В Галерее Классической Фотографии, Саввинская набережная, дом 23, к юбилею Людмилы Гурченко открылась выставка Аслана Ахмадова - "Моя Люся". В рамках проекта более 150 фотографий большого формата представят Людмилу Гурченко в десятках новых образах и интерпретаций. Большинство из них нигде ранее не публиковалось. Площадь экспозиции составит около тысячи квадратных метров.
Проект "Моя Люся" - это свободный взгляд фотографа Аслана Ахмадова на творчество великой актрисы – синтез совместно созданных образов, короткометражных сюжетов, документальных съемок. Это дань памяти национальной героини.
Творчество Людмилы Марковны Гурченко внесло неоценимый вклад в историю отечественной культуры. На ее фильмах выросло несколько поколений зрителей. Множество людей воспринимает её как кумира и безусловную икону стиля. Для всех почитателей таланта Людмилы Гурченко эта выставка станет подарком, продлевающим творческую жизнь великой актрисы.
Проведение фотовыставки приурочено к 80-летию со дня рождения Людмилы Гурченко.
В 2009 году Аслан и Людмила начали совместную работу над книгой-альбомом фотографий 75 -летнему юбилею актрисы. С этой совместной работы началась их дружба. Впоследствии, работа Аслана продолжилась в совместных проектах с участием Гурченко.
Фотохудожник помогал актрисе в создании ее ярких образов для таких фильмов как «Пестрые сумерки», «Марковна – перезагрузка», «Я – легенда».
За короткое время было накоплено большое количество материала: отсняты сотни фотографий, видеозаписей, большинство из которых еще никто ранее не видел.
Выставка расположена на двух этажах Галереи классической фотографии
Людмила Марковна Гурченко (12 ноября 1935 года, Харьков, УССР, СССР - 30 марта 2011 года, Москва, Российская Федерация) - советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица и кинорежиссёр. Наиболее известна по картинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1979), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000).
В кино Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» - это была первая фраза Людмилы Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», - говорила Гурченко в одном из своих интервью. В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Гурченко сыграла главную роль. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила. Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии „Мосфильм". Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её получше - и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».
12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.
Творчество Людмилы Марковны Гурченко, внесло неоценимый вклад в историю отечественной культуры. На ее фильмах выросло несколько поколений. Множество людей разных поколений воспринимает её как кумира и безусловную икону стиля. Для всех почитателей таланта Людмилы Гурченко этот проект станет драгоценным подарком, продляющим творческую жизнь великой актрисы.
Актриса, дива, женщина. Более чем со 150 фотографий пронзает бесконечность ее глаз. То богиня из античного сюжета, то совсем «другая», земная – Людмила Гурченко. Это последние фотосессии актрисы.
Казалось бы, ну какая вам Гурченко - Люся? Но на самом деле актриса очень любила, когда ее так называли. Говорила, что это и есть признание, в этом и измеряется зрительская симпатия. Кстати, ее отец Марк всю жизнь называл дочь Клюковка. Говорят, что за нее он был готов свернуть голову кому угодно.
Гурченко ушла, будучи непревзойдённой звездой. Но при этом она осталась просто Люсей. Именно так её звали близкие и фанаты. И Гурченко это нравилось. Роли, слава, аплодисменты...
Выставка будет открыта для посетителей до 10 января 2016 года. Билеты по 300 рублей взрослый, 150 льготный.
Думаю нет таких людей, которые не слышали бы песню "Пять минут" в исполнении Людмилы Гурченко
"...Пять минут пять минут
Бой часов раздастся вскоре
Пять минут пять минут
Помиритесь те кто в ссоре..."
На открытие выставки был аншлаг
Гости фотографировались на фоне фотографий великолепной Людмилы Гурченко
На открытие выставки пришла киноактриса Наталия Николаевна Белохвостикова
На открытие присутствовала актриса театра и кино - Лариса Ивановна Удовиченко
Лариса Удовиченко: Подарком, который мне сделала Людмила Гурченко. Мне посчастливилось играть с ней в одном антрепризном спектакле «Похищение Сабинянинова»
Посетил открытие выставки актёр Станислав Юрьевич Садальский
Кстати, Людмила Гурченко и Станислав Садальский, вместе снимались в фильме "Шурочка" (1982 года)
По мнению Станислава Юрьевича Садальского это лучшая работа Аслана Ахмадова
Кристина Орбакайте на открытие выставки
В фильме "Виват, гардемарины!" Людмила Гурченко сыграла роль - герцогиня Иоганна Ангальт-Цербстская, а Кристина Орбакайте - принцесса Ангальт-Цербстская.
По его мнению, за его спиной, одна из лучших фоторабот
Автор проекта поделится своими впечатлениями от многолетнего творческого тандема с актрисой:
У Люси было одно совершенно потрясающее качество: она умела видеть себя со стороны, и этот взгляд на себя был критичный, мудрый и рассудительный. Людей с большей самокритикой, чем у Люси, я не встречал. Она совершенно не терпела лесть, очень настороженно относилась к похвале и на дух не переносила фальшь. Её внутренний детектор фальши был невероятно чувствительным. Как-то однажды я приехал к ней в подавленном настроении, у меня были проблемы в личной жизни, проблемы с работой, и в довершение ко всему меня предал близкий друг. Показывать мне этого не хотелось, я решил спрятать это всё за веселую улыбку, как мне самому показалось, довольно умело сыгранную. Открыв дверь своей квартиры под хорошо знакомую мне увертюру лая её любимых псов, Пепы и Гаврика, Люся одним взглядом оценила моё состояние на пороге, тут же спросив: «Что у тебя случилось?». Я ответил бодро, изображая хорошее настроение, что у меня все в порядке. Люся молча предложила мне войти. Продолжая свою игру в прекрасное настроение, я разделся, прошел в столовую, сел на уже ставшее мне привычным место за столом. Я рассказывал какую-то казавшуюся мне веселой историю. Люся сидела напротив, гладя сидевшего на её коленях пса Пепу. Она смотрела куда-то в сторону, казалось, что она совершенно меня не слушает. Когда моё веселый рассказ закончился, Люся, выдержав небольшую паузу, показавшуюся мне вечностью, сказала: «Ты сейчас такой фальшивый. Ни одной честной ноты. Все мимо. По мне, лучше честно молча сидеть вдвоем с плохим настроением, чем фальшиво изображать веселье. Я не знаю, что у тебя там стряслось, но я твой друг, и это навсегда». Произнесла она это совершенно спокойным тоном, но я знал, что Люся слов на ветер не бросает.
Новинки технического прогресса почти всегда оставляли Люсю равнодушной или она делала вид, что это так. Компьютер она называла «Дупло». Когда я спросил её, почему «Дупло», она мне ответила, что Папа, так она называла Сергея Сенина, мужа, сидит уставившись в него как дятел в дупло. Но потом однажды все же попросила Сережу научить её обращаться с ним.
Новым айфоном последней модификации, подаренным Филиппом Киркоровым, она научилась пользоваться с трудом: никак не получалось приноровиться к сенсорной клавиатуре. Тренируясь печатать, она присылала мне СМС с афоризмами Михаила Жванецкого с опечатками, так как попасть на нужные буквы её не всегда удавалось. Вслед за афоризмами шли сообщения с нецензурными выражениями, которые она писала от отчаяния, жалуясь, что не может справиться с техникой. Меня это очень умиляло. Мат из её уст для меня звучал как поэзия.
Как-то раз я показал её несколько моих роликов, снятых новой фотокамерой. Новость о том, что на современный фотоаппарат можно снимать кино, привела её в неописуемый восторг. «Мы должны непременно что-то снять», - сказала она. Мы сняли несколько проб для будущего короткометражного фильма, который к сожалению так и не удалось закончить. Некоторые из этих кадров вошли в этот клип, ставший, как это не печально, последней кинематографической работой Люси.
«Люди умирают от одиночества, об этом не пишут в свидетельстве о смерти, но это так...», - так начинался монолог героини Люси в мюзикле «Бюро счастья». Люся часто говорила о смерти, но она её не боялась, рассказывая: «Я выросла в войну, трупы людей валялись на улицах и мы с этим жили. Это страшно, но человек привыкает ко всему. Смерть стала для нас частью быта».
«Видишь, это моя дочурка, моя клюковка, играеть. Что, не веришь? Это ж моя Люся! Мы з моею Лелею черэз мою дочурку попадем в историю!», - изображая харьковский говор отца, Марка Гавриловича, рассказывала Люся, как он в кинотеатре в Харькове во время просмотра «Карнавальной ночи» рассказывал всем, что на экране его любимая дочь. Говорить об отце Люся могла бесконечно и меня всегда очень веселили её рассказы о нем. Я смеялся, а Люся говорила: «Ну, что ты хохочешь, что хохочешь? Вот увидишь, пройдет время и ты тоже попадешь в историю, через меня».
Когда в 2010 году в крупнейшем в мире аукционном доме Phillips de Pury мы представили на торги около 100 работ, сделанных мной за весь период творческой деятельности, комиссия отобрала только две работы – это были фотографии рук Люси. Восьмого ноября 2012 года на аукционе Phillips de Pury в Лондоне они были проданы наряду с работами крупнейших мировых художников. Так «черэз» Люсю и я попал в историю.
Многим покажется странно, но песню «Пять минут» Люся не любила, если быть точнее, она её ненавидела. Песню принесла её невероятный успех, но в то же время стала большой душевной травмой. После фильма «Карнавальная ночь» она долгие 17 лет не снималась – не брали! Были сотни кинопроб и ни одной новой роли. Она ездила на гастроли по необъятным просторам нашей большой Родины с концертами – для неё это была единственная возможность творческой реализации и заработка. «Чтобы я не пела, зрители всегда ждали только её», - говорила Люся, вспоминая то сложное для неё время. Как ей того не хотелось, петь эту песню все же приходилось: её всегда ждали на концертах, без неё не обходилась ни одна новогодняя телепередача.
Официальное открытие выставки "Моя Люся"
А вообще биографию и характер актёра можно проследить по его ролям. Как бы тонко он ни перевоплощался и ни прятался за текст. Везде, во всех ролях, есть частица меня.
- Из интервью Л. Гурченко для журнала «Стас», 1996 год.
Вот такая замечательная фотовыставка "Моя Люся" проходит в Галереи современной фотографии. Спасибо автору Аслану Ахмадову и всем кто ему помогал, за такую уникальную возможность насладиться Людмилой Гурченко
Это, действительно, была другая Гурченко! Гурченко-рукодельница, Гурченко-дизайнер, Гурченко-стилист. Эта выставка прошла, как мастер-класс звезды: "как создавать свой уникальный и неповторимый стиль".
Причём создавать своими руками и практически из ничего. Создавать в тот период, когда нет ни тканей, ни модных громких дизайнеров, ни финансовых возможностей для покупки изделий дорогих зарубежных модельеров.
И этот уникальный мастер-класс получился очень наглядным, с реальными фотографиями и вещами, а, главное, с той атмосферой, которая сопровождала творческую жизнь нашей отечественной кинодивы, и с той атмосферой, которую она сама создавала с помощью рук, фантазии и желаний. Всё это я и приглашаю Вас увидеть своими глазами.
Выставка "Другая Гурченко" открылась в доме-музее Фёдора Шаляпина (филиале Музея театрального и музыкального искусства) 17 ноября 2016 года - как раз близко к дате дня рождения актрисы - 12 ноября. В 2015 году Людмиле Марковне исполнилось бы 80 лет, но она ушла 30 марта 2011 года, отметив свой 75-летний юбилей.
Я попала на выставку в последний день её проведения - 20 января 2017 года. Цена билета была смехотворна мала - всего 100 рублей.
Главным организатором выставки выступил Музей театрального и музыкального искусства - наш петербургский "клондайк" всевозможных раритетов со дня основания театра в России и до наших дней.
Другой организатор - это, конечно, Музей-Мастерская Людмилы Гурченко , открытый мужем актрисы Сергеем Сениным в её квартире на Патриарших прудах. Именно там, в Москве, хранится огромная коллекция платьев-костюмов и многочисленных аксессуаров, принадлежавших всенародно любимой актрисе.
К нам же, в Петербург, приехала лишь малая часть этого собрания - те платья и аксессуары, к созданию которых приложила руку сама Людмила Марковна и которые наиболее полно раскрывают, какой путь она прошла в совершенствовании своего рукодельного мастерства.
Экспонатов было не очень много, и они заняли всего один зал-лофт музея Фёдора Ивановича Шаляпина:
А уж её природный артистизм заряжал такой бодростью, что возникало неотступное желание подробнейшим образом изучить каждый выставленный экспонат.
Из аннотации к выставке "Другая Гурченко":
"Послевоенная жизнь постепенно налаживалась, но была бедна и аскетична. Мода в СССР безнадежно отставала от западной. Фотографии из журнала LIFE представлены на этой выставке не случайно. Они были сделаны в 1959 году, когда в Москву приехал Модный дом Кристиана Диора с показом своих моделей. "Десант" элегантных французских манекенщиц высыпал на улицы столицы, их сопровождали толпы москвичей. Эти фотографии - документальное свидетельство того, как бедно и незатейливо были одеты простые советские люди, им было не до моды, приходилось восстанавливать разрушенные города, приводить свою землю в порядок после почти пяти страшных, прожитых в войне лет".
И ведь, действительно, фильм вышел на три года раньше, и не модный десант Диора оказал влияние на юную восходящую звезду отечественной киноиндустрии. Своё вдохновение Людмила-Леночка черпала в совершенно других источниках."Но, тем не менее, в моде начинали появляться новые веяния. На смену цветастым ситцевым платьям, поверх которых надевались мужеподобные пиджаки с прямыми плечами, начал внедряться новый женственный силуэт. Такой мы видим Леночку Крылову из "Карнавальной ночи" в исполнении Людмилы Гурченко (фильм вышел на экраны в 1956 году)".
Самую знаковую роль в своей жизни Людмила Гурченко получила после пробы, на которой использовала образ Лолиты Торрес:
Чтобы прочувствовать это сходство, предлагаю послушать ту самую песню в исполнении Лолиты Торрес, с которой, возможно, и выступала на прослушивании Людмила Гурченко (по крайней мере, именно эта запись демонстрировалась проектором на выставке "Другая Гурченко"):"На роль Леночки Крыловой в фильме "Карнавальная ночь" пробовалось много актрис. На пробе я исполнила песню Лолиты Торрес из фильма "Возраст любви". Все говорили, что я на неё похожа, и мне это нравилось. Я так её копировала, что если закроешь глаза, не отличишь, кто поёт - Лолита Торрес или я. Это всех приводило в восторг, а меня ещё больше".
Согласитесь, некоторое сходство с манерой исполнения, поведения и внешнего вида Людмилы Гурченко - Леночки Крыловой определённо есть. А, главное, присутствует фирменный знак Гурченко - осиная талия в сочетании с женственным силуэтом. И, что самое интересное, этот знак появился у Люси гораздо раньше, чем её ожидал творческий успех.
Ответ находим в аннотации к выставке "Другая Гурченко":
И у Валентины Радченко, вполне возможно, Людмила Гурченко переняла ещё одну занятную особенность - любовь к пуговицам (из аннотации к выставке):"Начало этого дара надо искать в далеком детстве, когда в оккупированном немцами Харькове у них с матерью появилась соседка по квартире Валентина Сергеевна Радченко. "У тети Вали я научилась кроить "на глаз". Без выкроек. Тетя Валя положит перед собой "материю", чик-чик - и уже через пятнадцать минут идет примерка. A я тут наготове. Держу ножницы, мел, сантиметр. Готова предвосхитить и выполнить малейшее ее желание. И мы обе в упоении мурлыкали "Большой вальс".
Поэтому костюм для поступления во ВГИК тоже пострадал: у него не осталось своих пуговиц, и те, что демонстрируются сейчас, пришивались уже сотрудницами Музея театрального и музыкального искусства."К пуговицам у Людмилы Марковны было особое отношение: когда костюм или платье становились ей неинтересны, она обычно раздавала их, но предварительно обязательно срезала пуговицы. Пуговицы были для нее, как краски для художника, они являлись материалом для её дальнейших фантазий".
И рядом с этим первым костюмом хочу показать, какое интересное решение сотрудницы выбрали для оформления музейного пространства выставки: все аннотации и фоторепродукции они разместили на больших подвесных лекалах выкроек:
Именно с этих лекал я и буду приводить цитаты самой Людмилы Марковны:
Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":"После "Карнавальной ночи" за мной ходили толпы поклонников. У меня было одно серенькое платье - от него буквально отрывали кусочки на память. Посыпались приглашения на концерты. А у меня чулок не было. Я брала у пианистки чулки, и она разворачивала пианино так, чтобы не видели ног".
"Сметали с прилавков капроновые блузки, крахмалили юбки на всю ширину коридора, завивали на пиво волосы колечками".
Не Диор стал предметом для подражания всех советских женщин, а своя, доморощенная кинодива, блеснувшая в культовом фильме на весь Советский Союз. И этому статусу Людмиле Гурченко пришлось соответствовать всю свою жизнь. Не имея голливудских гонораров и еле-еле перебиваясь случайными заработками, она обратилась к тем навыкам, которыми владела мастерски и виртуозно, - шить наряды самой или вносить "дивные" изменения в уже готовые платья и костюмы."Весной вышла пластинка с песнями из фильма ("Карнавальная ночь"), из открытых окон полились знакомые мелодии. В песнях сочиняли новые слова на злобу дня, оригинальные, "свои слова", как и полагается популярным песням, полюбившимся массовому зрителю. И острили, и шутили. Всё было. Популярность картины росла и росла. Девушки шили себе платья, точь-в-точь как у меня в фильме, худели, затягивали талии, отпускали чёлки на лбы, закручивали волосы колечками. Иногда я замирала, как сеттер в стойке: навстречу мне шла я сама! И только потом переводила дыхание: "слава богу, меня не узнали".
Это, конечно, множество вытачек, утончающих талию, аккуратные пуговички в большом количестве (и на рукавах тоже), атласный поясок, повторяющийся вставками на плечах:
Конечно, с родины - из Харькова, с украинской стороны.
В большинстве своих мемуаров и интервью Людмила Марковна обязательно подчёркивала, что это именно папа заложил в свою дочурку и характер-"кремень", и умение себя показать, и абсолютную и безоговорочную уверенность в её звёздном будущем. Никогда в этом не сомневался, и вернувшись домой с войны живым и невредимым, всё сделал, чтобы в 1953 году отправить Люсю в Москву на покорение тяжёлых вершин.
И они очень хорошо перекликались с воспоминаниями Людмилы Гурченко о своём детстве:
И, к слову, умение вбирать в себя всё необходимое отражалось не только в страсти стать актрисой, но и во многих других страстях Людмилы Марковны. В том числе, в её любви к коллекционированию."...Я смотрю на фотографии мамы, папы, свои. И невольно улыбаюсь, и чувствую острую щемящую ностальгию по тому неповторимому времени. Мне никогда не было скучно и неинтересно дома с моими родителями. В нашем доме была удивительная здоровая атмосфера. Всё - и плохое, и хорошее, и страшное - всё открыто! Никто не стеснялся быть слабым, если кому-то плохо - прекращались шутки, и все силы, вся нежность и любовь переносились на того, кому тяжело. Я выросла в странной, сумбурной, бессистемной и, может, неразумной, но чистой, доброй, широкой и абсолютно иррациональной семье. Огромная моя страсть, стать актрисой, непрестанно подогревалась папой. Он в меня верил. Я к своей мечте шла прямо, без сомнений и раздумий, вбирая в себя всё необходимое".
Кубок из рубинового стекла с росписью эмалями - подарок от Е.Р. Рождественской, и здесь же кокошник с искусственными цветами - наверняка, сценический атрибут:"Страсть к коллекционированию обозначилась в характере Людмилы Гурченко тоже очень рано. "В дорогом антикварном магазине стоит часами двадцатилетняя девушка. В кармане ни гроша, a она млеет, умирает от красивых вещей. Так вот, на вторую зарплату я купила петровскую жирандоль с многочисленными бусинками, висюльками и лампочками".
Людмила Гурченко любила собирать предметы декоративно-прикладного искусства, в ее коллекции - старинные вышивки, фарфор, картины, предметы из уранового стекла (ее гордость). На этой выставке представлена эта знаменитая жирандоль, несколько старинных вышивок, a также подарки ее друзей и почитателей таланта. Среди них брошь с приложенным письмом - подарок от M.Л. Ростроповича, кубок рубинового стекла от E.P Рождественской, поясок с золотой и серебряной нитями от Ф. Киркорова и трогательная вышивка "крестиком" от одной из многочисленных поклонниц".
Подарки от Ростроповича, Киркорова и благодарной поклонницы расположились на выставке чуть дальше, и я их ниже покажу, а пока возвращаюсь к основной теме повествования.
Платье от Кристиана Диора на этой выставке стало первым платьем, продемонстрировавшим, как смело Людмила Гурченко заносила иголку и вносила изменения в авторитетные творения:"Среди экспонатов, предоставленных на выставку, - семейные фотографии, платья, которые Людмила Марковна шила собственноручно, a также платья от известных модельеров Кристиана Диора, Валентина Юдашкина, их модели Гурченко смело видоизменяла, не преклоняясь перед авторитетами. Своими добавлениями она, как правило, "обостряла" костюм, делая его более экстравагантным, приспосабливая к своему темпераменту. Часто костюм становился для актрисы своеобразной маской. Это была мастерская-лаборатория актрисы, в которой выстраивался тот или иной образ. Большое значение для Людмилы Гурченко имели украшения и всевозможные дополнения к костюму. Они также представлены на выставке: пуговицы всех видов, превращенные ею в оригинальные броши, серьги, пояса, украшенные бисером, вышивкой, перьями".
В платье от Диора Людмила Гурченко привнесла красные банты на манжетах:
К слову, в аннотации к выставке сказано, что Людмила Гурченко "обостряла" изначальные костюмы. Но обилие дополнительной вышивки, стразов, бисера, оборочек, бантиков, каких-то маленьких женских штучек, на мой взгляд, скорее, наоборот - "смягчало", наполняло вещи более женской энергетикой. Наполняло формы и материалы округлостями, "пушистостями", теплотой, изяществом, чем-то таким, что громко заявляло: "Я - настоящая женщина! Женщина каждой клеточкой своего организма"!
Да, это заявление порой звучало слишком громко и выглядело очень экстравагантно. Но на то она и звезда, чтобы всё делать "на грани".
Так вот и это платье, которое на Людмиле Марковне смотрелось как заморское, было сшито ею из двух трикотажных детских платьишек:"Молодой актрисе надо было выглядеть красивой и привлекательной. Здесь и пригодился ее азартный дар экспериментировать. "Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера. Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь - все ахают! Где купила? Да, так, говорю, случайно досталось, заморское... И все верили. A потом, через время, - хвать от него рукава, a вместо складок - юбку "дудочкой". И идешь, как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! A одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный".
И, конечно, материалы подбирала "свои" - удачные, позволяющие выигрышно подать и фигуру, и идею самого платья:
И у организаторов выставки с этим платьем прошла своя ассоциация с определённым текстом в мемуарах Людмилы Гурченко, - там, где она ужаснулась своему быстрому успеху и навалившейся ответственности и захотела вернуться обратно в детство, к папе и маме:
Но дочурка у папы была кремень! И собравшись с силами, оперевшись на множество полюбивших её поклонников и на небольшое число друзей, она своими руками начала создавать из себя ту звезду, которую мы знаем сегодня."Подошла к микрофону - зал поплыл. Я абсолютно точно помню, что в тот момент мне - до крика! - больше всего захотелось домой к папе и маме. Вот исполнилось то, о чём я мечтала. Но эта ноша мне не по силам, не по плечу. Для того, чтобы её нести, соответствовать тому, что произошло со мной и чего от меня ждут, - для этого у меня нет никаких возможностей: ни моральных, ни материальных, ни физических. В самую радостную, казалось бы, минуту - апогей популярности - я почувствовала одиночество и испуг, желание спрятаться у родителей от всего, что на меня навалилось, измотало, унесло сон, покой и радость".
И вот здесь пришло время показать подарки от Мстислава Ростроповича и неизвестной поклонницы:
Брошь-четырёхлистник из золота, перламутра и бриллианта Людмила Гурченко часто использовала в своём гардеробе, придумывая ей различные вариации оформления. На выставке её показали в самом эффектном виде - на контрастном фоне из чёрной атласной ленты и кружев."Дорогая Людмилочка, Я надеюсь, что Вы получили из Вашингтона 100 роз, которые я Вам послал года три назад, и просил мою секретаршу Надю вложить туда моё письмо. Она позже мне сообщила, что цветы послала, но письмо получила слишком поздно (!?). В этом письме было столько огня любви к Вам, что если оно и осталось у неё в столе, то прожжёт все... перекрытия Кеннеди центра и... автомобили в нижнем гараже, упокоится в земле дожидаясь нас.
Вы конечно понимаете, что смелость личного обращения к Вам, мне придала Ваша статья в русской газете несколько лет назад, всвязи с путчем.
Для меня Ваши слова были великой наградой.
Если моя секретарша обманув меня не послала Вам розы, я посылаю с этим письмом один цветок, веря в то, что он не завянет!
А подарок от поклонницы - это льняная салфетка с ручной вышивкой в виде Людмилы Гурченко в её первой звёздной роли в той самой "Карнавальной ночи":
А какое яркое отличительное свойство появилось тогда у Людмилы Марковны? Да, любовь к эффектным головным уборам:
А создавала это всё у себя дома - в своей домашней лаборатории-мастерской.
Святая святых любой швеи - инструменты:
Декоративная шляпка:
Как, например, этот головной убор из зарубежного журнала стал украшением образа Мадлен в исполнении Людмилы Гурченко в постановке Романа Козака 2001 года:
Как рассказал в интервью её последний муж - Сергей Сенин, она очень трудолюбиво, терпеливо и монотонно вышивала все свои изделия в своей собственной кровати. И он просыпался в кровати, наполненной бисером.
Кстати, это пока единственное платье, которое я нашла в интернете на самой Людмиле Гурченко. На сайте "КИНО-ТЕАТР.РУ" есть её фото рядом с Ириной Мирошниченко - http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/1164/foto/i6/176738/ . Жалко только, что фотография там в чёрно-белом варианте, и на ней не видно, как вживую играла эта трудоёмкая вышивка.
И здесь, на патриотическо-кружевной волне организаторы, конечно, привели любимый эпитет российских историков моды, когда речь заходит о наших самобытных и великолепных звёздах - "Selfmade":
Из книги Людмилы Гурченко "Аплодисменты":"Людмила Гурченко в отличие от западных, звезда по-российски. Самодельная. Selfmade. Невероятным своим артистическим и выдающимся женским чутьём открыла она и эту небесную механику".
Конечно, испытывая такую сильную зависимость от формы и вида одежды, актриса была вынуждена очень много внимания уделять соответствию внешней формы своему внутреннему мироощущению и тем задачам, для которых костюм или платье создавались."Я замечала: если я одета в длинное - у меня и походка, и голос, и рост, и улыбка, и возраст, и строй мысли - одни. Если я одета в строгий деловой костюм - другие. Если на мне широкое и бесформенное - третье. Если в узком и коротком - четвёртое. Иногда главное в костюме, в поведении решает периферическая деталь - ну... ширина проймы рукава, например".
И, на мой взгляд, седьмой экспонат выставки - концертный костюм от Юдашкина - наиболее ярко и удачно демонстрирует, как Людмила Гурченко могла одной периферической деталью полностью изменить всю сущность и эффект своего костюма.
И раз речь зашла о сцене, самое время почитать, что Людмила Гурченко говорила о своей главной страсти и о своей же муке:
Эта большая ответственность за движение кинематографического океана, мне кажется, отразилась и на её отношении к сценическим образам: она тщательнейшим образом продумывала каждую деталь, добавляя нужные нюансы, расставляя точные акценты, завершая образ такими элементами, которые направляли волны в правильном русле."Раньше в фильме видела только свою роль. Она мне казалась небольшим заливом, который врезается в сушу со стороны океана. И я думала, что мой залив живёт сам по себе. И вот с какой-то поры я ощутила, что моя роль - это часть огромного бассейна. И самое главное - она подвержена законам и капризам жизни океана - т.е. фильмов в целом. Это ощущение появляется, когда играешь большие роли. Играешь "не выходя из кадра". Когда шаг за шагом чувствуешь, что движение роли - это движение фильма. И теперь от этого ощущения мучаюсь".
К примеру, перчатками, декорированными ею стеклярусом и пайетками:
Бархатный кокошник с декором перьев, выполненный на основе из обручей для головы:
А вот следующий экспонат, наверное, не такой узнаваемый, но зато прекрасно иллюстрирующий и уровень мастерства, и уровень той ответственности, которую ощущала и несла актриса в своём образе. Это декоративный воротник-оплечье, выполненный Людмилой Гурченко целиком из бисера:
Забываем об этом недоразумении и переносимся в новую зону выставки "Другая Гурченко".
Из аннотации к выставке "Другая Гурченко":
"У Людмилы Гурченко были знаменитые предшественницы, актрисы - звезды своего времени, такие как В. Асенкова, A. Вяльцева, О. Спесивцева, E. Тиме. Их рукотворные работы также представлены на выставке".
Её, наверняка, тончайшие пальцы выполнили эту чудесную вышивку, расположившуюся в центре деревянной столешницы:"Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841) , актриса Александринского театра. Одна из любимых актрис Государя Императора Николая I. Среди ролей: Керубино ("Женитьба Фигаро" П.О. Бомарше, 1835), Марья Антоновна ("Ревизор" H.В. Гоголя, 1836, первая исполнительница), Офелия ("Гамлет" Шекспира), Эсмеральда ("Эсмеральда, или Четыре рода любви" по роману Гюго "Собор Парижской Богоматери", Корделия ("Король Лир" Шекспира, 1838) и др.".
Кстати, обратите внимание, что этот экспонат и три последующих были предоставлены Музеем театрального и музыкального искусства, а не Музеем-мастерской Людмилы Гурченко. Это очень удачный симбиоз организаторов выставки, когда один может предоставить очень много полезных исторических экспонатов, поддерживающих основную тему экспонатов другого организатора.
Анастасия Вяльцева оставила нам в наследство салфетку, вышитую цветочным узором не позднее 1913 года:"Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871-1913) , певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты. Служила в опереточной антрепризе И. Я. Сетова и A. Э. Блюменталь-Тамарина, в театре "Аквариум", в труппе С. A. Пальма. С 1897 года начала сольную концертную деятельность. Концерты Вяльцевой всегда вызывали шумный успех, a граммофонные пластинки с ее записями выходили огромными тиражами".
Следующий образец будет несколько неожиданным в этой рукодельной последовательности, и принадлежал он звезде русского балета:
Это плетёная туфелька, выполненная руками балерины:"Ольга Александровна Спесивцева (1895-1991) , артистка балета. Служила в Мариинском театре, участвовала в спектаклях "Русских сезонов" С.П. Дягилева, выступала в Гранд-Опера, в различных театрах Европы и Америки. Сотрудничала с M. Фокиным и Дж. Баланчиным. Коронной партией Спесивцевой на балетной сцене считается Жизель из одноименного балета A. Адана".
И, наконец, последний исторический образец - это, скорее, целый исторический памятник. Был создан и принадлежал больше не актрисе, а именитому педагогу актёрского мастерства:
Она оставила нам потрясающую идею и вещь - скатерть с автографами деятелей культуры её времени:"Елизавета Ивановна Тиме (1884-1968) , драматическая актриса, педагог. Актриca Александринского театра. Выступала в оперетте, с чтецкими программами на эстраде. Известна как исполнительница художественного слова. В чтецком репертуаре артистки были "Анна Каренина" Л. Толстого, "Хождение по мукам" A. Толстого, "Клим Самгин" M. Горького, произведения A. Пушкина, H. Некрасова, Ги де Мопассана. Народная артистка РСФСР".
Что-то мне подсказывает, что если бы Людмила Гурченко узнала о такой идее, в её доме обязательно появилась бы подобная скатерть! Но она бы выглядела несоизмеримо богаче, роскошнее и отражала её деятельный темперамент.
"Есть женщины, актрисы - всегда ровные, приятные, красивые. От того, что они надевают красивый, необычный наряд, они становятся ещё красивее, но остаются узнаваемыми. У меня всё труднее. Я совершенно, тотально меняюсь. Становлюсь новой сама для себя. И это новое вводит меня в азартную игру. Я вдруг боюсь себя. И мне нужно огромное напряжение всего организма, максимальный контроль за собой, чтобы это новое не "занесло".
И вот на этой ноте мы переходим к последнему костюму Людмилы Гурченко на этой выставке:"Кто сказал, что женщине трудно одеваться модно? Я этого не понимала никогда. В самые бедные институтские времена 3-4 рубля на ситец находились всегда. А копеечные ленточки и кружева для отделки? Ей богу, мне все завидовали! "Ну, у неё столько нарядов!". А позже, когда не было ничего - ни зарплаты, ни работы в кино... Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера. А фантазия, фантазия-то на что? Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь - все ахают! Где купила? Да так, говорю, случайно досталось, заморское... И все верили. А потом, через время, - хвать от него рукава, а вместо складок - юбку "дудочкой". И идёшь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! А одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный".
Только вот смотришь на всё это великолепие и задаёшься одним единственным вопросом: почему такой огромный творческий потенциал Людмилы Гурченко как дизайнера и рукодельницы не был воплощён ни в одной модной линии одежды? Начиная с того времени, когда полстраны шило платья точь-в-точь, как у Леночки Крыловой из "Карнавальной ночи", и заканчивая нашими днями, когда с развалом СССР в стране появились безграничные возможности для производства одежды, а вкуса в её создании у женщин так и не появилось.
Так получилось, что на меня к окончанию знакомства с выставкой накатили очень грустные размышления, а последние слова Людмилы Гурченко ещё больше их подкрепили:
Ну что же, урок усвоен: "Не расслабляться, дамочки! Грудь вперёд, голову прямо, шаг от бедра. Быть красивой - это работа! И это личная работа каждой из нас! Не ждать милостей от производителей моды, создавать её самим. Своими руками, потом и временем. Для этого не нужны университеты и дорогие швейные машинки. Только руки, голова и фантазия, фантазия-то на что?!""Крутится машина - идёт съёмочный период - так будь добра, вертись, успевай, будь здоровой, бодрой и красивой. Вот что от тебя требуется. Как ты достигаешь этого - твоё дело. Работай! Когда в детстве смотришь на экран, то менее всего к лучезарному видению применимо такое прозаическое слово "ра-бо-та". А этот труд - самая настоящая чёрная работа. Идёшь по улице (во время съёмки) в атласном чёрном пальто. В чёрной шляпе с перьями, обёрнутая трёхметровой лисой, а в гостинице чистишься и отмываешься от пыли, грима и грязи, как заправский кочегар".
Жаль лишь, что этот мастер-класс от Людмилы Гурченко прозвучал уже после её смерти. Как много интересного и полезного она могла бы рассказать своим поклонницам о тонкостях этого хитрого дела - создании своего самого выигрышного, самого счастливого платья. Как многому могла бы научить и как многих могла бы вдохновить! Как жаль, что так поздно...
С другой стороны, большое спасибо организаторам выставки, что они собрали и выставили весь этот материал. И, конечно, большое спасибо тем, кто занимался каталогизацией, изучением и анализом того большого гардероба, что находится в музее-квартире Людмилы Гурченко. Занимался с тем, чтобы сохранить и познакомить нас с этим наследием, а не предать забвению в пыльных шкафах и ящиках. Спасибо за эту работу!
В Москве открылась выставка «Моя Люся», посвященная 80-летнему юбилею знаменитой актрисы Людмилы Гурченко.
К 80-летнему юбилею легендарной советской актрисы Людмилы Гурченко, который отмечается 12 ноября, в московской Галерее классической фотографии открылась выставка "Моя Люся".
Фотохудожник Аслан Ахмадов представил Людмилу Гурченко на своих снимках, как настоящую кинодиву.
Он делал несколько фотосессий великой актрисы, помогал ей в работе над фильмами "Пестрые сумерки", "Марковна - перезагрузка", "Я - легенда".
В 2009 году Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов начали совместную работу над книгой фотографий ко дню ее 75-летия. Общение переросло в дружбу. Настолько близкую и доверительную, что, рассказывает фотограф, актриса даже не проверяла его снимки.
На выставке представлено 150 ранее не публиковавшихся фото Людмилы Марковны. , многие из которых запрещены к показу несовершеннолетним. Большое внимание уделено деталям: глазам, рукам, спине и силуэту.
Аслан Ахмадов признался, что накануне открытия выставки нервничал, не спал и перебирал фотографии, думал о том, что не вошло в экспозицию... По его словам, выставка - лишь часть того, что он мог бы представить.
Совместно с Асланом Ахмадовым выставку открывал муж Людмилы Гурченко Сергей Сенин.
Выставку, посвященную 80-летнему юбилею Людмилы Гурченко, посетили многие звезды кино и эстрады. Лариса Удовиченко, Наталья Белохвостикова, Светлана Светличная, Стас Садальский, Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте...
Они не скрывали своего восхищения Людмилой Марковной, делились своими воспоминаниями о ней.
Наталья Белохвостикова на выставке «Моя Люся»
"Успех Люси - в ее магии, тайне, которую совершенно невозможно угадать и постичь. А вот Аслан уловил суть ее натуры и характера, поэтому от его работ оторваться невозможно. В мире таких актрис, как Гурченко, наперечет" , - отметила Наталья Белохвостикова.
Светлана Светличная на выставке «Моя Люся»
"Гурченко никогда не жаждала быть кем-либо кроме того, кто ты есть на самом деле. Жизнь ее научила уходить от людей неискренних. И весь ее жизненный опыт мы видим в этих работах" , - подчеркнула Светлана Светличная.
Кристина Орбакайте на выставке «Моя Люся»
"Людмила Марковна была страшной самоедкой. Всегда во всем хотела достичь совершенства. Петь - так до хрипоты, танцевать - до изнеможения. Кордебалет уже с ног валится от усталости, а Гурченко еще хочет репетировать. Ей - мало" , - сказала Кристина Орбакайте.
Филипп Киркоров на выставке «Моя Люся»
"Боже, у нее была 44-сантиметровая талия! Я бывал у нее в гостях в Трехпрудном переулке, и она в своей будуарной гостиной поила меня чаем. И хлеб с маслом любила - если не съест его утром, день в хорошем настроении не начнет. Я бесконечно благодарен Людмиле Марковне за то, что поддержала меня в минуты отчаяния" , - вспомнил Филипп Киркоров.
К 80-летию актрисы впервые будут представлены последние фотосессии Людмилы Гурченко, сделанные Асланом Ахмадовым.
Проект «Моя Люся» - это свободный взгляд фотографа Аслана Ахмадова на творчество великой актрисы – синтез совместно созданных образов, короткометражных сюжетов, документальных съемок. Это дань памяти национальной героини.
В 2009 году Аслан и Людмила начали совместную работу над книгой-альбомом фотографий к 75 -летнему юбилею актрисы. С этой совместной работы началась их дружба. Впоследствии, работа Аслана продолжилась в совместных проектах с участием Гурченко. Фотохудожник помогал актрисе в создании её ярких образов для таких фильмов как «Пестрые сумерки», «Марковна – перезагрузка», «Я – легенда». За короткое время было накоплено большое количество материала: отсняты сотни фотографий, видео. Большинство из них никто не видел. В этих работах заключается послание народной артистки своим поклонникам и последующим поколениям зрителей.
«Когда ты очень близко и часто общаешься с человеком такого необъятного масштаба личности как Людмила Марковна Гурченко, то сначала испытываешь перед ним трепет, просто от степени его величия. Тебе кажется что ты говоришь с живым памятником. Причем сам он для этого ничего может и не делать – за него уже все сделало его творчество, так сильно на тебя повлиявшее. Однако, через какое-то, очень непродолжительное время, ты начинаешь видеть обычного человека, со всеми особенностями его характера. Узнавая Люсю, её человеческие качества, помимо её бесспорного выдающегося актерского и музыкального дарования, я увидел неподдельно честного, часто во вред себе, очень ранимого, искреннего и доброго человека. Люся – так называли её самые близкие люди, умела быть другом. Преданным, настоящим. Нас обединяла любовь к кинематографу, джазу и фотографии. Этот проект – наша совместная идея. Наша дружба это беценный дар, который я буду бережно хранить в своей памяти всю жизнь! Я искренне надеюсь, что фотографии, представленные на выставке, хоть немного отобразят какой на самом деле была «Моя Люся» – комментирует Аслан Ахмадов.
Творчество Людмилы Марковны Гурченко, внесло неоценимый вклад в историю отечественной культуры. На её фильмах выросло несколько поколений зрителей. Множество людей воспринимает её как кумира и безусловную икону стиля. Для всех почитателей таланта Людмилы Гурченко эта выставка станет драгоценным подарком, продляющим творческую жизнь великой актрисы.
*Часть представленных работ содержит снимки, запрещенные к просмотру несовершеннолетним лицам.
Время работы галереи с 12.00 до 21.00, кроме пн. и вт.
Место проведения: Галерея классической фотографии, Саввинская набережная, дом 23, стр.1 Тел: +7 495 510 7713