Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

В Муроме, как и в любом другом купеческом городе, сохранились гражданские здания XVIII-XIX вв., в основном, это - усадьбы и особняки муромских купцов и купчих. К сожалению, многие старинные здания были уничтожены, поскольку после больших пожаров рубежа XVIII-XIX вв. город был полностью перестроен.

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ УЛИЦА

От усадьбы Ермакова можно пройтись по Успенской улице (современная ул. Красноармейская). Улица небольшая, с двух сторон ее замыкают церковные строения: с одной стороны Благовещенский и Троицкий монастырь, с другой – Успенская (Георгиевская) церковь, построенная в 1792 г. на средства купца Дмитрия Ивановича Лихонина. Это одна из немногих улиц современного Мурома, которая в какой-то мере сохранила настроение и внешний облик уездного города нач. XX в. Здесь и одноэтажные домики деревенского вида «в три окна», и двухэтажные с деревянным верхом и каменным низом. Такие полукаменные дома были очень удобны и для проживания, и для ведения своего дела или промысла. Рядом расположен Штапский овраг (или Успенский - по названию храма).
Среди рядовой застройки на Красноармейской улице (бывшая Успенская) выделяются богатые каменные особняки. Один из них (ул. Красноармейская, д. 25) принадлежал потомственному почетному гражданину Федору Васильевичу Суздальцеву. Этот красивый двухэтажный дом с колоннами до сих пор является украшением всей улицы. Федор Васильевич купил его в 1846 г. Домов подобного типа в Муроме практически не осталось. К сожалению, здание требует реставрации.
Хозяин дома Ф.В. Суздальцев занимался торговлей полотнами и хлебом, имел полотняное заведение. В 1848 г. был выбран бургомистром в магистрат, а затем и городским головою (с 1857 по 1859 гг.). Должность городского головы занимали его отец Василий Тимофеевич и старший брат Иван.

Ул. Красноармейская, д. 25. Дом купца Зворыкина, XIX в.

Ул. Красноармейская, д. 27. Дом купца Зворыкина, XIX в. (в муниципальной собственности).

ПЕРВОМАЙСКАЯ УЛИЦА

Современная первомайская улица Мурома протянулась с севера на юг на два с лишним километра. Свое начало она берет от древнего административного центра города - кремля над Окой. Параллельно ей расположена одна из центральных артели города - ул. Ленина.

В XVII в., уже после того как город давным-давно потерял значение военного форпоста и кремль пришел в запустение, на северо-западной стороне его была построена Николо-Зарядская церковь. От нее и улица называлась Никольской.
Много веков прошумело над улицей, но ветры времени мало изменили ее облик. И тем легче мысленно представить события давно минувших лет, свидетелем которых стала старая улица.

Каких-то сто лет назад, на Первомайской лишь отдельные кварталы когда-то были покрыты булыжником. На дороге, да и на тротуарах увязали в грязи не только прохожие, но и лошади с повозками. Но вот уже как несколько десятилетий проезжая часть улицы оделась в асфальт. Со временем менялся внешний облик. На юге некоторые крохотные деревянные дома пали под натиском строителей. К середине улицы от реки тянулся глубокий овраг. По дну его пролегали почтовые тракты из Москвы на Нижний Новгород и в Сибирь. По Никольской они выходили на Московскую и за город к Москве.
В октябре 1790 г. по этой улице везли в сибирскую ссылку А.Н. Радищева. Обесчещенный, больной, закованный в кандалы, он видел вокруг себя жизнь, подтверждавшую его правоту. В 1826 г. по этой же скорбной дороге ехали к мужьям жены декабристов, сосланных в Сибирь, на каторгу. Княжеские кареты провезли Е.И. Трубецкую, М.Н. Волконскую, А.Г. Муравьеву. По той же дороге отправился в ссылку, разлученный с родными и невестой 23-летний .

В нескольких местах кварталы улицы отступают вглубь. Вот на пересечении с улицей Комсомольской еще с тех давних пор, когда здесь стояла одна из водоразборных будок, построенных вместе с водопроводом в сер. XIX в., образовался пустырь, В 60-х гг. нашего столетия его пытались превратить в молодежный парк, но не получилось. Изменилось это место и стало одним из примечательных уголков города после того, как приняли решение установить здесь бюст дважды Героя Социалистического Труда Ростислава Аполлосовича Белякова.

Дом Зворыкиных

Адрес: ул. Первомайская, д. 4
Дом Зворыкиных - это главное здание муромского историко-художественного музея. Трехэтажный особняк с мезонином XIX в. - один из самх больших и красивых домов в городе. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, "отец телевидения", (1889-1982 гг.). В особняке Зворыкиных в Муроме установлена мемориальная доска, а перед его родным домом расположен памятник. Долгое время в доме Зворыкиных находилась экспозиции по истории и культуре Мурома. Сейчас здание закрыто в связи с предстоящей реконструкции.


Дом Зворыкиных

Здание бывшей городской думы

Адрес: ул. Первомайская, д. 6
Художественная галерея - это еще одно примечательное здание. Находится рядом с домом Зворыкиных и занимает двухэтажное здание начала XIX в. (1815 г.), принадлежавшее ранее Городской думе.
В экспозиции художественной галереи представлены лучшие художественные коллекции музея. В основе собрания русского и заподноевропейского искусства XVII - XIX вв. лежит коллекция графов Уваровых из их карачаровского имения "Красная Гора" (ул. Кирова). В галерее посетители смогут увидеть фамильные портреты, коллекционную мебель, фарфор, а также полотна русских и заподноевропейских мастеров, находится в .


Художественная галерея


Дом купцов Лихониных, 1816 г. ул. Первомайская, д. 14


Дом купца Вощинина, 1846 г. ул. Первомайская, д. 22


Здание торговой лавки купца Мяздрикова. XX в. ул. Первомайская, д. 5


Здание магазина служащей Войтас, XX в. ул. Первомайская, д. 11


Дом купца Киселева, XVII-XIX вв. ул. Первомайская, д. 23


Дом мещанина Серебренникова XX в. ул. Первомайская, д. 31


Палатка купца Мяздрикова, XIX в. ул. Первомайская, д. 37


Дом купца Киселева, 1860 г. ул. Первомайская, д. 39

Дом Шведовых-Каратыгиных



На бывшей Благовещенской улице (ныне ул. Тимирязева, д. 3) стоит один из интереснейших домов города. Брошенный на произвол судьбы и всеми забытый, он производит удручающее впечатление, зияя пустыми глазницами разбитых окон. Старожилы называют его "Дом Каратыгина". Однако в краеведческой литературе бывший особняк купцов Каратыгиных упоминается только с провозглашением Советской власти. Единицы знают, что в 1875 г. в нем располагалось . О судьбе дома и его владельцах долгое время ничего не было известно. Архивные изыскания показали, что Дом Каратыгиных имеет очень интересную историю.

Первоначально дом принадлежал купцу первой гильдии Григорию Александровичу Шведову. Г.А. Шведов родился в 1804 г. Сначала он жил во Владимире, а потом в Оренбурге. Накопив капитал, в 1831 г. вступил в купцы второй гильдии г. Симбирска. Через четыре года Г.А. Шведов стал купцом первой гильдии В 1835 г. вместе с семейством купец перебрался в Ставрополь, а еще через два года - в Муром. 17 мая 1837 г. став муромским купцом, Г.А. Шведов приобретает в 16 квартале на Благовещенской улице участок земли и возводит красавец дом. Внизу, в овраге, находилась полотняная фабрика, купленная 29 сентября 1836 г. Через три года фабрика Шведова считалась одной из лучших в городе. О ее владельце краевед А.А. Титов восторженно писал: "Купец Г.А. Шведов, вновь устроив фабрику в лучшем виде, по своему капиталу и познанию в делах химии и механике обещает хороших успехов по этой мануфактурной промышленности". Также известно, что Г.А. Шведов занимался переработкой свеклы и производством сахара. 13 мая 1843 г. Сенат возвел Г.А. Шведова и его семейство в потомственное почетное гражданство. Семья купца первой гильдии была большой: супруга Елена Ивановна и пятеро детей - Петр (р. 1829 г.), Михаил (р. 1832 г.), Елена (р. 1834 г.) Николай (р. 1837 г.), Анна (р. 1841 г.) и Иван (р. 1844 г.). После смерти отца братья Шведовы не смогли самостоятельно вести торговые операции. Постепенно они разорились. 7 декабря 1862 г. родовое имение Шведовых перешло к купцу третьей гильдии Максиму Афанасьевичу Каратыгину.
См.


Дом Шведовых-Каратыгиных

Дом Журавлевых


Ул. Воровского, д. 2. . 1970–1975 гг.

Несколько лет он стоял беспризорный - с разбитыми окнами и заколоченными дверьми, брошенный на произвол судьбы.

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ


Торговые ряды
Площадь 1100-летия Мурома, д. 2

Торговые ряды в Муроме были построены в 1816 г. Это довольно простое, классическое сооружение, при этом не лишенное величественности, которую ему придают арки и массивные колонны дорического ордера. Под рядами устроены глубокие подвалы со сводчатыми перекрытиями, где хранилось зерно. Качество постройки торговых рядов такого, что они сумели выдержать почти 200 лет практически без ремонта. Колоритные Торговые ряды неоднократно появляются в различных фильмах. Но быть декорациями в кино − отнюдь не единственная и не главная их функция. Здесь по-прежнему идет торговля, а за рядами расположился большой городской рынок.
В этом здании расположены следующие объекты: Центральная библиотека, Кафе "Баринъ".

УЛИЦА МОСКОВСКАЯ

Улица Московская - центральная улица Мурома. Сформировалась в нач. XIX в. после утверждения нового плана города.



Ул. Московская, д. 13

Выставочный центр расположен в двухэтажном особняке купцов Голубевых XIX в., замыкающий первый квартал улицы Московской. В залах Центра проводятся временные выставки, а в двух больших верхних залах развернута выставка, посвященная истории города. Здесь можно увидеть как бытовые вещи, так и сакральные предметы - иконы, церковную утварь.
См. .


Ул. Московская, д. 11


Ул. Московская, д. 9


Ул. Московская д. 7


Ул. Московская, д. 5







Дом купцов Вощининых.
Ул. Московская, д. 2. Бывший "Детский мир"


Ул. Московская, д. 4


Дом купцов Зворыкиных. Дом мещанки Константиновой (XIX в.)
Ул. Московская, д. 33

Старое здание полиции. «В год 1743 магистрат города Мурома учредил первую во Владимирской губернии полицмейстерскую контору, положившую начало службе охраны общественного порядка».

Примерно на этом месте начинались массовые беспорядки 30 июня 1961 г.
Ныне - здание УВД округа Муром.

Дом купца И.В. Корщикова

Адрес: ул. Московская, д. 26
В 1886 г. газета "Современные известия", комментировавшая ход следствия, писала, что муромский купец И.В. Корщиков имел очень темную репутацию. Бывший нищий села Карачарово вдруг стал богатеть. Ходили разговоры о сбыте фальшивых денег. Еще в нач/ 1880-х гг. он купил в Муроме два каменных дома - на Рождественской улице (не сохранился) и на Московской (№ 26).
В 1885 г. вчерашний крестьянин стал купцом. Известно, что первоначально И.В. Корщиков занимался винным откупом (одна из самых доходных в России статей предпринимательства). В 1890-е гг. купец И.В. Корщиков и его сын Иван владели каменной лавкой в Гостином дворе. Накопив капитал на винной деле, к концу 90-х гг. Корщиковы занялись не менее выгодной хлебной торговлей. После смерти главы семьи (а умер он в 1905 г.) торговыми делами стал заправлять Михаил Корщиков. В 1911 г. ему принадлежало девять хлебных лавок. .
.


в мкр. Вербовский.




Copyright © 2016 Любовь безусловная

В субботу мы отправились на прогулку с любимым нашим проектом «Иди и смотри» и автором проекта Натальей Леоновой.

Встречались мы на станции метро «Римская».




Было интересно узнать, что во времена пчеловода была договоренность, сделать в Москве одну станцию, которая бы ассоциировалась с Италией, а в Италии сделать одну станцию, которая бы напоминала о Москве.
На удивление, мы свое слово сдержали, появилась станция «Римская». В Италии же станций, связанных с Москвой, не появилось.

Станция напоминает самолет с иллюминаторами, выполнена она при участии итальянских архитекторов, открыта в 1995 году.
Вот этих младенцев, Ромула и Рема, сделал Леонид Берлин.

Никто не знает, кто из двоих детей Ромул, а кто - Рем. Тайну эту скульптор унес в могилу. Скульптуры подкрашивают, но, тем не менее, они давно выглядят печально.

Себя Леонид Берлин тоже увековечил.
Сначала я не поняла, что значит Берлин – Римская, потом поняла, что это фамилия скульптура, ударение на первом слоге, БЕ рлин.

За спиной младенцев – водный каскад. Ходят слухи, что этот фонтан образовался естественным образом, потому что никак не удавалось ликвидировать протечки при строительстве. Было принято решение ввести воду в эту скульптурную композицию.

Наконец, вся группа в сборе и мы выходим на поверхность.

Станция расположена в самом центре старого, сформировавшегося ещё в средние века московского района. Он именовался Рогожкой, или Рогожской слободой, и был известен как традиционное место обитания русских староверов.


При выходе из метро мы видим часовню «Проща» Спасо-Андроникова монастыря.
На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща - это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае - у Рогожской заставы).

По преданию на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.

Мы поворачиваем на улицу Школьная.

Школьная улица находится в районе Рогожской Заставы.
Большая часть улицы - пешеходная зона. В 1980-х годах была мысль сделать из нее второй Арбат. Но грянула перестройка, денег не хватило, поэтому здания отреставрировали, и на этом всё закончилось.

Протяженность улицы всего 700 метров. Здесь сохранились здания постройки 19 века, а некоторые и конца 18 века.

До революции улица называлась Тележной, потом 1-й Рогожской, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Однако в 1923 году советская власть посчитала, что москвичи мало "просвещены культурно", и улица получила своё современное название. Школы на ней никогда не было.

Дома 12 - 48 объявлены памятником истории и культуры «Ансамбль Рогожской ямской слободы». Эти дома относятся к XIX веку, в них останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге. Дома имеют сходное строение - два этажа и обязательные ворота для лошадей.

Колышки рядом с воротами регулировали движение лошадиных повозок, тем самым телеги не бились о дом.

Заходим во двор одного дома.

Со двора очень даже симпатично, здесь находятся офисы.

Дом №26 мне очень понравился. В этом доме находился бар "Филадельфия" из сериала канала ТНТ "В Москве всегда солнечно".

Дома, в которых жили староверы, помечались крестами.

«Рогожская застава была одною из самых оживлённых застав. Все прилегающие к ней улицы и переулки были сплошь заселены ямским сословием и спокон веков живущими здесь купцами и мещанами. Большинство этих обитателей принадлежало к Православной Старообрядческой вере, сохраняющей обряды со времен крещения Руси.»
Об этом писал Богатырев Павел Иванович – русский артист оперного театра (1849-1908).
Он родился в Рогожской слободе в Москве в семье старообрядцев.
Павел Иванович закончил Мещанское училище в 1863 году, а в 1874-м дебютировал, как певец, на сцене Киевского городского театра в опере «Иван Сусанин».
Вернувшись в Москву, он пел в Большом театре.
Павел Богатырев – автор воспоминаний «Московская старина», которыми пользуются все историки и краеведы.

Раньше на этой улице было много трактиров, потому что останавливающимся купцам и торговцам требовалась еда.
Ныне на этой улице всего два кафе: одно в самом начале, второе – в конце.

Вид со Школьной улицы на вид на Андроньевскую площадь.

Как вам эта оригинальная задумка? Мне нравится.

Православный храм преподобного Сергия Радонежского располагается в Рогожской слободе. Церковь была основана в 17 веке, сильно пострадала во время войны 1812, с приходом советской власти была закрыта на длительный срок. Храм был возвращен прихожанам лишь в 1990 году после масштабной реставрации.


Главными святынями церкви являются икона Божией Матери «Утоли моя печали», а также икона святого праведника Иоанна Кронштадтского с частицей его мощей.

Эта фотография, сделанная Толей, мне очень нравится.

Это еще один старый район, когда-то он назывался Алексеевская слобода.
Эти места связаны с знаменитыми купцами Зубовыми, Морозовыми, Зимиными, Коновыми, Алексеевыми, Коншиными, Перловым и другими. Очень многие из них были друг с другом в родственных отношениях.
Это один из немногих районов города, которые пощадила революция и перестройка.


Храм святителя Алексия митрополита московского в Рогожской слободе.
Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря.

Напротив храма есть дом матери. Здесь женщины, которые родили детей и которым некуда идти, могут жить какое-то время.

Как обычно, самое интересное можно найти в тихих московских двориках.


Улица Солженицына, дом 29/1.

Дом много раз менял своих хозяев. После 1812 года он перешел к Алексеевым, династии купцов и промышленников. Но на сегодня главное заключается в том, что сын Сергея Алексеева - Константин Сергеевич Алексеев родился в этом доме и прославился позднее, но уже под именем Станиславского.


Улица Солженицына, № 36 стр. 1 - двухэтажный особняк купца Васильева Степана Кузьмича в стиле модерн. Главный дом городской усадьбы, кон. XVIII - XIX вв.


Дом № 27 - городская усадьба А. А. Морозова - Н. А. Алексеева, XVIII - начало XX веков. В 1905 году флигели и жилые корпуса перестроены для бесплатных квартир Московского Купеческого общества.


С 1963 года в здании находится ВНИИ биосинтеза белковых веществ.



Фабрика Алексеева Сергея Владимировича, отца Станиславского.
На фабрике называлась «волоченого и плащеного золота и серебра», на ней изготавливали тончайшую проволоку, блестки для выделки золототканых изделий и драгоценных украшений. Порядки на фабрике были патриархальные.
Хозяева не только поименно знали своих рабочих, но и обращались с ними очень уважительно.
28 рабочих трудилось у Алексеевых на фабрике в 90-х годов 18 века, при этом перерабатывалось более 14 фунтов золота и 16 пудов серебра.
При выработке изделий из драгоценных металлов на руках рабочих бывало товара на много тысяч рублей, но между тем не известен был ни один случай кражи.
Много лет проработал Константин Сергеевич Станиславский на фабрике отца, стал одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию.

Занимаясь днем семейным делом, вечерами Станиславский играл в Алексеевском театральном кружке. Константина признавали лучшим актером-любителем.

Ныне это здание передано одному из лучших театров Москвы - «Студии театрального искусства» («СТИ») под руководством Сергея Женовача.

Я посмотрела в этом театре все спектакли.
А тут увидела информацию в новостях театра: «В этом году мы выпустили премьеру - спектакль «Кира Георгиевна» по повести В.П. Некрасова на малой сцене, приступили к репетициям «Мастера и Маргариты».

Значит, мне обязательно надо сходить на «Киру Георгиевну». А уж «Мастера и Маргариту» в этом театре буду ждать с нетерпением.
Пока мой лучший «Мастер» - в театра на Юго-Западной. Постановку Любимова Ю.П. со старой гвардией Таганки я не оцениваю, потому что это вне конкуренции.


Размер: Текущий 900*635 (222.08 KB) |

Дом А.В Пятковой.Этот дом, расположенный на пересечении улиц Советской (бывшей Никольской) и Спасской, – характерный образец рядовой купеческой застройки второй половины XIXвека. Дом принадлежал первоначально тарскому купцу-чаеторговцу и пароходовладельцу Василию Ивановичу Серебренникову. Впоследствии этот двухэтажный полукаменный особняк перешёл в собственность дочери В.И. Серебренникова Анфисе Васильевне Пятковой, которая сдавала его в аренду уездному казначейству. В советское время в здании размещались финотдел, казначейство, детсад №4, станция юных туристов, Тарское отделение Омского регионального КПРФ, следственный комитет при прокуратуре, в настоящее время пустует. Решением Омского облисполкома от 26 июня 1980 года №239/10 зданию присвоен статус памятника архитектуры местного значения.


Размер: Текущий 900*557 (191.01 KB) |


Размер: Текущий 900*622 (173.99 KB) |

Дом А.И. Щербакова. Одним из наиболее примечательных памятников деревянной архитектуры XIX в. в Таре был \"дом Щербакова\" по улице Никольской, а потом Советской. Именно в нем размещались долгое время важнейшие учреждения разных времен. После смерти Алексея Ивановича, которая наступила 4 января 1912 г., дом был передан Поземельно-устроительной партии, а с приходом Советской власти, его долгое время занимали городской и районный партийные комитеты, управление сельского хозяйства. Не уберегли его тарчане, он потерян после пожара в 1983 году.


Размер: Текущий 900*574 (175.68 KB) |

Дом А.И. Щербакова. Одним из наиболее примечательных памятников деревянной архитектуры XIX в. в Таре был \"дом Щербакова\" по улице Никольской, а потом Советской. Именно в нем размещались долгое время важнейшие учреждения разных времен. После смерти Алексея Ивановича, которая наступила 4 января 1912 г., дом был передан Поземельно-устроительной партии, а с приходом Советской власти, его долгое время занимали городской и районный партийные комитеты, управление сельского хозяйства. Не уберегли его тарчане, он потерян после пожара в 1983 году.


Размер: Текущий 900*551 (225.41 KB) |

Дом И.Ф. Нерпина (Городская больница), (фото с почтовой открытки 1914 г.) Поликлиника, медучилище. Большой и просторный трёхэтажный дом по Никольской улице (так до 1920 года называлась улица Советская) для своей семьи тарский купец и предприниматель Иван Фёдорович Нерпин построил (приблизительно) в 1794–1796 годах. Это первое частное каменное строение на территории современной Омской области. Здание построено в архитектурном стиле, характерном для того времени, – классицизм. На усадьбе помимо дома были сооружены различные постройки: каменная и бревенчатая кухни, баня, каменная завозня и часовня. Иван Федорович Нерпин (род. ок. 1757 г. – ум. в 1813 г.) – потомственный тарский купец, самый богатый коммерсант и промышленник Тары конца XVIII– начала XIXвека, входил в десятку крупнейших кожевенников в Сибири. Миллионер И.Ф. Нерпин был известен в Сибири и в России как активный благотворитель. В 1812 году он внес самый большой благотворительный вклад – 5 тыс. рублей – на войну с Наполеоном, за что был награждён императором памятной бронзовой медалью на Аннинской ленте. На средства И.Ф. Нерпина в Таре было построено три церкви: Тихвинская, Пятницкая и Казанская. За благотворительные деяния тарчане присвоили ему звание Почётного гражданина г. Тары. В настоящее время одна из улиц города носит его имя. Впоследствии помещение дома не раз подвергалось перепланировке, в результате чего были утрачены многие элементы внутреннего убранства. Во второй половине XIXвека облик дома существенно изменили пристройки с северной и восточной стороны. В 1875 году белокаменный красавец-дом у наследников Нерпина купил уроженец г. Тары, крупнейший золотопромышленник и чаеторговец Сибири Яков Андреевич Немчинов для своей дочери Елизаветы, вышедшей замуж за тарского купца, пароходовладельца и чаеторговца, Михаила Фёдоровича Пяткова. В 1913 году Елизавета Яковлевна Пяткова с согласия своих дочерей, Татьяны и Александры, подарила дом со всеми усадебными постройками родному городу под городскую больницу. При этом последняя владелица особняка выдвинула несколько условий перед городской думой: в доме должна была размещаться больница и связанные с ней учреждения: аптека, амбулатория, родильный покой, квартиры для медицинского персонала – и «чтобы город ни в коем случае не устраивал ни в доме с постройками, ни на всем пространстве владений никаких других предприятий и учреждений». В 1936 году стационар из этого строения был перемещён в другое здание – в бывшие казённые винные склады, располагавшиеся по ул. Советской. В 1983 году, после открытия в больничном комплексе нового здания поликлиники, в «нерпинском» доме расположилось медицинское училище (ныне филиал Омского областного медицинского колледжа). Облик этой старинной купеческой усадьбы за прошедшие годы значительно изменился: каменный забор, окружавший её, был разрушен в 1927 году. Но некоторые из построек сохранились до сих пор. Да и дом в настоящее время выглядит не таким высоким, как раньше, – за два века значительно возрос культурный слой. Строение находится под государственной охраной: решением Омского облисполкома №239/10 от 26 июня 1980 года этому зданию присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.

Размер: Текущий 600*794 (168.26 KB) |

Дом купца Балыкова. Этот двухэтажный дом – один из образцов краснокирпичных зданий, выдержанных в духе эклектики, характерной для периферийных городов начала XXвека, – построен тарским и омским купцом Константином Васильевичем Балыковым в 1903–1906 годах. Крупный оптовый и розничный купец К.В. Балыков торговал в своём магазине мануфактурой, галантереей и другими промышленными товарами, а также в пределах Тарского уезда занимался торговлей хлебом, маслом, лесом. В 1909 году он организовал в Таре лесопромышленное товарищество «Балыков и Ко», был директором Тарского городского общественного банка. Это здание – памятник, связанный со становлением советской власти в Тарском Прииртышье: в 1919–1920 годах в нём размещался уездный революционный комитет (ревком). В середине XXвека облик здания, которое в то время уже занимал районный отдел внутренних дел, изменился, так как к нему был сделан двухэтажный пристрой. Этому строению решением облисполкома от 26 июня 1980 г. №239/10 был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.


Размер: Текущий 900*490 (188.56 KB) |

Дом купца Л.М. Глизмана. Купец первой гильдии Л.М. Глизман, хорошо известный благотворитель начала XX в., еврей по национальности, принял православие и стал на некоторое время старостой кладбищенской Тихвинской церкви.


Размер: Текущий 900*606 (209.59 KB) |

Дом купца Н.Я. Носкова. Двухэтажный деревянный дом, обшитый тёсом, с архитектурными формами каменного зодчества был построен на ул. Никольской (ныне ул. Советская) в 1916 году потомственным тарским купцом Нилом Яковлевичем Носковым – крупным торговцем мукой, создателем лесопромышленного товарищества «Нил Носков и Ко». На территории усадьбы имелись многочисленные постройки: флигель, конюшня, сеновал, коровник, навес, крытый железом, четыре элеваторных амбара, баня. В 1917 году двухэтажный дом Нил Яковлевич продал омскому фармацевту Михаилу Денисову. Многодетная семья Носковых в это время проживала рядом – в одноэтажном деревянном доме (ул. Советская, 22). Весной 1918 года Нил Носков был обвинён в участии в подготовке военного переворота в Таре. Он был расстрелян в 1921 году как один из сподвижников колчаковского режима, в конце улицы Карбышева, за городом. В советский период в одноэтажном доме долгое время размещалась детская библиотека и клуб общества глухонемых, двухэтажное здание занимали образовательные учреждения: школа №3, Дом пионеров. В настоящее время здесь расположен Центр детского творчества. Решением Омского облисполкома от 26 июня 1980 года №239 зданию присвоен статус памятника архитектуры местного значения.


Размер: Текущий 899*546 (223.33 KB) |


Размер: Текущий 900*656 (218.14 KB) |

Дом купца Н.Я. Носкова. Двухэтажный деревянный дом, обшитый тёсом, с архитектурными формами каменного зодчества был построен на ул. Никольской (ныне ул. Советская) в 1916 году потомственным тарским купцом Нилом Яковлевичем Носковым – крупным торговцем мукой, создателем лесопромышленного товарищества «Нил Носков и Ко». На территории усадьбы имелись многочисленные постройки: флигель, конюшня, сеновал, коровник, навес, крытый железом, четыре элеваторных амбара, баня. В 1917 году двухэтажный дом Нил Яковлевич продал омскому фармацевту Михаилу Денисову. Многодетная семья Носковых в это время проживала рядом – в одноэтажном деревянном доме (ул. Советская, 22). Весной 1918 года Нил Носков был обвинён в участии в подготовке военного переворота в Таре. Он был расстрелян в 1921 году как один из сподвижников колчаковского режима, в конце улицы Карбышева, за городом. В советский период в одноэтажном доме долгое время размещалась детская библиотека и клуб общества глухонемых, двухэтажное здание занимали образовательные учреждения: школа №3, Дом пионеров. В настоящее время здесь расположен Центр детского творчества. Решением Омского облисполкома от 26 июня 1980 года №239 зданию присвоен статус памятника архитектуры местного значения.


Размер: Текущий 900*588 (234.76 KB) |

Дом купца Якова Андреевича Немчинова. Этот дом, расположенный в подгорной части города, имеет богатую историю. Его построил в начале XIXвека (предположительно в 1803 году) тарский купец-миллионер Иван Фёдорович Нерпин, затем владельцами этого трёхэтажного каменного особняка являлись его потомки. Некоторое время им владел томский золотопромышленник Асташев, впоследствии дом перешёл в собственность тарской казне. Начавший разрушаться дом у казны за 5 тысяч рублей выкупил тарский и кяхтинский купец-миллионер Яков Андреевич Немчинов, который также выделил 10 тысяч рублей на ремонтно-восстановительные работы. 21 апреля 1875 года в этом здании состоялось открытие сиропитательного заведения и общественного банка. Сиропитательный дом был укомплектован детьми-сиротами Тарского уезда, которых здесь обучали ремёслам. Во дворе построили кухню, баню, квартиры для обслуживающего персонала. Сиропитательное заведение действовало и в годы гражданской войны – его продукцией (сапогами, лыжами, овчинами, рукавицами и т.д.) пользовались как красные, так и белые. В 1920-е годы здесь размещались различные учреждения, в 1930-50-е годы – детский дом. В 60-х годах прошлого века здесь открыли профессионально-техническое училище №48. Около двух десятков лет здание занимает учебно-производственный комбинат. В настоящее время здесь работает также и станция юных туристов. Таким образом, несколько поколений тарчан было обучено в этом здании различным ремеслам. Дом взят под государственную охрану: решением облисполкома от 22 января 1991 г. №20 ему присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Этот дом – характерный образец каменной купеческой застройки XIXвека – один из немногих сохранившихся в Омской области кирпичных жилых домов, выполненных в стилистике позднего классицизма. Улица, на которой находится этот овеянный легендами дом, несколько раз меняла свои названия: до 1910 года она называлась «Нерпинская», затем – «Немчиновская»; в 1920 году ей присвоили имя немецкого революционера К. Либкнехта; в 1994 году вернули историческое наименование «Нерпинская».


Размер: Текущий 900*528 (273.55 KB) |

Дом Я.В.Орлова. В конце XIX века на Базарной площади тарские купцы братья, Осип и Киприан Волковы возвели солидное двухэтажное кирпичное строение, в котором открыли торговый дом. В 1911 году этот дом и ещё один полукаменный трёхэтажный торговый корпус на Базарной площади у Осипа и Киприана Волковых выкупил их приказчик Яков Васильевич Орлов. В двухэтажном здании на втором этаже Яков Васильевич проживал со своей семьёй, на первом этаже был магазин, где торговали мануфактурой, бакалейными, галантерейными и другими товарами. В советский период здесь долгие годы располагался магазин, в котором тарчанам предлагались спортивные товары. В 1991 году в это здание из помещения Спасской церкви был перемещён историко-краеведческий музей.


Размер: Текущий 900*563 (194.97 KB) |

Щербаковские дома на ул. Александровской. Владелец винокуренного, кожевенного, свечного и салотопенного заводов Иван Ефимович Щербаков построил два полукаменных дома на ул. Александровской в середине XIXвека, приблизительно в это же время заложил городской сад, который жители города называли «щербаковским». В 1859 году подарил один из домов (большей площади) под уездное училище. В начале XXвека сын Ивана Ефимовича Фёдор расширил городской сад и нанял для ухода за ним садовника. В начале 1920-х годов дома Щербаковых были национализированы, в них располагались милиция, типография, редакция газеты, собес, финотдел окружного исполкома. В последующие годы здания занимали различные учреждения, в том числе спортивная школа, школа №9 и вечерняя школа. В 1980-е годы эти дома, которым присвоен статус памятников истории и культуры местного значения (решение облисполкома от 23.05.1989 г. №139), вошли в комплекс городского сада. В 1950-е годы вход в горсад был платным, здесь были оборудованы танцевальная и спортивная площадка, бильярдная, работал летний театр, в 1980-е появились различные аттракционы. Городской сад – любимое место отдыха тарчан во все времена.


Размер: Текущий 900*602 (195.34 KB) |

Дом купца Балыкова. Этот двухэтажный дом – один из образцов краснокирпичных зданий, выдержанных в духе эклектики, характерной для периферийных городов начала XXвека, – построен тарским и омским купцом Константином Васильевичем Балыковым в 1903–1906 годах. Крупный оптовый и розничный купец К.В. Балыков торговал в своём магазине мануфактурой, галантереей и другими промышленными товарами, а также в пределах Тарского уезда занимался торговлей хлебом, маслом, лесом. В 1909 году он организовал в Таре лесопромышленное товарищество «Балыков и Ко», был директором Тарского городского общественного банка. Это здание – памятник, связанный со становлением советской власти в Тарском Прииртышье: в 1919–1920 годах в нём размещался уездный революционный комитет (ревком). В середине XXвека облик здания, которое в то время уже занимал районный отдел внутренних дел, изменился, так как к нему был сделан двухэтажный пристрой. Этому строению решением облисполкома от 26 июня 1980 г. №239/10 был присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. (Фото 1970г из фондов Тарского Краеведческого Музея)


Размер: Текущий 899*349 (124.61 KB) |

Дом Я.В.Орлова. В конце XIX века на Базарной площади тарские купцы братья, Осип и Киприан Волковы возвели солидное двухэтажное кирпичное строение, в котором открыли торговый дом. В 1911 году этот дом и ещё один полукаменный трёхэтажный торговый корпус на Базарной площади у Осипа и Киприана Волковых выкупил их приказчик Яков Васильевич Орлов. В двухэтажном здании на втором этаже Яков Васильевич проживал со своей семьёй, на первом этаже был магазин, где торговали мануфактурой, бакалейными, галантерейными и другими товарами. В советский период здесь долгие годы располагался магазин, в котором тарчанам предлагались спортивные товары. В 1991 году в это здание из помещения Спасской церкви был перемещён историко-краеведческий музей. (Фото 1971г из фондов Тарского Краеведческого Музея)


Размер: Текущий 900*554 (253.4 KB) |

Щербаковские дома на ул. Александровской у городского парка. Владелец винокуренного, кожевенного, свечного и салотопенного заводов Иван Ефимович Щербаков построил два полукаменных дома на ул. Александровской в середине XIXвека, приблизительно в это же время заложил городской сад, который жители города называли «щербаковским». В 1859 году подарил один из домов (большей площади) под уездное училище. В начале XXвека сын Ивана Ефимовича Фёдор расширил городской сад и нанял для ухода за ним садовника. В начале 1920-х годов дома Щербаковых были национализированы, в них располагались милиция, типография, редакция газеты, собес, финотдел окружного исполкома. В последующие годы здания занимали различные учреждения, в том числе спортивная школа, школа №9 и вечерняя школа. В 1980-е годы эти дома, которым присвоен статус памятников истории и культуры местного значения (решение облисполкома от 23.05.1989 г. №139), вошли в комплекс городского сада. В 1950-е годы вход в горсад был платным, здесь были оборудованы танцевальная и спортивная площадка, бильярдная, работал летний театр, в 1980-е появились различные аттракционы. Городской сад – любимое место отдыха тарчан во все времена.

The Village выяснил, как создать в купеческом доме атмосферную студию для работы и жизни.

Юлия рудометова

Фотографии

Илья большаков

адрес: Крутой переулок, 9

высота: два этажа

Постройка: 1880-е годы, дом купца Ильи Пояркова,
объект культурного наследия

Започаинье - одно из самых укромных и тихих мест в центре города. Попасть сюда можно с пересечения улиц Ильинской и Добролюбова. Либо, прогуливаясь по набережной Федоровского, повернуть в сторону белокаменной церкви Успения Божьей Матери с пешеходного моста над Успенским оврагом. Здесь, в одном из купеческих домов, которому без малого 140 лет, спряталась уютная студия.

Дима Сапожников

создатель студии «Дзен», массажист

Летом 2016 года я искал подходящее помещение для создания пространства, где бы я мог работать - заниматься массажем. В очередной раз открыл один из сайтов по нижегородской недвижимости и увидел странное объявление. Так обычно не пишут: «Сдается тихий офис или дача». Ни фото, ни других подробностей не было, только телефон и скриншот карты из «ДубльГИС». Дом почти у набережной Федоровского, в Започаинье. Какая дача в центре города? «Приезжай, смотри», - ответили мне по телефону.

Поехал знакомиться. По указанному адресу оказался большой купеческий дом. Несколько квартир было в собственности хозяина объявления, изначально он задумывал сделать из них для себя дачу. Одну из квартир на первом этаже в итоге приспособил под свой офис. Тогда из-за переезда он решил сдать все свои квартиры в аренду.

Помню, как зашел, меня словно уютным пледом накрыло, сразу понял: мое место. Был чуть ли не первым, кто приехал на просмотр. Сразу сказал: «Всем отказывайте, я остаюсь».

Дом в Крутом переулке

Дом каменный, в два этажа. В центре дома сквозная арка, которая со стороны создает иллюзию двух отдельных домов с треуголками деревянных крыш.

Более ста лет назад дом принадлежал семье купца Пояркова. Знаю, что арка была намного выше за счет опущенного уровня земли. В нее заезжала купеческая карета и повозка с лошадьми.

В соседнем доме жили знаменитые купцы Фирсовы, которые принимали участие в жизни государства. Они ездили к царю в Москву, были приближены ко двору.

Дом 1880-х годов постройки, пережил революцию и вообще много чего повидал.

Раньше здесь жила одна купеческая семья, а сейчас дом разделен на шесть разных квартир. Почти у каждой свой вход с улицы, как у меня.

Геометрия дома такова, что я граничу только с квартирой сверху. Во времена царской России для тепла и звукоизоляции перекрытия между этажами были засыпаны землей. При ремонте землю убрали, теперь полы тонкие и хорошо слышно, как ноги соседей стучат по потолку. Меня это не напрягает, даже наоборот, напоминает, что живешь не в музее в историческом центре города, а в настоящем доме, где вокруг тебя происходит жизнь, люди бранятся, тешатся, ссорятся, мирятся.

Дом живет, дышит, меняются люди. Среди всех нас только один постоянный жилец-старожил. Он живет здесь пятнадцать лет и застал времена, когда во дворе дома разводили свиней.

Тогда у каждой квартиры во внутреннем дворе дома был свой сарайчик, куда можно было складывать садовый инвентарь, лопаты, всякие инструменты. Со временем эти деревянные постройки обветшали, пришли в полную негодность. В некоторых разводили свиней. Было грязно и пахло, как на хоздворе.

Кто-то из соседей или жильцов нажаловался властям. В то время полпред Президента по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко лично приезжал, садился в трактор и сносил старые сараи из нашего двора прямо в овраг Почтового съезда. Это было масштабно.

В 2009 году дом горел, пострадал серьезно. Городские власти помогали восстанавливать. Крыли крышу, обновили фасад, площадку перед домом, меняли проводку и другие коммуникации.

Я насчитал в радиусе одного километра от дома семь церквей. Другого места с такой концентрацией религиозных построек в Нижнем Новгороде я не знаю

Сегодня на месте грязных сараев во дворе красивый сад. Силами жильцов посажены сосны, рябины, яблони, ели. Сделаны даже альпийские горки из камней. Есть мангал, зона барбекю, что-то типа беседки, где можно посидеть. Место уютное и спокойное. В теплое время года соседи любят проводить там детские дни рождения и пикники. Зимой в саду мы не чистим тропинки. Всё заметает, и делать там нечего.

Переулок - Крутой во всех смыслах и значениях. Он находится в центре города, но тут не ощущается бизнес-атмосфера, которая царит на соседних крупных улицах. Започаинье - словно затерянный мир. Ты делаешь поворот с Ильинки в сторону набережной Федоровского и попадаешь в царство гармонии и покоя. В городе пробки, суета, а здесь всегда тихо.

Мне нравится возвращаться сюда. Как бы я далеко ни уезжал из города, когда я подъезжаю на такси к Започаинью, будто пересекаю некий барьер, который проходит между «Спаром» на Добролюбова и церковью Жен-Мироносиц. Меня сразу окутывает ощущение уюта и дома.

Я насчитал в радиусе одного километра от дома семь церквей. Другого места с такой концентрацией религиозных построек в Нижнем Новгороде я не знаю. В соседнем доме, который в конце XIX века был усадьбой Чернонёбова, сейчас детский сад. Вокруг атмосфера по-человечески добрая.

Теплым летом, когда город еще спит, я выхожу из дома и через две минуты оказываюсь на мосту над Успенским оврагом. Дворники подметают улицу в звонкой тишине. Почти нет людей. С высоты набережной видны только-только начинающиеся пробки на Канавинском мосту. Открывается потрясающий вид на Стрелку. Здесь лучшее место в городе и для закатов.

Студия «Дзен»

Всего в моей квартире около 38 квадратов. Основная часть отведена под рабочее пространство.

Старины в интерьере давно не осталось. Обыкновенный потолок и стены, которые я лишь освежил, покрыв слоем краски такого же светлого цвета. Моя подруга художница Елена Кручинина нарисовала на стенах ветку сакуры и бамбук. Постепенно в студии начали появляться предметы, которые создают уют: полочки с книгами, коллекция керамической посуды из разных городов и стран, цветы, растения, фотографии из моих путешествий. Еще у меня живут птицы: австралийские воробьи, зебровые амадины. По звучанию они похожи на резиновые игрушки, которые пищат, когда их сжимаешь.

Раньше в доме была большая купеческая печь, где готовили еду. От нее осталось только отверстие для дымохода. Сейчас на этом месте декоративный камин, там я храню дорогие сердцу вещи.

В рабочей комнате три окна. Снаружи на окнах решетки, но они не мешают. Окна использую только как источник света. Не смотрю в них. Часто они вообще закрыты жалюзи. В студии всегда приглушенный свет, который создает атмосферу домашнего уюта.

Здесь мягкий пол, по которому приятно ходить босиком. На полу много подушек, можно сидеть, а можно лежать. У меня нет диванов или стульев.

Из мебели в студии только стол для массажа. Мой отец его сделал. Стол крепкий, основательный, его сложно сдвинуть с места.

Меня радует, что для многих студия становится особенным местом. Здесь хочется находиться. Иногда получается, что мне людей приходится не то чтобы выгонять, но деликатно поторапливать. Атмосфера здесь «отдыхательная», хочется сидеть и сидеть. Особенно чем хуже погода за окном, тем лучше здесь. Когда метель на улице или ливень, в студии всегда тепло и уютно.

Я стремлюсь, чтобы ко мне приходили не как в заведение, где можно получить обычную процедуру массажа, а как в гости к хорошему знакомому. Мы пьем чай и беседуем. Я давно увлекаюсь китайской чайной традицией, поэтому у меня стоит чайный стол с доской ча бань и соответствующий антураж: фигурки героев из китайской мифологии, свечи, благовония.

Пространство студии трансформируется от массажной до чайной комнаты и даже до небольшой площадки для встреч. Бывает, друзья организуют здесь свои мероприятия. Совсем камерные, до 12 человек, чтобы всем было уютно. Это мастер-классы по медитативному рисованию «дзен-графика» и по лепке из глины, этническо-бардовские концерты.

Бытовая изнанка студии

Изначально я искал место для работы. До последнего думал, что буду только принимать пациентов, и совсем не рассчитывал, что сам здесь останусь жить. Потом вдруг понял, что расположение дома и его атмосфера уникальны, уезжать отсюда совсем не хочется.

Жилая часть квартиры достаточно миниатюрна. В одно помещение объединена и спальня, и кухня, здесь же стоит душевая кабина, как в питерских коммуналках. Мне нравится такой формат компактной студии.

Тот пожар, который случился десять лет назад, привнес новый этап в жизнь дома. Благодаря ему поменяли проводку и другие коммуникации, всё достаточно новое. В доме нет центрального отопления, вместо него стоят газовые котлы АГВ. В моей жилой комнате - котел на меня и на квартиру сверху. Поэтому я работаю еще и кочегаром, но это не сложно: один раз в начале зимы зажег огонь и забыл; когда холодает, могу прибавить немного тепла в батареях. Горячая вода появляется в кране благодаря бойлеру. Комфортные условия можно легко создать даже в старом доме, благо есть много разных современных приспособлений. А вообще, бывшие жильцы-собственники сделали здесь приятный ремонт.

Единственное, что еще не поменяли, - древние трубы XIX века с холодной водой, которые идут под домом. Иногда они не выдерживают времени и дарят жильцам «фонтанирующие истории».

Прошлой зимой прорвало трубу, и на неделю мы остались без воды. Сюда нагнали современной техники, наверное, со всего Нижегородского района и заменили большой участок трубы. Хорошо, что в доме ничего не текло, только на улице. Зато у меня на кухне копали яму, чтобы подобраться к трубам. В доме нет подвалов, под нами сразу земля.

Все жильцы дома знают друг друга в лицо. Знают, кто чем занимается и чем живет. У нас у всех хорошие отношения. Жизнь в таком малосемейном доме подразумевает коммуникацию и решение коллективных общих вопросов. Чаще всего, конечно, такие собрания происходят стихийно и не по самым приятным поводам.

Започаинье - ключевое место во всех туристических маршрутах по Нижнему Новгороду, поэтому мы часто слышим иностранную речь за своими окнами, видим туристов. Я и остальные жители гордимся тем, что живем в старинном купеческом доме, в доме, о котором рассказывают.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости