Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Зуль-хиджа — последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2019 году начинается 2 августа. После этого наступит новый месяц — мухаррам, который станет началом 1441 года по календарю хиджры.

Хиджра — исламский календарь, составленный в соответствии с Кораном и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина. Отсчет времени (календарных годов) по Хиджре начинается с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению, с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

В основе мусульманского календаря Хиджры лежит лунный годичный цикл. Лунный год короче солнечного и составляет 354 — 355 дней, и поэтому год от года происходит своего рода смещение солнечного календаря от лунного на 11-12 дней.

Месяцы Хиджры никак не привязаны к временам года и к сезонным работам, поэтому новый год может начинаться в разное время года — и летом, и осенью, и зимой.

Зуль-хиджа

Последний месяц мусульманского лунного календаря в 2019 году начинается 2 августа. Зуль-хиджа считается периодом строгого запрета на все недобрые деяния, которых нормальный человек в принципе должен остерегаться в своей повседневной жизни: всякое насилие, проявление нетерпимости, сквернословие, воровство и другие дурные дела и намерения.

Зуль-хиджа, в переводе с арабского означающий "обладающий паломничеством", в исламе относится к числу четырех священных месяцев — время совершения паломничества по святым местам.

Обеспечение безопасности паломников сулило хорошую торговлю и большую прибыль. По этой причине эти месяцы арабского календаря и стали "запретными", во время которых согласно мусульманской традиции, нельзя было вести военные действия, убивать и проливать кровь.

Для мусульман особенно важными являются первые десять дней этого месяца. Именно в это время мусульмане всего мира отправляются в хадж — паломничество по святым местам. Хадж длится три дня — с 7 по 9 число месяца зуль-хиджа.

Хадж является одним из пяти столпов веры и имеет большое духовное значение. Однако ислам не требует от мусульман обязательного исполнения этого предписания. Это связано с тем, что не каждый мусульманин может позволить себе отправиться в паломничество из-за финансовых затруднений или по состоянию здоровья.

Однако, несмотря на все трудности, каждый правоверный мусульманин стремится хотя бы раз в жизни побывать в святых местах.

Во время хаджа верующие отметили еще один праздник — День Арафа или стояние на горе Арафат. В этот день участники хаджа посетили гору Арафат близ Мекки, где, по преданию, встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после изгнания из рая и где были приняты их молитвы.

В День Арафа верующим предписано поститься и молиться об искуплении своих грехов.

Закончилась первая декада месяца зуль-хиджа праздником жертвоприношения — Ид аль-Адха, более известным как Курбан-байрам. Он отмечается через 70 дней после праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующим окончание поста в месяц Рамадан.

Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня. Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. К благим делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты.

Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца, особенно в День Арафат — девятый день месяца зуль-хиджа, который в 2019 году мусульмане отмечают 10 августа. Пророк Мухаммад сказал, что пост в День Арафат искупает грехи предыдущего и следующего года.

В Курбан-байрам поститься запрещено. Накануне данного праздника мусульман рабочий день сокращается на один час.

Мухаррам

В первый день священного месяца мухаррам наступает новый 1441 год по Хиджре. Рас-ас-Сана (День хиджры) в 2019 году по григорианскому календарю приходится на 31 августа.

Отмечать как-то по-особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Мусульмане уверены, что, если они будут усердно молиться в течение этого периода о прощении грехов и совершать добрые дела, на них снизойдет божье благословение и весь остальной год будет благополучным. Поэтому и первый день месяца мухаррам проводят в молитве.

Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

Сам месяц мухаррам — наряду с месяцами раджаб, зуль каада и зуль-хиджа —каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, который запретил на это время конфликты, кровную месть, войны и так далее.

Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: "Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан".

В другом изречении говорится: "Тому, кто постился один день в месяце мухаррам, воздается как за 30 постов".

Согласно еще одному изречению, большое вознаграждение ждет мусульманина, соблюдавшего пост в четверг, пятницу и воскресенье месяца мухаррам.

Пост во время священного месяца мухаррам, также, как и пост во время священного месяца Рамадан заключается в отказе от пищи в светлое время суток, в духовном очищении, в посвящении себя молитвам, покаянию и богослужению.

В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Всевышнего Аллаха.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир последнему пророку, Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Поистине, Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись Ему. В Священном Коране Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». И нет сомнений в том, что покорные рабы Аллаха должны поклоняться Всевышнему в любое время и где бы они ни находились. Однако есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха.

Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. На достоинство и величие этих дней указывают Священный Коран и Пречистая Сунна.

Во-первых, Всевышний Аллах поклялся этими днями в Своей Священной Книге: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» . То есть, Аллах поклялся первыми десятью днями месяца Зуль-Хиджа, как об этом сказали многие учёные из числа ранних и поздних поколений, такие как Ибн Аббас, Ибн Аз-Зубайр, Муджахид, Ибн Касир, Ибн Аль-Кайим.

Во-вторых, совершаемые благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом» .

В-третьих, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Передаётся от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля (»Ля иляха илля-Ллах»), такбира (»Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»)»» .

В-четвёртых, первые дни месяца Зуль-Хиджа лучше, чем последние дни месяца Рамадан. Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Последние десять ночей месяца Рамадан лучше, чем первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа, а что касается первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа, то они лучше, чем последние десять дней месяца Рамадан. Тем самым устраняется неясность. Последние ночи Рамадана имеют предпочтение, так как среди них есть ночь предопределения. Достоинство же первых десяти дней Зуль-Хиджи заключается в том, что среди них есть значимые дни, такие как день жертвоприношения, день Арафата, день Тарвии» .

В-пятых, среди первых десяти дней есть два самых лучших дня в году – это день жертвоприношения (Курбан-байрам, 10-е число месяца Зуль-Хиджа), и день Арафата (9-е число месяца Зуль-Хиджа). Что касается дня жертвоприношения, то по этому поводу приводится хадис от Абдуллы ибн Курт Ас-Сумали Аль-Азди (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются день жертвоприношения и день Аль-Карр» . День Аль-Карр – это одиннадцатый день Зуль-Хиджи, с арабского языка дословно переводится, как «пребывание, поселение», так как паломники пребывают и поселяются в долине Мина, завершив практически все обряды хаджа (тауаф аль-ифада (семикратный обход вокруг Каабы для хаджа), жертвоприношение).

Что касается достоинства дня Арафата, то по этому поводу передаётся хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день Арафата. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал также: «Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день Арафата» .

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь, что Аллах, благодаря посту в день Арафата, простит прегрешения за прошлый год и за будущий…» . Пост в день Арафата является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на Арафате.

Что же касается пятницы, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Лучшим днём, в котором взошло солнце, является пятница…» , то Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «Правильным мнением является то, что пятница – это лучший день недели, а день Арафата и день жертвоприношения – это лучшие дни года. То же самое можно сказать в отношении ночи Предопределения и ночи на пятницу…» .А именно, ночь Предопределения – это лучшая ночь в году, а ночь на пятницу – это лучшая ночь в неделе.

Далее Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл достоверное мнение в отношении того, что днём великого хаджа является день жертвоприношения, ссылаясь на хадис, который указывает именно на это. Кроме того, нет ничего, что противоречило бы этому мнению. Всевышний Аллах сказал: «В день великого паломничества Аллах и Его По­сланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников» . В обоих сборниках достоверных хадисов (Аль-Бухари и Муслима) приводится хадис, что Абу Бакр и Али объявили об этом именно в день жертвоприношения, а не в день Арафата.

Также в другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День великого хаджа – это день жертвоприношения» .

Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) также сказал: «День Арафата предшествует дню жертвоприношения, и в нём совершаются такие дела, как стояние в долине Арафат, мольба, покаяние, молитвы и прошение о прощении грехов. Затем следует день жертвоприношения, день делегаций и визитов. Не зря тауаф (семикратный обход вокруг Каабы) в этот день назван, тауаф аз-зийяра, то есть “тауаф-посещение”, так как паломники после того, как очистились от грехов в день Арафата, их Господь позволил им в день жертвоприношения посетить Его (Свят Он и Велик) и войти в Его Дом» .

Виды поклонений, совершаемых в первые десять дней Зуль-Хиджи

Во-первых , самыми лучшими делами в эти дни являются малое паломничество (умра) и большое паломничество (хадж).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершит хадж к этому Дому, не приближаясь к своей жене и не совершая греха, вернётся таким же, как в тот день, когда родила его мать» . В версии Муслима приводится: «Кто придёт к этому Дому, не приближаясь к своей жене, и не совершая греха, вернётся таким же, как в тот день, когда родила его мать» .

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. И воздаянием безупречного хаджа является Рай» . Безупречный хадж – это принятое паломничество, которое совершается не ради показухи и не ради изыскания славы, при выполнении которого отсутствуют грехи. Свидетельством такого безупречного хаджа является то, что паломник по завершению обрядов не возвращается к прежним прегрешениям. Признаком принятия хаджа является то, что паломник, вернувшись из паломничества, становится лучше, чем он был прежде, и не повторяет прежние грехи.

Во-вторых , среди наилучших дел – совершение такбира (произношение слов «Аллаху акбар») и зикра (слов поминания Аллаха).

Сообщается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чаще произносите в эти дни слова тахлиля (»Ля иляха илля-Ллах»), такбира (»Аллаху Акбар») и тахмида (»Аль-хамду ли-Ллях»)» . Имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-Хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али произносил такбир после добровольных намазов» .

Также имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Умар (да будет доволен им Аллах) произносил такбир в своём шатре в долине Мина, и люди, находившиеся в мечети, слышали его и начинали повторять за ним такбир, а также повторяли люди, которые были на рынке, так что вся долина Мина сотрясалась от такбира…» .

Под такбиром имеется в виду произношение следующих фраз: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху уаЛлаху акбар! Аллаху акбар! УалиЛляхи-ль-хамд!».

Этот такбир бывает двух видов:

  1. Первый вид: такбир, произносимый в любое время, неограниченный какими-либо обстоятельствами. К этому виду относится такбир, который произносится в праздник Разговения (Ураза-байрам), начиная с заката солнца последнего дня Рамадана и вплоть до того, как имам закончит произносить праздничную проповедь. Также к этому виду относится такбир, который произносится начиная с первого числа месяца Зуль-Хиджи и до последнего дня из числа дней Ташрика (13-е число). Этот такбир произносится в любое время дня и ночи, на дорогах, рынках, мечетях и домах, то есть везде, где можно поминать Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установлен­ные дни» . Также Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни» . Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Слова Всевышнего: «в установлен­ные дни» означают в десять дней, а слова: «в считанные дни» означают в дни Ташрика» .
  2. Второй вид: такбир, произносимый после намазов в праздник жертвоприношения. Начинается этот вид такбира после Фаджр-намаза (утренней молитвы) в день Арафата, и заканчивается после Аср-намаза (послеобеденной молитвы) третьего дня Ташрика (13-е число Зуль-Хиджи). Об этом приводится в достоверных преданиях от Али (праведного халифа), Ибн Аббаса, Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), что они произносили такбир, начиная после Фаджр-намаза в день Арафата, и заканчивая после Аср-намаза (послеобеденной молитвы) третьего дня Ташрика.

Вышеперечисленное положение такбира распространяется на тех, кто не совершает хадж. Что же касается паломников, то они начинают произносить такбир с момента бросания камней в день жертвоприношения и продолжают произносить такбир после намазов, начиная с Зухр-намаза этого же дня (10-е число Зуль-Хиджи), так как они были заняты произношением тальбии. Отсюда можно сделать вывод, что неограниченный по времени такбир (первый вид) продолжается тринадцать дней, и совпадает по времени с ограниченным такбиром (вторым видом) в течение пяти дней: начиная с Фаджр-намаза дня Арафата и заканчивая последним днём Ташрика.

В-третьих , в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней, больше, чем дела, совершённые в другие дни» . А пост является одним из лучших благодеяний. Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал соблюдать пост, как например, в одном из своих хадисов он сказал: «Благодаря одному дня поста на пути Аллаха, Всевышний непременно отдалит лицо раба от Огня на расстояние семидесяти лет». Ан-Насаи привёл хадис, возводя его к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился девять дней Зуль-Хиджи» .

Также пост в день Арафата желателен для всех мусульман, кроме паломников, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о нём: «(Этот пост) является искуплением за прошлый год и будущий год» .

В-четвёртых , среди лучших дел – покаяние и оставление всех грехов, так как покаяние также является одним из великих благодеяний.

В-пятых , человек, желающий принести в праздничный день (Курбан-байрам) в жертву животное, должен с наступлением месяца Зуль-Хиджа воздержаться от подстригания ногтей и удаления волос.

Передаётся в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите новолуние месяца Зуль-Хиджи, и кто-то из вас вознамерился принести в жертву животное, то пусть воздержится от подстригания волос и ногтей» . В другой версии он сказал: «то пусть не подстригает волосы и ногти, пока не принесёт в жертву животное» .

В-шестых , частое совершение других видов благодеяний, добровольных поклонений (таких как намазы, милостыня, чтение Священного Корана, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, благочестие к соседям, поддерживание родственных связей и другие добрые дела).

В-седьмых , нужно постараться прийти рано в мечеть для совершения праздничной молитвы и прослушивания проповеди, ведь праздничный намаз является одним из великих обрядов Ислама. Из-за важности участия в праздничном намазе, даже женщинам было велено посещать его. Передаётся от Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «В праздничный день нам было велено выйти (для участия в праздничном намазе), так что даже незамужние выходили из своих комнат, и даже те, у которых были месячные, выходили и вставали позади людей. Они со всеми произносили такбир, совершали ду’а (мольбу), желая блага и чистоты этого дня» . В другой версии говорится: «Женщинам, у которых были месячные, было велено стоять неподалеку от места моления мусульман» .

В-восьмых , в праздничный день и дни Ташрика является предписанным приносить в жертву животное.

Жертвоприношение является сунной нашего праотца Ибрахима (мир ему и благословение Аллаха), когда Аллах заменил Исмаила, сына Ибрахима, великой заменой для приношения в качестве жертвы. Всевышний сказал: «Мы выкупили его великой жертвой» .

В достоверной Сунне сообщается, что «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, зарезав их своими руками, сказав: “Бисмилля. Аллаху акбар”, и возложив свою ногу на их бока» .

Также Всевышний Аллах сказал: «Так совершай же намаз ради своего Господа и закалывай жертву» .

Уважаемые братья и сёстры!

Воспользуйтесь этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами! Клянусь четом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв не достаточно для обладаю­щего разумом?» .

Са’ид Ибн Али Вахф Аль-Кахтани
Перевод: Вахитов Марат

  • Сура «Аз-Зарийят», 56.
  • Сура «Аль-Фаджр», 1-2.
  • Тафсир Ибн Касир, (4/106), «Зад аль-ма’ад», (1/56).
  • Аль-Бухари, (969), Ат-Тирмизи, (757).
  • Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/57).
  • Привёл Абу Дауд, (1765), Ахмад, (19825), с достоверной цепочкой.
  • Муслим, (3354).
  • Привёл Ат-Тирмизи, (3585).
  • Муслим, (1162-196).
  • Муслим, (854-17).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/60).
  • Сура «Ат-Тауба», 3.
  • Аль-Бухари, (8/240); Муслим, (1374).
  • Абу Дауд, (945), Ибн Аль-Кайим признал достоверность цепочку передатчиков. См. «Зад аль-ма’ад», (1/55).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/55).
  • Аль-Бухари, (4/20), Муслим, (2/984).
  • Аль-Бухари, (1773), Муслим, (1349).
  • Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.
  • Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 970. Кроме того, есть другие предания от сподвижников по данной теме.
  • Ибн Абу Шейба, (2/168), шейх Аль-Альбани признал цепочку передатчиков достоверной в книге «Ирва аль-галиль», (3/125).
  • Сура «Аль-Хадж», 28.
  • Сура «Аль-Бакара», 203.
  • Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969 в утвердительной форме. Ан-Навави сказал в книге «Шарх Аль-мухаззаб», (8/382): «Аль-Байхакый привёл это предание с достоверной цепочкой».
  • Ибн Абу Шейба, (2/265, 267), Аль-Байхакый, (3/314), шейх Аль-Альбани признал это предание достоверным в «Ирва», (3/125). Также это предание приводится от Умара, за исключением того, что он переставал произносить такбир после Зухр-намаз (обеденной молитвы) в последний день Ташрика.
  • Аль-Бухари, (2840), Муслим, (1153).
  • Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Альбани, (2/508).
  • Муслим, (1162).
  • Муслим, (1977).
  • Аль-Бухари, (971, 980), Муслим, (890).
  • Сура «Ас-Саффат», 107.
  • Аль-Бухари, (5553), Муслим, (1966).
  • Сура «Аль-Каусар», 2.
  • Сура «Аль-Фаджр», 1-5.

17 867

بسم الله الرحمان الرحيم

Поистине, Всевышний Аллах окружил нас Своей бесконечной милостью и создал эту планету и все имеющиeся в ней богатства только для нашего пользования: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Коран, 2:29).

Нас же Всемогущий Аллах создал только для того, чтобы мы поклонялись исключительно Ему: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56).

Поняв и осознав это, человек, пользуясь милостями этого мира, посвящает всю свою жизнь довольству Одного Аллаха.

Он стремится приблизиться к своему Творцу и, исполняя повеления Всевышнего Аллаха, поклоняется Ему до самого последнего момента своей жизни: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе» (Коран, 15:99).

Тем не менее, многие из нас часто забывают о великой милости Всевышнего Аллаха к нам, и тем самым впадают в грехи и делают некоторые упущения. Однако, милость нашего Господа к нам больше, чем можно представить.

Будучи милосердным к нам, Он определил для нас некоторые промежутки времени в году, в которые праведные деяния вознаграждаются во много раз больше, чем в обычные дни! «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их!» (Коран, 14:34).

Из этих благословенных периодов – первые десять дней месяца Зуль-хиджа…

Достоинства первых десяти дней Зуль-хиджа

На достоинство первых десяти дней Зуль-хиджа указывают многочисленные доводы из Священного Корана и достоверной Сунны:

Аллах поклялся этими днями в Коране

Всевышний Аллах поклялся в Коране этими десятью днями, сказав: «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!» (Коран, 89:2). Известно, что Аллах клянется в Коране только наиболее важными вещами.

Аллах назвал их в Коране «установленными днями» и повелел поминать Его в эти дни.

Всевышний Аллах говорит: «и (пусть они) поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их» (Коран, 22:28). Большинство ученых, в т.ч. и сподвижники пророка Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) говорили, что «установленными днями» являются первые десять дней месяца Зуль-хиджа.

Эти дни — великие для Аллаха

Первые десять дней месяца Зуль-хиджа являются великими перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в эти дни. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет дней, более великих перед Аллахом, чем эти десять дней, и нет дней, в которые совершенные дела были бы более любимыми для Него, чем эти десять дней» (Ахмад).

Благодеяния, совершенные в эти дни, лучше чем джихад

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сообщил, что совершение благодеяний в эти десять дней лучше, чем джихад на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней, больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом» (Бухари).

Два самых лучших дня в году приходятся на эти дни

Среди первых десяти дней месяца Зуль-хиджы есть два самых лучших дня в году – это День жертвоприношения (Курбан-айт, 10-е число месяца Зуль-хиджа), и день Арафата (9-е число месяца Зуль-хиджа). Что касается Дня жертвоприношения, то по этому поводу Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Самыми великими днями перед Всевышним Аллахом являются День жертвоприношения и день аль-Карр» (Абу Давуд).

Что касается достоинства дня Арафата, то по этому поводу передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет дня, в который бы Аллах больше всего освобождал своего раба от Огня, чем в день Арафа» (Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Лучшая молитва (дуа) — это та, которая была совершена в день Арафа» (Тирмизи).

Известный средневековый ученый Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Правильным мнением является то, что пятница – это лучший день недели, а день Арафа и День жертвоприношения – это лучшие дни года» (Зад аль-Маад).

В эти дни претворяются в жизнь все 5 столпов Ислама

Таким образом, мы видим, что только в эти дни в жизнь претворяются все 5 столпов Ислама. Известный средневековый ученый Ибн Хаджар писал: «Очевидно то, что причина превосходства первых десяти дней Зуль-хиджа заключается в том, что только в эти дни претворяются в жизнь одновременно все самые основные обряды поклонения, как намаз, пост, милостыня и хадж» (Фатх аль-Бари).

Виды поклонения, совершаемые в эти дни
Хадж и умра

Известно, что хадж может быть совершен только в месяц Зуль-хиджа, и поэтому каждый, кому Аллах дает возможность совершить это великое поклонение, должен воспользоваться этой возможностью.

Всевышний Аллах говорит: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Коран, 3:97).

Также, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. А воздаянием безупречного хаджа является Рай» (Бухари).

Пост

Как нам стало известно, посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: А разве пост не является одним из лучших благодеяний?!

Ведь Аллах выделил Себя, когда речь зашла о награде постящегося, сказав: «Все деяния сына Адама – для него самого, кроме поста. Он соблюдает его для Меня, и Я буду вознаграждать за него» (аль-Бухари).

Поэтому, достоверно сообщается от некоторых жен пророка (мир ему и благословение), что он постился все девять дней месяца Зуль-хиджа (Абу Давуд).

Более того, 9-ый день месяца Зуль-хиджа является днем стояния паломников в долине Арафа. В этот день крайне желательно поститься тем, кто не совершает хадж. Пророк (мир ему и благословение) сообщил, что пост в день Арафа «является искуплением за прошлый и будущий год» (Муслим).

Поминание Аллаха вслух

В знак благодарности Всевышнему Аллаху за оказанную нам милость, мусульманин поминает и восхваляет своего Господа вслух в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Чаще произносите в эти дни слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»)» (Ахмад).

Помимо обычного такбира (слов «Аллаху Акбар») передается также следующая форма такбира:

«Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху ваЛлаху акбар! Аллаху акбар! ВалиЛляхи-ль-хамд!».

الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر الله أكبر ولله الحمد

Такбир произносится в любое время дня и ночи, на дорогах, рынках, мечетях и домах, то есть везде, где можно поминать Аллаха. Сообщается, что сподвижники пророка Ибн Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджи и произносили такбир. Слыша их, люди тоже повторяли за ними (Бухари).

Также сообщается, что Умар (да будет доволен им Аллах) произносил такбир в своём шатре в долине Мина, и люди, находившиеся в мечети, услышав его, начинали повторять за ним такбир. Затем такбир начинали повторять люди, которые были на рынке, так, что вся долина Мина сотрясалась от такбира (Бухари).

Следует заметить, что такбир в эти дни хоть и делается вслух, однако это не означает, что он делается в один голос. На самом деле, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и первые поколения мусульман никогда не практиковали поминания Аллаха хором.

Жертвоприношение

Всевышний Аллах говорит: «Так совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2).

Также сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, зарезав их своими руками, сказав: «Бисми-Ллях. Аллаху акбар» (Бухари).

Мусульманин, желающий совершить жертвоприношение в праздничный день (Курбан-айт), должен воздерживаться от подстригания ногтей и удаления волос с самого наступления месяца Зуль-хиджа.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если вы увидите новолуние месяца Зуль-хиджа, и кто-то из вас вознамерился принести в жертву животное, то пусть не подстригает волосы и ногти, пока не принесет в жертву животное» (Муслим).

Частое совершение прочих видов благодеяний

Как было упомянуто выше, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о первых десяти днях Зуль-хиджа: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершенные в другие дни».

Следовательно, мусульманин должен стараться совершать как можно больше добровольных видов поклонения в эти дни, таких как намаз, милостыня, чтение Священного Корана, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, благочестие к родителям, соседям, поддерживание родственных связей и т.д.

Просим Всевышнего Аллаха смилостивиться над нами и облегчить нам поклонение Ему Одному. Поистине, Он Милостивый, Дарующий!

Подготовил : Рамин Муталлим

День аль-Карр – это одиннадцатый день Зуль-хиджи, с арабского языка дословно переводится, как «пребывание, поселение», так как паломники пребывают и поселяются в долине Мина, завершив практически все обряды хаджа.

На десятый день Зуль-хиджы – в день праздника жертвоприношения поститься запрещено. Пророк (мир ему и благословения) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения!» (Сахих аль-Джами).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных деяний. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (да благословит и приветствует его Аллах) раб его и посланник.

О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами. (Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами .Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Союзники-70-71.)

по истине самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), и самое плохое, что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

О, мусульмане! Как вы знаете, скоро начинается сезон хаджа, к нам приближается месяц зуль-хиджа и великий праздник курбана. Сегодня двадцать четвертое зуль-каида. Через пять, шесть дней начинается месяц зуль-хиджжа,

О, рабы Аллаха! что бы сделать причиной приумножения благих дел своего раба, Аллах из великой мудрости в течении года выделил определенные дни и месяцы среди других дней и месяцев,.

О, рабы Аллаха! мы с вами с позволения Аллаха встречаем первые десять дней месяца зул-хиджы. Эти дни являются лучшими днями года у Аллаха, как об этом сообщил пророк (да благословит и приветствует его Аллах) в хадисе, что самыми любимыми для Аллаха являются праведные деяния совершенные в эти дни. Спросили, даже лучше чем сражение на пути Аллаха, он сказал: даже чем сражение на пути Аллаха.

“…Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!”(аль-Фаджр:1,2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах). и другие сказали что это т.е. слова Аллаха “Клянусь десятью ночами” сказано по поводу первых десяти дней зул-хиджы.

Если говорить о деяниях этих десяти дней, первое- это хадж который совершается в эти дни. Об этом мы с вами говорили подробно на прошедших хутбах.

Только хотел добавить к теме хаджа, вот что, из мудрости и пользы хаджа это то, что хадж напоминает человеку о вечной жизни. Тот, кто совершает хадж, тот, покидает свою родину и уезжает в незнакомое место, также человек, когда умирает, покидает этот мир, с умершего человека снимают привычную ему одежду и заворачивают в са ван, также и в хадже, мы снимаем ту повседневную привычную одежду и одеваем другую одежду, умершего купают, прежде чем завернуть в кафан, также хаджи купается прежде чем одеться в эту одежду, хаджи выстаивает на Арафате, также умерший станет в судный день там, где все встанут перед своим Господом

يَوْمَ يَقُومُ ٱلنَّاسُ لِرَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ [المطففين:6]،

“в тот день, когда люди предстанут перед Господо м миров?” (аль-Мутаффифин:6)

Дорогой брат! Если ты не совершаешь хадж, это не значит что, эти дни должны пройти мимо тебя. Эти дни особые, это благодатный сезон и ценное время. Каждый разумный человек, знает, что это время наступает не каждый день, сезон это возможность приумно жить доходы, какой торговец, добровольно закроет свой магазин во время сезона, например человек, торгующий канцелярскими товарами может закрыть свой магазин накануне открытия школьного года? Если он закроется, можно назвать его торговцам? Таким же образом можно привести множество примеров.

Если мы ради этого мира оказываем такое усердие, богатства которого все равно оставим здесь, а как же мы должны поступать ради вечной жизни. На самом деле мы поступаем на оборот, значит, мы не очень то верим в последнюю жизнь, в противном случаи мы бы старались намного усерднее, чем для этой жизни. Разве, может, кто то построить свой дом на земле, которая ему не принадлежит? Если мы для этот мир такое усердие оказываем которого все равно оставим здесь, а для вечной жизни как мы должны быть?

يَوْمَ تَأْتِى كُلُّ نَفْسٍ تُجَـٰدِلُ عَن نَّفْسِهَا وَتُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ [النحل:111]،

“В тот день каждый человек придет и будет препираться за себя. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо.”(ан-Нахль:111)

يَوْمَ تَجِدُ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ مِنْ خَيْرٍ مُّحْضَرًا [آل عمران:30]،

“В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам.”(сура али-Имран:30)

يَوْمَ يَنظُرُ ٱلْمَرْء مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ [النبأ:40]،

“В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Эх, если бы я был прахом!”(сура ан-Наба:40)

Что может для верующего человека полезнее, чем этот аят, в котором верующий наставлял свой народ, народ фараона.

: يٰقَوْمِ إِنَّمَا هَـٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا مَتَـٰعٌ وَإِنَّ ٱلاْخِرَةَ هِىَ دَارُ ٱلْقَـرَارِ مَنْ عَمِـلَ سَـيّئَةً فَلاَ يُجْزَىٰ إِلاَّ مِثْلَهَا وَمَنْ عَمِـلَ صَـٰلِحاً مّن ذَكَـرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ ٱلْجَنَّةَ يُرْزَقُونَ فِيهَا بِغَيْرِ حِسَابٍ [غافر:39، 40].

О мой народ! Мирская жизнь - не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания.Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета.(сура Гафир:39-40)

Приветствуй тех, кто использует эти дни полезно праведно, совершая благие дела, зикры, дуа, пост и много другое. Во всех этих делах следует состязаться.

إِنَّ ٱلأَبْرَارَ لَفِى نَعِيمٍ عَلَى ٱلأَرَائِكِ يَنظُرُونَ تَعْرِفُ فِى وُجُوهِهِمْ نَضْرَةَ ٱلنَّعِيمِ يُسْقَوْنَ مِن رَّحِيقٍ مَّخْتُومٍ خِتَـٰمُهُ مِسْكٌ وَفِى ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ ٱلْمُتَنَـٰفِسُونَ [المطففين:22-28].

Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага . На их ли цах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима - источника, из которого пьют приближенные. (сура аль-Мутаффифин:22-26)

О, рабы Аллаха! вот к нам приходит очередной сезон благих деяний после рамадана, если мы верим в Аллаха и в судный день и хотим быть из числа преуспевших в этой жизни и в следующей жизни, то нам необходимо состязаться в благих делах в эти дни.

Аллах Свят он и Велик сказал:

“Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!” (аль-Фаджр:1-2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах. и другие сказали что это т.е. слова Аллаха Клянусь десятью ночами сказано по поводу первых десяти дней зуль-хиджы.

Все эти слова указывают на обособленность этих дней, которые уже наступят совсем скоро. Поскольку они особые, значит, существуют особые виды деяний в эти дни. Прежде всего, мы должны бросать все греховные деяния, и делать тауба

وتوبوا الى الله جميعا ايها المؤمنون لعلكم تفلحون

“…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете. “(ан-Нур:31)

А какие виды поклонений мы должны совершать в эти дни? Давайте перечислим их, на первом месте упоминание имени Аллаха т.е. совершение зикра, в виде Аллаху Акбар кабира,ва алхамдулиллахи касира, ва субханаллахи букратан ва асила. Ла иллаха иллаллах.

: وَيَذْكُرُواْ ٱسْمَ ٱللَّهِ فِى أَيَّامٍ مَّعْلُومَـٰتٍ [الحج:28]،

“Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни”(аль-Хаджж:28)

ученные сказали, что под установленными днями имеется в виду первые десять дней зуль-хиджы. Ибну Омар (р.а.) повсюду даже на рынках, на улицах говорил слова такбира громко, добавлял к ним слова похвалы , благословения и благодарения.

وَلِتُكَبّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ [البقرة:185]،

“Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.”(аль-Бакара:185)

В эти дни одобряемым является пост, предпочтительно больше читать Коран, по больше раздавать милостыню, по этому пусть не проходят эти дни просто мимо Вас. Ведь праведные деяния в эти дни считаются самыми любимыми деяниями для Аллаха, чем в другие дни, даже праведники сказали, что, эти дни превосходят даже последние десять дней рамадана, по этому приложи максимум усилий, пусть эти дни не проходят в пустую мимо тебя.

О, мусульмане! В эти дни вобрали в себя все главные, основные деяния такие как намаз, пост, хадж, садака т.е. раздача милостыни. А среди этих дней есть свои особые дни- это день Арафа и день жертвоприношения. Этот день т.е. день арафа является одним из великих дней всего года. В этот день мусульмане находясь в хадже выполняют один из важнейших столпов хаджа это стояние на горе Арафат. Пророк с.а.в велел тем кто не в хадже поститься в этот день. Сказал, что пост в этот день смывает грехи прошлого и оставшегося года.

Видите как ислам заботится о нас, тем кто в хадже запрещено поститься, что бы они находясь там, могли вынести трудности хаджа, могли как следует делать зикр и дуа. Когда пророк (да благословит и приветствует его Аллах) был на Арафате он не постился, люди думали что он скрывает свой пост, тогда ему принесла Уммул-Фадл чашу с молоком, он выпил перед всеми, что бы не у кого не оставалось сомнения, что пророк не постится в этот день.

День Арафат является лучшим днем среди всех дней.

يقول فيه : ((خيرُ الدعاء دعاءُ يوم عرفَة، وخير ما قلتُ أنا والنبيّون قبلي يوم عرفة: لا إلهَ إلاّ الله وحدَه لا شريك له، له الملك وله الحمد، وهو على كل شيء قدير)).

Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: самая лучшая дуа т.е. мольба- совершённая дуа в день арафа, и самое лучшее, что сказал я и другие пророки до меня в день арафа- это слова нет достойного поклонения никому кроме Аллаха, он один и нет у него сотоварища, ему принадлежит власть и похвалы и он способен на всё.

И ты не смотря на то, что не совершаешь хадж также приближайся к Аллаху делая в течении всего этого дня много дуа и зикры, которые установлены в суннате пророка (да благословит и приветствует его Аллах) и повторяй эти слова, которые он говорил, по чаще. Особенно перед Магрибом, может Аллах простит тебя и нас и заведет в свою милость и в рай.

День арафа совпал в нашем календаре с пятым число м следующего месяца т.е. пятая ноября.

О, мусульмане! Следующий день после дня на Арафате- это день жертвоприношения, помни, этот день курбана, является сунной пророка Ибрагима (мир ему) и сунна пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), это древнейший вид поклонения через которые люди приближаются к своему Господу.

Часто в этом виде поклонения люди до нас и сейчас допускают ошибки, приносят жертву наряду с Аллахом различным идолам-истуканам, богам, деревьям, могилам, колдунам, на свадьбах перед невестой и так далее и тому подобное множество примеров, распространено ошибочное вероубеждение, якобы, совершая ритуалы паломничества в не установленных Аллахом местах, они совершают хадж, тем более не так далеко и затрат меньше, а по сути их действия являются большим ширком.

Они т.е. совершающие паломничество в не установленных Аллахом местах, думают что эти места являются святынями Аллаха, как мы знаем и как об этом говорили на прошлых хутбах святыни Аллаха являются те места которых Аллах и Его посланник назвал святыми, а не те места которых люди сами придумали. По этой причиной же совершать паломничества к таким местам является харамом и приобщением Аллаху сотоварищей. Ведь мы должны верить и признать единство Аллаха в Его Господстве т.е. Он единый Творец, Кормилец, Властелин и Управляет всеми творениями Сам Один без сотоварищей, в этом нет у Него сотоварища, который бы участвовал во всех этих делах.

Также мы должны верить и признать Его Единство в Его Божественности т.е. мы должны поклоняться Ему одному без сотоварищей в рамках Его установлений.

Некоторые думают что, поклонение это намаз, закят, пост хадж и зикры, да именно так, они являются основными видами поклонений, но кроме них есть такие поклонения как дуа, мольба которую должны делать только Аллаху, просить помощи тоже является поклонением, также упование, страх, боязнь, любовь, назр и жертвоприношение. Каждому из этих поклонений Аллах Милостив и Милосердный установил свои правила и все они должны быть посвящены только Ему Свят Он и Велик.

Разве можно имея такое вера убеждение превозносить, признавать святыни, которые Аллах Свят Он и Велик не утвердил как святыни мусульман?

О, мусульмане! Как вы знаете десятое число месяца зулхиджа день курбана, этот день мы приносим жертву согласно шариату.

: فَصَلّ لِرَبّكَ وَٱنْحَرْ [الكوثر:2]،

“Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.”(аль-Каусар:2)

Этот день является днем поклонения Аллаху и днем урока таухида т.е. этот день все люди признают единство Аллаха, в том, что все приносимые же ртвы принадлежать только Ему Свят Он и Велик.

Об этом иншшАллах мы подробно поговорим на следующих хутбах, только хотел напомнить, что тому, кто намерен принести жертву т.е. резать курбан, с наступлением месяца зуль-хиджа нельзя подстригать ногтей, укорачивать или если по другому говорить убирать что либо из волос.

لقوله : ((إذا دخل شهر ذي الحجة وأراد أحدكم أن يضحي فلا يأخذ من شعره ولا من ظفره ولا من بشرته شيئاً)) مسلم،

В хадисе который находится в сборнике Имам Муслим пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: “когда наступает зул-хиджа и кто из вас хочет принести жертву пусть не убирает из волос и кожи что либо и пусть не подстригает ногтей.”(Муслим 1977)

Это дело относится только к тому, кто будет делать курбан, а от того, за кого режут ему этого не требуется.

О, Аллах просим у тебя милости, просим у тебя совершения нами благих дел и оставления плохих дел и любви к бедным,

О, Аллах облегчи нашим хаджиям совершение хаджа и помоги им.

، فاللهم لا تحرمنا فضلك ولا تؤاخذنا بذنوبنا وخطيئاتنا، واجعلنا من عبادك الأوابين المنيبين المسابقين إلى الجنات ورفيع الدرجات إنك على كل شيء قدير وبالإجابة جدير.

بارك الله لي ولكم في القرآن العظيم، ونفعني وإياكم بما فيه من الآيات والذكر الحكيم، أقول قولي هذا، وأستغفر الله العظيم الجليل لي ولكم ولسائر المسلمين من كل ذنب، فاستغفروه وتوبوا إليه، إنه هو الغفور الرحيم.

Да благословит Аллах Кораном меня и вас, пусть даст нам пользу от аятов и упоминаний в Коране. Прошу прощения у Аллаха себе и вам и остальным мусульманам от всех грехов. И вы покайтесь и просите у него прощения, ведь он прощающий, милосердный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Пятничная хутба г. Москва. Материал подготовлен редакцией сайта

1. Аль-Муслих о этих днях
2. Достоинства этих дней в Коране
3 . Достоинства этих дней в Сунне
4. Посты в эти дни
5. Пост в день ‘Арафа
6. Не десять дней, а девять дней
7. Первые десять дней Зуль-Хиджа лучше, чем первые дни Рамадана
8. Почему эти дни лучше остальных?
9. Выстаивание ночей в эти дни
10. Мольбы в эти ночи принимаются
11. Поминание Аллаhа в эти дни.
12. Виды азкаров в эти дни.
13. Возмещение постов в дни Зуль-Хиджа.

1. Аль-Муслих о этих днях

Уважаемый шейх Халид аль-Муслих отправил мне короткое наставление в виде рассылки, относительно первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа. Я же, в свою очередь, сократил статью и оставил лишь самое главное, удалив повторения и схожие по смыслу тексты.

Он пишет:

«Эти десять дней - одни из лучших дней в жизни. Хорошие дела в эти дни возвышаются у Всевышнего многократно. Они любимее Аллаhу чем в другие дни.

1. От ибн ‘Аббаса (хадис марфу’): «Нет деяний лучше, чем деяния в эти дни». Затем спросили: «Даже джиhад». Он сказал: «Даже джиhад. Если конечно, он не вышел (на джиhад), рискуя собой и своим имуществом до тех пор, пока не вернется». Аль-Бухари.

2. Это уникальный шанс заняться тем, на что указал Всевышний Аллаh. Особенно это касается обязательных поклонений.

3. Остерегаться от грехов в эти дни надо сильнее.

4. Аль-Бухари передал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: «Поминайте Всевышнего Аллаhа в известные дни - десять дней (Зуль-Хиджи) и в дни Ташрикъа».

5. Такбиры (т.е слова «Аллаhу Акбар» الله أكبر ), таhлили (те слова «Ля иляhа илля-Лллаh» لا إله إلا الله ), тах|миды (слова «аль-Х|амду ли-Лляh الحمد لله ) в эти дни лучшее что может сделать человек.

6. В хадисе ибн ‘Умара посланник Аллаhа ﷺ и приветствует сказал: «Делайте в эти дни больше таhлиля, такбира и тах|мида».

7. Не достоверно от пророка ﷺ какая-то конкретная форма такбира.

8. В эти дни есть общие зикры, которые начинаются с начала этого месяца, и до завершения последних дней ташрикъа 13-того дня. А есть и конкретные зикры, читаемые после обязательных молитвы и т.д. А что касается такбиров, привязанных к дням ташрикъа, то по более верному мнению, не для паломников они начинаются с фаджра дня ‘Арафа и заканчиваются после ‘асра дня ташрикъа».

2. Достоинства этих дней в Коране

Сказал Всевышний Аллаh в суре «Аль-Фаджр»: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!»

≡ Сказал ибн ‘Аббас:

«Это первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа».

Сказал Всевышний Аллаh в суре «Аль-Хадж»:

«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и корми те несчастного бедняка!»

Передал аль-Бухари от Ибн ‘Аббаса, что «установленные дни» — это десять дней Зуль-Хиджи.

3. Достоинства этих дней в Сунне

Передал имам аль-Баззар и Абу Я’ля от Джабира, что посланник Аллаhа ﷺ:

أفضل أيام الدنيا العشر - يعني: عشر ذي الحجة. قيل: ولا مثلهن في سبيل الله؟ قال: ولا مثلهن في سبيل الله، إلا رجل عفر وجهه بالتراب "Лучшие дни дунья - это десять дней (Зуль-Хиджи). Ему сказали: "Даже (сражение) на пути Аллаhа не сравнится с ними? Он сказал: Даже (сражение) на пути Аллаhа не сравниться, если конечно его лицо не было испачкано пылью (в сражении)". Ибн аль-Мунзир и аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Также передал аль-Бухари по пути Са’ида ибн Джубейра от ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаhа сказал:

مَا مِنْ أَيَّامٍ الْعَمَلُ الصَّالِحُ فِيهَا أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ يَعْنِي أَيَّامَ الْعَشْرِ قالوا يا رسول الله : ولا الجهاد في سبيل الله ؟ قال : (وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ، إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ فَلَمْ يَرْجِعْ مِنْ ذَلِكَ بِشَيْءٍ "Нет таких дней, в которых благие деяния были-бы столь любимее для Аллаhа чем в эти дни, т.е десять дней". Ему сказали"Даже сражение на пути Аллаhа?" Он сказал: "Даже сражение на пути Аллаhа, за исключение того, кто вышел на пути Всевышнего своей душой и имуществом и не вернулся".

≡ Сказал аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали в «Латаифу аль-Ма’ариф

«Все эти хадисы указывают на то, что деяния в эти дни Зуль-Хиджа любимее Аллаhу чем дела в любые другие дни без исключения. Если они любимее Аллаhу, (следовательно) они лучшие у Него….Поэтому (сподвижники) сказали: «О посланника Аллаhа, и даже лучше, чем сражение на пути Аллаhа? Он сказал: «И даже чем сражение на пути Аллаhа». Затем он исключил лишь один вид сражения, а это наилучшее сражение…Его спросили: «Какой джиhад лучше?» Он сказал: «В котором ранят твою лошадь, и в котором ты прольешь кровь» . Такой человек выше уровнем у Всевышнего».

4. Посты в эти дни

В эти дни нет конкретного поста, за исключением дня ‘Арафа, но в эти дни Всевышний любит хорошие дела, а пост это одно из лучших дел!

≡ Наш шейх ас-Сухейм сказал:

«Но соблюдать пост все эти дни стабильно каждый год, и считать, что это сунна, будет неверно… А если держать пост в некоторые дни, или все дни но без утверждения (что именно это сунна), то это входит (в смысл) благих деяний… сюда входит: Паломничество к дому Аллаhа аль-Харам, благочестие к родителям, хранение вверенного, просьба прощения грехов, оставление запретного».

Передал Абу Дауд от Хунейда бин Халида, от своей жены, та от некоторых жен пророка ﷺ, которые сказали:

«Посланник Аллаhа ﷺ постился девять дней Зуль-Хиджи, день ‘Ашуры и три дня каждого месяца».

≡ Сказал аль-Хафиз ибн Раджаб:

«Из тех, кто постился в эти десять дней — ‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар. Большинство ученых или же многие из них говорили о достоинстве этих дней, и в этом нет противоречия с тем, что передала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh: «Я никогда не видела посланника Аллаhа ﷺ постящимся в эти десять дней».

≡ Сказал имам ан-Науауи комментируя слова ‘Аиши

«Я никогда не видела посланника Аллаhа ﷺ постящимся в эти десять дней»: С этого хадиса создается ошибочное мнение о нежелательности поста в эти десять дней. Под десятью днями здесь имеется ввиду девять дней с начала Зуль-Хиджа…(Ученые) сказали, этот хадис не понимается буквально. Пост в эти девять дней не является нежелательными, а наоборот, они очень даже желательные, особенно девятый день — день ‘Арафа…
А что касается слов (‘Аиши), то с них понимается, что он не держа пост (в эти дни) либо по причине болезни, или сафара, или что-то еще, и или же она просто не видела его (в эти) постящимся».

Также исходя из основ фикха можно сказать:
Первое правило: Подтверждающий текст предпочтительней отрицающего. А хадис Хунейда подтверждающий.
Второе правило: Слова в хадисе предпочтительней чем дела в хадисе. А в хадисе Джабира приведены слова посланника Аллаhа ﷺ.

И потом, другие жены пророка ﷺ видели его постящимся, как это передала жена Хунейда от некоторых жен пророка ﷺ.

5. Пост в день ‘Арафа

Имам Муслим передал от Аби Къатады аль-Ансари (رضي الله عنه), что посланник Аллаhа сказал:

صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ، أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ، وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ "Я надеюсь, что посредством поста в день "Арафа Аллаh простит (прегрешения, совершенные) за год до этого, и за год после этого (дня)"

Разумеется, речь не идет о больших грехах, за которые нужно отдельно каяться.

В хадисе Къатады бин ан-Ну’мана (رضي الله عنه) посланник Аллаhа ﷺ сказал:

مَنْ صَامَ يَوْمَ عَرَفَةَ غُفِرَ لَهُ سَنَةٌ أَمَامَهُ وَسَنَةٌ بَعْدَهُ
«Тому, кто постился в день ‘Арафа, простятся (прегрешения, совершенные им) годом ранее, (и простится то, что совершиться) годом позднее».

Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Здесь не имеется ввиду, что державший пост в этот день получает льготы для совершения грехов, нет, имеется ввиду, что Аллаh будет оберегать его (если он сам раб будет стараться) от совершения грехов, или же даст ему столько награды, что хватит накрыть его прегрешения этого года (если раб сам будет к этому идти).

≡ Сказал имам ан-Науауи:

«Имеется ввиду малые грехи. Это подобно (хадису, где упоминается совершение) малого омовения (должным образом, совершая которое) стираются мелкие прегрешения. А если нет малых грехов, то надеюсь будут облегчены большие грехи…».

≡ Сказал имам аль-Къади ‘Ияйд:

«Ну а что касается больших грехов, то они смываются только (соответствующим) покаянием, или же Аллаh просто прощает их».

6. Не десять дней, а девять дней

≡ Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб:

«Ибн Сирин не любил, когда говорили: «Он постился десять дней», ибо отсюда понимается пост в день жертвоприношения, но следует говорить: «Он постился девять дней».

7. Первые десять дней Зуль-Хиджи лучше, чем последние десять дней Рамадана

≡ Сказал Ибн Теймийя:

«Первые десять дней Зуль-Хиджа лучше, чем десять дней Рамадана, а последние десять ночей Рамадана лучше, чем ночи Зуль-Хиджа».

8. Почему эти дни лучше остальных?

≡ Сказал Ибн Хаджар:

«Очевидно, что причина такого достоинства этих дней в том, что в эти дни встречаются такие основные поклонения как: намаз, пост, милостыня и паломничество. Такое не встречается в других (месяцах)».

9. Выстаивание ночей в эти дни

«А что касается выстаивания ночей в эти десять дней, то это желательно… Желательным это считал также аш-Шафи’и и другие. Са’ид ибн Джубейр, передатчик этого хадиса от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, когда наступали эти десять дней старался (в поклонении) до невозможного. Передается от него, что он сказал: “Не тушите свои лампы эти десять дней” . Он любил поклонение».

10. Мольбы в эти ночи принимаются

Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Лятаифу аль-Ма’ариф»:

«…Пришло (в сунне), что мольбы в них принимаются…».

11. Поминание Аллаhа в эти дни

≡ Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Лятаифу аль-Ма’ариф»:

«А что касается частого поминания Аллаhа в эти дни, то на это указывают слова Аллаhа, свят Он и могуч: «…и поминают имя Аллаха в установленные дни …». У большинства ученых «установленные дни» это десять дней (Зуль-Хиджи).
Передал аль-Бухари у себя в «Сахихе»: Ибн ‘Умар и Абу Хурайра в эти десять дней выходили на рынок и делали такбир, а люди делали такбир за ними». Он также передал:» ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, делал такбир у себя в мечети в Мина, где его слышали присутствующие в мечети, и они начинали читать такбир с ними, те же, кто был на рынке тоже читали такбир (с остальными) что аж Мина
содрогалась от их такбир. ‘Умар делал такбир в эти дни в Мина, и после обязательных молитв, и на кровати, и в своей палатке, и на собрании, и на ходу, (и делал это) на протяжении всех этих дней. Маймуна делала такбир в дни жертвоприношения. Также женщины в дни Ташрикъа делали такбир позади Абана ибн ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза в мечети. Нам, мусульманам, надо оживлять эту сунну, которая утеряна в наши дни, она чуть ли не забыта даже хорошими и праведными людьми».

Для пользы:

12. Виды азкаров в эти дни

الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر كبيرًا

الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلاّ الله، والله أكبر، والله أكبر، ولله الحمد

الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلاّ الله، والله أكبر، الله أكبر، ولله الحمد

13. Возмещение постов в дни Зуль-Хиджа

≡ Шейх пишет:

«Разрешается возмещать посты в первые дни Зуль-Хиджа, но только вознамерившись (поститься) до восхода солнца (возмещаемого дня). Кто возмещает посты в эти дни, ему засчитываются именно эти (пропущенные) посты».

Слова шейха: «…впервые дни Зуль-Хиджа» имеется ввиду первые восемь дней Зуль-Хиджа, тогда как девятый день ‘Арафа, затем праздник и последующие три дня Ташрикъа.

Слова шейха: «…вознамерившись (поститься) до восхода солнца …» имеется ввиду намерение возместить должно быть утверждено не днем, как это обстоит с добровольными постами, а до Фаджра этого дня. Это согласно хадису, переданном имамом ат-Тирмизи: «Нет поста у того, кто не вознамерился поститься до наступления (утренней) зари»

Имам ат-Тирмизи сказал, комментируя данное сообщение:

«Ученые считают, что значение этого хадиса в том, что нет поста у того, кто не имел намерения поститься до утренней зари в месяц Рамадан или в дни, когда желал возместить пропущенные дни поста рамадана, или, когда хотел соблюдать пост-обет. Если человек не имел намерения с ночи, то обязанность с него не снимается. Что же касается желательных постов, то человеку дозволено вознамериться соблюдать пост, когда уже рассветет. Такого мнение аш-Шафи‘и, Ахмада и Исхака».

≡ Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Не будет правильным ни пост в Рамадан, ни пост-возмещение (аль-Къадаъ), ни пост-искупление (аль-Каффараh), ни пост-искупление за ошибку во время паломничества (аль-Фидья), ни другой обязательный вид поста, если человек вознамерился соблюдать его только днём. В этом нет разногласий»

Смотрите также «Аль-Мугъни» Ибн Къудамы (Т. 3. С. 26).

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости