Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Развитие или осознание себя в текущем моменте? Что выбрать?

Очень долго я выбирала саморазвитие. Это делали все кругом. Столько появилось материалов по этой теме, видеороликов, книг, статей, групп в социальных сетях. Ставь цель, а потом берись и делай! И я ставила, что-то делала, чего-то даже достигала. И, в принципе, была в каком-то своеобразном тонусе. Или, точнее, в его ожидании. Потому что везде писали, что когда ты начинаешь двигаться к своей цели, тонус обязательно появляется.

Сохранить в Pinterest

Вот, знаете, я, в принципе, всегда получала повышение или новую работу, когда очень этого хотела. Но как только я получала желаемое, я понимала, что радости мне это не принесло (за исключением некоторого времени, когда я купалась в солнечных лучах своего великолепия. Шучу 🙂 И так продолжалось и продолжалось. Так получалось, что исполненное желание как-то было мне и не интересно, что ли. Странно, да? Хочешь чего-то, хочешь, а потом ничего не чувствуешь, абсолютно ни-че-го. Даже как-то сильнее наваливается ощущение пустоты. Но разве так себя должен чувствовать человек, получивший желаемое? Думается мне, что нет. Так в чем тут проблема? Желание какое-то не такое, а, может, я?

На самом деле и со мной, и с желанием все было в порядке, кроме того, что желание было не моим. Чьим-то чужим, извне. Но так легко, не понимая себя, взять и увлечься чужими идеями, чужим образом жизни, чужими стандартами успеха. И все делать для того, чтобы всему этому соответствовать. И каждый раз, поднимаясь на новую ступень достижений и не ощущая кайфа, думать, что, значит, тебе надо еще выше, ты еще не там, где должен быть, чтобы ощутить, наконец, счастье и радость. Вечная погоня за исчезающим миражом. И, на мой взгляд, одна из причин появления перфекционизма из-за вечного недовольства результатом.

Скажите, как добраться из пункта А в пункт Б при условии, что пункт А — не известен, а пункт Б — место, в которое, может быть, вам и не особо-то надо попасть? Как вам такое уравнение, в котором все неизвестные? Для меня оно покруче теоремы Ферма. Но именно это и происходит, когда человек пытается перепрыгнуть стадию самопознания и сразу начать развиваться.

Не зная своей отправной точки, своих жизненных ценностей, сильных и слабых сторон, сложно задать правильный вектор движения и двигаться на пути именно к вашим целям. Вы, безусловно, будете двигаться, но будете ли вы довольны результатом? Вряд ли. Понимание этой простой истины стоило мне долгих лет бодания с целями. После чего начался этап вопросов из серии “кто я?”, “что я могу?”, “в чем мое призвание?” и тому подобные. И одновременно с этим — этап апатии, потому что сложно в совсем уже не детском возрасте осознать, что ты почти ничего о себе и не знаешь. Иногда может начать казаться, что ты потерялся, что ты никогда так ничего и не поймешь, но это пройдет. Рано или поздно вы научитесь себя слушать.

Так как же приблизить момент знакомства с собой, настоящим? Как понять свои достоинства и недостатки, как осознать свои ценности? Способов, на самом деле, множество.

В первую очередь, это медитация — время наедине с собой и своими мыслями. Вот одно из упражнений, которому меня научил мой психолог. Необходимо лечь в темной комнате на спину, устроиться поудобнее. Сначала сосредоточиться на дыхании, постараться отбросить все мысли. Только дыхание. Если ловите себя на мысли, просто говорите себе: я сейчас не буду об этом думать. И продолжайте следить за дыханием. Далее медленно внутренним взором оглядываете свое тело, начиная с кончиков пальцев на ногах, постарайтесь почувствовать тяжесть своего тела на кровати, прикосновение одежды, одеяла, подушки. После того, как вы закончите осмотр, переходите к мыслям. Постарайтесь отследить каждую. Не придумывайте темы, просто следите за мыслями в голове. Постарайтесь понять, как они влияют на вас. Наблюдайте за ними как бы со стороны. Возможно, в результате этой медитации-релаксации вы уснете. Ничего страшного. Повторяйте это упражнение хотя бы несколько раз в неделю и со временем вы заметите, как в течение дня начнете обнаруживать себя в текущем моменте и научитесь отслеживать свои мысли в течение дня, а негативные мысли сможете даже гасить, просто говоря себе: я сейчас не буду об этом думать. Попробуйте, вы ведь ничего не теряете 🙂

Еще одна техника это вопрос “За пазухой” . Он состоит в следующем. Необходимо выбрать 1 вопрос, например “Что мне нравится делать?” и задавать его себе в течение дня: с утра после пробуждения, днем, вечером перед сном. Но ни в коем случае не надо себя заставлять думать об этом. Ответ к вам придет сам в нужное время.

Также одним из моих любимых упражнений , о котором я часто пишу, является фрирайтинг . Его можно выполнять в разных вариациях. Можно писать утренние страницы, после пробуждения, когда вы пишите все-все, что вам приходит в голову. Со временем вы очистите свои мысли от всего ненужного и начнете видеть важное. Либо с помощью фрирайтинга можно искать ответы на вопросы, задавая их себе в письменном виде. Точно также необходимо записывать все-все мысли. Вместе с ними появится и ответ. Поставьте таймер, скажем, на 10 минут и вперед. Пишите, не задумываясь о грамматических ошибках или опечатках. Не отвлекайтесь ни на что. Не останавливайтесь, чтобы перечитать, сделаете это потом.

Как известно, чувства являются мощными индикаторами. Очень полезно в течение дня отвлекитесь от всех дел, чтобы спросить себя: “Что я сейчас чувствую?”. Попытайтесь понять, с чем связаны ваши чувства, при необходимости примените фрирайтинг. Выявив причину радости или печали, зафиксируйте ее. В дальнейшем, перечитывая свой дневничок, могут появится некие озарения о том, что вам нравится делать, а что нет.

И еще один способ, который может помочь определиться с делом по душе, — метод от обратного. Сядьте и напишите все-все дела и профессии которые вам не нравятся и которыми вы ни за что не стали бы заниматься. Дайте волю своему воображению. Не останавливайтесь, копните глубже по профессиям. Пусть ваш список будет максимально полным. Когда закончите, внимательно с ним ознакомьтесь. Выявите сферы, которые в него не попали. Именно в них надо искать свое занятие по душе.

Напоследок дам вам одно интересное упражнение, которое мы делали вместе с коучем. Его я очень и очень советую выполнить. Оно нелегкое, на его выполнение может понадобиться время, может быть, даже несколько дней. Чтобы не было соблазна подсмотреть толкование, его я напишу каждому из оставивших комментарий к этому материалу на почту. Задание заключается в следующем: необходимо записать пять людей, чья жизнь кажется вам интересной, насыщенной, правильной, И для каждого из этих людей написать, чем именно запомнился вам этот человек, что вам в нем нравится. Не более 3 определений. После чего все определения вам надо будет выписать в столбик (если у кого-то из выбранных лиц повторяются описания, не дублируйте их). Все полученные характеристики необходимо проранжировать от 1 до 10 (10 — самая важная, на ваш взгляд, черта). Запишите 5 характеристик с самыми высокими показателями. И напишите комментарий к этой статье, а я вышлю вам значение. Думаю, ответ вам будет интересен.

Выполнение этих упражнений не гарантирует мгновенных результатов, но оно запустит в вашем сознании поиск нужной информации, которая в вас, безусловно хранится. Каждый человек где-то внутри знает ответы на эти вопросы. Цель упражнений — расшевелить организм и вытащить ответы на поверхность.

Удачи вам в самопознании! А я всегда здесь, чтобы ответить на ваши вопросы в комментариях.

Рано или поздно, в жизни человека настаёт такой момент, когда он начинает задумываться о том, кто он такой на самом деле, какие способности и возможности в нем скрываются. Поэтому саморазвитие и самопознание – тема, актуальная для всех людей любых возрастов.

Что такое саморазвитие и самопознание? И чем они отличаются?

Саморазвитие

Саморазвитие — как понятно из состава слова — это развитие самого себя, самостоятельно. Человек занимается саморазвитием вне зависимости от того, эзотерик он или нет. В ходе жизни каждый постигает свой опыт, делает выводы, в результате чего его душа, дух, разум развиваются.

Самопознание

Самопознание — это процесс наблюдения за самим собой, в следствие чего происходит накопление знаний о самом себе. По сути это изучение себя, исследование своих сил и возможностей.

В отличие от саморазвития — самопознание скорее пассивный процесс, можно познавать себя, но при этом двигаться в развитии довольно медленно. Все-таки считается, что саморазвитие — это процесс изменения себя в лучшую сторону путем каких-то усилий над собой. И это более активный процесс, чем самопознание. Однако, одно без другого невозможно — развиваясь, мы познаем себя. А познавая свои возможности, мы получаем шансы их развить.

Как заниматься саморазвитием и самопознанием.

Процесс внутреннего познания запускается, когда человек начинает наблюдать за своими мыслями и анализировать поступки (свои и окружающих). Процесс внутреннего совершенствования – второй шаг по лестнице саморазвития. Он происходит, когда человек начинает проводить над собой внутреннюю работу с целью совершенствования, улучшения своих мыслей и поступков, своего здоровья, энергетики, а значит и всей своей жизни. Ведь познание себя не будет иметь никакого смысла, если при этом не будет происходить внутренней работы над собой. Отсюда вытекает факт признания собственного невежества и, как следствие – стремление получить истинное Знание.

Что помогает в саморазвитии и самопознании.

Важно понимать, что ум и логика – это не те инструменты, которые нужны на данном пути. Один лишь самоанализ вкупе с умственной деятельностью неспособен привести к познанию себя и таинств окружающего мира. Необходимо пробудить сознание своей высшей природы и опираться больше на интуицию и ощущения, нежели на логику. Возможно, вы спросите «Почему?». Зачастую техники и практики, связанные с темами саморазвитие и самопознание, не поддаются логическому объяснению и пониманию — но они реально действуют! Вероятно, вы даже лично уже имели возможность в этом убедиться на собственном опыте. Если еще нет, то различные техники вы сможете найти на сайте нашей школы — http://сайт
Вся эзотерика оперирует нематериальными понятиями и категориями, такими как «мысль», «намерение», «желание», «энергия» и др. Мы говорим о том, что не проявлено на физическом плане: мы не можем, например, «увидеть» физическими глазами мысль человека, но это вовсе не означает, что он ни о чём не думает. Точно так и с энергетическим воздействием: неспособность увидеть его нашими физическими глазами не говорит о его отсутствии. Эзотерика лежит за гранью понимания мозга. В большинстве случаев, мы имеем дело с работой сознания и подсознания, которые практически безграничны. У сознания не существует предела, а значит, нет границ и для развития. Абсолютно любой человек обладает невероятными скрытыми способностями, которые он может в себе развивать и использовать на благо себе и миру. С каждым шагом он будет открывать в себе новые и новые возможности, о существовании которых даже не подозревал ранее. Синхронно будет меняться и его отношение к людям, событиям, жизни.
Поскольку именно сознание производит изменения, которые затем отражаются на физическом плане, т.е. те изменения, которые мы можем наблюдать в нашей реальной жизни, то саморазвитие и самопознание, в первую очередь, связаны с постоянным повышением уровня сознания.

Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром.

Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:

  • самопознание — основа здоровой личности (психического компонента),
  • способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя,
  • путь для развития личности и реализации в жизни.

Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?

Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности.

Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.

Такие специалисты, как Роджерс , Маралов , Козлова , Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье.
Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.

Основы самопознания и саморазвития

Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У.Джейм выделил 3 основные сферы:

1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

  • биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
  • социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
  • личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — » Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

Самонаблюдение — Самоанализ-Сравнивание с другими (собой в идеале)-Постановка целей на будущее-Саморазвитие.

Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал . В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.

2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.

3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя:

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.

1. Доверительные отношения.
2. Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников.
3.Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях.
4. Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка.
5. Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания.
6. Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего , что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир,» — говорили мудрецы.

Психология развития А. Маслоу

Носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Основные выводы Маслоу:

  1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
  2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
  3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
  4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
  5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
  6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
  7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
  8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
  9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления свого Я.
  10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

Второстепенные качества:

  1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
  2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
  3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
  4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
  5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
  6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
  7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
  8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
  9. Зрелую личность отличает тип познания . Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное , направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное , способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
  10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей , своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
  11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования , психологии и всей жизни.
  12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц , проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

Психология Рубенштейна

Сапознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало.Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития:

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Вывод

Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.

Развитие предполагает , которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.

Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. С. Цвейг

С амопознание начинается с того момента, когда вы начали себя осознавать. Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, - это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование - стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу - вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным - тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

  • аналитический - связан с работой ума, ментальный план;
  • творческий - сфера чувств, эфирный и астральный план;
  • духовный - сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма - он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ - это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать - начать рассказывать себе о самом себе.

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров - это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, - здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание - это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, - это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт - садху.

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда - это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях - дикша-гуру - направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний - шастр, а вы через свой личный опыт - садху - применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого - всё связано как в мире, так и внутри вас.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей Конфуций.

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги - яма - представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

  • Ахимса - принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;
  • Сатья – истинность и правдивость;
  • Астея - неворовство;
  • Брахмачарья - целомудрие и нераспущенность;
  • Апариграха - непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

  • Шаучья - принцип внутренней и внешней чистоты;
  • - практика скромности;
  • Тапас - выполнение аскез на духовном пути;
  • Свадхьяя - развитие мышления через чтение первоисточников;
  • Ишвара-пранидхана - Следование идеалу - высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части - физическую и духовную - можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри - во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности - это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации - это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

,
  • Парамаханса Йогананда «Автобиография йога»,
  • Свами Шивананда «Наука пранаямы»,
  • Шри Чинмой «Медитация»,
  • Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана».
  • Самое трудное - познать самого себя, самое лёгкое - давать советы другим Фалес

    Общая характеристика самопознания. Самопознание и его значение в жизни человека. Профессиональное самопознание и саморазвитие психолога.

    Соболевой Марии, 1Г

    Общая характеристика самопознания.

    Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

    Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас – это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

    Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

    У некоторых людей такой процесс может занять мало времени, произойти неожиданно, мгновенно, моментально. А у других может занять годы, десятилетия, даже всю жизнь. Но этот процесс необратим, так как очень важен для всего человечества.

    Самопознание и его значение в жизни человека.

    С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

    Самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

    Самопознание - средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

    Самопознание - единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

    Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно.

    Зрелая здоровая личность, посредством самопознания, учится эффективно участвовать в разрешении конфликтов, искать пути, ведущие к истинному благу, понимать собственные глубинные побудительные мотивы и обмениваться в доступной форме полученными знаниями с другими, причем таким образом, чтобы способствовать общечеловеческому единству и прогрессу.

    Только познав себя, человек сможет стать личностью, почувствовать себя счастливым, сделать счастливыми окружающих, тоже помочь им разобраться в себе и понять истину бытия.

    Невозможно преувеличить роль самопознания в процессе личностного роста. Оно развивает умения находить творческий подход и новые конструктивные способы решения проблем, основываясь на принципах взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Именно эти способности определяют лидера в любом социуме.

    Значения самопознания:

    На религиозном уровне - это способ единения человека с Богом через познание в себе Божественного начала;

    На поверхностно-психологическом (житейском) уровне - это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми;

    На глубинно-психологическом уровне - это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

    Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы: «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.

    Профессиональное самопознание психолога.

    Как и самопознание в целом, профессиональное самопознание актуализируется под влиянием определенной мотивации, которая определяется своеобразием деятельности, общения и личности педагога.

    Мотивы профессионального самопознания:

    Профессиональное самопознание побуждается интересом к себе, стремлением разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить свой кругозор о собственной личности;

    Необходимость в самопознании возникает, когда воспитатель или учитель обнаруживает дисбаланс между своим трудом и его результатами, что также стимулирует процесс познания себя;

    Самопознание активизируется в результате критических замечаний в свой адрес других: администрации, коллег, родителей, иногда и учеников;

    В качестве стимулов самопознания могут выступать мотивы профессионального саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализация.

    Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности); сравнение себя с другими (психологические игры); самоанализ (творческая деятельность), три «Я»: «Я» реальное (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

    Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

    Профессиональное саморазвитие психолога.

    Профессиональное саморазвитие – это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека.

    Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям: самоутверждения,

    самосовершенствования и самоактуализации.

    Самоутверждение – это стремление соответствовать некоторому нормативу образа учителя, быть не хуже других, быть на уровне требований администрации и руководства.

    Самосовершенствование – это стремление превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести

    значимые для себя качества личности.

    Самоактуализация - это высший уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждения и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки.

    Критерии профессионального саморазвития:

    Самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

    Доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление. Изменение своих способов работы;

    Постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

    Способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

    К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:

    Самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;

    Самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;

    Самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;

    Самореализация, представленная с выражением потенциала Я;

    Самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;

    Саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;

    Самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;

    Самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;

    Самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам.

    Как показывают исследования педагогов и психологов В. И. Андреева, А. Адлера, Б. Г. Ананьева, У. Джеймса, Д. Д. Леонтьева, А. Ф. Лосева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, Г. Оллпорта, К. Роджерса, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Шиянова, К. Юнга и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.

    В связи с этим, образование является непрерывным процессом саморазвития, самопознания и самосовершенствования самого себя.

    Профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие тесно связаны друг с другом - они определяют вектор и стратегии развития педагога

    как профессионала.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости