Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Воспитательные: формировать гражданскую позицию в современном обществе на основе знаний законов биологии; воспитывать любовь к будущей профессии.

Обсуждаемые вопросы

1 Цели и задачи методики преподавания биологии в современном биологическом образовании.

2 Основные закономерности и принципы, лежащие в основе методики обучения биологии.

3 Виды обучения биологии.

4 Технология и теория обучения.

Практические задания для аудиторной самостоятельной работы

1 Проанализируйте систему принципов, лежащих в основе методики преподавания биологии и отметьте среди них специфические методико-биологические. Почему они получили такой статус?

2 Вспомните, какой из принципов обучения биологии был наиболее удачно реализован вашим школьным учителем. Почему вы так считаете?

3 Отбор содержания отечественного биологического образования в общеобразовательной школе

3.1 Основы содержания школьного биологического образования

Отбор учебного материала является одной из наиболее важных задач методики преподавания биологии, которая решается при активном участии практикующих учителей и ученых.

Сложность в отборе содержания возникает в связи с быстрым ростом научной информации. Биологическая наука перестала быть унитарной областью знаний о живой природе. Она представляет собой комплекс разных областей, уже имеющих статус самостоятельных наук о живой природе.

Названный комплекс включает такие науки, как: ботаника, зоология, генетика, экология, физиология, учение об эволюции, цитология , систематика, биогеоценология, анатомия, морфология , антропология, этология, микробиология, биогеография , гигиена, медицина, растениеводство, животноводство, биотехнология, биоэтика, биоэстетика и многие другие.

Биологические понятия очень разнообразны и постоянно совершенствуются. Это связано, прежде всего, с развитием биологической науки.

Достижения биологической науки обусловили новый подход к ней. Биологию стали рассматривать как необходимую область знаний в системе культуры, в развитии духовной жизни современного общества, в формировании экологической культуры личности и построении научной картины мира.

Биология активно участвует в удовлетворении запросов практики, исходящих из потребностей сельского хозяйства , медицины, а также из необходимости биологических знаний для укрепления здоровья человека, создания системы рационального природопользования , воспроизведения биологических ресурсов, что способствует прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации.

Таким образом, биология влияет на многие стороны жизни общества. Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, велик и постоянно расширяется. Но для содержания школьного образования отбирается только тот материал, который ученики обязательно должны знать и уметь применять на практике в своей жизни. Все открытия, совершаемые в области биологической науки, невозможно осветить в школьном курсе биологии.

Главным принципом отбора содержания для изучения в школе является соответствие всех элементов содержания общим целям современного образования.

3.2 Цели и задали современного биологического образования

Под целями образования понимают результаты, которые стремится получить общество с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.

Цели – это социально обусловленные ориентиры реализации образования. Они выражаются в программах через систему знаний, умений и отношений, которыми должен владеть выпускник школы.

Из целей вытекают задачи, последовательное решение которых приводит к овладению знаниями, умениями, формирует ценностные отношения к окружающему миру.

В ходе реформы школы в 60-х гг. XX в., в основном, пересматривалось содержание образования, чтобы ликвидировать отставание уровня знаний школьников от уровня развития науки биологии. В 80-х гг. XX в. реформирование общеобразовательной школы было направлено на обеспечение формирования всесторонне развитой личности. Отмечалась роль трудового обучения, политехнического образования, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического воспитания, подчеркивалась необходимость экологизации обучения. При этом была дана и установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов. В школу ввели одиннадцатый год обучения.

Реформы школы 90-х гг. проходили в условиях глубоких системных изменений в жизни общества. Школе были предъявлены требования, учитывающие новую образовательную парадигму: выведение образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг, понимание образования как функции культуры, когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение ее в мир культурного опыта человечества через содержание различных учебных предметов. В свете новой образовательной парадигмы в середине 90-х гг. XX в. началась реализация следующих целей обучения:

1) овладение знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;

2) формирование на базе этих знаний научной картины мира;

3) гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

4) формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

5) установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, отражение гуманистических значимости природы;

6) сохранение позитивного опыта процесса обучения биологии, накопленного в отечественной школе.

Обновленное содержание биологического образования отличается большой творческой свободой учителей, вариативностью , свободным выбором предметов для изучения. Были созданы региональные и дифференцированные системы образования, особые модели образовательных учреждений (частные, авторские). В школе, помимо биологии, появились новые дисциплины «Экология», «Естествознание», «Валеология».

В 1993 г. был создан временный государственный образовательный стандарт общего среднего образования . Под образовательным стандартом понимают систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Иначе говоря, государственный образовательный стандарт представляет собой ряд нормативных документов, которые должны гарантировать определенный уровень образования, обеспечить единое федеральное культурное и образовательное пространство, одновременно предоставляя возможность для самостоятельной программно-методической деятельности любого образовательного учреждения. В структуре школьного образования временный стандарт выделил следующие уровни образования:

1) начальное образование (1–4 классы);

2) базовое образование (5–9 классы);

3) полное среднее образование (10–11 классы).

Названные уровни и требования к ним изложены в постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000. Вскоре были созданы и другие важные документы, определяющие роль и место учебных дисциплин в средней школе , основные цели обучения. К ним относятся: Федеральный компонент образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования (1996); Базисный учебный план (1998); Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, разработанные в соответствии с постановлением о федеральных компонентах государственных образовательных стандартов (1998); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (1999). Во всех этих документах особо отмечается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Акцент должен быть сделан на развитие ученика, формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. Этот социальный заказ определяет требование к школьному биологическому образованию: повысить биологическую грамотность у подрастающего поколения.

Биологическая грамотность необходима, прежде всего потому, что биологическая наука лидирует в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, гигиене, здравоохранении, валеологии, экологии человека, охране окружающей среды , обеспечении населения продуктами питания и лекарственными препаратами. Отсюда выдвигаются новые задачи биологического образования:

1) овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств, об экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле;

2) формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира;

3) установление гармонических отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к живой природы как основе экологического воспитания;

4) формирование генетической грамотности как основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического, нравственного здоровья человека;

5) развитие личности учащихся, стремления применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы ;

6) изучение содержания учебной дисциплины в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности.

Цели и задачи обучения представляют собой социально обусловленное явление, сопровождающееся обновлением содержания обучения. Цели обучения показывают, почему нужно учить детей именно этому предмету, определяют, какие функции выполняет данный предмет в общем образовании; служат моделью ожидаемого результата в образовании школьников. Основные цели биологического образования на современном этапе указывают на важную роль биологии в развитии учащихся, в воспитании их всесторонне развитыми и творческими личностями, в понимании ими своей ответственности за сохранение жизни на Земле, в подготовке к выбору будущей профессии с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

3.3 Цели обучения школьников биологии в двенадцатилетней школе

Биология, наряду с физикой, химией, экологией, входит в область «Естествознание», так как приобретаемые знания о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем формируют в сознании учащихся единую научную картину мира. Единство научной картины мира в сознании учащихся достигается обширной внутрипредметной и межпредметной интеграцией.

В «Концепции биологического образования в двенадцатилетней школе» в качестве главной цели образования выступает новая парадигма, рассматривающая образование как неотъемлемую часть культуры. Соответственно обозначены цели и задачи биологического образования в двенадцатилетней школе:

1) овладение компонентами научных знаний и методологией научного познания, составляющими основу целостного миропонимания и научного мировоззрения;

2) сознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе гуманного отношения ко всему живому;

3) овладение знаниями методов, понятий, научных теорий, концепций, моделей;

4) разностороннее развитие личности учащихся и их познавательной сферы;

5) формирование научного миропонимания, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности;

6) подготовка молодежи к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы. Из всего вышесказанного следует, что главным смыслом школьного биологического образования в двенадцатилетней школе являются личность ученика, ее развитие средствами биологии.

3.4 Содержание и структура школьного предмета «Биология»

Под содержанием образования понимают систему знаний, раскрывающую картину мира, а также опыт осуществления известных для человека способов деятельности (в том числе и опыт творческой деятельности), обеспечивающей развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру. Содержание каждой учебной дисциплины, учебного плана школы конкретно раскрывается в образовательных программах , учебниках и учебных пособиях .

И (1983) определяют содержание учебного предмета как отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию структуры.

Содержание биологического образования для средней школы неразрывно связано с развитием биологической науки, отражает современный уровень ее развития, представляет в учебном предмете «Биология» основы наук о живой природе. Отбор содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) основывается на принципах научности и доступности обучения.

Из научного материала для школьного предмета отбирается учебный материал, представляющий наибольшую ценность в образовательном и воспитательном отношении. При этом школьный предмет «Биология» не представляет собой биологическую науку в миниатюре. Он объединяет методически отобранные элементы различных отраслей биологической науки и смежных с ней областей знаний, систематизированные и дидактически переработанные в целостную систему учебного содержания с учетом возраста учащихся.

Главное внимание в содержании биологического образования уделяется общепризнанным фактам, теориям и закономерностям живой природы, которые имеют научную трактовку. В то же время, содержание биологии в средней школе не тождественно содержанию научных дисциплин высшей школы . В средней школе изучают основы науки в научно достоверном, но элементарном виде и с различной степенью сложности на разных этапах обучения. Например, вопросы фотосинтеза в 6 классе освещаются научно, но без вопросов химизма на световой и темновой стадиях, а в старших классах школьники получают представление о некоторых химических реакциях, о функциональном значении света, воды, кислорода, водорода и других составляющих фотосинтеза. Однако картина протекающих химических реакций синтеза углеводов все же не является полной.

В содержании школьной биологии входят понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый культурный человек. Современный человек должен не только знать собственный организм, но и хорошо ориентироваться в среде своего обитания, иметь достаточно широкое представление о многообразии живых природных объектов, об их роли в жизни человека. Школьный предмет «Биология» содержит материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание, определение объектов). Кроме того, в содержание школьной биологии входят разные способы учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи). На знании методов биологических исследований и владении способами учебной деятельности основана система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть приобретены выпускником общеобразовательной школы в процессе изучения биологии.

3.5 Структура предмета «Биология» в современной общеобразовательной школе

Учебный предмет представляет собой систему основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Учебный предмет имеет определенную логическую структуру, отраженную в программах по биологии. В них содержание биологического образования распределено по темам, разделам и годам обучения.

В российской школе биологический материал традиционно изучался последовательно по объектам живой природы: растения, животные, организм человека, обобщающий курс общей биологии, раскрывающий закономерности природы на разных уровнях ее организации.

Изучение биологии предваряет курс природоведения (или естествознания) в 5 классе , который опирается на знания, полученные учениками в начальной школе (1–4 классы) о предметах и явлениях природы, о своем организме.

В 6 классе начинается систематическое изучение биологии. Учащиеся узнают о царствах растений, бактерий, грибов. Это подготавливает их к изучению животного мира как царства живых, как и растительные организмы, существ, но более сложных по сравнению с растениями и грибами. В 7 классе изучаются животные организмы. Изучение животных подготавливает школьников к освоению курса «Человек» в 8 классе . В рамках этого курса учащиеся получают знания по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, экологии человека, антропологии. Завершается изучение биологии в общеобразовательной школе курсом «Общая биология» (9–11 классы). В этом курсе излагаются общие закономерности и свойства жизни, ее возникновение, развитие. Для этого привлекаются знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах.

Описанная последовательность в содержании школьного биологического образования дает возможность возвращаться к обсуждению наиболее сложных и важных вопросов общебиологического плана на каждом новом этапе обучения, постепенно углубляя, расширяя и обобщая круг необходимых научных знаний и способов деятельности.

Большинство методистов-биологов и практикующих учителей биологии считает педагогически целесообразной такую структуру общего биологического образования, когда от изучения растений идут к изучению животных, человека, а затем и общебиологических процессов и явлений. Постепенно возрастающая сложность учебного материала позволяет изучать предмет в условиях плавного развития системы биологических понятий.

Примерно такая же последовательность курсов в предмете «Естествознание» была заложена в свое время (1786) в учебнике «Начертание естественной истории» (неживая природа, растения, животные и человек), ей же следовал. Практически все программы обучения биологии сохраняли отмеченную последовательность, кроме программ (1902) и ГУСа (1923–1930).

В настоящее время в подавляющем большинстве отечественных общеобразовательных школ все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (по 68 часов): растения, бактерии, грибы и лишайники (6 класс); животные (7 класс); человек (8 класс); в 9 классе , завершающем базовую школу, изучаются общебиологические закономерности и явления – курсы «Основы общей биологии» и «Введение в общую биологию и эволюцию» (авторский коллектив под руководством и авторский коллектив под руководством).

Есть и другие варианты структуры содержания биологического образования. В любом случае, мы видим, что структура предмета «Биология», характеризующая расположение системы курсов по годам изучения, сохранявшаяся в России более 200 лет, в настоящее время меняется. Изменения касаются отбора учебного содержания, последовательности и логики его раскрытия.

Педагогика выделяет разные типы структурирования содержания образования, которые практикуются и в биологии: линейное, концентрическое, спиральное и модульное построение учебного предмета.

О линейном построении предмета идет речь, когда все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания; при этом каждая часть (тема, курс) изучается только один раз.

При концентрическом построении учебного предмета происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом, более высоком, уровне изложения.

Спиралеобразное (спиральное) построение учебного предмета характеризуется тем, что учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали. При этом неоднократно возвращаются на более высоком витке (уровне) к содержанию, касающемуся важных мировоззренческих вопросов, расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности.

При модульном построении учебного предмета целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, это могут быть содержательно-описательный, операционно-деятельностный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и другие модули.

В соответствии с этим описанием программы базовой школы (6–9 классы), созданные коллективами авторов под руководством, и, имеют спиралеобразную структуру, а программа и – линейную.

3.6 Обязательный минимум содержания биологического образования

Появившееся в 1990-е гг. разнообразие учебных программ и учебников биологии, создание школ разной направленности увеличило возможности индивидуального подхода к обучению. При этом требовалось сохранить определенное единство содержания и структуры предмета «Биология» в отечественной общеобразовательной школе.

Для решения данной задачи на основе Закона об образовании были разработаны следующие документы: Базисный учебный план; Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (в том числе и биологического); Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие суть Государственного образовательного стандарта (ГОС).

На основе Единых требований к биологическому образованию школьников появились возможности для создания вариативных и региональных программ и учебников по биологии, различающихся последовательностью изложения содержания, формой подачи учебного материала, но обязательно соответствующих образовательному минимуму содержания биологического образования.

В настоящее время необходимое учебное содержание биологического образования определяется обязательным минимумом общего биологического образования. Именно он дает перечень основных содержательных единиц образования, которые обязательно должны быть усвоены в школе.

Названный документ можно рассматривать как основу содержания, которая достраивается до нужного объема с помощью деятельностных характеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников школы. Для общеобразовательной школы создано 4 минимума разной степени глубины содержания биологии.

Первый уровень предназначен для основной базовой школы (6–9 классы).

Второй уровень предназначен для полной средней школы (10 – 11 классы).

Для одиннадцатилетней средней школы разработан обязательный минимум содержания общего биологического образования на двух уровнях – А и Б.

Уровень А имеет минимальное биологическое содержание образования и ориентирован на гуманитарные классы (для учебных заведений, в которых биология не относится к основным предметам).

Уровень Б превышает уровень А по объему и сложности, но не рассчитан на углубленное изучение предмета; предназначен для общеобразовательных средних учебных заведений.

Для профильных школ, школ с углубленным изучением биологии разработан специальный уровень, превышающий уровень Б по системе знаний и характеру учебной деятельности.

3.7 Основные компоненты содержания школьного биологического образования

Педагогически адаптированные основы биологической науки, изучаемые в школе, содержат главные научные факты, идеи, понятия, теории о законах существования живой природы и являются фундаментом школьного предмета «Биология». Знания передаются учащимся в обобщенном и сжатом виде – в понятиях. Они применяются в быту, в спорте, для сохранения здоровья, для охраны окружающей среды. Каждый культурный человек должен свободно владеть необходимым минимумом биологических понятий, поскольку они достаточно широко используются в повседневной жизни и в различных профессиональных сферах. Умения и навыки в области биологии представляют собой способы деятельности – интеллектуальные и практические. Они обеспечивают применение биологических знаний в действии. Современный образовательный процесс направлен на всестороннее развитие личности учащихся.

Огромное значение в данном случае имеют обучение и развитие – как две неразрывно связанные стороны образовательного процесса. Овладение основами биологии невозможно без интеллектуальных и практических умений, без развития памяти и мышления.

Биологическая наука обладает большой воспитательной силой и всемерно способствует формированию научного мировоззрения учащихся при изучении различных биологических объектов, процессов и явлений. Содержание учебного предмета «Биология» способствует усвоению учащимися системы общечеловеческих ценностей, пониманию ими ценности всего живого и своего места в жизни социума, а также формирует гуманное отношение ко всему живому. В содержании биологии находят свое отражение экологический, культурологический, валеологический подходы.

На основе биологических знаний, умений и навыков при соответствующем воспитании возникают возможности развития творческих способностей в области натуралистических, экологических, физиологических, микробиологических, краеведческих исследований. Все компоненты содержания биологического образования выполняют свои функции в обучении, развитии и воспитании учащихся, будучи тесно взаимосвязанными: знания обеспечивают формирование умений и навыков, на основе знаний и умений развиваются творческие способности, которые, в свою очередь, способствуют приобретению более глубоких знаний и формированию ценностных ориентаций. Наполненность различных компонентов содержания общего биологического образования зависит от целей последнего.

Вопросы для самоконтроля

1 Какова основная цель современного биологического образования в общеобразовательной школе?

2 Что представляет собой обязательный минимум содержания образования и для чего он создан?

3 Чем определяются структура и содержание биологического образования в основной школе и полной средней?

4 Охарактеризуйте главные компоненты содержания общего биологического образования учащихся.

5 Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в отечественной общеобразовательной школе в период от 80-х гг. ХХ в. до настоящего времени. С чем связаны изменения в целеполагании?

Темы для выполнения рефератов

1 Сравнительный анализ различных вариантов учебных программ по биологии для 8 класса общеобразовательной школы.

2 Практические и интеллектуальные умения как важнейший компонент содержания общего биологического образования.

Задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1 Сопоставьте обязательные минимумы основной и старшей общеобразовательной школы. Каковы их различия?

Педагогически адаптированные основы биологической науки, изучаемые в школе, содержат главные научные факты, идеи, понятия, теории о законах существования живой природы и являются фундаментом школьного предмета «Биология». Знания передаются учащимся в обобщенном и сжатом виде – в понятиях. Они применяются в быту, в спорте, для сохранения здоровья, для охраны окружающей среды. Каждый культурный человек должен свободно владеть необходимым минимумом биологических понятий, поскольку они достаточно широко используются в повседневной жизни и в различных профессиональных сферах. Умения и навыки в области биологии представляют собой способы деятельности – интеллектуальные и практические. Они обеспечивают применение биологических знаний в действии. Современный образовательный процесс направлен на всестороннее развитие личности учащихся.

Огромное значение в данном случае имеют обучение и развитие – как две неразрывно связанные стороны образовательного процесса. Овладение основами биологии невозможно без интеллектуальных и практических умений, без развития памяти и мышления.

Биологическая наука обладает большой воспитательной силой и всемерно способствует формированию научного мировоззрения учащихся при изучении различных биологических объектов, процессов и явлений. Содержание учебного предмета «Биология» способствует усвоению учащимися системы общечеловеческих ценностей, пониманию ими ценности всего живого и своего места в жизни социума, а также формирует гуманное отношение ко всему живому. В содержании биологии находят свое отражение экологический, культурологический, валеологический подходы.

На основе биологических знаний, умений и навыков при соответствующем воспитании возникают возможности развития творческих способностей в области натуралистических, экологических, физиологических, микробиологических, краеведческих исследований. Все компоненты содержания биологического образования выполняют свои функции в обучении, развитии и воспитании учащихся, будучи тесно взаимосвязанными: знания обеспечивают формирование умений и навыков, на основе знаний и умений развиваются творческие способности, которые, в свою очередь, способствуют приобретению более глубоких знаний и формированию ценностных ориентаций. Наполненность различных компонентов содержания общего биологического образования зависит от целей последнего.

Вопросы для самоконтроля

1 Какова основная цель современного биологического образования в общеобразовательной школе?

2 Что представляет собой обязательный минимум содержания образования и для чего он создан?

3 Чем определяются структура и содержание биологического образования в основной школе и полной средней?

4 Охарактеризуйте главные компоненты содержания общего биологического образования учащихся.

5 Проанализируйте характер изменения целей биологического образования в отечественной общеобразовательной школе в период от 80-х гг. ХХ в. до настоящего времени. С чем связаны изменения в целеполагании?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Содержание образования по каждому учебному предмету должно опираться на специально отбираемые и развиваемые умения, приоритетные для каждой темы, курса. Среди них, например, умение находить факты, задавать вопросы, осознавать и выбирать нужные способы решения поставленных задач. Деятельностное содержание образования как обязательный компонент общего и предметного содержания образования входит в программы.

В современных методиках по биологии признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс.

Системный подход к процессу обучения подразумевает включение учащихся в многостороннюю учебную деятельность, характеризующуюся системой методов познания, видами учебной деятельности, которые организуются целенаправленной деятельностью учителя, а также уровнем восприимчивости учащихся к новым знаниям и умениям

Все качества, свойства личности, интересы и желания, способности проявляются в делах, в разных видах личностной деятельности. В деятельности человека реализуются его целевые установки, стремления и личностные особенности. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации и условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности и черты характера, сознание и закрепляются знания. Именно поэтому деятельность стала важной составной частью содержания образования школьников.

Деятельность выражена в разнообразных действиях человека. Для достижения желаемого результата, человек определенным образом управляет физическими действиями, используя различные умственные операции, отбирает наиболее целесообразные приемы, организует их в нужной последовательности, выполняет их в нужном темпе и с той силой и направленностью, которая отвечает поставленной цели. Любая деятельность человека требует использования определенных способов действия, то есть умений и навыков. О месте навыков и умений в деятельности существуют различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие, что умения возникают раньше навыков.

Умения – это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний, решение поставленных задач в соответствии с заданными условиями. Умение включает понимание связи между целью данной деятельности, условиями и способами её выполнения. Каждое умение проходит в своем формировании ряд этапов, каждому из них свойственна своя психологическая структура (табл. 1).

Таблица 1. Формирование умений

Психологическая структура

I – первоначальное умение

Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок

II – недостаточно умелая деятельность

Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков

III – отдельные общие умения

Ряд отдельных высокоразвитых умений, необходимых в различных видах деятельности

IV – высокоразвитое умение

Творческое использование знаний и умений в данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов её достижения

V - мастерство

Уверенное творческое использование различных умений, навыков и знаний

Умения в обучении – обычно это простые действия с объектом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях умения выполняются все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют все меньше мыслительного труда, становятся автоматизированными. Такие действия. Автоматизированные многократным повторением, называются навыками. Однако навык нельзя понимать как полностью автоматическое действие, поскольку в нужный момент сознание может вмешаться в действие и направить его.

Навык – это способность человека продуктивно, с должной полнотой и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Навык образуется на основе умений и знаний, он включает также и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами его выполнения. Поэтому в психологическую структуру навыка входят не только умения, но и знания и творческое мышление. Навыки лучше всего определяют подготовленность учащегося, становятся особенностями его личности. Вырабатываются навыки повторениями и разрушаются, когда повторения прекращаются. Причины затухания умений и навыков обычно бывают связаны с длительными перерывами в применении, но это может быть связано также с вынужденным ускорением темпа работы, утомлением и напряжением.

Развивающиеся умения и навыки всегда взаимодействуют с уже имеющимися. Усвоение нового умения или навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимися, называется переносом умений (навыков).

Таблица 2. Формирование навыков

Особенности выполнения действия

I – начало осмысления умения

Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов её достижения. Грубые ошибки при выполнении действия

II – сознательное, но еще неумелое выполнение

Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного умения

III – автоматизация умения путем упражнений

Все более и более качественное выполнения действия при временами ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса умения

IV – высокоавтома-тизированное умение - навык

Точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия. Уверенно применяется в новой ситуации

Каждое умение в процессе его формирования до состояния навыка проходит ряд этапов:

ü начало осмысления умения;

ü сознательное, но неумелое выполнение;

ü переход умения путем упражнения в навык;

ü применение навыка как высокоавтоматизированного действия.

В табл. 2 показаны особенности поэтапного выполнения двигательных действий.

В зависимости от видов действий различают следующие умения и навыки: интеллектуальные (мышления и памяти), сенсорные (действия по восприятию) и двигательные. По характеру деятельности в учебном процессе различают умения и навыки: интеллектуальные, или умственные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические, или трудовые (выращивание растений, уход за животными), специальные, или предметные (работа с микроскопом, проращивание семян, выявление особенностей растений и животных), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль).

Таким образом, умения и навыки – это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, а выработанные у учащихся умения и навыки способствуют формированию новых умений и навыков, применению усвоенных знаний в новых ситуациях.

Видов деятельности человека огромное количество, но к основным видам относятся общение, игра, учение и труд. Для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном возрасте – игра, в младшем школьном – учение, в среднем школьном – активное овладение различными формами общения. В старшем школьном возрасте становится такая форма учебной деятельности, которая характеризуется самостоятельными нравственными суждениями и оценками учащихся. Это не значит. Что в каждом возрасте ученики заняты только ведущими видами деятельности. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивая всестороннее развитие личности школьников. Однако знание ведущих видов деятельности позволяет учителю более активно использовать и формировать их в учебно-воспитательном процессе.

Наука и учебный предмет . Место биологии в учебных планах средних общеобразовательных учреждений. Государственный стандарт биологического образования, его структура и функции. Особенности школьного биологического образования на современном этапе: гуманизация и приоритетность развивающей функции, вариативность, разноуровненность, дифференцированность обучения, экологизация содержания, регионализация.

Компоненты содержания биологического образования: система знаний о мире, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Структура школьного предмета «Биология». Типы структурирования содержания образования: линейное, концентрическое, спиралеобразное.

Формирование и развитие биологических понятий в школьном курсе биологии Понятие как основная дидактическая единица знаний. Учебные разделы курса биологии как система понятий. Классификация биологических понятий. Этапы формирования и развития понятий. Индуктивный и дедуктивный способы формирования понятий. Методика формирования и развития понятий в процессе обучения биологии. Методика развития общебиологических понятий; клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера, эволюционное развитие мира, индивидуальное развитие организмов, обмен веществ и превращение энергии и др.

Деятельность в содержании биологического образ ования Способы деятельности (умения и навыки) как компонент содержания биологического образования. Интеллектуальные (умственные), общеучебные и специальные умения и навыки. Состав умений и навыков, представленных в школьных программах по биологии, требованиях к уровню подготовки учеников. Этапы и методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на материале учебного предмета биологии.

Дидактические принципы обучения как отражение закономерностей процесса обучения и теоретическая основа конструирования содержания и проектирования процесса обучения биологии. Общепедагогические (дидактические) принципы обучения: единства обучения, воспитания и развития учащихся; научности и доступности; систематичности и последовательности; системности и фундаментальности; наглядности; прочности и активности обучения; единства теории и практики; интеграции и дифференциации; вариативности; гуманизации. Взаимосвязь дидактических принципов.

Межпредметные и внутрипредметные связи школьного курса биологии . Значение межпредметных и внутрипредметных связей в обучении биологии. Классификации межпредметных связей по содержанию изучаемого (составу знаний); хронологии изучения, широте и объему связываемого материала; по способу усвоения учащимися связей, установления связей в работе учителей и постоянству их реализации. Методика реализации межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения биологии.

Дифференциация обучения биологии . Проблема дифференциации обучения в педагогической теории и практике обучения биологии. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения. Методические приемы дифференцированного подхода к учащимся на уроках биологии.

Федеральный базисный учебный план основного общего образования по биологии. Учебные планы для среднего образования по биологии: базисное и профильное обучение. Содержание биологического образования. Особенности содержания профильного обучения. Элективные курсы. Инновационные подходы к обучению биологии в условиях интегрированного и глобально- ориентированного образования. Понятия биологической и экологической грамотности. Документы, определяющие содержание биологического образования. Специфика целей и задач биологического образования.

С одержание и особенности школьной биоло гии: система и последовательность учебного материала, научность и доступность учебного материала, общий обзор содержания школьной биологии.

Требования к личности современного учителя биологии . Профессионально-педагогическая деятельность учителя биологии. Квалификационная характеристика учителя биологии.

Содержание биологического образования характеризуется как педагогически обработанные основы науки, изучаемые в школе. Они отражают важнейшие предметы и явления живой природы, имеющие для учащихся общеобразовательный смысл, однако их необходимо конкретизировать. При этом важно опираться на концепцию содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей структурной полноте, изложенную в работах В. В. Краевского, И. Я. Лернера, И. К. Журавлева, Л. Я. Зориной и В. С. Леднева. Кроме готовых знаний и опыта осуществления способов деятельности на репродуктивном уровне названная концепция включает также опыт эмоционально-ценностных отношений и опыт творческой деятельности. В соответствии с этим содержание биологического материала лучше выражать как четыре взаимосвязанных компонента: знания; способы деятельности или умения; опыт ценностных отношений; опыт творческой деятельности. Такой подход позволяет реализовать не только репродуктивную, но и творческую деятельность при включении оценочного, поискового, исследовательского, эвристического и практического ее аспектов.

Первый компонент содержания - знания - представляет собой проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания живой природы как составной части окружающей действительности. В качестве конкретных выразителей биологических знаний выступают сведения и факты, понятия и суждения, закономерности и теории, необходимые учащимся для осмысления теоретических и прикладных вопросов общеобразовательного значения. Учитывая, что живая природа и ее объекты являются сложными по составу, способам функционирования и взаимоотношениям с окружающей средой, в школьных условиях необходимо отражать цитологические, гистологические, морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, гигиенические аспекты знания.

Для учащихся начальной школы - это элементарные представления и знания о живой природе, растениях и животных ее составляющих, их роли в природе и значении для общества, о строении тела человека, его важнейших органах и их функциях, об основах личной гигиены, о здоровье как об отсутствии болезни, о способах повышения качества окружающей среды, о нравственных запретах нанесения ущерба природе и своему здоровью, а также о природо- и здоровьесберегающих мерах.

Для учащихся основной школы - это знания о биологии как науке, признаках живого, уровневой организации живой природы, о клеточной теории, строении и функционировании биологических систем, о взаимосвязи строения и функций организмов, учении об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, об экологических закономерностях, биологических особенностях и социальной сущности человека, о правилах и мерах сохранения здоровья, а также о способах формирования его взаимоотношений со средой.

Второй компонент содержания - это умения как определенный этап овладения способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию данного знания в процессе решения интеллектуальных и практических задач.

Знание и умение, по выражению В. И. Орлова, взаимосвязаны как абстрактное (идеальное) и конкретное (действие). Человек знает только то, что умеет, и наоборот. Учитывая три основные функции учебного процесса - описание, объяснение, преобразование деятельности применительно к подготовке школьников, отметим, что категория «знать» соответствует главным образом усвоению учащимися описания или характеристики изучаемых объектов, «уметь» - способов объяснения, обоснования и преобразования информации, включая оценочную, выполнения творческих заданий, а также физических, трудовых, оздоровительных действий.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости