В данной статье обсудим наиболее распространенные подводные камни, связанные с оформлением европротокола при ДТП.
В каких случаях можно прибегнуть к Европротоколу?
Во-первых, оформлять документы без привлечения сотрудников ГИБДД возможно только в случае, если ущерб причинен непосредственно имуществу, т.е. транспортным средствам без потерпевших и лиц, которым причинен вред жизни или здоровью.
Кроме того, согласно п.11.1 новой редакции закона об ОСАГО, также должны участвовать в этом дорожно-транспортном происшествии не более двух транспортных средств, с учетом транспортных средств, с прицепом к нему.
И, кроме того, не нужно забывать, что гражданская ответственность данных лиц должна быть застрахована в установленном законом порядке.
Ну, естественно, плюс между водителями не существует разногласия относительно вины, обстоятельств ДТП и причинно-следственной связи.
Можно покинуть место ДТП и оформить документы в ГАИ?
Водители могут, в случае наличия обстоятельств выше перечисленных, покинуть место ДТП и не оформлять европротокол, а обратиться в ближайший пункт ДПС либо в ближайшее отделение полиции и оформить документы там, что, по своей сути, будет нести ту же юридическую силу, что и документы, оформленные на месте ДТП.
Но обязательно должна быть первичная фиксация, не вызывающая сомнения о действительном наличии данного ДТП. Т. е. это фото, видео и, возможно, применение иных средств фиксации.
Если один участник дорожно-транспортного происшествия повредил машину, сдавая, например, задним ходом, стукнулся с бордюром либо другим каким-то ограждением, не повредив его, также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) место расположения автотранспорта на проезжей части.
Также нужно убрать машину с проезжей части в кратчайший срок и обратиться в пункт оформления ГИБДД.
Если три и более участника, которые участвовали в ДТП и, определившись по виновности, также имеют полисы ОСАГО, согласны все с материальным ущербом, тогда также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) расположение транспортных средств на проезжей части.
Данные нормы введены для того, чтобы на проезжей части не создавались заторы (в т. ч. и в часы пик), а также сократить время ожидания сотрудников Госавтоинспекции.
С какими сложностями рискуют столкнуться водители при оформлении европротокола?
Подводные камни, которые могут здесь быть, прежде всего, это факт того, что на сегодняшний день по-прежнему лимит ответственности страховщика при таком оформлении дорожно-транспортного происшествия, составляет 50 тысяч рублей на территории всей Российской Федерации, за исключением городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а также Московской области и Ленинградской области.
Там лимит уже расширен до 400 тысяч рублей, т. е. до общего лимита ответственности страховщика.
К сожалению, на всей остальной территории Российской Федерации лимит по-прежнему составляет 50 тысяч, поэтому лица при оформлении таким образом дорожно-транспортного происшествия, должны понимать, что потерпевший получит от страховщика лишь 50 тысяч рублей.
Предъявлять иные требования имущественного характера в отношении ущерба транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, они не имеют права.
Однако скажем сразу, что на сегодняшний день это не лишает возможности потерпевшего в дальнейшем предъявлять разницу между реальным ущербом и лимитом, который выплатила страховая компания, непосредственно к виновнику самого дорожно-транспортного происшествия.
Поэтому, прежде всего, здесь нужно хорошо подумать самому виновнику дорожно-транспортного происшествия, который берет на себя такого рода ответственность.
И если есть сомнения относительно объема повреждений и стоимости дальнейших восстановлений транспортного средства, т. е. приведения его в то состояние, в котором оно находилось до ДТП, то лучше оценить сразу этот риск и все-таки оформить документы в установленном законом порядке с привлечением, соответственно, сотрудников ГИБДД.
Что может потребовать страховая компания при оформлении ДТП по европротоколу?
При оформлении такого рода ДТП, за страховщиком всегда остается право потребовать предъявить от обоих участников транспортные средства для осмотра, т.е. для осмотра определенных повреждений, и страховщик имеет право их оценить. Поэтому не предъявить транспортные средства оба участника не имеют права.
Более того, даже если такое требование страховщиком не заявлено, то согласно вышеуказанному закону об ОСАГО, тому же пункту 11.1, они не имеют права восстанавливать транспортные средства и утилизировать их в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, также с целью ожидания вот этого требования страховщика. По истечении данного времени, автомобили могут быть восстановлены.
Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.
Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.
Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.
В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.
Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.
Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".
Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.
Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:
Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.
Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.
Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.
Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).
Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.
Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.
Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.
Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.
Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:
Два года назад российским автовладельцам дали право при мелких авариях не вызывать сотрудников ГИБДД, а оформлять документы, необходимые для предоставления в страховую компанию, самостоятельно. Однако до сих пор этим правом воспользовались очень и очень немногие, люди предпочитают по-прежнему вызывать гаишников и часами стоять в ожидании на дороге, создавая пробки.
Сегодня оформление ДТП по европротоколу становится особенно актуальным в связи с сокращением милиции. О том, как правильно вести себя в случае небольшой аварии, говорили на «круглом столе», состоявшемся в редакции газеты «Комсомольская правда» с участием представителей ГИБДД и страховых компаний.
Начальник Центра автоматической фиксации УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю Игорь Семенов привел несколько цифр: на сегодняшний день экипаж, заступающий на дежурство, тратит на оформление ДТП около 30% своего времени. С учетом прошедшего сокращения на оформление аварий будет уходить до 60% времени дежурства, соответственно, все это время инспектора не смогут вести профилактическую работу, предотвращать дорожно-транспортные происшествия, а ведь именно это является основной задачей госавтоинспекции. Дальше прогнозы пессимистичней некуда: участники ДТП будут значительно дольше стоять в ожидании инспекторов, те будут ездить с одного ДТП на другое, автомобилисты начнут привыкать к тому, что на улицах нет патрульных экипажей, которые могут остановить за нарушение правил, и в итоге мы получим правовой нигилизм на дороге, сходный с ситуацией 90-х годов.
Выход есть: оформление мелких аварий по европротоколу, без участия госавтоинспекции. Для этого обязательно должно быть соблюдено несколько условий: только два участника ДТП, оба имеют полисы ОСАГО, нет пострадавших, вред причинен только имуществу, сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей и главное - единое мнение по поводу виновника аварии.
Страховым компаниям рост количества аварий тоже невыгоден: чем их больше, тем больше выплат по полису ОСАГО. С другой стороны, при оформлении ДТП без участия милиции появляется большое поле для мошенничества. Страховщики указали несколько «слабых» моментов: в законе четко не прописано, когда участники аварии должны предоставить свои документы в страховую компанию. Если на момент ДТП у одного из них не было полиса
ОСАГО, он может быстренько его оформить и составить документы так, как будто авария произошла позже. Далее: на обязательный осмотр предоставляется только автомобиль потерпевшего, поэтому очень сложно точно установить механизм ДТП и определить виновника. А возможно, ДТП и вовсе не было: одна и та же машина с одними и теми же повреждениями может пройти по нескольким страховым компаниям, как пострадавшая в аварии с разными «виновниками», собрать по 10 - 15 тысяч рублей - уже достаточно крупная сумма. К сожалению, у нас в крае не ведется единая база по ДТП среди страховщиков, и выявить такое мошенничество не так уж просто. Другое дело, если авария зафиксирована в ГАИ - тут все четко: место, время, участники, виновники...
Впрочем, каждая уважающая себя страховая компания имеет достаточно серьезную службу собственной безопасности. В 2009 году, когда только появилась возможность оформлять ДТП без участия ГАИ, были попытки страховых мошенничеств, но их быстро пресекли. Сегодня ситуация осложняется тем, что граждане сами не хотят использовать право на оформление аварии без участия госавтоинспекции. Причин тому немало: вероятность, что полис второго участника аварии «липовый», что его компания обанкротилась, что в страховой компании по каким-либо причинам откажут в выплате... Вот и стоят автомобили, едва зацепившиеся бамперами, в ожидании гаишников, а остальные участники дорожного движения, потихоньку матерясь, пытаются их объехать.
Но все же основная причина того, что европротокол у нас не используется, - банальная неграмотность автомобилистов. В случае если вы стали участником мелкой аварии и соблюдены все условия, позволяющие оформить ДТП самостоятельно, страховщики рекомендуют не ждать сотрудников ГАИ, а сразу составить схему ДТП, после чего освободить проезжую часть и тут же на месте составить извещение о ДТП. Извещение - эта такая синенькая бумажечка, которая выдается вместе с полисом ОСАГО. Она становится основным документом, поэтому и заполнять ее надо тщательно, не должно быть пропущено ни одной строчки, должны стоять обе подписи - виновника и потерпевшего. Но сначала все же необходимо убедиться в подлинности полиса второго участника ДТП, позвонить по указанным в нем телефонам. Кстати, если полис действителен, но компания-страховщик разорилась и официально признана банкротом, тогда выплаты будут производиться через РСА - Российскую ассоциацию страховщиков.
Правда, ждать их в этом случае придется достаточно долго... После того как вы заполнили извещение, лучше всего обе машины пригнать в страховую компанию виновника или потерпевшего - неважно, какая окажется ближе. В принципе, этого должно быть достаточно для положительного решения о выплате.
Страховщики высказали несколько предложений, которые помогут им бороться с мошенниками: например, возможность получить помощь от милиции, в случае если авария произошла на перекрестке, оборудованном камерами; упрощение самой формы извещения о ДТП; установить жесткие сроки подачи документов о ДТП. В свою очередь, сотрудники ГИБДД готовы выходить в органы власти с предложениями об увеличении суммы выплат по европротоколу с 25 до 40 - 50 тысяч рублей; о введении в экзаменационные билеты по правилам дорожного движения вопросов по оформлению ДТП без участия ГАИ.
В одночасье новый для большинства автолюбителей механизм все равно не запустить. Сотрудник одной из страховых компаний рассказал о ситуации, когда сам попал в мелкую аварию, но второй участник отказался оформлять ее по европротоколу, и они вынуждены были стоять длительное время, перегородив проезжую часть, в ожидании сотрудников ДПС. Хотя можно было все сделать быстрее и проще. Вот именно это «быстрее и проще» должно стать очевидным для автомобилистов, наверное, только тогда они перестанут вызывать сотрудников ДПС из-за поцарапанного бампера.
Небольшие ДТП - это неприятная, но естественная часть жизни водителя, и в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, далеко не всем людям хочется часами ждать появления ГИБДД и оформления протокола. На помощь приходит Европротокол - механизм упрощенного урегулирования в случае аварии, без привлечения сотрудников полиции. Участники происшествия заполняют извещение о ДТП: схему ДТП с указанием всех важных подробностей, которая затем направляется в страховую компанию. Эта система хорошо известна в европейских странах, однако у нас появилась относительно недавно. Благодаря ней водители могут разобраться в сложившейся ситуации своими силами всего за несколько минут.
Когда можно осуществить упрощённое оформление ДТП?Оформить Европротокол при дтп ОСАГО 2019 можно лишь при соблюдении обязательных условий:
Кроме того, потерпевший должен являться собственником транспортного средства. Таким образом, обязательных условий действительно немного. Подавляющее большинство водителей, которые перемещаются по нашим дорогам, подпадают под них.
Как оформить Европротокол?Итак, упрощенное оформление позволяет водителям сэкономить своё время и здоровье, обойдясь без обязательного участия ГИБДД. При оформлении полиса каждому из них выдавался «Европротокол»: документ, который является уведомлением (извещением) страховой компании. В случае его заполнения, в нём обязательно должно быть несколько важных пунктов:
Чтобы избежать каких-либо вопросов в дальнейшем, можно также сделать фотографии машин, записать имена и контактные данные свидетелей. Затем Европротокол направляется в страховую компанию, которая изучает его и принимает решение о компенсации вреда. Необходимо помнить, что изменения, исправления в европротокол после его подписи не допускаются.
Какова максимальная величина компенсации по Европротоколу?
Если водители оформили Европротокол при дтп осаго, то максимальная величина убытков, покрываемых страховкой, составит до 50 тысяч рублей. Сделано это для того, чтобы снизить соблазн мошенников поживиться за счёт данной правовой нормы. Впрочем, не менее двух третей аварий подпадает именно под такую сумму: разбитая фара, помятое крыло, повреждённый бампер, треснувшая решётка радиатора. Стоит заметить, что если сумма убытков, причинённых в результате ДТП, оформленного без ГИБДД, превысит 50 тысяч рублей, то страховая компания не сможет выйти за установленные законом рамки.
В Москве, Санкт-Петербурге, МО, ЛО по европротоколу можно получить до 400 тыс. руб., если соблюдены все необходимые условия:
Плюс наверное только один, экономия времени. А вот минусов гораздо больше. Во-первых, трезво оценить ущерб очень сложно, если Вы конечно не оценщик автомобилей. Во-вторых, если Вы оформили Европротокол, а ущерб составил больше 50 000 рублей, то максимум на что Вы можете рассчитывать это 50 000 рублей и не больше, в суд подавать бессмысленно.В-третьих, показывая эксперту страховой компании свой автомобиль, нужно еще и показать автомобиль виновника.
С 01.03. 2009 г. у автолюбителей появилась возможность при ДТП, потерпевшему обращаться к своему страховщику, с которым он заключил договор ОСАГО. У пострадавшего есть право предъявить требование о компенсации вреда, причиненного его имуществу, непосредственно своему страховщику, при наличии одновременно следующих условий:
Это обязательные условия, разрешающие пострадавшему обращаться за ПВУ.
В каких случаях вызов правоохранительных органов является обязательным?Помощь ГИБДД не будет лишней в следующих ситуациях:
К сожалению, нередки случаи, когда страховая компания, оформившая полис, по тем или иным причинам отказывается возмещать убытки в рамках ПВУ ОСАГО. Юристы могут ссылаться на различные нормы, и спорить с ними - хлопотно и долго. В этом случае ничто не мешает обратиться напрямую к страховщику виновника ДТП, получив причитающуюся сумму с него. В крайнем случае, у потерпевшего есть право на обращение в суд, который, как правило, занимает позицию водителя. При этом в судебном порядке можно взыскать и госпошлину, и расходы, потраченные на оформление документов.
СоветПо традиции, в конце статьи небольшой совет: если Вы попали в аварию, всегда вызывайе сотрудников ГИБДД, потому что потом свою правоту, доказать будет проще. Стоит заметить, что подавляющее большинство страховых компаний отказываются от компенсации убытков по ПВУ и направляют потерпевшего в страховую компанию виновника.
Если Вам требуется полис ОСАГО или КАСКО, то мы рады предложить свои услуги. Вам доступен выбор из большого количества страховых продуктов, которые реализуются от проверенных компаний.
Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.
Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.
Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!
Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.
Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.
Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:
А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».
Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.
Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.
Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.
Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.
Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.
Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.
Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.
То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:
Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.
Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.
Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.
Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.
Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.
Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:
- оформить Европротокол ;
- приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.
Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .
В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.
Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.
Всего существует два варианта получения компенсации:
Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.
Возможны два способа осуществления ремонта:
В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.
В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:
Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.
Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:
Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.
Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.
Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.
Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.
То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.
Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.
Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:
Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.
Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.
А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.
Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.
Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.
А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!
Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .