Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.

Есть ли Бог в буддизме? Ответ читайте ниже

Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта

Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:

  1. В присутствуют существа, в некотором роде приближенные к божествам (дэвы), но не в таком смысле, как божества западных религий. Они точно так же, как и люди, испытывают страдания, перерождаясь в «колесе сансары». Будда понимается наиболее мудрый среди божеств, «учитель богов».
  2. В разных школах буддизма есть понятия, отождествляемые с Богом – единая природа Будды или Татхагатагарбха.

Бог в буддизме называется разными именами:

  • Творец или первопричина (причина появления мира и все в нем). Разумом нельзя постичь первопричину. Если выполнять «правильные» действия, то человек сумеет сам узнать ответ.
  • Брахман – «душа мира». Он неизменный, бесконечный, недвижимый. Его тесно связывают с понятием атмана – «самостью», «высшим Я», «духом». То есть это духовная сущность, осознающая после «пробуждения» свое существование.
  • Абсолют – первооснова всего. Тождественные понятия – абсолютный разум, абсолютный дух, абсолютное сознание и др.

Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием « »: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.

Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.


Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне

Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака (ранние буддийские тексты, написанных на языке пали).

Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.

В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.

Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.

Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.

Значение Татхагатагарбха

Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:

  1. Эмбрион, зародыш. Это означает, что состояние Будды присуще каждому живому существу. Изначально каждый наделен божественной природой и может стать Буддой. Такая точка зрения присуща практически всем направлениям Махаяны.
  2. Вместилище, лоно. Согласно этой точке зрения, в каждом существе действительно есть сущность, называемая природой Будды. Но, вопреки ранее описанной теории гарбхи, провозглашается, что все живые существа уже и есть Будды. В рамках этого понимания есть два мнения. Тибетская ветвь Махаяны придерживается взглядов, что для того, чтобы стать Буддами, просто необходимо пробудить потенциал. Другие направления (например, дальневосточный китайский буддизм) полагают, что природа Будды уже пробуждена и для этого ничего не нужно делать.

Из всего вышесказанного следует, что понятие Бога в буддизме очень противоречиво. Отрицая его существование, буддисты, однако, не могут с точностью утверждать, что Бога нет.

Исходя из сложности этого вопроса, в разных школах буддизма и были сформированы различные мнения относительно поиска ответа.

Читайте далее:

Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам - с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, как уже говорилось, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма больше чтут других будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего - Майтрейю, а в странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца. В позднем буддизме появляется учение об Ади-будде - Изначальном будде, воплотившем сущность всех будд.

Различия между отдельными направлениями буддизма в их отношении к Будде так велики, что порой трудно поверить, как столь противоположные учения могли произойти из одного источника. Например, в японском буддизме соседствуют амидаизм - культ будды Амиды (соответствует Амитабхе), в котором единственной религиозной заслугой признаётся многократное повторение имени данного будды, и дзэн-буддизм, где культ любого будды считается бессмысленным, а главное внимание уделяется практике медитации, т. е. углублённому созерцанию природы вещей. В целом же вера в богов и сверхъестественные силы хотя и существует, но не играет в буддизме такой роли, как в других религиях. Вера (шраддха) в большинстве буддийских учений считается лишь самым предварительным условием вступления на буддийский путь. Для того чтобы идти по нему, нужны более серьёзные духовные усилия, и прежде всего - медитация.

Но сколь бы ни были велики различия между школами и направлениями буддизма - все они являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакья-муни. Что даёт основания так думать?

Во-первых, сам Будда говорил о возможности разных способов изложения Дхармы и тем самым заранее узаконил все формы, которые может принять его учение в будущем. Во-вторых, как бы далеко ни отходил буддизм от своего первоначального вида, в нём всегда сохранялось учение, которое приписывалось Будде Шакьямуни. В-третьих, единство и разнообразие буддизма объясняются его исторической судьбой - теми обстоятельствами, которые способствовали превращению этого религиозного учения в мировую религию.

С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался он как монашеская община, проповедовавшая бегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т. е. религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов. На современном этапе в буддизме можно различить и черты сектантской религии (например, в странах, где буддисты вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР), и черты религии цивилизации (новые международные объединения буддистов разных стран, например Всемирное братство буддистов), и, конечно же, черты культурной религии (новые буддийские общества на Западе).

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ?

В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не бог; спасение приходит или изнутри человека в результате его собственных духовных усилий, или же благодаря помощи будд и бодхисаттв.

На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.

Есть ли Бог в буддизме? Ответ читайте ниже

Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта

Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:

  1. В учении буддизма присутствуют существа, в некотором роде приближенные к божествам (дэвы), но не в таком смысле, как божества западных религий. Они точно так же, как и люди, испытывают страдания, перерождаясь в «колесе сансары». Будда понимается наиболее мудрый среди божеств, «учитель богов».
  2. В разных школах буддизма есть понятия, отождествляемые с Богом – единая природа Будды или Татхагатагарбха.

Бог в буддизме называется разными именами:

  • Творец или первопричина (причина появления мира и все в нем). Разумом нельзя постичь первопричину. Если выполнять «правильные» действия, то человек сумеет сам узнать ответ.
  • Брахман – «душа мира». Он неизменный, бесконечный, недвижимый. Его тесно связывают с понятием атмана – «самостью», «высшим Я», «духом». То есть это духовная сущность, осознающая после «пробуждения» свое существование.
  • Абсолют – первооснова всего. Тождественные понятия – абсолютный разум, абсолютный дух, абсолютное сознание и др.

Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием «трех драгоценностей»: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.

Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.

Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне

Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака

(ранние буддийские тексты, написанных на языке пали). Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.

В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.

Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.

Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.

Значение Татхагатагарбха

Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:

  1. Эмбрион, зародыш. Это означает, что состояние Будды присуще каждому живому существу. Изначально каждый наделен божественной природой и может стать Буддой. Такая точка зрения присуща практически всем направлениям Махаяны.
  2. Вместилище, лоно. Согласно этой точке зрения, в каждом существе действительно есть сущность, называемая природой Будды. Но, вопреки ранее описанной теории гарбхи, провозглашается, что все живые существа уже и есть Будды. В рамках этого понимания есть два мнения. Тибетская ветвь Махаяны придерживается взглядов, что для того, чтобы стать Буддами, просто необходимо пробудить потенциал. Другие направления (например, дальневосточный китайский буддизм) полагают, что природа Будды уже пробуждена и для этого ничего не нужно делать.

Из всего вышесказанного следует, что понятие Бога в буддизме очень противоречиво. Отрицая его существование, буддисты, однако, не могут с точностью утверждать, что Бога нет. Исходя из сложности этого вопроса, в разных школах буддизма и были сформированы различные мнения относительно поиска ответа.

Буддизм является одной из мировых религий и имеет более миллиарда последователей. Появился буддизм еще в V веке до нашей эры на территории Индии и назван так по имени основателя Будды, который был царевичем. Он был окружен роскошью и удобствами, но реальная жизнь все-таки проникала за стены дворца, что заставляло Будду задуматься о ее неприглядной стороне. В двадцать девять лет он ушел из дворца и стал отшельником. Сначала он практиковал аскетизм, но вскоре понял, что от этого больше вреда, чем пользы. В 35 лет он благодаря медитациям достиг Пробуждения и стал Буддой (санкср. буддха – Просветленный). Осмыслив свое открытие, он начал проповедовать новое знание другим. У Будды появилось множество последователей.

Буддизм является не просто религией, но философским учением о духовном пробуждении. Есть множество определений этого термина, потому что буддизм не может объяснятся только как религия, потому что это учение об этике, культура, наука. Буддизм крепко связан с историей Востока, с нравами и обычаями людей, являясь важной частью культуры. Сам термин «буддизм» был введен европейцами в XIX веке, последователи же называли учение «Дхарма» (закон) или «Буддхадхарма» (учение Будды).

В основе учения лежит то, что весь мир - это страдания, а причиной этих страданий являются сами люди из-за своей привязанности к материальному. Люди не хотели видеть мир таким, какой он есть, создавая себе иллюзии. Будда же говорил, что необходимо выйти из этого состояние вечных реинкарнаций, достигнуть нирваны, состояния пробуждения. Все это можно совершить, если следовать пяти заповедям, устранить привязанности, а также путем медитаций.

Будда утверждал, что его учение не дано ему никаким божеством, что он пришел к нему сам. Его учение не является чем-то обязательным для строго следования, результаты зависят от самого человека. «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет - чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

Для нас, людей, привыкших к монотеистическим религиям, непонятно, почему буддизм вообще называется религией, ведь религия - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации . Что касается буддизма, то он сильно отличается от этих характеристик определения «религия». Во-первых, в буддизме нет всемогущего Бога-творца, во-вторых, нет ответа на вопрос о сотворения мира, в-третьих, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению), в-четвертых, религиозной организации, аналогичной церкви. Все эти различия подталкивают к ответу на первоначально поставленный вопрос.

Сам Будда никогда не считал себя божеством или посредником между божественным миром и миром людей, а лишь говорил, что пережил опыт, который передает другим. Он выступал резко против собственного культа, хотя после его смерти культ все-таки появился, но нельзя сказать, что Будда является богом или неким сверхъестественным существом, вера в которое поддерживает буддизм. Однако есть некоторые школы, которые придают Будде божественные характеристики, сверхъестественные способности. Сарвепалли Радхакришнан говорил, что «религиозный инстинкт человека требует бога, и поэтому в практической религии буддистов был обожествлен сам Будда, несмотря на его же предупреждения». Но это скорее исключение. Самое главное в буддизме это достижение нирваны, буддизм - это больше философия, которая ставит себе эту цель. Будда не бог, потому что достиг нирваны человеческими усилиями, то есть у каждого человека есть возможность достигнуть этой высшей цели.

Будда считал веру в Бога вредоносной, потому что бог является препятствием на пути к достижению нирваны, однако нигде позиция Будды не является атеистической. Что же касается других возможных божеств, то в буддизме присутствует несколько типов Брахм, но они не воспринимаются как божества, а другие боги из индуизма с буддисткой точки зрения выглядят как некие существа, которые являются пленниками сансары.

Буддизм не отрицает существования сверхъестественных существ, но при этом не придает им никаких божественных характеристик и сил, дающих способность на творение или спасение/наказание. Все эти существа могут влиять на жизнь не более чем люди или животные, то есть боги фактически приравняются к людям, страдающих в сансаре, и именно поэтому в буддизме и нет классического для нас понимания бога, потому что боги и люди равны. А если все равны, если и боги, и люди пытаются достичь нирваны, если обычный человек способен ее достичь, то боги не воспринимаются как могущественные существа, способные решать человеческую судьбу и творить мир, то есть не являются центром религии, поэтому буддизм «религия без бога».

Многие ученные отмечают, что буддизм самая рациональная религия, которая не отрицает многие научные теории, в отличии от других мировых религий. Все, что научно доказано, принимается в буддизме, даже если это противоречит основам. В некоторых моментах возникает вопрос, возможно ли объяснять буддизм как религию в западном понимании? И если нет, то первоначально заданный вопрос этого эссе исчезает сам собой.

Использованная литература:

1. Индийская философия древности и средневековья / Под общ. ред.: Н. А. Канаева. М. : Институт философии РАН, 2008.

2. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. - 2007.

3. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

4. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. - М.: ИФ РАН, 2003.

5. Dr. Martin J. Verhoeven. Buddhism and Science: Probing the Boundaries of Faith and Reason. // Religion East and West, Issue 1, June 2001.

6. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009.

7. Hayes, Richard P., "Principled Atheism in the Buddhist Scholastic Tradition, " Journal of Indian Philosophy.

8. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Том первый. М., 1956.


Толковый словарь русского языка

Буддизм не отрицает богов, а понимает их немного иначе. По отношению к Маре, в данном случае, можно использовать как слово "бог", так и "демон". Это проблема перевода и тождества понятий. История искушения Иисуса в пустыне чем-то похожа на историю искушения Будды Марой (Будда жил раньше Иисуса) и здесь важнее ролевое значение, чем то, какой статус имел искуситель. Боги-демоны в буддизме могут быть олицетворением разных человеческих страстей, страхов и пороков. Жизнеописание одного из почитаемых тибетцами будд - Падмасамбхавы, содержит много историй о том, как он обращал в буддизм разных грозных демонов, после чего они стали защитниками дхармы (они называются дхармапалы).

Дхарма (дхамма), буддийское учение рассматривает мир не как сущности, а как процессы и их проявления.

Любое слово и наименование, стоящие за ними психические процессы, любое явление или принцип, воспринимаемое разумом как сущность - рассматривается как обусловленная причинами динамика (для восприятия Бога требуется как минимум ум, развитый мозг, образ в уме, вобравший в себя ряд воспринятых человеком качеств или явлений, и сам язык со всей его историей и структурой, подобранное имя..)

Дхамма учит грамотности и глубине понимания психических процессов самим исследователем. То есть как химия или физкультура не может отрицать или опровергать существование Б., так Божественное не предмет буддийского исследования. Буддийское учение - о качестве инструментария разума, и ваше дело, насколько качественно вы его применяете.

Буддизм сам по себе не отрицает богов, он как бы "не об этом". Помимо предыдущих верных ответов хочется добавить, что, так как буддизм зародился в Индии, то он в какой то мере принял в себя пантеон индуистских богов - буддисты верили что эти боги существуют, но скорее не считали нужным им поклонятся, ежели кто желал поклонятся богам и быть буддистом - противоречия тут не было. Придя в тибет, буддизм принял пантеон местных богов и демонов, то же было в Китае и Японии. С точки зрения дхармы боги - такие же пребывающие в сансаре существа, которые живут долго но тоже смертны и когда нибудь переводятся в людей или даже животных, ну либо достигнут нирваны. Кстати, будда - тот кто фактически мог уйти в нирвану но остался прожить человеческую жизнь, дабы помочь другим живым существам, то есть в какой то мере он стоит выше богов, хоть и не обладает сверхъестественной силой.

Буддизм- религия без бога, но в истории Будды (Седхарты) всё же присутствуют боги (например Мара-Бог желаний).Почему так?

Буддизм это религия. Ей свойственны легенды, культ личности, массовость. Будда был философом и не был буддистом. Мара, о нем рассказал Будда, люди не видевшие его и не понимающие слова Будды, сделали его Богом в своих легендах о Будде. Этот вопрос имеет два ответа:

1. Мара-Бог, это попытка объяснить "нечто" с пересказанного.

2. Хотите узнать кто такой Мара, повторите путь Будды. Опуститесь в глубь своего сознания, разберитесь в себе, пропускайте все испытываемые чувства через фильтр сознания и вы обязательно повстречаетесь с Мара. После встречи с ним, вы ответите на вопрос кто такой Мара, Бог или демон, является ли он ими.

Буддизм очень много перенял из брахманизма. Да и сам буддизм зародился уже после смерти Будды. Философия Будды сильно отличается от буддийского фольклора.

Ответить

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости