Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости













1 из 12

Презентация на тему: Святые воины

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Кондак Кресту Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. Тропарь Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

№ слайда 3

Описание слайда:

Возлюби Господа и возлюби ближнего - это заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

№ слайда 4

Описание слайда:

История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя)в 988году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.

№ слайда 5

Описание слайда:

ЖИТИЯ СВЯТЫХ Архистратиг Божий Михаил-начальник Небесного ангельского воинства. Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг. Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством небесным под предводительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор- усыпальница в Кремле.

№ слайда 6

Описание слайда:

Святой великомученик и победоносец Георгий. Вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан – императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна, а затем и ближайшего советника императора.Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Из древних воинов – мучеников святой Георгий пользовался наибольшим почитанием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Георгия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия длят нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почётной наградой.

№ слайда 8

Описание слайда:

Святой благоверный князь Александр Невский Происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благочестие князя-воина было вознаграждено. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой «Пойдем поможем сроднику нашему Александру…»И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов. Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к русской земле.

№ слайда 9

Описание слайда:

Святой благоверный князь Дмитрий Донской Время жизни святого благоверного князя Дмитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь с великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Дмитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Дмитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви. Без благословления которой он не принимал никаких важных государственных решений.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«Пришло, братья, время брани нашей,- обратился великий князь Димитрий к войску,- Бог нам прибежище и сила. Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив. После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет.19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.

№ слайда 12

Описание слайда:

Антонова С.Ю.Наша память. Я поклонюсь родной земли героям. Я этой славой с детства дорожу.Пусть Мать-Земля моя не знает горя!Отечеству и Родине служу!Дай Бог родным просторам этимНе видеть больше стана ворога, А купола своим священным светом Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога! Святых в Земле из века просиявших Мы память чтим!- Не просто - то слова! Цветет и крепнет пусть во имя павших Святая вечно Русская Земля!

Сотрудничество Церкви с Вооружёнными силами, присутствие священников в армии, чины освящения оружия и боевой техники нередко встречают нарекания за якобы несоответствие мирному, ненасильственному характеру Евангельского учения о мире и кротости сердца. Имеют ли под собой почву утверждения о «воинственности» Православия и о том, что церковная проповедь исторически оправдывала войны и пролитие крови?

Попробуем подробнее рассмотреть тему об отношении Церкви к войне и о том, чему учат примеры прославленных в лике святых воинов.

Святые воины - кто они?

За века и тысячелетия в Православии не развилось учения, возводящего использование силы в систему и правило. Западному христианству известны доктрины «святой войны» и «священной инквизиции». Воинам, которые шли освобождать земли от неверных, обещалось полное прощение грехов. В средние века учреждались особые военно-монашеские ордена, есть католические святые, канонизированные за заслуги в крестовых походах и преследовании еретиков. Многие учителя Реформации были настроены не менее сурово. В сравнении с этим восточному христианству оставались чужды романтизация оружия и идея об исправлении силой заблудших.

Когда в Византии Х в., на фоне растущей военной напряжённости, император Никифор Фока предложил Церкви провозгласить всех погибших воинов христианскими мучениками, Церковь отвергла эту идею. Наименование «святых воинов» в православной традиции означает профессиональную принадлежность. Его присваивают тем, кто в мирской своей жизни имел отношение к ратному делу, впоследствии же явил качества нравственного совершенства в монашеском делании, в подвиге мученичества за Христа и прочих, не имеющих связи с войной, чинах святости.

Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно признать выразителями образа сильной руки. Однако же титулование их «благоверными» отсылает опять-таки не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются «равноапостольными», другие же, «благоверные правители», на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора. Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и др. мы чтим именно за это, в то время как иные, может быть, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не были удостоены почестей прославления.

Молитвой и копьём

Эпизод с благословением от Сергия Радонежского русским полкам и отправкой Осляби и Пересвета на Куликово поле образует словно бы некое исключение или отклонение от правила. Напомним, что в общем мнении, зафиксированном в летописных источниках, по меньшей мере, с конца XV в., в битве с ратью Мамая русское войско князя Димитрия Московского (Донского) состояло под непосредственным духовным водительством Троицкого игумена. Преподобный Сергий также послал двух учеников, сведущих в ратном деле и сильных физически, дабы они крепостью своего духа вдохновили на победу братьев по оружию.

С именем Александра Пересвета связана замечательная, в традициях рыцарства, история, согласно которой перед сражением татаро-монголами была предложена одиночная дуэль. Противник не сомневался в преимуществе своего богатыря Челубея, показавшего исключительное умение и не проигравшего ни единой схватки. Одолев русского перед лицом двух противостоящих ратей, Челубей обеспечил бы войску Мамая моральное превосходство. Но Пересвет ценой жизни сумел свести поединок к ничьей. При том, что Челубей от удара копьём пал на землю, русский, будучи также поражённым насмерть, остался в седле, поэтому преимущество осталось, скорее, на стороне русского. Этот результат символически повторился в ходе битвы. «Побоище» при реке Непрядве не выявило победителя, стороны понесли ужасающие потери. Татаро-монгольское иго на Руси оставалось на протяжении ещё ста лет. Тем не менее сила сопротивления русских произвела впечатление и означала фактически конец безраздельного хозяйничанья Орды.

Об Ослябе, которого в Святом Крещении звали то ли Андреем, то ли Родионом, летописи говорят как о телохранителе великого князя, который до конца выполнил свой долг. В гуще сражения предводительские регалии передавали кому-то из свиты - дабы ввести в заблуждение врага, усиливавшегося поразить первое лицо и центр управления. Ослябя согласился надеть доспехи князя и был изрублен в сече.

Возможно ли, чтобы монахи участвовали в убийстве и становились при этом святыми?

Здесь нередко возникают вопросы. Предание называет обоих чернецами, Сергиевыми постриженниками, даже схимонахами (чин в православном монашестве, связанный с отдалением от мира и постоянной молитвой). Оба стали сперва местночтимыми святыми, в чине преподобных (наличествуют в святцах с XVII в.), с 1981 г. же почитаются общецерковно. И оба окончили жизнь на поле брани, с оружием в руках, поражающими противника! Возможно ли, чтобы монахи участвовали в убийстве и становились при этом святыми? На первый взгляд, повествование выглядит странным и выбивается из привычной житийной дидактики.

По правилам или вне правил?

Критики трактуют неясность достаточно просто: по их мнению, повествование о Пересвете и Ослябе является вымыслом, мифом, использованным историками для поднятия патриотических чувств. Никаких монахов, посланных из Троице-Сергиева монастыря, не было, а если кто и сражался под именами Пересвета и Осляби на Куликовом поле, то миряне, бояре с Брянщины, члены княжеской дружины. Говорят также о неисторичности сведений о визите великого князя Димитрия на Маковец и беседе его с преподобным Сергием. Сюжет, стало быть, вымышлен, и тему святых героев Куликовой битвы можно закрыть.

Первоначальное Сергиево житие, написанное Епифанием, действительно не упоминает о каком-либо участии преподобного в подготовке к походу, как и нет в нём имён Пересвета и Осляби. Существует ряд других спорных моментов, затрудняющих реконструкцию событий, отстоящих от нас на дистанцию почти семи веков. Но если для приверженцев критической историографии более-менее очевидным является тезис о случайности либо произвольности почитания двух героев, для нас очевидными являются слабость и произвольность метода «демифологизации», трактующего прошлое в рационалистических рамках, множащего сомнения в существовании почитаемых святых и отметающего большинство чудес и житийных подробностей, вплоть до сомнения в «историчности образа Христа».

Несомненно, что такие явления, как память и любовь к куликовским героям Пересвету и Ослябе, относятся к числу незаурядных и знаковых. Должны быть какие-то основания к включению их в общий массив образцов православного смысложизненного мировоззрения. Любой сюжет, претендующий на вероучительную ценность, просеивается в течение длительного срока сквозь мелкое сито сомнений и контраргументов. Он как минимум не должен противоречить принятой ранее дидактике или опровергать таковую.

Обстоятельства, влекущие церковное прославление, невозможно признать за случайные. Евангелие и феноменология святости есть органичное целое. Так же, как Слово Божие даёт указание пути для подвижника, так его опыт, переживаемые обстоятельства и предпринимаемые усилия служат дальнейшему уточнению и раскрытию содержания новозаветного откровения.

Важнейшим поэтому является вопрос о том, является ли почитание Пересвета и Осляби казусом èxtra jus, вне правил, и в каком соотношении с традицией таковое находится?

Исключение, подтверждающее правило

Небольшая подробность позволяет пролить свет на тайну. Перед битвой Пересвет молится в часовне святого великомученика Димитрия Солунского. Впоследствии на данном месте, в 7 км от Скопина, будет основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, одной из реликвий которого станет яблоневый посох, оставленный Пересветом. Сейчас посох хранится в краеведческом музее Рязани.

Кто же такой Димитрий Солунский? Небесный покровитель московского князя Димитрия Донского, святой, почитание которого было весьма велико в Греции и скоро разошлось по Руси. Незадолго до Куликовской битвы состоялось торжественное перенесение из Владимира в Москву иконы Солунского великомученика, написанной на доске гроба святого. Для неё в главном Успенском соборе Московского Кремля великим князем был построен особый придел. По возвращении с Куликова поля в Москву великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского (26 октября/ 8 ноября) особое молитвенное поминовение павших христианских воинов - Димитриевскую родительскую субботу. Следовательно, памятью Димитрия Солунского овеяны основные вехи в истории похода. Образ святого постоянно находился перед духовным взором русских на Куликовом поле.

Великомученик жил в конце III - начале IV в. Во времена императора Галерия Максимиана он являлся проконсулом Фессалоник. За открытое исповедание себя христианином Димитрия заточили в тюрьму и казнили. Житие святого, помимо прочего, включает в себя интереснейший фрагмент о состязании юноши Нестора с богатырём-язычником Лием. Лий - любимец императора, и из всех способов мучить христиан Максимиану более всего нравилось отправлять их на арену цирка, в лапы сурового и жестокого германца. Варвар истязал и сбрасывал каждого с помоста, на специально установленные копья, понося Бога христиан. Тогда христианин Нестор в чистоте сердца, будучи не в силах снести публичное поругание Христа, стал просить у Димитрия позволения сразиться с Лием. Димитрий поддержал юношу. Поединок завершился победой Нестора. Германец был сброшен на копья, юношу же по приказанию разгневанного императора предали смерти. Святой Нестор почитается как мученик за Христа, память его совершается 27 октября/9 ноября, на следующий день после памяти св. Димитрия Солунского.

Нельзя не заметить близкого сходства описанного с примерами Пересвета и Осляби. В преддверии Куликовской битвы многие колебались - предыдущий опыт военных выступлений против Орды был горько-отрицательным. В один из моментов, как говорят летописи, полки были готовы броситься в бегство, и только чудом людей удалось сдержать. Когда же встал вопрос, кому из русских выйти против Челубея, осознание страшной ответственности парализовало волю и члены. Проиграть в поединке означало предрешить поражение. Но не ответить на вызов - являлось тем более плохим исходом. И вот против монгольского Голиафа выходит тот, кто не надеется победить при помощи силы мускулов и азарта воинственности, но исключительно укреплением свыше.

При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч

Пересвет не делает «отсебятины», он лишь повторяет поступок, о котором наслышан из церковного предания. Едва ли инок мог знать заранее, какая миссия ему предстоит. Но Челубей, хвалящийся перед монгольским строем и хулящий христианского Бога как бессильного (Орда к этому времени уже успела принять ислам), - это один образ с Лием. И потребность в преодолении страха, по-видимому, была та же, что у фессалоникийских христиан, застигнутых гонением. А потому, невзирая на слабость исторических подтверждений, так называемых объективных данных, сущностно поступок Пересвета и Осляби достоверен. При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч. Это не повод оправдывать и возводить в систему насилие. Христиане не были бы христианами, если бы взялись доказывать свою правоту в смертельных поединках. Однако же рамка пацифизма узка, и христианство в конечном итоге не является пленником отдельно взятого принципа, даже такого важного, как запрет на лишение жизни.

Выступление

Игнатова Ольга Юрьевна,

учитель истории

МБОУ «СОШ №40»

города Нижневартовска

Секция №1 «Церковно – государственное сотрудничество в духовно-нравственном воспитании молодежи».

Православные воины.

Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся "за веру, царя и Отечество", Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.

Возлюби Господа и возлюби ближнего - эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли с изображением лика Спасителя. Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.

С молитвами мы обращаемся к святым образам воинов-праведников, которые испокон века считались заступниками земли русской.

«Верховным военачальником» в Православии считают архангела Михаила . Согласно Священному Писанию и Священному Преданию именно он возглавляет небесное воинство. Более тысячи лет, со дня основания стольного града Киева, архангел Михаил является покровителем русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество икон.

Одним из праведных заступников русской земли был великий князь Владимир Святославович (980–1015). Во время его правления важнейшим событием для объединения русского государства стало крещение Руси. К лику святых благоверный князь праведный воин Владимир причислен в XIII веке. Иконописцами Владимир изображался гораздо реже, чем другие праведные воины.

О защите от нашествия иноплеменных, от насилия иноверных молились верующие и святому благоверному князю Александру Невскому (1220–1263).

Канонизирован был князь в 1547 году после многих чудес, совершенных по его кончине. По церковным преданиям, когда во время похорон священник собирался разжать руку усопшему князю, чтобы вложить в нее духовную грамоту, тот протянул ее как живой и взял грамоту.

Не случайно почитание князя началось сразу после его смерти и продолжается по сей день. Образ великого князя Александра Ярославича, соединившего в себе качества мудрого политика, смелого воина, бесстрашного защитника православной веры и смиренного монаха, всегда был близок русскому человеку.

Современные иконописцы тоже создают образы святых праведных воинов. Одна из современных икон посвящена выдающемуся русскому флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову .

В марте 1944 года советское правительство учредило орден и медаль имени адмирала Ушакова. К лику святых русский флотоводец Федор Ушаков был причислен в начале XXI века.

Образы праведных воинов, созданные русскими иконописцами, вызывают в нас любовь и гордость за эту землю, которую осваивали наши предки, берегли нерушимость ее границ, неприкосновенность российской территории.

В нашей школе есть Музеи боевой и трудовой славы. Каждый год мы проводим работу по исследованию боевых путей солдат Вов.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский простой солдат победил во второй мировой войне. Именно “Русский Ванька” прижал к стене всю разложившуюся милитаристскую систему Германии. Наши деды ещё раз доказали, что наша земля неприступна. “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!” – сказал великий Александр Невский.

Изучая в школе на примере достоверных фактов боевого пути простого русского солдата, мы воспитываем в подрастающем поколении основы гражданственности, нравственности, духовности и патриотизма.

Вашему вниманию представляется одна из исследовательских работ школьного музейного актива, которая была признана на всероссийских конкурсах исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений.

Использованная литература:

  1. Житие Александра Невского. Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. – с.426,429,431,435, 437, 439.
  2. Чудо Георгия о змие. Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. –с.521, 525, 527.
  3. Д.С.Лихачёв.Литература трагического века в истории России./ Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. – с.21., 22.
  4. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре: учеб.для 7 кл.общеобразоват. учреждений/ Ю.А.Солодовников, - М.Просвещение, 2005 – с.174-176 текст «Чудо святого великомученика Георгия о змие»
  5. Слово о полку Игореве. Древнерусская литература. /
  6. Мировая художественная культура.11 кл.: Учебник для общеобразоват.учебн.заведений/Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук»,2002 – с.57,58.

Святые воины

Русские мученики

Продолжение. Начало в номере 5.

Русская земля славится множеством святых мучеников воинов. Каждый младенец мужеского пола с детства воспитывался в походных условиях, если он принадлежал княжескому роду. До крещения язычество на Руси имело самые мрачные и безобразные черты. Идолы требовали в жертву не только животных, но и людей. В жертву приносили не только пленников, но и собратьев, если на них выпадал жребий. Так в 983 году незадолго до всеобщего крещения, жребий пал на Иоанна - сына православного варяга Феодора, жившего в Киеве. Пришедшая толпа умертвила сына и отца, отказавшегося отдать им его. Впоследствии князь Владимир воздвиг на этом месте Десятинную церковь. Младшие сыновья равноапостольного великого князя Владимира Борис и Глеб прославились, как страстотерпцы пострадавшие от рук старшего брата Святополка. Братья - воины по своём преставлении неоднократно являлись в помощь своим сродникам.

Рано утром плыли они по реке Неве, как предвестники победы Александра Невского над «Вельвеегером свейским и воями его». Двадцатилетний князь воспринял их явление, как знамение от Господа на борьбу за сохранение православия на Руси. Было это в 1240 году, затем последовало освобождение крепости Конопорье и Пскова, а в 1242 году на льду Чудского озера были разбиты войска Ливонского ордена. Таким образом, были остановлены притязания латинян на Русские земли. Одновременно Золотая Орда расширяла свои границы, и поэтому приходилось платить большую дань. Но при Чингиз хане и хане Батые не было гонений на православие, и Александр Невский неоднократно ездил в Орду для урегулирования различных вопросов. Возвращаясь после очередной такой поездки в 1263 году, князь Александр Невский тяжело заболел, и, приняв схиму с именем Алексий, преставился. Нетленные мощи святого великого благоверного князя Александра Невского были обретены в 1380 году.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский родился примерно в 1120 году и был сыном ростово-суздалького князя Юрия Владимировича Долгорукого. Любовь к Богу и почитание византийской иконы Богородицы, впоследствии получившей название «Владимирской», побудили его покинуть Киев без отчего благословения и поселиться в своих наследных владимирских землях. Каменное зодчество Владимиро-Суздальского княжества - это результат воплощения замыслов Андрея Боголюбского по укреплению своей вотчины. Прежде всего, он создал достойный дом для почитаемой «Владимирской» иконы - Успенский собор. Златые врата с церковью Благовещения украсили главный город княжества. Большое внимание он уделял своей резиденции в Боголюбове. Храм Покрова Пресвятой Богородице на Нерли был воздвигнут в честь его сына Глеба, погибшего в походе против Волжской Булгарии. В результате этого похода была одержана победа. Празднование Покрова Пресвятой Богородицы на Руси было установлено Андреем Боголюбским. «Мужество и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста»,- так характеризовал князя близко знавший его современник.

Автократические же стремления князя Андрея привели к конфликту с боярами, и в результате заговора он был убит 30 июня 1174 года.

Почитание Андрея Боголюбского начинается с 16 века, а с 17 века его память встречается в святцах. Мощи князя были обретены 15 октября 1702 года и положены в раку в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский вёл активную военную деятельность и одерживал победы над неприятелем, например, над волжскими булгарами. Но с такой грозной силой, с какой столкнулся Александр Невский, ему сталкиваться не приходилось. Это татаро-монгольское нашествие. Ордынский хан выдавал ярлык на княжеское правление и брал огромную дань. Конец этому положил московский князь Димитрий Донской. После Куликовской битвы он передал своему наследнику Василию I великое княжение как свою вотчину без согласия ордынского хана. Но до этого Куликовскую битву нужно было выиграть.

Князь Димитрий использовал средства, скопленные предыдущими московскими князьями, на укрепление Москвы и на создание боеспособного войска. Ведя мудрую политику, он призвал на свою сторону многих русских князей, которые сражались вместе с ним на Куликовом поле.

Духовным отцом Димитрия Донского был преподобный Сергий Радонежский. Прося благословения на битву, князь испросил у игумена Троицкой обители двух иноков, которые были опытными ратниками, - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Было это 18 августа 1380 года. Прп. Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное - Крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо шлемов возложить на себя. В день Рождества Пресвятой Богородицы русские войска и мамаево полчище встретились на Куликовом поле. Дмитрий Донской вспоминал слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде». В середину выехал громадный ордынский силач Челубей и вызывал всех на поединок. Вызов принял инок Александр Пересвет и на всём скаку поразил Челубея копием, но и сам не уберёгся от смертельного удара. С Божьей помощью победа на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от ордынской зависимости, досталась Димитрию Донскому.

Преставился святой благоверный князь Димитрий Донской 19 мая 1389 года и похоронен в великокняжеской усыпальнице Архангельского собора. Прославлен основоположник расширения русских земель в 1988 году в дни празднования тысячелетия крещения Руси.

Святой праведный Иоанн Русский.

Пётр Первый вёл войну за выход к Чёрному морю, в той войне в 1714 году был взят в плен русский солдат Иоанн. Турки отвезли его в Стамбул и продали некоему Аге, проживавшему в древнем городе Прокопион на территории Каппадокии. Основным населением этого района были православные греки, и пленник постоянно посещал близлежащий храм Георгия Победоносца и причащался Святых Христовых Таинств. Уговоры хозяина перейти в мусульманство не действовали и постепенно прекратились. Иоанн имел кроткий нрав, трудолюбие, сострадание. Постоянное воздержание, бдение, молитва и причастие сделали его угодным Богу. К нему уже при жизни обращались в печалях не только православные, но и мусульмане и получали помощь. По его молитвам исцелялись больные, разрешались проблемы. Однажды хозяин был в отъезде, а дома его жена приготовила праздничный плов и очень сокрушалась, что муж не попробует свой любимый плов. Иоанн попросил поднос с пловом, ушёл к себе в комнату и помолился. Велико было всех удивление, когда вернувшийся из поездки хозяин рассказал о чуде, случившемся с ним в гостинице. Когда он вернулся с торга и открыл ключом дверь, то увидел на столе свой семейный поднос с горячим пловом.

27 мая 1730 года, причастившись Святых Христовых Таин, праведный Иоанн Русский скончался. Нетленные мощи святого были обретены в 1733 году. Покоились они в храме Георгия Победоносца в городе Прокопион. И православные, и мусульмане, и армяне - все приходили с мольбой о помощи к праведнику. Он лежал как живой до 1832 года, пока не случился пожар вследствие египетско-турецкой войны.

С 1924 года мощи святого покоятся на острове Эвбея. В 1951 году был воздвигнут храм в честь св. Иоанна Русского, а в 1962 году состоялась его канонизация.

С турецкими войнами и с Крымом также связано имя ещё одного воина - благоверного боярина Феодора Ушакова.

Родился будущий адмирал Российского флота 13 февраля 1745 года. День его рождения приходится между празднованием двух воинов - великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (8 и 17 февраля). Преподобный Феодор Санаксарский (Ушаков) был его родным дядей и имел большое духовное влияние на своего племянника.

Родители будущего флотоводца Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична имели небольшое родовое имение в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и были благочестивыми прихожанами храма Богоявления - на - Острову.

В 1761 году Феодор зачисляется в морской кадетский корпус в Петербурге на Васильевском острове, по окончании которого проходит службу на Балтике. Приобретя навыки морского искусства, и, проявив себя как способный организатор, он был назначен командующим Севастопольской эскадры.

9 сентября 1787 года началась война с Турцией. Феодор Ушаков всегда помнил слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде». Выйдя из Севастополя и оказавшись вблизи противника с подветренной стороны, на полных парусах Ушаков нанёс противнику первое сокрушительное поражение. Князь Потёмкин писал ему: «Бог с вами! Возлагайте на Него надежду. Ополчась верою, конечно победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!» Затем последовали столь же дерзкие и убедительные победы с Божьей помощью, результатом которых стал мир с Турцией. Екатерина Вторая писала: «Победу Черноморского флота над Турецким мы праздновали вчера молебствием у Казанской. Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчинённым.» И далее самому контр-адмиралу Феодору Ушакову «...ознаменовали Мы благоволение Наше к вам пожалованием вас кавалером Ордена Нашего Святаго Александра Невского...»

Недолгие мирные годы Феодор Ушаков занимался благоустройством Севастополя. Историк того времени пишет: «Он чрезвычайно дорожил казённым интересом, утверждая, что в собственных деньгах должно быть щедрым, а в казённых скупым, - и правило сие доказывал на деле. При усиленной и настойчивой деятельности Ушакова по части корабельного и прочего благоустройства... ему и его неустанной заботливости мы обязаны не только тем что наш флот является хорошо вооруженным, но и тем, что порт Севастополь за последнее время управления Ушаковым гораздо быстрее обстроился новыми зданиями, нежели во всё продолжение своего существования.» В начале 1793 года за заслуги перед Престолом и Отечеством Екатерина Вторая поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень - крест с мощами Святых Угодников. Ему пожалован был чин вице-адмирала.

Тем временем французская революция выдвинула на первый план бригадного генерала Наполеона Бонапарта. Под его руководством французская армия завоевала значительную часть Европы, в том числе и греческие острова Занте, Кефалония и Корфу, где находится великая христианская святыня - мощи святителя Спиридона Тримифунского. Феодор Ушаков поступил мудро: после получения Высочайшего повеления от Павла Первого начать военные действия против французов, он, прежде всего, обратился с письменным воззванием к жителям островов, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников. При поддержке греческого населения русская эскадра быстро освободила все острова от захватчиков.

Узнав о победе при Корфу, великий русский полководец Суворов воскликнул: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?»

20 февраля на другой день после сдачи крепости Корфу Ушаков отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия. А 27 марта в день Святой Пасхи, при стечении народа со всех ближайших островов, был совершён вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунского.

Затем последовало освобождение Италии. Неаполитанский министр Мишуру писал Ушакову: «В промежуток в 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства... русские войска заставили население обожать их... осыпать их ласками и благословениями... одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

Окончилась средиземноморская кампания, и последовало перемещение на Балтику. А затем отход от ратных дел и переезд в своё имение поближе к Санаксарской обители.

Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и благотворитель Санаксарской обители, никогда не имевший своих детей и семьи, вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время... Остаток дней своих провёл крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия преподобного Феодора Санаксарского по фамилии Ушакова же».

Всякий святой - воин, но не всякий воин - святой.

Диакон Вячеслав Зарецкий.

Использованы материалы книги «Иконы святых воинов». Авторы: Е.М.Саенкова, Н.В.Герасименко. А также «Житие Адмирала Российского флота, благоверного боярина Феодора Ушакова».

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией - самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны - освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи - Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости