Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Чаще всего живописные представления о царственных особах (и особенно в XVIII веке) складываются на основе парадных портретов, с которых активно снимались и распространялись копии. Такие портреты можно «читать», ведь модель на них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные или мнимые заслуги и качества человека, которого мы видим перед собой.

Большей частью парадных портретов невозможно не восхищаться. Но вопрос о том, насколько портрет соответствует действительности, остается открытым.

Так, например, очень привычен образ Екатерины I, созданный Жаном-Марком Натье в 1717 году:

Но совершенно иначе смотрится более интимный портрет Екатерины в пеньюаре, написанный Луи Караваком в 1720-х годах.

Вроде бы исследователи пришли к выводу, что изначально на портрете императрица была изображена с декольте, а потом появилась голубая лента, которую можно понимать как намек на ленту ордена Андрея Первозванного и на высокий статус персоны. Единственный намек.

Луи Каравак получил назначение официального придворного живописца – гофмалера только при Анне Иоанновне, но до этого успел написать ряд портретов семьи Петра Великого. Есть среди них и несколько непривычных по современным меркам.

Во-первых, лично мне сразу же вспоминается портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона

Здесь, разумеется, следует сказать о том, что Россия перенимала у Европы галантность рококо вместе с ее особой атмосферой маскарада, игрой в героев и богов античной мифологии, манерами поведения, что не могло не сказаться на живописной традиции.

И все-таки есть нечто своеобразное в том, что маленького Петра, «Шишечку», как называли его любящие родители, возлагавшие на него большие надежды, мы видим именно таким. А ведь рождение этого мальчика, не прожившего и четырех лет, а также его относительно крепкое поначалу здоровье, фактически предрешили судьбу царевича Алексея.

Старшую сестру Петра Петровича Елизавету мы тоже можем представить, вспомнив портрет работы того же Каравака, написанного в 1750 году:

Или портрет работы его ученика Ивана Вишнякова, написанный в 1743:

Но большим успехом еще при жизни императрицы пользовался другой написанный в средине 1710-х годов Караваком портрет Елизаветы Петровны, на котором она изображена в образе богини Флоры:

Будущая императрица изображена обнаженной и лежащей на синей, подбитой горностаем мантии - знак принадлежности к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента.

Да, традиция, но есть и определенного рода пикантность в таком изображении. Интересное замечание по поводу портрета оставил Н. Н. Врангель: "Вот маленькая девочка, восьмилетний раздетый ребенок с телом взрослой девушки. Она полулежит, кокетливо придерживая портрет своего отца и так ласково и нежно улыбается, будто уже теперь думает о Салтыкове, Шубине, Сиверсе, Разумовском, Шувалове и всех прочих, кого любило после это прекрасное существо".

Впрочем, он же отмечал, что у Елизаветы было много образов.

Вот Елизавета Петровна в мужском костюме, который так шел ей:

А.Л. Вейнберг считала портрет работой Каравака и датировала его 1745 годом. С.В. Римская-Корсакова полагала, что это ученическая копия Левицкого с работы Антропова, восходящая к иконографическому типу Каравака.

А вот еще один портрет Елизаветы в мужском костюме - хрестоматийный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», написанный Георгом Христофом Гроотом в 1743 году:

Этот портрет можно назвать парадным. Тут и орден Андрея Первозванного, голубая муаровая орденская лента со знаком, маршальский жезл в руке императрицы, преображенский мундир, а также - то обстоятельство, что Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, и военный флот, виднеющийся в заливе.

Есть еще у Каравака «Портрет мальчика в охотничьем костюме», по поводу которого строились различные версии. Называли его и Портретом Петра II, и портретом Петра III и … портретом Елизаветы. Отчего-то мне весьма близка именно последняя версия.

Парадных портретов Екатерины II достаточно много. Писали их как приглашенные в Россию иностранцы, так и русские художники. Можно вспомнить, например, написанный Вигилиусом Эриксеном портрет Екатерины перед зеркалом, в котором художник использует своеобразный прием, позволяющий показать императрицу и в профиль и в анфас.

Профильное изображение императрицы послужило для парадного портрета, написанного Рокотовым:

Сама Екатерина по всей видимости любила другой написанный Эриксеном портрет, изображающей ее верхом:

Еще бы! Ведь портрет символизирует судьбоносный для императрицы день 28 июня 1762 года, когда она во главе заговорщиков о направляется в Ораниенбаум для совершения дворцового переворота. Екатерина сидит верхом на своем знаменитом коне Бриллианте и одета по-военному - на ней мундир офицера гвардейской пехоты.

Портрет имел грандиозный успех при дворе, по заказу государыни трижды повторял свое произведение, варьируя размеры полотна.

Написал Эриксен и портрет Екатерины II в шугае и кокошнике:

Можно вспомнить непарадный портрет Екатерины II в дорожном костюме, написанный Михаилом Шибановым, художником, о котором почти ничего не известно. Разве только то, что он был близок к Потемкину?:

Вспоминая непарадные портреты Екатерины Великой, невозможно пройти мимо образа созданного Боровиковским.

Художник показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям Царскасельского парка, опираясь на посох. Рядом с ней - любимая собачка, английская левретка.

Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке НиколаяЛьвова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) Перекусихина.

Кстати, достаточно интересен факт того, что в XVIII веке в России работало всего 8 официальных придворных живописцев, среди которых только один был русским, да и то кончившим свою жизнь почти трагически. Поэтому неудивительно, что у русских художников не было возможности писать императоров и императриц живьем.

За это произведение Боровиковский, о котором хлопотал Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством.

Но именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в «повести о чести» «Капитанской дочке».

Реформаторская, внешнеполитическая и военная деятельность, которая значительно укрепила российскую державу, характеризует императрицу как законодательницу и просветительницу, дальновидного стратега, мудрого политика и дипломата. Не зря современники еще при жизни титуловали ее Великой. Она действительно считается выдающимся государственным деятелем, несмотря на критику исследователей по поводу ее моральных качеств и жесткой позиции в утверждении крепостничества.

В глазах крупнейших мастеров изобразительного искусства она предстает как благородная, целеустремленная, бесстрашная и справедливая властительница трона. Портрет Екатерины 2 - это отражение идеального монарха, обеспечившего процветание науки, образования, культуры и поднявшего политический престиж государства.

Фигура великой императрицы: путь к правлению

Екатерина 2 появилась на свет в апреле 1729 года, по происхождению являлась чистокровной немкой, родом из бедного княжества. Когда ей исполнилось четырнадцать, переехала в Россию в статусе невесты наследника престола Петра III. Спустя два года приняла православие и была отдана в супруги будущему императору.

Даже в юности Екатерина отличалась острым умом, хитростью и наблюдательностью, с легкостью манипулировала окружающими ради достижения своей цели. Она с удовольствием занималась изучением наук, много читала и самостоятельно освоила русский и французский языки. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Так начинал формироваться Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость. У нее было два важных таланта - отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию.

Таким образом, Екатерина тихо и уверенно продвигалась к императорскому престолу, свершив переворот через полгода после провозглашения Петра III императором и в конце концов свергнув мужа.

«Золотой век» екатерининской эпохи

Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:

1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:

    привилегии для дворян, укрепление их власти;

    ужесточение крепостнического строя;

    создание системы учебных заведений с едиными планами;

    развитие местного самоуправления в городах;

    разветвление системы судов.

2. Внешняя политика:

    победное завершение двух русско-турецких войн;

    победа над шведами;

    получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) - 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;

    укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;

    улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.

Исторический портрет Екатерины 2 невозможно подвести под конкретный стереотип: для одних она - мудрая правительница, для других - тиран, но в итоге значимость ее фигуры для событий мировой истории неоспорима.

Лик Екатерины 2: традиции изображения

В XVIII столетии определились две четко выраженные традиции изображения великой императрицы в русском искусстве.

Первая касается ее идеализации, подчеркивания лучших черт и качеств. Портрет Екатерины 2 рассматривается в контексте возвеличивания монарха, заботящегося о своем народе, открывающего образовательные учреждения, проводящего реформы, развивающего искусство, заботящегося о правосудии. Такой подход нашел свое отображение в живописных шедеврах Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

Вторая традиция заключается в стремлении «очеловечивания» облика государыни, что пронизывает портрет Екатерины 2 более чувственными красками. На первый план выходят скромность, любезность, дружелюбие, снисходительность к чужим недостаткам, чувство долга, великодушие. Все это с легкостью проглядывается в творениях художника Владимира Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов: жизненный путь

Известный русский художник был рожден в селе Воронцово. Первоначально образование получил благодаря поддержке Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари. Овладел азами изобразительного искусства в А в 1960 году был принят в Петербуржскую Академию художеств по распоряжению мецената Через пять лет был удостоен звания академика. В конце 1766-го переехал в Москву, где продолжал трудиться над созданием новых картин. Его прервался в декабре 1808 года.

Творческое наследие

Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая - поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».

Кроме этих шедевров, кисти Рокотова принадлежат портреты Петра III, цесаревича Павла, вельможи И.И. Шувалова, графа Орлова, графа Струйского и его жены, а также многих других выдающихся личностей екатерининской эпохи.

Высшее достижение в области парадного портрета

В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.

Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.

Второй портрет Екатерины 2 Рокотов создал, воспользовавшись профильной манерой, что достаточно редкое явление для написания парадного портрета. Но это придало властительнице идеальный характер. Благородные черты лица, горделивая осанка, некоторый динамизм в жестах плюс атрибуты власти и богатая драпировка - нужный эффект достигнут.

В образе жрицы

Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны - лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом - символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот - вестник процветания государства.

Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.

Отпечаток сентиментализма

Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один - на фоне второй - на фоне Кагульского обелиска.

Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.

Но все же живописные работы не только и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.

Во время Великой Отечественной Войны в одном из дворцов Царского Села группа советских солдат наткнулась на комнаты, оформленные в совершенно безумном эротоманском стиле. Одна из стен была сплошь увешана вырезанными из дерева фаллосами разной формы, вдоль стен стояли кресла, бюро, стулья, ширмы, украшенные порнографическими изображениями.

Солдаты - самому старшему было всего-то двадцать четыре года - были поражены и нащёлкали своими «лейками» несколько плёнок. Молодые ребята не мародёрствовали и не ломали мебель, они просто сделали пару десятков фотографий на память. Большинство кассет так и пропало в огне войны, но несколько снимков всё же попало в руки Петера Водича, живущего в Бельгии и являющегося автором нескольких чрезвычайно интересных фильмов-расследований.




Он приехал в Россию и попытался выяснить, что же стало с мебелью из тех пяти комнат. Увы, он не выяснил ничего. Музейные работники наотрез отказались разговаривать на эту тему и заявили, что никаких «секссекретных кабинетов» у Екатерины Второй не было. Потом всё же повезли в Гатчину и показали пятнадцать разрозненных экспонатов из фондов Эрмитажа. Табакерка, несколько статуэток, щит с эротическими медальонами. «Разумеется, - холодно сказал один историк, не работающий в Эрмитаже, - Екатерина, будучи человеком безупречного вкуса, не ограничилась бы таким эклектичным набором, но вы никогда не узнаете, где находятся остальные экспонаты». Сотрудники Эрмитажа говорили о картинах, о гравюрах, о мелких курьёзах, но факт существования мебели отрицали начисто.

Тем не менее, известно, что в тридцатые годы была закаталогизирована коллекция эротического искусства, принадлежавшая семье Романовых. Эту коллекцию показывали избранным посетителям музея, об этом сохранились свидетельства. Но каталога нет. Он, как и вся коллекция, якобы был уничтожен в 1950 году. Судя по рассказам, значительная часть экспонатов относилась к XVIII веку, но кто эти рассказчики? Что они вообще понимали в искусстве?

Сотрудники Эрмитажа признают, что Екатерина оформила для Платона Зубова некий будуар, но тут же отрицают, что от этого кабинета хоть что-то дошло до ХХ века.

Однако это не так. Известна история о том, как Андрей Иванович Сомов, работавший в Эрмитаже, показывал петербургским интеллектуалам официально несуществующий раритет - восковую копию члена Потёмкина, и Василий Розанов, кстати, повредил её своими потными пальцами. И так, случайно и почти случайно, но отдельные люди, имена которых мне не хотелось бы называть по определённым причинам, натыкались на действительно масштабную коллекцию эротики и порнографии - «секретный кабинет».


Удастся ли отыскать «эротический кабинет», или он так и останется легендой, никто сейчас не может утверждать уверенно. Мы говорили с Водичем обо всём этом несколько часов подряд, прикидывая разные возможности, но пришли к выводу, что прояснить ситуацию может только случай.

Это, увы, традиция современных супермузеев - скрывать и иногда даже уничтожать артефакты эротического искусства. Да, во времена разгула порнографии и повального либертианства культуртрегеры трепетно сохраняют традиции ханжества и лицемерия. И Национальная Галерея в Лондоне, Лувр в Париже, Пинакотека в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, не говоря уж о Прадо в Мадриде и Ватикане в Риме, в ближайшем обозримом будущем будут, как и двести лет назад, держать эротическое искусство за семью швейцарскими замками, подальше от глаз нескромно любопытствующей публики.




28 июня 1762. Присяга Измайловского полка Екатерине II. Гравюра. Неизвестный художник. Конец XVIII — первая треть XIX в.

В. Эриксен. "Поход на Петергоф" (Конный портрет Екатерины Великой). 1762

Екатерина II на ступенях Казанского собора, приветствуемая духовенством в день воцарения 28 июня (3 октября) 1762 года. Неизвестный художник.

На престол Екатерина II вступила, свергнув своего мужа-императора. Она не стала по примеру своего предшественника откладывать коронацию, юридически закрепляющую ее на царском троне, ей не терпелось увидеть на своей голове корону. Церемониал венчания на царство состоялся уже в сентябре. К этому времени была изготовлена и новая корона, создателем которой стал ювелир Иеремий Позье, оставшийся после смерти Елизаветы при дворе. Мастер отобрал лучшие камни и жемчужины казны и сотворил нечто удивительное: традиционную по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделенных гирляндой из великолепных бриллиантов и скрепленных невысоким венцом корону, которая была, пожалуй, самой прекрасной в Европе.

В императорской мантии, поддерживаемой шестью камергерами, под звон колоколов Ивана Великого вдова Петра III медленно и величественно прошла в Успенский собор. Начался торжественный обряд венчания на царство. Императрице поднесли золотую подушечку — на ней возлежала сверкающая бриллиантами корона. Как только загремели залпы пушек, Екатерина сама возложила на себя царский венец. Затем в Кремле был устроен торжественный обед, на который было приглашено много гостей, среди них иностранные послы и министры. В последующие дни в Москве состоялись народные гулянья, балы, маскарады, театральные представления, фейерверки. Торжества растянулись на два месяца, Екатерина не скупилась.

«Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года». Художник: Торелли Стефано 1763. Русская историческая живопись.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отныне Екатерина II — самодержица всея Руси… Полунищая принцесса из маленького княжества Германии, не имея ни малейших прав на русский престол и совершенно чужая Императорскому Дому Романовых по крови, решила царствовать в России одна. В династии Романовых это последнее «случайное» царствование, но восседала Екатерина II на троне целых тридцать четыре года. В этом ей помогли трезвый ум, хладнокровие, расчетливое обаяние, а главное, великолепное умение разбираться в людях и окружать себя способными государственными деятелями и верными друзьями.

Екатерина II (коронационный портрет, между 1763 и 1766). Государственный русский музей, С.Торелли. Портрет Екатерины II

Потрте Екатерины II,Вирги́лиус (Виги́лиус) Э́риксен

Она сумела установить тесные контакты с передовыми людьми Европы того времени и уже в первые десять лет своего правления прослыла просвещенной императрицей, или, как ее называли? «философом на троне». На российский престол Екатерина взошла, когда ей исполнилось уже тридцать три года. Красивая, с приятной благородной осанкой, с гордо посаженной головой и царственным видом, — такой она предстала перед своими подданными. Современники так описывали ее внешность: «Лоб широк и открыт, нос с небольшой горбинкой, рот красивого очертания с прекрасными зубами. Черты лица правильны и приятны». И все подчеркивали ее чрезмерное желание нравиться.

1712-1784. Портрет Екатерины II, С.Торелли.

Портрет Екатерины II С.Торелли.

Как уже говорилось, отец Екатерины II, герцог Ангальт-Цербст-Бернбургский, принадлежал к мелкому владетельному роду. Княжество его было так мало, что от одного его конца до другого можно было пройти немногим более чем за один день. Христиан Август, как звали герцога, во время рождения дочери состоял на службе у прусского короля. Сначала командовал полком, а затем стал губернатором города Штеттина в Померании, где служил. Свою военную карьеру Христиан Август кончил прусским фельдмаршалом. Его столь блестящему продвижению по службе, конечно же, помогли тесные связи с Русским Императорским Домом.

Ansicht Штеттин

Штеттинский замок

Портрет Кристиана Августа Ангальт-Цербстского кисти Антуана Пэна, 1725.

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Жена герцога, Иоганна Елизавета, была моложе своего супруга лет на двадцать. Происходила она из другого немецкого княжеского рода — Голштейн-Готторпского. Красивая и на редкость честолюбивая, молодая женщина заботами по воспитанию дочери себя не утруждала, вела довольно легкомысленный образ жизни и своей красотой могла пленить ни одно мужское сердце. Герцогиня Иоганна часто бывала в отъезде. Ей больше нравилось путешествовать, чем находиться в штеттинском доме своего супруга, где нередко приходилось во многом испытывать нужду — не хватало даже простыней для постелей.

Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская (24 октября 1712 — 30 мая 1760) — мать императрицы Екатерины Великой

Это были преимущественно визиты к родственникам, которые рассеялись по всей Германии и даже за ее пределами: одна тетка стала супругой германского кайзера Карла VI, дядя претендовал на шведский престол, кузина сочеталась браком с принцем Уэльским. За свою жизнь тщеславная женщина исколесила почти всю Европу, выполняла даже некоторые дипломатические поручения прусского короля, который, как считают современники, был к ней весьма неравнодушен. Незадолго до воцарения дочери на российском престоле герцогиня умерла в Париже.

Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская) — мать императрицы Екатерины Великой.Antoine Pesne

Софья Августа Фредерика, названная по лютеранскому обычаю тройным именем в честь своих теток, родилась в Штеттине. Родители звали ее Фике. Она была первым ребенком в семье, ее младший брат — слабый и болезненный мальчик — скончался в тринадцать лет, когда его сестра звалась уже Екатериной.

Герцог Христиан Август нежно любил своих детей и был образцовым семьянином. Маленькая Фике росла резвой, шаловливой и смелой девочкой. Она терпеть не могла кукол, любила играть с детьми горожан на площади, предпочитая дружбу с мальчиками. Вообще она была любознательным ребенком. За излишнее любопытство ее даже нередко наказывали. Девочке страшно повезло, что ее воспитательницей стала француженка Эвелина Бабетта Кардель, умная и высокообразованная женщина, строившая программу обучения таким образом, чтобы ни в коей мере не подавлять индивидуальность ребенка.

Фуке,Виталий Ермолаев

Фике порой спрашивала мадемуазель Кардель: «Скажите, Бабетта, зачем меня заставляют танцевать и слушать музыку. Мне не нравится ни то, ни другое. К чему меня готовят?» «Вас готовят к замужеству», — честно отвечала воспитательница. Эти же мысли внушала девочке и ее мать. Она даже как-то сказала: «Родной брат твоего дедушки Христиана Августа, моего отца, был женат на шведской принцессе Гедвиге, сестре короля Карла XII. Сын от этого брака, Карл Фридрих, который приходится мне двоюродным братом, женился на старшей дочери российского императора Петра I Романова. Таким образом кровь шведской династии и Голштейн-Готторпских князей смешалась с романовской». — «Значит, герцог Карл Петер Ульрих, сын дочери русского царя, мой троюродный брат? Я ведь познакомилась с ним в голштинском городке Эйтин, куда мы недавно ездили. Как интересно…»

Софья часто жила у бабушки, принцессы Голштинской, в Гамбурге, бывала в Киле и даже в Берлине, где могла наблюдать за жизнью прусского двора.

Портрет принцессы Анхальт-Цербстской, будущей Екатерины II в возрасте 11 лет, Р. Лисчевская

В четырнадцать лет она казалась взрослой девушкой, поражала всех своей развитостью и здравыми суждениями. Уже в течение нескольких лет ее занимала мысль о короне. Когда принц Голштинский стал наследником русского престола, девушка в глубине души часто предназначала себя ему — об этом Екатерина сама писала в своих дневниках. А ведь она уже была помолвлена с младшим братом своей матери Георгом Голштинским, влюбленным в нее и получившим ее согласие стать его женой. Но узнав о приглашении приехать в Россию, Софья уговорила своих родителей решиться на эту поездку, оставила своего жениха и думала только о своей честолюбивой цели.

Портрет принцессы Софии Августы Фридерики. А. Р. Лисчевская. 1742 год. ГРМ.

Это случилось так: российская царица Елизавета, желая подобрать для своего племянника невесту, затребовала портрет Ангальт-Цербстской принцессы. Писать Софью было поручено лучшему живописцу Берлина Антуану Пэну. Когда портрет был закончен, его намотали на палку, как флаг, и курьер короля Пруссии доставил полотно в Петербург. Работа художника была оплачена из прусской казны. Не прошло и месяца, как из канцелярии Елизаветы было доставлено письмо с приглашением прибыть вместе с матерью в Первопрестольную.

Портрет Императрицы Елизаветы I,художник Георг Христофор Грот

Портрет Петра Федоровича, Георг Христофор Грот

По пути в Россию будущая супруга наследника российского престола была представлена своему благодетелю. В честь нее в королевском дворце в Берлине был дан обед. Место девушки за столом было рядом с самим королем Фридрихом, мать, как провинциальная дама низкого ранга, сидела в соседней комнате…

И вот 10 января 1744 года, невзирая на зимнюю стужу и метель, две путешественницы под именем графинь Рейнбек отправились в сторону российской границы. Там их ожидала торжественная встреча.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 4. 1745. Портретная галерея Гатчинского дворца. Поступил в 1866.Louis Caravaque

В Москву юная немецкая принцесса ехала не с мыслью о семейном счастье, а с мечтой о короне. Для осуществления этой мечты она старалась всем нравиться, прежде всего будущему мужу, его тете-императрице и, конечно, народу. Когда невеста племянника царицы через несколько недель после приезда внезапно заболела и состояние ее стало ухудшаться, мать ее хотела позвать пастора из лютеранской церкви, но девушка попросила пригласить священника из православной церкви. Можно себе представить, каким бальзамом это было для Елизаветы, для ее русской души. Принцесса выздоровела, и летом состоялся ее торжественный переход в православие. Говорили, что императрица подарила ей по этому случаю бриллиантовое украшение стоимостью в сто тысяч рублей.

«Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили», — напишет позже Екатерина. Заметив, что при дворе любят подарки все — от лакея до великого князя-наследника — Екатерина, отныне она звалась так, не жалела денег, чтобы сделать приятное кому-либо из ее окружения. Приехав в Россию всего с тремя платьями, она не стеснялась сорить деньгами. Ее правилом было приспосабливаться к любой обстановке, как бы она ни была противна ее вкусам и правилам. Готовая жить по русским обычаям, будущая российская самодержица оставляла, однако, за собой право думать по-своему.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Георг Христофор Грот

Портрет цесаревны Екатерины Алексеевны.Г.Х. Гроота

А окружение, в которое немецкая принцесса попала при русском дворе, было для нее действительно необычным. Игра в карты, пересуды, сплетни, интриги, флирт — вот каковы были, пожалуй, основные занятия. Разговоры о науке, искусстве или литературе почти не велись. Некоторые придворные вообще едва умели читать или писать. Сплошные невежды — так оценила она окружение Елизаветы. Да еще неряшливость и грязь, царившая в помещениях. К этому тоже нелегко было привыкнуть. Комнаты были неуютные, сырые, плохо проветривались.

Неизвестный художник (с оригинала Г.Х. Гроота 1748 г.) Портрет цесаревны Екатерины Алексеевны. 1750-е г

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. Георг Христофор Грот

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.Неизвестный художник.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости