Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

  • И свету возвестить о них благословила…
  • Печальной спутницы печальных бедняков,
  • Почувствовать свои страданья научила
  • Например, о героине «Тройки» можно сказать многое. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

  • Чрез бездны темные насилия и зла,
  • Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:
  • Труда и Голода она меня вела –
  • Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

    Сегодня на уроке мы поговорим об образе музы в стихах Некрасова; познакомимся с поэзией Некрасова и традицией гражданской поэзии; проанализируем и сопоставим тематически родственные стихотворения Некрасова, Пушкина, Фета.

    Рис. 1. Н.А. Некрасов ()

    Николай Алексеевич Некрасов (рис. 1) не только осознает тот переворот, который он совершает в истории русской поэзии, особенно по отношению к предшествующей романтической традиции, но и сам образ музы наделяет необычными свойствами, крайне далёкими от традиционных романтических представлений. Наиболее ярким в этом смысле является стихотворение, которое так и называется - «Муза», написанное в 1852 году. Оно начинается с того, что Некрасов воспроизводит тот самый романтический образ Музы - богини поэзии (рис. 2):

    Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

    Не помню над собой я песни сладкогласной!

    В небесной красоте, неслышимо, как дух,

    Слетая с высоты, младенческий мой слух

    Она гармонии волшебной не учила,

    В пеленках у меня свирели не забыла,

    Среди забав моих и отроческих дум

    Мечтой неясною не волновала ум

    И не явилась вдруг восторженному взору

    Подругой любящей в блаженную ту пору,

    Когда томительно волнуют нашу кровь

    Неразделимые и Муза и Любовь...

    Рис. 2. Скульптура античной Музы ()

    Этот через отрицание созданный, с одной стороны, образ греческой богини, а с другой стороны, романтический образ музы оказывается неизвестным поэту. Вот в каком виде предстала муза в его судьбе:

    Но рано надо мной отяготели узы

    Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

    Печальной спутницы печальных бедняков,

    Рожденных для труда, страданья и оков, -

    Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,

    Всечасно жаждущей, униженно просящей,

    Которой золото - единственный кумир...

    И понятно, что содержание той поэзии, которую несла в себе такая муза, должно было оказаться совершенно иным.

    Все слышалося в нем в смешении безумном:

    Расчеты мелочной и грязной суеты

    И юношеских лет прекрасные мечты,

    Погибшая любовь, подавленные слезы,

    Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.

    В порыве ярости, с неправдою людской

    Безумная клялась начать упорный бой.

    Предавшись дикому и мрачному веселью,

    Играла бешено моею колыбелью,

    Кричала: мщение! и буйным языком

    На головы врагов звала господень гром!..

    Так вечно плачущей и непонятной девы

    Лелеяли мой слух суровые напевы,

    Покуда наконец обычной чередой

    Я с нею не вступил в ожесточенный бой.

    Но с детства прочного и кровного союза

    Со мною разорвать не торопилась Муза:

    Чрез бездны темные Насилия и Зла,

    Труда и Голода она меня вела -

    Почувствовать свои страданья научила

    И свету возвестить о них благословила...

    Творческий процесс в стихотворении описан странным и необычным образом. Поэт ведёт с музой ожесточённый бой. Сама муза оказывается неким воплощением трагических судеб людей, вынужденных собственным трудом зарабатывать себе на жизнь, для которых творчество и свободная поэзия оказываются за рамками их существования. И только некрасовская муза дает возможность услышать этот никогда ранее не слышимый голос трагических человеческих судеб. Конечно, к этому кардинально необычному образу музы Некрасов пришёл не сразу. Остановимся на стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», написанном в 1848 году.

    Вчерашний день, часу в шестом,

    Зашел я на Сенную;

    Там били женщину кнутом,

    Крестьянку молодую.

    Ни звука из ее груди,

    Лишь бич свистал, играя…

    И Музе я сказал: «Гляди!

    Сестра твоя родная!»

    В действительности такую сцену некрасовский герой не мог наблюдать на Сенной площади, поскольку публичные наказания, тем более женщин, на Сенной площади не производились (рис. 3).

    Рис. 3. Сенная площадь. Санкт-Петербург. 1830 год ()

    Но такой образ создан поэтом не случайно. В данном случае автор сравнивает иссеченную кнутом женщину с иссеченной музой, имея в виду зачёркивания красными чернилами в цензурном кабинете рукописей с возникающей здесь параллелью: с одной стороны страдающий народ, а с другой стороны страдающая поэзия, которая обращена к этому народу. Но поскольку само сопоставление избиваемой крестьянки и музы выглядело совсем необычным, очень острым, то Некрасов пока само сравнение делает очень аккуратно. Он будто указывает своей музе на то, что она оказалась в данном случае сестрой этой страдающей крестьянки.

    В 1855 году будет написано другое стихотворение, в котором образы, найденные в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», получат дальнейшее развитие:

    Безвестен я. Я вами не стяжал

    Ни почестей, ни денег, ни похвал,

    Стихи мои - плод жизни несчастливой,

    У отдыха похищенных часов,

    Сокрытых слез и думы боязливой;

    Но вами я не восхвалял глупцов,

    Но с подлостью не заключал союза,-

    Нет! свой венец терновый приняла

    Не дрогнув обесславленная Муза

    И под кнутом без звука умерла.

    И если в предшествующем стихотворении возникало только сопоставление музы и избиваемой крестьянки, то теперь эта самая муза вдруг оказалась умершей беззвучно под кнутом. И, конечно же, уйти от этого сюжета Некрасов уже не сможет. И в позднем его творчестве мы вновь обнаружим развитие этого мотива, когда-то им удачно найденного.

    Вот стихотворение 1876 года:

    Музе

    О муза! Наша песня спета.

    Приди, закрой глаза поэта

    На вечный сон небытия,

    Сестра народа - и моя!

    Необычным тут оказывается сам образ музы.

    В 1877 году - в год своей смерти - в стихотворении «О Муза! я у двери гроба!..» Некрасов будто соберёт все предшествующие мотивы и создаст стихотворение, которое завершает собою своеобразный некрасовский цикл.

    О Муза! я у двери гроба!

    Пускай я много виноват,

    Пусть увеличит во сто крат

    Мои вины людская злоба -

    Не плачь! завиден жребий наш,

    Не наругаются над нами:

    Меж мной и честными сердцами

    Порваться долго ты не дашь

    Живому, кровному союзу!

    Не русский - взглянет без любви

    На эту бледную, в крови,

    Кнутом иссеченную Музу...

    И вместо прежней античной богини перед нами вновь возникает национальный образ русской музы, измученной, печальной, бледной, в крови, иссеченной кнутом.

    В заключение обратимся еще к одному стихотворению Некрасова, где он беседует со своей музой, - стихотворению 1856 года, которое выделено самим автором и завершает его первый поэтический сборник:

    Замолкни, Муза мести и печали!

    Я сон чужой тревожить не хочу,

    Довольно мы с тобою проклинали.

    Один я умираю - и молчу.

    К чему хандрить, оплакивать потери?

    Когда б хоть легче было от того!

    Мне самому, как скрип тюремной двери,

    Противны стоны сердца моего.

    Всему конец. Ненастьем и грозою

    Мой темный путь недаром омрача,

    Не просветлеет небо надо мною,

    Не бросит в душу теплого луча...

    Волшебный луч любви и возрожденья!

    Я звал тебя - во сне и наяву,

    В труде, в борьбе, на рубеже паденья

    Я звал тебя, - теперь уж не зову!

    Той бездны сам я не хотел бы видеть,

    Которую ты можешь осветить...

    То сердце не научится любить,

    Которое устало ненавидеть.

    Здесь формируется еще одна важная некрасовская идея - идея любви-ненависти: потому что, с одной стороны, мы ненавидим отрицательные и тёмные стороны окружающей жизни, а с другой стороны, именно к ним обращена наша любящая муза. Таким образом, можно сказать, что в поэзии Некрасова возникает не только необычный, неординарный образ его музы, но возникает еще некий принципиальный диалог между нею и поэтом, что вместе дает возможность оценить почти революционный переворот, который совершает Некрасов в русской поэзии.

    Этот особенный облик музы, который складывался в поэзии Некрасова, имел определённую традицию в истории русской поэзии в том её аспекте, который принято называть гражданской поэзией. Не случайно рядом с фигурой поэта у Некрасова всякий раз будет возникать фигура гражданина. Оно и понятно, потому что его поэт и его муза живут гражданскими, общественными, социальными интересами. И конечно, Некрасов продолжает развивать традицию, связанную с декабристским гражданским романтизмом. В первую очередь можно вспомнить К.Ф. Рылеева (рис. 4).

    Рис. 4. К.Ф. Рылеев ()

    В поэтическом предисловии к поэме «Войнаровский» есть такие строчки:

    Как Аполлонов строгий сын,

    Ты не увидишь в них искусства:

    Зато найдешь живые чувства, -

    Я не Поэт, а Гражданин.

    В стихотворении «Поэт и гражданин», которое открывает некрасовский сборник стихов 1856 года, прозвучит другой мотив, но явно обрабатывающий вышеупомянутую рылеевскую строчку: «Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан».

    Конечно, вспоминается и А.С. Пушкин (рис. 5).

    Рис. 5. А.С. Пушкин ()

    Но в творчестве Пушкина образ поэта, образ музы столь разнообразен, что в первую очередь хочется вспомнить пророка с его словом, которое должно жечь сердца людей. И, безусловно, Некрасов помнит и гражданские инвективы М.Ю. Лермонтова (рис. 6).

    Рис. 6. М.Ю. Лермонтов ()

    О, как мне хочется смутить веселость их

    И дерзко бросить им в глаза железный стих,

    Облитый горечью и злостью!..

    Отношение пушкинской традиции и некрасовской поэзии сложны. Например, стихотворение Некрасова «Муза» во многом полемически переосмысливает один из образов, который возникает в поэзии Пушкина.

    Наперсница волшебной старины,

    Друг вымыслов, игривых и печальных,

    Тебя я знал во дни моей весны,

    Во дни утех и снов первоначальных.

    Я ждал тебя; в вечерней тишине

    Являлась ты веселою старушкой

    И надо мной сидела в шушуне,

    В больших очках и с резвою гремушкой.

    Ты, детскую качая колыбель,

    Мой юный слух напевами пленила

    И меж пелен оставила свирель,

    Которую сама заворожила.

    Младенчество прошло, как легкий сон.

    Ты отрока беспечного любила,

    Средь важных муз тебя лишь помнил он,

    И ты его тихонько посетила;

    Но тот ли был твой образ, твой убор?

    Как мило ты, как быстро изменилась!

    Каким огнем улыбка оживилась!

    Каким огнем блеснул приветный взор!

    Покров, клубясь волною непослушной,

    Чуть осенял твой стан полувоздушный;

    Вся в локонах, обвитая венком,

    Прелестницы глава благоухала;

    Грудь белая под желтым жемчугом

    Румянилась и тихо трепетала...

    В этом стихотворении, написанном Пушкиным в 1822 году, муза предстает, с одной стороны, в виде весёлой старушки, по всей видимости, предполагалась бабушка Пушкина - Мария Алексеевна Ганнибал (рис. 7).

    Рис. 7. М.А. Ганнибал ()

    А с другой стороны, когда он взрослеет и превращается в юношу, она является некой красавицей, которая напоминает изображение античной музы, античной богини поэзии. Тогда становится понятен тот удивительный контраст, который возникает в некрасовском стихотворении, столь кардинально перерабатывающем пушкинский текст.

    В 1860-70-е годы необычный образ некрасовской музы, связанный с мотивом страданий, с изображением загубленных человеческих судеб, имел необычайный успех, но отнюдь не у всех. Были поэты, которые придерживались не просто другой, а диаметрально противоположной идеи, связанной с тем, что искусство не должно обращаться к сиюминутным проблемам, к мелочам жизни, а должно уводить человека в мир прекрасного, в мир красоты. В конце концов эта идея оформилась в особую школу «искусства для искусства», самым главным выразителем которой стал А.А. Фет (рис. 8).

    В творчестве Фета облик музы носит вполне классические античные черты. Хотя у него есть и стихи, которые полемически направлены против некрасовской традиции. Это стихотворение «Муза» 1887 года, в котором Фет спорит не столько с самим Некрасовым, поскольку тот к этому времени уже умер, сколько с самой традицией гражданской поэзии. В качестве эпиграфа он выбирает фрагмент из стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»: «Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв». И тогда есть резон напомнить, что, говоря о поэзии Пушкина, мы обратили внимание, что у него есть стихи, которые воспринимались как стихи, разворачивающие идею гражданского служения поэзии, например стихотворение «Пророк», и стихи, в которых утверждалась идея самодостаточности и самоценности искусства. И в данном случае это цитата из стихотворения «Поэт и толпа». А вот стихотворение Фета «Муза»:

    Мы рождены для вдохновенья

    Для звуков сладких и молитв.

    А.С. Пушкин

    Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня,

    Бичей подыскивать к закону.

    Поэт, остановись! не призывай меня,

    Зови из бездны Тизифону.

    Пленительные сны лелея наяву,

    Своей божественною властью

    Я к наслаждению высокому зову

    И к человеческому счастью.

    Когда, бесчинствами обиженный опять,

    В груди заслышишь зов к рыданью, -

    Я ради мук твоих не стану изменять

    Свободы вечному призванью.

    Страдать! Страдают все, страдает темный зверь

    Без упованья, без сознанья;

    Но перед ним туда навек закрыта дверь,

    Где радость теплится страданья.

    Ожесточенному и черствому душой

    Пусть эта радость незнакома.

    Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,

    Что не труба она погрома?

    К чему противиться природе и судьбе? -

    На землю сносят эти звуки

    Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,

    А исцеление от муки.

    Мы не будем решать, кто из поэтов прав, а кто нет. Заметим только, что в 1850-70-е годы именно поэзия Некрасова сохранила интерес читательской публики собственно к поэзии, и в этом одна из значительных её исторических заслуг.

    Список литературы

    1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
    2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
    3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
    1. Интернет портал «Megashpora.ru» ()
    2. Интернет портал «Текстология» ()
    3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» ()

    Домашнее задание

    1. Ознакомьтесь с поэзией Некрасова 1850-70-х годов.
    2. Расскажите об образе музы в поэзии Некрасова.
    3. Подготовьте сравнительную характеристику образа музы в произведениях Некрасова, Пушкина и Фета.

    «О Муза! я у двери гроба!…» Николай Некрасов

    О Муза! я у двери гроба!
    Пускай я много виноват,
    Пусть увеличит во сто крат
    Мои вины людская злоба —
    Не плачь! завиден жребий наш,
    Не наругаются над нами:
    Меж мной и честными сердцами
    Порваться долго ты не дашь
    Живому, кровному союзу!
    Не русский — взглянет без любви
    На эту бледную, в крови,
    Кнутом иссеченную Музу…

    Анализ стихотворения Некрасова «О Муза! я у двери гроба!…»

    Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба!..» — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью. Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта и поэзии. Именно она была важнейшей для Некрасова в течение всей жизни. Одно из первых ее упоминаний встречается в небольшой зарисовке 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…». В этом стихотворении лирический герой рассказывает о том, как во время прогулки по Сенной площади в Петербурге увидел картину избиения кнутом молодой крестьянки. В последних двух строках он назвал Музу родной сестрой той несчастной женщины. Удивительным образом переплетаются два некрасовских стихотворения, написанных с промежутком почти в тридцать лет. В произведении «О Муза! я у двери гроба!..» транслируется сходная мысль. Некрасов характеризует Музу следующими словами: «бледная», «в крови», «иссеченная кнутом».

    Естественно, совпадение, описанное выше, неслучайно. Музу свою Николай Алексеевич сравнивал с крестьянкой, подчеркивая народность собственных стихотворений. Кроме того, он имел в виду трудности, с которыми сталкивался на протяжении всего творческого пути. В разное время критики и официальная цензура находили множество поводов для гонений на Некрасова. Например, после реформы 1861 года его обвиняли в устаревшем подходе к проблемам крестьян. Якобы простой народ начал жить хорошо, а знаменитый литератор почему-то упорно продолжает сокрушаться о его нелегкой доле. Не раз критиковали Некрасова и за преданность социальной тематике. Даже Фет, редко участвовавший в различных публичных полемиках, отказывался считать Николая Алексеевича из-за этого истинным поэтом.

    В стихотворении «О Муза! я у двери гроба!..» есть отсылка к еще одному произведению Некрасова – «Муза» (1852). В нем поэт в очередной раз подтверждает верность своей Музе – выразительнице народных чаяний. Союз с ней Николай Алексеевич называет «прочным и кровным». В последнем стихотворении эта мысль несколько видоизменена. Муза становится связующим звеном между поэтом и «честными сердцами». Место прилагательного «прочный», относящегося к союзу, занимает определение «живой». При этом Некрасов не отказывается от эпитета «кровный». Союз с «честными сердцами» необыкновенно важен для Николая Алексеевича. Он служит своеобразным ключом к бессмертию. Поэт жив, пока народ помнит его творчество, пока находит лирика отклик в людских душах.

    В начале стихотворения герой говорит, что он «много виноват». Мотив вины стихотворца перед Музой, перед народом не единожды встречается у Некрасова. Николай Алексеевич часто раскаивался, что свой талант направлял не в то русло. Как правило, имеются в виду его произведения, написанные не повелению Музы, а для поддержания существования журнала «Современник», во главе которого он стоял на протяжении почти двадцати лет.

    Среди либерально настроенных людей второй половины девятнадцатого столетия творчество Некрасова пользовалось огромной популярностью. Несмотря на это, современники не смогли в полной мере оценить лирику Николая Алексеевича. Столь важная задача легла на плечи литературоведов века двадцатого. Вполне очевидно, что порой Некрасов слишком увлекался остросоциальной тематикой в ущерб художественной ценности стихотворений. Он и сам это прекрасно понимал, прося не включать некоторые свои произведения в сборники. Тем не менее, новизна и оригинальность слога Николая Алексеевича оказали огромное влияние на русскоязычную поэзию.

    Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений. Здесь с первых строчек автор показывает читателю, что на самом деле его вдохновляют ни барышни, которые могут заставить сердце биться чаще и толкать на настоящие подвиги. Автор говорит о том, что у него было достаточно несчастливое детство, он даже вынужден был сбежать от отца, который обладал тираническим характером. Но даже в поздние годы «Любовь и муза» к поэту не явились, как бы он этого не желал.

    Автора постоянно преследовала совершенно другая муза, которая была достаточно жестокой и неласковой. Для нее единственными благами являются материальные средства, которые могут хоть как-то исправить существующее положение. Все произведения Некрасова пропитаны подобным смыслом, он не может ни на мгновение забыть о том, что происходит в трущобах Петербурга, небольших русских поселениях, которые похожи между собой как братья-близнецы, живущие в нищете.

    Поэт рассказывает о том, что именно муза показала ему чувство ненависти и ничтожества, теперь о не помнит о своих юношеских мечтах, которые были прекрасными и честолюбивыми. Муза поет ему разгульные песни, вкладывая их в уста мужчин, которые злоупотребили алкогольными напитками. А иногда она приходила с мрачным весельем, чтобы развеселить автора и дать ему вдохновение.

    Но такие приходы были редкими и короткими, а после муза просила простить всех врагов. Некрасов с самого детства был близко знаком с таким понятием, как славянская покорность, которая проявлялась буквально во всем. Она частично и становится ключевым аспектом в его творчестве и часто упоминается в различных произведениях.

    Он не понимает, почему его муза должна быть такой, частично обезображенной, вынужденной жить в полнейшей нищете и беспокойстве о завтрашнем дне, почему ей приходиться сражаться за каждый день своего существования, но в тоже время живет она достаточно покорно, не может противиться судьбе и просто ждет, что в один благополучный момент все измениться.

    Именно такая муза регулярно посещает Некрасова, он не понимает, где найти настоящую влюбленность, чтобы писать красивые и возвышенные стихи, поэтому пишет о нелегкой доле русского народа, в окружении которого он живет и наблюдает за страданиями простого человека.

    Вариант 2

    Стихотворение относится к гражданской лирике поэта и по композиционной структуре представляется собой три строфы, отличающихся отсутствием пробелов и неотделимостью друг от друга, что наполняет произведение ощущением непрерывности монолога, в котором лирический герой стремится высказать все свои душевные переживания и терзающие мысли.

    Условно произведение разделяется на три смысловые части, первая из которых является аллегорическим изображением творческой жизни поэта, вторая описывает источник, вдохновивший его на создание поэтических произведений, а в третьей поэт раскрывает сущность собственной музы.

    В качестве стихосложения поэт использует четырехстопный ямб в сочетании с чередующимися женскими и мужскими рифмами и кольцевой рифмовкой.

    Среди художественных приемов, являющихся средствами литературного выражения и используемых в стихотворении, автор применяет множество различных эпитетов, дающих метафорические характеристики образу музы, среди которых наиболее яркими являются бледный, кровный, живой. Тем самым поэт подчеркивает тесную взаимосвязь собственного вдохновения, навеянного музой, с близостью к русскому народу и готовности терпеливо переносить все народные страдания.

    Образ музы изображается поэтом в полной противоположности от традиционного понимания поэтической вдохновительницы, появляющейся, как правило, в прекрасном и легком виде. Стихотворение представляет перед читателем музы в качестве страдающего, озлобленного на несчастную судьбу существа, кричащего от невыносимой боли, которая раздирает ее душу, и изображенного в виде раненого, унижающегося, бранящегося зверя.

    Данная авторская особенность в понимании поэтической музы заключается в своеобразном видении поэта, которое, описывая музу с точки зрения темной стороны, заставляет читателей представлять ее в виде далекого света, выражающегося в очищении и облагораживании, печальной спутницы печальных бедняков.

    Лейтмотивом образа музы являются ее напевы, полные тоски, грусти, передающие воспоминания поэта о своей нелегкой жизни, в которой он встречается со множеством негатива, предательства, слез, нищеты, но при этом остается способным услышать иногда и разгульную песню своей вдохновительницы, являющейся для него вечной спутницей его творчества.

    Повествование стихотворения описывает авторское состояние, при котором поэт вдохновляется на создании своих произведений, подчеркивая не эфемерное понятие поэтической музы в виде очаровательной барышни, а муза, порой жестокая, невежественная, необразованная, но приводящая к пониманию поэтом жизненного смысла, и, соответственно, выражающая неприкрытую красоту, заключенную в милосердии, сострадании и человечности.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости