Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

В 1.2 . Какое место в Вашей жизни занимает проблема безопасности?

О .______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребности человека в настоящее время хорошо изучены и классифицированы. Ученым-исследователем А.Маслоу (США) была составлена структура потребностей человека в виде «треугольника потребностей» (рис.1.1), показывающего убывание потребностей по категориям .

потребностейпотребностей

ДУХОВНЫЕ ? потребность в образовании,...

... в реализации своих возмож-

? ностей и способностей, их

активном использовании, ......

... в уважении со стороны

СОЦИАЛЬНЫЕ ? других, в признании равным,

а иногда - первым ……….

... общаться с другими,

? дружить, разделять

их и свои интересы ….

... жизни, здоровья,

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ? собственности, …....

(ЖИЗНЕННО- в еде, одежде,

НЕОБХОДИМЫЕ) ? жилье, воде, особи

другого пола,

Рисунок 1.1- Иерархия потребностей человека и их классификация

В1.3. + О. Заполните "треугольник потребностей" (рис.1.1), используя: “потребность в самовыражении”, “потребность в самоутверждении”, “потребность быть принятым”, “потребность в безопасности”, “физиологические потребности”.

Потребности человека нельзя рассматривать как простую сумму потребностей, значимость которых уменьшается по мере движения к вершине «треугольника потребностей» - ущемленность духовных потребностей может сказаться на самочувствии человека из-за дискомфортности ощущений.

Итак, жизненно-необходимые потребности - это объективно присущие и генетически обусловленные желания, для удовлетворения которых необходимо пребывание человека в определенных состояниях и необходимо осуществление конкретных действий, что связано с:

Ø использованием необходимого количества вещества и предметов;

Ø обеспечением себя энергией (в том числе за счет этих веществ и предметов), необходимой для жизнедеятельности и развития;

Ø своевременной защитой от опасностей.

БЖД - составная часть потребности в безопасности, необходимая для деятельности и развития человека. Составляющие БЖД:

Ø БЖД в условиях производственной деятельности человека;

Ø БЖД в повседневных условиях быта;

Ø БЖД в ЧС и экстремальных условиях.

1.1.8 Система “Человек-машина-среда”

Совершенно очевидно, что БЖД человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем .

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, старики. Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из трех элементов: «человек - машина – среда», имеющих прямые и обратные связи. Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира. Система «человек – машина – среда» («Ч-М-С») является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного положительного эффекта, вторая – в исключении нежелательных последствий.

Опыт свидетельствуют, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер. В то же время уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Эта концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.

Безопасность – это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.

Безопасность – это цель, БЖД – принципы, методы и средства, средства достижения безопасности. Таким образом, БЖД научная дисциплина изучающая опасности и защиту от них.

Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖД систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С».

С позиций БЖД главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека. Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями: Ч1 - человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.), Ч2 - человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.), Ч3 - человек с точки зрения своего психо-физиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.). На рис.1.2 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С» . При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними.

Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека. Возможны следующие условия жизнедеятельности:

Ø комфортные - условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности;

Ø некомфортные - условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы;

Ø невыносимые - условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать.

Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям. Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека, поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время.

Внешняя среда

‘’Человек‘’


целенаправленные воздействия: 11 –“человека” на “машину”; 12 –”человека” на “предмет труда”; 13 –“машины” на “предмет труда”; 14 – “машины” на ”среду”.

Рисунок 1.2- Система «Ч-М-С»:

В1.4. Приведите пример конкретной системы "Ч-М-С”.

О. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При исследовании системы «Ч-М-С» важно правильно определить границы этой системы. Если система «Ч-М-С» слишком ограничена , то можно "потерять" существенные источники отрицательных воздействий на человека, а если слишком обширна – анализ значительно усложняется.

Систему "Ч-М-С" можно рассматривать с позиций выполнения системой своих функций, например, производительности, безотказности и других (подробнее о системе «Ч-М-С» см. ).

А.







2. Опишите виды потребностей.



1. Выберите правильный ответ.

В) не всегда так,

Правильный ответ: А.

2. Выберите правильный ответ.

А) биологические особенности,

Б) конституцию,

В) индивидуальные качества,

Г) климат,

Д) уровень безопасности.

Правильный ответ: Д.

Безопасность как коренная потребность

А. первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;

1. Понятие безопасность связано ли с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека?

Ответ: Да, понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.

2. Какова роль высшей потребности в удовлетворении потребности в безопасности?

Ответ: Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.

3. Как описал А. Маслоу потребность в безопасности?

Ответ: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности
рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

4. Какое место занимает потребность в безопасности в иерархии других видов потребностей?

Ответ: все потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

5. В каких случаях потребность в безопасности рассматривается как
активный и основной мобилизующий ресурс организма фактор?

Ответ:Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурс организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

6. Что понимается под потребностью в безопасности в наше время?

Ответ: В наше время, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.

7.Какое обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию в сохранении стабильности безопасности жизнедеятельности?

Ответ: Сегодня опаснейшую ситуацию в сохранении стабильности безопасности жизнедеятельности создают современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли.

8. В каких случаях население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса?

Ответ: население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса, когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности.

9. Что делают люди для повышения уровня своей безопасности?

Ответ. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества.

10. Какой потребностью заложено стремление людей к объединению?

Ответ. Стремление к объединению заложено потребностью человека в социальных связях.

11. Чем разрешается конфликт индивидуальных и общественных интересов?

Ответ. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

12. Какой существует механизм удовлетворения потребности в уважении?

Ответ. Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции,
согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.

13. Чем утверждаются привилегии в современном государстве?

Ответ. Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством.

14. Чем должны подкрепляться традиции уважения, мнение окружающих и формальные законы?

Ответ. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.

15. Какой непобедимый принцип влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов,
в том числе вопреки интересам общества?

Ответ. «Своя рубашка ближе к телу».

16. Какова роль духовного развития человека в формировании общественных ценностей?

Ответ. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные.

17. Что является первоисточником активности человекаи конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности?

Ответ. Первоисточником активности человекаи конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности является безопасность.

18. Почему укорачивается исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека?

Ответ. Заложенная природой, продолжительность жизни человека укорачивается
реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.

19. Какая из видов продолжительности жизни является исходным показателем?

Ответ. Исходным показателем является биологическая продолжительность жизни.

20. Отчего зависит уровень безопасности личности?

Ответ.Уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.

21. Чем отличаются действия человека, благодаря его разуму?

Ответ. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.

22. Чем обусловлен небывалый кризис жизнедеятельности в развитии цивилизации?

Ответ. Небывалый кризис в развитии цивилизации возник от жизнедеятельности,
в целом направленной на обеспечение коренной потребности человека в безопасности.

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите иерархию потребностей по А. Маслоу.

Ответ: «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».

2. Опишите виды потребностей.

Ответ: к видам потребностей относятся: 1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода и т.д.). 2. Потребность в безопасности. 3. Потребность в любви и в социальных связях. 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества. 5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.

3.Опишите зерно противоречия, заложенное в задачу одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника?

Ответ. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность сообщества и каждого его участника невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.

4. Опишите, в каком случае сообщество оказывается жизнеспособным.

Ответ. Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, эгоистических интересов. В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации.

5. Опишите самую высшую потребность человека.

Ответ: Самая высшая потребность человека – потребность в развитии

6. Опишите виды продолжительности жизни.

Ответ. К видам продолжительности жизни относятся: биологическая продолжительность жизни человека вообще; индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности; средняя продолжительность жизни в данном сообществе.

7. Опишите основные функции продолжительности жизни, предусмотренные природой.

Ответ. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей определённую продолжительность жизни, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять. Человек должен вырасти до взрослого состояния, произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.

8. Опишите причины, укорачивающие индивидуальную продолжительность жизни человека.

Ответ. Индивидуальная продолжительность жизни людей укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Личность,
пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

9. Опишите безопасность как результат жизнедеятельности человека.

Ответ. Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз;
б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды; в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности.

10. Опишите аксиому жизнедеятельности человека «Обеспечение его коренной потребности в безопасности».

Ответ. «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».

11. Опишите, что необходимо сделать для преодоления небывалого кризиса жизнедеятельности в развитии цивилизации.

Ответ. Для преодоления кризиса жизнедеятельности в развитии цивилизации необходимо, чтобы приоритетным в науке и образовании стало направление, обеспечивающее становление современной культуры безопасности. Фундаментальной опорой этого направления должна стать общая теория безопасности, формирующая мировоззрение личности и общества, необходимое для перехода цивилизации к устойчивому развитию.

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

1. Выберите правильный ответ.

Правильно ли, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших?

В) не всегда так,

Г) удовлетворение высших потребностей, как правило, не зависит от удовлетворения низших,

Д) удовлетворение низших потребностей не способствует удовлетворению высших потребностей.

Правильный ответ: А.

2. Выберите правильный ответ.

Фактическая продолжительность жизни характеризует:

А) биологические особенности,

Б) конституцию,

В) индивидуальные качества,

Г) климат,

Д) уровень безопасности.

Правильный ответ: Д.

Мотивация активности человека, как показали исследования в области медицины и психологии, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.

Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности.

Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху каменного века не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.

Однако, как установил основоположник теории мотивации американский социолог А.Маслоу («Мотивация и личность», 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Общепринятой считается классификация А. Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2), где потребности размещены в иерархическом порядке.

В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:

Человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;

Перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

Согласно теории мотивации Маслоу существуют общие потребности для человека (физиологические, безопасности, любви, уважения), которые должны быть удовлетворены до того, как человек перейдет на более высокий уровень мотивации, где материальные ценности уже не играют такой роли.

Физиологические потребности – потребности, обеспечивающие выживание человека (это вода, еда, отдых, секс).

Потребность в безопасности – защита от физических и психологических угроз окружающего мира и уверенность в том, что эти потребности будут удовлетворены и в будущем.

Социальные потребности социальное взаимодействие с другими людьми. Тебя принимают и понимают окружающие люди.

Потребность в уважении – самоуважение, компетентность, признание.

Потребность самовыражения, самореализации – реализация своего внутреннего потенциала и развитие человека как личности.


Рис. 2. Базовые потребности человека по А. Маслоу

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, во сне, в продолжение рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).

Далее идут потребности, свойственные только homosapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности . Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму . «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ и социолог XX века ХосеОртега-и-Гассет ).

Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).

Уместно, правда, отметить важное замечание А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз.

Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.

С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества.

Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации . Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении, а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовыхпотребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной .

Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.

1

Проведен анализ проблемы безопасности человека в окружающей среде: техногенной, социальной, информационной. Показана решающая роль удовлетворения потребности личности в безопасности как фактора развития и повышения качества жизни. Теоретико-методологическую основу составили психологические теории А. Маслоу, К. Юнга, А.Н. Леонтьева и положения теории потребностей Н.А. Коноплевой и Л.П. Шиповской. В качестве условия удовлетворения потребности в безопасности обозначена психологическая безопасность среды, обеспечивающая личности состояние защищенности в различных жизненных ситуациях. Представлен анализ исследования представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и удовлетворенности у них потребности в безопасности. Актуализирована задача создания безопасной образовательной среды, удовлетворяющей у обучающихся потребность в безопасности, а также задача формирования у обучающихся потребности в анализе психологического, информационного пространства.

потребность

безопасность

психологическая безопасность

образовательная среда

1. Кисляков П.А. Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасности субъектов образования // Акмеология. – 2012. – № 3 (43). – С. 72–77.

2. Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи. – М.: Логос, 2011. – 236 с.

3. Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 5. – С. 23.

4. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 248 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 247 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

7. Михайлов А.А., Петров С.В., Кисляков П.А. Опасности социального характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: Русский журнал, 2009. – 252 с.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с.

9. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. – М.: Русский журнал, 2011. – 328 с.

10. Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Исследования информационно-психологической безопасности личности в зарубежной и отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 2 (57). – C. 104–109.

11. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. – 1995. - № 6.

12. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. – М.: Альфа; ИНФРА, 2009. – 432 с.

13. Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1997.

Стратегия национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности, Концепция общественной безопасности в РФ, Федеральный закон «О безопасности» и другие нормативные и доктринальные документы ставят задачу обеспечения безопасности каждого человека посредством защиты жизненно важных интересов и удовлетворения базовых потребностей. В последнее время актуализируется положение о том, что только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к существованию и развитию личности и общества.

Создавая техносферу и социосферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных и антропогенных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве жизни. Вместе с тем гомосфера, включающая в себя производственную (образовательную), бытовую, городскую среду, небезопасна. К новым техносферным условиям относятся условия обитания человека в городах, промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Техносфера - область, преобразованная человеком с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств для удовлетворения своих потребностей. Говоря о человеке в социосфере, необходимо помнить, что человек - это не только физиологическое, но и социальное, психическое существо. Социальная среда характеризуется культурно-психологическим климатом, создаваемым самими людьми из их связей и влияния друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью материального, энергетического и информационного воздействия различных факторов . Созданный человечеством в природной среде «искусственный мир» образуют уже не только техносфера (мир техники, технологий, сооружений и т.п.), но и информационная сфера, значимость которой непрерывно возрастает. В проекте Конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности» «информационное пространство» определяется как «сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию». Особое значение для человека имеет социальная информация как наиболее массовое средство общения и воздействия. Содержание именно этой информации определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки .

Таким образом, сегодня жизненно важные интересы и потребности личности, обеспечивающие ее безопасность, определяются не только и не столько техносферными и физиологическими показателями, но и психологическими и информационными.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение потребности: «Потребность - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения». «Нужда - это еще не связанное с конкретным предметом состояние и ощущение нехватки чего-либо или, напротив, желание сохранить состояние удовлетворенности, комфорта. Когда нужда осознается, "опредмечивается", когда становится ясным, что именно необходимо, то говорят о состоянии потребности». «Потребность - это нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Предмет потребности становится мотивом деятельности, направляющим субъекта на удовлетворение потребности в соответствии с нуждой и регулирующим его деятельность» . «Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды» .

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (такими как питание, движение, познание окружающего мира и т.п.). Базовые потребности, во-первых, определяют пусковой механизм развития человека (формирование его соматического здоровья), во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

А. Маслоу расположил потребности человека в определенной иерархической последовательности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, потребность в привязанности, потребность в принадлежности; потребность в уважении, потребность в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации (самовыражении).

Личность как социальное по своей природе, относительно устойчивое образование представляет собой социальное качество индивида; систему мотивационных отношений; индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений. Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. А. Маслоу отмечает, что после удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; стабильности; зависимости; защите, свободе от страха, тревоге и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях). Подобно физиологическим потребностям, считал А. Маслоу, эти желания могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма, нацелив их на достижение безопасности. Так же, как и в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предполагает его философию будущего, философию ценностей. Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то говорят, что человек думает только о безопасности.

Потребность в безопасности проявляется в «защищенности; стабильности; зависимости; защите; отсутствии страха, тревоги и хаоса; структуре, порядке, законе и ограничениях; силе покровителя» . Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизирующий ресурс организма фактор в чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества, невроз, повреждение мозга, крушение власти или устойчивые неблагоприятные ситуации. «Потребность в безопасности и защищенности отражает заинтересованность в долговременном выживании, то есть это потребность в организации, стабильности, в предсказуемости событий и свободе от угрожающих сил» .

Для лучшего понимания потребности в безопасности А. Маслоу понаблюдал за детьми, у которых потребности этого уровня проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу - на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию. Потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, упорядочению повседневной жизни .

В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например в виде желания устроиться на хорошо оплачиваемую работу с социальными гарантиями, желания иметь жилище, отвечающее всем современным требованиям безопасности, и пр. .

Как утверждают психологи, современный человек в течение года имеет столько же контактов с другими людьми, а возможно, и такое же количество стрессов, как человек в начале века имел за всю жизнь. В условиях нарастающего темпа жизни актуальной является потребность личности в психологической безопасности. Психоаналитик и выдающийся мыслитель К.Г. Юнг уже к середине прошлого столетия, т. е. до начала научно-технической и информационной революций, бил тревогу, полагая, что под влиянием цивилизации и особенно непрерывно следующих друг за другом природных, социальных и хозяйственных катаклизмов психическая конструкция человека становится более хрупкой и уже работает на пределе. Она все больше страдает от прогрессирующего ощущения опасности, неуверенности, подспудного чувства страха за свое «Я». По убеждению Юнга, допустимую меру переходит расщепленность внутреннего мира человека. В условиях постоянного ускорения темпа жизни, частого и резкого обновления ее требований к человеку психика не успевает перестраиваться и хотя бы временно обретать состояние устойчивой адаптированности .

Человек, находящийся в состоянии психологической безопасности, имеет адекватные действия на сложившуюся ситуацию, он спокоен, рассудителен, может разрабатывать стратегию и тактику своей деятельности, дает адекватную самооценку, реализует заложенный потенциал не только в профессиональной деятельности, но и во всех проявлениях жизнедеятельности.

«Психологическая безопасность есть свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям» . Психологическая безопасность на уровне общества - фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей. Психологическая безопасность личности - отражение в переживании ею своей защищенности в конкретной жизненной ситуации. «Для обеспечения психологической безопасности необходимо установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки» . Принадлежность к определенным социальным группам и общественным структурам дает ощущение защиты от возможных угроз, формирует потребность в постоянных связях с окружающим миром и потребность идентификации себя с определенной группой, социальной системой.

Психологическую безопасность можно определить как «состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем» .

В результате повышающейся потребности в безопасности (физиологической, психологической, информационной) актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы человеку удовлетворять потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, вуза), пространство трудовых отношений .

Вопросам безопасности уделяется внимание и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в нем отмечается, что «образовательная организация обязана: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся... в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, работников образовательной организации».

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Однако ситуация в сфере комплексной работы по обеспечению безопасности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся далека от благополучия. Правомерно поставить вопросы: какую среду создает образовательная организация для обучающихся и что она в состоянии сделать для формирования у подрастающего поколения потребности в безопасности? Вышеизложенное обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению задач обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, удовлетворения их потребности в безопасности .

С целью определения представлений студентов о безопасности жизнедеятельности и удовлетворенности у них потребности в безопасности нами было проведено анкетирование студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета. В анкетировании приняли участие 67 человек. Анализ результатов исследования показал, что из опрошенных 59 человек (88%) под понятием «безопасность жизнедеятельности» понимают физическую и психологическую безопасность вместе. Оценивают поведение человека при наличии психологической безопасности как спокойное, уверенное в себе и в будущем, имеющее высокую самооценку, 67 человек (100%). Выполняя определенные действия при недостатке информации, не уверены в себе 55 человек (82%), обеспокоены 51 человек (76%). Находясь в состоянии психологической опасности, могут осуществлять деятельность 54 человека (81%), при этом спокойно - 16 человек (24%). Находясь в ситуации, не соответствующей представлениям о ней, спокойствие сохраняют 34 человека (51%). При наличии психологической опасности 38 человек (57%) буду действовать точно по алгоритму, не допуская ошибок; замкнутся в себе 12 человек (18%), будут агрессивны 25 человек (37%), будут испытывать беспокойство 35 человек (52%), впадут в депрессию 8 человек (12%), будут иметь адекватное поведение 64 человека (96%). Попадая в новый коллектив, 34 человека (51%) ощущают психологическую безопасность, при этом 64 человека (96%) отмечают, что ощущение психологической безопасности будет способствовать их адаптации в нем. 62 человека (93%) считают, что психологическая безопасность важна при адаптации к новым условиям жизнедеятельности, при этом 58 человек (87%) испытывают спокойствие и 67 человек (100%) имеют адекватное поведение. При неопределенности будущего испытывают беспокойство 45 человек (67%), тревогу - 18 человек (27%), нервозность - 22 человека (33%), растерянность - 7 человек (10%), страх - 14 человек (21%), панику - 6 человек (9%), депрессию - 8 человек (12%), неуверенность в себе - 20 человек (30%).

Следует отметить, что проведенный опрос в большей степени был направлен не на оценку готовности студентов к действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях, а на актуализацию у них потребности в безопасности.

Таким образом, видим, насколько важно для качественной реализации жизнедеятельности человека удовлетворение его потребности в безопасности. «При прочих равных условиях человек, который находится в безопасности, принадлежит к группе, любим, завоевывает уважение и восхищение и вследствие этого обретает самоуважение, то он будет здоровым» не только физически, но и психически, «самоактуализирующимся человеком в полном смысле слова» . Поэтому необходимо уделять большое внимание созданию безопасной среды, удовлетворяющей у обучающихся потребность в безопасности, обучать детей и молодежь вопросам безопасности жизнедеятельности, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности. Необходимо формировать потребность в анализе внутренней среды обитания человека, его личностного, психологического, информационного пространства. Иными словами, необходимо учитывать социальный аспект безопасности жизнедеятельности. У молодого человека должна быть сформирована потребность в обеспечении безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтных ситуаций в быту и профессиональной сфере, избегать потенциально опасных мест, строить гармоничные отношения с окружающими.

Рецензенты:

Кисляков П.А., д.псх.н., доцент, декан технологического факультета, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя;

Карасева Т.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой здоровьесберегающих технологи и адаптивной физической культуры, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.

Библиографическая ссылка

Кислякова Л.П. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20310 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

2. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОРЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.

Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».

Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Потребность в безопасности занимает первое место среди тех, что отличают человека от остального живого мира:

1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода…), 2. Потребность в безопасности,

3. Потребность в любви и в социальных связях, 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества,

5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.

Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

Очень важное замечание сделал «мастер психологии» А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

Под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.

Это обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию: современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли, представляют собой страшную по возможным последствиям угрозу - вроде невидимой радиации.

Когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности, население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса. Высшие потребности не только возникают после удовлетворения потребности в безопасности, но и служат для более полного её удовлетворения.

Поясним. Личность, т.е. человеческий индивид с личными особенностями, удовлетворяет свою потребность в безопасности действиями по защите от обнаруженных им угроз, как инстинктивными, так и разумными. Но не только. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества. Не требует особых доказательств, что вместе - безопаснее.

Так вот: стремление к объединению заложено следующей потребностью человека – потребностью в социальных связях.

С объединением людей в сообщество появляется новая забота – обеспечение безопасности этого сообщества. Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.

Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации. эгоистических интересов.

И вот: конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.

Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством. Но, как оказывается, уважения окружающих людей и государственных структур для надёжности действия названного механизма недостаточно. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.

История показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Ни одно «гражданское» общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтролировать выполнение этих законов своими гражданами.

Непобедимый принцип «своя рубашка ближе к телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов, в том числе вопреки интересам общества. Такая ситуация делает неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствующийся в первую очередь своими эгоистическими интересами.

Религия же, вера во Всевышнего, и созданная религиозными канонами мораль посадили «надсмотрщика» в виде совести в голову каждого верующего.

Он отвечает за свои поступки, за их соответствие моральным общественным меркам непосредственно перед Всевышним, обмануть которого невозможно. Можно сказать, верующему нужно уважение не только людей, которых можно и обмануть («не пойманный – не вор»). Получается, что и следующая за потребностью в социальных связях потребность в уважении, служа укреплению объединения людей, тоже «работает» на безопасность. Наконец, самая высшая потребность человека – потребность в развитии – также способствует наиболее полному удовлетворению потребности в безопасности.

Развитие человека позволяет ему приспосабливаться к естественному развитию окружающей среды, как части постоянно изменяющейся природы. А присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные. Т.О., получается, что потребность в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» остальные базовые потребности. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

Потребность в продолжительности жизни.

Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека, укорачивается реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.

Поэтому фактическая продолжительность жизни, будучи зависимой от природной видовой (биологической) величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности. При этом для человека, жизнь которого всегда неразрывно связана с жизнью его сообщества, есть три показателя:

· биологическая продолжительность жизни человека вообще, · индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности, · средняя продолжительность жизни в данном сообществе.

Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять.

Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.

После этого данный индивид природе не нужен, поскольку и функции и воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния человека 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разбросы принятых данных положить запас то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 лет.

«Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой (и природы?) для свободной творческой деятельности личности на благо общества

Значительная часть людей до биологического предела не доживает.

Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях.

Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Однако уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.

В целом, если иметь в виду среднюю продолжительность жизни человека на планете, уровень безопасности человечества до настоящего времени постоянно возрастал.

Безопасность как результат жизнедеятельности

Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз; б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды;

в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.

Жизнедеятельность, направленная на обеспечение безопасности, потенциально опасна; опасности от жизнедеятельности традиционно доводятся до приемлемого уровня с помощью метода проб и ошибок.

Аксиома: «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости