Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Кризисы в психоэмоциональном развитии человека знакомы всем и каждому, и не понаслышке. В жизни бывают такие периоды, когда устоявшиеся условия существования перестают соответствовать новым возможностям, потребностям и взглядам на окружающую действительность динамически развивающейся личности. Кризисы переходного и среднего возрастов – яркие тому примеры. Но, оказывается, даже совсем маленькие дети переживают подобные, переломные в их жизни, моменты. Одним из которых считается кризис трёх лет у ребёнка. Когда малыш осознаёт, что он - самостоятельная личность. И пытается начать позиционировать себя так среди родных. А те далеко не всегда готовы к проявлению у крохи новых качеств. Тогда в ход идут упрямство и строптивость, своеволие и деспотизм. Как средства борьбы внутреннего «я» маленького человека за равноправие и справедливость. Сам переход к новой модели взаимоотношений неизбежен. А вот осложнений и эмоциональных конфликтов при этом вполне реально избежать. Если понять суть проблемы и принять своего ребёнка таким, каким он стал – повзрослевшим и самостоятельным, способным принимать решения и совершать поступки.

Кризисом трёх лет принято называть резкие изменения в поведении ребёнка, обусловленные объективными физиологическими и психологическими причинами.

Приблизительно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность

Однако возрастные показатели для таких изменений в данной формулировке весьма условны. Всё зависит от особенностей развития каждого отдельно взятого малыша. У кого-то этот период наступит раньше, у кого-то позже.

Примерно в трёхлетнем возрасте ребёнок начинает воспринимать себя не частью своей матери, а как самостоятельную личность. И всё, что раньше было само собой разумеющимся, его новое «я» ставит под сомнение.

Кроха осознаёт, что его желания и потребности не всегда совпадают с тем, чего хотят от него родители. Но как донести это до окружающих? Как заявить о своём новом мировосприятии?

Малыш этого ещё не знает. И пытается действовать, используя те модели поведения, которые ему доводилось наблюдать у взрослых, или у других детей. Первые такие попытки очень несовершенны и неуклюжи.

Оказывается, вести себя «по-взрослому» не так-то просто. Отсюда – растерянность и нервозность. Отсюда - внутренние конфликты, которые имеют свойство находить выход. Отсюда - эмоциональная нестабильность, бунтарство, негативизм.

Психологи кризис трёх лет у ребёнка считают абсолютно нормальным и вполне закономерным явлением, которое отклонением не является и вмешательства специалистов не требует (за исключением очень редких случаев).

Но родителям советуют заранее ознакомиться с его признаками и разработать тактику поведения. Тогда взросление их чада, становление его, как личности, не ознаменуется истериками и скандалами, взаимными обидами и обвинениями. А пройдёт безболезненно и, даже, приятно.

Среди проявлений кризиса трёх лет - негативизм, упрямство, демонстративное поведение, истерики, агрессия

Проявления

«Осведомлён – значит, вооружён». Если вы будете знать симптомы трёхлетнего кризиса, вам легче будет его распознать. А значит, вы сможете действовать адекватно, и не совершите типичных ошибок. Это, наверняка, поможет справиться с ситуацией без лишних осложнений и потрясений.

Что может свидетельствовать о кризисе 3-х лет у ребёнка?

  1. Стремление всё и всегда делать самостоятельно.
  2. Бурная реакция на неудачи.
  3. Нежелание выполнять просьбы родителей, следовать их советам.
  4. Упрямство, порой граничащее с безрассудством.
  5. Своеволие и строптивость.
  6. Демонстративное поведение.
  7. Частые .
  8. Деспотизм, проявление агрессии по отношению к окружающим.
  9. Возникновение страхов (тишины, темноты, высоты, одиночества и т.п.).

Совершенно необязательно, что у вашего малыша будут присутствовать все перечисленные симптомы. У кого-то этот переломный момент протекает почти незаметно. А некоторым родителям, порой, кажется, что их любимого карапуза просто кто-то подменил.

Недостаток внимания вызывает у крохи чувство протеста

Причины и предпосылки

От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.

Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?

Когда кризис неизбежен?

  • Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.

Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя .

Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах

  • Когда с крохой поступают несправедливо.

Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.

  • Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.

А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?

Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват

  • Когда карапуз не уверен в себе.

Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения

Позитивные стороны

В процессе формирования собственного «я» трёхлетнего карапуза, в процессе отделения его личности от личности его мамы, малыш учится выражать свою точку зрения. Руководствоваться своим мнением и давать отпор, когда ему навязывают чужое.

Ребёнок, который умеет только слушаться, никогда не сможет построить равноправные отношения с другими детьми в коллективе. Для таких отношений нужно уметь не только подчиняться, но и настаивать на своём.

Этому и учит кризис трёх лет. Он неизбежен, как смена молочных зубов постоянными. Но если понять и принять происходящее, его, скорее, можно будет назвать ещё одной ступенью личностного роста ребёнка. Нежели кризисом, как таковым.

На данном этапе компромисс - это ваше главное оружие. Учитесь договариваться со своим маленьким упрямцем

Что же значит - «понять»? И что значит - «принять»? Как реагировать на открытое неповиновение, упрямство и агрессию совсем недавно послушного, адекватного и вполне довольного жизнью ребёнка?

Психологи советуют родителям при обнаружении первых признаков , прежде всего, запастись терпением. Не обижаться на кроху, не злиться на него и ни в коем случае не проявлять ответную агрессию.

Такой переходный период может длиться от одного до нескольких месяцев. У каждого карапуза - по-своему. Не пытайтесь любой ценой сломить упрямство маленького бунтаря и подчинить его своей воле.

Соблюдайте спокойствие и учитесь договариваться. Компромисс – вот решение, которое на данном этапе сможет удовлетворить и вас, и пытающегося начать управлять своей жизнью самостоятельно карапуза.

Не бойтесь давать ребёнку поручения. Для него очень важно чувствовать себя нужным, быть частью повседневной жизни семьи

Пути преодоления

А теперь – немного конкретики. Как вести себя родителям, чтобы кризис трёх лет у их ребёнка прошёл безболезненно и продуктивно.


Уделяйте ребёнку достаточно своего внимания, любите кроху настоящей родительской любовью - нежной и мудрой

Не думайте, что только вам тяжело в это время. Ребёнку тоже ведь приходится несладко. И он должен быть уверен, что в вашем лице всегда найдёт поддержку. Если кроха поймёт, что родители его понимают и готовы всячески ему содействовать, его растерянность, порождающая раздражение и агрессию, постепенно растворится, как утренний туман.

Любите своё чадо не безумной и слепой любовью, а искренней и мудрой. Любовью родительской – верной и нежной, но где-то и требовательной, и строгой. Только так вы сможете найти золотую середину, и воспитать в вашем ребёнке Личность.

Видео «Кризис 3-х лет – это полезно»

Нередко кризис трех лет застает родителей врасплох. Ребенок меняется на глазах, пытается делать все по-своему, не выполняет простые просьбы, по малейшему поводу готов закатить истерику, все чаще можно услышать от ребенка: «Я сам!».

Для родителя, который уже привык «играть по определенным правилам», наработал определенную модель поведения и уже имеет свой собственный арсенал маленьких хитростей, чтоб успешно справляться с малышом, может быть сложно понять, как вести себя с изменившимся ребенком.

Причины изменений в поведении

Психология может дать ответ на вопрос, почему происходит кризис. Обычно он дает о себе знать в 2,5-3 года, хотя возможно и более раннее или позднее проявление. Основная причина - становление личности ребенка. Именно к этому возрасту у детей приходит осознание того, что они отдельные существа. Они хотят чувствовать независимость, но при этом еще не могут обойтись без взрослых. Им необходимо признание их самостоятельности и в то же время поддержка и любовь. Организм ребенка в три года достаточно развит, чтобы он многое мог делать сам. Например, исследовать мир вокруг. Попытки старших помочь или запретить вызывают протест.

Кроме того, родителям стоит проанализировать свое поведение. Возможно, они не придали значения тому факту, что кроха подрос, значит, необходимо менять обращение с ним. Нельзя общаться с ребенком 3 лет так же, как с годовалым.


Симптомы и основные проявления

Детский кризис может проходить с разной интенсивностью. У одних детей проявления почти незаметны, другие доставляют немало неприятных минут родителям. Зависит это от темперамента самого карапуза и от отношений в семье.

Но основные симптомы схожи. Психология выделяет следующие признаки.

  • Негативизм . Ребенок отказывается выполнять любые просьбы и постоянно пытается сделать всё наоборот. Это может проявляться не только в действиях, но и в суждениях, например, ребенок может утверждать, что горячее — это холодное, красное — это черное и так далее. Таким образом ребенок выражает свое мнение, которое не стоит так уж рьяно оспаривать, чтобы избежать конфликта.
  • Упрямство . Малыш 3 лет, отказавшись сделать что-либо, продолжает вести себя так же, несмотря ни на что. Даже если изменились условия на благоприятные, он рад бы уже согласиться, но не может это сделать.
  • Строптивость . Проявления недовольства не по отношению к конкретному человеку, как в случае негативизма, а ко всему знакомому образу жизни. У детей вызывает отторжение распорядок дня, семейные традиции, чистка зубов, даже любимые игрушки.
  • Своеволие . Ребенок в 3 года испытывает желание все делать сам. Даже то, что у него пока не получается или может быть опасным.
  • Протест-бунт . Проявления выглядят как постоянные ссоры с семьей, возражения родителям. Малыш начинает вести себя вызывающе, словно протестует против чего-то.
  • Обесценивание . Все, что раньше имело значение для ребенка, может потерять ценность. Любимые игрушки и занятия, домашний уклад перестают иметь значение. Кроме того, у детей этого возраста нередко появляются в употреблении ругательства.
  • Деспотизм и ревность . Если ребенок в семье один, то стремится получить власть над окружающими взрослыми. Когда есть другие дети, то они вызывают ревность, так как с ними приходится делить эту власть.


Родителям может быть непросто пережить возрастной кризис, проявления которого они заметили. Но стоит помнить, что для детей этот период проходит еще сложнее. Поэтому им нужна поддержка и помощь. Психология не только объясняет причины происходящего в три года, но и дает рекомендации о том, как это преодолеть.

В этой ситуации не требуйте от ребенка быть взрослым

Психология напоминает, как важно, чтобы взрослые сохраняли спокойствие. Это не так просто, ведь детский гнев, капризы, истерики и другие проявления легко выводят из равновесия. Наверняка моменты непослушания наблюдались у детей и до возраста трех лет, только реже и проходили они с меньшим размахом. Но вести себя нужно, как и раньше в подобных ситуациях, терпеливо искать подход к малышу. Вы в этой ситуации взрослый, а не ребенок, только вы обладаете жизненным опытом и знаниями, чтобы пройти этот непростой период с наименьшими потерями.

Ребенок исследует мир таким образом, проверяет границы нормы, учиться взаимодействию с вами, пробует работать с новыми для себя эмоциями. Он это все делает не со зла, так он развивается и формируется.

Что делать, если случилась истерика?

Главное — это не ругать ребенка. Если вы поставите себя на его место и попробуете посмотреть на ситуацию его глазами, то может оказаться, что ваша ругань или наказание не выглядят адекватно. В самом плохом развитии событий ребенок может подумать, что его не любят, не принимают, что с ним что-то не в порядке, что он какой-то неправильный, может начать формироваться комплекс вины и будут заложены первые проблемы в формировании самооценки малыша.

Кто-то быстрее успокоится, если очень деликатно игнорировать происходящее, как-будто все, что происходит — это нормально и естественно. Ребенок высвободит свои эмоции и успокоится. Уходить и оставлять ребенка в такие моменты одного не стоит, он должен чувствовать, что родители рядом.

Другому карапузу поможет остановить рыдания, если его обнять и пожалеть. Но этим способом нельзя злоупотреблять, так как кроха может привыкнуть, что за капризы он получает ласку. И в дальнейшем будет пользоваться такой возможностью.

Давайте выбор из нескольких вариантов

Хороший вариант - прекратить начинающуюся истерику, переключив внимание на что-то другое, но в этом возрасте такой фокус может уже не пройти. Лучшим вариантом будет выполнить просьбу ребенка, дав его на выбор несколько вариантов развития событий, которые изначально устраивают вас. Дать ребенку сделать выбор и проявить самостоятельность.


Как справиться с упрямством и протестами?

Наверняка родители хотят вырастить уверенного в себе человека с нормальной самооценкой. Но вряд ли это получится, если постоянно ребенку все запрещать, все делать за него, ограничивать его, даже из лучших побуждений. В три года у детей начинает проявляться самостоятельность. Малыш имеет право совершать собственные ошибки, так же как и личные достижения. Ни в коем случае его нельзя высмеивать!

Границы, конечно, должны быть, но только разумные: не играть на дороге, не пропускать сон, не гулять зимой без шапки. В других вещах стоит предоставить свободу ребенку, который хоть пока и маленький, но все же уже не младенец.

  • Дом нужно сделать как можно более безопасным, чтобы реже приходилось ограничивать малыша. Хотя подумать об этом следует задолго до трех лет.
  • Давать возможность карапузу выполнять самостоятельно все, с чем он может справиться. Даже если у него это будет получаться медленно и откровенно плохо.
  • Помогать крохе делать то, что у него пока не выходит. Вместе с ним, а не вместо него.

Ребенок в этом возрасте все еще может относительно легко переключаться с одного на другое. Этим стоит пользоваться, если малыш непременно хочет заняться делом не для его возраста. Например, малыш хочет поработать дрелью. Чтобы избежать истерик, можно попросить его подавать папе другие предметы или предложить игрушечный инструмент. То есть вовлечь в игру. При этом желательно вести разговор о том, что еще немного - и кроха обязательно сможет это сделать сам. Если такой подход не сработал, то можно предложить на выбор несколько вариантов немного в другом контексте: «Что ты будешь делать? Подавать гвозди, играть с коробкой или раскладывать шайбы?».

Если ребенок не хочет выполнять просьбу, стоит попробовать сформулировать ее другими словами, предложить компромисс, несколько вариантов на выбор или оставить на некоторое время малыша в покое.

Как уже говорилось, главная рекомендация специалистов заключается в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора. Для малыша важно иметь возможность принимать решения. Например, не говорить «Мы идем гулять», а спрашивать «Куда мы идем гулять, в парк или на площадку?». Если на улице малыш хочет идти другой дорогой и время позволяет изменить маршрут, то стоит это делать. Тогда у крохи появится уверенность в своих силах, ведь ему удалось отстоять свое мнение.

Иногда родители прибегают к приему «сделай наоборот». То есть просят ребенка не идти гулять или не ложиться спать. В знак протеста он бросается делать противоположное. Но злоупотреблять подобным методом не стоит. Все же это обман маленького человечка. Кроме того, кризис ведет к развитию личности, а такое поведение взрослых не принесет никакой пользы.

Бывает, что кризис трех лет проходит практически незаметно. Беспокоиться и искать симптомы не стоит, но если кризис проявляется во всех красе, то помните, что перед вами ребенок, который формируется, меняется, взрослеет. Будьте аккуратны, чтобы не нанести детских травм или потом не сожалеть о том, что накричали или наказали ребенка.

Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ - нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик - не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет - явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка - это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;
  • устраивает истерики по любому поводу и без;
  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
  • негативно воспринимает любые ваши предложения;
  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается - закатывает истерику;
  • не поддается переубеждению.

Причины кризиса 3 лет

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

  • Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать» под себя

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается - просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

  • Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

  • Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

  • Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет - тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем - месяц или год - предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

– переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.

Общие сведения

Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик , постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.

Причины кризиса трех лет

Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека . Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

Патогенез

Новообразованиями кризиса являются новый уровень самосознания, самостоятельность, выстраивание социальных отношений, волевая регуляция деятельности. Положительные изменения скрыты за негативными симптомами – непослушанием, строптивостью, капризами, истериками. Основой эмоциональных, поведенческих нарушений становится несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям, возможностям ребенка. Мотивация поступков теперь связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.

Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года , а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.

Симптомы кризиса трех лет

Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом. Негативизм – отрицательный ответ, отказ, вызванный ситуацией взаимодействия с взрослым. Реакции возникают избирательно к определенным людям. Отличие негативизма от обычного непослушания – аффект и действие разделены: ребенок хочет выполнить предложенную деятельность (пойти погулять, послушать сказку), но отказывается. Негативизм позволяет выделить собственные мотивы, проявить самостоятельность.

Упрямство сопровождается устойчивой тенденцией к деятельности, выбранной ребенком. Социальный аспект – предъявление требований взрослому, неотступное следование собственным словам, обещаниям. Для малыша важно оставаться приверженным своему решению, невзирая на обстоятельства (замерз, но домой не заходит). Отличие упрямства от настойчивости – следование выбранному действию вопреки собственным желаниям, просьбам взрослого. Строптивость – негативная тенденция против норм воспитания, образа жизни, системы отношений. Ребенок демонстрирует недовольство в отношении игр, ежедневных ритуалов, способов проведения досуга, посещения детского сада. Данной реакцией он акцентирует собственное мнение.

Потребность проявлять самостоятельность реализуется своеволием – демонстрацией инициативы действия, неадекватного возможностям, условиям. Необходимость в уважении, признании мнений, желаний ребенка реализуется реакциями протеста. Желание продемонстрировать волю, независимость, самостоятельность выражается провокацией конфликтов с взрослыми. Частые ссоры приводят к обесцениванию. Ребенок признает малозначимость, неважность людей, вещей, деятельности, которой увлекался ранее. Начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Стремление к деспотизму возникает как потребность управлять окружающими, властвовать. Проявляется приказами родителям, ревностью, манипуляциями.

Осложнения

Кризис сопровождается изменениями отношений, эмоциональной сферы, системы ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируют внутренние и внешние конфликты. Сложный период способен спровоцировать невротические реакции. У детей развивается энурез , ночные страхи, кошмары, заикание . Крайнее обострение кризиса проявляется истерическими приступами: ребенок кричит, плачет, падает на пол, стучит кулаками, выгибается дугой. Во время истерики существует риск получения травм. Затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.

Диагностика

В большинстве случаев кризис проходит без вмешательства врачей, взрослые воспринимают изменения в поведении ребенка как естественный этап развития, завершающийся самостоятельно. При выраженных симптомах родители обращаются за консультацией к специалистам – психологу , неврологу , психиатру . Диагностика производится клиническими и физическими методами:

  • Беседа. Клинический опрос позволяет выяснить анамнез, время начала симптомов, их частоту, выраженность, продолжительность. Ключевые маркеры кризиса – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
  • Наблюдение. В процессе разговора специалист наблюдает за поведением малыша. Наиболее отчетливо симптомы проявляются при случайном взаимодействии родителей и ребенка.
  • Осмотр. При гипобулических припадках (истериках, судорогах) врач-невролог проводит физическое обследование. Оценивает чувствительность, мышечную силу, тонус, рефлексы, координацию движений. Осуществляет дифференциальную диагностику кризиса с неврологическими заболеваниями.

Преодоление негативных симптомов кризиса происходит быстрее при изменении отношения к повзрослевшему малышу, принятии его новых потребностей, возможностей. Психологи проводят индивидуальные консультации, групповые лекции, рассказывая родителям о приемах общения, взаимодействия с ребенком, организации времяпрепровождения. Общие принципы:

При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий. Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения. Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости