину с. Богородское Нижегородского уезда. В конце года здоровье Минина ухудшилось, и на рубеже 1615/16 гг. он скончался. Похоронен он был на территории Нижегородского кремля в знак особого уважения к его патриотической деятельности.

В октябре 1611 г. Второе ополчение в основном сформировалось. В его составе были смоляне, вязьмичи, а также воинские люди из Нижнего Новгорода, Мурома, Гороховца, Балахны. Велись переговоры с воеводами Казани и северных городов. В города рассылались грамоты следующего содержания.

Отрывок из нижегородской грамоты Осень 1611 г.

«Изо всех городов Московского государства дворяне и дети боярские под Москвою были, польских и литовских людей осадили крепкою осадою, но потом дворяне и дети боярские из-под Москвы разъехались для временной сладости, для грабежей и похищенья. Многие покушаются, чтобы быть на Московском государстве панье Маринке с законопреступным сыном ее. Но теперь мы, Нижнего Новгорода всякие люди, сославшись с Казанью и со всеми городами понизовыми и поволжскими, собравшись со многими ратными людьми, видя Московскому государству конечное разорение, прося у Бога милости, идем всеми головами своими на помощь Московскому государству… Если вы, господа дворяне и дети боярские, опасаетесь от казаков какого-нибудь налогу или каких-нибудь воровских заводов, то вам бы никак этого не опасаться. Как будем се верховные и понизовые города в сходу, то мы всею землею о том совет учиним и дурна никакого ворам делать не дадим. Самим вам известно, что к дурну ни к какому до сих пор мы не приставали, да и вперед никакого дурна не захотим: непременно быть бы вам с нами в одном совете и ратными людьми на польских и литовских людей идти вместе, чтобы казаки по-прежнему не разогнали низовой рати воровством, грабежами, иными воровскими заводами и Маринкиным сыном… Мы, всякие люди Нижнего Новгорода, утвердились на том и в Москву к боярам и ко всей земле писали о том, что Маринки и сына ее, того вора, который стоит под Псковом, до смерти своей в государи на Московское государство не хотим, точно так же и литовского короля». (Соловьев С. М. Сочинения. Книга IV. Указ. изд. С. 643–644.)

Наконец, 23 февраля 1612 г. ополченческое войско двинулось к Костроме. По дороге к ним присоединились коломничи с В. Б. Сукиным, до этого находившимся в Троице-Сергиевом монастыре. Затем прибыли рязанцы, некоторые воины из Первого ополчения, М. А. Вельяминов, И. Погожий и др.

Чтобы обезопасить тылы, руководители ополчений отправляли отряды в близлежащие города. Так, в Костроме ставленник Первого ополчения И. П. Шереметев был заменен князем Р. И. Гагариным и дьяком А. Подлесовым. К Суздалю был направлен родственник Д. М. Пожарского Р. П. Пожарский, к Мурому - его брат Д. П. Пожарский, в Пошехонье - князь Д. М. Черкасский, в Углич - И. Ф. Троекуров, в Калязин - С. В. Прозоровский. До этого большинство из них были в Первом ополчении.

Сложным было положение в Казани. Там сторонники Лжедмитрия II сначала убили воеводу Б. Я. Вельского, но потом, узнав, что самозванца нет в живых, решили взять власть в свои руки и отделиться от Русского государства. Главными инициаторами этого самоуправства были дьяк Н. М. Шульгин и стряпчий И. И. Биркин.

И. Заруцкий с казаками, узнав о создании Второго ополчения и его движении к Ярославлю, решили его опередить. Они отправили к городу отряд А. Просовецкого, чтобы тот его захватил до подхода нижегородцев. Но ярославцы узнали о замыслах казаков и вовремя предупредили Д. М. Пожарского. Тот послал Д. П. Пожарского, который сумел войти в город раньше казаков. В итоге тем пришлось вернуться ни с чем.

Этот инцидент наглядно показал, что Заруцкому с единомышленниками было не по пути с настоящими патриотами.

Во время движения к Ярославлю Второе ополчение приветствовали жители Балахны и Юрьева Поволжского. Они дали денег и продовольствие. В первых числах апреля воины достигли Ярославля. Здесь они собирались расположиться на некоторое время, чтобы подождать подкрепление из северных городов. Тут же было сформировано временное правительство «Совет всей земли» во главе с Д. М. Пожарским. Кроме того, в его состав входили боярин В. П. Морозов, боярин князь В. Т. Долгорукий, окольничий С. В. Головин, князь И. Н. Одоевский-Меньшой, князь П. И. Пронский, князь Ф. И. Волконский. Немного позднее к нему присоединились еще два боярина: князь А. П. Куракин и князь В. И. Бахтеяров-Ростовский. Несмотря на все чины и знатность, они признали старшинство Д. М. Пожарского, который был только стольником.

автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора Костомаров Николай Иванович

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский Движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами. Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил

Из книги Пограничники автора Миронов Георгий

Кузьма Синилов Первая встреча с человеком выдающимся надолго остается в памяти. Именно такой была для меня встреча с генералом Кузьмой Романовичем Синиловым осенью 1940 года в затерявшемся среди заполярных сопок небольшом поселке Конец Ковдозера. Там размещалась школа

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Глава 13 СПАСИТЕЛЬ КУЗЬМА Феномен человека и народа 25 (11) июля 1613 года в Успенском соборе Кремля был венчан на царство юноша Михаил - первый царь из династии Романовых. На следующий день, 26 (12) июля 1613 года, нижегородский купец Кузьма Минин был царским указом пожалован

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 18 Спаситель Кузьма Феномен человека и народа25(11) июля 1613 года в Успенском соборе Кремля был венчан на царство юноша Михаил - первый царь из династии Романовых.На следующий день, 26 (12) июля 1613 года, нижегородский купец Кузьма Минин был царским указом пожалован званием

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

КУЗЬМА МИНИН (В. Козляков, П. Михайлов) Убрав патриотическую риторику, обычно заполняющую очерки о Кузьме Минине, мы увидим, что известно о нем совсем немного. Историки, конечно, старались, но они слишком поздно озаботились сбором сведений о нижегородском мужике,

Из книги Дивизия имени Дзержинского автора Артюхов Евгений

Кузьма Евдокимович ГРЕБЕННИК Генерал-лейтенант К.Е. Гребенник в дивизии имени Ф.Э. Дзержинского служил командиром полка с 1931 по 1937 г. Участник Гражданской войны, коммунист с 1920 г., делегат XVIII съезда ВКП(б), во время Великой Отечественной войны он командовал Сивашской

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Кузьма Минин Кузьма Минин принадлежал к торговому сословию Нижнего Новгорода, поэтому яркого следа в исторических источниках не оставил. По крупицам историки собирали сведения о нем. Год рождения Кузьмы неизвестен. Считается, что его предки проживали в городе Балахна и

Из книги Три Лжедмитрия автора Скрынников Руслан Григорьевич

Минин и Пожарский В 1611 г. новым центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Посадский человек Кузьма Минин, избранный земским старостой, возглавил организацию Второго земского ополчения. Гонец нижегородцев ездил в Москву к патриарху Гермогену. Глава церкви

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

К.Минин и Д.М. Пожарский Второе ополчение. В конце 1611 г. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китая-города; шведы заняли Новгород и выставили

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Минин и Пожарский Казалось, конец пришел Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильной рати, ни общей казны – ничего не было! Правительства в настоящем его смысле уже не существовало. Но был еще народ. Этот народ, знатные и черные люди, богатые и бедные, разумники и

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Кубанська Україна автора Полевой Ринат Петрович

Батько українських самостійників Кубані Кузьма Безкровний еред чільних політичних діячів-кубанців, що стали на боротьбу за звільнення свого краю від московського панування, особливе місце займає Кузьма Якимович Безкровний (1876 – 1938), козак-чорноморець зі станиці

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

К началу XVII века процесс становления Российской государственности не имел полной завершенности, в нем накопились противоречия, вылившиеся в тяжелый кризис. Охвативший и хозяйство, и социально-политическую сферу, и общественную мораль, этот кризис получил название «Смута » или «Смутное время ».

Страница 3 из 3

Минин и Пожарский

К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях – начиная с 1606 года – регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось все яснее, что решение проблем не возможно только в местных рамках – зрело понимание необходимости общерусского движения. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание государственного единства не исчезло – напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь. «Религиозные и национальные силы пошли на выручку гибнувшей земли», – писал В. О. Ключевский. Народная энергия не увядала от «безнарядья», продолжая питать государственное творчество. Несмотря на Смуту, в это время русские активно осваивают Поволжье, Урал, Сибирь. Именно в те годы возникают города Пелым, Верхотурье, Сургут, Нарым, Томск, Туринск.

Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверим населения. В августе 1612 года произошли решающие бои, поляки были разбиты.

Призыв Козьмы Минина – не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело – имел отклик у большинства простых людей. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И. Е. Забелин).

Окончание Смуты способствовало победе государственного начала над земско-местническими амбициями. Стало ясно, что соединение областей воедино служит их же пользе – при условии, что соблюдается добровольность этого соединения и права на местную самобытность. Российское государство после смуты предстало, по словам А. П. Щапова, «в значении земско-областной федерации». «Москва, смиренная, наказанная отпадением от нее разрознившихся областей, призывала теперь их к новому органическому братскому союзу с ней во имя духовно-нравственного единства...»

21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку он и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть.

Литература

  • История народного хозяйства СССР. Т.1. – М.: Политиздат, 1956.
  • История России с древних времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. Проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 1994.
  • История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б. А. Рыбакова. – М.: 1975.
  • Ключевский В. О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990.
  • Костомаров Н. И. Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994.
  • Платонов С. Ф. Учебник русской истории.– М.: Прогресс. 1992.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости