Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

  • Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов / Ред. Тишков В.А., Степанов В.В. – Москва: ИЭА РАН, 2018. – 452 с. (фрагмент)
  • Историческая память и российская идентичность / под ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. – 508 с.
  • Евреи / отв. ред. Т.Г. Емельяненко, Е.Э. Носенко-Штейн; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Наука, 2018. – 783 с. – (Народы и культуры).
  • Татары / отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова, В.В. Трепавлов, Р.К. Уразманова; Ин-т этнологии и антропологии Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Наука, 2017. – 799 с. – (Народы и культуры)
  • Медийная индоктринация: антропологические иссле-дования / Отв. ред. В.К. Малькова, В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2018. – 278 c.
  • Ethnic Groups and Boundaries Today: A Legacy of Fifty Years / Edited by Thomas Hylland Eriksen and Marek Jakoubek. London: Routledge, 2018. 220 p.
  • Этническое и религиозное многообразие России. /под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва.: ИЭА РАН, 2018. – 561 с.
  • Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. – М.: ИЭА РАН, 2017. – 551 с
  • Научные исследования в области этничности, межнациональных отношений и истории национальной политики. Материалы сессии Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений, 19 декабря 2017 г., г. Москва / под ред. В.А. Тишкова; сост. Б.А. Синанов. – М.: ИЭА РАН, 2018. – 315 с.
  • Польша – Россия. Поиски новой идентичности. Сходства и различия / Научный редактор АДАМ ДАНИЭЛЬ РОТФЕЛЬД. Варшава, 2017. 412 с.
  • POLSKA – ROSJA. POSZUKIWANIA NOWEJ TOŻSAMOŚCI. PODOBIEŃSTWA I RÓŻNICE / Redaktor Adam Daniel Rotfeld. Warszawa, 2017
  • XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г. / Отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. – Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. – 512 с.
  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ ДОКЛАД / Под общ. ред. академика В.А. Тишкова. М., 2016. 257 c.
  • Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / Ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. – Москва: ИЭА РАН, 2016. – 297 с.
  • Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / Отв. ред. и сост. Г.А. Комарова. – М.: ИЭА РАН, 2016. – 458 с.
  • Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2014 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. В 2-х томах. Издание второе, исправленное и дополненное / Ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. – Москва: ИЭА РАН, 2016. – 765 с. (т.2 - 408 с.)
  • Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2014 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. В 2-х томах. Издание второе, исправленное и дополненное / Ред. В.А. Тишков и В.В. Степанов. – Москва: ИЭА РАН, 2016. – 765 с. (т.1 - 370 с.)
  • Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / Под редакцией В. А. Тишкова; авторский коллектив: В. А. Тишков, О. П. Коломиец, Е. П. Мартынова, Н. И. Новикова, Е. А. Пивнева, А. Н. Терехина; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.; СПб.: Нестор-История, 2016. - 272 с.
  • Мартынова М.Ю., Степанов В.В., Тишков В.А. Формирование гражданской идентичности. Книга для молодежи. М.: ИЭА РАН, 2015. - 133 с.
  • XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. / Ред.: В.А. Тишков и др. – Москва; Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, ИЭА РАН, 2015. – 497 c.
  • Традиции и инновации в истории и культуре: программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук "Традиции и инновации в истории и культуре" / [Отделение историко-филологических наук РАН, Институт этнологии и антропологии РАН; отв. ред.: А.П. Деревянко, В.А. Тишков]. - Москва, 2015. - 620 с.
  • Социально-политическая история Северного Кавказа (до распада СССР) / отв. ред. В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2015. – 89 с.
  • Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. – Москва: ИЭА РАН, 2014. – 342 с., илл.
  • «Черкесский вопрос». Экспертный доклад / отв. ред. В.А. Тишков, сост. И.Л. Бабич – М.: ИЭА РАН. – 2014, 91 с.
  • Молодежь в полиэтничных регионах Южного федерального округа. Экспертный доклад / Ред. Тишков В.А., Коновалов В.Н., Лукичев П.Н., Степанов В.В. – М. - Ростов-на-Дону, 2014. – 84 c., илл.
  • Социальные факторы этнической нетерпимости (итоги междисциплинарного исследования) / Ред. Степанов В.В., Тишков В.А. – М.: ИЭА РАН, 2014. - 364 с.
  • Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. Научно-справочное пособие. / Под редакцией академика В.А. Тишкова. - М.: ИЭА РАН, 2013. - 114 с.
  • Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / под редакцией В.А. Тишкова. – М.: ИЭА РАН; Пятигорск: Издво ПГЛУ, – 2013, 90 с.
  • Молодежь в полиэтничных регионах Приволжского федерального округа. Экспертный доклад /Ред. В. А. Тишков, В. В. Степанов. – Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2013. – 115 с.
  • Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / Под. ред. В. А. Тишкова, В.В. Степанова. – М.: ИЭА РАН, Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. – 98 с.
  • Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. Под ред. М.Б. Погребинского и А.К. Толпыго. М.: Весь Мир, 2013. 400 c.
  • Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды / Под редакцией М.В. Романова и В.В. Степанова. – М.: Общественная палата РФ, 2012 (на правах рукописи). – 98 С., 25 илл.
  • Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2012. 651 c.
  • Историко-культурное наследие и духовные ценности России: Программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук: [сборник статей] / Российская акад. наук, Отд-ние ист.-филологических наук; отв. редакторы: А. П. Деревянко, А. Б. Куделин, В. А. Тишков. - Москва: РОССПЭН, 2012
  • Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов / Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 376 с.
  • Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы / Под ред. В. А. Тишкова. – М.: ИП А. Г. Яковлев, 2011. – 288 с.
  • Этнологический мониторинг переписи населения / Под ред. В.В. Степанова. - М.: ИЭА РАН, 2011. – 552 с.
  • Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие / Под ред. В.А. Тишкова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2011. - 462 с.
  • Малькова В.К., Тишков В.А. (ред.) Культура и пространство. Книга вторая. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест. М., ИЭА РАН. 2010. 182 с.
  • Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям / отв. ред. А.П. Деревянко, А.Б. Куделин, В.А. Тишков; Отд-ние ист.-филол. наук РАН. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 544 с.: илл.
  • Аствацатурова М.А., Тишков В.А., Хоперская Л.Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в северокавказском регионе Издательство: М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2010. 264 с.
  • Малькова В.К., Тишков В.А. Культура и пространство Книга первая. Образы российских республик в Интернете. М.: ИЭА РАН, 2009. 147 с.
  • Народы России. Атлас культур и религий / Ответственные редакторы В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. М., 2008.
  • Российский Кавказ. Книга для политиков / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. - 384 с.
  • Тишков В.А., Степанов В.В. Измерение конфликта. Методика и результаты этноконфессионального мониторинга Сети EAWARN в 2003 году. – М., 2004. 322 с.
  • Степанов В.В., Тишков В.А. (ред.) Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции. - М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2009. - 432 с.
  • Этнокультурный облик России: перепись 2002 года / Ред. Степанов В.В., Тишков В.А. М.: "Наука", 2007.
  • Национализм в мировой истории / под ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельмана; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2007. - 601 с.
    • Кабардино‑Балкарская республика - - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо‑Кавказского федерального округа. Расположена на северных склонах и в предгорьях центральной части Большого Кавказа. На юге граничит с Грузией … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Российская Федерация Федеральные округа: Дальневосточный Приволжский Северо Западный Северо … Бухгалтерская энциклопедия

      КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА - республика в составе РФ. Конституция К. Б.Р. принята парламентом К. Б.Р. 1 сентября 1997 г. По Конституции К. Б.Р. суверенное демократическое правовое государство. Государственными языками К. Б.Р. являются кабардинский, балкарский и русский языки … Энциклопедический словарь конституционного права

      - … Википедия

      Кабардино-Балкарская Республика - Кабард ино Балк арская Респ ублика … Русский орфографический словарь

      Кабардино-Балкарская республика, принимающая эстафету огня ОИ - Кабардино Балкарская республика (КБР) была образована в 1921 году как Кабардинская (с 1922 года Кабардино Балкарская) автономная область, в 1936 1991 годах автономная республика, с 1992 года Кабардино Балкарская республика. Расположена в основном … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Кабардино Балкария. В составе РСФСР. 16 января 1922 образована Кабардино Балкарская АО; преобразована в АССР 5 декабря 1936. Площадь 12,5 тыс. км2. Население 614 тыс. человек (1972, оценка). В К. Б. 8 районов, 7 городов, 7 посёлков… … Большая советская энциклопедия

      Къэбэрдей Балъкъэр АССР Къабарты Малкъар АССР Флаг … Википедия

      Кабардино Балкарская автономная советская социалистическая республика Къэбэрдей Балъкъэр АССР Къабарты Малкъар АССР Флаг … Википедия

      Кабардино Балкария, в составе РСФСР. Расположена в центр. части Большого Кавказа, занимает его сев. склоны и прилегающие степные равнины. Созданная 1 сент. 1921 Кабардинская АО, 16 янв. 1922 преобразована в Кабардино Балкарскую АО. 5 дек. 1936… … Советская историческая энциклопедия

    Книги

    • Молюсь я на адыгском языке… , Люба Балагова , Сквозная тема в творчестве Любы Балаговой - милая её сердцу родина, родная Кабардино-Балкарская республика. А родина - это и воздух, который ты младенцем впервые вдохнул в свою грудь, и… Категория: Поэзия Издатель: Голос-Пресс ,
    • Кавказ. Карта автодорог , Люба Балагова , Вашему вниманию предлагается карта автодорог Кавказа. На карте обозначены: Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, республика Северная… Категория:

    Кавказ. Край прекрасный и строгий. Мир, где всё постоянно меняется и неизменно веками. Здесь, как нигде, сильно ощущение бесконечности времени и мига существования. Земля тут тянется к небу, а природа берет душу в плен. А еще это уникальный по этническому разнообразию край. Край горцев. Удивительно, как народы сумели сохранить за века проживания рядом каждый свою культуру, самобытность, исторические традиции, свои языки. У нас в руках «визитная карточка» Кабардино-Балкарии.

    «...На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше?»

    (Михаил Лермонтов)

    РЕСПУБЛИКА КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

    Республика в составе РФ. Расположена в основном в
    горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине. Из российских республик Кабардино-Балкария граничит с Северной Осетией, Ингушетией, Карачаево-Черкессией, а также со Ставропольским краем. На юге соседствует с Грузией.
    Любопытно, что от Кабардино-Балкарии до Северного полюса примерно столько же километров, сколько до экватора.

    Население - примерно 895 тысяч человек. Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 процента, балкарцы - 11,6, русские - 25,1, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей - 8,3 процента

    Столица республики - город Нальчик. Население - около 300 тысяч человек.

    Флаг и герб Кабардино-Балкарии

    Биография одного из главных курортных центров Юга России и города воинской славы началась в 1724 году, когда у подножия гор Главного Кавказского хребта появились аулы главных князей Кабарды - Асланбека Кайтукина, Джамбота Татарханова, Кучука Джанхотова.

    Нальчик расположен в полукруге гор и напоминает подкову. Может, отсюда название? И с балкарского, и с кабардинского слово «нал» переводится, как подкова.

    Есть и другая версия. Если верить историкам, в старину в этом месте была вязкая, непролазная грязь - такая, что с коней подковы срывало. Так или иначе, подкова сегодня на эмблеме города, а на месте той, легендарной, грязи - стремительные проспекты, упирающиеся в горы.

    Главное украшение Нальчика - парк, который по праву считается одним из лучших в России и крупнейшим в Европе. Тенистые аллеи парка сливаются с окрестными лесными массивами. В парке - 156 видов деревьев и кустарников, в том числе редкие и даже реликтовые. Такие, к примеру, как Гингко Билоба.

    Кстати о Гингко: в германском городе Веймаре есть музей, сотрудники которого ведут реестр всех сохранившихся на Земле чудо-деревьев. Нальчикские экземпляры также занесены в эту «красную книгу».

    ПРИРОДА

    Жемчужина республики - двухвершинный Эльбрус, уходящий в небо в своей самой высокой точке на 5642 метра. Неудивительно, что изображение его заснеженных вершин украшает флаг и герб Кабардино-Балкарии.

    Кроме того, оно подчеркивает многолетнюю связь двух близких народов, кабардинцев и балкарцев. Но Творцу, когда он создавал этот край, словно было мало одного Эльбруса.

    В пределах республики находится еще пять горных исполинов, высота которых больше 5000 метров: Дых-Тау, Коштан-Тау, Шхара, Джанги-тау, пик Пушкина.

    Сверкающие ледники, живописные ущелья, шумные водопады, изумрудные озера - в Кабардино-Балкарии есть все, чтобы полюбить эти места на всю жизнь.

    ЯЗЫК

    Кабардино-Балкария говорит на трех государственных языках: русском, кабардинском и балкарском.

    Кабардинский язык относится к абхазско-адыгской группе кавказских языков. Письменность на этом языке создана после Октябрьской революции. Литературный язык возник на основе диалекта Большой Кабарды.

    Балкарский язык относится к северо-западной ветви тюркских языков. Он сохранил в чистоте древнетюркские корни - с его помощью ученые-востоковеды исследуют древнеписьменные языки тюркской системы. Современное название получил в 1950-х годах - до этого времени он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.

    На праздновании 450-летия присоединения к России. Нальчик, сентябрь 2007 г.

    РЕЛИГИЯ

    Ислам суннитского направления - мусульманство в республике исповедует порядка 75% населения. Ислам пришел на территорию республики в XIV веке - известно, что кабардинские и адыгейские князья присягали русскому князю «по своей вере и мусульманскому закону».

    С первой половины XIX века ислам стал господствующей религией кабардинцев и балкарцев. Кроме ислама, в республике представлено христианство, а также иудаизм. Есть представители и других конфессий.

    ТРАДИЦИИ

    Гостеприимство. Кабардино-Балкария, как и другие кавказские республики, отличается хлебосольством. В доме каждого горца путника накормят и обогреют. Однако угощение не одинаково для всех. К примеру, женщинам вместо национального напитка -- бузы, нальют сладкий чай. Мужчинам - наоборот. Для случайного гостя не готовят национальную халву, но ее обязательно поставят на стол, если о визите было известно заранее.

    Свадьба. Жениха, отправляющегося за невестой, провожают вечерним пиром, на который собирается все село. Процессию с невестой по дороге встречают друзья и родственники жениха - в поле они устраивают пиршество, поднимают тосты, танцуют. После этого гостей провожают в дом и гуляют до утра. Наездника, которому удается проникнуть в комнату невесты верхом на коне, угощают большой чашей бузы, лакумом, мясом. Самая авторитетная женщина рода мажет губы невестки медом с маслом, чтобы новая семья была для нее такой же сладкой и приятной.

    Рождение ребенка. Кабардинцы и балкарцы с размахом отмечают это событие. Но особые торжества устраивают в семье, в которой на свет появляется мальчик - продолжатель рода. Приглашают много гостей.

    Человек, которому доверяют зарезать для жертвоприношения барана или быка, произносит молитву. Он просит Бога сделать мальчика крепким, сильным, подарить ему много лет жизни.

    Во дворе дома вкапывается столб с перекладиной, к которой подвешивается круглый копченый сыр - до него нужно добраться по промасленной веревке и откусить кусок. Победителю вручают приз.

    ГОРДОСТЬ

    Кабардинские лошади . Одна из лучших горных пород лошадей. По легенде, порода пошла от жеребца Альп, вышедшего из пенных морских волн.

    В результате гражданской и Великой Отечественной войн поголовье кабардинских лошадей резко сократилось, восстановить ее стоило огромных трудов.

    Эти лошади отличаются хорошей памятью, живым темпераментом, осторожностью в горах. Порода - достойная своей родины.

    КУХНЯ

    Буза (махсыма) - слабоалкогольный, древний и самый популярный в республике напиток. Обычно готовится из кукурузной или пшенной муки, сахара или меда, ячменного солода. Варится на свадьбу, по случаю больших праздников и ритуальных событий.

    Лакумы - мягкое и воздушное изделие из теста. У каждой хозяйки свой рецепт, который, как правило, не разглашается.

    Халва - любимое лакомство кабардинцев и балкарцев. Настоящую халву может приготовить не каждый. Нередко в семью, где намечается большое застолье, специально приглашается особая мастерица, которая славится приготовлением халвы.

    Хычины - блюдо балкарской кухни, тончайшие пироги из пресного теста со всевозможными начинками: картошкой с сыром, творогом, свежей мятой, мясом. Побывать в республике и не попробовать хычины - значит ничего не узнать об этих местах.

    Рецепты хычинов и лакумов вы найдете и в нашем журнале в разделе
    («Пир горой - двуглавой»).

    Визитку составлял Александр Ластин

    Фото: Сергей Климов, Жанна Шогенова

    Всероссийская перепись населения 2010 года проводилась на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений на основании Федерального Закона "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 г. (с изменениями 2009 г.).

    Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, а на отдаленных и труднодоступных территориях - с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Сбор сведений о населении проводился по состоянию на 00 часов 00 минут местного времени 14 октября 2010 года.

    В переписи участвовали все граждане Российской Федерации, а также граждане зарубежных государств, находившиеся 14 октября 2010 года на территории России.

    В разделе Справочник "Кавказского узла " представлены сводные данные об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

    По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. население Кабардино-Балкарской Республики составило 859 939 человек, что на 41 555 человек (на 4,6%) меньше по сравнению с результатами Всероссийской переписи 2002 года . Доля городского населения в Кабардино-Балкарии выше: в городе проживают 468 456 чел. (54,5%), на селе – 391 483 чел. (45,5%). В республике преобладают женщины - их 458 164 (53,3%), мужчин – 401 775 (46,7%). Трудоспособное население республики составляет 246 281 чел. (59,7% от общей численности населения). Высшее и послевузовское образование имеют 21,4% населения республики: соответственно 143 330 чел. и 5 449 чел. Неграмотных – 3 785 чел. (0,5%).

    Ниже приводятся сведения Федеральной службы государственной статистики РФ о национальном составе населения Кабардино-Балкарской Республики, а также собственные подсчеты "Кавказского узла " о пропорциональном составе национальностей, населяющих Кабардино-Балкарскую Республику.

    Национальный состав

    Численность лиц соответствующей национальности, чел.

    Доля лиц соответствующей национальности в общей численности населения

    Кабардино-Балкарская Республика

    Указавшие национальную принадлежность

    Кабардинцы

    • Казаки

    Балкарцы

    • Осетины-дигорцы
    • Осетины-иронцы

    Украинцы

    • Кряшены

    Азербайджанцы

    • Сваны
    • Аджарцы
    • Мегрелы

    Карачаевцы

    Белорусы

    Адыгейцы

    Даргинцы

    • Кубачинцы
    • Мордва-мокша

    Молдаване

    Табасараны

    Горские евреи

    Туркмены

    Ассирийцы

    Турки-месхетинцы

    Коми-пермяки

    Крымские татары

    Британцы

    Американцы

    Рутульцы

    Итальянцы

    Каракалпаки

    Французы

    Якуты (саха)

    Вьетнамцы

    Пакистанцы

    Словенцы

    Ительмены

    Кумандинцы

    Нагайбаки

    Указавшие другие ответы о национальной принадлежности (не перечисленные выше)

    Лица, в переписных листах которых не указана национальная принадлежность

    Примечание:

    В таблице приведены доли, превышающие 0,1% от общей численности населения республики.

    SHARES

    По данным Управления по вопросам миграции МВД России по КБР с 2011 по 2017 год из Кабардино-Балкарии выбыло 37 146 чел. Ежегодно в среднем выбывает 5 306 человек! При этом на место выбывших из республики коренных жителей за последние несколько лет в КБР прибыло не менее 17-18 тыс. турок-месхетинцев. Ни один из местных этносов не знает столь быстрого роста населения. Они поменялись местами с осетинами, заняв четвертое место по численности населения в КБР.

    НАЛЬЧИК, 30 апреля, Caucasus Times. Миграционные процессы в КБР имеют свои особенности в отличие от промышленно развитых городов и регионов страны. Это связано не только с природными и географическими отличиями, но и другими не менее важными факторами.

    Во-первых, КБР является одним из самых плотно заселенных регионов России. Здесь на площади 12,5 тыс. кв. км., 1/3 которой занимают леса и горы, по данным переписи 2010 года проживает 893 800 человек. В зависимости от районов на 1 кв. км.проживает от 80 до 180 человек. В среднем почти 80 человек. По России показатель плотности населения на 1 кв. км составляет 8,4 человека. Отсюда видно, что плотность населения в республике 10 раз превышает среднероссийский показатель.

    Во-вторых, республика с памятного всем распада СССР и начала полномасштабного системного кризиса по сегодняшний день является трудоизбыточным регионом. В 2009 году это послужило формальным поводом отказа Правительства КБР от участия в федеральной программе, дававшей возможность возвращения «соотечественников, проживающих за рубежом».

    Министр экономического развития и торговли господин Мусуков А. обосновал свой отказ, сославшись на «высокий уровень безработицы» (около 20% экономически активного населения) и отсутствия потребности «в привлечении дополнительной рабочей силы из-за рубежа». По тому, какой линии он придерживается до сих пор (ныне он председатель правительства КБР), есть основание думать, что его беспокоили не экономические и социальные проблемы, а легко угадываемые политические соображения.

    За последние три десятилетия характер демографических потоков в Кабардино-Балкарии сильно изменился как по национальному составу, так и по степени интенсивности. В 50-70-х годах в КБР массово приезжало русскоязычное население. Это было связано с бурным развитием промышленности: машиностроения, приборостроения, строительной индустрии и т.д.

    В 1964 году в сел. Хасанья на постоянное жительство прибыли первые семьи турков-месхетинцев. В 1969 году с согласия руководства республики группа турок-месхетинцев числом 25 семей (по другой версии 350 человек) поселилось в сел. Псыкод Урванского района. Большинство турок прибыло в республику, в том числе и в сел. Нартан в 1970-1980 годах. Тогда же небольшие группы турок стали проникать в соседние регионы: Северо-Осетинскую республику, Ставропольский и Краснодарский края. Первые турки рассматривали Северный Кавказ как промежуточный этап пути на родину.

    В КБР туркам отвели приусадебные земли, обустроили во всех отношениях, чтобы они адаптировались к местным условиям. В 2012 году их количество достигло по официальным данным 13 334 человек . К настоящему времени их не менее 17-18 тыс . Ни один из местных этносов не знает столь быстрого роста населения. Они поменялись местами с осетинами, заняв четвертое место по численности населения в КБР.

    С 90-х годов наряду с турками-месхетинцами в республику стали прибывать азербайджанцы, армяне, цыгане, чеченцы. В то же время в эти годы из республики в массовом порядке выехали немцы и особенно много горских евреев, о чем с сожалением вспоминают многие старожилы города Нальчика.

    Во время Отечественной войны 1941-1945гг. кабардинцы защитили еврейские семьи от немецких оккупантов, но в 90-х годах не смогли защитить от рэкетиров, которые их вытеснили.

    Для таких перемещений населения по этническому и социальному признаку имелись серьезные причины как объективного, так и субъективного порядка. В целом надо заметить, что эти изменения, вопреки утверждению миграционной службы, стали серьезно сказываться не только на демографической обстановке в республике, но и на проблемах социокультурного и национально-культурного характера.

    По мнению большинства экспертов на современном этапе главными причинами миграционных процессов, особенно оттока населения, являются социально-экономические факторы. Прежде всего, это начавшиеся с 90-х годов прошлого столетия деиндустриализация и кризис в аграрном секторе экономики, которые привели к избытку трудоспособного населения на местах. Отток трудоспособного населения прямо связан с безработицей, с невостребованностью специалистов в экономике республики.

    В поисках работы в 2010 году из республики выехали 4 736 чел., что на 19% превышает уровень 2007 года. В последующие годы это тенденция усилилась. По данным Управления по вопросам миграции МВД России по КБР с 2011 по 2017 год из республики выбыло 37 146 чел. Ежегодно в среднем выбывает 5 306 человек! Уезжают трудоспособные люди в возрасте от 20 до 45 лет из городов и сел КБР в другие города России и за рубеж.

    По национальности в основном это русские, кабардинцы и балкарцы. По неофициальным данным за пределами республики на заработках находится более 100 тыс. человек. Это слишком много для маленькой Кабардино-Балкарии.

    На этом фоне угрожающий характер приобрел массовый, практический неконтролируемый процесс иммиграций в республику турков-месхетинцев, цыган и др . В 2016-2017гг. в Кабардино-Балкарию прибыло одних только турок 488 человек. Это официально зарегистрированные в Управлении по вопросам миграции МВД России по КБР. На встречах с представителями муниципальных органов власти Прохладненского, Майского и Урванского районов выяснилось, что находящихся «в гостях» у родственников годами довольно много. Да, республика гостеприимная, кабардинцы, балкарцы и русские в своих отношениях толерантны к другим национальностям и культурам. Они всегда готовы помочь тем, кто нуждается в помощи и поддержке, если в этом есть реальная необходимость. Поэтому КБР стала многонациональной еще со времен царизма. Но рамки гостеприимства и поддержки не могут быть беспредельными во все времена. Об этом свидетельствуют события в Ферганской долине 1989 года и в Краснодарском крае 90-х годов.

    Сегодня турки-месхетинцы живут почти во всех равнинных районах и в городе Нальчике. В Урванском районе — в таких сельских поселениях как Псыкод, Шитхала, Марзох, Черная Речка и г. Наркала; в Прохладненском районе — в с/п Пролетарское, Виноградное, Ульяновское, Прогресс, Красносельское, Степное, Гвардейское, Дальный; в Майском районе – в с/п Славянское, Красная Поляна, Заречное, Правоурванское, Кабардинка, Калдрасинское, Сарский, Ново-Курский, Ново-Ивановское; в Терском районе – в с/п Новая Балкария, Красноармейское, Опытное, Куян; в Чегемском районе – в с/п Нартан, Чегем-2; в Лескенском районе – в с/п Ероко, и Лескен-2. Как заметил один из ветеранов труда из Майского района, турки, как потомственные земледельцы, целенаправленно обосновались в КБР в местах, где находятся самые плодородные земли.

    Наибольшее количество турков-месхетинцев приходится на Прохладненский, Майский и Урванский районы. По данным переписи 2010 года в Прохладненском районе в с/п Дальный из 960 жителей 209 (22%) являются турками-месхетинцами, в с/п Пролетарском из 2 394 жителей 586 (24,4%) турки-месхетинцы, в с/п Ульяновском из 1 444 жителей 767 (57%) турки-месхетинцы и т.д. В самом районном центре Прохладном проживает довольно большое количество мигрантов последнего времени. Об интенсивности миграции в Прохладненском районе свидетельствует тот факт, что в 2009 году сюда прибыло 185 человек, в 2010-м – 360, в 2011-м – 730, в 2015-м – 254, в 2016-м – 285, в 2017-м – 269.

    По официальным данным ежегодно в этот район прибывает в среднем 60 человек турецкого происхождения. В общей сложности здесь проживает более 5 тысяч турок-месхетинцев. Отсюда видно, что в этом районе количество мигрантов растет очень быстрыми темпами, но уезжает еще больше из числа русского населения, в среднем от 250 до 300-330 человек в год.

    В Майском районе в выше указанных поселках проживает от 5-6 до 20-25 турецких семей (дворов) в каждом. Они заселили даже поселки и отдельные дома при железнодорожных станциях, в которых раньше проживали исключительно русские семьи. Здесь их общее количество достигает более 4 тысяч человек. В 2017 году количество турок, прибывших в Майский район составляет 82 человека, тогда как покинуло его 232 русских. Это при том, что в этом районе к концу 2017 года было 5 099 безработных. Здесь уже нет работающих предприятий промышленности. Социальное самочувствие русского населения, как и в Прохладненском районе, катастрофически ухудшается с каждым годом.

    Кстати сказать, в Прохладненском и Майском районах институты гражданского общества слабо развиты. Здесь нет активных общественных организаций, отстаивающие социально-экономические интересы своего населения. Деятельность всякого рода советов при муниципальных органах власти мало эффективна. А более организованные казаки заняты только своими корпоративными (экономическими и сословными) интересами. Органы местного самоуправления сельского звена со своими мизерными бюджетами настолько беспомощны, как и в других районах республики, что не могут существенно повлиять на ситуацию. Поэтому в условиях деиндустриализации районных центров и республики в целом, русские, не выдерживая конкуренцию с мигрантами за жизненные ресурсы в аграрном секторе экономики и торговли уезжают в другие российские регионы в поисках работы по профессии в сфере промышленного производства. Туркам не смогли составить конкуренцию не только русские, но и корейцы, труд которых с давних пор был востребован в Прохладненском, Майском и Урванском районах. Поэтому их отъезд из названных районов тоже стал знаковым событием последних лет(см. таблицу на 7 стр. данной статьи).

    В Урванском районе по данным последней переписи проживало 3 690 турок. Сегодня их стало еще больше. В одном только кабардинском селе Псыкод из 380 дворов (1 824 чел.), 230 дворов (1100 чел.) являются турками (около 70%).

    Соотношение рождаемости между кабардинцами и турками в данном селе 1:5. Ежегодно кабардинцы в этом селе справляют 3-4 свадьбы, тогда как турки -40-42. По данным 2010 года в местной школе обучалось 238 учащихся (сейчас их больше), из которых турки составляют более 70%.

    И в районном центре, в Нарткале, есть дошкольные учреждения, где в отдельных группах дети турков-месхетинцев составляют 40-50%. В 2012 году администрация пос. Псыкод выделила сельчанам под индивидуальное строительство 4 участка земли. Они достались туркам, хотя на очереди стояли остронуждающиеся коренные жители. При таких условиях не мудрено, что мигранты ассимилируют коренное население, а не наоборот, как это обычно бывает в жизни.

    По данным экспертов в республике достаточно много мигрантов, не имеющих прописки и регистрации. В целом учет турков-месхетинцев осложнен тем, что до переписи 2002 года они не учитывались как турки-месхетинцы, так как записывались азербайджанцами и грузинами. Лишь в ходе переписи 2002 года в связи с тем, что этничность учитывалась по самосознанию, появилась такая этническая группа как турки-месхетинцы. Последние несколько лет турки-месхетинцы предпочитают идентифицировать себя просто турками. Поэтому мы сегодня имеем сведения только о тех, кто имеет постоянную прописку и называет себя турком. А превращения в их этническом самоназвании связано с политической конъюнктурой за рубежом. Для получения финансовой подпитки из Турции удобнее быть просто турками. Кстати сказать, Турция готова принимать на льготных условиях всех турок со всего мира, в том числе из России, как этнически близких по происхождению. По данным интернет-сайтов десятки тысяч турок вернулось на историческую родину из Краснодарского края, Украины, Америки и разных регионов России, которым предоставляются гражданские права как переселенцам, добротные квартиры в специальных новостройках.

    В КБР по настоящее время продолжается тенденция массового оттока русских, кабардинцев и балкарцев в российские города и регионы и довольно большого притока турок и цыган.

    В целом население КБР за 7 лет после переписи 2010 года сократилось на 21 610 человек. В плюсе только мигранты турецкой национальности. На эти показатели мы делаем акцент по следующим, на наш взгляд, важным причинам: Во-первых , этот процесс приобретает необратимый характер, что может со временем привести к заметному дисбалансу между коренными жителями и мигрантами. Превышение порога, то есть оптимальных соотношений между численностью мигрантов и субъектообразующими этносами грозит существенным ухудшением социального самочувствия коренного населения. Во-вторых , высокий отток молодежи и производительного населения уже начал приводить к деформации в возрастной структуре местных жителей. То есть население республики стареет (в 2018 году на очередном заседании Парламента КБР прозвучала, что «каждый год наша республика стареет на полтора года»), рождаемость уменьшается. В январе-сентябре 2017 года по сравнению с позапрошлым годом количество родившихся в целом по республике сократилось на 10,5%. В некоторых районах еще больше. Со временем может стать, что пенсионеров будет больше, чем работающих. В-третьих , снижается интеллектуальный уровень населения республики, так как уезжает наиболее образованная и деятельная часть населения. Значительная часть молодежи после окончания престижных вузов страны, как правило, не возвращается из-за того, что в республике нет возможности трудоустроиться. На их место прибывает к нам, как правило, малограмотное(не знающие даже русского языка) и неквалифицированное население. Это приводит к накоплению в республике в целом малообразованной части молодежи и невостребованного количества рабочей силы. В-четвертых , в условиях трудоизбыточности республики, неконтролируемый приток мигрантов к нам в любом варианте не выгодно. Дело в том, что труд мигрантов находит применение в основном в земледельческом производстве, на субарендных землях и на сезонных работах. Поэтому они не становятся налогоплательщиками, за пользование землей они платят только основным арендаторам, т. е. местным олигархам. От них республика(государство) не получает отчислений ни в налоговую службу, ни в пенсионный фонд и т. д. Но при этом они пользуются всеми социальными благами общества и со временем пополняют, как и все другие граждане страны, число пенсионеров по возрасту. Таким образом, Кабардино-Балкария активно участвует в образовании «дыры» в пенсионном фонде страны.

    Среди других факторов, которые влияют на социальное самочувствие коренного населения, особенно русского, в связи с миграционными процессами в Прохладненском, Майском и Урванском районах, эксперты называют: подорожание на рынке недвижимости, напряженность на рынке труда и торговли, увеличение коррупции и т. д. Они же считают, что по сравнению с прошлыми годами, религиозный экстремизм стал одним из факторов общественной безопасности.

    В последнее время на бытовом уровне участились также конфликты между молодежными группами мигрантов и местных жителей. Пока что подобного характера конфликтные ситуации удается гасить местными органами правопорядка, не придавая их широкой гласности. Но есть опасность возникновение в будущем и других общественно опасных (резонансных) событий.

    У местных жителей выше указанных районов сложилось устойчивое мнение, что турки все жизненные вопросы, в том числе земельные, места на рынках и в детских учреждениях, прописки, оформление прав собственности и другие решают успешно по коррупционной схеме. Поэтому в конкурентной борьбе за жизненные ресурсы турки оказываются в лучших условиях, чем местные жители. Это тоже одна из причин, почему русские покидают республику. Чтобы удержать их, предпринимаемые местными властями меры оказываются недостаточными. А федерального уровня структуры похоже, что смотрят на эту проблему по принципу, «чем хуже, тем лучше», обвиняя при этом коренных жителей в выдавливании из республики этнических русских.

    Ж.А. Калмыков, к.и.н., член Общественной палаты КБР, специально для Caucasus Time s

    О том, как меняется демографическая обстановка в КБР в результате миграционных процессов говорят цифровые данные следующей таблицы:

    Сведения о внешней миграции населения в КБР за 2011-2017гг.

    (без учета выбывших и прибывших из стран Ближнего и Дальнего зарубежья)

    По национальности 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. В течение 7 лет
    Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб Выб Приб +
    Русские 3176 2374 4181 1078 3847 1294 3262 1110 2946 947 2799 1079 2415 1200 12644 9082 3562
    Кабардинцы 876 471 1034 431 1181 319 1006 431 998 380 1030 418 1014 483 7109 2933 4176
    Балкарцы 293 193 265 120 319 103 213 94 231 110 219 111 160 87 1700 818 882
    Турки 116 229 128 180 112 112 128 202 148 193 124 192 112 237 868 1355 487
    Корейцы 159 32 96 52 131 39 56 44 137 53 131 58 87 58 896 336 560
    др. национальности 13929 1484 12545

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости