Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Сценарий музыкально – литературной композиции

«Природа – наш дом»

Цель: Формирование у юных жителей страны экологической культуры и

активной жизненной позиции по отношению к глобальной

программе, стоящей перед человечеством.

Оформление: на заднике «Природа – наш дом», плакаты «Всё живое погибло в огне…», экологические запретные знаки. Фонограммы песен «Лесной марш», «Песня на мотив Красной Шапочки», «Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце», костюм Берёзки, детские рисунки

Ведущий. Лес - это кладезь природы. Недаром часто говорят: дары леса. Действительно, лес нам дарит очень много прекрасного.

Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят из травы. Они приглашают полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый лесной воздух.

Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится всё сложнее и сложнее.

Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда?

Это и небо у тебя над головой, и земля у нас под ногами и воздух, без которого мы не можем жить.

Это богатый мир растений и удивительный мир животных.

Это наша родная природа с её лугами и полями, лесами и реками, горами и морями.

Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него нам некуда».

Чтец 1 . Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Чтец 2. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В удивительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напрополую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Чтец 3. Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Чтец 4. Не зная в речке брода,-

Нет смысла рисковать,

Чтоб стать царём природы-

Тут мало много знать.

О, люди – человеки,

Мы в мире не одни,

Какие были реки!-

И что теперь они?

Да что ж мы онемели?

Те реки обмелели,

А мы ещё их вспять…

Коль ты за дело браться-

На Бога не вали-

Рискуем сами, братцы,

Остаться на мели.

И присно, и вовеки

Рассудок сохрани:

Пускай текут все реки-

Куда хотят они…

Чтец 5 . И поля, и деревья, и речки,

Красоту свою прячут от нас,

И как кони боятся уздечки.

Так боятся они наших глаз.

Ветер шепчет деревьям тревожно:

«Берегитесь, идёт человек!»

И смолкают они осторожно,

Словно так и молчали вовек…

Затихает берёз нежный шёпот,

И манящее пение лип,

И печальный до слёз ивы ропот-

Остаются лишь шелест и скрип!

Пожалейте, родные, простите!

В прежний мир нас впустите опять,

И усталой душе помогите,

Дерзкий ум - наконец обуздать.

Ведущий. Но не каждый из нас по – настоящему любит и бережёт природу. Послушаем рассказ Берёзки.

(обучающаяся одета в форме берёзки)

Я берёзка белая,

Я в лесу жила.

К вам сюда пришла.

Про мою обиду

Про мою беду

С самого начала

Речь я поведу.

Я шумела весело

Летом и весной.

Пели надо мной.

Приходили люди

В жаркий летний день,

Под моими ветками

Находили тень.

Радовались, глядя

На мою листву.

Радовались люди

Что и я живу.

Но житью хорошему

Вдруг настал конец:

В лес пришёл однажды

Мальчик-сорванец.

Он изрезал ножиком

Всю мою кору,

Было очень больно мне,

Думала-умру.

Он не успокоился-

Он поджёг меня!

Корчились листочки,

Сохли от огня…

Вы ему напомните,

Сорванцу тому,

Про берёзку стройную,

В пламени, в дыму…

Ведь берёзка каждая

Тоже хочет жить,

С ветерком шептаться,

С ручейком дружить.

Ведь берёзку каждую

Следует беречь.

Ну, зачем берёзку

Резать или жечь?

Чтец 6. Всё так изранено в лесу, как

после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

ни ели, ни сосны.

Берёзку ножиком пырнул

какой – то живоглот.

Мне кажется, из – под коры, моя

слеза течёт.

От этой чёрствости людской

болит душа моя.

Под искалеченным дубком

не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён

кощунственной рукой.

Мне и кажется, горит не он,

а дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы

беспечности следы.

Уйдут, обидев красоту,

смутив лесной уют.

И не услышат за спиной,

что листья слёзы льют.

Ведущий. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне, восторгаться гармонией природы.

Кто из нас не любит гулять в лесу? Как приятно бродить в лесу осенью, разбрасывая ногами опавшие разноцветные листья, летом – собирать грибы, ягоды, а весной – вдыхать аромат цветущих растений. Уже сейчас нам нужно быть разумными жителями нашей планеты Земля. Помните, что человек - только малая частица огромного мира. Нам необходимо бережно относиться к окружающему миру, бережно относиться к самим себе и будущим жителям Земли.

И сегодня мы с вами много слышим об экологии. Оно понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, бросают мусор. Это то, что мы прибавляем изо дня в день нашим экологическим проблемам.

А как жить в нашем общем доме, не вредя ему и себе?

(Дети показывают запретные экологические знаки читают правила…)

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо.

Листья участвуют в дыхании растения. Они выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

2. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Не подходи близко к гнездам птиц! Не разоряй птичьи гнёзда!

5. В лесу старайся ходить по тропинкам. Не шуми в лесу!

6. Не повреждай кору деревьев! Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок, могут проникнуть микробы. Не собирай берёзовый сок!

Ведущий. Что же мы должны делать для охраны природы?

Все : Нас много, ребята!

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём.

Чтец 7. Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава с дождями,

Как солнце

Со всеми нами!..

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Чтец 8. Ранним утром

В лес весенний выйду я,

Что за чудо –

Дерево в цвету!

Я боюсь, что правнук,

Мне завидуя,

Не застанет эту красоту.

Я боюсь, что

Жертвою прогресса

Станет нежный белоснежный цвет,

Что потомки не увидят леса.

На планете через сотню лет.

На душе от этих дум тревожно:

Над тобою, жизнь, -

Домолов меч!

Неужели, люди, невозможно

Лес – цветущий правнукам сберечь?

Чтец 9. Лес топорщится,

и степь клубится,

Жара изводит

и снега блестят,

Богаты мы!..

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш

на считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке.

И восковые считанные зёрна

неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин

ухает из тьмы.

Неужто, внуки

лишь по Красной книге

узнают,

Как богаты были мы?

Чтец 10. Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой – на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами

Песня «Лесной марш»

Муз. Ю Чичкова Сл. П.Синявского

1.Нам птицы просигналили подъём.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой родины.

Припев: Мы сами написали в лесной зелёной книжке,

О том, что у леса надёжные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я!

2. Мелькают наших песен огоньки,

Шагаем мы лесами перелесками,

Под кедрами красавицы тайги,

Под соснами полесскими.

Припев.

3. Нам солнце улыбнётся веселей,

И каждый день нам радостным покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Припев.

4. И добрые волшебники – леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса, А мы её помощники.

Припев.

Чтец 11. Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Чтец 12. Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

Не небо!

А море без рыб –

Не море!

И земля без зверей –

Не Земля!

Чтец 13. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…

Чтец 14. Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим и пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не залужим!

Песня на мотив « Красной Шапочки»

Если б только – только – только

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно – можно – можно – можно,

То, наверно – верно – верно – верно,

Книги Красной точно – точно

Никогда б не завели!

Припев:

А – а. Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А - а. Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А - а. Крокодилы, бегемоты,

А – а. Обезьяны, кашалоты,

А – а. И зелёный попугай!

А – а. И зелёный попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще.

И пускай в лесу тенистом,
Слышен гомон птичьих стай,

И запомни – помни – помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

Припев тот же

Чтец 15. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в океане вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же любить её всегда!

Песня на мотив «Пусть всегда будет солнце»

Пусть всегда будут реки!

Пусть всегда будет рыба!

Пусть всегда будет море!

А в пустыне - верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы!

Пусть всегда будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети.

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Ведущий. Помните! Человек – только малая частица огромного мира, который находится во взаимосвязи и зависит от экологического равновесия, устанавливаемого и поддерживаемого природой. Бережно относясь к окружающему миру, вы тем самым бережно относитесь к самим себе и будущим жителям земли. Берегите себя!

Ольга Свиридова

Музыкально-литературная композиция по экологии "Путешествие Лучика" .

Эта постановка была показана детьми старшей и подготовительной групп на методическом объединении музыкальных руководителей города, тема которого была: "Роль музыкального воспитания в формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста".

Вступление.

Мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду. Что же для этого нужно сделать?

Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является детский экологический театр – соединение экологического образования с творчеством и экологическое воспитание по обе стороны рампы – и для самих юных актеров и для почтеннейшей публики.

Театр и экология не только вполне совместимы, но и обогащают и помогают друг другу.

Информация об актуальных экологических проблемах, поданная в театрализованной форме, не только запоминается, но и становится живой и насущной, «одушевленные» цифры, факты, процессы и термины легко и непринужденно проникают в умы и души зрителей. Инсценирование экологической информации позволяет дошкольникам глубже понять и запомнить её суть, ведь она вызывает простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать.

Цель:

Привлечь внимание детей к тому, что природа страдает от неправильных действий человека и что это чревато последствиями.

Задачи:

Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости, красоты и хрупкости;

Развивать и обогащать музыкально-литературный кругозор детей;

Развивать творческие способности;

Совершенствовать певческие навыки, чувство ритма и умение выразительно передавать образ через музыкально-ритмические движения.

Ход.

Солнце легонько земли лишь коснулось,

Сразу вокруг всё мгновенно проснулось:

Всё ожило, зазвенело, запело,

Будто бы вовсе спать не хотело!

Танец «Восход Солнца» под муз. Грига

Солнце: Вновь день настал и я дарю

Всем радость, свет, тепло,

Чтоб просыпалось всё вокруг,

Смеялось и жило!


Солнышко: Просыпайтесь, звери!

Солнышко: Улыбайтесь, звери!

На зарядку всех зовёт! Танец «Светит солнышко».

Мальчик1: Здравствуй, солнце! С добрым утром!

С ветром ласковым, попутным!

Здравствуй, белая ромашка, здравствуй, в крапинку букашка!

Мальчик2: Здравствуй, пчелка, шмель пушистый!

Здравствуй, елка, куст душистый!

С Добрым утром, весенним, ясным,

С теплым, солнечным, прекрасным!

Лучик: Я – Лучик солнца золотой,

Пришел я к вам с небес прекрасных

Увидеть Землю! Но, постой, А нет ли здесь врагов опасных?

Мальчик: О каких опасностях и о каких врагах ты говоришь?

Нет на Земле врагов ужасных,

Земля нам дарит мир, покой,

Попутешествуй же со мной!

Лучик: Я рад, что с вами мы втроем

Большую Землю обойдем!

Мы идём по белу свету, песню звонкую поём,

Обойдем мы всю планету и друзей себе найдем!

Песня «Дорога добра»

Часть 2: «Лес».

Танец «Березки»

Мальчик и Лучик (вместе) :

Вы, берёзки стройные,

Что же не шумите?

И поникли ветками,

Грустные стоите?

Березки: 1. Нас, березок, становится все меньше и меньше. А ведь мы – символ России, наша Родина славится березовыми рощами.

2. Во поле березоньки стояли,

Летом всех от зноя укрывали,

А зимой у печки согревали,

В баньке веничком здоровья прибавляли.

3. Вы запомните, люди, мы, деревья, живые.

И для вас охраняем небеса голубые.

4. Дарим дом всем зверюшкам, воздух мы очищаем.

Малых птенчиков нежно в колыбельках качаем.


5. Не совьют без деревьев свои гнёздышки птицы.

Не мелькнёт у опушки хвост пушистой лисицы.

6. Жить без леса не смогут ни медведи, ни лоси.

Берегите деревья! Очень, люди вас просим!

7. Пусть жужжат возле дуба золотистые пчёлки.

Пусть свернётся клубочком ёж колючий под ёлкой.

8. И прошепчет ветвями расшалившийся ветер:

«Берегите деревья, все, что есть на планете».

Вы нам очень нужны, деревья!

Как прожить нам без вас на свете.

Вы нам очень нужны, деревья,

Будет пусто без вас на планете.

Появляется две Белки

Мы подружки-веселушки,

очень весело живем -

вместе дружно мы играем,

и танцуем, и поем.

Играют на бубнах.

Лучик: Белка, белка расскажи,

О чем задумалась в тиши.

Белка: Нас было много на Земле,

Любили мы резвиться вволю,

Но появился человек,

И стало много нас в неволе.

Мой брат стал «Белкой в колесе»,

И шубы носят из сестричек,

Из всех моих друзей вообще

Осталось чуть – спроси у птичек.


(Появляется Соловей)

Соловей: Это правда! Что лукавить?

Человек не знает меры,

Я готов людей прославить,

Но у нас исчезла вера.

Лучик: Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?

Соловей: Верить, что мы нужны, без нас плохо на Земле.

Вот я – Соловей, я – певец любви и счастья,

я встречаю здесь весну, славлю жизнь, воспеваю красоту.

Поет "Песенку-капель".


Лучик: Да, Соловушка, поёшь ты прекрасно! Душа радуется!

Мальчик: Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу.

Лучик: Пой, Соловей, свои песни о лесе,

Радуй нас, Белка, своей красотой,

Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой,

А я уверен, что люди откликнутся всей душой.

Часть 3: «Поляна».

Лучик: Здесь так красиво! А запах: клевер и ромашки. Куда мы попали, что за музыка звучит?

Танец цветов и бабочки.


Лучик: Ну, тут, наверное, проблем нет?

Бабочка: Ты ошибаешься! Мои крылышки протёрлись от пальцев ребят. А сколько моих друзей в коллекциях?

Цветок: Давайте пройдемся медленно по лугу

И «Здравствуй!» скажем каждому цветку!

Должны вы над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе своё лицо им показать!

Бабочка: Все, все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны!

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед, кто делает яд.

Все, все на свете, на свете все нужны,

И это все люди запомнить должны!

Часть 4: «Озеро».

Мальчик: Лучик, посмотри!

Лучик: Что это?

Мальчик Это озеро, а в него бегут ручейки! Пошли туда – можно воды напиться и умыться!

Ручейки: Не пей, девочка!

Как хороша была у нас вода,

И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел - беда!

И вся природа испугалась.


И в наше озеро стекают

И удобренья и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек!

Танец Ручейков.

Лучик: Родники вы охраняйте,

Ручейки не засоряйте.

И тогда тебе и мне

Природа всё воздаст вдвойне!

Берегите природу! Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

Все участники выходят под песню «Как прекрасен этот мир». Передают глобус.

Лучик: Смотрю на глобус – шар земной, и вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!».

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!».

Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги!».

Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной,

И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!».

Чтецы (участники сказки) :

Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Мы не гости на планете, и Земля – наш дом!

Будет в нём светло и чисто, если мы спасем

И прозрачные озёра, и кедровый бор,

И цветных полей узоры, и родной простор!

Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

Развеем над нею и тучи и дым, в обиду её никому не дадим!

Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели»

Заключение

Все мы, люди, любимые дети Матери-Природы. И надлежит нам, как благодарным детям, о Матери своей заботиться, беречь ее и охранять, ибо все в этом мире связано воедино. Таков неписаный Закон, которому подчиняется все живое на планете: загрязняя Природу, нанося ей вред по неразумению ли, по злому ли умыслу, мы сами себе вредим!

Поэтому девизом работы экологического театра можно считать слова Теодора Рузвельта:

"Делать то,что ты можешь;

тем, что ты имеешь

и там, где ты сейчас".

Литературно-музыкальная композиция «Экология души и экология природы»

Цель: способствовать развитию экологического мышления обучающихся;

повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; реализация межпредметных связей.

Все выступление сопровождается презентацией (приложение 1)

Чтец 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!
Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это родина моя!
Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя!
Чтец 2:

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», так писал Л.Н. Толстой более ста лет тому назад. Оглянитесь, посмотрите, какая неповторимая красота нас окружает! Огромные величественные реки, спокойно несущие свою прозрачную воду в моря и океаны; леса, дремучие и непроходимые, такие, что в их ветвях запутывались сказки. Представьте себе необъятное голубое небо, в котором раздаются птичьи песни на различные лады и голоса. А как радуют своей бархатистой зеленью летние поляны, сколько восторгов вызывают цветы, чарующие нас своей неповторимостью.
Пришвин:

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.
Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
Мои записи о природе часто наводят меня на мысль, что поезд нашей человеческой жизни движется много быстрее, чем природа, и вот почему получилось у меня, что, записывая мои наблюдения в природе, я записываю о жизни самого человека.
Вот как пишу теперь, что является высокое желание отдать душу за других людей и самому стать добром истории! Так вот и вы, любители природы, когда в лесу рассеянно берете в руки кусочек смолы и наслаждаетесь ароматом целебного бальзама, то помните, этим бальзамом лечатся деревья, вся жизнь у которых есть постоянное стремление к свету, а у человека есть свой бальзам: поэзия.

Чтец 2: Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящие лицо», - скажет М. Пришвин. В это зеркало надо учиться смотреть, научиться видеть в нем и себя, и других. Отношение к природе разделяет людей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других: жестоких, жадных, кто бездумно губит окружающий мир. Сколько ужаса безысходности в словах Рождественского: «Все меньше – окружающей природы, все больше окружающей среды».
Чтец 1: Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого человека. «Самый опасный браконьер в душе каждого из нас», - писал В. Астафьев. Поэтому внутренняя красота человека должна включать в себя и чувства любви к родной природе.
Песня на мотив песни «Мгновения» (слайд 16)

Не думай о природе с высока,

Наступит день, и сам поймешь, наверное

Как нам природа – матушка близка,

И каждый миг, и каждое мгновение.
Как тяжело нам жить без птичьих стай

И без дождя во время зноя летнего,

Быть может, мы спасем родимый край,

Наверное, наверное, наверное
У каждого мнгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мнгновенья раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому бессмертие!

Чтец 2:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Чтец 1:

Слово Пришвина необыкновенно современно, писал он о природе и известен как певец природы, но думать так, то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен.
Пришвин «…Почему я пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Да потому, что нашёл для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Читают реп . (Слайд19)

Пусть всегда светит солнце,

Зеленеют поляны,

Пусть всегда будет чистой река,

Пусть цветы расцветают,

Распускаются листья,

А по небу плывут облака
Припев.

Этот мир был подарен

Просим всех ребят
2 куплет.

На красивой планете

Будет радостно детям

Любоваться на лес на зеленые поля.

Сбережем для себя мы,

Для друзей и для мамы

Дом, что мы называем Земля.
Припев.
Чтец 2:

А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.

Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше.
Пришвин

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

Все участники исполняют песню «Давайте сохраним». (Слайд 22)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!

Цели: способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру; совершенствовать речь детей; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Оборудование: костюмы - «Тропинка», «Ёж», «Бабочка», «Медведь»; цветы «Колокольчик, Клевер, Ромашка, Василек, Гвоздика»; макеты деревьев (ель, берёза, дуб, клён), грибов, ягод; плакаты с правилами поведения в лесу; детские рисунки.

Подготовительная робота: выучить стихи о природе, загадки о животных, цветах; разучить песни на музыку Е.Архиповой «Песенка бабочки», «Летняя песенка», «Песенка колокольчиков», «Песенка ромашек», «Песенка гвоздики»; познакомить с игрой «Ребята и медведь», организовать выставку детских рисунков на тему «Берегите природу!»

Дети приглашаются в зал.

ВЕДУЩАЯ. Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что нас с вами окружает, точнее, о природе. Я хочу вам помочь увидеть, какая она - природа. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются: будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая орехи, сломает ветку или сорвет 3 - 4 цветка, поймает одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще - что же станет с природой?..

Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, поле, на луг, чтобы вместе подумать, как сохранить и уберечь природу от разрушения.

Под песню "Веселое утро" (Р. Бойко - В. Викторов) дети парами свободно гуляют по залу. Впереди них бежит девочка -"Тропинка".

ВЕДУЩАЯ

Тропинка-тропинка,

Скажи, куда ведешь?

ДЕВОЧКА -"Тропинка".

Веду на луг душистый,

Что на ковер похож.

Веду туда, где речка

По камешкам бежит,

А над водою бойко

Проносятся стрижи.

Дети продолжают идти с песней, а на середину зала выходят и рассаживаются в произвольном порядке дети старшей группы в костюме цветов. Дети подготовительной группы останавливаются.

ВЕДУЩАЯ. Дети, мы, кажется, пришли с вами на луг. Посмотрите, какая красота вокруг нас, сколько цветов! А вы знаете, как называются эти цветы? (Ответ детей.) Сейчас мы проверим.

Дети – цветы загадывают загадки, исполняют песенки.

КОЛОКОЛЬЧИК

Я люблю июльский зной,

Я лиловый, вырезной,

Если б медные края,

Целый день звенел бы я.

"Песенка колокольчиков"

КЛЕВЕР

Цветок я разовый, пушистый

И мед в себе таю душистый.

Любуются все люди мной

И знают, что я... (клевер луговой).

РОМАШКА

На травинке солнце бьется,

С ветерком на небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи!

"Песенка ромашек"

ВАСИЛЕК

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь

Ярко-синий да пушистый,

Только жаль, что не душистый.

ГВОЗДИКА

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикою

Алою... (гвоздикою).

"Песенка гвоздики"

Р А З Н ОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

юбоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Хоровод "Летняя песенка" (Е. Архипова - Ю. Полухин). В зал вбегает девочка в костюме бабочки, "летает" над цветами.

РЕБЕНОК

Ребята, смотрите, бабочка!

Крапинки на крыльях,

Усики двойные -

Бабочка открыла

Глазки голубые.

Выпорхнув из листьев,

Над поляной вьется,

Радуется жизни

Радуется солнцу!

"Песенка бабочки" (Е. Архипова - Н. Козлова). Бабочка улетает, за ней убегают цветы.

ВЕДУЩАЯ. Дети, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Поэтому я приказываю вас не рвать дикие цветы, не ломать ветви деревьев и кустарников.

ГЛАЗА РАСПАХНИТЕ!

Глаза распахните!

Смотрите!

Растущая дико

Цветет земляника.

Не рвите!

И любку не рвите -

Ночную фиалку.

Не делайте палку

На случай

Из маленькой елки колючей.

Цветка не сорвите,

А лучше скажите:

Купальница,

Ландыш,

Цветная гвоздика,

Цветите!

Не исчезайте,

Растущие дико!

Л. Николаенко

ВЕДУЩАЯ. А сейчас мы с вами пойдем в лес. Быть может, нам посчастливится увидеть каких-нибудь редких животных.

РЕБЕНОК

На тропинке узенькой

День наполнен музыкой.

Музыкой березовой,

Светлой, словно озеро.

Закипела листьями

Синева ветвистая.

Веселится, рядится.

Приходите, радуйтесь!

Игра «Ребята и медведь» (Е.Тиличеевой – Н. Найденовой).

ВЕДУЩАЯ. Дети, а приходилось ли вам гулять по лесу спокойно, без беготни? Не аукаться, не кричать, а просто взять да и посидеть потихоньку под елкой. Если в лесу сидишь тихо-тихо, много интересного можно увидеть. А что, например? Расскажите. (Ответы детей.) Молодцы! А теперь давайте послушаем птиц, этих певцов Земли, ее полей, лесов, лугов. Ведь никто л учше птиц не может рассказать о том, как прекрасна наша Земля. (Звучат голоса птиц в грамзаписи.)

Песня « Слушайте птиц» (Я. Дубровин - Е. Руженцева) (раздается стук

Дятла). Песня "Мастер Дятел" (С. Баневич - Е. Руженцева). В зале

появля­ются дети в шапочках белки и ежа.

ВЕДУЩАЯ. Белка молвила Ежу.

БЕЛКА

Ты бездельник, я гляжу.

Без работы не сиди,

За грибами в лес иди.

Не страшна зима для нас,

Если есть грибов запас.

(Еж идет по лесу, собирает грибы и поет). Песня "У лесной дорожки" (С. Баневич -

Р. Короткова). Песня "Лесные друзья" (Котляровский - Р. Короткова).

БЕРЕЗКА

Я встала рано-рано

И - в рощу налегке.

Там ждут меня березки,

Укрывшись в холодке.

Они растут все вместе,

Их целая семья,

А самая меньшая -

Ровесница моя.

Мне очень скоро будет семь,

И ей седьмой уж год.

Ей только алой ленты

В косе не достает.

Спасибо каждой ветке

За то, что здесь растет!

Спасибо каждой птице,

За то, что здесь поет!

И галке косолапой,

Хоть я над ней смеюсь,

И даже злой крапиве,

Хоть я ее боюсь...

Они - мои соседи,

Они - моя родня.

И всем им вот такое

Спасибо от меня!

Н. Саконская

ВЕДУЩАЯ. Дети, становитесь в круг, потанцуем вокруг березки.

Хоровод "Вокруг березки" (сл. и муз. Е. Архиповой).

(Педагогическая ситуация с птенцом.)

РЕБЕНОК:

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес!

Е. Агранович

ВЕДУЩАЯ. Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе?

Пословицы:

Лес - богатство и краса, береги свои леса.

Л ес люби, люби природу, будешь вечно мил народу.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

Рощи леса - всему краю краса.

Растение - земли украшение.

В и к т о р и н а

ВЕДУЩАЯ. А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений, В ней будет участвовать команда детей подготовительной группы и команда детей старшей группы. Конечно же, дети подготовительной группы знают больше, но и вопросы для них будут труднее.

Вопросы для старшей группы

1. Какой цветок превращается в шар?

– Роза.

Одуванчик.

– Ромашка.

2. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубу?

– Чтобы всех удивить.

– Потому что любит наряжаться.

Хочет быть незаметным для волка и лисы.

3. Кит это: животное, насекомое или птица?

Вопросы для подготовительной группы

1. Зачем зайцу большие уши?

– Чтобы лучше слышать.

Чтобы не перегреться.

– Для торможения на поворотах.

2. Зачем змея язык показывает?

– Дразнится.

– Ищет добычу.

Регулирует температуру своего тела.

3. Зачем страус прячет голову в песок?

– От страха.

– Разыскивает пищу.

(Педагогическая ситуация: рассмотрение плаката)

Дети усваивают определённые правила и делают соответствующие выводы.

ВЕДУЩАЯ. Большое спасибо всем за участие. Очень хорошо, что вы так много знаете, потому, что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто не возможно.

Дети, вы, наверное, поняли, что природа - самый главный помощник человека. Но из-за того, что не все люди об этом знают, что они безжалостно вырубают леса, загрязняют воду и воздух, часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, природа очень сильно страдает. Многие растения и животные, которые встречались часто, а сейчас стали исчезать, внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Растениям и животным, внесенным в эту книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, и Красная книга берет их под свою защиту. Дети, но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь надо и тех, которых еще много, которые не внесены еще пока в Красную книгу. Это хорошо известные вам белка еж, синица и дятел, и многие другие животные птицы и растения. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Разорять птичьи гнезда, убивать животных и насе­комых, стрелять птиц и разрушать муравейники - недопусти­мо! Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, - ты беспокоишь животных, сгоняешь птиц с гнезд, в которые уже отложены яйца. Ты вытаптываешь ценные и редкие растения, которые потом ломаются и засыхают.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Не даром 22 апреля объявлен днем Земли.

ВЕДУЩАЯ. И что люди делают в этот день? (Ответы детей .) А еще люди Земли все заработанные деньги отдают на содержание животных в зоопарках, на строительство и организацию новых питомников, заповедников. Много денег идет на переоборудование фабрик и заводов, чтобы они не загрязняли воздух и воду.

1-й РЕБЕНОК

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

2-й РЕБЕНОК

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить...

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

3-й РЕБЕНОК

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым...

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

4-й РЕБЕНОК

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

ВСЕ:

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Песня "Кто веселый-превеселый?" (А. Ларин - Ю. Мориц).

ВЕДУЩАЯ. Наша экскурсия подошла к концу. Теперь, ребята нам пора домой.

(Дети под музыку уходят из зала).


Литературно-музыкальная композиция по экологии.
*звучит музыка* На сцену выходит путник и вертит карту в руках.Путник: Ой, куда это я попал? Может я не туда свернул? Да нет вроде… всё правильно: планета «Земля», находится по адресу «Млечный путь…*бубнит*», так, так, ага... всё верно! Только вот что стало с этой планетой? Вокруг мусор, грязь…Неужели она всегда была такой?.. И поблизости нет никого, пойду поищу!*уходит со сцены*музыка и танец
Житель1: Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть.
Житель2: Надолго хватит нам воды, Коль растворен в ней яд?
Житель3: Надолго хватит тех лесов, Где топоры стучат?
Житель4: Спасти поля, луга, леса и чистую гладь рек- Всю землю, можешь только ты, Разумный человек
Выходит путник
Путник: Вы кто? Откуда здесь взялись?
Житель1: Мы все - жители планеты Жили на планете этой.Житель4: Жили мирно, не тужили, Потому что все дружилиЖитель3: И природой дорожили.Путник: Что же стало, расскажите?
Житель2: Мы дадим тебе ответ, Всё испортил человек! Житель1: Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней!
Житель3: Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Житель4: Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Житель2: Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Житель3: Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Житель1: Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Житель4: Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!Аня и Настя поют песню «Аист на крыше»Где это было,
Когда это было,
В детстве а может во сне.
Не было места
Прекрасней и чище,
Чем на земле.Чистые реки,
Цветы и деревья,
Птицы и звери в лесу.
Люди, прошу, не сгубите случайно
Мира красу!
Всюду заводы, отходы и мусор,Небо не видно во мгле.
Люди спасите, люди спасите
Жизнь на земле!*музыка затихает**Выходит девушка с земным шаром в руках*Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Грудь моя покрыта
Рубцами ран-живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли!*уходит**на фоне музыка шумного города*Выходит человек, осматриваясь:Хорошо здесь стало… Машины кругом, асфальт и ни-ка-кой природы! Разве не чудо? Не то что раньше-лес повсюду, не пройти, не проехать. Да кому этот лес, собственно говоря, вообще нужен? Только место зазря занимает. А сейчас то: куда ни глянь, ни травинки, ни кустика, ни деревца какого. Красота! Недавно мы тут завод новый построили. Большой...Даже не большой – ОГРОМНЫЙ! Спросите: а отходы куда? Куда? Куда? Ясное дело – в реку! А что? Этих рек вон их сколько: одной больше, одной меньше…Что станется? А сейчас что главное? Главное сейчас - это промышленность! А о природе можно и потом позаботиться…*Выходит путник и жители*Путник: Неправильно ты думаешь, человек! О природе нужно начать заботиться уже сейчас, потому что твоего "потом" может даже и не настать. Ежегодно в Тихий океан “дети природы” вываливают миллионы тонн мусора, киты выбрасываются на берег, а айсберги почернели от грязи...
Житель3: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Житель2: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
Житель4: Пять миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
Житель1: На грани превращения в пустыню двести миллионов квадратных километров, территория в два раза превышающая площадь Канады. Что дальше?
Житель4: Когда-то мы шутили: “В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова”. Теперь уже не до шуток.Путник: Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня.
Человечество должно перестать умиляться и восторгаться по поводу бурного развития науки и техники. Человек: Настала пора, спросить себя, а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?Песня «Расскажите, птицы»
Житель1:Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости