Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

1. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы).

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Минобороны России являются:

1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;

2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;

3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

5.1) координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - военно-техническое сотрудничество).

4. Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.

5. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

6. Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В Российской Федерации вопрос безопасности является одним из первостепенных, потому что обеспечивать и поддерживать ее на территории самого большого по территории государства в мире - задача не из легких. В связи с этим за пару десятилетий в стране установилось максимально стабильное и надежное управление обороной России. Даже само здание, где осуществляет свою деятельность министерство обороны, впечатляет своими масштабами. В нем работают ответственные и исполнительные люди, благодаря которым Россия сохраняет свой статус великой державы и внушительное влияние в мире.

Общие сведения

Замы Министра обороны, их достижения и награды являются основной темой данной статьи. Всего их десять, и каждый из них в равной степени отвечает за тот или иной компонент структуры безопасности в стране. Практически все эти специалисты дослужились до звания генерала армии, параллельно имеют ученые степени в науке, большинство из них являются действующими государственными советниками РФ 1-го класса. Они четко понимают задачи, стоящие перед ними, и на данный момент успешно занимаются реализацией нового плана по обороне страны, отчет по которому будет предоставлен в 2020 году.

В 2012 году указом президента объявлялась смена военного руководства государства. Был заменен, в первую очередь, Министр обороны. Вместо Анатолия Сердюкова Президент выбрал на эту должность Сергея Кужугетовича Шойгу. Вместе с ним за 2010-2013 годы были поставлены новые замы Министра обороны.Всех новых сотрудников отбирали тщательнейшим образом из различных государственных структур, и они вовсе не считаются "своими людьми". При назначении оценивались, прежде всего, их профессионализм, репутация на прежней работе и способности качественно и в срок отчитываться о выполнении поставленных задач.

Герасимов Валерий Васильевич

Итак, первый зам Министра обороны РФ и по совместительству начальник генштаба ВС - Всю свою жизнь он посвятил службе в армии. После окончания двух военных образовательных учреждений в разные годы возглавлял Дальневосточный, Северо-Кавказский, Ленинградский и Московский военные округа. С 2012 года командует Центральным военным округом. В том же году Валерий Васильевич получил должность начальника Генштаба ВС РФ, параллельно став, по указу В.В. Путина, первым заместителем С.К. Шойгу. В его подчинении, по сравнению с коллегами, находится большее число военных органов.

В целом в его ведении находятся вопросы организации рабочего процесса Генштаба, оперативного управления связью ВС, военно-топографический отдел. Его основная задача - поддерживать высокий уровень боеготовности ВС государства. Помимо этого, Герасимову В.В. подотчетны военная милиция Московской области, служба безопасности и полетов авиации, военно-оркестровый отдел. У него имеется доступ к архивам ВС.

Основные ордена:

  • За заслуги перед Отечеством (третьей степени).
  • Св. Георгия (четвертой степени).
  • За заслуги перед Отечеством (четвертой степени).
  • За службу Родине в ВС СССР (третьей степени).

Цаликов Руслан Хаджимелович

Еще один новый зам Министра обороны РФ- Цаликов Руслан Хаджимелович, заслуженный экономист России (имеет докторскую степень). Проработав долгое время в сфере ведения хозяйства, он вскоре стал министром финансов Северной Осетии. Но уже в 2000-х отошел от финансово-экономической деятельности, сейчас работает в сфере гражданской обороны, контролирует ЧС и содействует их ликвидации. Р.Х. Цаликов возглавляет финансовую инспекцию. Ему отчитываются по строительным проектам Минобороны. Обеспечение судебно-правовой деятельности, оптимизация работы информационных институтов (пресс-служб), сотрудничающих с министерством, также входят в рамки его должностных обязательств.

  • третья степень).
  • Ордена А. Невского и Дружбы.
  • Несколько медалей.

Борисов Юрий Иванович

Наиболее известный среди коллег - Ю.И. Борисов - зам Министра обороны РФ с 2012 года. До вступления в должность был трудоустроен в военно-промышленном секторе, занимался исследованием и развитием радиоэлектроники (доктор технических наук). В Минобороны Борисов ведает вопросами вооружения страны, руководит закупками ВВСТ, его хранения, модернизации, применения и уничтожения. Через него проходят все гособоронзаказы, узаконивается разработка новых видов оружия.

Носит ордена:

  • За заслуги перед Отечеством (четвертая степени).
  • Почета.
  • им. Г.К. Жукова.

Антонов Анатолий Иванович

А.И. Антонов, зам Министра обороны России и специалист по международным отношениям, располагает следующим рядом полномочий. Во-первых, он устанавливает и поддерживает отношения с иностранными военными ведомствами, ведет наиболее важные переговоры с коллегами из других стран в роли полномочного посла РФ. Во-вторых, его рассмотрению подлежат все заключаемые Россией военные международные договоры, так как за их выполнение он несет личную ответственность.

Ему присуждены:

  • «За заслуги перед Отечеством» (орден, 4-я степень).
  • Ордена Дружбы, А. Невского.
  • Орден «За военные заслуги».

Попов Павел Анатольевич

Как и все новые замы Министра обороны, Попов П.А. назначен на данный пост за свой профессионализм и исключительную исполнительность. Его работа связана с развитием военно-научных отраслей. Руководит институтами разработки и распространения различных инноваций в военном деле, продвигает развитие робототехники, телекоммуникаций, ИТ.

Имеет следующие ордена:

  • За службу Родине в ВС СССР (третья степень).
  • За заслуги перед Отечеством (вторая степень).
  • За военные заслуги.

Панков Николай Александрович

Этот специалист в прошлом занимался научной и преподавательской деятельностью (защитил кандидатскую по юридической науке) и является государственным служащим, будучи уволенным с военной службы. Помимо основной должности Н.А. Панков еще и статс-секретарь Министерства обороны. Педагогический опыт определил его круг обязанностей. Он занимается подбором и подготовкой военных специалистов на разных уровнях, предоставляя список потенциальных кадров на рассмотрение Президенту России. Ему поручено обеспечивать в военных кругах дисциплину и соблюдение порядка, способствовать повышению качества военного образования, физического, психологического и морального воспитания будущих офицеров.

Награжден орденами:

  • За заслуги перед Отечеством (2, 3, 4-й степени).
  • Почета.
  • Александра Невского.

Садовенко Юрий Эдуардович

Ю.Э. Садовенко - действительно достойный своей должности новый зам Министра обороны. Он имеет за плечами боевой опыт, регулярно принимал участие в спасательных операциях, лично занимался предотвращением различного рода ЧС. Сейчас же его работа связана с организационными и координационными мероприятиями Минобороны. Он выступает посредником между ЦОВУ и федеральными органами. Наряду с этим формирует отчеты по уровню исполнительности поступающих в Минобороны приказов и задач, а также рассматривает обращения граждан в министерской приемной.

Удостоен:

  • Орденом «За заслуги перед Отечеством» (второй и четвертой степени).
  • Орденами Почета и А.В. Суворова.
  • Имеет Благодарность от Верховного Главнокомандующего ВС.

Булгаков Дмитрий Витальевич

Глубокоуважаемый зам Министра обороны. Звание Героя Российской Федерации подтверждает авторитетность и блестящую репутацию этого человека. Около 14 лет он проработал в штабе Тыла ВС РФ и стал его начальником. Ведет активную научно-исследовательскую деятельность и на его счету уже более 70 работ, за которые ему был вручен ряд премий (им. Г.К. Жукова, А.В. Суворова и т. д.). Является профессором, а также доктором экономических наук. Сейчас в круг его обязанностей входят все вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения ВС и эксплуатационного содержания воинских частей. В его прямом подчинении находятся такие управления, как бронетанковое, ракетно-артиллерийское, транспортное, метрологическое.

Имеет следующие награды:

  • Орден А. Невского.
  • четвертой степени).
  • За службу Родине в ВС СССР (орден третьей степени).

Иванов Тимур Вадимович

Все замы Министра обороны,назначенные в 2010-е годы, обладают огромным опытом работы в военных и связанных с ними структурах. И Т.В. Иванов не исключение, ведь он посвятил 13 лет работе в топливно-энергетической отрасли производства, и даже удостоен звания Почетного работника ТЭК. В качестве заместителя Минобороны он решает вопросы, связанные с жилищным и имущественным обеспечением (включая накопительно-ипотечное), оказанием медицинских услуг, проведением государственной экспертизы.

Из наград:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» (второй степени).
  • в области науки и техники.

Шевцова Татьяна Викторовна

Единственная представительница слабого пола в штабе заместителей. Изначально она строила свою карьеру в Федеральной налоговой службе РФ, со временем возглавив ее. В рамках новой должности курирует финансовый отдел Минобороны. Иными словами, возглавляет процессы планирования, распределения бюджета, определения окладов сотрудников. Руководит отделами по составлению экономических прогнозов и по обеспечению социальных гарантий военнослужащим.

Достижения:

  • За заслуги перед Отечеством (орден четвертой степени, медаль ордена второй степени).
  • Звание Заслуженного экономиста РФ.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Фе­дерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент страны, наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

    Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и включает:
  • центральные органы военного управления, включающие Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а также главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • органы военного управления военных округов и флотов;
  • органы военного управления соединениями и воинскими частями;
  • местные органы военного управления (военные комиссариаты);
  • начальники гарнизонов (старшие морские начальники), военные коменданты.

Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным. Как центральный орган военного управления оно входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Министерство обороны Российской Федерации обладает следующими функциями:
  • участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;
  • разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;
  • разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерства обороны Российской Федерации выделенных средств, и представляет их в Правительство Российской Федерации;
  • координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;
  • организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны;
  • заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств;
  • финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям;
  • обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • представляет Президенту Российской Федерации проекты общевоинских уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
  • представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны;
  • координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;
  • сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств.

Министерство обороны осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Поло­жением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденные Указом Прези­дента Российской Федерации от 11 ноября 1998г., № 1357.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление бюджета ВС РФ, Управление делами Министерства обороны Российской Федерации, Управление военной политики и ряд других).

Начальники главных управлений (управлений) Министерства обороны Российской Федерации отвечают за выполнение в Вооруженных Силах Российской Федерации задач по специальным (отнесенных к их ведению) вопросам, дают по этим вопросам обязательные указания соот­ветствующим должностным лицам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, флотов, родов войск, специальных войск, отдельных управлений и обязаны контролировать их выполнение.

К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, который является основным органом оперативного управления Вооруженными Си­лами Российской Федерации. Его функции также определены Федеральным законом «Об обороне».

    Генеральный штаб Вооруженных Сип Российской Федерации обладает следующими функциями:
  • разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации,
  • разрабатывает план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
  • координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в со­ставе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Воору­женных Сил Российской Федерации и Федеральную государственную программу оператив­ного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
  • готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные оборы, с распределением их между Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  • устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
  • организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;
  • организует и координирует действия сил и применение средств, при выполнении задач территориальной обороны;
  • координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, осуще­ствляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований;
  • анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;
  • осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности;
  • осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;
  • организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • организует взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  • участвует в разработке Плана гражданской обороны;
  • определяет порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны;
  • разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
  • организует мобилизационное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Генеральный штаб осуществляет и иные полномочия в области обороны в соответствии с Поло­жением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г № 1357.

В структуру основных органов военного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации входят ряд главных управлений и управлений.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиняется министру обороны и является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Генеральный штаб.

К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации - Главное командование Сухопутных войск, Главное командование Военно-воздушными силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.

Главное командование вида Вооруженных Сил Российской Федера­ции возглавляет главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно Министру обороны Российской Федера­ции. Он является прямым начальником всего личного состава вида Вооруженных Сил Российской Федерации и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид Вооруженных Сил Российской Федерации.

Главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федера­ции в пределах своей компетенции издает приказы и директивы по наи­более важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида Вооруженных Сил Российской Федерации, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления войсками (силами) вида Вооруженных Сил Российской Федерации. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего видом Воо­руженных Сил Российской Федерации, подчиняется главнокомандую­щему и является прямым начальником всего личного состава вида Воо­руженных Сил Российской Федерации. Он руководит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида Вооруженных Сил Российской Федерации и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возло­женными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.

Правовое положение военного округа и органов военного управления военного округа определяется указами Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации», а также Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 901.

В соответствии с данными нормативными правовыми актами военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Российской Федерации предусматриваются следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско - Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации, является Калининградский особый район.

В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.

Решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей Министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Основными задачами военного округа являются выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против Российской Федерации в границах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.

Кроме того, на военный округ возлагается поддержание и совершенствование базы мобилизационного развертывания войск и сил, подготовка и накопление в запасе мобилизационных ресурсов, создание резервов для войск и сил, а также участие в подготовке граждан к военной службе и призыве их на военную службу, проведение работы по приему граждан на военную службу по контракту; всестороннее обеспечение деятельности войск военного округа, а также других войск и сил, передаваемых в подчинение военному округу; противовоздушная оборона войск, сил и объектов, а также защита государственной границы Рос­сийской Федерации в воздушном пространстве в границах ответственности, а также ряд других задач, указанных в Положении о нем.

Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Командующий войсками военного округа подчиняется Министру обороны Российской Федерации, а также начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории военного округа к выполнению задач в области обороны.

Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.

Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты применяются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.

Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом) в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил, дислоцирующиеся (развертывающиеся) на территории военного округа.

В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации (Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации), а также совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обо­роны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.

Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объединений, соединений и воинских частей сохраняется непосредственное подчинение соответственно главным командованием видов и командованием родов войск Вооруженных Сил, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов

Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.

Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (сипами), осуществляет управление (боевое управление) ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.

Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчинение по вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной и караульной служб, комплектования войск личным составом и его первоначального обучения, поддержания воинской дисциплины и правопорядка, финансового, технического, тылового, морально-психологического и специального обеспечения (кроме других войск воинских формиро­ваний и органов), а также по иным вопросам определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы дислоцирующиеся на территории военного округа.

В соответствии с международными соглашениями в подчинение ко­андующему войсками военного округа могут передаваться войска и силы государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г, выделенные в состав коалиционных (региональных) группировок войск (сил)

Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование)

Организационно-штатная структура управления военного округа (оперативно-стратегического командования) устанавливается Генеральным штабом Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного округа

Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-морского Флота Командующие флотами подчиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом

Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях Они осуществляют как командную деятельность, так и административно-хозяйственную Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны Правовое положение военных комиссариатов определяется Положением о военных комиссариатах (Указ Президента Российской Фе­дерации от 15 октября 1999 г № 1372). Военные комиссариаты создаются Министерством обороны Российской Федерации и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах Российской Федерации), а также в районах и городах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и городов. Военные комиссариаты входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации через командующих войсками соответствующих военных округов.

Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь вооруженных сил с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.

В число основных задач военных комиссариатов входит проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах Вооруженных Сил, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.

На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и всем другим гражданам, проходившим военную службы в Вооруженных Силах РФ по контракту, и членам их семей.

Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил РФ, подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин, желающих поступить на военную службу по контракту.

Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.

Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц воинских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские части, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознания и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гарнизона за совершенные ими правонарушения.

Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воинской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.

Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинский частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в командировку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также выполняет ряд других функций, определенных общевоинскими уставами.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации - один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне».

    Согласно этому закону правительство:
  • разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
  • организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
  • организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  • определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;
  • организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;
  • определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;
  • организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.


Перед началом рассмотрения системы и полномочий военных органов, осуществляющих исполнительную власть в ВС РФ, необходимо заметить, что руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется на двух уровнях:
  1. На высшем (политическом):
  • Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим;
  • Министром обороны РФ.
  1. На уровне органов военного управления:
  • Министерством обороны РФ;
  • Генеральным штабом ВС РФ;
  • Главными командованиями видов ВС РФ;
  • иными органами.
Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ. Верховный
Главнокомандующий ВС РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управления ВС РФ.
Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления ВС РФ, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включает:
  • центральные органы военного управления - Министерство обороны РФ, Генеральный штаб ВС РФ, а также главные командования видов ВС РФ;
  • органы военного управления военных округов и флотов;
  • органы военного управления соединениями и воинскими частями;
  • местные органы военного управления (военные комиссариаты);
  • начальников гарнизонов (старших морских начальников), военных комендантов.
Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным органом военного управления. В качестве последнего оно входит в состав ВС РФ. Функции Министерства обороны определены Федеральным законом «Об обороне».
В структуру Министерства обороны РФ входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы ВС РФ, Управление делами Министерства обороны РФ и др.).
К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб ВС РФ, который является основным органом оперативного управления ВС РФ. Его функции также определены Федеральным законом «Об обороне».
Генеральный штаб ВС РФ:
  • разрабатывает предложения по военной доктрине РФ;
  • разрабатывает и координирует планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;
  • устанавливает количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов РФ, исходя из общего количества граждан РФ, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента РФ;
- осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности и другие функции.
В Г енеральный штаб ВС РФ входит ряд главных управлений и управлений. Начальник Г енерального штаба ВС РФ является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиняется министру обороны и является прямым начальником всего личного состава ВС РФ. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность ВС РФ и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на ГШ ВС РФ.
К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов ВС РФ: Главное командование Сухопутными войсками, Главное командование Военно-воздушными силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.
Главное командование вида ВС РФ возглавляет главнокомандующий видом ВС РФ. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны РФ. Он является прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид ВС РФ.
Главнокомандующий видом ВС РФ в пределах своей компетенции издает приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида ВС РФ, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида ВС РФ является основным органом оперативного управления войсками (силами) вида ВС РФ. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего видом ВС РФ. Он подчиняется главнокомандующему и является прямым начальником всего личного состава вида ВС РФ; руководит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида ВС РФ и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возложенными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.
Военный округ ВС РФ является основной военноадминистративной единицей РФ, общевойсковым оперативностратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом ВС РФ.
В Российской Федерации существуют следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов ВС РФ, является Калининградский особый район.
В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министром обороны РФ и начальником Г енерального штаба ВС РФ.
Руководство военным округом осуществляет министр обороны РФ. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями министра обороны и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основные задачи военного округа - выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против РФ в границах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.
Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.
Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны РФ, а также начальнику Генерального штаба ВС РФ - первому заместителю министра обороны РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.
Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты.
Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации ВС РФ и военные комиссариаты применяются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.
Министром обороны РФ (Генеральным штабом ВС РФ) в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части ВС РФ, дислоцирующиеся на территории военного округа.
В соответствии с Планом применения ВС РФ, распоряжением Президента РФ (Верховного Главнокомандующего ВС РФ), а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.
Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объединений, соединений и воинских частей сохраняется непосредственное подчинение соответственно главным командованиям видов и командованиям родов войск ВС РФ, главным и центральным управлениям Министерства обороны РФ, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.
Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.
Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.
Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчинение по вопросам боевой и мобилизационной готовности; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, моральнопсихологического и специального обеспечения, а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами РФ.
По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования ВС РФ, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцирующиеся на территории военного округа.
Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование).
Организационно-штатная структура управления военного округа (оперативно-стратегического командования) устанавливается Генеральным штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного округа.
Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие флотами подчиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом.
Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях. Они осуществляют как командную, так и административно-хозяйственную деятельность. Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы ВС РФ.
Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны. Военные комиссариаты создаются Министерством обороны РФ и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах РФ), а также в районах и городах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и городов. Военные комиссариаты входят в состав ВС РФ. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется ГШ ВС РФ через командующих войсками соответствующих военных округов.
Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь ВС РФ с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.
В число основных задач военных комиссариатов входят проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах ВС РФ, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.
На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщикам, мичманам, другим военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу в ВС РФ по контракту, и членам их семей. Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из ВС РФ, подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин, желающих поступить на военную службу по контракту.
Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.
Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц воинских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские части, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознания и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гарнизона, за совершенные ими правонарушения.
Военный комендант гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. Он непосредственно отвечает за поддержание высокой воинской дисциплины военнослужащих в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, за надлежащее содержание арестованных на гауптвахте.
Военный комендант гарнизона ведет учет всех воинских частей гарнизона, а также всех военнослужащих, прибывающих в командировку или в отпуск, удостоверяет время их прибытия в гарнизон и убытия из гарнизона и причину их задержки в гарнизоне, а также выполняет ряд других функций, определенных общевоинскими уставами.

Генерал армии Николай МАКАРОВ, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны РФ

25 ЯНВАРЯ - ГОДОВОЙ ПРАЗДНИК ГЛАВНОГО ОРГАНА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -. Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
За время своего существования Генеральный штаб не раз подтверждал свой" статус оперативно-стратегического стержня, пронизывающего и организующего всю деятельность Вооруженных Сил России. Определение, данное выдающимся российским офицером-генштабистом Александром Свечиным Генеральному штабу, который "должен представлять гвардию зарождающихся идей… схватывать, лелеять и проповедовать их", актуально и в наши дни.
Сегодня, когда оборонное ведомство страны вступило в пору коренных преобразований, роль коллектива Генерального штаба: генералов, офицеров и гражданского персонала, их творческой инициативы, высокой профессиональной подготовки трудно переоценить.


Современные теория и практика руководства деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, его организация, сложившаяся система управленческих органов имеют свою весьма продолжительную историю. Не является исключением и основной орган оперативного управления армией и флотом, вобравший в себя множество функций, связанных с решением проблем обеспечения надежной защиты и безопасности страны, - Генеральный штаб, со дня официального образования которого минуло в январе 2009 года уже 246 лет.

В последнее время к основным направлениям деятельности Генерального штаба, его полномочиям, роли в процессе поддержания боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил, развития их видов и родов войск, военной науки и военного искусства, оружия и боевой техники, в целом обеспечения обороноспособности государства проявляется со стороны российской общественности повышенный интерес. И это не случайно: на Генеральный штаб, основой основ функционирования которого является решение в новых условиях таких сложных проблем, как строительство Вооруженных Сил РФ и стратегическое планирование их применения, возлагается огромная ответственность за подготовку армии, флота и страны к обороне, а с началом военных действий, что, как показали недавние события на Кавказе, отнюдь не исключено, - за управление войсками (силами) в ходе вооруженной борьбы.

Вместе с тем о том, каковы же в действительности предназначение Генерального штаба, его место в иерархии органов центрального военного управления государства и непосредственно в системе обеспечения его национальной безопасности, о путях, тенденциях и закономерностях развития, значении в истории страны и Вооруженных Сил большинство граждан России имеет довольно общее, если не сказать смутное, представление, основанное, как правило, на военных мемуарах. Более того, у определенной их части бытует мнение о Генеральном штабе как носителе и выразителе милитаристских тенденций во внутренней и внешней политике государства, как чуть ли не инициаторе многих войн, которые в прошлом вынуждена была вести Россия.

Длительные поиски и развитие

Генеральный штаб в том виде и с теми функциями, в каком и с какими он существовал в советский период истории Отечества и существует сейчас, сложился далеко не сразу, а в результате длительных поисков организационной структуры и сложной эволюции центральных органов военного управления, проводившихся на различных этапах строительства Вооруженных Сил.

Как свидетельствует исторический опыт, по мере непрерывного увеличения объема задач, связанных с обеспечением военной безопасности Российского государства, и вызванных этим систематического увеличения численности армии, развития в сторону усложнения ее организационно-штатной структуры, оснащения новыми боевыми средствами и средствами боевого и других видов обеспечения, а также под влиянием изменения форм и способов вооруженной борьбы предназначение Генерального штаба (и даже его наименование), организация, местоположение и схема подчиненности в общей системе высшего военного управления Российского государства неоднократно менялись, а функции неуклонно расширялись и усложнялись.

Д.А. Милютин

Важно подчеркнуть, что на протяжении своей многолетней истории Генеральный штаб формировался и развивался вместе с армией. От квартирмей-стерской части (службы), создание которой, кстати, совпало по времени с коренной реорганизацией всех основных сфер жизнедеятельности Российского государства, в том числе и военной, он вырос до основного органа, осуществляющего стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. С историей Генерального штаба связаны имена многих выдающихся государственных и военных деятелей Отечества, таких как З.Г. Чернышев, Ф.В. Баур, П.М. Волконский, Д.А. Милютин, Н.Н. Обручев, П.П. Лебедев, Б.М. Шапошников, А.И. Егоров, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, А.И. Антонов, С.М. Штеменко, В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, С.С. Бирюзов и другие.

Роль Генерального штаба как центрального органа управления Вооруженными Силами всегда была исключительно важна: на него возлагались, особенно в годы Великой Отечественной войны, разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий, повышающих их эффективность. Генеральный штаб издавна и по праву считается "мозгом армии", поскольку, как свидетельствует история войн и военного искусства, высокий уровень руководства вооруженными силами во все времена являлся важнейшим фактором достижения успеха в вооруженной борьбе.

П.М.. Волконский

Другой значимой задачей Генерального штаба было и есть обеспечение военной безопасности государства в мирное время посредством постоянной готовности к войне. Именно поэтому для Генерального штаба, как подчеркивали некоторые военные деятели и теоретики в начале XX века, правомерно и другое его название - "воин мирного времени".

История создания Генерального штаба уходит корнями в далекое прошлое нашей Родины и неразрывно связана с формированием и развитием отечественной армии, а в последующем и флота, военной науки и военного искусства. И действительно, общепризнано, что прообразом современного Генерального штаба Вооруженных Сил РФ является квартирмейстерская часть (позже - служба), созданная в начале XVIII столетия Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующими армиями в решении, говоря современным языком, оперативных вопросов, то есть вопросов, связанных с управлением войсками, ведущими военные действия.

Истоки - в середине IX -начале X века

Вместе с тем в допетровский период начиная со времени появления на Руси первых форм государственности некоторые из этих обязанностей выполняли (последовательно) помощники и советники князей (воевод): бояре путные (путники), окольничие, сторо-жеставцы, станоставцы (становщики), полковые квартирмейстеры. Таким образом, есть все основания считать, что первые элементы (истоки) службы, специально предназначенной выполнять в русском походном войске управленческие функции, в самом, конечно, зачаточном виде, появились где-то в середине IX - начале X века, положив начало ее дальнейшему развитию.

Одним из этапов этого развития и стало образование в Российской регулярной армии сначала квартирмей-стерской части (службы), а затем, в январе 1763 года, на ее основе - Генерального штаба как относительно самостоятельного, постоянно действовавшего органа военного управления с подчинением его вице-президенту Военной коллегии.

С 1772 года - Генеральный штаб

В соответствии с утвержденным 30 января 1772 г. Екатериной II Положением о Генеральном штабе во главе последнего был поставлен непосредственный руководитель - генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы.

Тем самым все учреждение - Генеральный штаб - приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени - Военной коллегии (генерал-квартирмейстер подчинялся ее президенту), основным предназначением которого в военное время было оказание командованию помощи в вождении войск, а в мирное -подготовка необходимых для этого различного рода сведений и материалов.

Необходимо подчеркнуть, что понятие "Генеральный штаб" с момента его создания и до Октябрьской революции 1917 года кардинально отличалось от существовавшего в советский период и нынешнего. Его трудно было сформулировать в столь же четкой и определенной форме, как сейчас. Не случайно многие отечественные военные ученые, и в их числе такие известные историки и теоретики, как генералы Н.С. Голицын, Н.П. Глиноецкий, П.А. Гейсман, В.Ф. Новицкий и другие, отмечали в середине XIX - начале XX века, что точного определения термина "Генеральный штаб" в России не существовало - оно, как правило, носило расплывчатый и произвольный характер.

Под Генеральным штабом русской армии в тот период чаще всего понимали вспомогательный орган высшего военного управления (Военной коллегии, Военного министерства, Главного штаба и т.д.) и командования, который включал в себя как центральный управленческий аппарат, носивший в разное время различные названия, так и войсковые структуры, составлявшие ту часть штабов (от военно-окружных - с 1864 года до дивизионных), а также управлений отдельных бригад, крепостей, где сосредоточивалась деятельность по специальности Генерального штаба (в этих штабах и управлениях имелись специальные должности, которые должны были замещаться только чинами Генерального штаба).

Важнейший орган военного ведомства

Начиная со времени окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг. его центральное управление, именовавшееся тогда Главным управлением Генерального штаба (ГУГШ), на деле превратилось в важнейший орган военного ведомства, призванный готовить предложения по обороне государства и специально заниматься в мирное время стратегическим планированием, а так же решением проблем строительства сухопутных сил страны и подготовки их к войне, лишь приблизившись по своим функциям к задачам современного Генерального штаба. В военное же время в соответствии с существовавшими положениями всякий раз создавался специальный высший орган управления вооруженными силами на театре (театрах) войны во главе с главнокомандующим и со штабом при нем, к которым и переходили планирование военных действий и руководство ими. С момента его создания центральное управление Генерального штаба становилось как бы "тыловым" органом и уже не оказывало прямого влияния на этот процесс. Что же касается войсковых структур (войскового управления) Генерального штаба, то они и в мирное, и в военное время выполняли роль своеобразного связующего звена (системы) между "мозгом армии", в частности ГУГШ, и нижестоящими органами управления войсками. В ходе войны генералы и офицеры Генерального штаба этой категории находились в составе соответствующих строевых штабов (управлений) и занимались "боевой работой" по своей специальности, оказывая неоценимую помощь главнокомандующим (командующим, командирам) в организации и ведении операций (боев).

В целом Генеральный штаб русской армии представлял собой совокупность чинов (генералов, офицеров, а также чиновников) особой специальности, как правило, с высшим военным образованием (с 1832 года -Императорская военная академия, переименованная в 1855 году в Николаевскую академию Генерального штаба). При этом чины Генерального штаба, проходившие службу в строевых штабах (управлениях), подчиняясь во всех отношениях местному командованию, в то же время, равно как и чины, служившие в центральном управлении Генерального штаба, находились в ведении генерал-квартирмейстера или, позже, начальника Генерального штаба.

Иными словами, все офицеры и генералы Генерального штаба, где бы они ни исполняли свои многотрудные обязанности, представляли одно целое - особый корпус, или службу Генерального штаба.

Свита Е.И.В.

В дореволюционной истории Генерального штаба русской армии выделяются два периода: 1796-1828 и 1905-1908 гг. В первом из них Генерального штаба как учреждения, входящего в состав высшего органа военного управления государства, не существовало: императором Павлом I он был упразднен и взамен создана так называемая Свита Его Императорского Величества (Е.И.В.) по квартирмейстерской части, подчинявшаяся непосредственно царю, но имевшая своего особого управляющего (по штату - генерал-квартирмейстера).

Свита продолжила свою деятельность под патронажем нового императора - Александра I в качестве самостоятельного органа и после образования в 1802 году Министерства военных сухопутных сил (с 1808 года - Военное министерство). Для более эффективного руководства ею в бытность управляющим Свитой Е.И.В. (с мая 1810 года) генерал-майора и генерал-адъютанта П.М. Волконского была создана канцелярия управляющего квар-тирмейстерской частью.

Однако с 1815 года, когда в соответствии с указом Александра I был учрежден Главный штаб Е.И.В., и к нему перешло управление всем военным ведомством, в составе этого высшего управленческого органа начала функционировать (параллельно со Свитой Е.И.В.) еще и специальная канцелярия генерал-квартирмейстера Главного штаба.

В результате решение "оперативных" вопросов, связанных с управлением сухопутной армией России, особенно после возвращения в 1827 году Свите Е.И.В. прежнего названия - Генеральный штаб, оказалось разрозненным, что наряду с другими негативными явлениями, вызванными подчинением военного министра начальнику Главного штаба Е.И.В., создало огромные трудности в работе всей системы центрального военного управления.

Поиски оптимальной организации

Чтобы хоть как-то исправить сложившееся положение, в 1828 году руководство Генеральным штабом вновь было сосредоточено в одних руках - вверено генерал-квартирмейстеру Главного штаба Е.И.В. С упразднением в 1832 году этого Главного штаба как самостоятельного органа управления (название было сохранено за группой высших должностных лиц) и передачей всего центрального управления военному министру Генеральный штаб, получивший наименование Департамента Генерального штаба, вошел в состав Военного министерства. И, таким образом, единство руководства военным ведомством было восстановлено.

Период 1905-1908 гг. характерен новым расчленением и разрозненностью центрального военного управления. В 1905 году Генштаб под названием "Главное управление Генерального штаба" был выделен, по примеру Германии, в самостоятельный орган во главе с независимым от военного министра начальником (с правом, как и военный министр, личного доклада императору). За Военным министерством, как это уже имело место в 1815-1832 гг., было оставлено в основном решение административно-хозяйственных вопросов, включая использование кредитов, все же остальные стали прерогативой Генерального штаба. Рабочим органом начальника Генштаба (он же начальник ГУГШ) являлось управление генерал-квартирмейстера.

Создание самостоятельного Генерального штаба вновь породило двоевластие в армии, нарушило единство управления ею со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому в 1908 году ГУГШ было возвращено в состав Военного министерства, а начальник Генерального штаба подчинен военному министру. Накануне Первой мировой войны в Генеральном штабе были сосредоточены все вопросы, связанные с организацией обороны страны.

После октября 1917 года

После победы Октябрьской революции, когда государственный аппарат Российской империи был разрушен, а старая русская армия перестала существовать, пришедшее к власти большевистское правительство ходом событий было сразу же поставлено перед необходимостью организации вооруженной защиты вновь образованного государства. Решая эту неотложную проблему, оно прошло сложный путь поиска наиболее приемлемых в условиях Гражданской войны организационных форм центральных органов военного управления, в том числе и органов оперативного руководства, отвечавших в той или иной мере задачам Генерального штаба.

Такого единого, подобного Генштабу органа в тот период создано не было, и Реввоенсовет Республики (РВСР) как коллективный орган высшей военной власти руководил вооруженными силами через Полевой штаб и Всероссийский главный штаб (Всероглав-штаб). Первый занимался оперативной работой, то есть осуществлял централизованное управление военными действиями, а второй ведал устройством тыла, укомплектованием войск (сил), их учебой и другими административными вопросами.

И только в 1921 году путем слияния Полевого штаба РВСР и Всероглав-штаба был создан единый орган руководства Красной Армией - Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), который по своей организационной структуре и объему решаемых задач являлся прообразом созданного на его основе в сентябре 1935 года Генерального штаба, совершенствование организационной структуры и уточнение функций которого осуществлялись вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Г.К. Жуков

Основной рабочий орган Верховного Главнокомандования

Трагическое начало войны предопределило срочную реорганизацию высших органов военно-стратегического руководства обороной страны. Генеральный штаб стал с 23 июня 1941 г. основным рабочим органом Ставки Главного Командования (с 8 августа - Верховного Главнокомандования).

В самые сжатые сроки организационная структура Генштаба, стиль и методы его работы были перестроены в целях приведения их в соответствие с требованиями и задачами вооруженной борьбы.

Полностью добиться этого удалось лишь в конце 1942-го - первой половине 1943 года. Генеральный штаб, пройдя нелегкий путь поисков своей наилучшей организации и места в системе стратегического руководства, накопив достаточный опыт в решении возложенных на него многообразных задач, превратился в основной и высокоэффективный рабочий орган Верховного Главнокомандования, через который Ставка осуществляла стратегическое руководство военными действиями фронтов и флотов, авиации дальнего действия и Войск противовоздушной обороны страны, организацию их взаимодействия и всестороннего обеспечения. В годы войны в наибольшей степени проявились высочайшие организаторские способности, немалый талант руководителей Генштаба, профессионализм и строжайшая ответственность его сотрудников.

Опыт войны показал, что структура Генерального штаба, стиль и методы его работы в мирное время должны в возможно большей степени соответствовать требованиям будущей войны, в то же время, быть способными гибко и оперативно реагировать на изменяющийся характер и условия вооруженной борьбы. Эти тенденции получили дальнейшее развитие в ходе послевоенного строительства Вооруженных Сил.

Послевоенный период

После окончания Великой Отечественной войны была проведена реорганизация органов центрального военного управления, в том числе и Генерального штаба, в соответствии с требованиями мирного времени.

Наряду с совершенствованием своей структуры, стиля и методов работы Генштабом были подготовлены и в высшей степени организованно осуществлены масштабная демобилизация Действующей армии, крупная передислокация советских войск из ряда зарубежных стран на территорию Советского Союза, проведена большая работа по изучению и обобщению опыта минувшей войны и по внедрению его в практику подготовки Вооруженных Сил.

Стремительное развитие современных средств вооруженной борьбы и создание принципиально новых их видов, в том числе ракетно-ядерного оружия, изменения в расстановке сил на международной арене в связи с оформлением различных, агрессивных по своей сути военно-политических союзов антисоветской направленности и, прежде всего, блока НАТО, требовали от Генерального штаба принятия энергичных мер по повышению уровня боевой мощи и боеспособности советских войск.

Переоснастив Вооруженные Силы новейшим оружием и военной техникой, внеся существенные изменения в организационную структуру Советской Армии и Военно-морского флота, Генеральный штаб в тесном взаимодействии с другими органами центрального военного управления, а также с руководством других силовых ведомств и армий стран - участниц Варшавского Договора сумел не допустить военного превосходства США и НАТО над СССР и его союзниками и добиться в начале 1970-х годов военно-стратегического паритета с ними.

Со второй половины 1980-х годов его деятельность осуществлялась в соответствии с оборонительным характером советской военной доктрины. Она была направлена на обеспечение и укрепление международной безопасности государства.

Трудные 1990-е годы

В 90-е годы прошлого века произошли серьезные изменения всей военно-политической ситуации в мире. Изменились внутриэкономические, социальные, демографические и другие условия в самой России, что существенно повлияло на задачи армии и флота, систему военного руководства, особенно оперативно-стратегического. Вместе с тем роль и значение Генерального штаба, в истории которого с момента создания Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации в марте - мае 1992 года начался качественно другой этап, нисколько не уменьшились в процессе государственного переустройства и поиска нового места России в мировом сообществе.

В своей практической деятельности Генеральный штаб в указанный период исходил из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в военной доктрине Российской Федерации. Среди них: эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности, а также ряд других мер, реализация которых обеспечивала в конечном итоге безопасное и независимое развитие России.

В целом же в системе военно-политического, государственного и военного планирования Генеральный штаб нес ответственность не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и за согласованное применение всех имевшихся сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе и в мирное время.

Отсюда - ведущая роль Генерального штаба в прогнозировании и оценке международной обстановки, в формировании предложений военно-политическому руководству страны в сфере обеспечения национальной безопасности.

Новые задачи

Одна из важнейших задач Генерального штаба - проведение в жизнь решений военно-политического руководства Российской Федерации по оптимизации и формированию современного облика Вооруженных Сил. Генеральный штаб занимает ведущее место в высшем эшелоне военно-управленческого аппарата и является координатором по всему спектру вопросов, связанных с планированием применения, развития и подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России.

В настоящее время продолжается процесс оптимизации органов военного управления. Это в полной мере относится и к Генеральному штабу. Его основные звенья по офицерскому составу практически остаются в прежней численности. Сокращения касаются излишествующих, обслуживающих и довольствующих органов с тем, чтобы при оптимальной численности сохранить действительно работающий боевой состав.

Сегодня Генеральный штаб призван обеспечивать стратегическое планирование, а также (в пределах своей компетентности) координацию деятельности и организацию взаимодействия с другими органами военного управления, войсками, воинскими формированиями, органами, федеральными органами исполнительной власти и организациями, создающими в военное время специальные формирования по выполнению задач в области обороны.

Использование богатого исторического опыта, гибкость в выборе методов работы, целеустремленность в достижении необходимых результатов при выполнении стоящих ответственных задач в сочетании с высоким профессионализмом, опора на традиции, преемственность в деятельности Генерального штаба, учет велений времени дают основания для уверенности в том, что все возложенные на него непростые задачи будут успешно решены.


МАКАРОВ Николай Егорович родился 7 октября 1949 г. в с. Глебово Рязанской области. В 1971 году окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (с золотой медалью). Командовал взводом, ротой, батальоном в Группе советских войск в Германии.

После окончания в 1979 году Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) проходил службу в Забайкальском военном округе в должностях: начальник штаба - заместитель командира полка, командир полка, начальник штаба - заместитель командира дивизии, командир мотострелковой дивизии.

В 1993 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (с золотой медалью). Занимал должности: начальник штаба Объединенной группировки российских войск в Таджикистане, начальник штаба - первый заместитель командующего отдельной армией, командующий армией в Приволжском военном округе. С января 1998 года - командующий сухопутными и береговыми войсками - заместитель командующего Балтийским флотом по сухопутным и береговым войскам.

С сентября 1999 года - начальник штаба - первый заместитель командующего войсками Московского военного округа.

С апреля 2007 года - начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ. Указом Президента РФ от 3 июня 2008 г. назначен начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - первым заместителем министра обороны РФ.

Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Награжден орденами "За службу в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, "За военные заслуги", Святого Георгия 2-й степени и 12 медалями.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости