Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

«Русская прялка»

интерактивное занятие-экскурсия в 5-х классах СОШ

(внеклассное мероприятие)

Разработка мероприятия: Джамиева Ольга Вячеславовна

учитель изобразительного искусства

МОУ «СОШ № 34 с УИП» г. Саратов

[email protected]

    Название занятия: «Русская прялка», внеклассное мероприятие по изобразительному искусству к теме «Конструкция, декор предметов народного быта и труда», 5 класс, по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Цель урока:

Задачи:

личностные: воспитывать в ребёнке эмоционально-ценностное отношение к своим корням, истокам, фольклору; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений народного искусства; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

метапредметные: учить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; прививать желание общаться с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений декоративно-прикладного искусства;использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, музыка, театр); формировать мотивацию организовывать самостоятельную деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла.

предметные: формировать представление о музеях, в частности, о школьном музее; развивать способность высказывать суждения об особенностях произведений декоративно-прикладного творчества; учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре прялок; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки.

    Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; экспонаты школьного этнографического музея – самопрялки и русская ручная прялка, мочесник, веретёна; детские работы прошлых лет по теме «Русская прялка».

    Форма проведения: интерактивное занятие-экскурсия с элементами литературно-музыкальной композиции, интегрированный урок формирования новых знаний (внеурочная деятельность).

    Место проведения: МОУ «СОШ № 34 с УИП», областной семинар для учителей ИЗО в рамках курсов повышения квалификации СарИПКиПрО.

    План проведения

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Вступительная часть

Начало демонстрации (презентация в режиме демонстрации), слайд 1, подведение учащихся к формулировке темы

Учащиеся называют тему занятия

Прялки в музеях

Начало рассказа о прялках, демонстрация слайдов 2-6 Демонстрация школьных музейных экспонатов

Учащиеся рассматривают экспонаты

Знакомство с ручной прялкой

Показ слайдов 7-14

Получают представление о русской ручной прялке (новые знания)

Типы и росписи прялок

Показ слайдов 15-23

Получают информацию о художественной составляющей русской прялки (новые знания)

Викторина

Демонстрация слайдов 24-27, учитель задаёт вопросы, правильность ответов проверяется с помощью гиперссылок на слайдах

Учащиеся отвечают на вопросы (закрепление нового материала)

Разыгрывание сцены посиделок

Демонстрация слайдов 28-37. Создание настроения для мотивации к формированию творческого замысла при помощи включения в занятие фольклорной игры и песни

Получают представление об использовании прялки в русском быту. Эмоционально раскрепощаются

Заключение

Слайд 38, загадывание загадок. Слайд 39 – рефлексивный экран

Ученики отгадывают загадки, по кругу продолжают фразы с экрана (рефлексия)

Примечание: после урока-экскурсии, проведённого как внеклассное мероприятие, проводится урок применения знаний на практике.

    Практическая реализация

В проведении мероприятия задействованы учащиеся средних классов (ведущие), учащиеся младших классов (фольклорный ансамбль). Мероприятие проходит в просторном помещении (актовый зал). На стенах вывешены работы учащихся прошлых лет по теме «Русская прялка» (роспись). Сцена подготовлена для инсценировки посиделок. Расставлены экспонаты школьного этнографического музея. На экране демонстрируется презентация (в презентации использована система гиперссылок).

Слайд 1 (на презентации в режиме демонстрации)

Ведущие:

Как из белых мхов, из того ли сруба дубового,
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного,
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Донце, кудель…Незнакомые нам слова. Сегодня на нашем уроке-экскурсии мы сможем узнать значение многих незнакомых слов. Может кто-то уже догадался, на чём же выпрядала девица свою нить?…..

Слайд 2 Конечно на прялке! Догадались, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О прялке. Подвести детей к определению «русской»). Что ж, начнём нашу экскурсию!

Слайд 3 Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших русских музеях, ни одна не повторяет другую. Каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Наибольший интерес представляют русские ручные прялки, так как до 16 века только они были распространены по территории страны.

Слайд 4

Коса звенела и косила травы,

Не сомневаясь, что имеет право!

А прялка – колесом своим вертела,

Пряла кудель исправно, как умела...

(Наталия Веденеева «Весёлая прялка»)

Слайд 5

С появлением самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

Слайд 6

В нашем школьном музее вы можете видеть 2 самопрялки: русская (стояк) и чухонка (лежак). У русских колесо располагается перпендикулярно полу (вертикально), у чухонок – под углом. А так же у нас есть русская ручная прялка. (Демонстрируются экспонаты школьного музея).

Слайд 7

Именно с ручными прялками мы с вами сегодня познакомимся поближе.

Итак, в нашем обыденном восприятии, прялка – простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Так ли всё просто на самом деле?

Слайд 8

Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Ручное прядение было очень медленным. К верхней части прялки – лопати, привязывалась кудель, а на донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.

Слайд 9

Вы услышали новые слова: лопать, донце, кудель. Может кто-то из вас знает, что они означают?..... Давайте познакомимся с устройством ручных прялок поближе, а заодно и узнаем смысл многих незнакомых нам слов.

Слайд 10

Вертикальная часть прялки состоит из лопаски (лопати) и ножки (шейки, стояка). Наверху лопаски часто имеются резные украшения – городки, а внизу – так называемые «серьги». На столбике – стояке нередко присутствует «яблоко». Нижняя, горизонтальная часть – донце прялки.

Слайд 11

Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника, трапеции, ромба) различных размеров. Лопаску называют еще «лопаткой» (Вологодская и Архангельская губерния) или «головкой» (Костромская губ.). В некоторых губерниях вместо лопаски использовался гребень. Ножка прялки имеет чисто конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она бывает также различных форм – плоская, в виде столба, прорезная. Донце представляет собой нижнюю часть прялки – доску, предназначенную для сиденья и фиксирования прялки.

Слайд 12

Пряха сидит, обыкновенно, на краю донца. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель – обработанное льняное волокно.

Слайд 13

«На осине сижу, сквозь клёну гляжу, березу трясу». Может, кто-то догадался, о чём эта загадка?.... Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы – «на осине сижу», гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена – «сквозь клёну гляжу», ну а веретено было березовым – «берёзу трясу».

Слайд 14

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Слайд 15

Типы и росписи прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера украшались цветной росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Слайд 16

В центре прялки чаще всего изображали круг, олицетворяющий солнце. Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части: «городки», – обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца, на ножке – изображение ночного подземного солнца. На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков или квадратов, символов земли. Все вместе древние образы повествуют о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечности и гармонии.

Слайд 17

Давайте посмотрим с вами на разнообразный мир северной русской прялки. Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. По краям внизу – «серьги». В мотивах росписи – цветы, птицы.

Слайд 18

Расписанные на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Слайд 19

В росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы. Основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Слайд 20

Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета – черный и красный. Для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета

Слайд 21

Прялки Ярославской и Костромской губерний называются «теремковые прялки». Они имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.

Слайд 22

Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца. Городец – город в Нижегородской губернии. Городецкие прялки состояли из двух частей – донца и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.

Слайд 23

Итак, вы увидели, насколько разнообразна форма и роспись прялок. Понравилось? Попробуете ответить на несколько вопросов?

Слайд 24

Викторина

Слайд 25

    Из каких частей состоит прялка? (Из вертикальной – лопаска и ножка, и горизонтальной – донце. Есть ещё резные украшения – «городки», «серьги», «яблоко»).

    Для чего служит донце? (Для сидения на прялке, этим прялка фиксируется в неподвижном состоянии).

    Одинакова ли форма лопаски у прялок разных губерний? (Разная. Есть широкая, есть вытянутая. А есть зауженная кверху).

    Какие символы используются в росписи прялок? (Древние символы солнца, земли, воды).

Слайд 26

    На каких прялках есть резные украшения «городки», «серьги»? (На архангельских прялках).

    Какие прялки почти полностью покрыты растительными орнаментами? (Северодвинские).

    Какие сюжеты мы увидели на борецких прялках? (Свадебные кареты, хоромы, сказочные птицы, львы).

Слайд 27

    А на каких прялках присутствуют необычные тонконогие кони? (На мезенских).

    В каких губерниях бытовали «теремковые прялки»? (В Ярославской и Костромской).

    И последний вопрос – в чём особенность городецких прялок? (Использование гребня вместо лопаски. Расписное донце использовалось для украшения избы).

Молодцы! Вы очень внимательно смотрели и слушали, и поэтому смогли ответить на эти не совсем простые вопросы. А мы вам сейчас расскажем и покажем, как в старину бывало!

Слайд 28

(На сцену выходят участники фольклорного ансамбля и занимают заранее подготовленные места, берут в руки рукоделие, садятся за прялки и т.д. Участвуют в рассказе ведущих).

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Слайд 29

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".

Слайд 30

Пряди, моя пряха,

Пряди, раскудряха.

Пряла бы я, пряла,

На меня лень напала.

Меня в гости звали

К соседу в беседу.

У нашего соседа

Весела беседа.

(Народная песня)

Слайд 31

Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, «беседы» или «супрядки», – веселые вечеринки. Собирались долгими зимними вечерами в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.

Слайд 32

Сядет девушка за прялку,

Перед ней куделька льна;

Крутят пряжу и товарки

У лучинушки – огня.

Песня льётся, вьётся нитка,

Чуть стучит веретено,

Скрипнет, разве что, калитка,

Хоть давно уже темно.

(Геннадий Дергачёв «Лён – доля женская»)

Слайд 33

В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светèц ставили, лучину зажигали.

Светèц – девичья отрада (радость). Светèц – деревянный или железный столбик с рогатиной наверху, поэтому его ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцòм обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светèц украшала резьба. Глядели девушки на него и мечтали о своём будущем.

Слайд 34

В избушке, распевая, дева

Прядёт, и. зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

(А.С. Пушкин)

Слайд 35

На лавку рядом ставили лукошко с клюквой, брусникой, рябиной. Во время работы девушки нередко ещё и пели, и во рту у них пересыхало. Кислая ягода же способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и лён прясть. А ребятишкам тоже есть дело: менять лучины, догоревшие – в кадку с водой бросать.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко,

серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

(Ансамбль исполняет северные страдания «Уж ты, прялице-кокорице моя»).

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, милёночек,
С тальянкой под окно.
(Частушка, Холмолгорский район)

Слайд 36

Вскоре в избу приходили и парни, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками.

(На сцену выходят мальчики, во время слов ведущих разыгрывается сценка).

Слайд 37

Вечеринка часто начиналась с того, что парни подходили к избраннице и садились рядом с ней на прялку. А в Смоленской губернии еще в конце XIX в. существовало поверье, что если девушка во время посиделок незаметно для парня добьется, чтобы он сел на донце ее прялки, то он «сядет с ней и на хозяйство», т.е. будет связан узами брака».

Сядь-ко, миленький, за прялочку, за точену мою.

Веретенышко сломаешь, я тальянку разобью.

(Каргопольские страдания)

Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

(Ансамбль исполняет северные страдания).

Слайд 38

А теперь проверим, что вы усвоили?

По локоть – мохнато,….. (шерсти пучок, как раз с локоток – кудель).
По локоть – голо,…… (дальше – голая доска, не длиннее локотка – лопаска).
По локоть – под себя ушло…… (донце).

Отгадаете ли вот такую – «прядельную» загадку? «Стоит дом в 12 окон. В каждом окне по 4 девицы. У каждой девицы по 7 веретен. У каждого веретена свое имя». Кто отгадал? (Год, месяцы, недели, дни).

Слайд 39

И прежде, чем закончить наше занятие, давайте оценим, как прошёл наш урок. На слайде вы видите начало фраз. По очереди выберете любое из них и продолжите так, как считаете нужным.

(Учащиеся по кругу выбирают фразы и продолжают их).

Спасибо всем за участие в нашем занятии.

    Анализ итогов мероприятия

Мероприятие «Русская прялка» было организовано на базе МОУ «СОШ № 34» г. Саратов и проходило во время проведения областного семинара для учителей изобразительного искусства в рамках курсов повышения квалификации Саратовского института повышения квалификации и профессионального образования.

Целью проведения данного мероприятия было показать единство пользы и красоты прялки, дать представление о многообразии мира русской ручной прялки на примере русских северных и волжских прялок с использованием нетрадиционных форм урока.

Проведение внеклассного мероприятии «Русская прялка» поставило решение личностных, метапредметных и предметных задач в соответствии с ФГОС для пятых классов СОШ.

Мероприятие явилось заключительным этапом изучения темы «Конструкция и декор предметов народного быта» по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.

Материал мероприятия структурно выстроен, включает в себя историю русской прялки, ее использование в быту, возникновение росписи. Для более полного и интересного усвоения детьми, основной материал дополнен литературными и музыкальными материалами. Для большей наглядности использован видеоряд. Для закрепления полученных знаний было предусмотрено проведение викторины.

Положительными моментами явились вовлечение в мероприятие детей и соединение разновозрастных групп учащихся. Их взаимодействие дополняло и обогащало друг друга. С помощью детей была воссоздана атмосфера русских посиделок, для чего использовались народные костюмы, инструменты, прялки и другие предметы народного быта.

Участвующие в мероприятии школьники, как артисты, так и зрители, восприняли его эмоционально положительно.

В целом, мероприятие получило много положительных откликов присутствующих на нем учителей изобразительного искусства.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: результатом проведения внеклассного мероприятия стало более полное усвоение учащимися урочной темы, более близкое знакомство с культурой своего народа, эстетическое оценивание произведений народного творчества; долгосрочным результатом явилось применение детьми полученных знаний в собственной художественной деятельности.

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. : ил.

    Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.

    Круглова О. Народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.

    Василенко В. М Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.

    Основы художественного ремесла. М., 1979.

    Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984.

    Декоративно-прикладное искусство//

    Народный костюм. Украшение прялок//

    Академик. Энциклопедический словарь//

    Библиотека собраний русского народного искусства//

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ: ПРЯЛКА

"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ничто так не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелиениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Нитки пряли из льна, овечей шерсти.

Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному — престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Итак, ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку или лопать.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялка, кудель и веретено

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Грязовецкие прялки (Вологодский район)
Грязовецкие прялки иногда по резьбе покрывались росписью масляными красками. Это была или многоцветная раскраска, или очень часто кистевая роспись цветочного рисунка. Судя по датам на прялках, эти произведения относятся ко второй половине 19 века. Прялки западной части очень многокрасочны, они расписаны яркими открытыми цветами. Очень напряженна и собранна по колориту роспись прялок центральной части района. Прялки восточной части чаще всего красили в два-три цвета: на цветном, обычно красном, фоне узор с резьбой покрывали желтовато-охристым тоном, отчего он выглядел, как драгоценная вставка. Прялки, украшенные росписью поверх резьбы, в Грязовецком районе встречаются гораздо чаще, чем прялки нераскрашенные. Лопасть прялки из деревни Мокеево украшена не только трехгранновыемчатой резьбой, но и росписью. В центре лопасти написан красный тюльпан. Фигурная ножка прялки выглядит нарядным стеблем, как бы поддерживающим цветок. В этой вещи исключительно удачно сочетаются две техники.

Северодвинская расписная прялка-копыл по своей конструкции очень близка к вологодскому типу, хотя и несколько уступает ему в размерах. Главной отличительной особенностью прялок этого типа является графическая белофонная роспись или «роспись с контуром», при которой мастер не производил самостоятельных мазков, а только заполнял предварительно оконтуренные части плоскости.

Исследователи разделили северодвинскую роспись на три самостоятельных типа: пермогорскую, ракульскую и борецкую. На основе последней на рубеже XIX-XX веков развились еще две разновидности местной росписи - пучужская и нижнетоемская.

Самой значительной среди них является ПЕРМОГОРСКАЯ роспись, которая включает в себя изделия мастеров из деревень гнезда Мокрая Едома. Основу ее составляет мелкий растительный орнамент, среди которого размешены различные сцены крестьянского быта. Фасадная сторона лопасти пермогорской прялки разделялась либо на два, либо на три «става». В двухставной схеме вверху обычно размешалась райская птица Сирин, обрамленная зубчатой розеткой, внизу - сцены чаепития либо катания. Обратная сторона лопасти оформлялась всегда одинаково: внизу - растительный узор, вверху - пустая орнаментальная рамка, которая закрывалась куделью.

На трехставной лопасти вверху чаще всего изображались лев и единорог, в центре - супрядки, внизу - катание на конях. На обратной стороне - застолье. В колористической гамме пермогорской росписи преобладают красный и желтый цвета на белом (иногда желтоватом) фоне.

Вторым по значению видом северодвинской росписи являлись росписи БОРЕЦКИЕ, НИЖНЕТОЕМСКИЕ и ПУЧУЖСКИЕ, названные так по районам их изготовления: деревня Первая Жерлыгинская в устье Нижней Тоймы, село Пучуга и деревня Скобели, Нагорье, Городок, Фалюки и др. (пристань БОРОК). Как уже отмечалось, пучужские и нижнетоемские росписи развились на рубеже XIX-XX веков на основе борецкой.

Если в пермогорской росписи растительный узор размещался на лопасти произвольно, несимметрично, то в борецких прялках он компановался по строго обозначенной схеме. В трехставной лопасти вверху обычно изображались окна («став с оконцами»), в центре - полукруглая арка и внизу - сцена катания («став с конем»). На обратной стороне внизу помешались различные жанровые сцены, вверху - пустая, пышно орнаментированная рамка из гибких стеблей.

Растительный узор на борецких прялках так же, как и в Пермогорье, доминировал, но здесь он вырисовывался более мелко, утонченно и почти всегда делался красным цветом. Кроме того, в декоре прялок этого типа широко применялось золото. Оформление борецких и пучужских прялок практически идентично, отличить их друг от друга можно только по узору на ножке: на борецких стебель прямой, на пучужских - извивающийся. В свою очередь, отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко ракрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти - зеркальце для пряхи.
Центральная часть лопаски - это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе - характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
На обратной стороне прялки - сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.

И, наконец, третьим центром северодвинской росписи являлась деревня Ульяновская Черевковского района, расположенная на реке Ракулке (отсюда название росписи - «ракульская»). Ракульские прялки по своей высоте значительно превосходили борецкие и пермогорские. По внешнему виду их невозможно спутать ни с какими другими: невысокая ножка, расширяясь почти от самого основания овальными уступами, переходит в длинную и узкую лопасть с четырьмя городками. В нижней части лопасти всегда изображалась птица, вписанная в орнаментированный квадрат, в верхней - ветка S-образной формы с крупными листьями и пучками черных усиков.

Ракульские прялки, в отличие от борецких и пермогорских, имели характерный желто-охристый цвет

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Наиболее распространенным сюжетом на прялках мезенского типа, является изображение «одинокого коня». Культ коня, игравшего незаменимую роль в жизни людей, нашел широкое отражение различного рода источниках – письменных, этнографических, фольклорных. Возможно, это связано с существующей у коми–пермяков космологической версей, согласно которой кони являются опорой земли: «На трех конях земля держится: черном (вороном), белом (синем) и рыжем (гнедом). Каждый по очереди держит землю. Когда черный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны, когда красный - царит мир спокойствие и благополучие». Кроме того, по мнению многих исследователей, культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями. Очень часто археологи находят коньковые подвески в женских захоронениях, по всей вероятности культ коня связывался и с представлениями о плодородии. Как элемент орнамента у коми, он распространен не только в росписи, но также в художественном ткачестве, вязании и вышивке.
Кроме того, на обратной стороне лопасти существует большое количество сюжетов, которые условно можно назвать: «охота», «всадник», «поединок», «выездные сани с лошадью». Вся эта роспись сделана в благородном графическом стиле. Следует предположить, что устойчивость состава образов мезенской и «подражательной» росписи на прялках объясняется их жизненной основой. Жители Мезени со времен колонизации новгородцами занимались охотой, птицеловством для сбора утиного пуха, выращиванием лошадей особой мезенской породы.

Пудожские прялки
Форма северных прялок была простой и удобной. Она состояла из вертикальной плоскости (лóпасть), к которой крепились лен или шерсть, а также ножки и дóнца, на которые садилась пряха.
Конструкция прялок Пудожского края близка к карельскому типу. Верхняя и нижняя части их лопасти тоже закончены розетками, но фигурными и в отличие от карельских, напоминающих весло, они имеют форму лопатообразную (славянскую), широколопастную.
Обычно подарком дочери, невесте, жене служила прялка. Её хранили как память о матери. Девушки брали их с собой на посиделки, на многодневную гостьбу в соседних деревнях. Поэтому её внешнему облику, орнаментальному украшению уделяли большое внимание.
По-видимому, одна из самых древних схем резного декора пудожских прялок - это композиция с кругами. Несомненно, они были не только украшениями, но имели когда-то определённый смысл. Солнце - круг, солнце - огненный шар, именно таким представляли его люди. На свободных от резьбы местах помещаются живописные изображения цветов
Наиболее распространенная конструкция пудожских прялок основана на использовании цельного отрезка ствола дерева.
Основные мотивы пудожских росписей обычны для территории Карелии: пышные розаны, листья, ягоды сплетаются в гирлянды, ветви, букеты. Характерно, что на прялках Пудожья, также как и в других русских районах Карелии, изображения птиц, животных или людей носят исключительно редкий характер. На прялках доминирует мотив цветка, цветущей ветви, букета, цветочной гирлянды, но пышная растительность может уступать место геометрическим фигурам, преимущественно – кругам, или соседствовать с ними.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
ЯРОСЛАВСКИЙ ТИП
(прялка резная, составная из двух частей, прорезной столбец, малая лопаска)
Прялки ярославского типа выделяются из среды других стройностью своей общей конструкции и дробной узорчатостью резной декорации. Силуэт ярославской прялки с прорезной и резной ножкой-столбцом и малой лопаской, мелко орнаментированной, строен и легок; при сравнении с тяжелыми и несколько неуклюжими вологодскими резными копылами ярославская прялка производит впечатление изящности и даже некоторой хрупкости.
Украшена лопаска несложным геометрическим орнаментом, чаще всего горизонтальными узорными полосами, сетчатыми узорами, реже - комбинациями кругов и звезд. Обратная сторона не орнаментирована. Резьба выемчато-трехгранной техники. Наиболее характерной частью в строении прялки ярославского типа является ножка. Она имеет вид прорезного столбца с квадратом в основании. Столбец постепенно суживается кверху и украшен несколькими горизонтальными рядами (число их доходит до 25) оконцев, прорезанных насквозь и орнаментированных ширинками, зубчиками и разного направления наклонными чертами-нарезками. Часто столбцы ярославских прялок украшены несколькими ярусами (3, 4 или 5) колонок, заштрихованных резцом, с широкими орнаментированными перехватами. В некоторых случаях ножка ярославской прялки лишена сквозных прорезей и имеет вид цельного четырехгранного столбика, суживающегося кверху и орнаментированного мелким геометрическим узором.

ЯРОСЛАВСКО-КОСТРОМСКОЙ ТИП (прялка резная, копыл, дощатая ножка, прорезная ромбовидная лопаска).

Ярославско-костромской тип русской прялки имеет свое, весьма характерное обличье и по строению и по украшению Центральным местом декорации ярославско-костромской прялки являются лопаска и ножка, обычно связанные общим мотивом резной контурной декорации Характеризуемая прялка-копыл имеет удлиненную ромбовидную лопаску, украшенную в верхней ее части сквозной резь бой. Постоянным мотивом этой прорезной
служит дерево-елочка, нижние ветви которой орнаментируются как склоненные головы коней; на ветвях елки симметрично по обеим сторонам сидят птицы, повернутые головками в разные стороны, за исключением верхней пары, обращенном к вершине елки. Вершина увенчана двуглавыми орлами с короной и с высокими острыми крыльями. В нижней, несквозной части лопаски исполнен контурной резьбой двуглавый орел (или его орнаментальное подобие), хорошо заполняющий эту часть лопаски и обыкновенно помещаемый на шпиле высокой башни, архитектурные контуры которой приходятся уже на плоскости ножки.

ВОЛОГОДСКИЙ (прялка резная, копыл, большая лопаска, узкое донце). ТИП
Тип резных вологодских прялок-копыл также можно считать хорошо выраженным со стороны конструкции и декорации. Вологодская резная прялка прежде всего выделяется своими размерами; она значительно выше прялок всех других типов.
Резьба, украшающая вологодские прялки, принадлежит к двум видам: рельефной и выемчато-трехгранной. Рельефная резьба на вологодских копылах сравнительно редка и составляет украшение более поздних и менее характерных экземпляров этого типа. Мотивами ее служит, главным образом, растительный орнамент в виде густой пальчатой листвы, сплошь покрывающей лопаску, и находящихся среди нее характерных птиц-уточек
Урало-Сибирские
Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
На Урале прялки чётко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки.
Прялки-корневушки делали сами крестьяне. Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями. В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зелёные цвета.

Продолжение следует... Будет очень много картинок

Мастер-класс по рисованию русской ручной прялки с пошаговыми фото для детей от 9 лет


Матвеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №9 города Ульяновска.
Описание: Данный мастер-класс предназначен для детей от 9 лет и старше, а также для педагогов, родителей и всех творческих людей.
Назначение: украшение для интерьера, подарок своими руками.
Цель: рисование русской ручной прялки.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения прялок;
- учить детей рисовать набросок и красками;
- учить поэтапно выполнять работу;
- развивать мелкую моторику кистей рук, глазомер;
- развивать творческое мышление, воображение и инициативу;
- развивать чувство композиции;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- воспитывать интерес к художественному творчеству.

Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что это?
(Прялка).


Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Основные элементы прялки: лопасть, ножка, городки, серьги, донце.
Ещё в далёкой древности были прялки, предназначались они исключительно для женщин. В Древней Руси прялка называлась - «пряслице».
Сначала пряжу скручивали вручную, и только потом появилось веретено и прялка.


Считается, что прялку изобрели в Древнем Риме.
В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом. И только в 1735 году Джон Уайт , по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм , который состоял из двух вытяжных валиков, а в 1741 году создал механизированную прядильную машину. Его машина была слишком дорогая и громоздкая.
«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»


Следует отметить, что ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, как прялка. От силы народной фантазии и искусства аж дух захватывает!


В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

А. С. Пушкин


Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених - невесте, муж - жене.

Уж, ты прялица, ты, прялица моя,
Сослужи-ко службу верную,
Сопряди-ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
Я ткачам те нитки шелковые отдам,
Нитки шелковые отдам, да прикажу,
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник, на гулянье соберусь,
Поясочком тем шелковым подвяжусь.

Следует отметить, что многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок.


Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые в основном были в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.



"На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну, а веретено было берёзовым.


Сегодня научимся рисовать прялку.

Материалы:
- лист бумаги формата А 4,
- карандаш,
- резинка,
- ножницы,
- акварельные краски,
- гуашь,
- кисти,
- немного манки.

Этапы работы:

Берём лист бумаги формата А 4.


В центре листа рисуем лопасть прялки, она будет у нас прямоугольной формы, внизу немного закруглённой.


Далее рисуем ножку, она будет у нас прямоугольной формы, а соединение с лопастью будет круглой формы.


Затем рисуем городки, пять кругов сверху прялки, а также украшаем лопасть двумя кругами разного диаметра, над нижним кругом – три маленьких кружка.


В верхнем круге лопасти прялки рисуем цветок из сердцевины и четырёх овальных лепестков.


А нижний круг лопасти, начиная от центра, делим волнистыми линиями на равные части.


Далее начинаем работать в цвете. Фон лопасти и ножку прялки закрашиваем жёлтым цветом.


На городки аккуратно наносим краску зелёного цвета.


Далее раскрашиваем оранжевым цветом фон верхнего круга лопасти.


Наносим розовую краску на три верхних круга над нижним кругом лопасти. А также красным цветом закрашиваем внешний круг на ножке прялки.


При работе в цвете лучше не торопиться, ждать, когда высохнет краска. Убедившись, работать дальше. Оранжевым цветом закрашиваем внутренний круг на ножке прялки.


И наконец, цветок в верхнем круге лопасти раскрашиваем жёлтой краской.


Полезный совет или подсказка: Лучше выполнять работу гуашью, так как акварель легко расплывается. Если же работу выполнять акварельными красками, то следует меньше брать воды, больше краски.
Вот какие прялки у нас получились!




Наши прялки, также как и пришедшие из далёкого прошлого, имеют свои особенности, ни одна из них не повторяет другую. Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
А завершить мастер-класс хотелось бы стихотворением Я. Смелякова.
Раскрашена розовым прялка,
Дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.
Бегут, утончаясь от бега,
В руке осторожно гудя,
За белою ниткою снега
Весенняя нитка дождя.
С неженскою гордой любовью
Она не устала сучить
И нитку, намокшую кровью,
И красного знамени нить.
Декабрь сменяется маем,
Цветы окружают жильё,
Идут наши дни, не смолкая,
Сквозь тёмные пальцы её.
Суровы глаза голубые,
Сияние молний в избе.
И ветры огромной России
Скорбят и ликуют в трубе.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Итак, ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку или лопать.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялка, кудель и веретено

Сюжеты на прялках

Фрагмент Свидание невесты с женихом 1817

Фрагмент Чаепитие, кадриль 1835

Орнаменты на прялках (фрагменты)

Ножка прялки Вологда 19 век

Громовой знак. Донце швейки. Городец 19в

Громовой знак. Фрагмент лопасти. Ярославская губерния 19в

Знак поля. Фрагмент лопасти. Олонецкая губерния 19в

Солярный знак. Фрагмент лопасти. Олонецкая губерния 19в

Солярный знак. Фрагмент ножки. Верхняя Тойма. Первая половина 18в

Верхняя Тойма. Первая половина 18 в

Солярный знак. Ярославская губерний. 19 в

Ракульские

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости