Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

ВЕРЕВКИ , изделия, получаемые скручиванием нескольких нитей пряжи. В общежитии наименование веревка обобщает ряд изделий из волокнистых материалов, имеющих при круглом сечении длину, во много раз превышающую окружность этих изделий. К веревкам или бечевкам часто относят тонкие канаты, плетеные шнуры (фалы), крученые шнуры (так наз. английский шнур), иногда отбойку и шпагат.

Основным производством веревок является кустарное; механическое составляет не более 3-4% общего производства веревок.

По характеру выработки веревки кустарного производства делятся на две группы: простовивки и крученые . Простовивками называются веревки, получаемые одновременным скручиванием трех или четырех нитей пряжи. Кручеными называются веревки, получаемые из нескольких простовивок, скручиванием их в обратные стороны. Общее количество нитей пряжи в кустарной веревке обычно не превышает шестнадцати.

Исходя из этих признаков, рыночные сорта веревок разделяют на две группы: 1) простовивки - тройник и четверик, к которым относятся рыночные наименования: оборник, бечева для вязки миткаля, шкимка, команда, лигатура, паковочная простовка, и 2) веревки крученые: шестерик, восьмерик, девятерик и т. д. К шестерику относятся рыночные наименования веревок: отбойка, сорочек, оглобленник, коряжник, шнур, полукоряжник, хребтина, поводец и другие. К восьмерику относятся: сорочек, шнур, вожжевка, немецкая веревка, поводец и др. К девятерику: коряжник, вожжевка, голосинник. К двенадцатерику: возовая, вожжевка, струнка, шнур, баркет, голосинник, тяжевая и др. К пятнадцатерику - морская стоянка и к шестнадцатерику - возовая веревка. Перечисленные названия составляют лишь часть встречающихся на рынке наименований веревок. Разнообразие наименований веревок (до сотни) вызвано не только различиями сортов, но и разнообразием потребляющих районов. Так, одна и та же тонкая смоленая веревка, сработанная простовивкой в три нити пряжи, употребляемая рыболовами на подвязку поплавков, называется в ростовском водном районе «командой», а в астраханском водном районе «шкимкой»; в одесском районе она идет на перевязку черепиц крыш и носит название «лигатуры». Веревка, употребляемая на тяжи у телег, в одних районах носит название «тяжевой», в других - «отосной», в-третьих - «правильной», и т. д.

Веревки кустарного производства имеют обыкновенно небольшую длину, часто зависящую от «просада», т. е. от длины участка усадебной земли, где обычно вырабатывают («крутят») веревки. Потребность рынка в длинной (без узлов) веревке из хорошего качества пеньки, особенно для целей рыболовства, удовлетворяется тонкими канатами, примерно, от 20 до 75 мм в окружности. По своему построению, за исключением длины (до 250 м), они почти ничем не отличаются от крученых веревок, и потому различие между веревками и канатами механического производства установить вообще трудно; в общежитии тонкие канаты часто называют механической веревкой или механической бечевой. Здесь уже нет того подразделения, какое можно встретить в кустарных веревках, и они, имея одно и то же наименование, отличаются между собой только размерами окружности или диаметра, а также качеством. Канаты для неводной или сетной тяги в некоторых районах называются «урезами».

Основные признаки большинства встречающихся на рынке пеньковых веревок сводятся к способу выработки (простовивка или крученая), толщине (размер по диаметру или окружности), числу ниток пряжи и длине веревок. Исходя из этого можно дать следующую схему построения веревок. Группа I : веревки кустарной выработки (хозяйственные) - простовивки и крученые. Группа II : веревки кустарной и механической выработки (рыболовные) - крученые. Группа III : веревки механической выработки (технические) - крученые. Веревки I группы преимущественно предназначаются для хозяйственных целей: простовивки - на паковку и вязку, а крученые - для гужевого транспорта (на построение гужей, вожжей, постромок и т. п.). Веревки II группы применяются преимущественно для рыболовных целей: для подборов к сетям (сорочки-сеточники), для построения самоловной крючковой снасти (хребтина, сорочки-поводцы, морская стоянка) и для привязки сетей и неводов (коряжник). Веревки III группы имеют преимущественно техническое назначение и употребляются при построении речных неводов и ловецкого такелажа (оснастки рыболовных судов).

Техническое построение различных веревок (безотносительно к их качеству) уясняется из приведенной выше табл. 1, причем для веревок машинной выработки длина м. б., конечно, и больше показанной. В указанную схему входит построение веревок почти всех рыночных наименований.

Качество веревок до некоторой степени находит свое отражение в размере веревок по толщине: чем меньше диаметр или окружность веревок, тем лучше д. б. сырье; чем больше нитей пряжи употреблено для построения веревок одной и той же толщины, тем лучше д. б. по качеству веревка. Пока еще не установлены качественные нормы веревок, и нельзя дать определенных указаний. Основные недостатки, которые встречаются в веревках кустарной выработки: излишек влажности, не вполне удовлетворительное качество сырья и неравномерность выработки по размеру. Так как веревки продаются по весу, то кустари для увеличения веса стремятся искусственно увлажнить веревку. В зимнее время излишне увлажненные веревки при ударе друг о друга стучат, как деревянные бруски, а при трении издают скрип. Если такую веревку, выработанную в зимнее время, не просушить, то весной она начинает нагреваться, покрывается плесенью и загнивает. Для проверки содержания влаги можно пользоваться кондиционными аппаратами, но этот способ довольно сложен. Практически достаточно следующее определение излишка влаги в веревках: отобранные образцы веревок точно взвешивают и оставляют в развернутом виде в комнате при 15-17° на срок не менее суток; затем выносят образцы в помещение, где находился товар, из которого взяты образцы, и дают там полежать им не менее 12 часов, после чего снова взвешивают; если разница в первоначальном и последующем взвешивании не превышает 3%, влажность веревок считается нормальной. В отношении качества сырья необходимо отметить, что пенька для пряжи д. б. чистой, свободной от костры. Однако часто приходится встречать веревки с большим содержанием костры в середине, и только внешняя сторона веревки очищается от нее или замазывается клеем. В практике для удешевления веревок имеет место также и прямая фальсификация сырья, заключающаяся в том, что в пеньку, перед изготовлением из нее пряжи, подсыпают песок для утяжеления веревок. С внешней стороны такая веревка может произвести впечатление хорошей, сухой веревки, но качество ее будет неудовлетворительно. При выработке пряжи для веревок иногда употребляют как основное сырье отходы от обработки пеньки или расщипанные концы старых веревок, и только на облицовку пряжи дают пеньку хорошего качества. Веревки, выработанные из такой пряжи, с внешней стороны кажутся хорошими, но в службе будут неудовлетворительными. Реже встречаются случаи неравномерной выработки веревок по всей длине, например, к концам веревка работается тоньше, а в середине - толще. Свернутая в круги, такая веревка производит впечатление тонкой, хорошо сработанной веревки, в развернутом же состоянии имеет вид длинной сигары.

Отмеченные нами ненормальности относятся главным образом к кустарной веревке-простовивке и отчасти к крученой веревке, упаковываемым в круги, благодаря чему их затруднительно обнаружить. Но эти ненормальности отнюдь не являются характерными для кустарного производства, которое в общем не хуже механического.

Веревки выпускаются на рынок свернутыми в круги или мотки различной длины и почти никогда не выпускаются из производства в виде готовых изделий, если не считать, что в некоторых случаях длина веревки соответствует назначению (парная вожжа и т. п.).

Веревки в морском деле . Всякая веревка на морском языке называется тросом . На судах, кроме проволочного стального троса, в большом употреблении тросы пеньковые и манильские. Материалом для судовых снастей служит пенька высшего качества или манильская пряжа (волокно растения Musa textilis). Пеньковые тросы по числу прядей делятся на трехпрядные и четырехпрядные , а также на тросы тросовой работы и кабельной работы , кроме того - на белые , или несмоленые , и смоленые . Толщина троса измеряется по его окружности, в дюймах.

В табл. 2 и на фиг. даны наиболее употребительные в морском деле узлы и сплесни с указанием их назначения.

Основной элемент троса – каболка - скручивается из пеньки в направлении движения часовой стрелки; из каболок скручиваются пряди - против часовой стрелки, и из прядей - трос тросовой работы , по часовой стрелке. В четырехпрядном тросе внутри имеется сердечник - пятая, слабо скрученная прядь, заполняющая пустоту в середине и тем удерживающая трос от проминания прядей внутрь. Четырехпрядные тросы употребляются там, где нужна особая гибкость и гладкость поверхности троса. Там, где требуется плотность снасти, сопротивляющейся намоканию, употребляются тросы кабельной работы , свитые из тросов тросовой работы против часовой стрелки, причем эти тросы-пряди называются стрендями . Трос кабельной работы, как имеющий большую поверхность, после намокания просыхает скорее. Для предохранения пеньки тросов от загнивания под влиянием сырости ее смолят.

Манильский трос, обладая крепостью не меньшей пенькового, имеет преимущество в смысле легкости: он не тонет в воде и употребляется поэтому главным образом для буксиров. Манильский трос обычно не смолят, т. к. он мало подвержен гниению от сырости.

По качеству пеньки тросы подразделяются на №№ 20, 25, 37, 40 и «особой вычески». Цифры при № указывают на число каболок в одной пряди 3" трехпрядного троса тросовой работы.

Очески идут на выделку так называемых бородочных линей .

Название тросов по толщине: канат - трос кабельной работы, имеющий в окружности свыше 14", кабельтов - трос кабельной работы, от 6 до 14", перлинь - трос кабельной работы, от 4 до 6". Тросы тросовой работы особого названия не имеют, как и тросы кабельной работы от 1 до 4" (например, 3"-трос, 1 1 / 2 "-трос и т. д.). Тросы в 1" и меньше называются линями . Каболки в линях называются нитями , и лини различаются по числу нитей.

Бородочные лини спускаются в 12, 9 и 6 нитей. Кроме этих линей из бородки приготовляется шкимушгар в 6, 3 и 2 нити (шкимушгар шестерик, тройник и двойник).

Трос выпускается бухтами по 100 саженей 6-футовой меры (182,9 м), лини - по 45 саженей (82,3 м). Перед употреблением пенькового троса в дело он должен быть вытянут. Допускается вытягивание его на 8-9% без потери крепости. Крепость пенькового троса зависит от качества пеньки и равномерности натяжения волокон каболок и прядей. Теоретически крепость троса должна равняться сумме крепостей всех составляющих его каболок; на практике натяжение каболок неравномерно, и действительная крепость значительно меньше. Для определения крепости смоленого трехпрядного троса тросовой работы пользуются формулами: 1) разрывная крепость в тоннах равна с 2 /3, где с - окружность троса в дм.; 2) рабочая крепость в тоннах равна с 2 /18; 3) для троса, выбираемого на лебедке или подвергающегося переменным натяжениям, рабочая крепость в тоннах равна с 2 /30; 4) трос кабельной работы на 1 / 4 слабее троса тросовой работы; 5) белый несмоленый трос на 1 / 4 крепче смоленого; 6) один хорошо сделанный сплесень уменьшает крепость троса на 1/6.

Испытание крепости тросов производится посредством тяжести, навешиваемой на каболки 6-футовой длины. Смоленая каболка № 20 должна выдержать в тросовой работе 61,4 кг, в кабельной работе - 57,3 кг; несмоленая каболка № 20 в тросовой работе должна выдержать 68 кг, в кабельной работе - 63,9 кг; каболка манильского троса № 21 - 80,9 кг. Пеньковые изделия должны поступать на испытание лишь после просушки их в отапливаемом помещении при температуре около 15°. Каболка, взятая для пробы, не д. б. раскручиваема, т. к. достаточно двух-трех оборотов, чтобы нарушить ее крепость. Груз накладывается постепенно. Коуши, к которым привязываются концы каболок, должны иметь по возможности наибольший диаметр. Если разрыв каболки произойдет в концах, то такую пробу надо считать недействительной. При испытании каболок и тросов следует предварительно откинуть от концов не менее сажени, т. к. эти части всегда бывают значительно слабее. Испытание крепости надлежит производить в теплом помещении.

Основная отличительная черта, определяющая вид верёвки, это её динамические качества - способность удлиняться под нагрузкой. Ещё при конструировании верёвки в зависимости от желаемых эксплуатационных свойств задается способность к удлинению как в процессе нормального применения, так и при поглощении динамического удара. В соответствии со степенью удлинения под нагрузкой, а также целями, для которых она производится, верёвка подразделяется на несколько видов:

Диаметр динамических и статических верёвок чаще всего лежит в пределах от 9 до 11 мм. Веревки диаметром ниже 8 мм, называются репшнурами и используются как вспомогательные. В практической работе толщина верёвки имеет отношение только к общему весу, гибкости, удобству обращения и не является показателем надежности веревки.
  Конструктивно все веревки состоят из двух компонентов: сердечника, который несет основную нагрузку и состоит из нитей и оплетки, основная функция которой - защита сердечника и придание веревке привычного круглого вида. В зависимости от количества нитей в оплетке она может быть 48-ми, 32-х и 40-прядной. Наиболее распространенные версии - 48 и 32. 32-прядная оплетка более износоустойчивая за счет большей толщины оплетки, но при этом более грубая на ощупь и чуть более жесткая по сравнению с 48-прядной.
  Как правило, оплетка и сердечник никак не связаны друг с другом, поэтому возникает эффект сдвига оплетки. Особенно наглядно это проявляется в случае, если веревка часто используется для спусков. Также это проявляется при перерезании оплетки нагруженной веревки острой кромкой или перекусывании ее жумаром - оплетка сползает. Существуют технологии «приклеивания» оплетки к сердечнику. Это повышает безопасность веревки: даже если по оплетке полоснуть ножом, она не сползает. Безусловно, цена таких веревок намного выше.

Статическая веревка

Веревки с низким растяжением обычно обозначаются как веревки статические. Служат для работ на высоте, для спасработ, в спелеологии и пр. Важно, чтобы статическая веревка имела минимальное растяжение и максимальную прочность. После того как верёвка стала основным средством не только страховки, но и подъема, её большая эластичность, полезная для страховки, сразу превратилась в её основной недостаток. Все это потребовало создания верёвки с малой степенью удлинения, которая получила наименование статической.
  Как подсказывает само название, статическая верёвка имеет ограниченную эластичность и не предназначена для амортизации больших динамических нагрузок. Статическая веревка может выдержать падение с фактором рывка меньше 1. Это означает, что каждому, кто работает на статической веревке, категорически запрещается выход над точкой закрепления веревки!   Статические веревки имеют тип, А или В. Основным отличием является минимальная статическая прочность. Веревки типа А по стандарту должны иметь минимальную статическую прочность 22 kN. Типа В 18 kN, обычно верёвка меньшего диаметра и рассчитана на меньшую нагрузку.

Основные характеристики:

  • тип веревки А или В;
  • диаметр 9-11 мм.;
  • количество прядей 32, 40, 48;
  • статическая прочность.

Достоинства:

  • На статических верёвках хорошо держат жумары;
  • Можно использовать для постоянных статических нагрузкок.

Недостатки:

  • Может выдержать падение с фактором рывка только меньше 1;
  • Имеет ограниченную эластичность.

Динамическая веревка

Веревка динамическая – предназначена для страховки при срывах. Ее задача – обеспечить минимальную нагрузку на человека даже при глубоком срыве за счет удлинения. Основное свойство динамических верёвок - это способность амортизировать динамический удар, возникающий при срыве с фактором падения больше 1. При каждом срыве веревка портится. Динамически верёвки бывают следующих типов:
Одинарная динамическая верёвка или основная верёвка - тип динамической веревки, который по своей конструкции предназначен для использования для страховки при свободном лазании и обладает необходимыми качествами для надежного задержания падения с максимальным фактором 2. Толщина основной верёвки чаще всего от 10,5 до 11,5 мм. Одинарная верёвка наиболее долговечная в использовании, более простая в работе. Она легче, чем две полуверёвки (но тяжелее сдвоенной верёвки).
Полуверёвка - динамическая верёвка, которая обязательно должна быть сдвоена при страховке. У одиночной полуверёвки нет необходимых качеств для того, чтобы выдержать падение с фактором 2. Полуверёвки имеют толщину 8.5-10 мм. При использовании системы из двух полуверёвок они поочерёдно встегиваются в разные карабины и разные точки страховки, образуя две параллельные дорожки. Полуверёвка менее долговечная.
Сдвоенная (двойная или цвилинговая) верёвка - используют как одинарную, прощелкивают одновременно обе верёвки в каждый карабин. Диаметр сдвоенной верёвки 7.8-9 мм. Её удобно использовать при дюльфере. Легче, чем одинарная и двойная верёвка. Она более тонкая и легче повреждается. Её нельзя использовать для перил.

Основные характеристики:

  • тип веревки;
  • диаметр 9-11 мм.;
  • количество прядей 32, 40, 48;
  • вес - чем больше диаметр тем больше вес;
  • количество рывков;
  • максимальная сила рывка (например 8кН=800кг это то что воздействует на человека, все что свыше веревка будет поглощать).

Достоинства:

  • Выдерживает падение с фактором 2;
  • Удобно использовать при дюльфере;

Недостатки:

  • на мягких верёвках плохо держат жумары, начале подъема на жумарах необходимо топтаться на месте, пока не выбирется до 5-6 метров;
  • динамические верёвки нельзя использовать под постоянными статическими нагрузками.

Репшнур

Шнуры применяют только для вспомогательных целей (петли-пруссики и пр). Репшнур не должен использоваться в качестве веревки для спуска или страховки.

Основные характеристики:

  • диаметр 4-8 мм.;
  • вес - чем больше диаметр тем больше вес;
  • прочность на разрыв (разрывная нагрузка, кгс);

Прочность верёвок.

Производители указывают весьма внушительную величину прочности на разрыв.
Однако многие факторы снижают прочность верёвок:

  •   Влияние воды и влажности - Поглощение воды полиамидными волокнами, из которых состоит веревка, значительно. Испытания с узлами показали, что влажная верёвка на 4-7 % слабее сухой. При замерзании мокрой верёвки её прочность уменьшается ещё больше, до 18-22 %. Влажные кевларовые верёвки слабее на величину до 40 %.
  •   Старение - под влиянием фотохимических и термических процессов, как и вследствие окислительного воздействия воздуха полимеры подвержены непрерывному прогрессирующему необратимому процессу - деполимеризации или старению. Деполимеризация особенно быстро идет в первые месяцы после производства, потом процесс замедляется. Процессы старения протекают независимо от того, эксплуатируется верёвка или нет. Процесс особенно интенсивно идет под влиянием тепла и света.
  •   Износ при использовании - в результате механических воздействий, которым верёвка подвергается в процессе эксплуатации, одновременно со старением изнашивается и физически. Особенно большой вклад в уменьшение прочности дает абразивное действие вследствие трения. Особенно неблагоприятное воздействие, которое способствует интенсивному износу верёвки, оказывает спусковое устройство, замусоренное глиной, грязью и т. п. Даже при слабом загрязнении глиной в течение короткого времени прочность уменьшается примерно на 10 %.
  •   Любой узел ослабляет верёвку. Перегибание в узлах - в зависимости от узла, ослабевает прочность верёвки на 30-60 %. Силы, действующие на нагруженную верёвку без узлов, распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Если верёвка перегибается, силы при нагружении распределяются неравномерно. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность.
  Все вышеизложенные факты приводят к тому, что практическая прочность у верёвки, бывшей в употреблении, может быть значительно меньше заявленных значений. Например, если веревка имеет объявленную прочность 2500 кгс., то после 5 лет эксплуатации её практическая прочность составит менее 700 кгс.

Купить веревку разных видов вы сможете у Фабрики шнуров - производителя веревок, канатов, шнуров, фалов (полиамидных, капроновых, крученых). МЫ работаем по всей России. Покупайте веревки, канаты оптом.

Альпинистская верёвка — специальная верёвка с особыми динамическими и прочностными качествами.

Бельевая веревка - это самый востребованный продукт, который изготавливает наша компания. Она состоит из полипропиленовой нити. Очень прочная и удобная в употреблении. Используется в хозяйстве. Купить бельевую веревку вы можете у нас!

Бухта - моток чего-нибудь длинного, например, провода или верёвки.

Веревка - самое общее название свитой или спущеной в несколько прядей толстой нити, обычно пеньковой; каждая прядь скручивается сперва по себе, из каболки, а затем три, иногда четыре пряди спускаются вместе.

Верёвки кручёные - изделия, по конструкции схожие с канатами, но меньшего диаметра. Используются они в тех случаях, когда снижены требования к прочности и износостойкости.

Волокно — класс материалов, состоящий из непряденых нитей материала или длинных тонких отрезков нити. Волокно используется в природе как животными так и растениями, для удержания тканей (биологических). Волокно используется человеком для прядения нитей, веревок, как часть композитных материалов, а также для производства таких материалов как бумага или войлок.

Искусственные волокна:

  • гидратцеллюлозные ;
    • вискозные, лиоцелл;
    • медно-аммиачные;
  • ацетилцеллюлозные ;
    • ацетатные;
    • триацетатные;
  • белковые;
    • казеиновые;
    • зеиновые.

Синтетические волокна (в скобках приведены торговые названия):

  • карбоцепные
    • полиакрилонитрильные (нитрон, орлон, акрилан, кашмилон, куртель, дралон, вольпрюла);
    • поливинилхлоридные (хлорин, саран, виньон, ровиль, тевирон);
    • поливинилспиртовые (винол, мтилан, винилон, куралон, виналон);
    • полиэтиленовые (спектра, дайнема, текмилон);
    • полипропиленовые (геркулон, ульстрен, найден, мераклон);
  • гетероцепные ;
    • полиэфирные (лавсан, терилен, дакрон, тетерон, элана, тергаль, тесил);
    • полиамидные (капрон, найлон-6, перлон, дедерон, амилан, анид, найлон-6,6, родиа-найлон, ниплон, номекс);
    • полиуретановые (спандекс, лайкра, вайрин, эспа, неолан, спанцель, ворин).

Гибкость - податливость изделия изгибающим воздействиям. Эта характеристика, обратная жесткости изгиб, зависит от свойств исходного материала изделия, от его конструкции и параметров формирования.

Износостойкость - способность сопротивляться ухудшению свойств или постепенному разрушению материала под воздействием внешнего трения. При прочих равных условиях считается, что чем выше прочность, тем выше износостойкость.

Каболка - элемент крученого (плетеного) изделия, скрученный из нескольких химических нитей, или пряжа из натуральных или химических волокон.

Крученые изделия - ассортимент крученых изделий очень разнообразен — от тонких швейных ниток до толстых и прочных морских канатов. К крученым изделиям иногда относят полуфабрикаты в виде крученых нитей (крученой пряжи), фасонной пряжи и т. п., идущих в ткацкое, трикотажное и др. производства. Крученые изделия выпускаются: хлопчатобумажные (швейные и вышивальные нитки, корд, сетенитки, приводные канаты); из лубяных волокон (нитки, шнуры, шпагат, веревки, тралы и канаты); из натурального шелка (швейные нитки и хирургический шелк, шнуры); из шерсти (пряжа для вязания). Все большее распространение получают крученые изделия из химических волокон, применение которых повышает эффективность производства и значительно улучшает свойства изделий. При изготовлении скручивают обычно несколько сложенных вместе нитей с различным числом кручений. Крученые изделия часто подвергают отбелке, окраске и т. п.

Канат - синоним «троса», ранее в морском деле — пеньковый трос более 13 дюймов в окружности, или трос равной ему крепости из иных материалов, вне зависимости от размера.. Слово также употребляется по отношению к более толстому тросу сравнительно с тонкими верёвками. В настоящее время чёткой границы нет.

Канат — самая толстая вервь; южнее веревка вообще, ужище; морск. шейма, толстая веревка (кабельной работы), на которой бросается становой якорь; верпы бросаются на перлинях. Весоплясы ходят по канату. Паром ходит по канату.

Капрон — синтетическое полиамидное волокно, получаемое из капролактам а. Из капрона изготовляют канаты, рыболовные сети и др.

Линейная плотность (масса единицы длины) - косвенная характеристика толщины крученого (плетеного) изделия, измеряемая в текс. Масса крученого (плетеного) изделия с нормированной влажностью. Определяется по ГОСТ 10681-75 и используется при сдаче и приемке изделий. Нормированная влажность для изделий из капрона составляет 5%, из хлопка — 7-8,5%, из пеньки и льна — 12-14%, из полипропилена — не нормируется.

Нетканые материалы — текстильные изделия из волокон или нитей, соединённых между собой без применения методов ткачества.

Нитка — общее название тонкоскрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жестких бумажных гильзах, в мотках, бобинах, и куфтах. Как материал, нитки могут быть натуральными (из пряжи гребенного прочеса), либо синтетическими (в качестве основы используется синтетический материал, в т.ч. стекловолокно). По виду и марке нитки могут быть: суровые, матовые и глянцевые. Матовые нитки, выпускаемые со специальным жировым покрытием, называются «обувные».

Плетение шнуров - плетение шнуров бывает разным. Мы предлагаем шнуры с сердечником, шнуры без сердечника.

Полипропиленовая нить - это экологически чистый материал, что позволяет использовать изделия из нее в контакте с пищевыми продуктами. В отличие от многих других видов полимерных нитей, полипропиленовая нить не электризуется. Технология предполагает возможность изготовления двух видов нити: фибрилированная и мультифиламентная. Фибрилированная полипропиленовая нить изготавливается на основе полимерных пленок, которые разрезаются из основного материала на ленты, а затем производится их ориентация или фибрилляция. Полипропиленовая мультифиламентная нить формируется из полипропилена, что обеспечивает их большую прочность. Использование полипропиленовых нитей возможно в самых различных областях, хотя пока развитие производства полипропиленовой нити в нашей стране ведется недостаточно высокими темпами. А между тем новейшие технологии переработки полипропилена позволяют получать полипропиленовую нить с высокими потребительскими качествами. Этот материал может применяться для изготовления лент различного назначения, начиная от галантерейных и заканчивая конвейерными, веревок, шнуров, канатов, рыболовецких сетей, нитей для прошива мешков и др.

Плетение — один из способов обработки таких материалов как лыко, кожа, конопля, солома и другого подобного мягкого сырья имеющегося в распоряжении ремесленниа в форме полосок для производства грубых тканеобразных листов которые можно использовать для изготовления такой продукции как корзины, шляпы, лапти, рогожи, циновки, коврики и т. п. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» кож. шнурка. В сочетании с перфорацией плетение кожи применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Ползучесть (крип) - способность изделия разрушаться при продолжительном непрерывном воздействии растягивающего усилия. Ползучесть изделия зависит в основном от материала, хотя замечено, что для изделий больших диаметров ползучесть проявляется более медленными темпами.

Полиэфирное волокно — синтетическое волокно, формируемое из расплава полиэтилентерефталата или его производных. Достоинства — незначительная сминаемость, отличная свето- и атмосферостойкость, высокая прочность, хорошая стойкость к истиранию и к органическим растворителям; недостатки — трудность крашения, сильная электризуемость, жесткость — устраняется химическим модифицированием. Применяется, например, в производстве различных тканей, искусственного меха, канатов, для армирования шин. Основные торговые названия: лавсан, терилен, дакрон, тетерон, элана, тергаль, тесил.

В зависимости от вида выделяют следующие полиэфирные волокна:

  • штапельные (волокна конечной штапельной длины, как правило не более 40—45 мм (волокна хлопковой штапельной диаграммы), используемые в текстильной промышленности для выработки пряжи;
  • филаментные (они же: комплексные нити, непрерывные волокна) — представляют из себя нити, образованные состоящие из отдельных бесконечных полиэфирых нитей малой линейной плотности (десятые доли текса и ниже): характеризуются линейной плотностью (как правило — тексом — весом в граммах одного километра нити), филаментарностью — количеством элементарных нитей, из которых оно состоит, титром — средней линейной плотностью одного филамента;
  • текстурированные — как правило филаментные волокна, подвергнутые специальному извитию филаментов для: придания объема — или — соединения (компактирования) филаментов вместе и т. п.;
  • мононити;
  • объемные нити (BCF). В настоящее время в мировой текстильной промышленности.

Натуральные волокна - это волокна образующиеся биологическим путём (в организме растения, животного) или в ходе геологических процессов.

Прочность - свойство противостоять разрушению от однократно приложенной силы. Оценивается в основном по разрывной нагрузке - минимальному усилию, разрушающему изделие. Измеряется в килограммах силы (кгс) и килоньютонах (кН). 1 кгс = 9,8 Н.

Текс - единица измерения, показывающая массу 1 км крученого (плетеного) изделия в граммах.

Трос — витое или крученое канатно-веревочное изделие.

ШНУР шнурок и снурок, снурочек, немецк. тоненькая бечевка, нитяная, гарусная, шелковая, золотая и пр. сученая и плетеная. Шнуры с кистями к занавесам. Шнур в счетной книге, продернутый сквозь все листы плетежек, припечатанный концами, чтобы нельзя было переменить листа. У плотников бечевка, которою отбивают мелом или углем черту; также самый отбой, черта, по которой тешут. Теши по шнуру, не пересекай шнура. У каменьщиков бечевка, которую протягивают по стене для прямой кладки.

Шнур капроновый - это плетеный шнур круглый из капроновой нити. Он используется для вставки в кулиски, для выполнения шнуровки на многих изделиях и регулировки ширины на отдельных деталях изделия. Так же выполняет декоративную функцию.

Шпагат (бечёвка) — тонкая прочная нить для упаковки, сшивания и т. п., изготавливаемая скручиванием бумаги, лубяных волокон, химических волокон или нитей, а также их сочетаний.

Для изготовления шпагата из лубяных волокон применяют: пеньковое, короткое льняное волокно, кенафное, джутовое или смеси этих волокон.

Из химических нитей применяют: полипропиленовые, капроновые и вискозные нити. Бумажный шпагат изготавливают путём скручивания одной, двух или трёх лент крафт-бумаги. По структуре шпагат бывает однониточным и многониточным. Многониточный шпагат изготовляют скручиванием нескольких нитей или пряж в направлении, противоположном направлению крутки исходной нити или пряжи. При изготовлении шпагата из полипропиленовых нитей допускается исходную нить не скручивать.

Фал капроновый - это шнур фаловый плетеный, многократного использования. Предназначен для серьезных работ, выдерживает большие нагрузки. Характеризуется как высосокпрочный и износостьйкий продукт. Используется в строительстве и промышленности. В основном это - оперции с грузами, применение в авиации, оснаска для судов и для применения в активном отдыхе. Так же его используют, как буксирочные троссы.

Фибрилляция — разрушение связей между отдельными фибриллами стенок растительных волокон, возникающее при проникновении воды в межфибриллярное пространство, а также под влиянием механических воздействий на клеточные стенки растительных волокон.

Хлопок — волокно растительного происхождения, получаемое из коробочек хлопчатника — растений рода Gossypium.

При созревании плода, коробочка хлопчатника раскрывается. Волокно вместе с семенами — хлопок-сырец — собирается на хлопкоприёмных пунктах, откуда его отправляют на хлопкоочистительный завод, где происходит отделение волокон от семян. Затем следует разделение волокон по длине: наиболее длинные волокна от 20—25 мм и есть хлопок-волокно, а более короткие волоски — линт — идут на изготовление ваты, а также для производства взрывчатых веществ

Тросами называются изделия, свитые из стальных проволок или свитые из растительных и синтетических волокон . На судах тросы применяются в качестве бегучего и стоячего такелажа, талей, швартовов и буксиров, стропов, сеток, бросательных концов и др. Из старых тросов изготовляются маты, кранцы, швабры и т. п. Каждое судно снабжается тросами в зависимости от своих размеров и назначения. В настоящее время растительные тросы практически вытеснены синтетическими.

Характеристиками троса, определяющими его эксплуатационные качества , являются прочность, гибкость, эластичность, масса и стойкость к воздействию внешних факторов - воды, температуры, солнечной радиации, химических веществ , микроорганизмов и т. д. Знание этих характеристик позволяет обеспечить надлежащий уход за тросами, их правильное хранение и использование на судне.
Прочность троса характеризует его способность выдерживать нагрузки на растяжение. Различают разрывную и рабочую прочность троса. Разрывная прочность троса определяется той наименьшей нагрузкой, при которой он начинает разрушаться. Эта нагрузка называется разрывным усилием. Рабочая прочность троса определяется той наибольшей нагрузкой, при которой он может работать в
конкретных условиях длительное время без нарушения целости отдельных элементов и всего троса. Эта нагрузка называется допустимым усилием. Его величина устанавливается с определенным запасом прочности. Обычно принимают, что рабочая прочность троса в 3 раза меньше его разрывной прочности.
Толщина троса измеряется в миллиметрах: растительных и синтетических по длине окружности, а стальных - по длине диаметра. Чем меньше толщина троса, тем легче и удобнее работать с ним.
Гибкость троса характеризует его способность изгибаться без нарушения структуры и потери прочности. Большая гибкость троса обеспечивает удобство и безопасность работы с ним.
Эластичность (упругость) троса - способность его удлиняться под нагрузкой растяжения и принимать первоначальные размеры без остаточных деформаций после её снятия. Эластичность троса - качество относительное. Например, трос с высокими упругими качествами удобен при изготовлении буксирных тросов, но будет плохо фиксировать положение судна у причала, если из него изготовить швартовы, и непригоден для стоячего такелажа.
Масса троса определяет трудоемкость работы с ним. Чем он прочнее и легче, тем удобнее с ним работать

Растительные тросы изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений (конопли, агавы, прядильного банана, хлопка и др.). По способу свивки они подразделяются на тросы тросовой и кабельной работы (рис. 5.1).
Изготовление любого растительного троса начинают с того, что из волокон свивают нити, называемые каболками. Из нескольких каболок свивается прядь, а несколько прядей, свитых вместе, образуют трос тросовой работы. В зависимости от количества прядей тросы бывают трёх-, четырёх- и многопрядные. Трос с меньшим количеством прядей всегда прочнее троса такой же толщины, свитого из
большего количества прядей, но уступает ему в гибкости. Трос кабельной работы получается путем свивки между собой нескольких тросов тросовой работы, которые в структуре такого троса называют стреднями. Трос кабельной работы уступает в прочности тросу тросовой работы такой же толщины, но он более гибок и эластичен. Чтобы трос не раскручивался и сохранял свою форму, свивку каждого
последующего элемента структуры троса делают в сторону, противоположную свивке предыдущего элемента.
На суднах морского флота наибольшее применение получили пеньковые, манильские и сизальские тросы.
Пеньковые тросы изготавливают из волокон конопли - пеньки. Существенными недостатками пеньковых тросов являются подверженность гниению и большая гигроскопичность. Для предохранения троса от гниения его пряди свивают из каболок, просмоленных древесной смолой. Такие тросы называются смолеными.

Манильские тросы изготавливают из волокон прядильного банана. Из всех растительных тросов они имеют наилучшие эксплуатационные характеристики .
Тросы обладают большой прочностью, гибкостью и эластичностью: при нагрузке, равной половине разрывного усилия , они удлиняются на 15 - 17% без потери прочности. Тросы намокают медленно и поэтому длительное время не тонут в воде, под воздействием влаги не теряют эластичности и гибкости быстро высыхают, мало подвержены гниению. Тросы имеют цвет от светло- жёлтого до золотисто-
коричневого.
Сизальские тросы изготавливают из волокон листьев агавы – тропического растения . Они обладают примерно такой же эластичностью, как манильские тросы, но уступают им в прочности, гибкости и влагостойкости. Мокрые сизальские тросы становятся хрупкими, имеют светло-жёлтый цвет.
В зависимости от способа изготовления и толщины растительные тросы имеют специальные названия: лини - тросы тросовой работы толщиной до 25 мм и тросы кабельной работы толщиной до 35 мм; перлини - тросы кабельной работы толщиной от 101 до 150 мм; канаты - тросы кабельной работы толщиной более 350 мм.
Лини большой прочности свивают из нескольких каболок высококачественной пеньки. Линь, свитый из низкосортной пеньки, называется шкимушгаром. Он идёт на изготовление матов, кранцев и других изделий. Лини, полученные путём плетения льняных нитей, называются шнурами. Плетёные шнуры гибки и эластичны. Они без больших наружных изменений и деформаций воспринимают крутящие усилия. Благодаря этим качествам шнуры используются для изготовления лаглиней и сигнальных фалов.

Стальные тросы изготовляют из оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,2 до 5 миллиметров. По конструкции стальные тросы делятся на три типа: одинарной, двойной и тройной свивки (рис. 5.2). Тросы одинарной свивки , называемые спиральными, состоят из одной пряди, в которой проволоки свиты по спирали в один или несколько рядов, обладают большой гибкостью. Применяются в различных приборах и механизмах, для накладывания бензелей и при проведении различных такелажных работах.

Тросы двойной свивки получаются путем свивки нескольких прядей вокруг одного общего сердечника, который может быть растительным или металлическим. Тросы двойной свивки называют тросами тросовой работы. Сердечник заполняет пустоту в центре троса и предохраняет пряди от проваливания к центру. В качестве сердечников применяются: стальная проволока , промасленные пеньковые и
другие растительные тросы тросовой работы, синтетические и асбестовые материалы. Сердечник обеспечивает плотность троса и сохранение его формы на изгибах при большом напряжении.
Органические промасленные сердечники предохраняют внутренние проволоки от ржавления и так же, как и синтетические сердечники, делают трос более мягким, гибким. Кроме центрального сердечника, многие тросы имеют органический сердечник внутри каждой пряди.

Для получения троса тройной свивки свивают между собой несколько тросов двойной свивки, которые в этом случае называют стрендями. Тросами тройной свивки называются тросы кабельной работы. Такие тросы изготавливаются из более тонкой проволоки , они значительно гибче, но в то же время слабее тросовых примерно на 25%. В основном используются в легких подъемных механизмах с навивкой троса на барабаны, для лопарей шлюпочных талей и т. п. Толстые тросы диаметром 40 - 65 мм идут на швартовы и буксиры. Стальные тросы выпускаются любой длины, но не менее 200 метров. Толщина стального троса определяется по его диаметру. Стальные тросы выпускаются намотанными на деревянные или металлические катушки. Каждая бухта (катушка) троса должна быть снабжена биркой и актом-сертификатом с указанием наименования троса, его длины, толщины и разрывной прочности, чистой массы (массы 100 м) и массы в упаковке (с катушкой), даты изготовления. Кроме того, указываются конструкция троса, характеристики проволоки, из которой изготовлен трос. При приемке должен производиться тщательный осмотр с контрольным замером толщины в нескольких местах. Не должно быть сплющенных прядей, оборванных или сломанных проволок. Оцинковка проволок не должна иметь повреждений или трещин.
Во время эксплуатации тросы необходимо смазывать не реже одного раза в три месяца. Тросы, хранящиеся на судне, смазывают не реже одного раза в год. При правильном уходе срок службы тросов стоячего такелажа практически не ограничен. Для тросов бегучего такелажа он равен 2 - 4 года.

Синтетические тросы изготавливают из полимерных материалов . В зависимости от марки полимера они подразделяются на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые. К полиамидным относятся тросы, изготовленные из волокон капрона, найлона (нейлона), перлона, силона, и других полимерных материалов. Полиэфирные тросы изготавливаются из волокон лавсана, ланона, дакрона, долена, терилена, и других полимеров. Материалами для изготовления полипропиленовых тросов служат плёнки или моно нити полипропилена, типтолена, бустрона, ульстрона и др.

По физико-механическим свойствам синтетические тросы имеют большие преимущества перед растительными. Они легче последних, значительно превосходят их по прочности. Например, разрывная прочность обычного капронового троса толщиной 90 мм в 2,5 раза превышает разрывную прочность манильского троса такой же толщины и более чем в 3 раза - сизальского и пенькового смоленого.
Синтетические тросы гибки и эластичны, влагостойки и в большинстве своем не теряют прочности при намокании и при изменении температуры воздуха, что позволяет использовать их при работе судна в различных климатических условиях . Тросы стойки к растворителях (бензину, спирту, ацетону, скипидару), не подвержены гниению и плесени.

Синтетические тросы имеют недостатки и особенности, которые необходимо учитывать при их эксплуатации. Полиамидные тросы повреждаются при воздействии солнечной радиации, кислот, олифы, мазута и др. Полиэфирные тросы разрушаются от соприкосновения с концентрированными кислотами и щелочами. Разрывная прочность полипропиленовых тросов снижается при температурах свыше +20°, а при отрицательных температурах понижается и гибкость. Все синтетические тросы при трении о поверхности деталей оборудования, а также в результате трения прядей и волокон между собой
внутри троса способны накапливать заряд статического электричества, который при разряде вызывает искрообразование, что опасно в пожарном отношении.
Наружные волокна недостаточно стойки к истиранию и могут оплавляться, особенно при трении о шероховатые поверхности. Синтетические тросы обладают большой эластичностью, что создаёт опасность для людей в случаи его обрыва.
Все синтетические тросы, как и растительные, теряют прочность под воздействием солнечных лучей , быстро «стареют», поэтому их длительное хранение надо осуществлять в помещениях или под чехлами, а просушивать в тени.
Загрязненные синтетические тросы необходимо промывать соленой морской водой . Также их необходимо периодически подвергать антистатической обработке - вымачиванию в течение суток в морской или просто соленой воде. Этим же целям будет способствовать и окатывание троса морской забортной водой.

трос на судне

Альтернативные описания

Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне

Трос для парусов

Судовой трос

Ограда на палубе судна

. «палубный забор»

Ограждение вокруг люка

Корабельный трос

Трос вдоль борта судна

Трос вдоль борта

Тросовое ограждение

Трос на бортах

Ограждение на судне

Трос для моряка

Трос вдоль борта корабля

Стальной трос на судне

Трос по борту

Канат-поручень

Канат вдоль борта

Спасательный трос по борту

Ограждение вдоль борта

Защищает от падения за борт

Судовое ограждение

Ограждение на палубе

Судовой канат

Не дает упасть за борт

Ограда на палубе

Канатное ограждение на судне

Палубное ограждение

Палубная ограда

Трос вдоль лодки

Бортик по борту

Ограда вдоль палубы судна

Ограждение палубы

Трос вдоль палубы

Трос для постановки парусов

Трос ограждения палубы

. «парапет» на судне

. «забор» на палубе

Ограждение вдоль бортов судна

. "Забор" на палубе

. "Палубный забор"

. "парапет" на судне

М. морск. веревка, туго протянутая в косом или лежачем положении: по лееру ходят стакселя (треугольные паруса); к лееру, вдоль рея, привязывается парус; на леерах сушат белье на судне; за леера, протянутые над реями, держатся люди, когда становятся, для отдания чести, по реям; леера же протягиваются вдоль палубы, во время сильной качки, и за них люди хватаются на ходу. Леерный, к лееру относящ

На ринге - канат, а что на судне

Веревка по бортам яхты

Ответ на вопрос в сканворде "Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне" состоит из 4 букв. Ответы на все сканворды с разбором по буквам вы всегда найдете на сайте сайт. База ответов пополняется каждый день. Удачи в игре!

Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне

Альтернативные описания

Генрих (1829-1904) российский военный теоретик и историк, генерал от инфантерии

Трос, натянутый по борту судна

Тросовое ограждение вдоль бортов судна, трюмных люков, трос по бортам спасательной шлюпки

Трос для парусов

Судовой трос

Ограда на палубе судна

Туго натянутый трос для крепления к ним парусов

. «палубный забор»

Ограждение вокруг люка

Корабельный трос

Трос вдоль борта судна

Трос вдоль борта

Тросовое ограждение

Трос на бортах

Трос на судне

Ограждение на судне

Трос для моряка

Трос вдоль борта корабля

Стальной трос на судне

На ринге - канат, а что на судне?

Трос по борту

Канат-поручень

Канат вдоль борта

Спасательный трос по борту

Ограждение вдоль борта

Защищает от падения за борт

Судовое ограждение

Ограждение на палубе

Судовой канат

Не дает упасть за борт

Ограда на палубе

Канатное ограждение на судне

Палубное ограждение

Палубная ограда

Перила, чтоб за борт не упасть

Трос вдоль лодки

Бортик по борту

Ограда вдоль палубы судна

Ограждение палубы

Трос вдоль палубы

Трос для постановки парусов

Трос ограждения палубы

. «парапет» на судне

. «забор» на палубе

Ограждение вдоль бортов судна

Туго натянутая веревка на судне, предохраняющая от падения людей за борт

Российский военный теоретик и историк, генерал (1829-1904)

. "Забор" на палубе

История применения верёвок в альпинизме берет свое начало с момента первых восхождений в Альпах в XVIII веке . Вначале это были кручёные льняные верёвки , которые выдерживали рывок до 700 кг и не могли обеспечить требуемую надёжность. Постепенно росла сложность альпинистских маршрутов, изменялись технологии производства, в 1950-х годах начали применяться синтетические верёвки, что привело к появлению динамических верёвок и новых методов страховки (нижняя глухая страховка , подробнее см. страховка). В г. фирма «Edelrid» впервые применила плетёную веревку (верёвку кабельной конструкции ; подробнее о строении верёвок см. трос).

Типы верёвок

Материалы

Альпинистские верёвки изготовляются в основном из полиамида (нейлон , капрон - прочны, эластичны, износостойки, достаточно устойчивы к влаге и к воздействию химических веществ кроме кислот). Иногда применяется также полиэстер (менее эластичен и верёвка плохо держит узел), редко кевлар (верёвки из кевлара самые прочные, но наименее долговечные и плохо держат узел).

Кручёные и плетеные верёвки

В настоящее время существует два типа веревок: кручёные и плетеные (веревки кабельного типа). Обычно, при одинаковом материале и одинаковой толщине, крученая верёвка, в сравнении с плетёной, имеет лучшие прочностные и динамические характеристики. В то же время, благодаря тому, что плетёная верёвка имеет несущую сердцевину и защитную оплётку, она лучше защищена от механических повреждений и неблагоприятного воздействия солнечного света . У типичной верёвки такого типа сердцевина состоит из нескольких десятков тысяч синтетических нитей. Они распределены в два, три или более прямых, плетёных или кручёных жгута, в зависимости от конкретной конструкции и требуемых эксплуатационных характеристик. Например, сердцевина динамической верёвки типа «Classic» производства «Edelrid» состоит из 50400 нитей толщиной 0,025 мм, а её защитная оплетка из 27000 нитей. Плетёные верёвки также более удобны для завязывания узлов .

Защитная оплётка верёвок для альпинизма обычно окрашена. Цвета могут быть самые разные, но всегда яркие, что создает удобство при работе с двумя и более верёвками. Оплетка большинства спелеологических верёвок и «технических» верёвок - белая.

Диаметр верёвки

Диаметр динамических и статических верёвок, производимых большинством специализированных фирм, чаще всего лежит в пределах от 9 до 11 мм. Диаметр технических верёвок, применяемых в промышленном альпинизме, - 10-12 мм. Во время соревнований судейская страховка может производиться 12-, 14- и 16-миллиметровой верёвкой.

Важно: в практической работе толщина верёвки имеет отношение только к общему весу, гибкости, удобству обращения и т. п. и не является показателем надежности веревки (см. ниже).

Динамические и статические верёвки

Фактор (коэффициент) падения

Фактор падения определяется отношением высоты падения к длине верёвки, которая его задерживает.

Максимально возможный (и самый неблагоприятный) фактор падения это 2, когда точка срыва находится на длину верёвки выше, чем точка страховки. При срыве с уровня точки страховки фактор падения равен 1.

Примечание: Динамическими называются нагрузки, которые быстро изменяются по величине и направлению.

Основная отличительная черта, определяющая вид данной верёвки, это её динамические качества - способность удлиняться под нагрузкой. Ещё при конструировании верёвки в зависимости от желаемых эксплуатационных свойств задается способность к удлинению как в процессе нормального употребления, так и при поглощении динамического удара. В соответствии со степенью удлинения под нагрузкой, а также целями, для которых она производится, верёвка подразделяется на два основных вида: динамическая, или альпинистская верёвка и статическая, или спелеоверёвка.

Динамические верёвки

Основное свойство динамических верёвок - это способность амортизировать динамический удар, возникающих при срыве с фактором падения больше 1 (см. врезку). Производится в основном для нужд альпинизма. Их основные качества определяются нормами UIAA .

Требования UIAA и EN892 (европейские требования) для динамической верёвки:

  • Сила рывка должна быть не более 12 кН при факторе рывка 2 с весом 80 кг (55 кг для полуверёвки или двойной верёвки);
  • Верёвка должна выдерживать не менее 5 рывков с фактором рывка 2 и весом, указанным выше;
  • Удлинение не должно быть более 8 % под грузом 80 кг (для полуверёвки не более 10 % под грузом 80 кг);
  • Гибкость при завязывании узлов - коэффициент гибкости (диаметр верёвки/диаметр верёвки внутри узла при нагрузке 10 кг) должен быть не более 1,2;
  • Смещение оплетки верёвки относительно сердцевины - 2 метра веревки протягивают через специальное устройство 5 раз. Смещение оплетки верёвки относительно сердцевины должно быть меньше 40 мм;
  • Маркировка должна указывать тип верёвки (одинарная, полуверёвка или двойная верёвка), изготовителя и CE-сертификат.

Для проверки динамических верёвок применяют тест «Dodero». Лучшие образцы верёвок выдерживают до 16 рывков.

Недостатки

Динамически верёвки бывают следующих типов:

Одинарная динамическая верёвка или основная верёвка

Одинарным (основным) называется такой тип динамической веревки, который по своей конструкции предназначен для использования для страховки при свободном лазании и обладает необходимыми качествами для надежного задержания падения с максимальным фактором 2. Толщина основной верёвки чаще всего от 10,5 до 11,5 мм. При продвижении верёвка последовательно прощелкивается в карабины промежуточных точек страховки.

Достоинства
  • Одинарная верёвка наиболее долговечная в использовании, более простая в работе;
  • Она легче, чем две полуверёвки (но тяжелее сдвоенной верёвки).
Недостатки
  • В отличие от сдвоенных верёвок менее защищенная от перебивания камнями, льдом или от обрезания об острый край скалы;
  • Необходимо следить, чтобы при прохождении через промежуточные точки она не делала больших перегибов, так как при этом возрастает трение при её прохождении, верёвку трудно выбирать, это может привести к срыву, замедляет работу первого в связке;
  • При прохождении через много карабинов во время срыва из за трения верёвка может не удлинится и динамические свойства могут не проявляться в полной мере.

Чтобы избежать этого необходимо использовать оттяжки , страховочные точки располагать более оптимально, спрямляя ход верёвки.

Полуверёвка

Полуверёвкой называется динамическая верёвка, которая обязательно должна быть сдвоена при страховке. У одиночной полуверёвки нет необходимых качеств для того, чтобы выдержать падение с фактором 2. Полуверёвки имеют толщину 8.5-10 мм. При использовании системы из двух полувёревок они поочерёдно встегиваются в разные карабины и разные точки страховки, образуя две параллельные дорожки. Полуверёвки вщелкивают в карабины поочередно, распределяя одну веревку справа по ходу движения, другую - слева. Не допускается перехлест веревок. Обычно используют полуверевки разных цветов.

Достоинства
  • Каждая верёвка встёгивается в меньшее число карабинов;
  • При использовании двух полуверёвок уменьшается трение в карабинах и о рельеф, что помогает при работе на сложных маршрутах.
  • Они более защищены от перебивания, хотя каждая верёвка менее надежна сама по себе и быстрее выходит из строя из-за повреждений оплетки;
  • Удобна при спуске дюльфером (скоростном спуске) - не нужно нести ещё одну верёвку. Одна верёвка применяется для спуска, другая для страховки.
Недостатки
  • Приемы страховки более сложные, чем для одинарной верёвки и от страхующего требует большего опыта и внимания. При нижней страховке надо следить, чтобы в каждой из верёвок не было провисания. При вщелкивании верёвки в карабин промежуточной точки первый в связке выбирает одну из верёвок. Страхующий должен оперативно выдать её и в случае необходимости - срочно выбрать в первоначальное положение. При этом расположение другой ветви верёвки не меняется;
  • Пара из двух верёвок более тяжелая по сравнению с одинарной верёвкой;
  • Менее долговечная.

Сдвоенная веревка

Сдвоенная (двойная или цвилинговая) верёвка - используют как одинарную, прощелкивают одновременно обе верёвки в каждый карабин. Диаметр сдвоенной верёвки 7.8-9 мм. Согласно некоторым авторам сдвоенную верёвку нужно прощелкивать в точку страховки через разные карабины, так как при срыве верёвки могут защемить друг друга и перебиться.

Достоинства
  • Её легче выбирать первому в связке (2 тонкие верёвки легче проходят через карабины и рельеф);
  • Её удобно использовать при дюльфере;
  • Легче, чем одинарная и двойная верёвка.
Недостатки
  • Она более тонкая и легче повреждается;
  • Её нельзя использовать для перил.

Статические верёвки

Во второй половине 1960-х годов в практику спелеологии и альпинизма вошли два новых приспособления - спусковое устройство и самохват (жумар). Их быстрое и широкое распространение всего за несколько лет полностью изменило технику прохождения вертикальных пещер. После того как верёвка стала основным средством не только страховки, но и подъема, её большая эластичность, полезная для страховки, сразу превратилась в её основной недостаток (см. недостатки динамических верёвок). Все это потребовало создания верёвки с малой степенью удлинения, которая получила наименование статической . Такая верёвка производится прежде всего для целей спелеологии, и потому ещё называется «спелеологической».

Как подсказывает само название, статическая верёвка имеет ограниченную эластичность и не предназначена для амортизации больших динамических нагрузок. Статическая веревка может выдержать падение с фактором меньше 1.

Особенности статической верёвки

  • Статическая верёвка применяется для фиксированной навески, то есть для провески колодцев и устройства перил;
  • Из-за более низкой степени удлинения её способность поглощать энергию ниже, а пиковые динамические нагрузки значительнее. Они превышают 1000 кгс при падении груза весом 80 кг с фактором , равным всего 1, в то время как для динамической веревки это значение редко превышается даже при падении с самым высоким фактором - 2.
  • Чем меньше эластичность верёвки, тем меньше допустимый фактор падения ;
  • Статическая верёвка может применяться для страховки партнера только при условии, что страховка осуществляется сверху.

Требования prEN 1891 (европейские требования) для статических верёвок:

  • Сила рывка должна быть меньше 6 кН при факторе рывка 0.3 и весе 100 кг;
  • Верёвка должна выдержать как минимум 5 рывков с фактором падения 1 и весом 100 кг, с узлом «восьмёрка» ;
  • Удлинение, возникающее при нагрузке от 50 до 150 кг, не должно превышать 5 %;
  • Коэффициент гибкости при завязывании узлов (диаметр верёвки/диаметр верёвки внутри узла при нагрузке 10 кг) - должен быть не более 1.2;
  • Смещение оплётки верёвки относительно сердцевины - 2 метра верёвки протягивают через специальное устройство 5 раз. Смещение оплётки верёвки относительно сердцевины должна быть не более 15 мм;
  • Вес оплётки верёвки должен быть не больше определённой доли от общей массы верёвки;
  • Статическое усилие на разрыв - верёвка должна выдерживать не менее 22 kN (для верёвок диаметром 10 мм и более) или 18 kN (для 9 мм верёвок), с узлом «восьмёрка» - 15 кН.
  • Маркировка - на концах верёвки указывается тип верёвки (A или B), диаметр, изготовитель.

Статические верёвки бывают 2 типов:

Тип A

Тип A - используется для высотных и спасательных работ, а также для спелеологии.

Тип Б

Тип B - верёвка меньшего диаметра и расчитана на меньшую нагрузку, чем верёвка типа А. Может использоваться только для спуска (дюльфера).

Статико-динамическая верёвка

Стремясь в одной верёвке объединить свойство динамических и статических верёвок, конструкторы нескольких фирм разработали её разновидность - так называемую статико-динамическую верёвку .

Статико-динамическая верёвка тоже имеет кабельную конструкцию, но состоят из трех конструктивных элементов: двух различных по своим динамическим качествам несущих сердцевин и защитной оплётки. Центральная сердцевина статико-динамических верёвок состоит из полиэстерных или кевларовых волокон. Она предварительно натягивается до определённого предела, чтобы уменьшить её возможность удлиняться под нагрузкой. Вторая сердцевина, оплетённая вокруг центральной, сделана из полиамидных волокон, которые более эластичны, чем полиэстерные или кевларовые. Волокна защитной оплётки тоже полиамидные.

Идея, заложенная в этой конструкции, такова: при нормальном употреблении, то есть при спуске и подъеме, нагрузку воспринимает целиком менее эластичная сердцевина, и поведение верёвки до нагрузки 650-700 кг статично. При нагрузке свыше 700 кг эта сердцевина рвется и при этом поглощает часть энергии падения. Оставшаяся часть её поглощается вступающей в действие значительно более эластичной полиамидной сердцевиной.

Разное

Прочность верёвок

Величины объявленной прочности на разрыв, гарантируемые производителями, очень внушительны - от 1700 кг для 9-миллиметровой верёвки до 3500 кг для 14-миллиметровой и больше. Однако многие факторы снижают прочность верёвок и не следует ориентироваться на эти цифры:

  • Перегибание в узлах - в зависимости от узла, прочность верёвки ослабевает на 30-60 % (от 30 % для узла девятка до 59 % для узла встречный проводник). Силы, действующие на нагруженную верёвку без узлов, распределяются равномерно по всему её поперечному сечению. Если верёвка перегибается, силы при нагружении распределяются неравномерно. Часть нитей, находящихся на внешней стороне дуги, натягивается довольно сильно. В зоне перегиба возникают и поперечные усилия, которые суммируются с продольными и дополнительно нагружают нити верёвки. Чем сильнее она изогнута, тем в большей степени уменьшается её прочность;
  • Влияние воды и влажности - Поглощение воды полиамидными волокнами, из которых состоит веревка, значительно. Испытания с узлами показали, что влажная верёвка на 4-7 % слабее сухой. При замерзании мокрой верёвки её прочность уменьшается ещё больше, до 18-22 %. Влажные кевларовые верёвки слабее на величину до 40 %.;
  • Старение - под влиянием фотохимических и термических процессов, как и вследствие окислительного воздействия воздуха полимеры подвержены непрерывному прогрессирующему необратимому процессу - деполимеризации или старению. Деполимеризация особенно быстро идет в первые месяцы после производства, потом процесс замедляется. Процессы старения протекают независимо от того, эксплуатируется верёвка или нет. Процесс особенно интенсивно идет под влиянием тепла и света.
  • Износ при использовании - в результате механических воздействий, которым верёвка подвергается в процессе эксплуатации, одновременно со старением изнашивается и физически. Особенно большой вклад в уменьшение прочности дает абразивное действие вследствие трения. Особенно неблагоприятное воздействие, которое способствует интенсивному износу верёвки, оказывает спусковое устройство замусоренное глиной , грязью и т. п. Даже при слабом загрязнении глиной в течение короткого времени прочность уменьшается примерно на 10 %.

Все вышеизложенные факты приводят к тому, что практическая прочность у верёвки, бывшей в употреблении может быть значительно меньше заявленных значений. Например, выпускавшиеся в 1981-82 годах спелеоверевка «Edelrid-Superstatic» имеет объявленную прочность 2500 кгс. После 5 лет эксплуатации её практическая прочность составила менее 700 кгс.

Масса верёвки

Масса верёвки зависит от толщины. Её величина измеряется в стандартных условиях (влажность воздуха 65 %, температура 20 °C) и указывается производителем в паспорте верёвки (в граммах на метр). Обычно масса составляет от 52 до 77 г/м в зависимости от толщины и конструкции. Влажная верёвка тяжелее на величину до 40 % от её первоначальной массы. Сейчас для спелеологии применяются импрегнированные верёвки, которые меньше намокают («Drylonglife», «Everdry», «Superdry»).

Хранение

  • Верёвку следует хранить в сухом, темном, прохладном месте, желательно в чехле.
  • Её нельзя держать в растянутом состоянии, при этом теряются её эластические свойства.
  • Если верёвка загрязнилась - её нужно постирать специальным средством (или просто тщательно прополоскать в холодной воде), после чего, хорошо промыв от моющего средства, сушить в разложенном (не растянутом) состоянии.
  • Не подвергать веревку химическому и тепловому воздействию. Надо знать, что ультрафиолетовое излучение слабо влияет на прочность хорошей веревки, но любой источник тепла портит и разрушает синтетические волокна. Нельзя сушить верёвку около отопительных приборов или под жарким солнцем.
  • Внимательно осматривать веревку на наличие повреждений оплетки или внутренних повреждений, особенно перед использованием. При наличии повреждений - заменить веревку или обрезать поврежденный участок.
  • После сильных рывков верёвку желательно заменить (в паспорте указывается, на сколько рывков с каким фактором рассчитана верёвка).
  • Использовать верёвку можно 2 года, но не более 5 лет с момента выпуска. При этом происходит старение волокон и их деполимеризация. После 5 лет её свойства могут измениться, и она не будет удовлетворять нормам UIAA . В книге Г. Хубера «Альпинизм сегодня» приводится следующий критерий продолжительности использования веревки - 11-мм веревку использовать не более 300 длин лазания.

Длина верёвок

В альпинизме существует единица измерения длины сложного склона - верёвка. Классически она равняется 40 метрам, это расстояние комфортной слышимости, а зачастую и видимости членов связки, однако такая длина веревок практически полностью потеряла свою актуальность уступив место верёвкам - по 50 м. Последние веяния в альпинизме, развитие страховочных устройств, средств связи, увеличение сложности маршрутов, приводят к распространению 60 метровых веревок, а Европейским стандартом для новых маршрутов являются веревки по 70 метров.

См. также

Литература

  • Захаров П. П., Инструктору альпинизма, ISBN 5-8134-0045-1
  • О. Кондратьев, О. Добров , Техника промышленного альпинизма, ISBN 5-8479-0038-4

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости