Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Морфологический разбор прилагательного производится по следующей схеме:

1. Прилагательное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению,

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);

б) непостоянные:

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Род (в ед. числе),

Падеж (для полных).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Комментарий к разбору.

Прилагательное выписывается из текста в той форме, в которой оно стоит. Если прилагательное определяет существительное с предлогом (в большом доме), ошибкой будет выписать прилагательное вместе с предлогом, так как предлог является компонентом предложно-падежной формы существительного и не относится к прилагательному.

Необходимо помнить о том, что прилагательное может иметь составную форму (например, более высокий, наименее удобен). В этом случае выписываются все компоненты формы.

Начальной формой прилагательного является форма И. п. единственного числа мужского рода для прилагательных, имеющих полную форму, и форма единственного числа мужского рода для прилагательных, имеющих только краткую форму.

Постоянными признаками прилагательного является его принадлежность к определенному разряду по значению (качественное, относительное или притяжательное) и его склонение. Определение склонения прилагательного в школьной грамматике не принято. Определение разряда по значению производится для того значения, в котором прилагательное употреблено в тексте.

Некоторые качественные прилагательные, как уже было сказано, не имеют степеней сравнения и / или краткой формы. В этом случае полнота / краткость должна быть помещена в постоянные признаки.

Положительная степень сравнения также может быть постоянным признаком (то есть качественное прилагательное может не изменяться по степеням сравнения, например слово особый), однако в учебниках всех трех комплексов степени сравнения прилагательных указываются только в том случае, если прилагательное стоит в сравнительной или превосходной степени, а указания на положительную степень сравнения не производится. У этого подхода есть тот минус, что он не позволяет для прилагательного, стоящего в положительной степени сравнения, указать, является ли эта форма постоянным или непостоянным признаком.

Неизменяемость несклоняемых прилагательных является их постоянным признаком. Непостоянных признаков у неизменяемых прилагательных нет.

Непостоянными признаками прилагательного являются число, род (в единственном числе), падеж. Для большинства качественных прилагательных непостоянными признаками является также полнота / краткость и степени сравнения.

Необходимо помнить, что признак падежа есть только у полных прилагательных.

Если прилагательное стоит в форме простой сравнительной степени, то оно не охарактеризовано в точки зрения полноты / краткости и не имеет признаков рода, числа и падежа.

При разборе надо не забывать, что объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении. Разные значения одного слова (его лексико-грамматические варианты) могут обладать разными морфологическими признаками. В прилагательном это различие может проявиться в первую очередь в отношении к признакам полноты / краткости и степеней сравнения. Так, прилагательное живой как антоним к слову мертвый изменяется по полноте / краткости, но не изменяется по степеням сравнения, то есть имеет постоянный признак положительной степени сравнения, живой же в значении "подвижный", наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения.

Морфологическому разбору подлежит слово в том значении, в котором оно употреблено в тексте.

Образец морфологического разбора прилагательного.

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу (М. Ю. Лермонтов).

Хороша хорош (в данном значении);

постоянные признаки: качественное, краткое;

непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род;

Высокая - прилагательное, начальная форма - высокий;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п.;

синтаксическая роль: часть сказуемого.

Тоненькая - прилагательное, начальная форма - тоненький;

постоянные признаки: качественное, полное;

непостоянные признаки: положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п.;

синтаксическая роль: часть сказуемого.

Черные - прилагательное, начальная форма - черный;

постоянные признаки: качественное;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, мн. число, И. п.;

синтаксическая роль: часть сказуемого.

Горной - прилагательное, начальная форма - горный;

постоянные признаки: относительное;

непостоянные признаки: ед. число, жен. род, Р. п.;

синтаксическая роль: часть обстоятельства.

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Урок русского языка

на тему:

Саратов 2015г.

Конспект урока

Русского языка в 4 «А» классе по теме:

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Тема

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Цель:

Формировать умение разбирать имя прилагательное как части речи

УУД:

Познавательные: отнесение объектов к известным понятиям; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; фиксирование несоответствия между результатом деятельности и нормативным предписанием;

Личностные: ответственное отношение к учению.

Оборудование:

Презентация, учебник.

Основные понятия:

Имя прилагательное; имя существительное.

Межпредметные связи:

Русский язык

Ресурсы

Основные:

Дополнительные:

Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 частях - Москва: Издательство «Просвещение», 2012. Ч.2

Презентация

Организация пространства

Фронтальная.

I.Организационный момент

( 5 мин)

- Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Готовы? Молодцы. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, садитесь.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.

(7 мин)

1.Орфографическая минутка.

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

Ребята, посмотрите у нас рассыпались слова, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и потом мне скажите какое же у нас задание.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто? Откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Нам вернуть слова назад?

Итак, какое же у нас задание?(составить слова)

Какие слова получились ?(молочко, ночка, дочка, печка, белочка, ленточка, мочка,точка)

Что общего в этих словах? (буквосочетания, которые пишутся без ь- мягкого знака)

Какие ещё буквосочетания пишутся без ъ? (чн,щн,нщ,нч)

Откройте тетради, запишите число.

Я вам буду диктовать слова, вы их будите записывать и подчеркивать буквосочетания. (Один ученик работает у доски)

Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

Какое слово лишнее? (Болельщик) Почему? (пишется с ь)

2.Работа по карточкам.

Замените словом с непроизносимым согласным.

Нечестный (бессовестный) , любящий повелевать (властный) , унылый (грустный) , постоянно завидующий (завистливый) , знаменитый (известный) , способный причинить вред (опасный), не письменный (устный ), люди одного возраста (сверстники).

Какое слово может быть лишним? (опасный – нет непроизносимого согласного)

Слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Открывают тетради.

Записывают слова.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание по карточкам.

Ι II .Самоопределение к деятельности.

( 5 мин)

Найдите среди записанных слов на доске имя прилагательное. (мощные)

Охарактеризуйте слово как часть речи.

Отвечают на вопросы.

Прочитайте тему урока, сформулируйте цель урока.

Формулируют цель урока.

I V. Работа по теме урока.

(10 мин)

Как изменяются имена прилагательные? (по родам (только в единственном числе), числам и падежам – число, род и падеж зависят от того существительного, к которому данное прилагательное относится.)

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 66, как выполнила разбор Аня.

Как она определяла род, число и падеж имени прилагательного? (Аня разбирала только прилагательное, нужно с зависимым словом существительным)

Значит при разборе имени прилагательного его необходимо выписывать вместе с именем существительным, от которого оно зависит.

Посмотрите, как оформляется разбор. Упражнение 113 стр.66

Найдите ошибки в разборе имён прилагательных. Давайте исправим их.

Сделайте правильный разбор.

Откройте упражнение 114 на стр. 67. Прочитайте задание.

Найдите словосочетание «прил.+сущ.» (белый дом, чудесный дом, живое чудо, теплое чудо, пушистое чудо, золотое чудо)

Первые 2 слова разбираем фронтально, остальные самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

V. Динамическая пауза.

VI.Закрепление изученного материала.

(10 мин)

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…

Давайте прочитаем текст.

Подчеркните имена прилагательные, существительные от которых они зависят.

Разберите прилагательные в словосочетаниях яркого солнца,на колючей веточке, на короткую шейку как часть речи.

Проверка.

Откройте упражнение 115 на странице 67. Прочитайте задание.

После выполнения упр. 115 подводится итог.

Что такое имя существительное? ( Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Что такое имя прилагательное? ( Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». )

Чем они похожи? ( это самостоятельные части речи ) . Чем отличаются? ( они отвечают на разные вопросы – сущ. Кто? Что?,прил. Какой? Какая? Какие? Сущ. Обозначают предмет, а прил. обозначают признак )

Читают текст.

Разбирают прилагательные как часть речи.

Проверяют выполненное задание.

Читают задание.

Отвечают на вопросы.

VII. Рефлексия.

(5 мин)

Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста словосочетания «прил.+сущ.», разберите имена прилагательные.

«Кискино горе»

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б.Заходер

Читают стихотворение. Делают разбор имени прилагательного.

VIII .Подведение итогов.

(2 мин)

Что мы повторили на уроке?

Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

За что вы можете себя похвалить?

Отвечают на вопросы.

IX.Домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

В этой статье я расскажу, как нужно делать разбор прилагательного как части речи. Русский язык сложен, но при достаточной доли усердия и заинтересованности можно разобраться в его правилах, касающихся лексики, грамматики и синтаксиса. От школьников и студентов часто требуется знание морфологии и умение делать в соответствии с ее требованиями. Задания, где требуется морфологически разобрать слово, в учебниках обозначаются цифрой 3: “Диана надела красивое³ пальто”.

Порядок и образец разбора прилагательного

Что представляет собой морфологический разбор прилагательного как части речи

Производя морфологический разбор слова, выраженного именем прилагательным, мы устанавливаем все его значения: лексические, грамматические и . Разбирая слово, мы определяем, какие признаки (постоянные и непостоянные) имеет прилагательное, и какую роль оно выполняет в синтаксисе предложения. Для этого имеется определенный план действий, следуя которому, возможно легко произвести морфологический разбор прилагательного:

  • установите, к какой части речи относится слово, данное в задании – если оно предполагает ответы на вопросы “Какой?”, “Чей?”, “Каков?”, то это прилагательное, также отметьте, что оно служит для обозначения признака предмета;

Вопросы к прилагательному
  • установите начальную форму слова – поставьте рассматриваемое слово в мужской род, именительный падеж и единственное число, и определите морфологические признаки:

Постоянные:

  • разряд данных частей речи по лексико-грамматическому значению – притяжательные, относительные, качественные;

Разряды прилагательных

Форма – краткая или полная (для прилагательных из разряда качественных, имеющих только полную либо только краткую форму).


Полная и краткая форма прилагательных

Непостоянные:

  • определите для качественных прилагательных степень их сравнения – от положительной до сравнительной и превосходной;

Степени сравнения прилагательных
      • установите род, число и падеж – признаки, которые относятся к непостоянным, так как зависят от существительного, которое определяется прилагательным;
  • определите роль прилагательного в предложении (каким членом предложения оно является). Чаще всего прилагательное выступает в роли именной части составного именного сказуемого либо согласованного определения имени существительного.

Примеры разбора прилагательного как части речи

Разберем прилагательное по вышеприведенной схеме. Допустим, в задании дано предложение “Диана надела красивое пальто” , и нам необходимо разобрать прилагательное “красивое”. Первым делом выделяем из предложения связку “прилагательное – существительное”, в нашем случае это “красивое пальто”. Следуя приведенному выше алгоритму, выполняем следующие действия:

  • устанавливаем, к какой части речи принадлежит рассматриваемое слово – “пальто (какое?) красивое”, раз “красивое” отвечает на вопрос “какое?”, то это прилагательное, которое служит для обозначения признака существительного “пальто”;
  • устанавливаем начальную форму слова – ставим слово “красивое”в именительный падеж, мужской род и единственное число, получаем слово “красивый”, и определяем морфологические признаки:
    • постоянные:
      • лексико-грамматический разряд слова “красивое” – качественное прилагательное, так как оно обозначает признак предмета (в нашем случае пальто);
      • форма – полная;
    • непостоянные:
      • определяем степень сравнения прилагательного – слово “красивое” имеет положительную степень сравнения (сравнительная – красивее, превосходная – самое красивое);
      • устанавливаем род – так как прилагательное служит для определения существительного, то внимательно изучаем последнее. Слово “пальто” среднего рода, значит, и прилагательное “красивое” тоже среднего рода;
      • аналогичный метод применяется и к установлению числа – “пальто” стоит в единственном числе, значит, и прилагательное “красивое” тоже в единственном числе;
      • падеж “пальто” – винительный, соответственно, и “красивое” тоже использовано в винительном падеже;
  • определяем роль прилагательного “красивое” в предложении – оно является сказуемым, выраженным согласованным определением подлежащего “пальто”.

Это был пример устного рассуждения, на письме же морфологический разбор прилагательного как части речи выглядит более сжато.

Пример 2. Анализируем предложение на ЧР

Дано предложение: “Диана надела красивое пальто”. Запишем разбор прилагательного:

Красивое пальто.

  1. Пальто (какое?) красивое. Красивое – прил.
  2. Н. ф. – красивый.
  3. Ср. р.
  4. Ед. ч.
  5. В. п.
  6. Определение: красивое.

Для того, чтобы в дальнейшем морфологический разбор прилагательного как части речи давался вам без труда, обязательно выучите наизусть алгоритм действий и постоянно тренируйтесь. Постепенно количество ошибок минимизируется и все действия будут доведены почти до автоматизма. Проговаривайте вслух все, что выполняете, так вы быстрее обнаружите ошибки, да и материал запомнится гораздо легче.

Имени прилагательного - это полная его грамматическая характеристика как части речи. Разбор проводят только тех имен прилагательных, которые представлены в конкретном предложении, т.к. правильно проанализировать слово вне контекста невозможно.

Чтобы выполнить морфологический разбор прилагательного, нужно знать:

Какие морфологические признаки имеет ;

Какие из них являются постоянными, неизменяемыми и характерными для всех имен прилагательных в целом;

Какие из признаков являются непостоянными, изменяемыми и характерными для данной формы слова;

Невидимой (жизнью) — прилаг.

1. Жизнью (какой?) невидимой. Н. ф. — невидимый.

2. Постоянн.: относительн. Непостоянн.: полн. форма, Т. п., ед.ч., ж.р.

3. (Какой?) Невидимой.

Зимний (лес) — прилаг.

1. Лес (какой?) зимний. Н. ф. — зимний.

2. Постоянн.: относительн. Непостоянн.: полн. форма, И. п., ед. ч., м. р.

3. (Какой?) зимний.

Образец устного разбора

Невидимой (жизнью) — имя прилагательное.

Во-первых, оно называет признак предмета: жизнью (какой?) невидимой. Начальная форма — невидимый.

Во-вторых, постоянным морфологическим признаком является разрад - относительное прилагательное. Непостоянные признаки: полная форма, творительный падеж, женский род и единственное число.

Зимний (лес) — имя прилагательное.

Во-первых, оно называет признак предмета: лес (какой?) зимний. Начальная форма — зимний.

Во-вторых, постоянным морфологическим признаком является разряд - относительное прилагательное. Непостоянные признаки: полная форма, именительный падеж, мужской род и единственное число.

В-третьих, в предложении выступает определением.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости