Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Смутное время — Хронология событий

Хронология событий помогает лучше представить, как развивались события в исторический период. Хронология смутного времени, представленная в статье, поможет учащимся лучше написать реферат или подготовится к докладу, а преподавателям выбрать ключевые события, о которых стоит рассказать на уроке.

Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы. Этот период ознаменован стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Хронология событий смутного времени

Преддверие смутного времени

1565-1572 - опричнина Ивана Грозного. Начало системного политического и экономического кризиса в России.

1569 - Люблинская уния Польского королевства и Великого княжества Литовского. Образование Речи Посполитой.

1581 - убийство Иваном Грозным в припадке гнева старшего сына Ивана Ивановича.

1584,18 марта - смерть Ивана Грозного за игрой в шахматы, вступление на престол Федора Ивановича.

1596. Октябрь - Раскол в церкви. Собор в Бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. Киевская митрополия разделилась надвое – верные православию и униаты.

15 декабря 1596 - Королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному Православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в Польше). Начало открытого гонения на православие в Литве и Польше.

Начало смутного времени

1598 - смерть Федора Ивановича, прекращение династии Рюриковичей, избрание царем на Земском соборе боярина Бориса Федоровича Годунова, шурина покойного царя.

01 Января 1598. Кончина царя Феодора Иоанновича, прекращение династии Рюриковичей. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве

22 февраля 1598. Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора.

1600 Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

1601 Великий голод на Руси.

Распространяются два противоречащих друг другу слуха: первый, что царевич Димитрий убит по приказу Годунова, второй – о его «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах».

Самозванец

1602 Побег в Литву иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева. появление в Литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

1603 - Игнатий Грек становится архиепископом Рязанским.

1604 - Лжедимитрий I в письме папе Клименту VIII дает обещание распространить католическую веру в России.

13 апреля 1605 - Кончина царя Бориса Феодоровича Годунова. Присяга москвичей царице Марии Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне.

03 июня 1605 - Прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя Феодора Борисовича Годунова князьями Василием Вас. Голицыным и Василием Мосальским, Михаилом Молчановым, Шерефединовым и тремя стрельцами.

20 июня 1605 - Лжедимитрий I в Москве; через несколько дней он назначает Игнатия Грека – патриархом.

Тушинский лагерь

17 мая 1606 - Заговор под руководством кн. Василия Шуйского, восстание в Москве против Лжедмитрия I, низложение и смерть Лжедимитрия I.

1606-1610 - правление «боярского царя» Василия Ивановича Шуйского.

03 июня 1606 - Перенесение мощей и канонизация св. благоверного царевича Димитрия Угличского.

1606-1607 - восстание под руководством «воеводы царя Дмитрия» Ивана Болотникова.

14 февраля 1607 - Прибытие в Москву по царскому повелению и по просьбе патриарха Гермогена «бываго» патриарха Иова.

16 февраля 1607 - «Разрешительная грамота» – соборное определение о невиновности Бориса Годунова в смерти царевича Димитрия Угличского, о законных правах династии Годунова и о виновности московских людей в убийстве царя Федора и царицы Марии Годуновых.

20 февраля 1607 - Чтение челобитной народа и «разрешительной грамоты» в Успенском соборе Кремля в присутствии свв. Патриархов Иова и Гермогена.

1608 - поход на Москву Лжедмитрия II: самозванец осаждал столицу 21 месяц.

Начало русско-польской войны, семибоярщина

1609 - договор Василия Шуйского со Швецией о военной помощи, открытое вмешательство польского короля Сигизмунда III в русские дела, осада Смоленска.

1610 - убийство Лжедмитрия II, загадочная смерть талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского, поражение от польско-литовских войск под Клушином, свержение с престола Василия Шуйского и носильное пострижение его в монахи.

1610, август - вступление войск гетмана Жолкевского в Москву, призвание на русский престол королевича Владислава.

Ополчения

1611 - создание Первого ополчения рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, неудачная попытка освободить Москву, захват шведами Новгорода и поляками Смоленска.

1611, осень - создание Второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

1612, весна - Второе ополчение двинулось к Ярославлю, создание «Совета всея земли».

1612, лето - соединение Второго и остатков Первого ополчения у Москвы.

1612, август - отражение попытки гетмана Ходкевича пробиться к осажденному в Кремле польско-литовскому гарнизону.

1612, конец октября - освобождение Москвы от захватчиков.

Выборы царя

1613 – Земский собор избирает царём Михаила Романова (21 февраля). Приезд Михаила из Костромы в Москву (2 мая) и его венчание на царство (11 мая).

Разгром Заруцкого и Марины Мнишек у Воронежа.

21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Михаила Романова. Это событие стало поворотным в истории страны - оно ознаменовало основание новой правящей династии Романовых и положило конец Великой Смуте.

После изгнания поляков из Москвы в августе 1612 года появилась возможность в более спокойной обстановке избрать нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Однако Земский собор, созванный в начале 1613 года, избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

Он находился ближе всех по родству с прежними русскими царями: внучатый племянник Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана Грозного. Послы Земского собора нашли его вместе с матерью в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Мать Михаила, Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. Лишь после обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву.

Стоит сказать, что переживания Марфы не были напрасными. Узнав об избрании ее сына царем, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой польский отряд отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила. Преступлению помешал подвиг Ивана Сусанина - крестьянского старосты. Дав «согласие» показать дорогу, он послал своего зятя предупредить Марфу и ее сына, а врагов завел в дремучий лес. После пыток поляки казнили Сусанина, однако и сами погибли, увязнув в болотах.

Русский престол в тот момент был тяжким бременем, поэтому неудивительно, что Михаил не сразу согласился его занимать. Новый царь был еще очень молод, а его государство лежало в руинах после смуты и нескончаемых иностранных интервенций. Его отец, будущий русский патриарх Филарет, сам метивший в цари, находился в это время в польском плену. Но в итоге юноша все же отправился в Москву и 21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович Романов венчался на царство. Это помогло и его отцу - вскоре Филарет был отпущен из плена, вернулся в Москву и стал патриархом.

С этого момента на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. Наступила эпоха правления династии Романовых, продлившаяся более трех столетий.

(Смута) — термин, обозначающий события конца XVI-начала XVII веков в России. Эпоха кризиса государственности, трактуемая рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами, правлением самозванцев, польскими и шведскими интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны.

Смута тесно связана с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Термин был введен русскими писателями XVII века.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558-1583 годов: разорение экономики, рост социального напряжения.

Относительно времени начала и конца Смуты у историков нет единого мнения. Чаще всего под Смутой понимается период русской истории 1598-1613 годов, от смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле, до воцарения Михаила Романова, первого представителя новой династии. В некоторых источниках указано, что Смута длилась до 1619 года, тогда в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец правителя.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом. Смерть бездетного царя Федора Ивановича в 1598 году позволила прийти к власти Борису Годунову, одержавшему победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати. Он был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе .

Воцарение Годунова, не принадлежащего к царскому роду, усилило распри среди различных группировок бояр, которые не признавали его авторитет. Стремясь сохранить власть, Годунов делал все, чтобы убрать потенциальных противников. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий только усугубили скрытую вражду к царю в придворных кругах. Правление Годунова вызвало недовольство и широких народных масс.

Положение в стране обострилось из-за голода 1601-1603 годов, вызванного затяжными неурожаями. В 1603 году было подавлено вспыхнувшее восстание под предводительством Хлопка .

В народе начали распространяться слухи о том, что несчастья ниспосланы на Россию по воле Божьей в наказание за грехи неправедного царя Бориса. Непрочность положения Бориса Годунова усугубилось слухами, что сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, загадочно погибший в Угличе, жив. В этих условиях в Речи Посполитой объявился "чудом спасшийся" царевич Дмитрий Иванович. Польский король Сигизмунд III Ваза оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол. В конце 1604 года, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим отрядом вступил на территорию России.

В 1605 году скоропостижно скончался Борис Годунов, его сын Федор был убит, и Лжедмитрий I занял престол. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей в мае 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Вскоре на престол вступил боярин Василий Шуйский.

Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов беглый холоп Иван Болотников в Путивле поднял восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и убит.

Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков и польско-литовские отряды. В июне 1608 года он обосновался в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище "Тушинский вор".

Второй этап Смуты связывают с расколом страны в 1609 году: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому.

Тушинцы ориентировались на поддержку Речи Посполитой . Их успехи заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск, заняли ряд русских городов. После бегства Лжедмитрия II под натиском войска Михаила Скопина-Шуйского, часть тушинцев заключила в начале 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании на русский престол его сына Владислава.

В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска.

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора.

С 1611 года в России нарастали патриотические настроения. В сформированном против поляков Первом ополчении объединились отряды бывших тушинцев во главе с князем Дмитрием Трубецким, дворянские отряды Прокопия Ляпунова, казаки Ивана Заруцкого. Вожди ополчения создали временное правительство — "Совет всея земли". Однако им не удалось прогнать поляков из Москвы, и летом 1611 года Первое ополчение распалось.

В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупировали Новгород, а в Пскове объявился новый самозванец, Лжедмитрий III, который в декабре 1611 года был "оглашен" там царем.

Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее.

В 1613 году Земский собор избрал царем Михаила Романова. Еще несколько лет продолжались безуспешные попытки Речи Посполитой установить в той или иной степени свой контроль над русскими землями. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила ей смоленские и черниговские земли.

В 1619 году в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Разосланы были грамоты по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великого дела; писали, что Москва от польских и литовских людей очищена, церкви божии в прежнюю лепоту облеклись и божие имя славится в них по-прежнему; но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми божиими промышлять некому, без государя вдосталь Московское государство разорят все: без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется и воровство многое множится, и потому бояре и воеводы приглашали, чтоб все духовные власти были к ним в Москву, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для земского совета и государского избрания, все города прислали бы в Москву ж, и чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избранье полные договоры. Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года.

СОСТАВ СОБОРА

Выборные люди съехались в Москву в январе 1613 г. Из Москвы просили города прислать для царского выбора людей «лучших, крепких и разумных». Города, между прочим, должны были подумать не только об избрании царя, но и о том, как «строить» государство и как вести дело до избрания, и об этом дать выборным «договоры», т. е. инструкции, которыми те должны были руководствоваться. Для более полного освещения и понимания собора 1613 г. следует обратиться к разбору его состава, который может быть определен лишь по подписям на избирательной грамоте Михаила Федоровича, написанной летом 1613 г. На ней мы видим всего 277 подписей, но участников собора, очевидно, было больше, так как не все соборные люди подписывали соборную грамоту. Доказательством этого служит, например, следующее: за Нижний Новгород на грамоте подписались 4 человека (протопоп Савва, 1 посадский, 2 стрельца), а достоверно известно, что нижегородских выборных было 19 человек (3 попа, 13 посадских, дьякон и 2 стрельца). Если бы каждый город удовольствовался десятью человеками выборных, как определил их число кн. Дм. Мих. Пожарский, то выборных в Москве собралось бы до 500 человек, так как на соборе участвовали представители 50 городов (северных, восточных и южных); а вместе с московскими людьми и духовенством число участников собора простиралось бы до 700 человек. Собор был действительно многолюден. Собирался он часто в Успенском соборе, быть может, именно потому, что из других московских зданий ни одно не могло бы его вместить. Теперь является вопрос, какие классы общества были представлены на соборе и полон ли был собор по своему сословному составу. Из 277 упомянутых подписей 57 принадлежат духовенству (частью «выборному» из городов), 136 - высшим служилым чинам (боярам - 17), 84 - городским выборным. Выше уже сказано, что этим цифровым данным далеко нельзя верить. По ним провинциальных выборных на соборе было мало, а на деле эти выборные несомненно составляли большинство, и, хотя с точностью нельзя определить ни их количества, ни того, сколько было из них тяглых и сколько служилых людей, тем не менее можно сказать, что служилых было, кажется, более, чем посадских, но и посадских был очень большой процент, что на соборах редко бывало. И, кроме того, есть следы участия «уездных» людей (12 подписей). Это были, во-первых, крестьяне не владельческих, а черных государевых земель, представители свободных северных крестьянских общин, а во-вторых, мелкие служилые люди из южных уездов. Таким образом, представительство на соборе 1613 г, было исключительно полным.

О том, что происходило на этом соборе, мы ничего точного не знаем, потому что в актах и литературных трудах того времени остались только отрывки преданий, намеки и легенды, так что историк здесь находится как бы среди бессвязных обломков древнего здания, восстановить облик которого он не имеет сил. Официальные документы ничего не говорят о ходе заседаний. Сохранилась, правда, избирательная грамота, но она нам мало может помочь, так как написана далеко не самостоятельно и притом не заключает в себе сведений о самом ходе избрания. Что же касается до неофициальных документов, то они представляют собой или легенды, или скудные, темные и риторические рассказы, из которых ничего нельзя извлечь определенного.

РОМАНОВЫ ПРИ БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

Этот род был самый близкий к прежней династии, они были двоюродными братьями покойного царя Федора. Романовы не были расположены к Борису. Борис мог подозревать Романовых, когда ему приходилось отыскивать тайных врагов. По известиям летописей, Борис придрался к Романовым по поводу доноса одного из их холопов, будто они посредством кореньев хотят извести царя и добыть «ведовством» (колдовством) царство. Четырех братьев Романовых - Александра, Василия, Ивана и Михаила разослали по отдаленным местам в тяжелое заключение, а пятого Федора, который, как кажется, был умнее всех их, насильно постригли под именем Филарета в монастыре Антония Сийского. Затем сослали их свойственников и приятелей - Черкасского, Сицкого, Репниных, Карповых, Шестуновых, Пушкиных и других.

РОМАНОВЫ

Так соборное избрание Михаила было подготовлено и поддержано на соборе и в народе целым рядом вспомогательных средств: предвыборной агитацией с участием многочисленной родни Романовых, давлением казацкой силы, негласным дознанием в народе, выкриком столичной толпы на Красной площади. Но все эти избирательные приемы имели успех потому, что нашли опору в отношении общества к фамилии. Михаила вынесла не личная или агитационная, а фамильная популярность. Он принадлежал к боярской фамилии, едва ли не самой любимой тогда в московском обществе. Романовы - недавно обособившаяся ветвь старинного боярского рода Кошкиных. Давно, еще при вел. кн. Иване Даниловиче Калите, выехал в Москву из «Прусские земли», как гласит родословная, знатный человек, которого в Москве прозвали Андреем Ивановичем Кобылой. Он стал видным боярином при московском дворе. От пятого сына его, Федора Кошки, и пошел «Кошкин род», как он зовется в наших летописях. Кошкины блистали при московском дворе в XIV и XV вв. Это была единственная нетитулованная боярская фамилия, которая не потонула в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к московскому двору с половины XV в. Среди князей Шуйских, Воротынских, Мстиславских Кошкины умели удержаться в первом ряду боярства. В начале XVI в. видное место при дворе занимал боярин Роман Юрьевич Захарьин, шедший от Кошкина внука Захария. Он и стал родоначальником новой ветви этой фамилии - Романовых. Сын Романа Никита, родной брат царицы Анастасии, - единственный московский боярин XVI в., оставивший на себе добрую память в народе: его имя запомнила народная былина, изображая его в своих песнях о Грозном благодушным посредником между народом и сердитым царем. Из шести сыновей Никиты особенно выдавался старший, Федор. Это был очень добрый и ласковый боярин, щеголь и очень любознательный человек. Англичанин Горсей, живший тогда в Москве, рассказывает в своих записках, что этот боярин непременно хотел выучиться по-латыни, и по его просьбе Горсей составил для него латинскую грамматику, написав в ней латинские слова русскими литерами. Популярность Романовых, приобретенная личными их качествами, несомненно, усилилась от гонения, какому подверглись Никитичи при подозрительном Годунове; А. Палицын даже ставит это гонение в число тех грехов, за которые Бог покарал землю русскую Смутой. Вражда с царем Василием и связи с Тушином доставили Романовым покровительство и второго Лжедимитрия и популярность в казацких таборах. Так двусмысленное поведение фамилии в смутные годы подготовило Михаилу двустороннюю поддержку, и в земстве и в казачестве. Но всего больше помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. В продолжение Смуты русский народ столько раз неудачно выбирал новых царей, и теперь только то избрание казалось ему прочно, которое падало на лицо, хотя как-нибудь связанное с прежним царским домом. В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Федора, природного, наследственного царя. Современный хронограф прямо говорит, что Михаила просили на царство «сродственного его ради соуза царских искр». Недаром Авраамий Палицын зовет Михаила «избранным от Бога прежде его рождения», а дьяк И. Тимофеев в непрерывной цепи наследственных царей ставил Михаила прямо после Федора Ивановича, игнорируя и Годунова, и Шуйского, и всех самозванцев. И сам царь Михаил в своих грамотах обычно называл Грозного своим дедом. Трудно сказать, насколько помог избранию Михаила ходивший тогда слух, будто царь Федор, умирая, устно завещал престол своему двоюродному брату Федору, отцу Михаила. Но бояр, руководивших выборами, должно было склонять в пользу Михаила еще одно удобство, к которому они не могли быть равнодушны. Есть известие, будто бы Ф.И. Шереметев писал в Польшу кн. Голицыну: «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Шереметев, конечно, знал, что престол не лишит Михаила способности зреть и молодость его не будет перманентна. Но другие качества обещали показать. Что племянник будет второй дядя, напоминая его умственной и физической хилостью, выйдет добрым, кротким царем, при котором не повторятся испытания, пережитые боярством в царствование Грозного и Бориса. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте.


На данный период времени (1613 - 1645 гг) приходится правление Михаила Федоровича Романова. Однако, некоторые историки считают, что государство в указанное время управлялось двумя государями: Михаилом Романовым и его отцом - патриархом Филаретом (в миру Федор Романов).

В этот период происходит восстановление государства от разорительных последствий Смуты, а также его дальнейшие укрепление и развитие. Одними из наиболее важных событий, произошедших в 1613 - 1645 гг являются принятие Столбовского мира со Швецией в 1617 г, Деулинского перемирия с Польшей в 1618 г, Смоленская война 1632 - 1634 гг.

Михаил Федорович Романов был избран на престол в январе в 1613 г Земским собором в возрасте 16 лет.

Перед молодым государем стояли важные задачи, такие как: преодоление розни и хозяйственной разрухи, восстановление государственного порядка. Одним из важнейших направлений внутренней политики периода правления Михаила Фёдоровича стало восстановление государственности, а именно - упорядочение системы управления и налогообложения. Для решения первой из проблем было введено воеводское правление на местах; для решения второй - начали составлять новые дозорные и писцовые книги, прикрепляющие население к месту жительства, таким образом возрождалась практика “урочных лет”.

Во внешней политике основной целью было возвращение потерянных по итогам Смуты земель.

Осуществление этой цели не было до конца закончено. Так как, по итогам Смоленской войны (1632 - 1634 гг) Смоленск оставался у Польши, а также, ей передавались земли, завоеванные в ходе успешных военных действий в начале войны. Однако, Михаилу Федоровичу удалось вернуть Новгород путем заключения в начале своего правления Столбовского мира со Швецией в 1617 г.

Первые 6 лет своего царствования Михаил Романов правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. Но, в 1619 г, с возвращением отца Михаила - патриарха Филарета, начинается, так называемый период соправления, длившийся вплоть до смерти Филарета в 1633 г. Патриарх многое сделал для духовного развития страны - старался водворить благочиние, как в богослужении, так и в образе жизни духовенства, преследовал кулачные бои и народные игры, отличавшиеся непристойностью, наказывал за безнравственность и вольнодумство. Проведение деятельности такого рода было особенно важно в стране, где в течение 15 лет (в период Смуты) происходило нравственное и моральное разложение общества.

Кроме того, имевший огромный жизненный опыт, Филарет “помогал” править своему юному сыну. Таким образом, патриарх соединил в своих руках светскую и церковную власть.

Подводя итоги, можно сказать, что Михаил Романов и Филарет положили начало новой династии - Романовых, которая останется правящей династией в

следующие 300 лет; их деятельность положила начало восстановлению разрушенной прежде страны и определила основные направления политики. Произошло установление прочной централизованной власти в стране, обусловившее дальнейшие становление усиление абсолютизма; северо-западное, юго-западное, южное и восточное направления внешней политики были продолжены Алексеем Михайловичем, так как действия в этих направлениях во время периода 1613-1645 гг не имели должного успеха.

Историки положительно отзываются о периоде, носившем, на их взгляд, восстановительный характер, но некоторые из них считают, что роль Михаила Романова не была бы столь значимой для истории России не будь рядом с ним его отца и наставника - Филарета, который фактически управлял страной в течение 14 лет, направляя сына и продвигая собственные идеи.

В заключение, стоит упомянуть, что с воцарением Михаила деятельность Земских соборов усилилась, его правление называют временем расцвета сословно-представительной монархии. Предшествующее началу правления Романова явление Смуты укрепило идею самодержавия, как символа национального суверенитета, условия внутреннего мира и стабильности. В будущем, сын Михаила Федоровича - Алексей Федорович продолжит продвижение идеи единоличного правления, что в конечной итоге приведет к становлению в России абсолютной монархии в 18 веке.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости