Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

О личной жизни императора Александра II ходило много сплетен.
Сложнее всего было скрыть связь императора с княжной Александрой Долгорукой, двадцатилетней красавицей, дальней родственницей Екатерины Михайловны. Но ни один из его романов не длился столь долго, как с новой пассией.

Попытка избежать скандала и остудить чувства были.... родные увозили Катеньку в Неаполь. Но вынужденная разлука лишь подлила масла в огонь разгоревшейся страсти. Жить друг без друга они уже не могли. Наладили бурную переписку - обменивались письмами чуть ли не ежедневно.

Сохранилась обширная переписка государя и княжны, показывающая их искреннюю страстную привязанность друг к другу. Многие письма носят чрезвычайно откровенный характер. Для обозначения своей интимной близости Екатерина и Александр изобрели особое французское слово bingerle (бенже́рль ).

И вот через полгода состоялась долгожданная встреча в Париже! Сюда Александр II прибыл по приглашению Наполеона III для посещения Всемирной выставки. Все свободное время он проводил с «душой-Катенькой». В тенистом саду Елисейского дворца он сделал еще одно лестное для нее признание: «С тех пор, как я полюбил тебя, другие женщины перестали для меня существовать… В течение целого года, когда ты отталкивала меня, а также и в течение того времени, что ты провела в Неаполе, я не приблизился ни к одной женщине».

Был у Екатерины Михайловны собственный, как она его называла, «ключик счастья». Им она открывала заветную дверцу в уединенную комнатку на первом этаже Зимнего дворца. Отсюда по потайной лестнице, ведущей во внутренние апартаменты, Долгорукая поднималась на второй этаж и оказывалась в объятиях своего царственного любовника.

Долгорукая, Екатерина. Собственная зарисовка императора.

Через десять лет любовной связи княжна переселилась в Зимний дворец, заняв небольшие комнаты прямо над покоями государыни. Марии Александровне часто приходилось слышать над головой крики и беготню детей. При этом императрица резко менялась в лице, однако усилием воли все-таки подавляла пронзавшую ее боль. В 1878 году княжна Долгорукая родила здесь, в Зимнем, вторую дочь, Екатерину.

Она родила от Александра II четырёх детей:
Георгий (1872—1913);
Ольга (1873—1925) — замужем за Георгом-Николаем фон Меренбергом (1871—1948), сыном Натальи Пушкиной;
Борис (1876) — умер в младенчестве;
Екатерина (1878—1959) — замужем за С. П. Оболенским.

Новая любовь императора усугубила болезнь его жены, императрицы Марии Александровны, которой было тяжело сознавать, что ее место заняла молодая и цветущая Долгорукая.

Кстати, эта связь особенно остро осуждалась сыном императора цесаревичем Александром III.

Мария Александровна скончалась в 1880-м, и едва выждав 40 дней, император вступил в морганатический брак со своей возлюбленной, дав ей титул светлейшей княгини Юрьевской.
Тайное венчание состоялось 6 июля в часовне Большого Царскосельского дворца.

От этого неравнородного брака императора отговаривали многие царедворцы, в том числе министр, граф Александр Адлерберг. Александр Николаевич остался непреклонен. «Затем у Адлерберга состоялась встреча тет-а-тет с Екатериной Михайловной, с которой он разговаривал впервые в жизни, - пишет историк А. Н. Боханов. - Министр пытался и невесте доказать опасность, пагубность предстоящего, но быстро пришел к заключению, что с таким же успехом мог бы убеждать и «дерево».

Княжна на все доводы и аргументы неизменно отвечала фразой: «Государь будет счастлив и спокоен, только когда повенчается со мной». В момент «диспута» дверь в комнату приоткрылась, и самодержец робко спросил, можно ли войти. В ответ Екатерина Михайловна нервно закричала: «Нет, пока нельзя!» Таким тоном, по наблюдениям Адлерберга, приличные люди не разговаривают «даже с лакеем», а император вздрогнул, изменился в лице и покорно прикрыл дверь. Это потрясло царедворца. Граф был сломлен, растерян и, когда государь в очередной раз попросил его стать шафером, уже с полным отрешением дал согласие».

В день похорон Екатерина Михайловна остригла свои роскошные косы, которые так любил Александр, и положила их в гроб, к рукам погибшего супруга. Княгиня Юрьевская с детьми покинула Петербург и Россию, взяв с собой окровавленную рубаху Александра, которая была на нем в день смерти. Больше замуж красавица Юрьевская не вышла, оставшись верной мужу до последних своих дней.

Она иногда приезжала в Петербург. В один из таких своих приездов она заявила, что, как только ее дочери подрастут и станут выезжать в свет, она вернется в Петербург и станет давать балы. Александр III произнес в ответ всего лишь одну короткую фразу: «На вашем месте, - сказал он, - вместо того чтобы давать балы, я бы заперся в монастыре»...

Екатерина Михайловна умерла в возрасте семидесяти пяти лет в Ницце в феврале 1922 года...

(С) Носик Б. Н. Русские тайны Парижа и др. места интернета.

Российский император Александр II родился 29 (по старому стилю 17) апреля 1818 года в Москве. Старший сын императора и императрицы Александры Федоровны. После вступления в 1825 году на престол его отца, был провозглашен наследником престола .

Получил блестящее домашнее образование. Его наставниками были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени.

Унаследовал престол 3 марта (по старому стилю 18 февраля) 1855 года на исходе неудачной для России , которую сумел завершить с минимальными потерями для империи. Венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября (по старому стилю 26 августа) 1856 года.

По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 годов.

Преобразования Александра II затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

3 декабря 1855 императорским указом был закрыт Высший цензурный комитет и обсуждение государственных дел стало открытым.

В 1856 году был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть "царем-освободителем". Превращение крестьян в свободную рабочую силу способствовало капитализации сельского хозяйства и росту фабричного производства.

В 1864 году изданием Судебных Уставов Александр II отделил судебную власть от властей исполнительной, законодательной и административной, обеспечив ее полную независимость. Процесс стал гласным и состязательным. Реформировалась полицейская, финансовая, университетская и вся светская и духовная образовательная система в целом. К 1864 году относится и начало создания всесословных земских учреждений, которым было вверено заведование экономическими и прочими общественными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения появились городские думы и управы.

В результате реформ в области образования самоуправление стало основой деятельности университетов, получило развитие среднее женское образование. Основано три Университета — в Новороссийске, Варшаве и Томске. Нововведения в сфере печати существенно ограничили роль цензуры и способствовали развитию средств массовой информации.

К 1874 году в России было произведено перевооружение армии, создана система военных округов, реорганизовано Военное министерство, реформирована система подготовки офицерских кадров, введена всеобщая воинская повинность, сокращен срок военной службы (с 25 до 15 лет, включая службу в запасе), отменены телесные наказания.

Также императором было проведено учреждение Государственного банка.

Внутренние и внешние войны императора Александра II были победоносными — подавлено восстание, вспыхнувшее в 1863 году в Польше, закончилась Кавказская война (1864). По Айгунскому и Пекинскому договорам с Китайской империей Россия в 1858-1860 годах присоединила Амурский и Уссурийский края. В 1867-1873 годах территория России увеличилась за счет завоевания Туркестанского края и Ферганской долины и добровольного вхождения на вассальных правах Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Одновременно в 1867 году заморские владения — Аляска и Алеутские острова были уступлены США, с которыми установились добрые отношения. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи. Турция потерпела поражение, предопределившее государственную независимость Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

© Инфографика

© Инфографика

Реформы 1861-1874 годов создали предпосылки для более динамичного развития России, усилили участие наиболее активной части общества в жизни страны. Оборотной стороной преобразований стало обострение социальных противоречий и рост революционного движения.

На жизнь Александра II было совершено шесть покушений, седьмое стало причиной его смерти. Первым стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 (по старому стилю 4) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров. В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьев попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся. Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры . Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением, в то же время проводя политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нем в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 (по старому стилю 1) марта 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте кончины Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

В первом супружестве император Александр II состоял с императрицей Марией Александровной (урожденной принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессен-Дармштадской). Во второй (морганатический) брак с княжной Екатериной Долгоруковой, пожалованной титулом светлейшей княгини Юрьевской, император вступил незадолго до кончины.

Старший сын Александра II и наследник российского престола Николай Александрович скончался в Ницце от туберкулеза в 1865 году, и престол унаследовал второй сын императора Великий князь Александр Александрович (Александр III).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Будущая императрица Мария Александровна родилась в 1824 году в Дармштадте - столице Гессена. Младенца назвали Максимилианой Вильгеминой Августой Софией Марией.

Происхождение

Ее отцом был немец Людвиг II (1777-1848) - великий герцог Гессенский и Рейнский. Он пришел к власти после Июльской революции.

Матерью девочки была Вильгельмина Баденская (1788-1836). Она была родом из баденского дома Церингенов. При дворе ходили слухи, что ее младшие дети, в том числе и Максимилиана, были рождены от связи с одним из местных баронов. Людвиг II - официальный муж - признал ее своей дочерью, чтобы избежать позорного скандала. Тем не менее девочка со своим братом Александром стала жить отдельно от отца и его резиденции в Дармштадте. Этим местом "ссылки" стал Хайлигенберг, который был собственностью матери Вильгельмины.

Встреча с Александром II

У Романовых были популярны династические браки с немецкими принцессами. Например, предшественница Марии - Александра Федоровна (жена Николая I) - была дочерью прусского короля. Да и супруга последнего русского императора тоже была из Гессенского дома. Так что на этом фоне решение Александра II жениться на немке из небольшого княжества не кажется странным.

Императрица Мария Александровна встретилась со своим будущим мужем в марте 1839 года, когда ей было 14 лет, а ему - 18. В это время Александр в качестве наследника престола совершал традиционное европейское турне для знакомства с местными правящими домами. Дочь Гессенского герцога он встретил на спектакле «Весталка».

Как согласовывался брак

После знакомства Александр начал в письмах уговаривать родителей, чтобы те дали разрешение на брак с немкой. Однако мать была против такой связи цесаревича. Ее смущали слухи о незаконном происхождении девушки. Император Николай, напротив, решил не рубить с плеча, а рассмотреть вопрос внимательнее.

Дело в том, что его сын Александр уже имел неудачный опыт в личной жизни. Он влюбился в фрейлину двора Родители были резко против такой связи по двум принципиальным причинам. Во-первых, эта девушка была простого происхождения. Во-вторых, она была еще и католичкой. Так что Александра с нею насильно разлучили и отправили в Европу, как раз для того, чтобы он смог найти себе подходящую партию.

Так что Николай решил не рисковать и не разбивать сыну сердце в очередной раз. Вместо этого он стал подробно расспрашивать о девушке попечителя Александра Кавелина и поэта Василия Жуковского, сопровождавших наследника в его путешествии. Когда император получил положительные отзывы, сразу же последовал приказ по всему двору о том, что впредь запрещено распространять какие-либо слухи о гессенской принцессе.

Этому повелению пришлось подчиниться даже императрице Александре Федоровне. Тогда она решила сама съездить в Дармштадт, чтобы заранее познакомиться с невесткой. Это было неслыханное событие - подобного еще не случалось в российской истории.

Внешность и интересы

Будущая императрица Мария Александровна произвела на свою предшественницу прекрасное впечатление. После очной встречи согласие на брак было получено.

Что же так привлекало окружающих в этой немецкой девушке? Самое детальное описание ее внешности оставила в своих мемуарах ее фрейлина Анна Тютчева (дочь знаменитого поэта). Согласно ее словам, императрица Мария Александровна имела нежный цвет кожи, чудесные волосы и кроткий взгляд больших голубых глаз. На фоне этого немного странно выглядели ее тонкие губы, которые часто изображали ироническую улыбку.

У девушки были глубокие познания в музыке и европейской литературе. Ее образованность и широта интересов производили впечатление на всех окружающих, и многие люди потом оставили свои восторженные отзывы в форме мемуаров. Например, писатель Алексей Константинович Толстой говорил, что императрица своими познаниями не только выделяется на фоне остальных женщин, но даже заметно обыгрывает многих мужчин.

Появление при дворе и свадьба

Свадьба состоялась вскоре после того, как были улажены все формальности. Невеста прибыла в Петербург в 1840 году и больше всего была потрясена блеском и красотой российской столицы. В декабре она приняла православие и в крещении получила имя Марии Александровны. Уже на следующий день произошло обручение между ней и наследником престола. Свадьба же состоялась через год, в 1841-м. Она прошла в Соборной церкви, находившейся в Зимнем дворце Петербурга. Сейчас это одно из помещений Эрмитажа, где проводятся регулярные выставки.

Девушке было тяжело вклиниться в новую жизнь из-за незнания языка и боязни не понравиться свекру и свекрови. Как потом она сама признавалась, каждый день Мария проводила как на иголках, чувствовала себя «волонтером», готовым ринуться куда угодно по внезапной команде, например на неожиданный прием. вообще была обузой для цесаревны, а потом и императрицы. Она в первую очередь была привязана к мужу и детям, старалась заниматься только тем, чтобы помогать им, а не тратить время на формальности.

Коронация супругов произошла в 1856 году после смерти Николая I. Тридцатилетняя Мария Александровна получила новый статус, который пугал ее все то время, что она была невесткой императора.

Характер

Современники отмечали многочисленные достоинства, которыми обладала государыня-императрица Мария Александровна. Это доброта, внимание к людям, искренность в словах и поступках. Но самым важным и заметным было то чувство долга, с которым она пребывала при дворе и несла титул через всю свою жизнь. Каждый ее поступок соответствовал императорскому статусу.

Она всегда соблюдала религиозные догматы и была крайне набожной. Эта черта настолько сильно выделялась в характере императрицы, что ее гораздо проще было представить монахиней, чем царствующей особой. Например, Людовиг II (король Баварии) отмечал, что Мария Александровна окружена ореолом святой. Такое поведение во многом не сходилось с ее статусом, так как во многих государственных (пусть даже формальных) делах требовалось ее присутствие, вопреки ее отстраненному от мирской суеты поведению.

Благотворительность

Больше всего императрица Мария Александровна - жена Александра 2 - была известна своей широкой благотворительностью. По всей стране за ее счет открывались больницы, приюты и гимназии, которые получали эпитет «мариинские». Всего она открыла и следила за 5 больницами, 36 приютами, 12 богадельнями, 5 благотворительными обществами. Не обделила государыня вниманием и сферу образования: были построены 2 института, четыре десятка гимназий, сотни небольших училищ для ремесленников и рабочих и т. д. На это Мария Александровна тратила как государственные, так и собственные средства (ей выдавалось 50 тысяч серебряных рублей в год на персональные расходы).

Здравоохранение стало особой сферой деятельности, которой занималась императрица Мария Александровна. Красный Крест появился в России именно по ее инициативе. Его волонтеры помогали раненым солдатам во время войны в Болгарии против Турции 1877-1878 гг.

Смерть дочери и сына

Большой трагедией для царской семьи стала смерть наследника престола. Императрица Мария Александровна - жена Александра 2 - подарила супругу восьмерых детей. Старший сын Николай родился в 1843 году, спустя два года после свадьбы, когда царем был еще его дедушка-тезка.

Ребенок отличался острым умом и приятным характером, за который его любили все члены семьи. Он был уже помолвлен и получил образование, когда в результате несчастного случая повредил спину. Есть несколько версий случившегося. Либо Николай упал с лошади, либо ударился о мраморный стол во время шуточной борьбы со своим товарищем. Сначала травма была незаметной, но со временем наследник становился все бледнее и чувствовал себя хуже. Кроме того, врачи лечили его неправильно - прописывали лекарства от ревматизма, которые не приносили пользы, ибо не была выявлена истинная причина недуга. Вскоре Николай оказался прикован к коляске. Это стало ужасным стрессом, который терпела императрица Мария Александровна. Болезнь сына шла вслед за смертью первой дочери Александры, умершей от менингита. Мать постоянно находилась при Николае, даже когда было решено отправить его в Ниццу на лечение от туберкулеза позвоночника, где он и скончался в 22 года.

Охлаждение отношений с мужем

И Александр, и Мария по-своему с трудом переживали эту утрату. Император винил себя за то, что заставил сына много заниматься физической подготовкой, отчасти из-за чего и произошел несчастный случай. Так или иначе, но трагедия отдалила супругов друг от друга.

Беда заключалась в том, что вся их дальнейшая совместная жизнь состояла из одних и тех же ритуалов. По утрам это был дежурный поцелуй и рядовые разговоры о династических делах. Днем супруги встречали очередной парад. Вечер императрица проводила с детьми, а муж постоянно пропадал по государственным делам. Он любил семью, но его времени просто не хватало на родственников, чего не могла не заметить Мария Александровна. Императрица пыталась помочь Александру в делах, особенно в первые годы.

Тогда (в начале царствования) царь с радостью советовался с супругой о многих решениях. Она всегда была в курсе последних докладов министров. Чаще всего ее советы касались системы образования. Это во многом было связано с благотворительной деятельностью, которой занималась императрица Мария Александровна. И развитие образования в эти годы получило закономерный толчок вперед. Открывались училища, доступ к ним появился у крестьян, которых, помимо всего прочего, еще и освободили от крепостничества при Александре.

Сама императрица имела на этот счет самое либеральное мнение, которым делилась, например, с Кавелиным, говоря ему о том, что горячо поддерживает мужа в его желании дать самому многочисленному сословию России свободу.

Однако с появлением Манифеста (1861 год) императрица все реже касалась государственных дел из-за некоторого охлаждения отношений с мужем. Это было связано и со своенравным характером Романова. Царя все чаще настигал шепот во дворце о том, что он слишком часто оглядывается на мнение супруги, то есть находится у нее под каблуком. Это раздражало свободолюбивого Александра. Кроме того, сам титул самодержца обязывал его принимать решения только своей волей, без советов с кем-либо. Это касалось самой природы власти в России, которая, как считалось, давалась от Бога единственному помазаннику. Но настоящий разрыв между супругами был еще впереди.

Екатерина Долгорукова

В 1859 году Александр II проводил маневры в южной части империи (территория нынешней Украины) - отмечалось 150-летие битвы под Полтавой. Государь остановился с визитом в усадьбе знаменитого дома Долгоруковых. Этот род являлся ветвью от князей Рюриковичей. То есть его представители были далекими родственниками Романовых. Но в середине XIX века родовитая семья была а у ее главы князя Михаила осталось только одно имение - Тепловка.

Император вошел в положение и помог Долгорукову, в частности устроил его сыновей в гвардию, а дочерей отправил в Смольный институт, пообещав оплатить расходы из царского кошелька. Тогда же он встретился с тринадцатилетней Девочка удивила его своим любопытством и жизнелюбием.

В 1865 году самодержец по традиции побывал с визитом в Смольном институте благородных девиц. Тогда-то он после долгого перерыва вновь увидел Екатерину, которой исполнилось уже 18 лет. Девушка отличалась удивительной красотой.

Император, который обладал влюбчивым нравом, начал присылать ей подарки через своих помощниц. Он даже стал наведываться в институт инкогнито, однако было решено, что это слишком, и девушку под предлогом плохого здоровья отчислили. Теперь она жила в Петербурге и виделась с царем в Летнем саду. Ее даже сделали фрейлиной хозяйки Зимнего дворца, коей являлась императрица Мария Александровна. Жена Александра Второго тяжело переживала слухи, роем вьющиеся вокруг молодой девушки. Наконец Екатерина уехала в Италию, чтобы не вызывать скандала.

Но Александр был настроен серьезно. Он даже пообещал фаворитке, что женится на ней, как только представится такая возможность. Летом 1867 года он прибыл в Париж по приглашению Наполеона III. Туда же из Италии отправилась Долгорукова.

В конце концов император попытался объясниться со своей семьей, желая, чтобы его в первую очередь услышала Мария Александровна. Императрица, супруга Александра II и хозяйка Зимнего дворца, попыталась соблюсти приличия и не позволяла конфликту выйти за пределы резиденции. Однако ее старший сын и наследник престола взбунтовался. Это было неудивительно. Будущий отличался крутым нравом даже в совсем молодом возрасте. Он ругал отца, а тот, в свою очередь, приходил в ярость.

В итоге Екатерина все же переехала в Зимний дворец и родила от царя четверых детей, которые потом получили княжеские титулы и были узаконены. Это случилось после смерти законной супруги Александра. Похороны императрицы Марии Александровны дали возможность царю заключить брак с Екатериной. Она получила титул светлейшей княгини и фамилию Юрьевская (как и ее дети). Однако император недолго был счастлив в этом браке.

Болезнь и смерть

Здоровье Марии Александровны было подорвано по многим причинам. Это частые роды, измена мужа, смерть сына, а также сырой климат Петербурга, к которому коренная немка была не готова в первые годы переезда. Из-за этого у нее началась чахотка, а также нервное истощение. Согласно рекомендации личного врача, женщина каждое лето отправлялась на юг в Крым, климат которого должен был помочь ей побороть болезни. Со временем женщина почти отошла от дел. Одним из последних эпизодов ее участия в государственной жизни было посещение военных советов во время противостояния с Турцией в 1878 году.

В эти годы на Александра II постоянно совершались покушения революционерами и бомбистами. Однажды взрыв произошел в столовой Зимнего дворца, но императрица была настолько больна, что даже не заметила этого, лежа в своих покоях. А ее муж выжил только потому, что задержался в своем кабинете, вопреки привычке обедать в установленное время. Постоянный страх за жизнь любимого мужа съедал остатки здоровья, которым еще владела Мария Александровна. Императрица, фото которой в то время показывают явную перемену в ее внешности, крайне исхудала и походила, скорее, на свою тень, нежели на человека в теле.

Весной 1880 года она окончательно слегла, в то время как муж переехал в Царское Село с Долгоруковой. Он наносил супруге короткие визиты, но ничего не мог поделать, чтобы хоть как-то улучшить её самочувствие. Туберкулез стал причиной, по которой скончалась императрица Мария Александровна. Биография этой женщины гласит, что жизнь её оборвалась в том же году, 3 июня по новому стилю.

Последнее пристанище супруга Александра II нашла по династической традиции в Петропавловском соборе. Похороны императрицы Марии Александровны стали траурным событием для всей страны, искренне ее любившей.

Александр ненадолго пережил первую супругу. В 1881 году он погиб после ранения в результате взрыва бомбы, брошенной ему под ноги террористом. Император был похоронен рядом с Марией Александровной.

"Россия никогда не узнает, чем она была обязана своей Императрице,
вследствие того огромного, благотворного, сердечного и нравственного влияния, которое она всегда имела на Государя!"
Е.Н. Львова. Из воспоминаний

Рождение принцессы

Четвертая Государыня Всероссийская из Дома Романовых со столь великим в христианстве именем Мария - принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария родилась 27 июля (9 августа) 1824 года в Германском владетельном Доме Гессен в Августейшей семье Великого герцога Людвига II Гессенского (1777 - 1848 гг.) от брака с принцессой Вильгельминой Луизой Баденской (1788 - 1836 гг.), Августейшей сестрой Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны - державной супруги Государя Императора Александра I Благословенного.

Принцесса родилась без малого через 200 лет после того, как 19 сентября (2 октября) 1624 года состоялось Священное Таинство браковенчания основателя Дома Романовых Царя Михаила I Феодоровича с первой Августейшей супругой своей Княжной Марией Владимировной Долгоруковой. Промыслительно и то, что, как и Царица Мария Владимировна будущая Императрица Мария Александровна почила прежде своего супруга, что так и осталось единственным примером в истории Императорского Дома, ибо никто более из Государынь Всероссийских со времени кончины 14 (27) октября 1681 года Царицы Агафьи Семеновны, первой Августейшей супруги Царя Феодора III Алексеевича, не оставлял венценосных супругов, почив прежде времени. Пройдет чуть более 200 лет, прежде чем в первый четверг июня 1880 года (22 мая по с. ст.) прервется биение сердца Русской Императрицы, столь любимой всей Царской Семьей...

Августейшая мать принцессы оставила мир, когда ей шел 13-й год от рождения и она, вместе с державным братом своим принцем Александром (1823 - 1880 гг.), несколько лет воспитывалась гувернанткой, живя в загородном замке Югенгейм близ Дармштадта.

Августейшая мать принцессы ко времени рождения ее давно не жила с державным супругом. У каждого была своя любовь, и по разговорам, принцесса рождена была от барона де Гранси, швейцарца французского происхождения, бывшего шталмейстером Великого герцога. Казалось, ничто уже не предвещало принцессе славную будущность. Однако по воле Всеблагого вершителя судеб в марте 1839 года единственная дочь Великого герцога Людвига II познакомилась в Дармштадте с путешествующим по Западной Европе Цесаревичем Александром II Николаевичем, будущим Самодержцем Всероссийским Александром II Освободителем.

Избранница Цесаревича

Из письма наследника Цесаревича Александра Николаевича, своему Августейшему отцу, Государю Императору Николаю I Подвиголюбивому, 25 марта (7 апреля) в День Благовещения 1839 года: "Здесь, в Дармштадте, встретил я дочь Царствующего Великого герцога, принцессу Марию. Она страшно мне понравилась, с самого первого момента, когда я ее увидел... И, если ты позволишь, дорогой папа, после моего посещения Англии, я снова возвращусь в Дармштадт".

Однако согласие на брак Августейшие родители цесаревича и Великого Князя Государь Император Николай I Подвиголюбивый и Императрица Александра I Феодоровна дали не сразу.

Из секретной переписки Императора Николая I Павловича и графа А. Н. Орлова, попечителя наследника:

"Сомнения относительно законности ее происхождения более действительны, чем ты полагаешь. Известно, что из-за этого ее едва терпят при Дворе и в семье (У Вильгельмины было три старших Августейших брата - прим. А. Р.), но она официально признана дочерью своего венценосного отца и носит его фамилию, следовательно никто не может ничего сказать против нее в этом смысле". (Письма и документы цитируются по книге Е. П. Толмачева "Александр Второй и его время", т. 1. С. 94.)

"Не думайте, Государь, что я скрыл от Великого Князя эти относительно происхождения принцессы Марии. Он узнал о них в самый день своего прибытия в Дармштадт, однако реагировал точно, как Вы... Он думает, что, конечно, лучше было бы иначе, однако она носит имя своего отца, следовательно, с точки зрения закона никто не может упрекнуть ее ".

Тем временем наследник Всероссийского престола испытывал к принцессе самые сильные чувства. Из письма наследника Цесаревича Александра, Августейшей Матери Государыне Императрице Александре Федоровне, май 1839 года. Дармштадт:

"Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю ее, и я скорее откажусь от трона, чем от нее. Я женюсь только на ней, вот мое решение!"

Прибытие в Россию

В сентябре 1840 года принцесса вступила на Русскую землю, а в декабре того же года приняла Православие с именем Мария Александровна, став четвертой избранницей Русских Государей из Дома Романовых с именем Пресвятой Богородицы.
По завершению Светлой седмицы 19 (29) апреля 1841 года наследник Цесаревич и Великий Князь Александр Николаевич и Великая Княгиня Мария Александровна браковенчались.

Близко знавшая Государыню фрейлина Двора А.Ф.Тютчева оставила нам о принцессе Марии много подробных воспоминаний:

"Выросшая в уединении и даже некотором небрежении в маленьком замке Югедгейм, где ей даже редко приходилось видеть отца, она была более испугана, чем ослеплена, когда внезапно была перенесена ко Двору, самому пышному, самому блестящему и самому светскому из всех европейских Дволров. Она мне говорила, что много раз после долгих усилий преодолеть застенчивость и смущение, она ночью в уединении своей спальни предавалалсь слезам и долго сдерживаемым рыданиям...

Когда я впервые увидела Великую Княгиню, ей было 28 лет. Тем не менее, она выглядела очень молодой. Она всю жизнь сохраняла эту молодую наружность, так что в 40 лет ее можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление красавицы; но она была необычайно изящна тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера...

Ни в ком никогда не наблюдала я в большей мере, чем в Цесаревне, это одухотворенное изящество идеальной отвлеченности. Черты ее не были правильны. Прекрасны были ее чудные волосы, ее нежный цвет лица, ее большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль ее не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, что свидетельствовало о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка составляла странный контраст к выражению ее глаз... Я редко видела человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного "я". Ум Цсаревны был подобен ее душе: тонкий, изящный, проницательный, очень иронический, но лишенный горячности, широты и инициативы...

Она была осторожна до крайности, и эта осторожность делала ее слабой в жизни...
Она обладала в исключительной степени престижем Государыни и обаянием женщины и умела владеть этими средствами с большим умом и искусством".

По словам ее современников, и той же фрейлины Тютчевой: "Ее многие судили и много осуждали, часто не без основания, за отсутствие инициативы, интереса и активности во всех областях, куда она могла внести жизнь и движение". Все ждали от Государыни активности, свойственной ее Августейшей тезке Императрице Марии I Феодоровне, которая по трагической кончине Августейшего супруга - Государя Императора Павла I Петровича, основала множество благотворительных обществ, активно вмешивалась в политику державного сына Императора Александра I Павловича, имела блестящий Двор и проч.

Поначалу не многие знали, что будущая Императрица Мария Александровна, по воле Божией рожденная в день Святого великомученика и целителя Пантелеймона, была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. Но и при том, она много совершала богоугодных дел, продолжая славные традиции Государынь Всероссийских.

Также не будем забывать и о том, что ни одна из Государынь не подвергалась такому ужасающему террору в России. Пережить шесть покушений на Августейшего супруга, жить в тревоге за Государя и венценосных детей долгие 14 лет, с момента первого выстрела Д.В.Каракозова 4 (17) апреля до взрыва в столовой Зимнего Дворца в феврале 1880 года, унесшего 11 жизней - такое пережить суждено лишь немногим. По словам фрейлины графини А.А.Толстой, "слабое здоровье Государыни окончательно пошатнулось после покушения 2 апреля 1879 года, (Устроено народником-народовольцем А.К.Соловьевым - прим. А.Р.). После него она уже не поправилась. Я, как сейчас, вижу ее в тот день - с лихорадочно блестящими глазами, разбитую, отчаявшуюся. "Больше незачем жить, - сказала она мне, - я чувствую, что это меня убивает".

Деяния Императрицы

Государыня Императрица Мария Александровна совершила самый главный подвиг своей жизни - укрепила престол династии многочисленными наследниками.

Она явила на свет обожаемому ею Государю Александру II Николаевичу восьмерых венценосных детей6 двух венценосных дочерей и шестерых сыновей. Ей ссудил Господь пережить двоих из них - Августейшую дочь Александру и наследника Цесаревича Николая в 1849 и 1865 годах.

По кончине в 1860 году Августейшей свекрови Государыни Императрицы Александры I Феодоровны она возглавила огромное благотворительное Ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений.

Ей суждено было открыть первое в России отделение Красного Креста и ряд крупнейших военных госпиталей во время Русско-Турецкой войны 1877 - 1878 гг.

При поддержке прогрессивной общественности и деятельной личной помощи К. Д.Ушинского, она подготовила для Императора Александра II Николаевича несколько записок о реформе начального и женского образования в России.

Покровительствуя просвещению

Государыня основала безчисленное количество приютов, богаделен и пансионов.
Она положила начало новому периоду женского образования в России, учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование.

При ней женские гимназии в России содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Отныне уже не только Высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяли судьбы женского образования в России. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные. К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика.

Девушки, награждЈнные при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал "одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.

Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах.

По личной инициативе Государыни приняты были меры не только к охранению здоровья и физических сил детей, путем устранения из круга их занятий всего имеющего характер лишь механического, малопроизводительного труда (составление и списывание записок, заменявших печатные руководства и т. п.), но и к большему сближению воспитанниц с семьей и с окружающей родительский дом средой, для чего им стали разрешать отпуск в дома родителей и ближайших родственников на каникулярное и праздничное время.

По мысли и инициативе Государыни впервые в России стали возникать женские епархиальные училища.

В области благотворительности важнейшей заслугой Государыни является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-Турецкой войны она положила много труда и расходов, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Покровительству Государыни Марии Александровны обязаны своим развитием и преуспеянием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и многие другие благотворительный учреждения.

И, наконец, Императрица при полной поддержке Августейшего супруга основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России театр и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. При этом и школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства Императорской Фамилии, лично Государыни, и, по настоянию Августейшего супруга, Императора Александра II, носили ее имя. Театр носит державное имя и теперь. В фойе театра недавно был установлен бюст Императрицы Марии Александровны.

С первого часа державного служения Гессенской принцессы Марии на Русской земле, ноша ее была столь объемна и всеохватна, что Государыня тратила безчисленное количество энергии, чтобы поспеть везде и всюду, не опоздать, одарить, улыбнуться, утешить, приободрить, помолиться, наставить, ответить, приласкать и: спеть колыбельную. Она горела, словно свеча на ветру!

Своей фрейлине и воспитательнице, доверенному лицу, Анне Тютчевой, Цесаревна, а позже - Государыня Всероссийская, Императрица Мария Александровна, с усталой улыбкой признавалась не один раз, что большую часть своей жизни жила, как "волонтер" - то есть - добровольный солдат!

Ни минуты отдыха и покоя, морального и физического.

Лишь горячее чувство благоговейной, беззаветной любви к супругу - Императору и не менее сильное чувство истинной веры, восхищавшее, порой, даже людей исконно православных, в том числе: духовника Императорской Семьи В. Я Бажанова и знаменитого Святителя Московского Митрополита Филарета Дроздова, поддерживало быстро истощавшиеся хрупкие силы Государыни.

Святитель Московский оставил несколько свидетельств своей признательности Государыни, не редко обращаясь к ней с речами и беседами, приведенными здесь.

Известно, что Государыня была чрезвычайно боголюбива и великодушна, смиренна и кротка. В своем державном положении она без малого 20 лет была единственной Императрицей в государстве Российском.

Она удерживалась на земле лишь неизменною бодростью духа и той "неразгаданною тайною живой прелести", которую столь тонко отметил в ней наблюдательный дипломат и поэт Тютчев. Мощное обаяние ее личности распространялось на всех, кто любил и знал ее, но таких, с годами становилось все меньше!

А испытания, напротив, не уменьшались, в жизни Высокой Царственной особы, окруженной пристальным вниманием сотен придирчивых глаз. Одним из таких тяжких испытаний для Ее Величества Императрицы Марии было присутствие в личной свите Государыни молоденькой, обаятельной фрейлины, Княжны Екатерины Михайловны Долгорукой, в которую отчаянно, головокружительно - быстро влюбился столь обожаемый муж - властитель Империи.

Государыня Мария Александровна все знала, ибо была слишком умна и впечатлительна для самообмана, но сделать ничего не могла... Или не хотела? Она страдала все четырнадцать лет этой скандально известной связи - молча, долготерпеливо, не шевельнув бровью, не подав вида. В этом была своя гордость и своя щемящяя боль. Не все это понимали и принимали. Особенно повзрослевшие Августейшие дети, и сыновья, буквально боготворившие мать!

Блаженная кончина

Смею настоятельно просить Ваше Императорское Величество не возвращаться на зиму в Санкт-Петербург и вообще - в среднюю полосу России. В крайнем случае - Крым.

Для Ваших изнуренных легких и сердца, ослабевшего от нагрузок, климат Санкт-Петербурга губителен, смею уверить! Ваша вилла во Флоренции давно готова и ожидает Вас.

Да и новый Дворец в окрестностях Ливадии - весь к услугам Вашего Императорского...:

Скажите, Сергей Петрович, - внезапно перебила лейб - медика Боткина Императрица, - удержать меня здесь, вдали от России, Вас просил Государь? Он не хочет, чтобы я возвращалась? - тонкие, исхудавшие пальцы нервно барабанили по подоконнику высокого итальянского окна виллы, выходившего прямо на морское побережье. Море за стеклом плыло в утреннем мареве и было еще сонно-безмятежным. Казалось, что оно колышется прямо у самых ног:

Никто не смел бы удерживать Ваше Императорское Величество здесь, в Ницце, против Вашей Августейшей воли. Но Государь, только неустанно беспокоясь о бесценном здоровье Вашего Величества, настоятельно просил бы Вас:

Бросьте все эти реверансы, Сергей Петрович! От моего бесценного здоровья остались крохотные капли, а от Августейшей Воли - одно смирение перед Божьим соизволением! - исхудавший профиль Императрицы был все еще неправильно красив какой-то необычной, болезненной тонкостью, ее не было ранее, но даже на него, профиль, казалось, уже легла властная тень смерти.
- Смею спорить с Вашим Величеством по поводу последнего утверждения!

Так - с, частый пульс, влажные ладони... Вам бы лечь, Ваше Императорское Величество, я сейчас позову сиделку. Надо соблюдать режим!

На том свете отлежусь, Сергей Петрович, уже совсем недолго осталось ждать. Велите собираться, завтра поутру мне надо быть в Каннах, оттуда в - Санкт-Петербург, хватит, засиделась у моря. Хочу умереть дома, в своей постели.

Смею почтительно настаивать, чтобы Ваше Августейшее Величество оставались непременно здесь! - с мягкой твердостью врача ответствовал Царице Боткин.

Еще не закончен весь курс процедур, и мне не хочется прибегать, как в прошлый приезд в столицу, к кислородным подушкам! Ваше Величество, умоляю Вас! Я получил письмо от Их Высочеств, Цесаревича Александра и Цесаревны Марии Феодоровны, они тоже находят, что Вам крайне нежелательно быть в столице и киснуть в душном Зимнем. Осень в этом году в Санкт-Петербурге, как и всегда - не сахарная! - лейб-медик чуть улыбнулся, Императрица тут же подхватила эту слабую улыбку:

Знаю, милый доктор, знаю, но ведь причина не в этом! Вы просто боитесь того, как повлияет на мое здоровье присутствие во Дворце, над моей бедной головой, известной особы, Священной для Государя Императора! - Императрица чуть усмехнулась. Не бойтесь, я больше не буду ронять гребни и бить чашки от звука детских шагов. (Намек на княжну Екатерину Долгорукую и ее детей от Императора Александра. Их было трое. Все они жили в Зимнем Дворце и занимали апартаменты прямо над головой Государыни! Это было продиктовано, как пишут историки, соображениями безопасности Княжны и детей. В то время участились попытки покушения на Государя. Но только ли этим?.. - примечание автора).

Я, как всегда, найду столь естественному шуму естественное объяснение, чтобы не вводить в смущение молоденьких камеристок! - Императрица попыталась улыбнуться но ее лицо исказила мучительная гримаса. Она опустила голову, стараясь подавить приступ кашля, прижала платок к губам. Он моментально пропитался кровью.

Ваше Императорское Величество, умоляю Вас, не нужно! - взволнованный Боткин резко сжал в своих ладонях руку Марии Александровны.

Я понимаю, я не должна! Все понимаю, просто хочу, чтоб Вы знали: я его ни в чем и никогда не винила и не виню! Он дал мне за все эти годы столько счастья и столь часто доказывал мне свое безмерное уважение, что этого с лихвою хватило бы на десять обыкновенных женщин!

Не его вина, что он - Кесарь, а я - жена Кесаря! Вы возразите сейчас, что он оскорбил во мне Императрицу, и будете правы, милый доктор, безусловно, правы, но пусть его судит Бог!

Я не имею на это права. Мою обиду и горечь Небеса давно ведают и знают. Александр тоже.

А моя истинная беда состоит в том, что жизнь приобретает для меня полный смысл и многоцветье красок лишь рядом с ним, неважно, принадлежит ли его сердце мне или другой, моложе и красивее... Он не виноват, что значит для меня больше, чем все остальное, просто я так странно устроена.

И я счастлива, что могу уйти раньше него. Страх за его жизнь сильно измучил меня! Эти шесть покушений!

Безумная Россия! Ей вечно нужно нечто потрясающее основы и устои, гибельные встряски... И, может быть, сердечные личные слабости Самодержца ей только на руку, кто знает? "Он такой же, как и мы, слабый смертный, да еще и - прелюбодей! Трави его, ату его, ату!" - кричат они, забываясь.

Быть может, своею молитвой, Там, у Престола Отца Небесного, я выпрошу для него тихую кончину, взамен мученического венца страдальца, загнанного в угол беснующейся чернью с пеной у рта, вечно недовольной.

Мария Александровна устало вздохнула и склонила голову на сложенные молитвенно ладони. Силы совершенно оставили ее.

Ваше Императорское Величество, Вы устали, отдохните, к чему так надрывать душу мрачными мыслями! - беспомощно бормотал лейб-медик, пытаясь скрыть охватившее его смятение и волнение.

Сергей Петрович, велите собираться! - устало прошептала Императрица. - Пока есть силы, хочу вернуться и умереть подле него и детей, на родной земле, под родными облаками.

Вы знаете, нигде нет такого высокого неба, как в России, и таких теплых и мягких облаков! - тень мечтательной улыбки коснулась бескровных губ Государыни.

Вы не замечали разве? Скажите Его Величеству, что я завещаю похоронить меня в простом белом платье, без короны на голове и прочих Царских регалий. Там, под теплыми и мягкими облаками, мы все равны перед Царем Небесным, в Вечности нет различий чина. Вы скажете, милый доктор?

Вместо ответа лейб-медик лишь почтительно прижал к губам маленькую горячечную ладонь с синими прожилками вен и лихорадочно бьющимся пульсом. Он, этот пульс, был словно маленькая птичка, жадно рвущаяся ввысь под теплые и высокие, родные облака... Так жадно, что не было смысла ее больше удерживать на Земле!

Ее Императорское Величество, Государыня Императрица Всероссийская, Мария Александровна, тихо скончалась в Санкт-Петербурге, в Зимнем Дворце, в собственных апартаментах, в ночь со второго на третье июня 1880 года. Смерть пришла к ней во сне. Согласно завещанию, как и все Государыни Дома Романовых она погребена была в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга шесть дней спустя, 28 мая (10 июня) 1880 года.

После ее блаженной кончины в шкатулке нашли письмо, адресованное Августейшему супругу, в котором она благодарила его за все годы, проведенные вместе и за подаренную ей так давно, 28 апреля 1841 года (Дата браковенчания Царственной четы - автор.) - vita nuova - новую жизнь.

http://www.otechestvo.org.ua/main/20058/902.htm

Текст: Юта Арбатская, Константин Вихляев

Известно, что первая владелица Ливадии, императрица Мария Александровна принимала самое непосредственное участие в устройстве парка, давала советы садовникам, присылала растения. Ее рекомендации и пожелания стали важнейшими факторами, повлиявшими на ландшафтное оформление царской резиденции в Крыму. Попробуем вкратце проанализировать, откуда Мария Александровна черпала знания о ландшафтно-парковом искусстве, и как со временем трансформировалось ее отношение к садоводству в целом.

Будущая императрица России родилась 27 июля 1824 года в Дармштадте, в семье великого герцога Гессенского Людовика II. Мать Марии - Вильгельмина Баденская, великая герцогиня Гессенская.

Мать Марии, Вильгельмина Баденская. Литогафия. Начало XIX в.


Людвиг II Гессенский. Литография. Начало XIX в.

Несмотря на то, что Мария детство провела в замке в Югенгейме в 18 км от Дармштадской резиденции отца, тем не менее, она имела статус принцессы и пользовалась всеми привилегиями согласно своему положению. Ее часто вывозили в театр, на прогулки и прочие мероприятия, и впечатлительная девочка впитывала дух времени и немецкого уклада жизни.

Земля Гессен, и в особенности его столица Дармштадт, в начале XIX века представляли собой сплошной ковер из садов и парков. Еще в 1814 году, за десять лет до рождения Марии, при университете Дармштадта был образован ботанический сад придворным архитектором герцога Иоганном Гессом. Этот ботанический сад действует по сей день, являясь живым пособием по биологии для студентов местного университета.


Уголок ботанического сада в Дармштадте. Фото 2011 г.

Недалеко от Югенгейма располагались два английский парка: один - вокруг замка Шонбуш в Ашаффенбурге, другой – близ замка Ойлбах. Оба изобиловали изумительными по красоте ландшафтными композициями и парковыми постройками. Не отставали от них и сады при бенедектинском монастыре в Зелигенштадте. Монастырь славился аптекарским огородом, в комплекс входили сад Девы Марии, сад аббатства и барочный декоративный сад, который для нас наиболее интересен, поскольку в нем существовал розарий.


Английский парк в замке Шонбуш. Фото 2010 г.


Монастырские сады Зелигенштадта. Фото 2010 г.

Но лучшее все-таки ландшафтное произведение связано с именем матери Марии, Вильгельмины Баденской. В 1810 году не месте бывших виноградников, принадлежащих великому герцогу, она основала первый цветочный ландшафтный парк в английском стиле - Розенхёе, где главным украшением стал обширный розарий. Таким образом, мать Марии своими садовыми увлечениями, безусловно, оказала огромное влияние на дочь. В настоящее время здесь восстановлен старинный розарий, в котором насчитывается более 10 тысяч кустов.


Розарий в парке Розенхёе (Дармштадт, Германия). Фото 2009 г.


Деревянная круглая пергола в розарии Розенхёе. Фото 2010 г.

Помимо перечисленных чудесных садов земли Гессен, существовавших во времена детства принцессы Марии, отметим еще два парка в резиденциях, принадлежащих обеим бабушкам Марии. Мать Людвига II, Луиза Гессен-Дармштадская, владела летней резиденцией и парком Фюрстенлагер в 42 гектара, и нет никакого сомнения, что Мария бывала здесь в гостях.


Особняк Луизы Гессен-Дармштадской в Фюрстенлагере. Фото 2011 г.


Луиза Гессен-Дармштадская, бабушка Марии. Неизв. автор, 1790 г.

Другая бабушка по линии матери владела замком Рорбах (Хайдельберг), вокруг которого был разбит английский парк с охотничьими угодьями. Наконец, сам замок в Югенгейме, где обитала принцесса Мария, тоже был окружен парком.


Замок в Югенгейме, где провела детство будущая императрица
Мария Александровна. Открытка конца XIX в.

Таким образом, цветы, и в особенности розы, окружали Марию с самого детства. Впрочем, не одними садами и парками была наполнена ее жизнь. Начало XIX века – это период расцвета романтизма в литературе, живописи, музыке и архитектуре. Сотни, если не тысячи стихотворений и поэм, посвящались розе. В эпоху раннего немецкого романтизма цветок становится выразителем романтического идеала, к которому постоянно стремится романтический герой. Ф.Новалис, Э.Т.А.Гофман, И.Гете оставили огромное поэтическое наследие. На сюжет одного из стихотворений И.Гете была позднее выполнена скульптурная композиция и установлена в самом большом розарии мира – саду «Розариум Европа» в Зангерхаузене (Германия).


Композиция «Мальчик и Роза» в саду «Розариум Европа». Фото 2011 г.

Первая треть XIX века ознаменовалась небывалым взлетом интереса состоятельной публики к коллекционированию живописных полотен. В замке отца Марии, в Дармштадте, была собрана великолепная коллекция картин и фарфора. Среди прочего ценился и жанр цветочного натюрморта, возникший в Голландии в начале XVII века. Несколько позднее стало модным изображать жанровые сценки из жизни цветочниц и цветочных рынков.


Я.Ф.Ван Дель. Натюрморт. 1820-е гг.


Ж.Э.Сентен. Цветочный магазин. 1870-е гг.

И все-таки из искусств самым влиятельным на умы просвещенных людей того времени была опера. Опера диктовала политические взгляды, настроения, моду.


Здание оперного театра в Дармштадте. Литография 1840-х гг.

На сцене городского театра в Дармштадте ставились оперы Моцарта, Россини, Доницетти, Вагнера. Как и по всей Европе, театральное искусство, и опера в особенности, оказывало значительное влияние на различные стороны повседневной жизни горожан Дармштадта. Это касалось как одежды, так и бытовых женских аксессуаров – веера, портбукета, шляпки, зонтика, – причем цветочные мотивы в декорировании этих предметов использовались очень часто.


Веер с изображением розы. Середина XIX в.


Портбукеты начала XIX в.

Все эти милые мелочи во все века очень много значили для девочек, мечтающих о красивой любви и счастливой семейной жизни. Не была исключением и принцесса Мария. Среди девушек и женщин знатного происхождения, да и просто горожанок, в моде были различные платья в соответствии с целью выхода в свет. Для променада это был один стиль, для утреннего завтрака – другой, для поездки – третий. На представленных акварелях Рудольфа Аккермана, известного немецкого издателя и изобретателя моды, изображены силуэты платьев, которые носили в Германии именно во времена молодости принцессы Марии.


Платье для поездки начала XIX в.


Платье для променада начала XIX в.


Платье для оперы начала XIX в.


Вечернее платье начала XIX в.

Наконец, в мире фантазий юных созданий всегда присутствовали различного рода дневники, альбомы с засушенными цветами, открытки. И здесь не обходилось без роз. Бумажные кружевные открытки, выпускавшиеся в то время, а сегодня стоящие безумных денег в антикварных салонах, это наглядно демонстрируют.

Кружевные открытки середины XIX в.

В XIX веке в Германии и Австрии сложился стиль бидермейер (1818-1848), отражавший образ жизни среднего класса той эпохи. Главнейший атрибут стиля - обилие цветочных мотивов буквально во всем: цветы в тканях, картинах и аксессуарах, как и цветы в вазах и горшках, стали неотъемлемой частью интерьера жилища горожанина того времени. Полы застилались коврами с ярким цветочным или орнаментальным рисунком. На стенах - картины жанрового плана или с цветочными композициями. Цветы в вазах и на роскошных подставках были обязательной принадлежностью празднично накрытого стола. Обивочные ткани для стульев, кресел, диванов и многочисленных причудливой формы диванчиков также несли цветочный рисунок. Широкое распространение получили жардиньерки – искусно выполненные деревянные подставки под цветы. Букет в стиле бидермейер (маленький букет круглой формы) актуален и по сей день, его часто используют для свадебных церемоний.


Современный свадебный букет в стиле бидермейер

Вернемся в Дармштадскую оперу. Именно здесь 13 марта 1839 года наследник, великий князь Александр Николаевич, путешествующий по Европе, увидел на спектакле «Весталка» на музыку Гаспаре Спонтини свою будущую жену . Мария, которой было тогда всего 15 лет, поразила Александра своей красотой и грацией. Венчание и свадьба состоялись 16 апреля 1841 года в Санкт-Петербурге. Гессенская принцесса Мария приняла православие и стала именоваться великой княгиней Марией Александровной. Так началась «взрослая» жизнь девочки из Дармштадта.


К.Робертсон. Портрет великой княгини Марии Александровны. 1850 г.

С первых дней Марию Александровну стала опекать императрица Александра Федоровна, жена Николая I. Немки по национальности, они быстро нашли общий язык. Еще на родине принцесса Мария была наслышана о том, что русская царица имела прозвище «Белый цветок» или «Белая роза», которое ей дали в детстве. Розы – живописные, серебряные, фарфоровые и живые - всегда и везде окружали Александру Федоровну. Тысячи роз росли в Петергофе, на даче Александрия, на Царицыном острове, на Ольгином острове, у Розового павильона «Озерки» в Петергофе, построенного специально для императрицы Александры Федоровны по проекту А.Штакеншнейдера в 1845-1848 годах.



Л.Премацци. Розовый павильон в Петергофе. 1850 г.

Но сама Мария Александровна не была склонна к яркой жизни. О ее замкнутости фрейлина Анна Тютчева писала: «Ее хорошо можно было себе представить под монашеским покрывалом, коленопреклоненной под сенью высоких готических сводов». Тем не менее, необходимые выезды на балы, концерты и спектакли, постоянные визиты, аудиенции, представления новых лиц, поздравления царских особ – все это составляло обязательный придворный этикет, который требовалось соблюдать неукоснительно.

С первых дней пребывания в Петербурге Мария Александровна, хотела она того или нет, увидела во всей красе петербургский свет, его напыщенность и самолюбование. Страсть к помпезности в великосветских салонах поражала ее на каждом шагу. Количество цветов, требуемых для оформления, было просто фантастическим.


М.Зичи. Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю
визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I. 1873 г.
На столах – высокие вазы с цветами

На званых обедах и банкетах устраивались цветочные «реки», «озера» и «водопады», широко использовались гирлянды цветов, разложенные на столе или развешанные по его краям. В XIX веке возникло искусство художественной аранжировки цветов, когда букеты впервые начали составлять по законам гармонии с учетом цвета, формы, состава букета и его размеров. Эти первые в современном понимании цветочные композиции отличались значительными размерами, пышностью и симметричностью, чаще всего имели либо круглую, либо плоскую форму, украшались бантами, рюшами, лентами и кружевами.

Поначалу чрезвычайно удивляло великую княгиню обилие фруктов, которые были доступны русской аристократии даже посреди самой лютой зимы. Однако со временем, познакомившись с садами и парками Петергофа, Царского Села, Гатчины, Ораниенбаума, а, главным образом, с царскими оранжереями, она уже этому не удивлялась. Мало того, устраивая званые ужины или балы, она сама заказывала экзотические фрукты и редкие цветы, а в Царском Селе, в Екатерининской спальне, которая служила Марии Александровне столовой, по ее указанию осенью ставили в кадке яблоню с плодами, которые великая княгиня сама снимала с дерева, весною стояли корзинки с земляникой.

Особую роль играли цветы на балах. Бальная цветочная мода менялась по мере развития садоводства и совершенствования способов доставки цветов из-за границы. Оформление бальной залы было обязательным элементом праздника. Гирлянды и букеты из цветов изготавливались во времена Марии Александровны очень плотными. Но самое главное на балу – это цветочные украшения дамских бальных нарядов. О, сколько слез и восторгов, сколько чудесных слов посвящено этой науке! Начало бального сезона каждый раз приводило женскую часть общества в страшное волнение. Все разговоры были заняты обсуждением модных туалетов и подготовкой к предстоящим выходам. Что касается аксессуаров бальных нарядов, то розам в цветочном многообразии всегда отдавалось предпочтение, хотя и другие цветы не были забыты. Розы были в украшении платьев, волос, бальных сумочек, росписи вееров и карне де баль*, искусственные розы прикреплялись к туфелькам.

На балу даме также требовался портбукет (порт-буке), то есть футляр, куда вставлялся букетик цветов. Танцующая дама обязана была иметь в руках или у корсажа живые цветы. Иногда такой букетик являлся своего рода пригласительным билетом на танцевальный вечер.


М.Зичи. Бал в честь Александра II, организованный г. Гельсингфорсом
в сентябре 1863 г. в здании железнодорожного вокзала. 1864 г.


Бальное платье Марии Александровны. 1855-1859 гг.

В цветочном бальном этикете существовали определенные правила, особенно строги были требования к цветочным украшениям дамских туалетов на официальных придворных мероприятиях. Соломенные шляпки, впервые вошедшие в моду в XVIII веке, всегда убирались цветами, а так как в начале XIX века в России начинают регулярно выходить модные журналы, то цветочные украшения шляпок менялись буквально ежемесячно. В период 1823-1833 годов в моде попеременно были белые, зеленые и розовые шляпки, главным дополнением которых служила ветка розы в тон.

В 1830 году в Петербурге вышла из печати подарочная «дамская ботаника» поэта и переводчика Д. П. Ознобишина под названием «Селам, или Язык цветов». Но настоящей энциклопедией этикетного языка цветов и подробной «инструкцией» по его применению стал роман «Сабина Герфельд, или Опасности воображения». Он вышел в Париже в 1798 году, а уже в 1802 году был переведен с французского и предложен русскому читателю.

Простота и доступность языка цветов была очевидна. Каждому растению и цветку соответствовала какая-нибудь фраза или слово, с помощью которого можно было выразить романтические переживания, сомнения, другие любовные чувства, недопустимые для открытого выражения. Едва ли не каждая цветочная вышивка или букет из живых цветов представляли собой какое-то послание, комплимент или загадку. По цвету и облику цветов читались признание в любви, сердечные переживания или упреки в излишней холодности. Вид и облик цветов, их сочетание между собой или оттенок цвета каждого из них позволял составлять целые монологи и пространные объяснения.


Открытка серии «Язык цветов». Начало XIX в.

Первое место в цветочном «алфавите любви» занимала роза. Так, красная роза обозначала «ты победил мое сердце», а желтая роза выражала сомнение: «искренна ли твоя любовь?»; белая роза призывала к молчанию. Даже лепестки розы, шипы (или их намеренное отсутствие), нераспустившиеся бутоны имели свои реплики: «да» - лепесток, «нет» - розовая ветка, алый бутон – «надейся», белый – «сохраняю прежние чувства».

Первое правило «грамматики» этого языка состояло в местоположении цветов, причем выделялись три особо значимые зоны: на голове, на груди и непосредственно у сердца. Так, например, календулы на языке цветов означали печаль, огорчения, мучения, беспокойство. Если они укреплялись на груди, это свидетельствовало о том, что их владелица скучает и тоскует, однако календула в паре с розой говорила о сладких мучениях в любви. Второе правило языка цветов состояло в создании негативного, отрицательного или противоположного значения с помощью «опрокидывания» цветка. Так, анютины глазки, прикрепленные (или изображенные в письме, записке) в обычном, вертикальном положении, цветами вверх, просили: «помни обо мне». Они же, но перевернутые цветами вниз, призывали не помнить, а, напротив, забыть.

Наконец, несколько слов о бальных прическах. Они также декорировались цветами. На рубеже 1830-1840-х годов самым эффектным из цветочных украшений был венок «а ля Тальони», который изготавливали из японских роз. К слову, гастроли итальянской танцовщицы Марии Тальони в Петербурге в 1837-1842 годах породили моду на повальное увлечение цветочными букетами для артистов. Появился даже термин «цветобесие», означавший восторженное восхваление артистов при помощи цветов в 1840-е годы. Оно было связано с возрождением итальянской оперы в России после 20-летнего перерыва. В обществе под впечатлением выступлений итальянских артистов царило волнение, граничащее с помешательством. Букеты и венки летели на сцену, публика стонала от восторга. Обожание вылилось в повальное увлечение цветочными букетами, цветы перед выступлением скупались у продавцов вчистую, а многие поклонники стали даже конструировать цветочные композиции самостоятельно, чтобы как-то привлечь внимание любимых певцов. Сам наследник, великий князь Александр Николаевич с супругой частенько приезжали в оперу.


Венок «а ля Тальони». Открытка середины XIX в.


Мария Тальони. Литография. Первая половина XIX в.

В Российской империи к моменту приезда принцессы Марии в Санкт-Петербург существовало множество садов и парков, как императорских, так и частных, хотя системы государственного развития и пропаганды садового дела не существовало. В некоторых крупных городах и важнейших сельскохозяйственных районах функционировали ботанические сады – императорские в Санкт-Петербурге и Крыму, ботсады при Московском, Варшавском, Дерптском и Киевском университетах, а также в Кременце, в Харькове и военно-ботанический сад в Сухуме. Во всех императорских дворцах имелись зимние сады и оранжереи с экзотическими теплолюбивыми растениями.

18 февраля 1855 года скончался Николай I, а на следующий год состоялась коронация Александра II и Марии Александровны. Церемония происходила в в Успенском соборе Московского Кремля, а торжественные мероприятия продолжались с 14 по 26 августа 1856 года.


М.Зичи. Коронация Александра II в Успенском соборе 26 августа 1856 года. 1856 г.

К этому событию Московское Общество любителей садоводства приурочило осеннюю выставку. Она открылась 18 августа в Большом зале Четвертой Московской гимназии. Уже на второй день поступил в продажу полный указатель выставки с переводом на французский язык. Императрица Мария Александровна не смогла посетить садоводов, но великая княгиня Мария Павловна и принц П.Г.Ольденбургский подробно осмотрели все экспонаты и, как указано в отчете, «изволили выразить полное удовольствие и записать имена свои на память своего посещения».

Настоящую революцию в деле распространения передовых знаний о культуре цветоводства в России произвело возникшее в 1858 году в Санкт-Петербурге Императорское Российское общество садоводства. Можно утверждать, что с рождением столичного сообщества профессиональных практиков-садоводов и ученых-ботаников под попечительством высшей русской аристократии началось повальное увлечение цветами в России. Почетными членами Общества в 1859 году стали императрица Мария Александровна, вдовствующая императрица Александра Федоровна (за год до смерти), великие княгини Александра Петровна, Елена Павловна, Мария Николаевна, принц Петр Георгиевич Ольденбургский. Покровитель Общества – великий князь Николай Николаевич старший, председатель попечительского совета – государственный канцлер, граф К.В.Нессельроде.

С первого дня основания Общества одной из главных его задач была популяризация цветоводства через ежегодные публичные выставки садоводства. Обычно они проводились в Манеже.


Вид с лестницы у входа перед «зданием в мавританском вкусе». Рисунок из журнала «Вестник Российского общества садоводства». 1860 г.

На фоне удачно проведенных в предыдущие три года выставок в Петербурге, деятели Общества любителей садоводства в Москве тоже провели грандиозную весеннюю выставку в 1861 году.


Л.Премацци. Цветочная выставка в Москве 1861 г.

Такую общую картину, описанную нами выше, представляло садоводство и цветоводство в императорской России к 1861 году. Мария Александровна поначалу лишь наблюдала за растущими день ото дня цветоводческими увлечениями столичной знати; ее возможную активность в этом деле ограничивали три вещи – громкое имя вдовствующей императрицы Александры Федоровны в качестве покровительницы всех русских обществ сельского хозяйства и садоводства, необходимость воспитания собственных детей и, наконец, слабое здоровье, подорванное частыми родами (в 1860 году родился восьмой ребенок). Туберкулез врачи обнаружат позднее, в начале 1870-х.

Мария Александровна, еще будучи великой княгиней, почти ежегодно, как было принято при императорском дворе, совершала поездки на водные курорты Германии. В Европе у нее была возможность сравнить ситуацию с цветоводством в Петербурге и Москве.

Таким образом, к моменту приезда императрицы Марии Александровны в Крым у нее было неисчислимое множество примеров, касающихся возможного будущего устройства Ливадии. Память о «розовых» пристрастиях матери в Дармштадте, «розомания» свекрови Александры Федоровны, весь цветочный антураж бальных и официальных представлений, а также участившиеся публичные цветочные выставки в Петербурге, несомненно, послужили пробуждению у государыни интереса к садоводству и цветоводству. Поэтому неожиданный подарок от супруга – Ливадия - был очень кстати. Проще говоря, удачное стечение обстоятельств и дремавшее до поры желание собственного уютного уголка проявились в полной мере, когда императрица впервые ступила ногой на благословенную землю Ливадии…

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости