Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Ход классного часа

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

Прежде, чем начать наш кл. час, я хочу вам задать один вопрос. Как вы думаете, какие проблемы волнуют человека на планете, с которыми он борется вот уже несколько лет? (ответ не говорю)

А чтобы ответить на этот вопрос и узнать, о чем мы будем говорить сегодня, вы должны закрыть глазки и представить то, что услышите. (включить звуки о живом лесе)

Что вы услышали? (пение птиц)

Как вы думаете, где вы оказались? (в лесу)

Вы когда-нибудь были в лесу?

Вам там понравилось?

Кого и что можно увидеть в лесу? (животные, растения)

Как можно назвать всё то, что нас окружает?

На этот вопрос я предлагаю ответить в конце стихотворения, которое нам прочитает…

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - …

Учитель: всё , что нас окружает, называется природой (повесить на доску слово ПРИРОДА)

Учитель:

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это

Давайте же с природою дружить!

Послушайте ещё одно стихотворение, которое прочитает …

Смотрю на глобус – шар земной

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

А в этом стихотворении кто к нам обращается? (Природа)

О чём она нас просит? (Чтобы мы её берегли, вывесить слово БЕРЕЧЬ)

Может кто-то сможет сформулировать нам тему классного часа? (Береги и люби природу, вешаю тему на доску)

Ребята, а какой вопрос можно задать к нашей теме? (Зачем беречь и любить природу?)

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце классного часа.

Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу… (любить и беречь).А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения..(в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.

Вам надо решить проблемные ситуации и высказать свои мысли. Задания лежат у вас на столах в голубых конвертах. Откройте конверты и внимательно прочитайте.

1 гр. Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями её даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами. Как вы это понимаете?

2 гр.Отдыхая в лесу со взрослыми, вы развели костёр. Что вы должны сделать, перед тем как уйти из леса? Почему?

3 гр. Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую, которая от потери сока может погибнуть. Что вы будете делать?

Молодцы ребята!

Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».

Сигналы этого светофора то же, что и на проезжей части дороги.

Красный свет – природе вред!

Жёлтый – осторожно!

Свет зелёный – как красиво!

Скажет лес тебе спасибо!

Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Жёлтый свет – будь осторожным, может возникнуть опасность.

Зелёный свет – это когда мы для природы делаем добрые дела.

Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

Мальчик взял:

  • Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (ж)
  • Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)
  • Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)
  • Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)
  • Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)
  • Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)
  • Сачок для ловли бабочек (к)
  • Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)

Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

Физминутка

У вас на столах лежат кружочки. Попробуйте изобразить свой экологический знак, запрещающий наносить вред природе, объяснить, что он означает (повесить на доску)

Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.

Послушайте стихотворение (читает ученик)

Давайте люди дружить друг с другом

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету

Ребята, а кто-то из вас делал что-то хорошее для природы? (кормушки …)

Давайте вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале классного часа. Кто помнит? (Зачем надо беречь и любить природу?)

Кто сможет на него ответить?

ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные, которые нас окружают делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и самой природы. Ведь если мы будем уничтожать, засорять природу, то будут болеть и животные, и люди.

Рефлексия.

Посмотрите, что у меня на доске? (планета Земля)

Вы хотите видеть нашу планету красивой?

А что и кто украшают её? (птицы, растения)

Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.

У вас на столах в белых конвертах лежат картинки, возьмите по одной и украсьте ими нашу планету.

1 гр. Цветы, деревья.

2 гр. Птицы, бабочки.

3 гр. Облака, облака с дождём.

Ребята, а чего не хватает, чтобы птицы радовались и пели, цветы и деревья росли..

(Солнце)

Чтобы наша планета оставалась всегда вот такой красивой, что мы должны делать? (прочитать всем вместе тему с доски)

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - …

Классный час на тему «Природа – наше богаство»

Цели:

Познакомить обучающихся с богатствами природы (уметь объяснять мир);

Развивать умения познавать окружающий мир (организационные и интеллектуальные общеучебные умения);

Воспитывать бережное отношение к богатствам природы (уметь объяснять свое отношение к миру).

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,

Ход:

    Организационный момент

2. Вступительное слово учителя значении природы для человека.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. (Слайд 1)

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь. (Слайд 2)

Люди, живущие на земле, не покорители природы, а ее дети. И как дети заботятся о своих матерях, так и жители Земли должны заботиться о своей Родине.

Стихотворение

Родина у всех у нас одна,

Наша Родина богата и обширна.

Степь, поля, леса, луга,

Нефть и газ, уголь и металлы-

Все это богатства Казахстана.

Нефть и газ качают из земли,

Сколько там еще осталось?

Останется ли еще нефти и угли,

Нашим внукам и потомкам Казахстана?

Мы должны беречь и охранять

Нашу земля дорогую, мирную,

Чтоб не стыдно было нам сказать-

«Родина за мир. Мир во благо Казахстана». (Слайд 3)

(Слайд 4) Какое сейчас время года? Какой месяц? Какое число? Тепло или холодно на улице? Какое состояние неба? Дует ли ветер? Были ли осадки на протяжении дня?

чего нам нужна природа? Что мы знаем о ней? Как природа помогает человеку жить? Какая у нас будет тема урока? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Сегодня мы с вами узнаем Какие же богатства есть у природы? Как человек их использует?

Все предметы были когда-то частью природы.

Давайте с вами сейчас вспомним цепочку превращений природных богатств в различные предметы, которые окружают нас.

Ребята давайте сыграем в игру «Лишняя картинка» и почему? (Слайд 5)

Давайте сделаем вывод: Все предметы, которые нас окружают были когда – то частью природы и взяты у неё человеком. Природа наш щедрый друг. Кем для нас является природа? Как мы должны относится к природе? Ребята а какой бывает природа? Она бывает живой и неживой.

Давайте попробуем разделить предметы живой и неживой природы. (Слайд 6)

Растения - Это живая природа.

Я предлагаю вам отправиться в гости к лесным жителям и посмотреть, кто относится к живой природе. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу.

(иллюстрация « Лес весной») (Слайд 7)

Мы идем с вами в самую гущу леса. Под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас.

С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы и остановимся. Откройте глаза.

Посмотрите на изображения животных (далее можно показать презентацию «Животные весной»)

К кому мы пришли в гости? (Слайд 8)

К медведю.

Медведь оголодал, исхудал за зиму.

Что любит есть медведь?

Ягоды, мед.

Да, он любит и мед, и ягоды. Медведь может питаться травой, корнями и грибами. Еще он ест рыбу, насекомых.

Зимой у медведицы рождаются медвежата. А весной она выводит своих детенышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.

О ком еще вам интересно узнать?

О еже. (иллюстрация ежа) (Слайд 9)

Кто видел ежика? Что делает еж зимой?

Спит.

Рано весной просыпаются ежи. Зимой ежи спят и быстро худеют.

Весной ежи кормятся насекомыми – кузнечиками, разными жучками. Весной у самки рождается от 3 до 8 детенышей.

Она кормит своих детенышей молоком.

Как зовут детенышей ежей?

Ежата.

Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

Зимой спят. Детенышей кормят молоком.

Правильно.

Где живет белка? (Слайд 10)

В дупле.

Чем питается белка?

Орехами, грибами.

Еще белка питается ягодами, желудями, почками.

Какая окраска у белки весной?

Рыжая.

Верно, весной белка меняет свою теплую серую шубку на более легкую рыжую.

Кто еще из зверей меняет окраску?

Заяц. (Слайд 11)

Правильно, это заяц и многие другие животные.

IV Физкультминутка

Отправимся в гости к зайцу.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Вот и побывали мы в гостях у различных обитателей леса. Что мы узнали о них? Как они живут? А теперь ребята скажите мне нужно ли беречь нашу природу.

Вы уже знаете, что природа даёт человеку. Всё необходимое для его жизни: пищу, жильё, одежду; из недр земли человек добывает полезные ископаемые

И за эти бесценные дары мы должны дарить природе свою любовь и защиту. Красота и богатство родной земли в руках человека. Посмотрите как нужно вести себя на природе (Слайд 12-13-14-15-16-17)

V Подведение итогов.

Значит какие правила мы с вами должны соблюдать на природе? (Слайд 18)

Мы говорили о ком?

К какой природе мы их отнесем?

Как нужно беречь природу? (Слайд 19)

Давайте еще раз повторим эти правила? Мы должны соблюдать эти правила так как «Природа это наше богатство». (Слайд 20).

Подготовила: Александрович Оксана Владимировна

2014-2015 учебный год

Материал классного часа по теме «Что есть природа?» для учащихся 8-9 классов по материалам книги Н.Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни…»

Автор: Сибгатуллина Гульназ Юнусовна, учитель географии, ОШИ «Лицей имени Н.И.Лобачевского» К (П) ФУ, г. Казань

Описание материала : предлагаю вам конспект классного часа по теме «Что есть природа?» для учащихся 8-9 классов по материалам книги Н.Е. Щурковой «Классный час: Поговорим о жизни…»Данный материал будет полезен учителям географии, биологии и классным руководителям. Просветительская работа мало помогает формированию ответственности, и рассказы о Красной Книге не спасают от экологических катастроф, создаваемых взрослыми, выходящими из детства. Необходимо проникновение в личностный, внутренний мир ребенка, инициирование его реально проживаемого отношения к природе в конкретной плоти ее и конкретном разнообразии. Необходимо разговаривать о природе, ведь, с детьми это делать очень интересно: они наблюдательны, у них большой опыт общения флорой и фауной, они многое порасскажут, если их вызвать на осмысленные проблемы «Природа и Человек». Через сопоставление натура – культура детям легче понять проблему природы для каждого отдельного человека.

Цель : формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.

Задачи:
- Развить кругозор школьников.
- Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
- Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.
- Воспитывать бережное отношение к планете.
- Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру, творческие способности, художественный вкус, стремление детей активно, наравне со взрослыми, участвовать в охране природы.
- Способствовать воспитанию патриотизма, гуманного, ответственного и бережного отношения к родной природе, к богатству Родины.

Часть 1

Природа - дом, в котором живет человек.
Дмитрий Лихачев

Природой мы именуем все то, что существует во Вселенной, органический и неорганический мир. Иногда мы говорим о природе как о месте вне городов («Поедем на природу»), ибо город – мир культуры, то, что возделано человеком. Реже под природой понимают исключительно мир флоры и фауны - это узкий смысл употребления данного понятия.
Наша культура, как единственная среда, в которой может жить человек, располагается в пространстве природы, она возросла в природной нише, возделывалась как искусственный мир в естественном мире природы.
Природа – это дом, в котором мы все живем. Этот дом требует внимания и ухода, в нем разрушительные действия чреваты гибелью жителей. Этот дом предоставляет человеку благоприятные условия, только если соблюдаются высокие гигиенический условия проживания. Загрязнение, захламление, неуважение к нормам жизни в таком удивительном мире немедленно сказываются на всех, кто расположился на Земле, в том числе и тех, кто прекрасный природный дом превращает в помойку для отходов.
Природа – это источник средств существования человека. Здесь черпает человечество основные средства жизни: воздух, воду, солнце, растительные продукты питания, материалы для жилища, одежды. Огромный мир с колоссальными богатствами природных запасов предоставлен человеку разумному, и он должен научиться по – человечески разумно использовать эти богатства. Алчность стремительно развивающейся цивилизации может быть ограничена лишь самим человеком, осознающим свою связь с жизнью природы и уважающей жизнь во всех ее проявлениях.
Человек представительствует природу, он продукт и дитя ее. Поэтому его жизнь целиком зависит от природных условий, которые сохраняются либо уничтожаются безумствующим в погон за благами цивилизации « человеком разумным».
Как всякий дом, природа нуждается в заботе и уходе, внимании и любви. Природа расположилась прямо рядом с нами: школьный двор с деревьями и кустарниками, далее – городской газон с цветами, чуть дальше – зеленый парк с озером и утками на нем, а если проехать дальше – там может оказаться рощица – кусок дикой природы. О, если бы нигде не было страшных следов варварства человека – как радовался бы наш глаз, и сладко щемило сердце от красоты! Смягчилась бы душа черствого человека.
Природа есть школа жизни: изучая закономерности природы, человек открывает для себя общие закономерности бытия, что повышает силы его, как физические, так и духовные.
Природа – носитель Красоты и школа Гармонии. Системность, гармоничность, целостность природного мира всегда восхищали человека. Потрясенный, стоит он, и по сей день перед творениями ее, никак понять не может тайны созидаемой и бесконечно воссоздаваемой красоты. Человек силится возделывать что- то подобное этой естественной, простой, бесхитростной, неповторимой красоте, ища в природе опору. В трудные минуты у природы он ищет отдохновения, она его успокаивает, смягчает страдания, лечит израненную душу, уводит от суетливого бега за подачками цивилизации, помогает, поддерживая, сохранять высокий пьедестал, на который Природа Человека поставила.
В ходе лекции учащимися обсуждаются вопросы:
1. Ты проснулся и увидел голубое небо и солнце – как ты себя чувствуешь? Ты проснулся и услышал, как дождь стучит в оконные стекла, - как ты себя чувствуешь? И каково тебе, когда ты идешь по дороге под зонтиком в дождливую погоду?
2. Вероятно, ты не удивляешься яблоку, оно привычно для тебя. Но возьми его на ладошку и еще раз внимательно разгляди это чудо. Что скажешь?
3. Бедная старушка продает ландыши, которые нельзя рвать – они занесены в Красную Книгу. О чем ты думаешь, глядя на нее?
4. Замечал ли ты вначале весны зеленоватую дымку вокруг деревьев, когда листвы еще нет, но ее появление вот – вот ожидается? Смог бы ты описать либо нарисовать такую картину?
5. Сидел ли ты когда-нибудь на пне в лесу, на камне у моря, на скамейке около сада, на кочке в поле, на корточках рядом с муравейником? Что заставляло тебя сидеть и молча наблюдать что- то?
6. На обочину дороги, на травы, мох между кустов, сосен, елей выбрасываются из окна несущегося автомобиля мусор. Ты видел это? И что ты подумал тога? И как ты себя чувствуешь посреди загаженной человеком природы?
7. С каким суждением ты согласился бы: « Нет прекраснее существа на Земле, чем человек» или « Нет страшнее существа на Земле, чем человек»?
8. Было ли хоть раз, чтобы ты нанес природе ущерб? А было ли такое, что можно назвать твоей заботой о природе?

Часть 2

Работа по осмыслению проблемы «Природа и Человек» идет по двум направлениям: в системе внеклассной деятельности и в русле учебной программы. Например, идет учебная тема «Лесные ресурсы России». Выбираю знакомый детям объект – липу.
Начинаем с наблюдения на прогулке.
В самый разгар лета в лесах, парках и садах горячий сухой воздух напоен медовым ароматом - это цветут липы. «Цветет липа-медонос, в разгаре сенокос»,- говорят в народе. Цветы липы необычны - каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь чуть больше недели будет продолжаться цветение, и за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара.
У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости. В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона - в дуб. В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого - мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки- липовые, а парни- дубовые»,- говорится в русской поговорке. И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай вырубать в лесу жердь, на которую подвешивали колыбель, с новорожденным, для девочки из липы, а для мальчика - из дуба.
Читаем стихи о липе.
Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы.
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий
Не забудь меня!
Как здесь свежо под липою густою
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
Самуил Маршак, Платон Воронько
***
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колеблется, как будто дремлет он.
Так резко сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,
как дымкою, подернуты слегка.
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Афанасий Фет

***
Ворота с полукруглой аркой.
Холмы, луга, леса, овсы.
В ограде мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.

Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.

Они смыкают сверху своды.
Внизу лужайка и цветник,
Который правильные ходы
Пересекает напрямик.

Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.

Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.

Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошёл,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчёл.

Он составляет в эти миги,
Когда он за сердце берёт,
Предмет и содержанье книги,
А парк и клумбы переплёт.

На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажжённые дождём.
Борис Пастернак
Следующий этап - знакомство с художественным полотном Шишкина «Старые липы» . Знакомство с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – чародея и певца русского леса. Шишкин великолепно знал русскую природу, особенно русский лес. «Мне иногда кажется, что старые сосны и берёзы беседуют со мной», - говорил он. Родился он в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы, с детских лет полюбил очарование её лесов.
Картина Ивана Ивановича Шишкина «Старые липы» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Раскрытие творческих способностей у ученика и одно из самых эффективных средств развития речи у школьников – это написание сочинения (эссе) по картине. Сочинение по этой теме способствует расширению кругозора детей, развитию их мышления, обогащению их словарного запаса. Картина Шишкина развивает воображение детей, совершенствует умение отбирать нужные для её описания слова и учит школьников грамотно составлять сочинения.
Липа - одно из тех деревьев, части которого, так или иначе, используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу, да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.
Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают.
Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные ветром с дерева орешки падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их особенный неповторимый вкус.
Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. Древние германцы плели из мочала одежду - в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков.
Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам.
Из поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная или распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому из древесины липы мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки.
В южных областях России из липы строили даже дома и различные хозяйственные постройки. Столяры изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек.
Затем переходим к лечебному воздействию природы. Знакомимся с лекарственными свойствами липы.
В фармакологии чаще используются цветы и древесный уголь липы. В народе же для лечения и профилактики различных заболеваний применяются любые части растения. Официально доказана целесообразность применения этого растения в медицине, так как: в цветах липы сосредоточены глюкоза, аскорбиновая кислота, фитонциды и биофлавоноиды, каротин, танин, белковые соединения и масса других веществ. Цветы и древесина в большом количестве содержат эфирные масла, снижающие нервное возбуждение. Листья содержат каротин, витамин «С», слизь и более чем на 12% состоят из сахаров. Являются отличным средством избавления от цинги. Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печи,- приятная и полезная заварка. Горячий цветочный чай с медом-липецом люди исстари использовали как надежное средство при простудных заболеваниях.
Завариваем чай для всеобщего чаепития. Чай символический как благодарность природе…

Максимова Анастасия Александровна

МБОУ «Кошки_ Новотимбаевская ООШ имени И.Я. Яковлева учитель английского языка, классный руководитель 6 класса
Классный час на тему: "Природа и мы!"

Цель: формирование ответственного отношения к природе.

    способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;

    познакомить с правилами поведения на природе;

    Рассказать детям о Красной книге, некоторых животных, внесенные в нее.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

2.Вводная часть классного часа.

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

3. Вступительное слово учителя.

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем,

На этот мирный дом имеем право.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

    На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.

4.Беседа о Красной книге.

– Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.

Дети читают стихотворение.

Охраняется книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга – Красная!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

Красная книга. Красная книга!

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчерпаем все океаны

Исчерпаем все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.

Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе

Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Ребята, а сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу, согласно знакам:

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

    Не повреждай кору деревьев.

    Нельзя брать яйца из гнезд.

    Не разводите костер в лесу.

    Не сбивайте грибы, даже не съедобные.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

    Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

7.Работа над пословицами и поговорками.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.

Давайте продолжим пословицы.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

8. Итог классного часа

Учитель: Хотя человек и считает себя царём Природы, но он только маленькая её частичка. Он зависит от того, светит Солнце или нет, какова температура воздуха, идёт ли дождь, есть ли рядом чистая вода для питья, сильно ли загрязняют атмосферу миллионы автомобилей… Зависит человек и от тех, рядом с кем он живёт на Земле, - от зелёных растений, самых разных животных, птиц, рыб, насекомых, мельчайших организмов…Одни служат нам пищей, другие добавляют в воздух кислород и очищают его от углекислоты и пыли, третьи способны вызвать страшные болезни и…защитить от них, четвертые вроде бы и ни к чему, но и без них, оказывается, в Природе будет не хватать какого-то «винтика», и всё может просто напросто развалиться… Но как мы зависим от Природы, так и она зависит от нас. Человек слишком долго не обращал внимания на то, что, уничтожая животных, вырубая леса, распахивая почву, он изменяет природу. И не всегда в лучшую сторону! Даже сегодняшняя польза завтра может обернуться огромным вредом. Об этом мы говорим на классных часах и внеклассных мероприятиях, проводимых в классе.

Кроме этого, ребята класса очень любят инсценировки на экологическую тему. Очень часто мы посещаем детский сад с постановками «Природа и здоровье».

А ещё в нашем классе действует специальная группа ребят-корреспондентов, которые занимаются подбором материалов на экологическую тему, составлением сценариев. Эти же ребята сочиняют стихи и сказки, публикуют свои статьи в местной газете «Авангард» и школьной газете, проводят конкурсы и викторины не только в своём классе, но и в других классах. «Корреспонденты» занимаются сбором информации об особо охраняемых памятниках природы нашего района и сочиняют стихи на данную тематику. Вот одно из них:

Есть у нас в Тетюшах

Долгая Поляна,

Место заповедное

Всеми охраняемо.

Здесь растут растения

И живут животные,

О которых жители

Очень все заботятся.

Не обидят бабочки,

Не сорвут цветочка,

Знают в заповеднике:

Осталось их немножко.

В Книгу Красную

Их заносят снова

И задача каждого:

Возродить былое!

Помоги природе

Ты, дружок, сегодня

И поймёшь ты позже

Сколько сделал для народа.

Кл. Час. « Мы и природа»

Цели:

Образовательные:

Воспитательные:

Коррекционно- развивающие:

Форма мероприятия: тематическийвоспитательный час для учащихся 5-8 классов

Оборудование и оформление:

Компьютер, экран, презентация, фотоаппарат.

Костюм для человека из будущего:(противогаз, бутылка, наполненная

водой с этикеткой «Чистая вода», мяч с этикеткой «Кислород»).

Красная книга – это сигнал опасности!

Экология –наука о том, как сберечь наш дом(жизнь)

Человек- часть природы!

Оргмомент: Добрый день дорогие ребята. Мне приятно увидеть всех вместе. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

Я себя сравниваю с водой. Вы знаете поговорку « Вода камень точит» Мне в жизни все дается очень трудно. Медленно но упорно добиваюсь своей цели. А вы ребята с чем себя ассоциируете?

Выслушав вас я поняла вы ассоциируете себя с явлениями природы, объектами живой и неживой природы. И мы с вами являемся частью природы. И поэтому классный час назовем «Мы и природа»

Мы сегодня с вами поговорим о том, кто такой человек, попробуем разобраться, как надо вести себя, чтобы воздух и вода на планете всегда оставались чистыми!

Кто такой человек?

Человек – природное существо, он может жить и развиваться только в природных условиях,(обращает внимание на высказывание на планшете «Человек- часть природы!») Природа дает нам все необходимое для жизни, а вот человек может и обидеть природу.

Учитель: приглашает 2-х учеников, предлагает им имитировать драку)

Ребята, вы видите, если один человек обидит другого, тот может ответить тем же.

а вот человек может и обидеть природу.

Как человек может обидеть природу?

Ученики отвечают, учитель обобщает их ответы: устраивать свалки, оставлять непотушенные костры в лесу, вырубать леса, загрязнять реки, уничтожать лекарственные растения, вылавливать ценные породы рыбы, убивать животных и т.д.

Ребята! А давайте представим, что к нам на классный час пришел человек из будущего. Как же он будет выглядеть(в противогазе, с водой в бутылке, с кислородом в шарике).

Человек из будущего: «Я ваше будущее. Посмотрите, что вы делаете с природой.»

Учитель: Рост населения и технический прогресс оказывают мощное влияние на землю, воздействует на ландшафт, флору и фауну. Нужно принимать срочные меры по сохранению этих природных богатств. Мы уже не можем отказаться ни от машин, ни от заводских изделий, ни от бытовой химии, но мы должны возместить природе вред, который это все приносит.

- И мы встречаемся с понятием «экология» (найдите его на ватмане с лозунгами)

Экология –наука о том, как сберечь наш дом(жизнь),

Ещё наши предки понимали, как важна природа для жизни человека. Охотничьи племена прерывали охоту на отдельных землях, чтобы животные могли восстановить свою численность и не исчезли с лица Земли.

Это были первые на земле заказники. Они возникали, чтобы сохранить природные ресурсы.

В наши дни число особо охраняемых природных территорий постоянно увеличивается.

Какие вы знаете особо охраняемые природные территории Чел.обл.

Ильменский государственный заповедник с филиалом "Аркаим", Южно-Уральский государственный заповедник, Восточно-Уральский государственный заповедник, Национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль").

«Таганай»(по ходу рассказа несколько кадров)

Ученик - Например, национальный парк Таганай организован 6 марта 1991 года. Располагается на территории города Златоуста и Кусинского района. Его площадь составляет 56,1 тыс. га. Это природные комплексы, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность. На территории парка более 10 памятников природы, произрастает свыше 900 видов растений, обитает более 190 видов птиц и 40 видов млекопитающих

Учитель: Земля- наш общий дом и мы живем в этом доме одной большой и дружной семьей с природой. Если в семье кто-то умирает- это горе, так вот в нашем общем доме много вымирающих, исчезающих с лица Земли животных, растений, они занесены в Красную книгу.

Красная книга есть в каждом регионе, есть она и в Челябинской области.

    Что эта за Красная Книга? красный – цвет крови, опасности. Он привлекает внимание, заставляет насторожиться.

В Красной Книге дан список и описание редких и исчезающих растений, животных, грибов. Есть информация о причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения.

Учитель: Человек и природа всегда находились в тесной взаимосвязи, влияли друг на друга. Человек издревле заботился о сохранении той природы, в которой он жил. И мы, в наше время, приходим к пониманию того, что те места, где мы живём, требуют нашего внимания и заботы. Без этого человек не сможет нормально существовать.

Поэтому в России объявлен Год охраны окружающей среды.

2013 год в России будет посвящен охране окружающей среды. 11 августа президент России Владимир Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». Цель такого решения - обеспечить «права каждого человека на благоприятную окружающую среду».

Учитель обращает внимание детейна стихотворение, которое поможет ответить на последующие вопросы:

Ученик:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

«Как поступишь ты?». – тест по правилам поведения в природе:

1. В лес с собой надо брать:

-компас

Глобус

2. Костёр надо разводить:

- на поляне

Под деревом

3. Ветки для костра надо:

Ломать с живых деревьев

- подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

- залить водой

Засыпать торфом

5. Мусор надо:

- взять с собой

Оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

- полиэтилен

Бумага

Угли

7. Грибы надо есть:

- жареными

Сырыми

8. Увидев ежика, надо:

Взять его домой

Пройти мимо

9. Как собирать в лесу ягоды:

Срывать веточки с большим количеством ягод

- рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

- пройти мимо

Поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

Съесть их

- не трогать

12. В лесу надо:

Слушать громкую музыку

- вести себя тихо и сдержанно

Учитель подводит итоги и говорит о том, что все живое мы сможем сохранить, если будем соблюдать правила поведения в лесу!

- Какова же экологическая обстановка вокруг нас?

Я познакомлю вас с историей о жителях Златоуста. Начали рубить лес и уничтожили 6 ноября 2012 года 2 га сосны в лесопарковой зоне. Очень много людей вышли на собрание по поводу вырубки леса. Были обращения главе города, Губернатору области, Президенту РФ, прокуратуру, передачу Человек и закон», а также распространяли листовки в защиту своего леса, вырубка леса была прекращена. Я почему эту историю вам рассказала, чтобы вы знали, что все граждане нашей страны должны быть активными помощниками природы.

Учитель: Что вы можете сделать для сохранения природы?

Таблица

Соблюдать правила поведения в лесу,

на берегу водоемов…

Соблюдать правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)

Заботиться

о братьях наших меньших

(муравьях, птицах, ежиках …)

Украшать

в зеленый наряд

города и села

Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

    Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

    Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

    Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»

1. Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть поет соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

2.Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать.

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев: тот же

Таким образом мы закрепили знания о природе, я думаю постараемся не нарушать правила поведения на природе, и будем приумножать её.

«Береги нашу природу,
Ведь другой на свете нету!»

Анализ мероприятия

Анализ внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие на тему «Мы и природа» было проведено в 8 классе средней общеобразовательной школы. Тема мероприятия была выбрана с учетом, что 2013 год В.В. Путин назвал годом окружающей среды. Поэтому проблема, которой был посвящен данный классный час, очень актуальна.

Форма воспитательной работы была коллективно-распределительная, форма воспитательного мероприятия – классный час, на котором, как правило, поднимаются и обсуждаются наиболее актуальные и сложные вопросы для учащихся. С учетом данной формы воспитательного дела, осуществленного в рамках классного часа, были сформулированы цели:

Образовательные:

Прививать любовь к природе, добиваться усвоения того, что в природе все взаимосвязано;

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

Воспитательные:

- воспитывать активных граждан, готовых сохранять и защищать природу,

Воспитывать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли учащиеся. Педагог лишь определил тему мероприятия и решал некоторые организационные вопросы (в частности назначал время и место репетиционных встреч). Среди учащихся было выделенных несколько профильных инициативных групп, которые получили индивидуальные задания по подготовке данного мероприятия; суть их состояла в том, что выполнение ими заданий было поочередным: если одна группа что-то не сделает вовремя, то это затормозит работу и других групп. Это воспитывало в учащихся личную ответственность за выполнение общего дела, дисциплинированность, инициативность, активность. Самими же учащимися осуществлялось приглашение учителей на данное мероприятие. Это также свидетельствует об осознанности их подхода к выполнению данного дела.

Учитель, как было отмечено выше, выполнял лишь направляющую роль. Он подбадривал ребят и в то же время постоянно акцентировал их внимание на сроках выполнения порученных им заданий. Важно отметить общую атмосферу, которая царила в коллективе в процессе подготовке классного часа: сосредоточенности, активности, а вот радости, азарта, восторга было явно недостаточно.

Анализируемое внеклассное мероприятие имело познавательную, воспитательную и развивающую ценность. Во-первых, учащиеся узнали о том, кто такой человек? Познакомились человеком из будущего. Вспомнили особо охраняемые территории Челябинской области, о правилах поведения в лесу. Ребят очень взволновал рассказ о жителях Златоуста, которые смогли защитить свой лес от вырубки.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и самые инертные ребята. Речь учителя была очень экспрессивна, он буквально старался «зажечь» в учащихся желание помочь природе, пробудить интерес к изучению природы, донести до каждого, как важно охранять природу. Учитывая вышесказанное, можно поставить высокую оценку мероприятию «Мы и природа», поскольку практически все цели и задачи, поставленные перед ним, были достигнуты и реализованы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости