Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости


Этот дом был построен архитектором в 1910 г. для своей семьи в рекордно короткие сроки - за три месяца. Семья архитектора прожила в нем около восьми лет. В начале века дом привлекал к себе творческую интеллигенцию и потому, что сам Федор Шехтель был гостеприимным человеком, и потому, что в нём часто бывали друзья его сына, художнига Льва Жегина. Сюда приходили философ Павел Флоренский, художники Михаил Илларионов, Наталья Гончарова, Василий Чекрыгин, поэт Владимир Маяковский. Именно здесь, на втором этаже дома, весной 1913 г. создавалась первая поэтическая книжка В.Маяковского "Я!".

Штаб-издательской квартирой была моя комната. Маяковский принёс литографской бумаги и диктовал Чекрыгину стихи, которые тот своим четким почерком переписывал особыми литографскими чернилами...
Через две-три недели книжонка "Я!" с рисунками Чекрыгина и моими была отпечатана в количестве, кажется, 300 экземпляров. Маяковский разнёс их по магазинам, где они были довольно скоро распроданы.

Лев Жегин


В 1918 г. усадьба была национализирована, Шехтель с семьёй был выселен из дома, поселился на съёмной квартире. Последние годы архитектор прожил в нищете в коммуналке у своей дочери Веры.
Особняк на Большой Садовой сначала был занят детским садом, затем районным отделением КГБ. Дом приспосабливался к нуждам новых хозяев, происходили перепланировки. В 1993 г. здание перешло в пользование Гуманитарного центра "Стратегия" в довольно плачевном состоянии.

С 1993 по 2002 гг. проводилась реставрация особняка, приспособление к его использованию в современных условиях в качестве общественно-культурного центра. Коллектив стремился воссоздать исторический облик усадьбы, ее планировку по сохранившимся чертежам и фотографиям.

И после краткого экскурса в историю дома и его обитателей можно полюбоваться тем, что дошло до наших дней.
Говоря о стиле этого здания, знатоки часто употребляют термин "русский модерн", но глубокие исследователи творчества архитектора не столь единогласны. В нем присутствуют и элементы позднего модерна, и классические формы, и неоклассика.
В оформлении парадного фасада доминирует четырёхколонный портик с дорическими полуколоннами, в который вписано огромное трехчастное окно.

В левой части фасада располагается парадный подъезд и монументальная проездная арка, над которой помещен классический барельеф. В центре изображена богиня мудрости Афина, к ней с обеих сторон шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры.

Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трёх сёстрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре... С тех пор как существует наш мир, мы не перестаём зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства...

Ф.О.Шехтель


Правая часть фасада украшена небольшим балкончиком с кованой решёткой. Композиция не симметрична, но при этом уравновешена.
Кроме выходящего на красную линию главного жилого дома на территории находился палисадник и двухэтажная флигель-мастерская.

Фонарь, освещающий проездную арку, и барельеф над входом.

На первом этаже попадаем в вестибюль с камином. Исторически он выглядел так.

После реставрации постарались вернуть похожий облик, поставили камин (не настоящий), повесили гобелен со схожими природными мотивами.

Витражи на окнах повторяют орнамент на доме Шехтеля в Ермолаевском переулке.

Центральное место в усадьбе занимает огромная гостиная-холл, с высотой потолков более 7 м (!). При жизни владельца по стенам размещались экземпляры его богатейшей художественной коллекции, устраивались выставки детей и их друзей.

Теперь здесь проводятся различные семинары, лекции, презентации научной, художественной литературы, концерты, выставки.

Картины на стенах - декорация к снимаемому в этих стенах кинофильму.

За гостиной располагались кабинет и чертежная. После реставрации они оформлены как библиотека и актовый зал.

На второй этаж ведет на первый взгляд простая лестница, но со старыми перилами, в которых есть удобные желобки под пальцы.

На втором этаже находились спальни членов семьи Шехтеля, а сейчас здесь рабочие кабинеты сотрудников центра "Стратегия". Все интерьеры оформлены в офисном "пластмассовом" стиле, поэтому фотографии интереса не представляют.
Последний марш лестницы ведет прямо на открытую мансарду, расположенную над гостиной. С нее открывается великолепный вид на Садовую! Но когда я вышла на улицу, ливанул такой дождь, что пришлось быстро заснять видео панорамы и бежать обратно в дом.

Из крайности в крайность - после крыши нас повели в подвал, где располагается небольшая фотовыставка, посвященная строениям Ф.О.Шехтеля в Москве.

На этом и завершилось мое путешествие по усадьбе Ф.О.Шехтеля. Жаль, конечно, что от прекрасного особняка подлинными остались только внешние стены, балкончики, барельефы... Но при этом отрадно, что интерьеры восстановлены по сохранившимся фотографиям довольно достоверно, без излишней вычурности, в соответствии с тем, что было при хозяине.

Помните, я вам рассказывал про то, что на прошедшей неделе я посетил два возрожденных объекта историко-архитектурного наследия Москвы? Это стало возможным благодаря проекту Департамента культурного наследия. Пост с интерьерами и историей восстановленного я уже опубликовал.

Сегодня мы переместимся в дом известного русского архитектора Федора Шехтеля на Большой Садовой улице. Наверняка, вы обращали внимание на этот красивый старинный особняк. Но попасть в него можно только во время различных мероприятий. Так давайте же совершим виртуальную экскурсию по Дому Шехтеля и, параллельно, перенесемся на лекцию-встречу из цикла «Линия жизни» с почетным реставратором города Москвы Григорием Валерьевичем Мудровым.

Чем был дорог этот особняк для архитектора Федора Осиповича Шехтеля? Элементы какого более «раннего» архитектурного стиля он воспроизвел в элементах фасада своего дома на Большой Садовой? Как история особняка Шехтеля связана с драматическими событиями из жизни архитектора? И кто чуть не уничтожил старинный особняк в наши дни?

Внимательные москвичи знают, что в столице есть несколько особняков Шехтеля. И это действительно так. Особняк на Большой Садовой - это третий дом, который прославленный архитектор построил для себя и своей семьи.

2.

29 мая 2018 года в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы была организована лекция-встреча из цикла «Линия жизни» с почетным реставратором города Москвы Григорием Валерьевичем Мудровым.

4. Дом был возведен в 1910 году.

Начал архитектор-реставратор с небольшого рассказа о себе, а основную часть лекции посвятил, конечно, своему творческому пути. Григорий Валерьевич занимается реставрацией более 30 лет, за эти годы он отреставрировал свыше 60 памятников культурного наследия. На встрече со слушателями он рассказал о наиболее значимых для него проектах, о тех работах, которые ему особенно полюбились и подарили богатый опыт. Посетители услышали рассказ о реставрации дома Лобанова-Ростовского, Петровского путевого дворца и усадьбы Замятиных-Третьякова на Гоголевском бульваре. Реставратор не только поведал о том, как восстанавливались эти памятники, но и показал собравшимся уникальные макеты и фотографии из своего архива.

6. Декор фасада дома относит нас к архитектурным канонам эпохи ампир, который был популярен в начале XIX века.

Григорий Валерьевич - талантливый реставратор и прекрасный рассказчик. Он сумел вовлечь в историю о своей профессии гостей, далеких от этой сферы. Реставратор рассказывал простыми словами о сложных аспектах и деталях своего ремесла. На примере красивых образов объяснил собравшимся разницу между работой архитектора и реставратора: архитектор - словно композитор, а реставратор - исполнитель музыкального произведения.

8. Центральным помещением особняка был большой холл высотой в два этажа. Здесь находилась парадная лестница.

9. Библиотека над балконе парадного зала.

Гости с огромным интересом слушали Григория Валерьевича и задавали в ходе лекции уточняющие вопросы. В конце лекции слушатели горячо благодарили реставратора за то, что полученные знания позволяют им по-новому оценивать архитектурные памятники - те, что они уже видели и те, с которыми еще не знакомы. Встреча прошла в стенах особняка Шехтеля на Большой Садовой, что придало мероприятию особое очарование. После окончания встречи гости не спешили расходиться и с удовольствием прогулялись по залам старинного особняка, осматривая интерьеры усадьбы новым взглядом.

10. Наш замечательный лектор, почетный реставратор Москвы Григорий Валарьевич Мудров. И сегодня кстати день рождения у А.С. Пушкина.

11. Вид на парадный зал с балкона.


12. Федор Шехтель очень любил свой дом, и, по воспоминаниям современников, обрел в нем полную гармонию.

Григорий Валерьевич Мудров - титулованный специалист, архитектор-реставратор высшей категории, обладатель премии «Московская реставрация-2014» за блестяще выполненную работу над объектом "Усадьба Замятина-Третьякова, XIX в.". Он является членом Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы, а также конкурсной комиссии премии «Московская реставрация».

14. К сожалению, семье архитектора было отпущено мало времени на жизнь в своем идеальном особняке.

15. Вид с крыши особняка. Семья Шехтеля вечерами пила здесь чай и любовалась Патриаршими прудами.

Среди других известных работ архитектора-реставратора такие, как "Городская усадьба А.Л.Кнопа, 1-я пол. XX в., техник архитектуры К.Г. Трейман" (Колпачный пер., д. 5; Главный дом), Городская усадьба Н.Я. Аршеневского, сер. XVIII в. - нач. XIX в., XX в. (Главный дом, флигель, Таганская ул., д. 13). В 1998-2005 гг. под руководством Г.В. Мудрова завершена реставрация Петровского путевого дворца (Дом приемов Правительства Москвы, Ленинградский проспект, д.40).

16. Федор Шехтель тяжело переживал революционные события и утрату собственных домов, к которым он был очень глубоко привязан. Архитектор долго болел и умер в 1926 году.

17. Вид на Большу Садовую с кры В советские годы в доме некоторое время жил известный военный деятель Роберт Эйдеман.

18. Девяностые годы прошлого века особняк встретил в удручающем виде. В нем стали жить маргиналы, которые разводили в особняке костры, жгли остатки мебели и рушили декор посещений.

19. В 1993 году особняк взял под опеку Фонд «Стратегия». Дом приспособлен под общественный культурный центр.

20. За несколько лет особняк был постепенно восстановлен.

В 2016 году безымянный проезд в Москве между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, назван аллеей Архитектора Шехтеля . Вблизи аллеи расположено несколько зданий, связанных с именем архитектора, в том числе его последний собственный особняк. Реставрация этого дома на Большой Садовой, №4 завершилась к дню рождения Шехтеля в том же году. Раньше особняк выглядел так, что признать в нём творение Шехтеля было довольно трудно...

Федор Шехтель построил особняк в 1910 году очень быстро - всего за 4 месяца, с конца 1909 года до апреля 1910-го. Усадьба состояла из выходящего на красную линию улицы жилого дома и двухэтажного жилого корпуса во дворе. Первоначально вместо него предполагалось устройство студии-мастерской архитектора с колоссальным окном, занимавшим почти всю ширину фасада, однако в ходе строительства назначение дворового корпуса изменилось. Вместо студии появился жилой дом, и на каждом из двух его этажей разместилось по квартире. В одной поселилась внучатая племянница Шехтеля, художник-авангардист Вера Попова, во второй - его сын, художник и теоретик искусства Лев Жегин.


Ф. О. Шехтель (1859-1926). Проект собственного дома на Большой Садовой улице в Москве, 1910.

В конце 1900-х - начале 1910-х годов в творчестве Шехтеля появились новые черты, и этот дом сильно отличался от знаменитых его построек. К моменту его проектирования Шехтель уже перешел от чистого модерна к неоклассике, от украшений к простоте. Дом выглядит благородно, сдержанно, даже строго, но и красиво.


Особняк в 1910 году. Строители России. Москва в начале века, M, 2001, ISBN 5-9207-0001-7

Особняк Шехтеля стал одним из лучших московских памятников неоклассицизма. Колонны на фасаде, правильной формы арка, рельеф над аркой на античный сюжет напоминают о классических усадьбах столетней давности.

От модерна осталась только асимметричность фасада и общая композиция.

Крыша выполнена в виде мансарды. Раньше на ней можно было пить чай, любоваться Патриаршими прудами и даже кататься на роликах. Между крышей и жилыми помещениями Шехтель устроил технический этаж.

На рельефе над въездной аркой представлен авторский вариант знаменитого фриза, украшавшего стены Парфенона на Афинском акрополе.

В центре композиции изображена богиня мудрости древних греков Афина, а с обеих сторон фигуры, олицетворяющие главные искусства - живопись, скульптуру, музыку и архитектуру.

Еще одно украшение-метафора находится над входом в дом, и связано с семьей архитектора. Сына архитектора звали Лев, а сам Шехтель был Львом по гороскопу, возможно, это образно отражено во фризе.

В этом доме часто бывал Владимир Маяковский, друживший с детьми Шехтеля и ухаживающий за младшей дочерью Верой (1896-1958). Ему было 20, ей - 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас. Но поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом и его другом Василием Чекрыгиным рисовал свой первый рукописный сборник стихов. Роман оборвался, когда выяснилось, что ухаживания поэта закончились беременностью Веры. Ему отказали от дома, а Веру отправили в Париж прервать беременность. В ее жизни будет еще два супруга, но она бережно сохранит свои дневники, воспоминания и вещи, имеющие отношение к поэту, и в 1953 году передаст всё в музей Маяковского.

Впоследствии Вера Шехтель вышла замуж за сотрудника отца, архитектора польского происхождения Генриха Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина, ставшая театральным художником. Позже Генрих Гиршенберг уехал за границу, а Вера осталась. Вторым мужем Веры Шехтель был Сергей Васильевич Тонков. В 1932 году у них родился сын Вадим, ставший артистом.

В холле-гостиной часто устраивались выставки работ детей архитектора. По стенам также висели работы его друзей - художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем. Первый этаж был общественный, и центральной его частью был просторный зал с потолками в 7 метров. Здесь была мастерская архитектора, а рядом находилась библиотека и столовая.

Летом 1917 года Шехтелю удалось найти покупателя на свой особняк на Большой Садовой, после чего семья поселилась в небольшом арендованном доме на Первой Брестской улице, 59. Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы в Крым, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел. Последние три года жизни до 1926 года Федор Шехтель после скитаний по Москве прожил на Малой Дмитровке, 25 в квартире, которую он купил для дочери ещё в 1913 году.


Фёдор Шехтель в холле собственного дома. Фото 1910-х годов.

В советский период здесь находился сначала детский сад, а потом отдел КГБ, и о его авторстве забыли. В 1991 году в доме поселились бомжи, и два года жили, сжигая в камине все, что могло гореть. Когда в 1993 году сюда въехал только что образованный фонд "Стратегия", состояние здания было ужасное. От разрушения его спасли только железобетонные перекрытия. Фото интерьеров: Петр Антонов

При реставрации столовой, во время разборки позднейших наслоений с потолка, раскрыли небольшой фрагмент горизонтальной колонны с растительным орнаментом виноградной лозы и по найденному кусочку восстановили по всему потолку.

Хотя в здании не осталось вещей Шехтеля, его можно считать мемориальным с точки зрения планировки. Дом создавался под нужды, привычки и образ жизни Федора Осиповича, его жены и троих детей.

Некоторые шехтелевские детали восстанавливали по фотографиям и аналогиям. Было известно, что в комнате с камином были витражи, но какой у них был рисунок и цвет было неизвестно. Пришлось ориентироваться на узор витражей в предыдущем доме архитектора. Гобелены над камином тоже восстановили по фотографиям, но цвет пришлось подбирать.

Особняк на Большой Садовой мог бы стать замечательным местом для музея Фёдора Осиповича Шехтеля.


Фото

Источники информации:
Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011.
Строители России. Москва в начале века, M, 2001.

В 2016 году безымянный проезд в Москве между Большой Садовой улицей и Ермолаевским переулком, параллельный Большому Козихинскому переулку, назван аллеей Архитектора Шехтеля . Вблизи аллеи расположено несколько зданий, связанных с именем архитектора, в том числе его последний собственный особняк. Реставрация этого дома на Большой Садовой, №4 завершилась к дню рождения Шехтеля в том же году. Раньше особняк выглядел так, что признать в нём творение Шехтеля было довольно трудно...

Федор Шехтель построил особняк в 1910 году очень быстро - всего за 4 месяца, с конца 1909 года до апреля 1910-го. Усадьба состояла из выходящего на красную линию улицы жилого дома и двухэтажного жилого корпуса во дворе. Первоначально вместо него предполагалось устройство студии-мастерской архитектора с колоссальным окном, занимавшим почти всю ширину фасада, однако в ходе строительства назначение дворового корпуса изменилось. Вместо студии появился жилой дом, и на каждом из двух его этажей разместилось по квартире. В одной поселилась внучатая племянница Шехтеля, художник-авангардист Вера Попова, во второй - его сын, художник и теоретик искусства Лев Жегин.


Ф. О. Шехтель (1859-1926). Проект собственного дома на Большой Садовой улице в Москве, 1910.

В конце 1900-х - начале 1910-х годов в творчестве Шехтеля появились новые черты, и этот дом сильно отличался от знаменитых его построек. К моменту его проектирования Шехтель уже перешел от чистого модерна к неоклассике, от украшений к простоте. Дом выглядит благородно, сдержанно, даже строго, но и красиво.


Особняк в 1910 году. Строители России. Москва в начале века, M, 2001, ISBN 5-9207-0001-7

Особняк Шехтеля стал одним из лучших московских памятников неоклассицизма. Колонны на фасаде, правильной формы арка, рельеф над аркой на античный сюжет напоминают о классических усадьбах столетней давности.

От модерна осталась только асимметричность фасада и общая композиция.

Крыша выполнена в виде мансарды. Раньше на ней можно было пить чай, любоваться Патриаршими прудами и даже кататься на роликах. Между крышей и жилыми помещениями Шехтель устроил технический этаж.

На рельефе над въездной аркой представлен авторский вариант знаменитого фриза, украшавшего стены Парфенона на Афинском акрополе.

В центре композиции изображена богиня мудрости древних греков Афина, а с обеих сторон фигуры, олицетворяющие главные искусства - живопись, скульптуру, музыку и архитектуру.

Еще одно украшение-метафора находится над входом в дом, и связано с семьей архитектора. Сына архитектора звали Лев, а сам Шехтель был Львом по гороскопу, возможно, это образно отражено во фризе.

В этом доме часто бывал Владимир Маяковский, друживший с детьми Шехтеля и ухаживающий за младшей дочерью Верой (1896-1958). Ему было 20, ей - 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас. Но поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом и его другом Василием Чекрыгиным рисовал свой первый рукописный сборник стихов. Роман оборвался, когда выяснилось, что ухаживания поэта закончились беременностью Веры. Ему отказали от дома, а Веру отправили в Париж прервать беременность. В ее жизни будет еще два супруга, но она бережно сохранит свои дневники, воспоминания и вещи, имеющие отношение к поэту, и в 1953 году передаст всё в музей Маяковского.

Впоследствии Вера Шехтель вышла замуж за сотрудника отца, архитектора польского происхождения Генриха Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина, ставшая театральным художником. Позже Генрих Гиршенберг уехал за границу, а Вера осталась. Вторым мужем Веры Шехтель был Сергей Васильевич Тонков. В 1932 году у них родился сын Вадим, ставший артистом.

В холле-гостиной часто устраивались выставки работ детей архитектора. По стенам также висели работы его друзей - художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем. Первый этаж был общественный, и центральной его частью был просторный зал с потолками в 7 метров. Здесь была мастерская архитектора, а рядом находилась библиотека и столовая.

Летом 1917 года Шехтелю удалось найти покупателя на свой особняк на Большой Садовой, после чего семья поселилась в небольшом арендованном доме на Первой Брестской улице, 59. Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы в Крым, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел. Последние три года жизни до 1926 года Федор Шехтель после скитаний по Москве прожил на Малой Дмитровке, 25 в квартире, которую он купил для дочери ещё в 1913 году.


Фёдор Шехтель в холле собственного дома. Фото 1910-х годов.

В советский период здесь находился сначала детский сад, а потом отдел КГБ, и о его авторстве забыли. В 1991 году в доме поселились бомжи, и два года жили, сжигая в камине все, что могло гореть. Когда в 1993 году сюда въехал только что образованный фонд "Стратегия", состояние здания было ужасное. От разрушения его спасли только железобетонные перекрытия. Фото интерьеров: Петр Антонов

При реставрации столовой, во время разборки позднейших наслоений с потолка, раскрыли небольшой фрагмент горизонтальной колонны с растительным орнаментом виноградной лозы и по найденному кусочку восстановили по всему потолку.

Хотя в здании не осталось вещей Шехтеля, его можно считать мемориальным с точки зрения планировки. Дом создавался под нужды, привычки и образ жизни Федора Осиповича, его жены и троих детей.

Некоторые шехтелевские детали восстанавливали по фотографиям и аналогиям. Было известно, что в комнате с камином были витражи, но какой у них был рисунок и цвет было неизвестно. Пришлось ориентироваться на узор витражей в предыдущем доме архитектора. Гобелены над камином тоже восстановили по фотографиям, но цвет пришлось подбирать.

Особняк на Большой Садовой мог бы стать замечательным местом для музея Фёдора Осиповича Шехтеля.


Фото

Источники информации:
Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2011.
Строители России. Москва в начале века, M, 2001.

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Шехтеля на Большой Садовой улице, № 4, стр. 1, 2 (1909)

На примере этого особняка, построенного Шехтелем для своей семьи, четко прослеживается трансформация стилевых пристрастий архитектора, который уже уходит от модерна в сторону неоклассицизма.

Здание, фасад которого украшен портиком под четырьмя колоннами и барельефом на античную тему: Архитектура, Музыка и Скульптура идут на поклонение к Афине Палладе – богине мудрости, – отлично вписано в антураж одной из центральных улиц Москвы. Тем не менее здесь мы опять встречаемся с асимметрией, свойственной модерну, а также видим оригинальные разновеликие окна, украшенные орнаментами.

Парадный вход, расположенный в боковой стене дома за аркой ворот, вел в семиметровый по высоте холл, являющийся «сердцем» особняка. Здесь на стенах висели живописные полотна из богатой коллекции Шехтеля. Здесь часто устраивались выставки картин друзей его детей – авангардистов. Через лестницу холла можно выйти на плоскую крышу особняка.

Через второй вход, что в глубине двора, попадаешь в жилую, хозяйственную и рабочую части дома с кабинетом хозяина и мастерской. Особняк имел собственную котельную, канализацию, был оснащен вытяжной и приточной вентиляцией.

Интерьеры говорили о личности создателя и владельца: строгий стиль, функциональность и даже некий аскетизм.

Особняк на Большой Садовой улице

Этот дом на Большой Садовой видел многих замечательных людей: художников, поэтов, писателей, музыкантов, актеров, с которыми Шехтеля связывала дружба. А также друзей его детей – имажинистов, футуристов, споры с которыми часто заканчивались тем, что Франц Осипович выгонял их из дома (в особенности Владимира Маяковского, у которого был – не приветствующийся родителями – роман с дочерью Верой). Но все знали об отходчивом характере хозяина и вновь приходили в этот дом.

В 1918 году особняк был национализирован, а семью великого зодчего просто выкинули на улицу. О дальнейшей его судьбе мы знаем (кто забыл – вернитесь назад и освежите память).

В доме Шехтеля сначала был детский сад. Потом здание прибрала к рукам служба госбезопасности, устроив здесь центр слежки за иностранцами, селившимися в расположенной напротив гостинице «Пекин».

В один из дней, когда практически все здания, представляющие культурное достояние, распахивают свои двери, мне довелось побывать в «Особняке Шехтеля». Представители расположенного там с 1993 года гуманитарного и политологического центра «Стратегия» Геннадия Бурбулиса провели интересную экскурсию, как по самому дому, так и по истории его реставрации.

Дело в том, что какое-то время в 1990-х годах особняк пустовал, в нем поселились бомжи, которые жгли костры из уникального паркета, интерьеры были разграблены, словно по дому прокатилась настоящая война. Фотографии запечатлели тот ужас, что достался в наследство центру. К чести сотрудников, они провели кропотливую и профессиональную работу по реконструкции, следуя чертежам Шехтеля и старым фотографиям. В Чехии по рисункам Мастера были заказаны огромная люстра для холла и светильники. Восстановлен паркет. Конечно, былого великолепия зданию не вернуть: финансовых возможностей не хватает, но то, что уже сделано, заслуживает уважения.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Фёдора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой Вот уже второе столетие этот особняк на Большой Садовой улице поражает гармонией единого целого: ничего лишнего и при этом очень стильно.Этот небольшой двухэтажный особняк – этап работы зрелого мастера, каким в 1909

автора

Особняк Коробковой на Пятницкой улице, № 33 (1894–1899) Свое название эта улица в Замоскворечье получила от церкви Параскевы Пятницы – святой, почитаемой на Руси. По генплану 1935 года церковь снесли. На ее месте с 1943 года находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». В XIX

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Миндовского на Поварской улице, № 44/2 (1904) Вначале несколько слов о Поварской улице (в 1923–1993 годах – улица Воровского). Она располагалась на торговой Волоцкой дороге, которая шла от Кремля к Великому Новгороду. О происхождении названия нетрудно догадаться: здесь,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом В.Е. Быкова на 2-й Брестской улице, № 19/18 (1909–1910) В принципе об этом доме я решила написать не потому, что это один из ярких образчиков гения Кекушева, – хотя это так и есть! – а как о ярком примере варварского отношения к нашему культурному наследию.Называется

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Постройки Федора Шехтеля в Москве Особняк П.В. Щапова на Бауманской улице, № 58 (1878) Этот дом – первая постройка Ф.О. Шехтеля в Москве (правда, иногда встречается и другая дата – 1884 -?). Хотя по документам его авторство приписано А.С. Каминскому. Все просто: архитектор тогда

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.В. Щапова на Бауманской улице, № 58 (1878) Этот дом – первая постройка Ф.О. Шехтеля в Москве (правда, иногда встречается и другая дата – 1884 -?). Хотя по документам его авторство приписано А.С. Каминскому. Все просто: архитектор тогда не имел права самостоятельной

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Театр «Парадиз» на Большой Никитской улице, № 19 (1884 – фасад здания) Мой любимый Театр имени Маяковского! Сколько интересных спектаклей я здесь посмотрела! С какими замечательными артистами познакомилась!Но давайте ближе к теме – к истории самого здания.Это место было

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Дом Пигита на Большой Садовой улице, № 10 (1902–1903) За этим домом, что в самом центре Москвы, много лет тянется шлейф скандальных и мистических слухов. Начнем по порядку, с названия. Дом Пигита Уверена, что большинство считает ПИГИТ аббревиатурой, такой модной в 20 – 30-х годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк (контора) И.-Л. Динга на 3-й Рыбинской улице, № 22–24 (1904) Мимо этого красивого особнячка просто невозможно пройти! Постоишь, посмотришь, поахаешь – до чего хорош! – да невольно задашься вопросами: кто? когда? кому?Вначале о самом доме. Он отличается от зданий в стиле

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

автора

Из книги Покровка. От Малой Дмитровки в Заяузье автора Романюк Сергей Константинович

Из книги На всех была одна судьба автора Скоков Александр Георгиевич

ГОСПИТАЛЬ НА САДОВОЙ Третий курсМимо этого белоколонного здания в глубине двора, известного ленинградцам как бывший Воронцовский дворец, и школьницей, и студенткой Лида пробегала не раз, не предполагая, что блокадной морозной ночью, в тулупе, с винтовкой, под

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости