Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Исследование мотивов тех или иных человеческих поступков, часто иррациональных, т.е. необъяснимых с точки зрения элементарной логики, пока еще проводится в основном традиционными методами. Классическое изучение побудительных причин и пристрастий основано на анализе причинно-следственных связей и стремления к активному изменению мира, свойственных логико-вербальному (знаково-символическому) мышлению. Возможностям образного мышления уделяется гораздо меньше внимания, а напрасно. Анализ закономерностей образного мышления позволяет выявить скрытый смысл установок в совершаемых поступках, таких, например, как выбор покупок.

Многие специалисты продолжают придерживаться распространенной теории психологического состояния, согласно которой люди часто не знают, чего хотят. Они не могут внятно изложить причины, вызвавшие то или иное состояние или просто обрисовать его характерные особенности. Однако поведение людей, часто кажущееся неразумным, в действительности может быть по-своему целесообразным, если рассматривать его с точки зрения тайных побуждений или неосознаваемых помыслов.

Нередко в основе поведения человека лежат имитационные механизмы, изначально отобранные эволюцией для повышения выживаемости популяции, и иррациональные поступки, совершаемые как бы по наитию, а на самом деле как следствие эффекта подражания. В стандартных ситуациях человек чаще всего ведет себя так же, как и все окружающие. У древних людей это было гарантией безопасности, поскольку какие-либо отклонения в поведении могли привести к непредвиденным последствиям.

Получается, что далеко не всегда истинным мотивом какого-либо действия становятся рациональные факторы: помимо логики, поведение людей определяют таящиеся в глубинах мозга инстинкты и эмоции.

Попробуем понять, что же лежит в основе поведения человека, и, хотя бы в самом общем виде, попытаемся разобраться с механизмами его формирования. Термином «поведение» принято обозначать опосредованную высшей нервной деятельностью форму адаптации организма к окружающей среде, независимо от того, что имеется в виду – приспособление ли к какому-то вредному воздействию или к социальной проблеме.

Известно, что всякое поведение строится на основе некоей потребности. К категории быстрореализуемых относятся биологические потребности: если я голоден, то нахожу пищу и ем, и т.д. Это простая линейная логика удовлетворения потребности: возникла потребность – удовлетворил ее. Следующая по рангу категория – это социальные потребности, на удовлетворение которых уходит гораздо больше времени и сил, в особенности если речь идет о профессиональных достижениях.

Указанные категории потребностей относятся к так называемой бихевиоральной логике реагирования на стимулы. Она определяет, как используются выработанные ранее стереотипы поведения, воспроизводятся клише. Человеку проще делать так, как он уже делал, воспроизводить старый опыт. Сюда можно отнести и запрограммированную в ходе исторического развития человека приверженность к общественным нормам поведения. В подавляющем большинстве случаев человек ведет себя так, как ожидает общество, поскольку явное несоблюдение общепринятых нормативов чревато санкциями, позором и в итоге самым отрицательным образом сказывается на его ранге в социальной иерархии.

Потребности третьего уровня связаны с самоопределением. Это подразумевает возможность изменения уже сложившегося образа жизни, пересмотр выработанных в ходе индивидуального развития взглядов и стереотипов, вплоть до перехода в иное психологическое пространство с альтернативной логикой и другими правилами игры. Достижение подобного экзистенциального порога требует немалой личностной работы, но зато на этом уровне человек освобождается от давления каких бы то ни было внешних и внутренних факторов.

Нет сомнения в том, что нашим поведением управляет не одна, а целая совокупность потребностей в разных сочетаниях, но при этом переключение с одной на другую – что, по сути, и определяет действия конкретного человека – чаще всего проходит мимо сознания. Более правильной считается предпосылка, согласно которой поведение направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий, т.е. определенными мотивами.

В данном контексте этот термин означает потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. При всех различиях в смысловых оттенках эти мотивации направлены либо на достижение субъектом результата, либо на стремление этого результата избежать любыми средствами. Желаемое состояние оказывается гораздо предпочтительнее существующего. Исходя из этого, можно предположить, что поведение человека определяется не любыми или всеми возможными мотивами, а лишь теми из них, которые при данных условиях теснее других связаны с перспективой достижения желаемой цели. Такой мотив активируется и становится основным. Правда, до тех пор, пока ситуация это позволяет, т.к. при ее изменении более насущным (доминирующим) может стать любой другой подходящий мотив. При этом практически любое действие может прерваться еще до достижения желаемого состояния. В этом смысле трудно переоценить координирующую роль побуждения к действию определенным мотивом.

Нередко мотивация рассматривается как критерий выбора одного из возможных вариантов или как процесс, поддерживающий определенную деятельность, направленную на достижение цели мотива. Сама же деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов: восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности. Эти компоненты обладают собственным, накопленным в ходе жизни запасом возможностей – умений, навыков, знаний, а вот каким образом и в каком направлении они будут использованы, полностью зависит от мотивации.

Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одной и той же цели совершенно различными способами. Если попытка достичь цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходной, путь. Фактически любое действие может оказаться мотивированным в смысле его целенаправленности, даже не сопровождаясь сознательным намерением индивида.

Следовательно, мотивация – это понятие, используемое, прежде всего, для объяснения последовательности поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели. А добраться до нее можно разными путями, в зависимости от особенностей ситуации, но всегда по схеме «если..., то...», в которой тот или иной мотив находится между исходными обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми особенностями поведения.

Однако если существуют потребности, мотивы и установки, то должны быть и определенные биологические структуры, в которых происходит формирование той или иной надобности. Действительно, существуют различные участки, локализованные как в эволюционно-древних областях мозга, так и в структурах новой коры, ответственных за проявления высших разумных актов. Эта зона, в отличие от «архаических» участков мозга, обеспечивает нахождение оптимального решения не методом проб и ошибок или подстановкой готового варианта (врожденного или приобретенного в процессе обучения), а благодаря способности к обобщению, абстрагированию и предвосхищению нового, т.е. за счет анализа условий поставленной задачи и выявления лежащей в ее основе закономерности.

О том, насколько это важно, свидетельствует тот факт, что за выбор наиболее вероятного, но малопривлекательного варианта (сценарий «синицы в руках») отвечают филогенетически более древние области мозга. В выработке же тактики поведения, направленной на достижение редкого или труднодоступного, но очень заманчивого предложения (сценарий «журавля в небе»), задействованы более поздние структуры новой коры. Если при этом учесть, что тип высшей нервной деятельности на 70% определяется генетическими факторами, но почти на треть зависит от среды – социальных факторов обучения, – то «дрессирующая» коррекция эмоционального поведения человека приобретает особую значимость.

Помимо мотивации важную роль в определении поведения играют особенности восприятия , поскольку без формирования и распознавания образов ни одна потребность не сможет быть реализована. Восприятие – это активный процесс отыскания порядка, сортировки, истолкования и осмысления поступающих сигналов. Но поскольку пропускная способность, например зрительных анализаторов, относительно невелика, то для адекватного выстраивания сенсорного образа, человеческое сознание воспользовалось принципом схематизации . Такой весьма эффективный способ оптимизации обработки информации позволяет выделить из многочисленных мимолетных впечатлений наиболее значимые элементы, пренебрегая менее важными. Подобное выявление закономерностей заключается в умении обнаружить упорядоченность в сложных структурированных стимулах и в последующей способности их классификации по категориям с определенными групповыми признаками.

Это, правда, условная упорядоченность, т.к. наша система распознавания настроена не на жесткое соответствие входящего сигнала уже известному, сложившемуся ранее образу, а ориентируется или на его общие признаки, или на самые характерные черты, присущие всей группе, к которой относится конкретный объект. Тем самым в условиях ограниченной информации достигается баланс между затратами энергии и получением удовлетворительного результата в короткие сроки. Конечно, не обходится без сбоев, когда нам что-то вдруг «померещилось» или мы «обознались», приняв в темноте или от усталости один предмет за другой. То же бывает, когда нами манипулируют, пытаясь с помощью псевдосходства с каким-либо значимым для нас индивидуальным эталоном, выдать желаемое за действительное. Но в целом используемая нашим сознанием модель обобщенного сопоставления образа конкретной среде по отдельным сигналам достаточно эффективна.

Фактически, имея дело с меньшим количеством информации, мозг вынужден обобщать сходные формы и затирать изъяны или искажения воспринимаемых объектов. Поскольку предсказуемая устойчивость и стабильность, в отличие от хаоса, воспринимаются как нечто красивое, внешние стимулы с такими свойствами получают положительную эстетическую оценку. Следовательно, форма внешнего сигнала, которая облегчает восприятие, вероятнее всего окажется предпочтительной и более привлекательной, а в качестве неосознанного эмоционального поощрения доставит и соответствующее удовлетворение. Возможно, что таким образом наше чувственное восприятие приводит к принятию решения о выборе приглянувшегося товара.

Если некий зрительный стимул не получил дальнейшего подкрепления и остался нераспознанным, это не означает, что для мозга он вообще прошел мимо. Его обязательно зафиксирует подсознание, которое реагирует как на надпороговую, так и на подпороговую стимуляцию, и при повторном представлении «неопознанный» ранее объект может быть узнан. В этом существенную роль играет дологическое , или интуитивное, мышление . Тот факт, что мы не воспринимаем осознанно слабые стимулы, не означает, что они не влияют на наше эмоциональное состояние. Многие звуки, картинки, движения и жесты, на которые мы как будто не обращаем внимания, на самом деле неосознанно анализируются «первичным» мышлением.

По своим когнитивно-информационным характеристикам это свойство сознания, которое у наших далеких предков было, видимо, главным способом восприятия мира, является преимущественно образным и потому относится к правополушарным функциям мозга. Благодаря интуиции мы нередко получаем верные, но совершенно «необъяснимые» ответы, еще не обоснованные формально, – в виде так называемого озарения, когда вдруг неожиданно появляется решение проблемы. Да и вообще, зачастую понимание происходящего приходит не из размышлений или логических построений, а из мимолетного наблюдения. Не случайно при повреждениях отдельных областей правого полушария мозга пациент оказывается не в состоянии узнавать лица других людей, иногда даже близких родственников. При данном расстройстве, называемом просопагнозией, само визуальное восприятие сохраняется, а теряется лишь способность идентифицировать объекты.

Впрочем, точно так же важна и рефлексия , необходимая для логических выводов. Это прерогатива левого полушария мозга. Особенно важно, что благодаря ему человек из накопленной совокупности знаний может вывести новые гипотезы, предположения или сделать иные умозаключения относительно старых истин. В реальной жизни оба полушария решают одну и ту же задачу, но разными способами, и наш мозг способен эффективно функционировать только в случае совместного использования ресурсов левого и правого полушарий.

С чем же могут быть связаны разные предпочтения, если в основе восприятия лежат одни и те же физиологические процессы? Возможно, что с таким общим свойством мозга, как пластичность, или обучаемость. Известно, например, что нейронные сети мозговой коры не определяются всецело наследственностью. Чтобы они окончательно сложились, нужен определенный жизненный опыт, приобретаемый с самых ранних периодов развития. Этой цели служат специальные мозговые области, ответственные за приобретение новых знаний, куда сходятся пути от разных органов чувств. Именно в них способность нейронных структур к обучению сохраняется особенно долго.

Таким образом, помимо оптимальной для восприятия «информационной насыщенности» рассматриваемого объекта, важно и то, при каких культурных и прочих социальных обстоятельствах формировалась в полной мере способность человека воспринимать. Так, потребительско-эстетические предпочтения формируются также и тенденциями, свойственными определенной культуре. Они усваиваются в раннем детстве, а затем используются всеми носителями данной культуры для возбуждения определенных эмоций. В свою очередь, эти эмоции призваны служить укреплению внутригрупповых связей, дифференциации данной этнической группы от прочих, управлению поступками отдельных людей, утверждению общественных норм и ценностей.

Теперь необходимо разобраться, какой логикой руководствуются люди при принятии решения о совершении того или иного действия. Оказывается, для людей, да и всего живого мира в целом, характерно использование так называемой нечеткой логики . Понятие нечеткости подразумевает, что сигнал не совпадает полностью ни с одним из известных шаблонов, хранящихся в памяти, но может напоминать сразу несколько из них. При этом отклик, или реакция, данного организма на один и тот же нечеткий сигнал, всегда вполне четкие и определенные. Многие великие художники, не вырисовывая всех деталей на своих полотнах, едва заметными штрихами намечали самые интересные подробности окружающей реальности, делая ее легко узнаваемой. Слова, которыми мы постоянно используем в повседневной жизни – «может быть», «большинство», «далековато», «средне», «мало», «слегка притормози», «возьми чуть левее» и т.п., – примеры не очень конкретных входящих сигналов.

Более того, четкий сигнал практически несовместим с фактом существования жизни. Характерной чертой окружающей среды является ошеломляющее разнообразие «оттенков» одного и того же признака. Представьте себе, что условный хищник настроен не просто на жертву как таковую, а на конкретное живое существо с четко определенными признаками – размером, окраской и т.п. Почти наверняка он не успеет найти себе пропитание в течение жизни. Именно поэтому восприятие всех организмов «запрограммировано» не на детализацию уникальных признаков, а на совпадение сигнала с определенным набором шаблонов. Иными словами, нечеткая логика как совместный продукт образного мышления и интуиции направлена на выявление сути без излишних деталей. Для выполнения этой программы в нашем сознании задействованы функции обобщения и абстрагирования, благодаря чему собственно и достигается максимальная результативность при минимуме затраченных на это усилий.

Понятие нечеткого множества вполне согласуется с нашими интуитивными представлениями об окружающем мире, т.к. большая часть используемых нами суждений по своей природе нечетки и размыты. Попытки загнать понятную всем нам информацию, передаваемую выражениями типа «довольно тепло» или «холодновато», в рамки формальной логики приводит к ошибкам.

Обращение к нечеткой логике удачно дополняет систему наших рассуждений, построенных, в основном, на аргументации. Мысленные образы не только являются пусковыми механизмами для логических рассуждений, но и встраиваются в общую последовательность рассмотрения различных нюансов человеческого поведения.

Люди располагают довольно широкой шкалой нечетких вербальных определений для высказываемых ими соображений относительно привлекательности конкретного явления, которые условно можно было бы объединить таким емким понятием, как «мне кажется», включающим следующие варианты: «скорее всего или весьма (очень) вероятно», «нельзя исключить или можно предположить в принципе», «противоречивые или спорные сведения», «сомнительно, но не исключено, или маловероятно», «крайне маловероятно». Наряду с этими оценками могут существовать и два крайних (четких) варианта: «факт абсолютно не вызывает сомнений» и «без сомнения, данный вариант абсолютно исключен».

В итоге может иметь место ситуация, когда нечеткость сигнала и вероятность принятия решения моделируют разные типы неопределенности и тем самым взаимно дополняют друг друга. Иначе говоря, в зависимости от характера поступающей информации возможны переходные варианты от почти абсолютной уверенности в своем решении до максимально выраженного сомнения.

В качестве иллюстрации можно привести пример наших предпочтений в пользу того или иного запаха. Предпочтение той или иной парфюмерной продукции основано исключительно на особенностях нечеткой логики нашего сознания в плане создания определенного настроения. Это могут быть одни только полунамеки, создающие мир приятных эмоций и воспоминаний, передающие настроение без слов и наполняющие восприятие потребителя созвучными ему, всегда понятными или, наоборот, незнакомыми чувствами. Даже если речь заходит о рациональных характеристиках аромата продукта, то используется набор отвлеченных понятий и абстрактной эмоциональной экспрессии. Никакой полезной информации подобная «магия чувств» не несет, но, тем не менее, позволяет увидеть невидимое, услышать беззвучное и ощутить прикосновение неосязаемого. К таким выражениям относятся и такие лингвистические композиции, как «за пределами бесконечности», «все сказано без слов», «прикосновение стиля». Каждая парфюмерная новинка – это не просто аромат, а обязательно «мир прекрасных ощущений», «пробуждение внутренней энергии» или «дыхание вечности» и т.п.

Однажды сформировавшееся нечеткое множество ассоциаций изменяется довольно медленно. Это приводит к тому, что потребители парфюмерной продукции привязаны к достаточно ограниченному кругу любимых запахов, и редко какой модельер или дизайнер осмеливается выйти за рамки привычных вариаций запахов и на свой страх и риск продвигать незнакомые, пусть и абсолютно новые, ароматы.

Теория организации целенаправленных действий и поведе­ния на основе механизмов сенсорных коррекций Н. А. Бернш-теина одна из наиболее часто упоминаемых психологами фи­зиологических теорий. Теоретический подход Н. А. Бернштей-на к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Со­держание основных объяснительных оснований, заложенных в основу этого теоретического подхода, может быть изложено в форме ответов на ряд вопросов.

7. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ­ленного поведения живых организмов?

Для объяснения целенаправленных действий живого ор­ганизма необходимо опираться на принцип активности. Ак­тивность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программи­рования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внут­ренней среды организма с внешней средой.

» Представления о стимул-реактивной или условно-рефлек­торной организации поведения на основе автоматизиро­ванных цепей элементарных ответных реакций на внеш­ние раздражители является ошибочным.

Поведение живых организмов следует исследовать как целостные активно организуемые целенаправленные акты.

2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для организации целенаправленного поведения?

Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов


программирования действий, механизмов коррекции дей­ствий по ходу их исполнения.

Понятие «рефлекторная дуга» необходимо заменить поня-
-, тием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт ре­
гуляции и контроля всех отправлений организма по прин­
ципу обратной связи на основе непрерывного потока аф­
ферентной сигнализации контрольного и коррекционного
назначения.

3, Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма?

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:

Активную постановку цели на основе внутренних механиз­
мов целеполагания, а также планирование способа ее до­
стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­
ции;

Реализацию действий, направленных на достижение цели,
организация, координация и коррекция которых осущест­
вляется на разных психофизиологических уровнях при
участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4. С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных - это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации


ми ч« I imtmn «; и»! w:i tttmurn


движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

Целесообразного выбора траектории движений на основе
ограничения избыточных степеней свободы;

Постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­
ционных сил, образующихся в результате любых движе­
ний и передающихся на все звенья кинематической сис­
темы;

Постоянной координации между силами, действующими
на организм из внешнего мира, и внутренними силами,
возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного
исполнительного действия? Что представляет собой меха­
низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:

Сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­
ровка во внешней среде);

Обеспечение координированной работы органов, реализу­
ющих двигательные действия (ориентировку в организа­
ции собственного поведения),

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­
нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек-торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.


Разные двигательные задачи в зависимости от своего со­
держания и смысловой структуры обеспечиваются качест­
венно различающимися, формирующимися на протяже­
нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­
ными комплексами сенсорных коррекций.

Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций
лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий
на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций ха­рактеризуется:

Нейрофизиологической локализацией и анатомическим
субстратом (определенными типами рецепторов и типами
чувствительности, проводящими нервными путями, цент­
рами в ЦНС);

Ведущей афферентацией - особенностями сигналов, ко­
торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­
приятие результативности собственных движений и дейст­
вий;

Специфическими характеристиками и свойствами движе­
ний, которые преимущественно регулируются данным
уровнем сенсорных коррекций;

Набором самостоятельных движений, которые преиму­
щественно организуются и управляются данным уров­
нем;

Фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных
действиях, управляемых вышележащими уровнями;

Дисфункциями и патологическими синдромами.

8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных
коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­
личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.


мнимициишницццшпиинтя вигами итшнш яш шмитммпн iwtime птмнм д.щ:: м < i шмнпн -


Уровень регуляции тонуса, рубро-спиналъный, палеокине- тический (уровень А)

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы,
иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли­
чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц);
спинной мозг и стволовая группа красного ядра (palaeorub-
гшп, neorubrum).

Ведущая афферентаиия: информация о положении и на­
правленности тела в поле тяготения, проприорецепция
давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной
системой.

Характеристика движений: обеспечивает тонус попереч­
но-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию
мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбуди­
тельных и механических характеристик мышечного тону­
са.

Движения, где данный уровень выступает в качестве веду­
щего:
дрожь, ритмично-вибрационные движения, приня­
тие и удержание определенной позы. При этом большая
часть движений, которые регулируются данным уровнем,
остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и
неосознаваемыми.

Дисфункции и патология:

а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров­
ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп­
сия;

б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ­
ленных действий (который также может быть связан с
поражением уровня С).

Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетиче­ский (уровень В)

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры
в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела
(входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф-


фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют труппу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкор­ковому эффектору - полосатому телу.

Ведущая афферентаиия: суставно-угловая проприорецеп­
ция скоростей и положений частей тела (тело выступает
исходной системой координат), экстероцептивная кожная
чувствительность.

Характеристика движений: движения тела безотноситель­
но к чему-либо вовне - приспособленность к обширным
мышечным синергиям; стройность и налаженность мы­
шечных движений во времени, их чередование и повторяе­
мость.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
стве ведущего:
выразительная мимика и пантомимика,
пластика, вольные упражнения, управление ритмом дви­
жения, обеспечение чередования работы обширных групп
мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей,

Дисфункции и патологии:

а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии,
гиперкинезы;

б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма -
выключение отправлений самого уровня и снятие
контроля над уровнем А; деавтоматизация различных
сложных предметных действий; персеверации в мо­
мент начала и остановки движений.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

    Поведение - Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля

Практическое использование собаки возможно только при правильном направлении ее поведения в желательную для человека сторону. Это достигается соответствующей дрессировкой собаки. Для того чтобы правильно дрессировать и использовать собаку, необходимо твердо знать законы, которым подчиняется ее поведение. Поведением оюивотного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражений, причем эти действия направлены на уравновешивание организма с внешними условиями. Следовательно, поведение - это совокупность действий животного, посредством которых оно приспособляется к условиям окружающей среды.

Вес действия, проявляемые животным, возникают под влиянием различных раздражений, идущих из окружающего внешнего мира (внешние раздражения) или из самого организма животного (внутренние). Под раздражением понимается всякое воздействие на организм, вызывающее какое-либо ответное действие животного.

В основе поведения всех многоклеточных животных, за исключением самых примитивных, лежит деятельность чрезвычайно сложного органа - нервной системы. Все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), в результате чего является определенное действие, выполняемое животным. Таким образом, в основе поведения животного лежит деятельность его нервной системы с ее наиболее сложным отделом - головным мозгом. Поэтому знание закономерностей поведения животного, а тем более сознательное управление им, возможно только при знании закономерностей деятельности его нервной системы и специально головного мозга - высшего центра, который управляет наиболее сложными актами поведения животного.

Великая заслуга нашей отечественной науки заключается в том, что русскими учеными профессором И. М. Сеченовым и академиком И. П. Павловым изучены закономерности деятельности высшего отдела нервной системы - головного мозга, лежащие в основе поведения животных и человека. Для того чтобы сознательно управлять поведением животного, дрессировать его, необходимо знать закономерности высшей нервной деятельности, которые лежат в основе поведения.

Рис. 83. Амеба: 1 - захваченный пищевой комок, состоящий из водорослей; 2 - пульсирующая вакуоль; 3 - ядро; 4-ложноножки

При рассмотрении поведения животных, имеющих разную ступень развития, наблюдается усложнение форм поведений, идущее параллельно усложнению организации. Поведение одноклеточных организмов, имеющих наиболее примитивное строение, отличается своей простотой.

Одноклеточное животное амеба состоит из студенистой массы (протоплазмы), в которую включены ядро и вакуоли (шаровидное пространство, наполненное жидкостью). Нервной системы у амебы нет. Тем не менее она передвигается и способна отвечать простейшими реакциями на внешние раздражители. Передвигаясь, амеба как бы перекатывает свою студенистую протоплазму. На всевозможные вредоносные раздражения (большинство химических веществ, действие повышенной температуры, света, прикосновения) амеба отвечает уползаиием, т. е. отрицательной реакцией. Наоборот, если около амебы окажется вещество, служащее ей пищей, она начнет передвигаться по направлению к нему (положительная реакция). При прикосновении амебы к пище (к бактерии или инфузории), она обволакивает ее, и пища оказывается включенной в протоплазму, где и происходит процесс переваривания. На примере амебы мы встречаемся с самыми примитивными ответными реакциями на внешние раздражители.

Таким образом, мы видим, что у одноклеточных организмов на внешнее раздражение отвечает вся клетка. У многоклеточных животных имеются специальные группы клеток, воспринимающие внешние раздражения. Такая специализация клеток дает возможность организму усложнить и формы своего поведения.

Простая форма поведения и примитивная специализация клеток, связанная с восприятием внешних раздражений, имеется у гидры - маленького многоклеточного животного, живущего в пресной воде. Поведение гидры характеризуется довольно однотипными актами. На механические и химические воздействия гидра отвечает только одной формой реакции: сокращением тела и щупалец. На пищу гидра реагирует только в голодном состоянии. Если щупальцы гидры касаются пищевого вещества, они начинают сокращаться и подтягивать пищу ко рту.

Таким образом, у гидры мы встречаемся с более сложными действиями по сравнению с одноклеточными животными. Однако примитивно построенная нервная система гидры обеспечивает возможность выполнения ею лишь крайне примитивных актов.

Рис. 84. Гидра

У более высоко организованных животных в связи с усложнением строения нервной системы происходит и усложнение актов поведения.

Так, например, нервная система у дождевого червя состоит из нервных узлов, расположенных в виде цепочки вдоль всего его тела. Отдельные узлы соединены между собой нервными стволами. Два головных нервных узла осуществляют координированные действия червя.

Узловая нервная система является значительным шагом вперед по пути усложнения нервной системы в сравнения с диффузной нервной системой. При наличии нервных узлов, в которых происходит сплетение нервных волокон различных нервных клеток, оказывается возможной специализация нервных клеток. Одни клетки (чувствительные) проводят нервное возбуждение от кожи к нервному узлу, другие нервные клетки (двигательные) проводят раздражение от нервного узла к мышцам тела. Причем эти нервные клетки проводят возбуждение только в одном направлении. Поэтому у животных с узловой нервной системой уже имеется возможность выполнять простейшие рефлекторные акты - закономерные действия, производимые в ответ на раздражение при участии нервной системы.

Рис. 85. Строение нервной системы дождевого червя: 1 - головной узел; 2 - нервы; 3 - сегменты; 4 - цепочка брюшных узлов

С дальнейшей ступенью в усложнении строения нервной системы, а следовательно, и поведения мы встречаемся у насекомых и ракообразных. У этих животных есть уже ясное деление тела на голову, грудь и брюшко и появляются конечности, а у многих насекомых и крылья. Поведение насекомых характеризуется выполнением сложнейших актов деятельности. Постройка сот пчелами, рытье нор некоторыми осами, тканье паутин пауками, способность к ориентировке и нахождению своего муравейника муравьями или улья пчелами - все это примеры сложных актов поведения насекомых, выполнение которых оказалось возможным в результате значительного усложнения строения тела и организации нервной системы.

Рис. 86. Строение нервной системы насекохмого: 1 - головные узлы; 2 - грудные и брюшные узлы

Наиболее сложна и совершенна нервная система у поёвоночД ных животных. Характерной особенностью строения их Нервной системы по сравнению с другими, более низко организованными животными является развитие высшего координационного центра всей нервной системы - мозга.

Чем выше по своему развитию позвоночное животное, тем сложнее строение его головного мозга. Особенно большие изменения претерпевает строение конечного мозга - переднего отдела головного мозга, дающего начало полушариям. У высших позвоночных животных (млекопитающих) полушария головного мозга настолько разрастаются, что покрывают собой все остальные части мозга, и являются основной частью мозга, управляющей всем поведением. У менее организованных позвоночных животных, у которых конечный мозг развит слабо, высшее управление осуществляется другими отделами головного мозга - межуточным и средним мозгом. С развитием мозга создаются условия для дальнейшего услоншения и приспособления поведения животных ко всему многообразию вечно меняющейся среды обитания. И в этом отношении развитие больших полушарий головного мозга и особенно корковой части, достигающей наилучшего развития у млекопитающих животных, имеет наиболее существенное значение.

Кора больших полушарий головного мозга появляется впервые у ящериц; но у них она находится в зачаточном состоянии и связана, главным образом, с восприятием обонятельных раздражений. У птиц кора развита тоже еще очень слабо. Мощное развитие коры полушарий мозга имеется у млекопитающих. Но и в пределах млекопитающих у разных представителей этого класса кора головного мозга развита в разной степени. У низших млекопитающих, например кенгуру, мышей, кроликов, полушария имеют сравнительно простое строение - их поверхность гладкая. Но уже у хищников, к которым принадлежит и собака, кора полушарий значительно увеличивается и строение ее усложняется. Полушария собаки настолько увеличились, что покрывают собой не только средний мозг, но и часть мозжечка. Кроме того, поверхность полушарий у собаки не гладкая, как у низших млекопитающих, а покрыта множеством извилин и борозд. Появление извилин и борозд значительно увеличивает поверхность коры головного мозга.

Рис. 87. Головной мозг позвоночных животных: А - акулы; Б - костистой рыбы; В - земноводного (лягушка); Г - пресмыкающегося; Д - птицы (голубя); Е и Ж - млекопитающего (кролика и собаки)

Наибольшего развития кора мозга достигает у человекообразных обезьян шимпанзе, орангутанга, гориллы и, наконец, у человека.

Мощное развитие коры мозга обусловливает возможность наиболее совершенного приспособления высших млекопитающих к условиям среды их обитания.

Рис. 88. Головной мозг собаки: 1 - полушарие; 2 - мозжечок; 3 - продолговатый мозг; 4 - обонятельная луковица

B то время как отделы мозга, лежащие непосредственно под корой, обусловливают возможность осуществления врожденных форм поведения (например, сосательный рефлекс млекопитающих, проявляющийся с первых минут рождения животного), с высшим отделом мозга - корой его больших полушарий - связана и сложнейшая функция мозга - разумная, или интеллектуальная деятельность человека.

Прирожденная форма поведения наиболее выражена у разных позвоночных животных (рыб, лягушек, ящериц и т. д.) и у беспозвоночных. Наибольшего своего выражения эта форма поведения достигает в так называемых инстинктах животных. Инстинктами животных называются более или менее сложные действия наследственного порядка, например инстинкт гнездования у птиц, охотничье-промысловый инстинкт у хищных животных, различные инстинкты у насекомых и др.

Рис. 89. Головной мозг орангутанга

Индивидуально приобретенное поведение наибольшего развития достигает у высших позвоночных животных - птиц и млекопитающих. Эта более совершенная и пластичная форма поведения, чем прирожденная, обеспечивает более высокую приспособляемость организма к окружающей среде. Например, собака, побитая палкой, будет избегать встречи человека с палкой, почтовый голубь путем тренировочных полетов привыкает летать к своему жилищу по определенному пути и т. д. Индивидуально приобретенное поведение предполагает возможность дрессировки животных.

Рис. 90. Головной мозг человека

Все вышеприведенное иллюстрирует тесную взаимосвязь и обусловленность между степенью развития нервной системы и поведением животных. Наличие центральной нервной системы с ее сложным образованием - головным мозгом - обусловливает возможность выполнения наиболее сложных актов поведения. Развитие коры больших полушарий мозга является последним этапом в эволюции нервной системы, обеспечивающим возможность приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Нервная система собаки состоит из двух отделов: 1) центральной нервной системы, к которой относят головной и спинной мозг, и 2) периферической нервной системы, состоящей из массы нервов и нервных узлов, расположенных вне центральной нервной системы.

Рис. 91. Нижний двигательный нейрон спинного мозга: 1 - тело нервной клетки; 2 - дендриты; 3 - аксоп; 4 - миелиновая оболочка; 5 - перехваты; 6 - волокно поперечно-полосатого мускула

Нервная система - это сложное объединение отдельных нервных клеток и их отростков. Тело нервной клетки имеет форму неправильной пирамиды или звезды и достигает в диаметре примерно 0,1 мм. В отличие от других клеток нервная клетка имеет не только клеточное тело, но и несколько нитеобразных отростков. Большинство отростков распространяется от тела нервной клетки на небольшое расстояние, всего на несколько миллиметров.

Нервная клетка вместе со своими отростками носит название нейрона или нефрона.

Нейроны и их отростки, являясь проводниками нервного возбуждения, обеспечивают возможность осуществления рефлекторных актов.

Рис. 92. Схема рефлекторной дуги в спинном мозгу позвоночных животных: 1 и 2 - серое и белое вещество мозга; 3 - передний "рог" с двигательными клетками; 4 и 5 - спинные и брюшные корешки спинномозговых нервов; 6 - спинальный узел; 7 - участок коши с нервными окончаниями; 8 - мышца

Познакомившись со строением нейрона, можно перейти к рассмотрению схемы рефлекторной дуги. Всякий рефлекторный акт начинается в результате воздействия внешнего или внутреннего раздражителя на нервные окончания того или другого органа чувств.

Анатомической основой рефлекса, т. е. закономерного ответного действия нервной системы на раздражитель, является рефлекторная дуга. Рефлекторной дугой называется нервный путь, по которому проходит раздражение от воспринимающего органа, например кожи, по чувствительному центростремительному нервному волокну, до центральной нервной системы и от последней по двигательному (центробежному) нервному волокну до исполнительного рабочего органа (мышца, железа). В каждой рефлекторной дуге следует различать три части: 1) воспринимающую, которая состоит из воспринимающего органа (кожи, глаза, уха, органа обоняния и т. д.), чувствительного нервного волокна и чувствительной нервной клетки; 2) переключающую и распределяющую воспринятые раздражения; эта часть состоит из нервных центров и проводящих нервных путей спинного и головного мозга; 3) исполнительную, состоящую из двигательной нервной клетки, двигательного нервного волокна и "рабочего" органа (мышца, железа).

Надо иметь, однако, в виду, что в действительности рефлекторный акт совершается гораздо сложнее. Во-первых, при раздражении какого-либо рецептора возбуждается не одно его нервное волокно и нервные клетки, а огромное их количество; во-вторых, отростки нервных клеток, входя в спинной мозг, разветвляются на ряд веточек, каждая из которых передает нервные импульсы многим промежуточным нервным клеткам, а те в свою очередь вовлекают в "действие" ряд двигательных нервных клеток. Таким образом, в каждом рефлекторном акте участвует большое число нервных клеток и их отростков.

Схема рефлекторной дуги имеет огромное значение, она обрисовывает тот анатошгаеский путь, которым лежит в основе рефлекса - закономерного ответного действия организма на раздражитель, осуществляемого с участием центральной нервной системы. В основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов их головного мозга. Поведение животных строится, как было показано академиком И. П. Павловым, из двух видов рефлексов: безусловных (врожденных) и условных (индивидуально приобретенных).

Практическое использование собаки возможно только при правильном направлении ее поведения в желательную для человека сторону. Это достигается соответствующей дрессировкой собаки. Для того чтобы правильно дрессировать и использовать собаку, необходимо твердо знать законы, которым подчиняется ее поведение. Поведением оюивотного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражений, причем эти действия направлены на уравновешивание организма с внешними условиями. Следовательно, поведение - это совокупность действий животного, посредством которых оно приспособляется к условиям окружающей среды.

Вес действия, проявляемые животным, возникают под влиянием различных раздражений, идущих из окружающего внешнего мира (внешние раздражения) или из самого организма животного (внутренние). Под раздражением понимается всякое воздействие на организм, вызывающее какое-либо ответное действие животного.

В основе поведения всех многоклеточных животных, за исключением самых примитивных, лежит деятельность чрезвычайно сложного органа - нервной системы. Все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного, воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), в результате чего является определенное действие, выполняемое животным. Таким образом, в основе поведения животного лежит деятельность его нервной системы с ее наиболее сложным отделом - головным мозгом. Поэтому знание закономерностей поведения животного, а тем более сознательное управление им, возможно только при знании закономерностей деятельности его нервной системы и специально головного мозга - высшего центра, который управляет наиболее сложными актами поведения животного.

Великая заслуга нашей отечественной науки заключается в том, что русскими учеными профессором И. М. Сеченовым и академиком И. П. Павловым изучены закономерности деятельности высшего отдела нервной системы - головного мозга, лежащие в основе поведения животных и человека. Для того чтобы сознательно управлять поведением животного, дрессировать его, необходимо знать закономерности высшей нервной деятельности, которые лежат в основе поведения.

При рассмотрении поведения животных, имеющих разную ступень развития, наблюдается усложнение форм поведений, идущее параллельно усложнению организации. Поведение одноклеточных организмов, имеющих наиболее примитивное строение, отличается своей простотой.

Одноклеточное животное амеба состоит из студенистой массы (протоплазмы), в которую включены ядро и вакуоли (шаровидное пространство, наполненное жидкостью). Нервной системы у амебы нет. Тем не менее она передвигается и способна отвечать простейшими реакциями на внешние раздражители. Передвигаясь, амеба как бы перекатывает свою студенистую протоплазму. На всевозможные вредоносные раздражения (большинство химических веществ, действие повышенной температуры, света, прикосновения) амеба отвечает уползаиием, т. е. отрицательной реакцией. Наоборот, если около амебы окажется вещество, служащее ей пищей, она начнет передвигаться по направлению к нему (положительная реакция). При прикосновении амебы к пище (к бактерии или инфузории), она обволакивает ее, и пища оказывается включенной в протоплазму, где и происходит процесс переваривания. На примере амебы мы встречаемся с самыми примитивными ответными реакциями на внешние раздражители.

Таким образом, мы видим, что у одноклеточных организмов на внешнее раздражение отвечает вся клетка. У многоклеточных животных имеются специальные группы клеток, воспринимающие внешние раздражения. Такая специализация клеток дает возможность организму усложнить и формы своего поведения.

Простая форма поведения и примитивная специализация клеток, связанная с восприятием внешних раздражений, имеется у гидры - маленького многоклеточного животного, живущего в пресной воде. Поведение гидры характеризуется довольно однотипными актами. На механические и химические воздействия гидра отвечает только одной формой реакции: сокращением тела и щупалец. На пищу гидра реагирует только в голодном состоянии. Если щупальцы гидры касаются пищевого вещества, они начинают сокращаться и подтягивать пищу ко рту.

Таким образом, у гидры мы встречаемся с более сложными действиями по сравнению с одноклеточными животными. Однако примитивно построенная нервная система гидры обеспечивает возможность выполнения ею лишь крайне примитивных актов.

У более высоко организованных животных в связи с усложнением строения нервной системы происходит и усложнение актов поведения.

Так, например, нервная система у дождевого червя состоит из нервных узлов, расположенных в виде цепочки вдоль всего его тела. Отдельные узлы соединены между собой нервными стволами. Два головных нервных узла осуществляют координированные действия червя.

Узловая нервная система является значительным шагом вперед по пути усложнения нервной системы в сравнения с диффузной нервной системой. При наличии нервных узлов, в которых происходит сплетение нервных волокон различных нервных клеток, оказывается возможной специализация нервных клеток. Одни клетки (чувствительные) проводят нервное возбуждение от кожи к нервному узлу, другие нервные клетки (двигательные) проводят раздражение от нервного узла к мышцам тела. Причем эти нервные клетки проводят возбуждение только в одном направлении. Поэтому у животных с узловой нервной системой уже имеется возможность выполнять простейшие рефлекторные акты - закономерные действия, производимые в ответ на раздражение при участии нервной системы.

С дальнейшей ступенью в усложнении строения нервной системы, а следовательно, и поведения мы встречаемся у насекомых и ракообразных. У этих животных есть уже ясное деление тела на голову, грудь и брюшко и появляются конечности, а у многих насекомых и крылья. Поведение насекомых характеризуется выполнением сложнейших актов деятельности. Постройка сот пчелами, рытье нор некоторыми осами, тканье паутин пауками, способность к ориентировке и нахождению своего муравейника муравьями или улья пчелами - все это примеры сложных актов поведения насекомых, выполнение которых оказалось возможным в результате значительного усложнения строения тела и организации нервной системы.

Наиболее сложна и совершенна нервная система у поёвоночД ных животных. Характерной особенностью строения их Нервной системы по сравнению с другими, более низко организованными животными является развитие высшего координационного центра всей нервной системы - мозга.

Чем выше по своему развитию позвоночное животное, тем сложнее строение его головного мозга. Особенно большие изменения претерпевает строение конечного мозга - переднего отдела головного мозга, дающего начало полушариям. У высших позвоночных животных (млекопитающих) полушария головного мозга настолько разрастаются, что покрывают собой все остальные части мозга, и являются основной частью мозга, управляющей всем поведением. У менее организованных позвоночных животных, у которых конечный мозг развит слабо, высшее управление осуществляется другими отделами головного мозга - межуточным и средним мозгом. С развитием мозга создаются условия для дальнейшего услоншения и приспособления поведения животных ко всему многообразию вечно меняющейся среды обитания. И в этом отношении развитие больших полушарий головного мозга и особенно корковой части, достигающей наилучшего развития у млекопитающих животных, имеет наиболее существенное значение.

Кора больших полушарий головного мозга появляется впервые у ящериц; но у них она находится в зачаточном состоянии и связана, главным образом, с восприятием обонятельных раздражений. У птиц кора развита тоже еще очень слабо. Мощное развитие коры полушарий мозга имеется у млекопитающих. Но и в пределах млекопитающих у разных представителей этого класса кора головного мозга развита в разной степени. У низших млекопитающих, например кенгуру, мышей, кроликов, полушария имеют сравнительно простое строение - их поверхность гладкая. Но уже у хищников, к которым принадлежит и собака, кора полушарий значительно увеличивается и строение ее усложняется. Полушария собаки настолько увеличились, что покрывают собой не только средний мозг, но и часть мозжечка. Кроме того, поверхность полушарий у собаки не гладкая, как у низших млекопитающих, а покрыта множеством извилин и борозд. Появление извилин и борозд значительно увеличивает поверхность коры головного мозга.

Наибольшего развития кора мозга достигает у человекообразных обезьян шимпанзе, орангутанга, гориллы и, наконец, у человека.

Мощное развитие коры мозга обусловливает возможность наиболее совершенного приспособления высших млекопитающих к условиям среды их обитания.

B то время как отделы мозга, лежащие непосредственно под корой, обусловливают возможность осуществления врожденных форм поведения (например, сосательный рефлекс млекопитающих, проявляющийся с первых минут рождения животного), с высшим отделом мозга - корой его больших полушарий - связана и сложнейшая функция мозга - разумная, или интеллектуальная деятельность человека.

Прирожденная форма поведения наиболее выражена у разных позвоночных животных (рыб, лягушек, ящериц и т. д.) и у беспозвоночных. Наибольшего своего выражения эта форма поведения достигает в так называемых инстинктах животных. Инстинктами животных называются более или менее сложные действия наследственного порядка, например инстинкт гнездования у птиц, охотничье-промысловый инстинкт у хищных животных, различные инстинкты у насекомых и др.

Индивидуально приобретенное поведение наибольшего развития достигает у высших позвоночных животных - птиц и млекопитающих. Эта более совершенная и пластичная форма поведения, чем прирожденная, обеспечивает более высокую приспособляемость организма к окружающей среде. Например, собака, побитая палкой, будет избегать встречи человека с палкой, почтовый голубь путем тренировочных полетов привыкает летать к своему жилищу по определенному пути и т. д. Индивидуально приобретенное поведение предполагает возможность дрессировки животных.

Все вышеприведенное иллюстрирует тесную взаимосвязь и обусловленность между степенью развития нервной системы и поведением животных. Наличие центральной нервной системы с ее сложным образованием - головным мозгом - обусловливает возможность выполнения наиболее сложных актов поведения. Развитие коры больших полушарий мозга является последним этапом в эволюции нервной системы, обеспечивающим возможность приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Нервная система собаки состоит из двух отделов: 1) центральной нервной системы, к которой относят головной и спинной мозг, и 2) периферической нервной системы, состоящей из массы нервов и нервных узлов, расположенных вне центральной нервной системы.

Нервная система - это сложное объединение отдельных нервных клеток и их отростков. Тело нервной клетки имеет форму неправильной пирамиды или звезды и достигает в диаметре примерно 0,1 мм. В отличие от других клеток нервная клетка имеет не только клеточное тело, но и несколько нитеобразных отростков. Большинство отростков распространяется от тела нервной клетки на небольшое расстояние, всего на несколько миллиметров.

Нервная клетка вместе со своими отростками носит название нейрона или неврона.

Нейроны и их отростки, являясь проводниками нервного возбуждения, обеспечивают возможность осуществления рефлекторных актов.


Рис. 92. Схема рефлекторной дуги в спинном мозгу позвоночных животных: 1 и 2 - серое и белое вещество мозга; 3 - передний "рог" с двигательными клетками; 4 и 5 - спинные и брюшные корешки спинномозговых нервов; 6 - спинальный узел; 7 - участок коши с нервными окончаниями; 8 - мышца

Познакомившись со строением нейрона, можно перейти к рассмотрению схемы рефлекторной дуги. Всякий рефлекторный акт начинается в результате воздействия внешнего или внутреннего раздражителя на нервные окончания того или другого органа чувств.

Анатомической основой рефлекса, т. е. закономерного ответного действия нервной системы на раздражитель, является рефлекторная дуга. Рефлекторной дугой называется нервный путь, по которому проходит раздражение от воспринимающего органа, например кожи, по чувствительному центростремительному нервному волокну, до центральной нервной системы и от последней по двигательному (центробежному) нервному волокну до исполнительного рабочего органа (мышца, железа). В каждой рефлекторной дуге следует различать три части: 1) воспринимающую, которая состоит из воспринимающего органа (кожи, глаза, уха, органа обоняния и т. д.), чувствительного нервного волокна и чувствительной нервной клетки; 2) переключающую и распределяющую воспринятые раздражения; эта часть состоит из нервных центров и проводящих нервных путей спинного и головного мозга; 3) исполнительную, состоящую из двигательной нервной клетки, двигательного нервного волокна и "рабочего" органа (мышца, железа).

Надо иметь, однако, в виду, что в действительности рефлекторный акт совершается гораздо сложнее. Во-первых, при раздражении какого-либо рецептора возбуждается не одно его нервное волокно и нервные клетки, а огромное их количество; во-вторых, отростки нервных клеток, входя в спинной мозг, разветвляются на ряд веточек, каждая из которых передает нервные импульсы многим промежуточным нервным клеткам, а те в свою очередь вовлекают в "действие" ряд двигательных нервных клеток. Таким образом, в каждом рефлекторном акте участвует большое число нервных клеток и их отростков.

Схема рефлекторной дуги имеет огромное значение, она обрисовывает тот анатошгаеский путь, которым лежит в основе рефлекса - закономерного ответного действия организма на раздражитель, осуществляемого с участием центральной нервной системы. В основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов их головного мозга. Поведение животных строится, как было показано академиком И. П. Павловым, из двух видов рефлексов: безусловных (врожденных) и условных (индивидуально приобретенных).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости