Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ 1

Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия че­ловека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. <...>

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия вклю­чаются и психические явления - психические свойства и состояния лич­ности) 2 . Поэтому введение личности в психологию представляет собой не­обходимую предпосылку для объяснения психических явлений. <...>

Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный мо­мент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь фор­мировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, по­ложение о преломлении внешних взаимодействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего (в том числе и педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

Говоря об истории, обусловливающей структуру личности, надо пони­мать ее широко: она включает эволюцию живых существ, и собственно ис­торию человека, и, наконец, личную историю развития данного человека. В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнару­живаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами. Так, психология каждого человека

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
С. 240-250.

2 Важнейший психологический компонент этих внутренних условий составляют
свойства нервной системы. Их систематическое изучение Б.М.Тепловым приобретает в
этой связи свое «место», свою истинную психологическую значимость.


262 Тема 3.

Включает в себя черты, обусловленные природными условиями и являю­щиеся общими для всех людей. Таковы, например, свойства зрения, обуслов­ленные распространением солнечных лучей и строением глаза, детермини­рованным этими лучами. Поскольку эти условия являются неизменными, закрепившимися в строении зрительного прибора и его функциях, общими для всех людей являются и соответствующие свойства зрения. Другие чер­ты изменяются в ходе исторического развития человечества. Таковы, на­пример, особенности фонематического слуха, обусловленные фонематиче­ским строем родного языка. Они различны не только у представителей различных народов, говорящих на разных языках, но и изменяются в ходе развития одного народа. Так, в XII - XIII вв. произошли существенные из­менения в фонематическом строе русского языка. В этот период появилась соотносительность глухих и звонких согласных и стали самостоятельными фонемами появившиеся в это время соотносительные твердые и мягкие со­гласные и т.д. В соответствии с этим у русских людей стали формиро­ваться особенности фонематического слуха, которые сейчас для них харак­терны. Так формы чувствительности - в данном случае речевой слух - меняются в результате исторического развития. То же можно сказать и о музыкальном слухе.


Определенные сдвиги и изменения в психическом облике людей про­исходят с изменением общественной формации. Хотя существуют общие для всех людей законы мотивации, конкретное содержание мотивов, соотно­шение мотивов общественных и личных изменяется у людей с изменением общественного строя. Эти изменения являются типически общими для лю­дей, живущих в условиях определенного общественного строя. С этим со­четается индивидуальная история развития личности, обусловленная соот­ношением специфических для нее внешних и внутренних условий. В силу этого одни и те же внешние условия (например, условия жизни и воспи­тания для двух детей в одной семье) по существу, по своему жизненному смыслу для индивида оказываются различными. В этой индивидуальной истории развития складываются индивидуальные свойства или особенно­сти личности. Таким образом, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и еди­ничное.

Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном прелом­лении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личнос­ти - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свой­ства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общест­венно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе че­ловек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 263

Другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его при­годным к исторически сложившимся формам общественно полезной дея­тельности). <...>

<...> Из представления о личности, заключенного в первоначаль­ном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной дея­тельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе ее свойствами, но и значительностью тех общест­венно-исторических сил, носителем которых она выступает. Дистанция, от­деляющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительно­стью тех дел, которые человеку, ставшему исторической личностью, уда­лось совершить в силу не только его исходных, природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни. Роль крупного деятеля в истории, а не просто непосредственно са­ми по себе взятые его способности определяют соотношение масштабов его личности и рядового человека. Отнесение этих различий между исто­рической личностью и «простым» человеком исключительно за счет раз­личий их исходных данных обусловливает ложное противопоставление гения и толпы и создает неверные перспективы в оценке возможностей, открытых перед каждым человеком.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек всту­пает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляе­мой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобрета­ет деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реаль­ность, которая обозначается понятием личность, - это, в конце концов, ре­альный индивид, живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального» 1 , ни как чисто духов­ного образования и никакой особой науки о так понимаемой «личности».

В качестве личности человек выступает как «единица» в системе об­щественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая катего­рия. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами - и при-

См. Stern W. Die Menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1923.


264 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Родными, а не только общественными, - является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психо­логия, потому что нет личности без психики, более того - без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; пси­хические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и про­цессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обуслов­лены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают по­ведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий 1 .

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, еди­ничных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть лич­ность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере лич­ность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, мак­симум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение име­ет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.

Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многопла­новость психического, протекание психических процессов на разных уров­нях. Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой». При этой многоплановости целостность психического склада чело­века сохраняется в силу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенденций.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строе­ния самой личности. В частности, вопрос о личности как психологиче­ском субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как Я) - это субъект сознательной, «произвольной» дея­тельности. Ядро его составляют осознанные побуждения - мотивы соз­нательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако по­нятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами созна­тельной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосоз-

1 Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образование и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее верно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят, в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 265

Нанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я --как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокуп­ности тенденций, составляющих в целом психологический склад лично­сти. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на ос­нове которых им производится оценка своих и чужих поступков, опреде­ляемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности. <...>

Характер человека - это закрепленная в индивиде система генерали­зованных обобщенных побуждений. Обычно, рассматривая отношение мо­тивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов челове­ка от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением харак­тера и его отношения к мотивам - значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления ха­рактера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или моти­вов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколь­ко ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может со­вершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно высту­пают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколь­ко обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому во­просу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии харак­тера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается харак­тер. Побуждение, мотив - это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распростра­нившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отноше­нию к личности чертах. Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного чело­века при однородных условиях.

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера че­ловека и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его дея­тельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому


266 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Или иному поступку - это и есть личностная черта характера в ее гене­зисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисцип­лину, обособленную от психологии, - значит стать на ложный путь.

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало про­двинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой про­блеме - проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств поро­жденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспита­тельной работы по формированию характера. Исходное здесь - это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стерео-типизации». <...>

Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, опре­деляет и понимание путей ее психического развития.

В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочета­ется с его «спонтанейностью». Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо не­посредственно из внешних воздействий 1 . Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.

Когда исходят из наивного механистического представления, буд­то педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребен­ка, отпадает необходимость специально работать над развитием, над фор­мированием, строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мыш­ление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой проблеме и ее нераз­работанность в нашей педагогике - одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому принципиально правиль­ное решение проблемы детерминации психического развития личности и связанного с ней вопроса о соотношении развития и воспитания имеет не только теоретическое, но и практическое жизненное значение.

1 Поэтому нельзя, в частности, выводить развитие личности непосредственно из требований, которые к ней предъявляет общество, как этого хочет А.В.Веденов. Выводить развитие личности из требований, которые ей извне обществом предъявляются, - это значит отрицать внешне обусловленное саморазвитие личности, т.е. в конечном счете отрицать саму личность как субъект такого развития (см. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. 1).


А.Н.Леонтьев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ 1

Тема: Индивид, личность, индивидуальность

  • И.С. Кон: «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты».
  • Б.Г. Ананьев: «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций»
  • П.Е. Кряжев: «Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека»
  • С.Л. Рубинштейн: «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия»
  • А.В. Петровский: «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»
  • К.К. Платонов: «Личность - человек как носитель сознания».

Человек наиболее общее, интегративное понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы, к виду Homo sapiens. это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Индивид это отдельный, единичный представитель Homo sapiens.

Личность (в широком смысле) это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. ).

Личность (в узком смысле) - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Индивидуальность совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих своеобразие, единичность, неповторимость отдельного человека.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ.

Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством, является направленность .

Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера .

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.

Источник активности личности - ее потребности .

Потребность - это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования . Она вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего дискомфорта.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого ими на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные .

Потребности выражаются в мотивах. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ

Человек – биопсихосоциальное существо:

1. Биологическая подструктура

  • Анатомо-физиологические особенности
  • Пол
    • Возраст
    • Темперамент – соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующихся различными сторонами динамики психической деятельности

(temperamentum (лат) - «надлежащее соотношение частей»)

Типы темперамента:

холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Гиппократ (V в. до н.э.): состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме – крови («сангвис»), слизи («флегма»), желчи («холе») и черной желчи («мелан холе»)

И.П. Павлов – учение о свойствах и типах нервной системы . Свойства Н.С. :

  • o сила - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • o уравновешенность - степень соответствия силы возбуждения силе торможения;
  • o подвижность - показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

I. “Безудержный” (холерик)

II. “Живой”

(сангвиник)

III. “Спокойный” (флегматик)

IV. “Слабый”

(меланхолик)

свойства н.с.

Уравновешенность

Подвижность

неуравновешенный

подвижный

уравновешенный

подвижный

уравновешенный

инертный

Уравновешенный/неуравновешенный

Инертныйь\подвижный

2. Психологическая подструктура:

  • Психические познавательные процессы-

Ощущение - простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, её предметов и явлений, связей между ними.

Классификация: экстероцептивные – контактные (осязание, вкус) и дистантные (зрение, слух) (сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира)

интероцептивные (органические – боль, голод, жажда) (сигнализируют о внутреннем состоянии организма)

проприоцептивные (сигнализируют о положениях различных частей тела и их движении)

Восприятие (перцепция) – более сложный по сравнению с ощущением психический процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Особенности восприятия: Предметность Целостность Структурность Константность Осмысленность

Внимание – динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень её направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем.

Функции: отбор значимых воздействий, игнорирование побочных, удержание деятельности до достижения цели, регуляция и контроль деятельности

Виды внимания

Характеристики внимания

Непроизвольное – причины возникновения:

А) Особенности раздражителя: сила, контраст, новизна;

Б) Состояние организма/личности: потребности, ожидания, структура деятельности

Произвольное – специфически человеческое (волевое); сознательно ставится цель и применяется волевое усилие

Послепроизвольное – ( возникает после произвольного) - существует цель, волевое усилие не требуется

Устойчивость – длительность сосредоточения

Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (Я. Гримм)

Распределение – возможность удержания разных видов деятельности (Ю. Цезарь, Наполеон) (обратная сторона переключаемости внимания.)

Объем – кол-во объектов, которые м.б. охвачены вниманием одновременно (4-6 объектов одновременно - взрослый)

Переключение – сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания - рассеяность

Предметность – возможность абстрагироваться от несущественных явлений и выбирать те сигналы, которые лично значимы и актуальны

Память – одна их форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.

Процессы памяти: ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ

Виды памяти:

1) по характеру психич.активности, ·ОБРАЗНАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ , СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ

2) по характеру целей деятельности · НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ и ПРОИЗВОЛЬНАЯ

3) по продолжительности закрепления и сохранения · ОПЕРАТИВНАЯ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

Способы запоминания: механический, рациональный, ассоциации, мнемотехнический

Мышление – психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в её существенных и сложных связях и отношениях.

Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения (индукция и дедукция)

Процесс мышления – сравнение, анализ, синтез, обобщение

Виды мышления - наглядное – вербальное; интуитивное – аналитическое; практическое – теоретическое; реалистическое – аутистическое; репродуктивное - творческое

Речь – это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения.

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

  • Психические эмоциональные процессы –

Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологически отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями.

Чувства – сложная форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая эмоциональное отражение и понятия, отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждам и стимулам деятельности человека как личности.

Воля – это психический процесс человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей.

  • Характер система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, её психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношении к окружающему миру, деятельности, другим людям, к себе
  • Способности такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью или совершенствоваться в ней
  • Мотивационная структура личности потребности, интересы, чувства, знания, представления, убеждения, ценности (Иерархия потребностей по А. Маслоу)
  • Самооценка эмоционально-ценностное отношение к себе

3. Социальная подструктура

  • Социальный опыт – все особенности личности, связанные с фактом её принадлежности к определённым общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементы: социальные нормы, социальные роли, социальные символы, ценностные ориентиры.
  • Интеллект – устойчивая совокупность умственных способностей.
  • Направленность личности – соцальная категория, определяющаяся доминирующей ценностью, которая лежит в основе мотивации поведения человека.

Навигация

    • Страницы сайта

      • Бакалавриат

        • Безопасность жизнедеятельности

          Высшая математика

          Инженерная экология и рациональное природопользование

          Промышленная электроника

          Релейная защита и автоматизация элекроэнергетическ...

          Светотехника и медико-биологическая электроника

          Физика

          Приборостроение и автоматизированный электропривод

          Электроснабжение промышленных предприятий

          Электрические станции

          Электрооборудование и электрохозяйство предприятий...

          Электрический транспорт

          Автоматизация технологических процессов и производств

          Водные биоресурсы и аквакультура

          Котельные установки и парогенераторы

          Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения

          Технология воды и топлива

          Теоретические основы теплотехники

          Химия

          Энергообеспечение предприятий и энергоресурсосбере...

          Инженерная графика

          Инженерная кибернетика

          История

          Менеджмент

          Политология и право

          Педагогика и психология профессионального образования

            • Участники

              Общее

              Общие сведения и задачи курса

              Модуль 1.

              Модуль 2.

1. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» – наименее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

2. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» – наиболее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объему содержания находятся в отношении:

а) включения;

б) соподчинения;

в) рода – вида;

г) рядоположенности.

4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий:

а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность;

б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность;

в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность;

г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.

5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид;

б) личность;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) субъекта деятельности;

г) индивидуальности.

7. Человек как индивид– это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:

а) генетические;

б) метаболические,

в) нейродинамические;

г) социальные.

8. Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловленности:

а) его общением с другими людьми;

б) системой его ценностей;

в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;

г) все ответы верны.

9. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности;

б) креативность;

в) мотивационная направленность;

г) средний рост.

10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это:

а) индивид;

б) личность;

в) субъект деятельности;

г) индивидуальность.

11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

в) задатки;

г) равнодушие.

12. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, – это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) система ценностей;

г) музыкальный слух.

13. В основе различных типологий личности лежат:

а) субмодальности;

б) модальности;

в) супермодальности;

г) метамодальности.

14. Системные проявления личности как индивидуальности – это:

а) субмодальности;

б) модальности;

в) супермодальности;

г) метамодальности.

15. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а) психогенетический;

б) социогенетический;

в) биогенетический;

г) двухфакторный.

16. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому;

б) социогенетическому;

в) биогенетическому;

г) двухфакторному.

17. Понятие «жизненный путь» в отечественную психологию введено:

а) Б.Г. Ананьевым;

б) А.Р. Лурией;

в) Д.Б. Элькониным;

г) С.Л. Рубинштейном.

18. В деятельностном подходе наиболее популярной является модель личности:

а) двухкомпонентная;

б) трехкомпонентная;

в) четырехкомпонентная;

г) пятикомпонентная.

19. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:

а) А.Н. Леонтьевым;

б) А.Ф. Лазурским;

в) К.К. Платоновым;

г) А.Г. Ковалевым.

20. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н. Леонтьев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) К.К. Платонов;

г) А.Г. Ковалев.

21. Личность – субъект и объект общественных отношений, по мнению:

а) А.Н. Леонтьева;

б) С.Л. Рубинштейна;

в) К.К. Платонова;

г) А.Г. Ковалева.

22. Одним из первых, кто осознал необходимость дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был:

а) А.Ф. Лазурский;

б) П.Ф. Лесгафт;

в) Э. Кречмер;

г) Л.С. Выготский.

23. Концепция личности как совокупности субъективных отношений к себе, другим и миру была выдвинута:

а) Э. Кречмером;

б) А.В. Петровским;

в) А.Ф. Лазурским;

г) В.М. Бехтеревым.

24. Совокупность научных взглядов на социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенным способам действий в определенных ситуациях принято называть концепцией:

а) диспозиционной;

б) деятельностного опосредствования межличностных отношений;

в) информационной модели;

а) А.В. Петровский;

б) В.А. Петровский;

в) Б.Д. Парыгин;

г) Г.М. Андреева.

26. Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений обычно называется концепцией:

а) отношений личности;

б) социометрической;

в) диспозиционной;

г) стратометрической.

27. Диспозиционная концепция личности разработана:

а) А.Г. Асмоловым;

б) В.Н. Мясищевым;

в) В.А. Ядовым;

г) Б.Г. Ананьевым.

28. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является(ются):

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

29. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

30. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а) уровень притязаний;

б) локус контроля;

в) самооценка;

г) самоотношение.

31. Взаимосвязь уровня притязаний, самооценки и уровня достижений изучал:

а) К. Левин;

б) Д.О. Хебб;

в) В.Н. Мясищев;

г) С.Л. Рубинштейн.

32. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

33. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный;

б) интровертированный;

в) экстравертированный;

г) экстрапунитивный.

34. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) интропунитивного;

г) шизоидного.

35. Выраженность экстраверсии/интроверсии не связана:

а) со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью;

б) с балансом процессов возбуждения/торможения в ЦНС;

в) с уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации;

г) со скоростью безусловных рефлексов.

36. Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности:

а) однополярны;

б) взаимозависимы;

в) взаимонезависимы;

г) обусловливают друг друга.

37. Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр:

а) экстраверсия/интроверсия;

б) экстрапунитивность/интропунитивность;

в) импульсивность;

г) невротизм.

38. Характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, называется:

а) эмоциональностью;

б) активностью;

в) саморегуляцией;

г) самостоятельностью.

39. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям при типе реагирования:

а) интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в) интровертированном;

г) экстравертированном.

40. Ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации принимает человек на себя при типе реагирования:

а) интропунитивном;

б) экстрапунитивном;

в) интровертированном;

г) экстравертированном.

41. Выбор человеком того или иного режима деятельности, стиля поведения в конкретных условиях зависит:

а) только от личностного смысла деятельности и социального контекста;

б) только от уровня обученности;

в) только от социального контекста и уровня обученности;

г) от личностного смысла деятельности, социального контекста и уровня обученности.

42. Социальная зрелость человека не проявляется:

а) в структуре его притязаний;

б) в спектре исполняемых им социальных ролей;

в) в уровне сформированности у него механизмов самообладания;

г) в спектре переживаемых эмоций.

43. В основе опросника Леонгарда-Шмишека лежит модель:

а) акцентуаций личности;

б) Я-состояний личности;

в) клинических типов личности;

г) особенностей поведения личности.

а) Б.В. Зейгарник;

б) К. Левин;

в) Б. Скиннер;

г) Дж. Кеттел.

45. В классическом психологическом поведенческом эксперименте устанавливается зависимость вида:

б ) R=f(O);

(где R – поведение человека, f – функция, O – организм, Р – личность, S – ситуация (стимул, задание)).

46. В многочисленных экспериментальных исследованиях в области психологии личности полученные данные имеют зависимость:

а) логарифмическую;

б) нелинейную U-образного типа;

в) сложную квазипериодическую;

г) инвертированную U-образную.

47. В большинстве экспериментов, в которых выявляются особенности психической регуляции поведения, между переменными обнаруживается зависимость:

а) монотонно возрастающая;

б) монотонно убывающая;

в) нелинейная U-образного типа;

г) сложная квазипериодическая.

48. Из следующих понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» – наиболее широким по содержанию является понятие:

а) индивида;

б) личности;

в) человек;

г) индивидуальности.

49. Система устойчивых доминирующих мотивов личности, независимых от той или иной ситуации - это …
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) направленность.

50. Согласно теории К.К. Платонова, основной (системообразующей) характеристикой личности является …
а) темперамент;
б) направленность;
в) характер;
г) способности.

51. Какое из приведенных ниже утверждений верное?
а) Всякая личность является индивидом, но не всякий индивид – личность.
б) Любой индивид является личностью, но не всякая личность – индивид.
в) Индивид = личность.
г) Индивид не является личностью, а личность - индивидом.

52. Личность в ее своеобразии и неповторимости – это …
а) индивид;
б) субъект деятельности;
в) характер;
г) индивидуальность.

53. Характеристикой индивида не является …
а) генетическая способность к прямохождению;
б) самосознание;
в) высокоразвитый мозг;
г) возможность использования орудий труда;
д) способность к запоминанию.

54. Личность развивается под влиянием …
а) биологических предпосылок (пол, тип нервной системы и т.п.);
б) социальной среды;
в) активности самого человека.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

55. Личность – это …
а) результат биологического созревания;
б) «отпечаток» специфических условий жизни, социальных, общественных
отношений;
в) субъект активного взаимодействия со средой;
г) «продукт» социальных и общественных отношений, субъект активного
взаимодействия со средой.
д) Все ответы неверны.

56. Подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и
навыки – это …
а) направленность;
б) опыт;
в) подструктура особенностей психических процессов;
г) биопсихические свойства.

57. К биопсихическим свойствам не относятся …
а) темперамент;
б) сенсорно-перцептивные процессы;
в) пол;
г) возраст.

58. К подструктуре особенностей психических процессов не относятся …
а) воля;
б) чувства и эмоции;
в) стремления;
г) мышление.

59. Исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и
деятельности, соблюдение которых является обязательным условием включения в социальную группу – это …
а) ценности;
б) социальные нормы;
в) социальные роли;
г) социальные статусы.

60. Определенная позиция в социальной системе, предполагающая систему
прав и обязанностей, - это …
а) самооценка;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный статус.

61. Соответствующий принятым нормам способ поведения, зависящий от
статуса, это …
а) стереотип;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный ритуал.

62. Самооценка – это элемент …
а) направленности;
б) темперамента;
в) уровня притязаний;
г) самосознания.

63. Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют человека как
индивида?
а) высокая скорость двигательных реакций;
б) хорошая координация движений;
в) чувство долга;

г) повышенная чувствительность к температурным изменениям;
д) система ценностей.

64. Какие из перечисленных ниже особенностей в первую очередь характеризуют человека как
личность?
а) застенчивость;
б) цвет глаз;
в) повышенная агрессивность;
г) задатки способностей;
д) общительность.

65. Индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешность выполнения деятельности и скорость приобретения знаний, навыков и умений – это …
а) задатки;
б) способности;
в) способности и задатки;
г) индивидуальный стиль деятельности;
д) потребности.

66. Относительно устойчивая, неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми – это …
а) уровень самооценки;
б) уровень притязаний;
в) образ «Я»;
г) уровень ожидаемой оценки.

67. Неповторимая система навыков, методов, приемов решения задач той или
иной деятельности - это …
а) темперамент;
б) характер;
в) задатки;
г) индивидуальный стиль деятельности.

68. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся в процессе жизни человека, и обуславливающих типичные
для него способы поведения, эмоционального реагирования и оценки ситуации – это …
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) направленность.

69. В характере личность проявляется с … стороны.
а) динамической;
б) формальной;
в) поведенческой;
г) содержательной.

70. Целостное образование, характеризующееся устойчивым отношением к
различным сторонам действительности – это …
а) направленность;
б) характер;
в) темперамент;
г) мотив.

Вопрос № 23 . Понятие личности в психологии. Структура личности.

Леонтьев Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.

Рубинштейн Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Ганзен Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

И.С. Кон : понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев Личность - субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский : Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

К.К.Платонов : Личность - человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин : Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Существует множество взглядов на то, что же такое личность, но большинство авторов принимают следующие два положения:

1. личность есть некое неповторимое единство, некая целостность;

2. личность есть высшая интегрирующая инстанция, которая управляет психическими процессами.

Структура личности.

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике:

1. отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности.

2. блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. 3

В качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву.

Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, ДА. Леонтьев, А.В. Петровский)

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

1.темперамента (структуры природных свойств),

3.способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

По А. Н. Леонтьеву, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Три уровня структурной организации личности (Леонтьев Д.А., 1993):

1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное;

2) смысловой уровень - отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека»;

3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.

В.Н.Мясищев единство личности характеризует:

2. общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),

3. структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

К.К. Платонов "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). 2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). 4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Б.Г. Ананьев считал, что в структуру личности входят такие свойства:

1. определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

2. динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

3. статус и социальные функции-роли;

4. мотивация поведения и ценностные ориентации;

5. структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

Становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

Жизненный путь человека (история личности).

З.Фрейд выделяет три части в психической структуре личности: Ид, Эго и Суперэго.

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

К психическим свойствам личности относят наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность – мотивация, темперамент, способности, характер).

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов).

Способности – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение чел различных видов деятельности.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и разных форм поведения.

Воля – это сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Познавательные процессы – связаны с восприятием и переработкой информации (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благодаря им мы получаем сведения об окружающем мире и себе.

Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности:

1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе;

2) индивидуально-исполнительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности - этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и

3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хорошо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания - плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. - и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как способности и черты характера, отвечающие за особенности проявлений личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функционирование личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой личности, а к ее предпосылкам.

Джемс. Блочная стратегия к строению личности.

Личность – вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.

Материальное, физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека, но может быть переведено как "Мое", физический мир личности – его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – его крепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному управлению телом.

Социальное Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс первым описал потребность в общении как объективную необходимость в принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки – резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и попадают в социальное Я.

а) (познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.

б) (познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не входит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития воли и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать.

Зададимся вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе – тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье? Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это не механизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразу лишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).

Представление о развитии личности: организм – социальный индивид – личность.

Рассмотрим этапы формирования личности . Личность, по Леонтьеву, рождается дважды: Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением.

Рассмотрим мнения некоторых психологов на движущие силы развития личности .

1.Божович: движущая сила развития – потребность во впечатлениях;

2.Лисина: движущая сила развития – потребность в общении;

3.Выготский: через развитие социальной позиции определяется развитие личности;

4. Асмолов: личность – динамическая, саморазвивающаяся система.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь

для студентов 1 курса направления 43.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля Психология и педагогика начального образования

Тема 1. Социально-психологические особенности личности.

Задача 1. Прокомментируйте следующие высказывания. С ка­кими вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих выска­зываний можно использовать в качестве определений сущности личности?

1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

Я согласна с этим высказыванием, потому что организм не имеет сознания.

2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальнос­тью.

Я не согласна с этим высказыванием, личностью могут быть все люди не зависимо от того какая у него индивидуальность.

3. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных
отношений свое «Я» из «не-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

Я согласна с этим высказыванием, потому что личностью становятся.

4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

Я не согласна с этим высказыванием, потому что человек становиться личностью не только за счёт своего «Я», он становится личность ещё и за счёт окружающих его людей и мира.

5. Личность - субъект и объект общественных отношений.

Я согласна с данным высказыванием, так как личность может влиять на какое либо общество, так и общество может повлиять на личность.

6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Я согласна с данным высказыванием, ведь личность формируется в социуме.

Задача 2 . Прокомментируйте следующие определения лич­ности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясни­те, как представленные определения превратить в более полные и точные.

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устой­чивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность - это комбинация всех относительно устойчивых индиви­дуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность - это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль В нем.

5. Личность - совокупность внутренних условий, через которые пре­ломляются внешние воздействия.

6. Личность - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Тема 2. Проблема социализации.

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:

В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.

Развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?

Детей очень легко обмануть, они очень доверчивы.

Задание 2. Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепцию.

Тема 3. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности.

Задание 1.

Какие феномены межличностных отношений опи­саны в приведенных примерах? Какие психологические теории предложены для объяснения затруднений, которые испытывает че­ловек в связи с необходимостью радикально изменить свои взгля­ды в новых обстоятельствах? По вашему мнению, когнитивный диссонанс - это следствие недостаточного определенного выбора или двойственного отношения к ситуации? Какие средства исполь­зуют люди для восстановления когнитивного равновесия?

1. Если осторожного и благоразумного человека втянуть в рискован­ную биржевую игру , он будет чувствовать себя крайне неуютно. Он попы­тается либо изменить свое поведение, продав сомнительные акции, либо изменит представление о себе, заявив, что он благоразумен и осторожен в личной жизни, а в делах способен идти на риск. Процессы группового давления получили в социальной психологии наименование феномена конформизма (от позднелат. conformis – подобный, сообразный). Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

2. Если человек решил бросить курить, он больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т. д. Если же он решил продолжить курить, он выдвинет аргументы типа: «Бросить курить - значит растол­стеть», «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других же будет лучше, если я курить не брошу» или «Стоит ли ради 2-3 лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?»

Когнитивный диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями.

Тема 4. Психология малых групп. Социально-психологическая природа лидерства.

Задание 1. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более об­щим) по отношению к последующим.

2. Дружба, общественное производство, общественные отношения,
общество, межличностные отношения.

1)Общество-группа-малая группа- реальная группа-коллектив 2)Общество - общественное производство - общественные отношения - межличностные отношения - дружба

Задание 2 . Объясните, какие из нижеперечисленных групп можно считать формальными (официальными), а какие - нефор­мальными (неофициальными).

Семья; школьный класс; политическая партия; государство; студен­ческая группа; пассажиры одного вагона; пациенты одного врача; боль­ные одной палаты; люди одинакового возраста; группа друзей; спортив­ная секция; кружок кройки и шитья; лица одной национальности; воен­нослужащие одного подразделения; группа пляжных преферансистов; сборная спортивная команда; читатели одной библиотеки; коллектив за­водского цеха; бригада шабашников; рабочая смена в парикмахерской; дворовые игроки в домино; туристическая группа, отправившаяся на лет­ний отдых в Италию; посетители одной дискотеки; пенсионеры; однокур­сники; аспиранты одного профессора; мафия.

Формальные: семья, школьный класс, политическая партия, государство, студенческая группа, пациенты одного врача, военнослужащие одного подразделения, сборная спортивная команда, коллектив заводского цеха, рабочая смена в парикмахерской, туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию, пенсионеры, однокурсники, аспиранты одного профессора.

Неформальные: пассажиры одного вагона, больные одной палаты, люди одинакового возраста, группа друзей, спортивная секция, кружок кройки и шитья, лица одной национальности, группа пляжных преферансистов, читатели одной библиотеки, бригада шабашников, дворовые игроки в домино, посетители одной дискотеки, мафия.

Тема 5. Социально-психологическая природа лидерства.

Задача 1. Представьте, что вы назначены руководить группой из шести человек, задача которой - выращивать овощи на поле площадью пять акров. Опишите ваши дей­ствия для каждого из трех возможных стилей лидерства.

б. демократический: мы бы вместе решили кто, что будет делать.

в. попустительский: я бы не следила не за кем, каждый бы делал то, что он хочет.

Задача 2. Ответьте, ложно или истинно каждое из следующих утверждений.

а) Формальный лидер выбирается группой или назначается сверху. Ложно.

б) Имя неформального лидера указывается в документах компа­нии. Ложно.

в) Лидер, как правило, имеет высокую самооценку. Истинно.

г) Формальный лидер обычно является и социоэмоциональным лидером. Ложно.

д) Деловой лидер часто шутит, чтобы ослабить напряжение. Ложно.

е) Руководители, исповедующие теорию Икс, как правило, при­держиваются авторитарного стиля руководства. Истинно.

ж) Руководители, исповедующие теорию Икс, часто обнаружива­ют, что их суждения в отношении людей были ошибочны. Ложно.

з) Руководители, придерживающиеся попустительского стиля руководства, отличаются деловой ориентацией. Ложно.

к) Демократический стиль руководства эффективен в любых си­туациях. Ложно.

Тема 6. Психология конфликта.

Задание 1 . предлагает объединять разнообраз­ные межличностные конфликты в несколько групп: конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты средств достиже­ния цели, конфликты несоответствия, конфликты правил взаи­модействия. Ниже приведены варианты конфликтных отношений. Какие из них могут быть отнесены к каждой из выделенных групп?

1. Ямамото, Накуси и Каваяма основали фирму «Кол-Осо», но дела не пошли из-за того, что очень скоро у них появились взаимные претен­зии и конфликты. Ямамото надеялся на большой коммерческий успех, Накуси собирался внедрить свои ноу-хау и заняться новыми интересны­ми разработками, Каваяма радовался, что он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на хозяина. Конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт правил взаимодействия.

2. Босс Питера мистер Смит поручает ему развлечь компаньонов из Германии, которые впервые в Америке и от контракта с которыми зави­сят новые инвестиции. Но Питер старается отвертеться от задания, пото­му что пообещал провести уикенд с Мэри, в отношении которой у него есть опасения, что если он отменит встречу, то Мэри с удовольствием проведет его с Фредом. Босс настаивает, у Питера - проблема. Конфликт ценностей.

3. Карлсон и Фредриксон владеют небольшим фруктовым магазинчиком, рядом с которым открылся продуктовый супермаркет с большим отделом «Фрукты-овощи». Чтобы избежать банкротства, Карлсон предла­гает вложить деньги в закупку экзотических фруктов, а Фредриксон считает, что эти деньги нужно использовать для покупки консервированных фруктов и соков. Конфликт средств достиже­ния цели.

4. Вася, штурман из Мурманска, впервые проводит отпуск в Сочи. Он делит комнату с Феликсом Генриховичем, бухгалтером из Козельска. На пляже Вася познакомился с Луизой, дояркой из Вологды, и хотел бы пригласить ее на чашечку кофе, но Феликс Генрихович рано ложится спать, а перед сном любит почитать Толстого и погрызть соленые орешки. Конфликт ценностей, конфликт интересов.

5. Временно не работающие Серый и Косой остро нуждаются в день­гах. Серый считает, что можно наняться на две недели на стройку разно­рабочими и так заработать нужную сумму, но у Косого есть идея получ­ше - «взять» ларек у вокзала. Конфликт средств достижения целей.

6. Малкин, Палкин, Чалкин и Залкинд - юристы, ведущие сложное и запутанное дело своего клиента. Малкин, самый молодой и неопытный из них, - сторонник того, чтобы уступить дело обвинению, отказавшись от защиты клиента, чья вина, по его мнению, несомненна. Палкин, Чал­кин и Залкинд намерены вести защиту до конца в надежде на успех. Конфликт средств достижения цели, конфликт несоответствия.

7. Грег помог другу студенческих лет Филу устроиться работать в свою фирму со старинными традициями. В частности, служащие здесь традици­онно носят костюмы из ткани «эстергази» и вязаные галстуки. Но Фил - любитель спортивного стиля в одежде и не собирается его менять, что очень раздражает Грега. Конфликт интересов.

8. Бетси пообещала Тому конспекты по психологии. Том несколько раз напоминал ей об этом, но она все время забывала о своем обещании. Прошел месяц, и перед экзаменами Бетси принесла обещанные тетради, но Том сердито отказался от них. Конфликт интересов.

9. У заведующего мастерской модельной обуви Сидорова появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для обме­на опытом. Претендентами на поездку стали Петров и Иванов. Петров -более компетентный, перспективный, творчески мыслящий сотрудник Иванов - всего лишь хороший исполнитель, но за Иванова просила Васильева, чья поддержка Сидорову нужна в приобретении сырья и фур­нитуры. И хотя все сотрудники мастерской считают, что в Италию дол­жен ехать Петров, Сидоров поддерживает кандидатуру Иванова. Конфликт несоответствия, конфликт средств достижения цели.

10. Рафик и Газик продают на рынке в Москве мандарины. Рафик считает, что нужно приходить пораньше, садиться как можно ближе к входу и продавать мандарины по 40 рублей, чтобы хватило денег «посмот­реть Москву». Газик считает, что нужно приходить попозже, садиться по­дальше и продавать по 35 рублей, чтобы быстро продать товар и уже в субботу улететь на историческую родину за новой партией мандаринов.Конфликт средств достижения целей, конфликт интересов.

Тема 7. Специфика конфликта в образовательной среде.

Задание 1. Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни. В каждом эпизо­де дан один из успешных вариантов поведения педагога. Проанализируйте каждую ситуацию и, учитывая знания психологических особенностей подросткового возра­ста, дайте ответы на вопросы:

1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный мальчик. Учителя никак не могли заставить его подстричься. Я подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос комплимент, но заметила, что он был бы гораздо привлекатель­нее, если бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убедила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следующий день он пришел с аккуратной прической, сообщив, между прочим, что подстригался в салоне.

1.Возможно эта учительница нравилась мальчику, и она поговорила с ним мягко, сделав комплимент, поэтому он послушал её.

2.Если бы эта учительница начала перед всем классом не хорошо отзываться о его причёске, то он бы не послушал её и продолжал ходить с такой причёской.

2. В пионерском лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его
Славик. С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один, очень мол­чаливый, тихий. Я попыталась с ним говорить, но он больше отмалчивался. В конце концов нам с ним удалось установить контакт. Оказалось, что мальчик он очень ум­ный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается. Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитан­ных им историй. В первый раз он рассказал ребятам о жизни австралийских живот­ных. Далее последовали рассказы фантастические, приключенческие и т. д. Ребята привязались к Славику, им нравилось слушать его рассказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели».

1.Учительница попыталась найти контакт со Славиком, узнала, что он много чего знает и дала ему хороший совет рассказывать истории ребятам.

2.Учительница бы могла просто сделать вид, что ничего не замечает, что с этим мальчиком никто не общается.

Вопросы:

1. Благодаря чему действия педагога привели к положительному результату? Что, на ваш взгляд, позволило избежать конфликта?

2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования их неправильности.

Тема 8. Социально-психологические особенности общения.

Задание 1. Проанализируйте по приведенным примерам вли­яние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вер­бальной и невербальной информации?

1. 3. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке,
заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручаль­ное кольцо. – это может говорить о том, что пациентка возможно не совсем счастлива в браке, может она просто нервничала.

2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации
работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами
в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени по­вторяя: «Так-так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, опе­рев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими пред­ложениями». – я думаю, что начальник думал о чём – то своём, он скорей всего не слушал путём своего служащего.

3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее
заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» - «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?» Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» - «Для тебя у меня всегда най­дется время...» - скорей всего приятельнице не совсем сейчас удобно беседовать, но из – за уважения она выслушает всё, что ты ей расскажешь.

4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать
вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, все обыс­кал - книги нет как не было! – наверное он просто забыл, что уже кому – то дал эту книгу, а может переложил в другое место, но тоже забыл об этом.

5. Политический деятель выступает с предвыборной программой. По­трясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа. – я думаю, что он просто хочет произвести впечатление на слушателей, чтоб его все выбрали, думая, что он уверен в себе, но скорей всего он врёт и у него нет никакой программы.

Тема 9. Педагогическое общение и коммуникативные барьеры.

Задача 1. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дип­ломатам вы?

Я считаю, что граф дал хороший совет сыну, ведь по глазам можно многое понять, глаза – зеркало души. Я бы посоветовала дипломатам быть уверенными в себе, ведь от этого многое зависит.

Задача 2. Выступая на педагогическом совете, директор школы под­черкнул: «Если мы, педагоги, будем в работе с учащимися применять лишь объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обуче­ния, то мы этим самым будем воспитывать интеллектуально пассивную личность. Если же мы будем шире внедрять проблемные способы обуче­ния, почаще создавать ситуации умственного поиска, то мы будем вос­питывать личность активную, самостоятельную».

Я согласна с директором школы, потому что если детей учить с помощью объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов обучения, то дети не будут развиваться.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости