Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Все нормативные положения по устройству и оборудованию детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и детских яслей-садов) следует принимать в соответствии с требова­ниями СНиП 11-64-80 "Детские дошкольные учреждения.

Нормы проектирования”.

Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет и комплектуются в группы с учетом возраста (табл. 87).

Схема компоновки групп дошкольного учреждения

Таблица 87

Группы Возраст Количество мест в группе
1. Ясельные:

Первая группа раннего возраста

От 2-х мес. до 1 года 15
- вторая группа раннего возраста От 1 года до 2-х лет 20
- первая младшая группа От 2-х до 3-х лет 20
2. Дошкольные:

Вторая младшая группа

От 3-х до 4-х лет 25
- средняя группа От 4-х до 5 лет 25
- старшая группа От 5 до 6 лет 25
3. Подготовительная к школе группа От 6 до 7 лет 25

В зависимости от длительности обслуживания детские дошко­льные учреждения могут быть с 9, 10 и 12-часовым и круглосуточ­ным пребыванием детей.

Детские ясли-сады проектируют на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать, двадцать четыре и более групп с количеством мест 25, 50, 95, 140, 190, 280, 330, 560, 660.

Размеры земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м 2 , на 140-320 мест - 35 м 2 , на 560-660 мест - 30 м 2 .

На земельных участках детских дошкольных учреждений сле­дует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м 2 на 1 ребенка в I и II группах раннего возраста; 7,5 м 2 в I младшей группе; 7,2 м 2 - в дошкольных. Групповые площадки следует ог­раждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м 2 , для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м.

Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м 2 на 50-75 и 250 м 2 на 100 н более детей в дошкольных груп­пах.

Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м 2 , глубиной не более 0,25 м.

Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выде­ляют по 15 м 2 (допускается для дошкольных групп общий).

Хозяйственная площадка должна быть изолирована от осталь­ных, располагаться вблизи пищеблока.

Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает: при­емную (15 м 2); игральную (50 м 2); спальню (50 м 2); туалет (12 м 2); буфетную (3 м 2). В групповую ячейку для детей дошколь­ного возраста входят: раздевальная (16 м 2); групповая (50-62,5 м 2); спальня (50 м 2); туалет (12 м 2); буфетная (3 м 2).

Комната для музыкальных занятий площадью 75-100 м 2 .

В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе Комплексов детских яслей-садов допускается проектирование пла­вательного бассейна с ванной 3 х 7 и переменной глубиной от 0,6 До 0,8 м.

В состав медицинских помещений входят медицинская комната (6-10 м 2) и комната для заболевших детей (6-8 м 2).

В крупных детских учреждениях устраивают две комнаты. В детских учреждениях на 140-280 мест с круглосуточным пребы­ванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4-6 м 2), 2-4 палат (по 9 м 2), туалета (2-4 м 2).

Пищеблок состоит из производственных помещений (кухня с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м 2 в зависимости от мощности) и складских помещений (кладовые для хранения овощей 4-6 м 2 и сухих продуктов - 7-8 м 2).

Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы . Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.

Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.

Требования к вентиляции в детских садах

Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.

Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы – сквозняк и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.

Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания – 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.

Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.

Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности:

Никто не будет отрицать, что здоровье всего населения страны напрямую зависит от того, насколько правильно спроектирована вентиляция в детском саду. Но в отношении нормативов, определяющих правила разработки подобных систем, наблюдается исключительно консервативный подход, обусловленный, возможно, нежеланием сталкиваться с последствиями вероятных ошибок.

Одновременно с этим, замена старых окон на современные стеклопакеты в детских садах идёт без всяких ограничений, что приводит к явному несоответствию действующих норм воздухообмена и фактического качества воздуха в детских дошкольных учреждениях.

В данном обзоре мы собрали информацию, которая поможет разработчику оценить возможность установки механизированные воздухообменных комплексов с учётом действующих нормативов на проектировании вентиляции в ДДУ.

С технической точки зрения, проектирование систем воздухообмена в детских дошкольных учреждениях выполняется по тем же нормам, что и для других вентиляционных комплексов с аналогичной производительностью.

Но на практике всегда следует учитывать ряд специфических нюансов.

Основной такой особенностью является то, что на вентиляцию в ДДУ возложена не только задача по механическому возобновлению необходимых объёмов воздуха, но и непосредственная профилактика простудных заболеваний.

Профилактический эффект в данном случае достигается двумя путями:

  • создание воздушной среды, как можно менее благоприятствующей переносу болезнетворных бактерий и вирусов;
  • поддержание оптимальных температурно-влажностных параметров воздуха, необходимых для нормального функционирования иммунной системы ребёнка;
  • создание такой динамики воздухообмена, которая исключила бы локальное или общее переохлаждение детей.

Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения врача-педиатра, приоритет критериев, используемых при разработке вентиляции в детских садах, должен быть распределён в следующей последовательности:

  1. Относительная влажность воздуха на уровне 40-60%.
  2. Температурные ограничения (максимум 22 0 C для спален, и максимум 24 0 С для игровых).

К сожалению, на практике наблюдается повсеместное нарушение перечисленных норм, из-за чего дети часто находятся в перегретых (а, следовательно, и «пересушенных») помещениях. Но самым неприятным моментом в данной ситуации является то, что разработчики вентиляции формально не нарушают официальных нормативов.

Дело в том, что по СанПиН 2.4.1.3049-13, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжного типа, с естественным побуждением. Необходимая кратность замещения воздуха – порядка 1-1.5 (но не менее 50 м3 в час на одного человека).

Поскольку обеспечить указанную кратность только за счёт естественной инфильтрации через окна нельзя, то регулирование параметров воздушной среды осуществляется за счёт сквозных и угловых проветриваний, производимых в те периоды, когда детей в помещениях нет.

Периодичность и длительность таких проветриваний привязана к климатическому району и довольно точно регламентирована в указанных выше документах.


Для II и III климатических районов, к которым относится большая часть средней полосы России, длительность проветриваний следующая:


Но можно сходу назвать несколько реальных ситуаций, когда график и режим проветриваний не соблюдается. Более того, по результатам инспекционных проверок часто выявляются такие нарушения, как полностью демонтированные поворотно-рычажные механизмы для открывания окон или герметизация всех щелей (то есть, заклеивание окон в рамках «экономии тепла»).

Кроме этого, в официальной документации есть явные противоречия в требованиях к качеству воздуха, поступающего как приток в системе вентиляции детского садика. Так, в ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 сказано, что качество воздуха, закладываемое в расчёте в ходе проектирования воздухообмена для ДДУ, больниц и поликлиник должно соответствовать 1-му классу. Что явно недостижимо в ходе сквозного проветривания, выполняемого в помещении, расположенном на первом этаже в густонаселённом микрорайоне.

С учётом всего вышесказанного, разработку систем вентиляции для детских садов должны выполнять только квалифицированные проектировщики, имеющие опыт в организации альтернативных схем воздухообмена с обеспечением требуемого качества воздуха.

Базовые и альтернативные схемы вентиляции для ДДУ

Проектирование вентиляционных систем для детских дошкольных учреждение производится с учётом требований и норм, перечисленных в следующей нормативной документации:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»);
  • СП 60.13330.2012 («Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»);
  • ГОСТ 30494 (требования к качеству воздуха).

Надо отметить, что сегодня существует два подхода к разработке вентиляции для ДДУ:

  • традиционный (без механики);
  • современный (с использованием механизированных приточно-вытяжных систем);
  • комбинированный (когда традиционная схема вентиляции дополняется высокотехнологичными установками).

Традиционный подход

В традиционных вариантах, вытяжка обеспечивается за счёт естественной конвекции через специальные вентиляционные шахты, подводимые к смежным помещениям. Для пищеблоков, медицинских пунктов, прачечных и санитарных комнат должны быть предусмотрены отдельные вытяжные каналы.

Производительность вытяжки определяется с учётом климатического района, в котором находится проектируемый детсад. При этом необходимая кратность берётся не из готовых таблиц, а рассчитывается как производная от температурного режима помещения.

В таблице справа перечислены основные типы помещений, встречаемые в проектах детских садов, а также указаны базовые уровни температуры воздуха, соблюдение которых должна обеспечивать разрабатываемая система.

Обратите внимание, что по официальным нормативам отдельный приток положен только тем детсадам, которые расположены в I климатическом районе.

Во всех остальных случаях, приток обеспечивается за счёт естественной инфильтрации, подачи через фрамуги и форточки, а также в ходе проветриваний.

В некоторых случаях допускается механическое побуждение воздухообмена через вытяжку (в пищеблоках, душевых, санитарных комнатах.)

Из ключевых требований, учитываемых при расчете проекта вентиляции по традиционной схеме, следует отметить следующие:

  • запрещено использовать воздуховоды из асбестоцементных труб;
  • площадь форточек должна составлять не менее 1/50 от площади пола.

Монтаж отдельных противодымных или противопожарных воздуховодов в детских садах, как правило, не производится.

Современный вариант вентиляции

Несмотря на то, что несовершенство традиционной методики проектирования кажется очевидным, современные схемы вентиляции в детских садах применяются достаточно редко.

Отчасти это обусловлено тем, что полностью автономные приточно-вытяжные системы в несколько раз дороже традиционных вариантов, как в плане проектирования, так и по стоимости обслуживания. Немаловажно в данном случае и то, что для каждой вспомогательной подсистемы надо будет построить отдельную сеть воздуховодов.


Вторая причина – неизбежные потоки более холодного наружного воздуха, создаваемые приточными диффузорами в системах вентиляции постоянного действия (такой эффект наблюдается даже в тех случаях, когда приток подается через калорифер или рекуператор).

Тем не менее, в тех детсадах, которые не зависят от муниципального бюджета, сегодня устанавливают механизированные приточно-вытяжные системы вентиляции, позволяющие не только точно контролировать температуру в помещениях, но и сразу выполнять коррекцию влажности воздуха.

Но надо учитывать, что такая система должна обеспечивать условия для полного обеззараживания воздушных потоков, а также допускать проведение регулярной чистки воздуховодов и замены фильтров.

Модернизация традиционного воздухообмена

К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).


Но с учётом того, что основным «неправильным» фактором в традиционных системах вентиляции является низкая относительная влажность воздуха во время отопительного периода, было разработано частичное решение проблемы – установка локальных увлажнителей.

Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.

Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.

Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.

В завершение обзора ещё раз перечислим несколько неочевидных особенностей, характерных для вентиляции в детских садах:

  • при сквозном проветривании в холодное время года, происходит замещение внутренней атмосферы на более сухой наружные воздух, нагрев которого приводит к ещё большему высушиванию (как правило, до 20-30%, вместо положенных 40-60%);
  • повышенная температура в игровой и в спальне, возникающая в результате нарушения графика проветриваний, далеко не положительный фактор, поскольку от этого дети потеют и становятся более восприимчивыми к любым, даже самым слабым, сквознякам.

Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование и модернизацию вентиляционных систем любого уровня сложности, включая воздухообменные установки для детских садов. Уточнить особенности сотрудничества и сделать заявку на подготовку к проектированию можно по телефонам, опубликованным на странице .

Проветривание в дошкольных учреждениях играет важнейшую роль, ведь именно в начале жизни закладываются основы физического здоровья малышей. Чистый воздух и его правильные температурно-влажностные характеристики, созданные грамотной системой вентиляции в детских садах и других дошкольных учреждениях положительно скажется на самочувствие детей и обеспечит малышам здоровый микроклимат.

Особенности воздухообмена

На основании действующего законодательства, детские учреждения должны размещаться в отдельно стоящих постройках и оснащаться естественной приточно-вытяжной и механической вытяжной системами вентиляции. Для всех помещений проектируется естественная вытяжка и приток воздушной смеси, через форточки, фрамуги и естественные неплотности в окнах и дверях. Для создания необходимого объема приточного воздуха, допускается применение оконных приточных клапанов. В кухне, санузлах и прачечных применяется вытяжка воздушных масс с механическим побуждением, посредством использования низкоскоростных вентиляторов.

Вентиляция пищеблока детского сада создается посредством работы вытяжек в комнатах приготовления пищи с притоком воздуха через форточки и естественные неплотности. Для пополнения кислородом и вывода насыщенной углекислым газом воздушной смеси, в учебных классах, игровых комнатах и спальнях предусматривается проветривание, обеспечивающее хорошее продувание помещений. Удаление воздуха из этих помещений проводится посредством естественного движения воздушных масс через смежные комнаты, коридор и пр.

Индивидуальные системы удаления загрязненных воздушных масс предусматриваются для изоляторов, медпункта, места хранения медицинских препаратов и шкафов для сушки одежды. Норма расхода воздушной смеси для одного шкафа — 10 м 3 /ч. Механические системы воздухоснабжения в детских садах не предусматриваются.

Нормы температур для холодного и теплого времени года, кратность воздухообмена и правила и доступные схемы вентиляции учебных заведений дошкольного типа, регламентируется СНиП П-Л. 3-71.

Здоровый микроклимат и режимы проветривания

Основная задача грамотного проветривания комнат детского сада – это устранение загрязнений и снижение уровня влажности в групповых комнатах. Циркуляция чистого и свежего воздуха является эффективным средством профилактики вирусных и инфекционных заболеваний.

  • Запрещается герметизировать естественные приточные щели в форточках и окнах, которыми должны быть оснащены окна во всех помещениях.
  • После посещения детьми групп, учебных классов, помещения приема пищи, спален и пр., такие помещения подлежат интенсивному проветриванию: при температуре наружного воздуха ниже -20°С, проветривание производится не более 3 минут; в межсезонье, процедура проветривания проводится до 20 мин.

Площадь форточек, фрамуг и других отверстий для воздухоснабжения отдельного помещения в детском саду, должна быть в соотношении с площадью пола 1/50. По два отверстия естественной вытяжной системы должны быть организованы в верхней части каждого группового помещения.

Использование энергосберегающих устройств

Системы отопления и вентиляции в детском саду тесно связаны между собой. Использование рекуператора снизит затраты на отопление и создаст необходимый приток свежего и очищенного воздуха необходимой температуры.

Качественная очистка воздушных масс – это жизненно важная необходимость в дошкольных учреждениях, поскольку пыль, пыльца растений и споры грибков, находящиеся в воздушной смеси, могут спровоцировать у ребенка с неокрепшим иммунитетом различные аллергические реакции и заболевания верхних дыхательных путей.

Несмотря на то, что оснащение общеобразовательных и дошкольных учреждений системой рекуперации воздуха не является сложным процессом, расчет и выполнение работ необходимо доверить только профессионалам.

Свежий воздух ‒ это необходимость для маленьких детей, он дает им возможность расти, обеспечивает полноценную работу всех органов, помогает предупредить возникновение аллергии, респираторных заболеваний. Поэтому к учреждениям, в которых содержатся и подолгу находятся дети младшего возраста, власти и надзорные органы предъявляют высокие требования. По ним разрабатываются строгие, научно обоснованные нормы, чтобы здоровью и безопасности малышей ничего не угрожало. Детские сады должны содержать приходящих воспитанников в полностью соответствующих правилами условиях ‒ в частности, им нужно заботиться о своевременной и качественной вентиляции.

В детском саду малыши проводят много времени. Они собираются в группы, иногда довольно большие, и обеспечить качество вентиляции ‒ важная и трудоемкая задача. Характеристики воздуха (чистота, влажность, температура) ‒ ключевые факторы сохранения здоровья и активности детей. Отопление и вентиляция детского сада, налаженные в соответствии с нормами, помогают поддерживать в иммунитет, способствуют закаливанию организма и позволяют:

  • снизить уровень и частоту заболеваний, вызванных вирусами и инфекциями;
  • обеспечить приток и циркуляцию свежих воздушных потоков, насыщенных кислородом;
  • создать благоприятный микроклимат;
  • устранить загрязнения воздуха;
  • нормализовать влажность в помещениях;
  • минимизировать затраты на подогрев и очистку воздуха.

Предлагаем готовые решения для вентиляции детских садов и школ

Параметры и ограничения для комплексов вентилирования воздуха в детсаду

Проект вентиляции детского сада разрабатывается всегда тщательно. Инженеры на первоначальном этапе собирают всю информацию о существующих ограничениях, нормах, требованиях. Она содержится в специальных таблицах (для расчетных температур и воздухообмена), которые формируются в санитарно-контролирующих инстанциях, и учитывают сезонность, региональность и все прочие факторы.

Режим вентиляции детских садов предусматривает множество ограничений:

  • нельзя загерметизировать отверстия естественного притока в форточках (их присутствие на каждом окне обязательно);
  • после того, как дети покидают спальни, учебные или спортивные помещения, нужно интенсивно их проветрить;
  • если температура снаружи не выше +20°С, то держать окна открытыми дольше трехминутного периода нельзя;
  • в помещениях, где находятся дети, должно быть по паре отверстий для естественного вытягивания воздуха (по верхнему краю);
  • площадь вентиляционных отверстий (вместе с форточками) должна относиться к площади полов как 1/50;
  • вентиляция в подсобных помещениях (постирочная, туалет, кухни) не должна проходить через комнаты детей.

Нормы вентиляции детского сада разработаны подробно и регулируются СниП П-Л №3-71. На одного ребенка следует подавать не менее 50 м3/ч в час.

Организация вентиляции в дошкольных учреждениях

Основной тип вентиляции, который используется в детских садах ‒ приточно-вытяжной. Во всех комнатах, где дети проводят много времени, необходимо обеспечить благоприятный микроклимат. Удалять загрязненный воздух допустимо через смежные помещения, например, из спальни через игровую.

Вентиляция на пищеблоке в детском саду должна быть организована особо тщательно. Нельзя, чтобы каналы и вытяжные воздухоотводы проходили через комнаты, где подолгу находятся дети, играют, обедают и спят. То же относится к туалетным и постирочным зонам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости