Ленточный фундамент часто используется в качестве основы для сооружений. Это замкнутый контур, напоминающий железобетонную ленту, который устанавливается по периметру несущих стен здания. Такой фундамент оптимизирует нагрузку на основание, распределяя ее по всей площади дома, что повышает сопротивление здания к проседанию и препятствует его перекосу.
Такая конструкция позволяет создавать различные здания, включая и монолитные сооружения из бетона. Кроме того, для нее требуется гораздо меньше материалов и подготовительных работ, что позволяет сэкономить на строительстве, но для качественного основания, необходимо хорошее армирование лент, которое производится с помощью связной арматуры.
Для создания и укрепления ленточного фундамента используется обычная арматура, скрепленная между собой в одну конструкцию. Основная нагрузка приходится на нее, что увеличивает срок жизни фундамента.
Для работы необходимо выбрать правильную арматуру. Для этого подойдет материал с индикатором K — устойчивый к коррозии. Используют и индикатор C, но он рассчитан на соединение путем сварки.
Внимание! Арматуру без индикатора лучше вовсе не брать.
Перед тем как вязать арматуру для фундамента, необходимо выбрать способ ее соединения. Зачастую используют вязание, что позволяет скрепить части с помощью обычной проволоки. Для этого используют три соединителя:
Чаще всего используют проволоку, ведь это надежный и проверенный вариант. Но пластиковые хомуты более удобны, быстрее крепятся и не требуют инструментов. Их единственный недостаток — плохая фиксация, но он проявляется лишь при нагрузке на каркас перед заливкой. После застывания бетона пластиковые хомуты не уступают по свойствам проволоке.
Совет! Можно использовать хомуты с металлической сердцевиной. Они комбинируют преимущества обоих вариантов, являясь прочным соединением для армирования.
После выбора арматуры и соединителя нужно определиться со способом вязания, который зависит от инструмента.
Так как правильно вязать арматуру на фундамент вручную достаточно сложно, для этого используют инструменты. Они позволяют ускорить процесс и существенно улучшить качество креплений. Хороший инструмент обеспечит быстрое армирование ленточного фундамента.
Среди основных инструментов для вязки арматуры используют:
Иногда используют пластиковые фиксаторы (бобышки), но они неудобны в работе и требуют готового основания. Все инструменты действуют по схожему принципу, используясь для «смотки» проволоки после ее вязания. Отличается лишь вязальный пистолет, который самостоятельно захватывает конструкцию и обвязывает ее.
Однако ленточный фундамент неудобно вязать с помощью него, так как область работы мала.
Практичным и универсальным вариантом является вязальный крючок. Это профессиональный инструмент для соединений, который можно использовать везде. Он компактный и может использоваться при вязке арматуры в ленточном фундаменте. Самодельный крючок копирует его, являясь обычным крючком на рукоятке.
Для ускорения процесса используется дрель с насадкой. Она быстро проводит смотку соединений до упора, надежно закрепляя конструкцию. Правда, если инструмент большой, то он будет неудобен при вязке ленточного каркаса.
Совет! Такую дрель можно сделать самостоятельно. Для этого подойдет насадка в виде крючка и обычный шуруповерт.
Принцип работы всех инструментов схож — смотка проволоки на каркасе. Поэтому выбор зависит от личных предпочтений и на результат не влияет.
Вязать арматурный фундамент вручную достаточно просто. Перед этим нужно правильно установить каркас. Для этого подойдет следующая схема ленточного каркаса:
Количество поясов армирования зависит от длины и высоты ленточного фундамента. Если конструкция проста, то дополнительные прутья в одном поясе отсутствуют, схема превращается в обычный куб с восемью креплениями в сегменте. N и L отвечают за расстояние, через какое вязать арматуру на фундамент. Зачастую это 100-300 миллиметров, что зависит от нагрузки на конструкцию. Высоту сегмента делают такой же, а ширину — около 300 миллиметров. При необходимости можно добавить дополнительные линии арматуры, как сделано на рисунке.
Схема вязания арматуры проста и состоит из нескольких шагов:
Важно! Не стоит сильно закручивать проволоку, ведь она может лопнуть.
Путь петли для вязки ленточного фундамента можно увидеть на этой схеме, где единицей отмечены действия до 5 шага, а остальные — двойкой.
Наличие шуруповерта с насадкой упрощает смотку проволоки, а вязальный пистолет самостоятельно проводит весь процесс. С практикой, скорость ручной смотки повышается, как и надежность таких соединений.
Для соединения каркаса в ленточном фундаменте используют и другие способы помимо вязки. Это хомуты из пластика, которые ранее упоминались, а также сварка. Их использование имеет ряд преимуществ, но многие предпочитают обычную проволоку. И этому есть причина.
Хомуты из пластика — удобный и простой способ соединения конструкции. Он быстро закрепляется, не требует инструментов и не уступает в надежности после затвердевания бетона. Но у него есть недостатки:
Такое соединение дорогостоящее, а его надежность сомнительна до заливки бетоном. При небольших нагрузках арматуру может попросту повести, испортив всю работу до этого. Низкие температуры для хомута губительны, надежность соединений падает при небольших морозах. Поэтому его лучше использовать для быстрых и простых конструкций.
Нужно ли вязать арматуру в фундаменте, когда есть сварка? Это надежное соединение, которое требует лишь опыта и сварочного аппарата. Оно обеспечивает хорошее крепление каркаса и требует минимум средств при самостоятельной работе.
Но недостаток этого способа — потеря прочности арматуры. Металл при тепловом воздействии теряет свои свойства, что особенно влияет на его устойчивость к низким температурам. Поэтому готовая конструкция может попросту лопнуть при первых морозах. Да и времени уходит на него много. Поэтому в вопросе «вязать или варить арматуру» многие предпочитают именно первый вариант.
Стеклопластик — альтернатива металлу в создании фундамента. Он имеет меньшую стоимость и вес, а его срок жизни куда выше. Но процедура вязки такого каркаса несколько отличается от обычной.
Одним из этапов строительства фундамента является создание арматурного каркаса. Именно эта конструкция отвечает за прочность основания под домом. В комплексе с бетоном она образует надежную опору для стен.
Вязка арматурных прутьев под ленточное основание считается наиболее подходящим способом скрепления металлической основы всей железобетонной конструкции. Этот вариант не только сохраняет линейную и пространственную форму каркаса, но и дает возможность балансировать конструкции для принятия оптимального положения под воздействием создающихся нагрузок.
Правильная вязка не дает возможности соединенным элементам перемещаться относительно друг друга.
Для большей прочности и надежности основания под домом необходимо соблюдение правил создания армирующего каркаса:
Чаще всего арматурный каркас представляет собой объемную коробчатую конструкцию из горизонтальных и вертикальных прутов. Существует несколько способов создания металлического скелета:
А теперь ответим на вопрос: как же все-таки правильно вязать арматуру для ленточного фундамента? Соединять прутья арматуры с помощью вязальной проволоки можно по нескольким схемам:
В любом случае для работы понадобится специальное приспособление для вязки. В специализированных строительных магазинах можно приобрести вязальный пистолет для арматуры. Более простым приспособлением является вязальный крючок. В крайнем случае, можно использовать обыкновенные пассатижи. Классический вариант вязки арматуры с помощью проволоки подразумевает выполнение следующих действий:
Весь процесс вязки очень трудоемкий и долгий, так как для армирования ленточных фундаментов требуются объемные каркасы достаточно больших размеров.
Вязать арматурный каркас и укладывать его на место одному человеку достаточно сложно и неудобно. Лучше всего выполнять работу командой из двух или трех человек.
Наиболее простым и удобным способом считается вязка арматуры на земле с последующей укладкой готовых элементов каркаса в траншею.
Создавать металлический скелет нужно в определенной последовательности:
Вязка арматуры считается самым надежным способом соединения прутков арматуры при создании каркаса для ленточного фундамента. Однако существуют и другие варианты монтажа металлического скелета:
Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения. Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента. Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.
Подготовленный арматурный каркас Источник strindustry.ru
Основа ленточного фундамента - бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.
Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности - в удачном сочетании качеств:
Ленточный фундамент в опалубке Источник profundamenti.ru
Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:
Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.
Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).
Ошибки проектирования обязательно станут заметными Источник homeklondike.site
У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые - на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.
Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).
Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:
На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу ремонта и проектирования фундамента . Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».
Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:
Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:
Арматура с периодическим профилем отличается улучшенными характеристиками Источник yar-limb.ru
Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:
Прутья композитной арматуры, скрепленные хомутом Источник 1-detective.ru
Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:
Профессиональный инструмент - пистолет для вязки арматуры Источник dvamolotka.ru
Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента в видео:
Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:
Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:
Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами Источник massimo.spb.ru
О том, как правильно вязать арматуру крючком в видео:
Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:
Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.
Схема армирования ленточного фундамента Источник kamtehnopark.ru
Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:
О тонкостях армирования в видео:
Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.
Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.
Армирование углов требует соблюдения технологии Источник zen.yandex.ru
Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:
Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса Источник beton-house.com
Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.
Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.
Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.
Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.
По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.
Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.
В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.
Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.
При ручном методе используются четыре вида инструментов:
Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.
Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.
Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.
Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.
Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.
Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».
Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.
Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.
Схема вязки арматуры с помощью крючка
Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.
Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.
Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.
Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.
Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.
Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.
Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.
На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.
При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):
На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.
Подставки под арматурный каркас
К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).
Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.
На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».
Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.
Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.
Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.
Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.
Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты
В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.
Вязать ее можно несколькими способами:
Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).
Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.