в Российской Федерации
Современная рыночная экономика России -- это такой вид экономики, где преобладает предпринимательский способ хозяйствования. Естественно, что конкуренция является важнейшим институтом рынка. Достижение устойчивой экономической системы возможно только при наличии здоровой конкурентной среды -- конкуренции между участниками экономических отношений, ограничение и вытеснение монополистической деятельности, запрет на недобросовестную конкуренцию.
Так что же значит «конкуренция»? О конкуренции опубликовано множество научных работ и в каждой из них даются те или иные определения данного понятия. Смысл любого понятия «конкуренции» заключается в состязательности субъектов для достижения наилучшего результата (получение наибольшей прибыли).В экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова дано следующее определение: «конкуренция --соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка»Архипов А.И. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]; отв. ред. А.И. Архипов. 2-еизд.,перераб. и доп., М.: Проспект, 2010. -- 672 с.. В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что под конкуренцией следует понимать «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждогоиз них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] -- Режим доступа. URL: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3KZFEfa1l(дата обращения 26.08.2015)..
Исходя из понятия можно сделать вывод, что в итоге конкурентной борьбы можно прийти к монополии.
Перед государством стоит задача по созданию комфортных условий для развития конкуренции и недопущению процветания монополизма. Решение данной задачи приведет к развитию добросовестной конкуренции, что окажет положительное влияние на экономику страны в целом.
С целью обеспечения «здоровой» конкуренции государство использует систему правил и мер, как способ регулирования данных отношений. Система правил и мер изложена в актах, которые входят в антимонопольное законодательство Российской Федерации и запрещают недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность.
Согласно статьи 8 Конституции Российской Федерации государство гарантирует поддержку конкуренции, тем самым на законодательном уровне ограничивая монополистическую деятельность. Государство стимулирует конкуренцию и делает акцент на необходимость ведения добросовестной и честной конкурентной борьбы.
В октябре 2006 г. принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определил организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской ФедерацииФедеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] -- Режим доступа. URL:http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3KZFEfa1l(дата обращения 26.08.2015)..
Целями настоящего Федерального закона являются защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков в рамках единого экономического пространства.
В Российской Федерации ведение конкурентной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России).
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
ФАС России осуществляет следующие функции:
обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
выявляет, принимает меры и привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;
предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы
ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование. В российской правовой системе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, наличие рыночной власти сами по себе не запрещены законом. Нарушением является монополистическая деятельность, то есть злоупотребление хозяйствующим субъектом своей рыночной властью в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренцииБалацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. - 2013. - №5 С. 12.
Антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.
Безусловно антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.
Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.
Налоговая политика- важный фактор регулирования деловой активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.
Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей. Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономического развития и, соответственно, конкуренции.
Государственные закупки. Действующая в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общими размерами бюджетных средств, освоенных в рамках государственных закупок.
Следует отметить отсутствие в свободном доступе информации о прочих торгах (например, по продаже государственного или муниципального имущества), проводимых органами власти.
Регулирование естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
Ценового (тарифного) регулирования;
Инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных монополий;
Регулирование доступа к товарам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики в целом.
Развитие малого и среднего предпринимательства. Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной. Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний - один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности.
Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению и переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений, способен составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективностьКузнецова Е. А. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на развитие конкуренции / Е. А. Кузнецова // Молодой ученый. -- 2012. -- №2. -- С. 126-128.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса регламентируется федеральным законом № 209-ФЗ от 6 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 16 перечислены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
финансовая;
имущественная;
информационная и консультационная;
в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельностьФедеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] -- Режим доступа. --URL: http://base.garant.ru/12154854/#ixzz3KZFqBfNVдата обращения 26.08.2015)..
Роль государственного регулирования конкуренции, как и государства в целом в экономических преобразованиях, является предметом дискуссий на всех уровнях власти, в среде ученых-экономистов и политологов.
Нет необходимости подробно останавливаться на различных точках зрения в этом вопросе. Они достаточно хорошо известны и в своих крайних выражениях сводятся к следующему. При абсолютно либеральном подходе предполагается, что государство минимально вмешивается в экономику, предоставляя возможность самонастройки ее механизма. При абсолютно государственническом подходе государство активно и детально вмешивается в экономику, обеспечивая высокую долю государственного сектора и высокий уровень государственных инвестиций.
В последнее время при выборе модели государственного регулирования чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а содержание этого участия. И заключаться оно должно в следующемБалацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. - 2013. - №5 С.15:
Разработке законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;
Жестком контроле за исполнением законодательства;
Формировании и перераспределении финансовых потоков;
Распределении на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;
Адресных социальных гарантиях отдельным категориям населения;
Инвестиционной активности (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.
Активная конкурентная политика требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Задача пропаганды преимуществ конкурентной политики и ценностей рыночной экономики далеко не проста, если учитывать негативные проявления переходного периода (безработицу, разрыв традиционных хозяйственных связей, рост цен, социальную незащищенность).
Сущность конкуренции и необходимость ее регулирования
Отличительной чертой современной рыночной экономики является преобладание предпринимательского способа хозяйствования, в условиях которого конкуренция выступает в качестве важнейшего рыночного института.
Обеспечение устойчивого экономического развития требует обязательного наличия здоровой и развитой конкурентной среды, в рамках которой осуществляется соперничество между всеми экономическими субъектами, установлены ограничительные меры, препятствующие формированию и распространению монополии, действуют запреты на осуществление недобросовестной конкуренции.
Термин «конкуренция» применяется для обозначения состязательной составляющей в деятельности каких-либо субъектов.
На практике существуют различные трактовки понятия «конкуренция», суть которых в конечном итоге сводится к одному.
Определение 1
Конкуренция – борьба производителей услуг и товаров за рынки сбыта, отдельные рыночные сегменты.
Определение 2
Конкуренция – борьба экономических субъектов, которая исключает или ограничивает возможности каждого из них собственными действиями в одностороннем порядке влиять на ситуацию на определенном товарном рынке.
При этом следует понимать, что в определенных случаях сама конкурентная борьба может стать причиной формирования монополистического рынка (когда более успешный экономический субъект вытеснит с рынка своих конкурентов).
Таким образом, можно сделать вывод о четкой взаимозависимости конкурентного и монополистического рынка. Повышая свои конкурентные преимущества, экономический субъект может занять рынок полностью, став монополистом. В то же время монополист, утвердившись на рынке, может в силу отсутствия должного внимания и наличия излишней самоуверенности упустить момент появления конкурента, тем самым утратив часть рынка и свое монополистическое положение на нем. Формирование монополии на любом рынке отрицательно сказывается на развитии бизнеса и в целом на национальной экономике.
Отсутствие или ограничение конкурентной борьбы приводит к возникновению проблем функционирования рыночного механизма, становится причиной нерационального распределения ресурсов, замедляется научно-техническое развитие, снижает уровень благосостояния общества. В этом случае для стабилизации экономической ситуации необходимо вмешательство государства, которое обеспечивает нормальное функционирование свободной конкуренции.
Деятельность по регулированию конкуренции – это одно из направлений государственной политики, призванное создавать адекватные условия для осуществления предпринимательской деятельности.
Общие основы регулирования конкуренции можно свести к следующим положениям:
Средние и малые субъекты бизнеса формируют основу конкурентной среды, поскольку в силу объемов своей деятельности не могут оказывать влияние на рыночную ситуацию, а вынуждены подчиняться законам рынка. Формирование условий для развития и нормального функционирования среднего и малого бизнеса является одной из приоритетных форм поддержания свободной конкуренции.
В частности, в российской практике в отношении указанных субъектов бизнеса предусмотрены следующие формы государственной поддержки:
Защита конкурентной среды осуществляется силами Федеральной антимонопольной службы, на которую возложено осуществление следующих функций:
Обеспечение свободной конкуренции является одной из стратегических задач развития национальной экономики России, что ставит перед Федеральной антимонопольной службой следующие задачи:
по дисциплине «Экономическая теория»
Исполнитель
студент
группы С-02 __________________________
М.П. Садиева
Руководитель
доцент
__________________________
Л.В. Сохимо
Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, олигополия, фирма, рынок, продукция, цена, торговля, экономика
Необходимым
элементом рыночной экономики является
конкуренция.
Конкуренция
– противоборство, соперничество между
выступающими на рынке товаропроизводителями
за наиболее выгодные условия производства
и сбыт товаров для получения на этой основе
максимальной прибыли.
Конкуренция
- это и способ хозяйствования, и
такая форма существования капитала,
при которой один индивидуальный капитал
соперничает с другим, являясь атрибутом
рынка. Конкуренция естественным путем
возникает из рынка и служит условием
его существования и развития.
Целью
курсовой работы является изучение регулирования
конкуренции в России.
Введение
1 Теоретические
аспекты конкуренции
5
1.1
Понятие и виды конкуренции
5
1.2
Типология рынков
8
2 Регулирование
конкуренции в России
16
2.1
Необходимость регулирования конкуренции
в России
16
2.2
Антимонопольная политика государства
18
2.3
Направления совершенствования антимонопольного
регулирования 23
Заключение
28
Библиографический
список
30
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет
собой сложнейший организм, состоящий
из огромного количества разнообразных
производственных, коммерческих, финансовых
и информационных структур, взаимодействующих
на фоне разветвленной системы правовых
норм бизнеса, и объединяемых единым понятием
- рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность
рыночных отношений, является понятие
конкуренции. Конкуренция является основным
элементом рыночного хозяйства.
Рыночный характер экономических отношений
означает свободу выбора для покупателя
и продавца. Механизм рынка действует
через соотношение спроса и предложения,
что предполагает необходимую подвижность
цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.
Конкуренция возникла одновременно с
товарным производством, однако лишь при
капитализме она превратилась в главный
рычаг рыночного регулирования общественного
производства.
Поддержание
конкурентной среды во всех странах
в настоящее время, стало важной
задачей государственного регулирования
экономики. Поэтому, изучение конкуренции,
ее роль в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических исследований в
нашей стране.
Цель курсовой работы - рассмотреть
сущность и механизмы регули-рования конкуренции
в России.
Для
достижения поставленной цели были поставлены
следующие задачи:
1.1 Понятие и виды конкуренции
Конкуренция (лат. «конкурро» - «сталкиваюсь»)
- соперничество между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое столкновение
неизбежно и порождается объективными
условиями: полной хозяйственной обособленностью
каждого производителя, его полной зависимостью
от конъюнктуры рынка, противоборством
со всеми другими товаровладельцами в
борьбе за покупательский спрос. Рыночная
борьба за выживание и экономическое процветание
- экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция принуждает производителей
учитывать интересы потребителя, а значит,
и интересы общества в целом. В ходе конкуренции
рынок из множества товаров отбирает только
те, которые нужны потребителям. Именно
их удается продать. Прочие же остаются
невостребованными, и производство их
сокращается. Конкуренция представляет
собой конкретный механизм, с помощью
которого рыночная экономика решает фундаментальные
вопросы: что, как и для кого производить?
.
Конкуренция
- это поистине «война всех против
всех». На рынке всеобщее сражение ведется
на три «фронта». Первый фронт- среди продавцов.
Все они хотят продать свои продукты подороже.
Однако когда соперничество между ними
обостряется, побеждает тот, кто сбывает
товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский
спрос. Иногда даже применяется демпинг
- продажа товаров по чрезвычайно низким
(так называемым бросовым) ценам. Второй
фронт развертывается среди покупателей,
которые стремятся приобрести вещи по
меньшей цене. Когда же между ними разгорается
острое соперничество, то побеждает (покупает
больше) тот, кто предложил более высокую
цену по сравнению с рыночной. Наконец,
главный фронт «сражения» проходит между
армией продавцов и армией покупателей,
стоящих на противоположных позициях
в отношении уровня цены. Какая же армия
выигрывает сражение? Разумеется, та, которая
больше сплочена и в итоге может навязать
противнику свою цену. В исходе всей этой
многосторонней борьбы в каждый данный
момент на рынке устанавливается общая
(равная) цена на однородные продукты,
обладающие одинаковым качеством. Конкуренция,
таким образом, выступает в качестве силы,
уравнивающей рыночные цены. Конкуренция
среди продавцов, покупателей и между
ними выступает решающей силой, которая
вызывает центростремительное движение
рыночной цены к уровню равновесной ситуации.
Очевидно, что в свободно развивающемся
рыночном хозяйстве закон стоимости может
действовать единственно возможным способом
- через колебания конкуренции и соответствующие
этому изменения соотношения спроса и
предложения, а, в конечном счете - приближения
рыночной цены к равновесному уровню
. Делая краткий вывод можно отметить,
что конкуренция осуществляется между:
1 продавцами (производителями) за сбыт
продукции;
2 покупателями за более выгодными
условиями покупки;
3продавцами и покупателями (результатом
будет рыночное ценообразование).
Тип рыночной структуры |
Характерные черты | |||
Число фирм | Тип продукта | Контроль над ценой | Условия вступления в отрасль | |
Чистая конкуренция | Очень большое | Стандартизированный | Отсутствует | Очень легкие, препятствия отсутствуют |
Монополистическая конкуренция | Много | Дифференцированный | Существует, но в довольно узких пределах | Сравнительно легкие |
Олигополия | Несколько | Стандартизированный или дифференцированный | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре | Наличие существенных препятствий |
Чистая монополия | Одна | Уникальный; нет близких заменителей | Значительный | Блокировано |
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
2.1 Необходимость
регулирования конкуренции
в России
Для понимания необходимости регулирования
конкуренции современного Российского
государства и перспектив его дальнейшего
развития важно исследовать процессы,
происходившие в рыночной экономике социалистического
хозяйства СССР. Что же представляли
из себя советские предприятия с точки
зрения теории конкуренции?
Главной особенностью в советской рыночной
экономике являлось преобладание крупных
предприятий, ориентированных на массовый
выпуск стандартной продукции; чрезмерно
узкая специализация производителей;
закрепление поставщиков за регионами
и категориями потребителей в рамках централизованной
системы сбыта продукции. Естественно,
что при столь жесткой регламентации конкуренции
между предприятиями почти не было.
Преобладание крупного предприятия вело
к обеднению советского товарного рынка,
систематически избавляясь от мелкосерийного
производства в своей программе, и от разнообразия
потребительских и инвестиционных товаров
было крайне ограничено .
Основные причины отсутствия естественного
развития полноценной конкуренции в советской
экономике:
- крупные предприятия не могли сами управлять
объемом своего производства – удовлетворять
спросу, организуя выпуск дешевой, доброкачественной,
стандартной продукции. Поэтому советские
предприятия не могли обеспечить свой
рост и процветание за счет стремительного
наращивания выпуска приглянувшегося
массовому потребителю товара;
- советскому предприятию было сложно
находить сегменты массового спроса, поскольку
оно полностью было лишено сбытовой сети
и, следовательно, полностью изолировано
от контакта с потребителем. Продукция
сдавалась либо в общенациональную торговую
сеть, либо органам Госснаба или закрепленному
предприятию-потребителю. Так утрачивалась
прямая связь предприятия с рынком. Именно
поэтому предприятия не интересовались
проблемой реализации своей продукции,
а значит и ее конкурентоспособностью.
- советские предприятия не имели системы
эффективного управления. В стандартную
структуру директората производственных
объединений - входили главный инженер,
главный механик, главный электрик и т.п.
В этой структуре не находилось места
для подразделений, ответственных за развитие
фирмы или конкурентоспособность продукции
.
Итак, государственное планирование прямо
предусматривало создание крупных предприятий,
Это считалось наиболее рациональным
способом организации выпуска продукции,
обеспечивающим снижение затрат за счет
эффекта масштаба. В результате этого,
экономика России оказалась суммой гигантских
предприятий. Гигантские заводы-монополисты
в России всегда были равнодушны к техническому
прогрессу. Именно сверхмонополизированная
структура российской экономики сделала
ее неэффективной и превратилась в главный
барьер на пути рыночных преобразований
В
конечном счете, всё это привело
к низкой эффективности производства,
чрезмерно высокому уровню затрат,
и, в некоторых отраслях к глубокому
технологическому отставанию от передовых
научно-технических разработок.
С
переходом России на рыночные методы
хозяйствования роль конкуренции в экономической
жизни общества значительно возросла.
Созданию полноценной конкурентной среды
в нашей стране мешает засилье монополий,
несовершенство антимонопольного законодательства
и многое другое.
и т.д.................
Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.
Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
Функции антимонопольного органа:
1) нормотворческая;
2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);
3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);
4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.
Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
и) о заключении договоров, изменении условий договоров или расторжении договоров;
к) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования;
м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания; н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;
4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении их действия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции»);
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %;
9) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
10) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;
11) утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ);
12) издает нормативные правовые акты;
13) дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
14) дает заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции;
15) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий и др.
Регулирование конкуренции - это деятельность государства, направленная на создание адекватных условий ведения хозяйственной деятельности.
1. В соответствии с нормами Конституции РФ, гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ст.8). Следовательно, государство обязано поддерживать конкурентные отношения.Свобода экономической деятельности не безгранична. Пределы указываются в п.2 ст. 34 Конституции «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» и п.1 ст. 10 ГК РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
2. Правила добросовестной конкуренции разрабатываются объединениями профессиональных субъектов, действующих в той или иной сфере предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
3. Если конкуренция невозможна по объективным причинам, то обязанность государства по поддержке конкуренции трансформируется в необходимость не допустить негативных последствий, которые могут возникнуть при отсутствии конкуренции.
4. Поддержка конкуренции рассматривается как гарантия прав и свобод хозяйствующих субъектов. Государство обязано создавать законодательные и организационные гарантии.Законодательные гарантии связаны с системой правового обеспечения данной сферыОрганизационные гарантии связаны с функционированием системы органов исполнительной и судебной власти.
5. Поддержка конкуренции рассматривается как особая деятельность государства.Эта деятельность - обязательная. Она корреспондирует правам ХС на осуществление конкурентных действий.