Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости.

На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля , в учениях которых оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли.

Первое – выдвигает и обосновывает идею приоритета общего (при разном масштабе общности), общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона , рассматривающим эту идею в знаменитом труде `Государство`.

У Платона общество уподобляется `огромному человеку`. Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия – правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью `благородного вымысла` обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других – серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества.

Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства.

Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем . Последний критикует `Государство` Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.



В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида – противоречивое единство общественного и индивидуального. Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго – характерна выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу.

Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине I в. н. э. Первоначальная идеологическая ориентация ранних христиан характеризовалась идеями не только нравственного обновления, но и революционного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности и введения всеобщей обязанности трудиться.

Однако во второй половине II-III вв., когда христианство утверждалось в качестве официальной идеологии Римской империи, толкователи Библии усиливают непротивленческий аспект христианства, идею божественного происхождения власти, ориентацию прихожан на потустороннее воздаяние за земные страдания. Так постепенно демократизм раннего христианства был отодвинут на периферию религиозного сознания, хотя к социально-политическим идеям раннего христианства обращались впоследствии и еретические движения, и социалисты-утописты.

Таким образом, зарождение античной философско-социальной мысли было выражено в концепции идеального общества и государства. А с наступлением христианской эры пришли богословно–теологичсекие концепции – все сущее есть продукт божественного промысла (Августин Блаженный «О граде Божием»).

  • Эпоха возрождения и Средневековье

В эпоху возрождения появляется естественно-научные теории происхождения общества (Макиавелли, Вольтер, Руссо ). Возникают утопические концепции общества (особенно бурно развиваются в Европе).

В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский , осуществивший модернизацию раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм ) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено единственно истинной философией католицизма)

М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей индивидуализма и коллективизма. Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478-1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

Классическая немецкая философия сыграла огромную роль в развитии социологии. В начале 19 века на фундаменте социально-философского знания начала складываться самостоятельная наука об обществе (Огюст Конт – родоначальник социологии в 19 веке).

Первую попытку ее создания предпринял Конт в 1822 году. Он ввел в научный оборот термин «социальная физика». Но данный термин не привился. И тогда в 1839 году в своем трактате «Дух позитивной философии» Конт вводит термин «социология», которым называет новую науку.

Эволюционная теория развития человека, предложенная английским ученым Ч. Дарвином, стала настоящей сенсацией в научном мире. До этих пор весь мир пребывал в полной уверенности, что человек является божьим творением. Дарвинистская теория, в отличие других версий происхождения человека, смогла наглядно объяснить, как происходила его эволюция.

Теория эволюции Ч. Дарвина

Человечество давно пыталось разгадать тайну своего появления на планете, однако единственный ответ находился только в религии, согласно которой человек есть проявление Божьего замысла.

Подобное объяснение устраивало людей до тех пор, пока не начали активно развиваться и расширяться научные познания. Ученые долго бились над разгадкой происхождения человека, однако это удалось лишь британскому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину.

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Его революционная для тех времен теория, согласно которой человек произошел от приматов, вызвала настоящий диссонанс в обществе. Далеко не все ученые, не говоря уже о простых обывателях, хотели видеть в числе своих древних предков обезьян.

Однако теория Дарвина предъявляла немало весомых доказательств. Человека слишком многое связывало с животным миром: строение скелета, нервная система, органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Наибольшее же сходство у людей было с приматами.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Важнейшей предпосылкой для «очеловечивания» приматов стало использование естественных предметов в качестве орудия труда для защиты от врагов или охоты на диких зверей.

Рис. 2. Примитивные орудия труда.

Основные этапы эволюции человека

Процесс эволюционного развития человечества, начиная от приматов и заканчивая современным человеком, занял несколько миллионов лет. Всего выделяют пять основных этапов эволюции человека, каждый из которых имеет свои отличительные характеристики.

В основе всех эволюционных процессов действует важнейший закон природы - естественный отбор, благодаря которому вид получает возможность как можно лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.

Рис. 3. Первобытное общество.

Таблица «Этапы эволюции человека»

Этапы эволюции человека

Особенности строения

Образ жизни

Орудия труда

Человекообразные обезьяны – австралопитеки

Рост 120-140 см. Объем черепа - 500-600 куб. см, прямохождение

Не сооружали постоянных жилищ, не пользовались огнем, образ жизни – стадный

Палки и камни

Древнейшие люди - Человек умный

Объем мозга – 680 куб. см,

Не умели пользоваться огнем

Орудия труда в виде камней с заостренными краями

Древнейшие люди - Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

Рост 170 см. Объем мозга – 900-110 куб. см. Стопа имеет свод, правая рука лучше развита, постоянное прямохождение, изменение челюстного аппарата, появление изгибов позвоночника

Поддерживали огонь, строили жилища, совместно охотились. Имелись зачатки членораздельной речи

Различные орудия из камня, среди которых самое главное - каменное рубило

Древние люди – неандертальцы

Рост 156 см. Объем мозга - 1400 куб. см. Есть зачаток подбородочного выступа, развитая кисть, сводчатая стопа, высокий свод черепа, не столь массивная нижняя челюсть

Могли сооружать жилища, добывать и поддерживать огонь. Проживание в группах по 50-100 человек.

Орудия труда самые разные: скребла, остроконечники из камня, кости и дерева

Первые современные люди – кроманьонцы

Рост 180 см, объем мозга - 1600 куб. см. Внешний облик присущ современному человеку

Развитая речь, появились зачатки религии и искусства, умение изготавливать одежду. Проживание в поселениях в составе родовой общине. Осваивание земледелия и скотоводства

Для изготовления орудий труда использовали самый разнообразный материал: дерево, кости, камни, рога. Из них изготавливали копья, дротики, ножи, скребла

Что мы узнали?

При изучении темы «Таблица «Этапы эволюции человека»» по программе 11 класса мы узнали, какая теория указывает на происхождение человека от приматов, и через какие ступени эволюции пришлось пройти человеку, чтобы дойти до вершины своего развития.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 208.

Аннотация. Дана историческая характеристика основных этапов эволюции Коммунистической партии как социального феномена, сыгравшего исключительную роль в отечественной истории ХХ в. Показаны решающие факторы качественного изменения партийной структуры, которые способствовали её уходу с политической арены страны.

Ключевые слова: партия, революция, бюрократизм, номенклатура, перерождение, олигархия.

Революционные события в России 1917 г. представляют интерес и потому, что понять современное российское общество невозможно без того, что происходило столетие назад. Это историческое прошлое исключительно ёмко по своему содержанию, однако это не исключает возможного выбора отдельных фрагментов и анализа их исторического развития.

С этой точки зрения рассмотрены основные этапы эволюции такого исторического феномена, каким явилась Коммунистическая партия. Известно, что в начале XX в. экономическая отсталость России всё полнее осознавалась общественной мыслью и свержение монархии рассматривалось как условие дальнейшего развития страны. Возникший в Европе марксизм, перенесённый в Россию, приобретал черты русского марксизма как непримиримой классовой борьбы. В марте 1898 г. проходит I съезд российских марксистов, на котором была провозглашена Российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП. Эта небольшая по численности партия в своей борьбе за власть ориентировалась на российский пролетариат. Члены партии того времени были людьми глубоко убеждёнными в возможности построения социализма и коммунизма в России и в этом находили силы переносить тяготы ссылок и тюрем, преодолевать отупляющую жизнь обывателя и мещанина. Участие России в Первой мировой войне оказалось далёким от военных успехов, что способствовало свержению монархии. Но пришедшее к власти Временное правительство не считало нужным менять экономический и общественный порядок в стране, хотя возникшая в ходе Февральской революции «другая» власть - Советы - настаивала на социальных реформах. Политический кризис нарастал. В таких условиях достаточно

было хотя и малочисленной партии сделать смелый шаг, и полнота власти оказалась бы в её руках. И такой шаг в ночь на 25 октября 1917 г. сделало большевистское крыло РСДРП. Таким образом, Октябрьский переворот, который в 1934 г. по предложению И.В. Сталина стали называть Великой Октябрьской революцией, был осуществлён профессиональными революционерами. Тем самым задача, ради которой создавалась партия, была решена. И теперь выдвигалась более сложная и трудная задача - построение социалистического, а затем и коммунистического общества.

Но историческая отсталость России превращала такое построение в «архитрудное» дело, тем более что «строить социализм» приходилось с «материалом» весьма «низкого качества». Да и партия была слишком малочисленной, чтобы обеспечить своими сторонниками государственные посты. Поэтому в образовавшийся «вакуум власти» хлынули представители других социальных групп, для большинства которых определяющим мотивом стал карьеризм. Начавшаяся в 1918 г. Гражданская война потребовала создания армии, которая стала не только школой начального образования десятков тысяч рабочих и крестьян, но и будущих партийных и государственных управленцев, которые после службы, как правило, на деле доказывали свою приверженность советской власти, определяя трудовые и военные победы того времени. С другой стороны, чем прочнее становилась советская власть, тем более энергично шёл процесс, когда многочисленный тип обывателя и мещанина дореволюционной России упорно и настойчиво пробивался в партийные и государственные структуры.

Так в партии наряду с коммунистами по убеждению появлялись и коммунисты по названию, которые, прикрываясь революционной фразой, шаг за шагом вытесняют «старую» большевистскую гвардию. После VII съезда 6-8 марта 1918 г. партия стала называться Российской коммунистической партией большевиков - РКП(б), а на X съезде (март 1921 г.) начинается «чистка» партии. Однако по-прежнему многие стремились стать членами партии, поскольку это давало возможность попасть в более привилегированные структуры, прежде всего в партийную бюрократию. Всё более отчётливо вырисовывалась дилемма исторической ориентации в развитии Советского государства: быть ли ему в интересах трудящихся или оно будет направлено на усиление власти привилегированной части общества. Смерть Ленина и новая экономическая политика определили второй этап в эволюции партийной структуры. В начале 30-х годов возникают острые межличностные столкновения в высших

эшелонах партии и государства, которые перерастали в действия, несопоставимые с характером этих отношений. А уровень культуры членов партии того времени порождал особое восприятие политических лидеров. Возникает культ личности И.В. Сталина, и всякое сомнение в партийных решениях расценивалось как поддержка буржуазных элементов.

В такую почти религиозно-мистическую форму облекалась искренняя вера миллионов людей в светлое будущее, которая была мощным стимулом трудовых, а впоследствии и воинских подвигов. Так, партия революционеров шаг за шагом превращалась в партийно-бюрократическую структуру, которая училась скрывать действительное положение вещей. А на XVIII съезде в марте 1934 г. было провозглашено о «строительстве социализма в основном», а партия стала называться Всесоюзной коммунистической партией большевиков - ВКП(б). С точки зрения современных реалий можно видеть, что, по существу, шло «строительство» государственного капитализма, в котором властное положение занимала партийная элита, которая с суровой подозрительностью «защищала» его от многочисленных «врагов народа». Так партия революционеров, готовых на лишения во имя социалистических и коммунистических идеалов, шаг за шагом превращается в партийную номенклатуру, которая во многом несла в себе психологию мещанской России, которая марксистское учение заменила революционной фразеологией и сталинскими цитатами.

Трудно представить, к чему привела бы та политическая вакханалия, которая велась с «врагами народа», если бы не события Отечественной войны, когда амбиции партийного руководства переплелись с величием духовной силы миллионов людей. Здесь нельзя не отметить ту роль, какую сыграли первичные партийные организации, которые решали на местах многочисленные вопросы политической и хозяйственной работы, а в армии идейно сплачивали личный состав, помогали в решении боевых задач. Отечественная война приглушила партийные распри, однако после Победы они вновь оживают. Ещё большим стал культ личности И.В. Сталина, всё дальше от ленинских принципов отходила деятельность партийных органов. Но с другой стороны, в годы войны в ВКП(б) вступило огромное число фронтовиков, что потребовало обновления административных и хозяйственных кадров государства. Это было проведено на XIX съезде партии в октябре 1952 г., на котором партия была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза - КПСС. Но съезд не сформулировал ни перспектив экономического развития, ни пути преодолении социальной напряжённости.

Со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. начинается третий этап в политической эволюции партии. Возникают острые политические разногласия, особенно после XX съезда партии (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущёву удалось представить себя руководителем, который заботится о повышении уровня жизни народа, однако последующие непродуманные реформы привели к его отставке. После октябрьского Пленума 1964 г. партийное руководство во главе с Генеральным секретарём партии Л.И. Брежневым, которым он стал в апреле 1966 г. на XXIII съезде партии, усиливает идеологический консерватизм. Возникает культ личности Л.И. Брежнева, который стал своеобразным символом единства номенклатуры. Регулярно каждые пять лет стали собираться партийные съезды, которые на деле оказывались тщательно подготовленным единодушным одобрением директив, выработанных руководящими органами. В 70-х годах политическое управление всё более осуществляется высокопоставленными партийными чиновниками.

А принятая в 1977 г. Конституция страны решительно утвердила ведущую роль Коммунистической партии, сохраняя видимость коллективного руководства в окружении одного человека - Генерального секретаря партии. Политическая видимость стабильности брежневских времён вела к расцвету номенклатурной элиты, уверенной в себе, в своих правах и в своём будущем. Но с другой стороны, это свидетельствовало о тщетности попыток создать новый тип общественно-экономических отношений в соответствии с марксистским учением. Поэтому появление М.С. Горбачёва и его реформаторская деятельность вначале вызвали сомнения. Под лозунгами «гласности» и «перестройки» становился явным кризис в партии, не способной осуществить политические реформы. Шаг за шагом, особенно начиная с 1990 г., М.С. Горбачёв уступал власть президенту России Б.Н. Ельцину.

А попытка совершить государственный переворот в августе 1991 г. не только ускорила распад СССР, но и стала поводом для приостановки деятельности КПСС, а затем и её запрета. Так в итоге самоотверженная борьба революционеров во имя справедливого общества привела к появлению новых господствующих классов. Это не только нынешние олигархи, но и административно-государственная бюрократия, которая подчиняет себе всё и вся. Что касается Коммунистической партии, то о ней можно сказать, перефразируя известное изречение, которое любили классики марксизма: «Ты хорошо рыл , старый крот!»

Сидоров В.Г. (г. Краснодар)

Наука - явление конкретное - историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание,- разработан на материале истории естествознания (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем. Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.

Классическая наука (XVII - XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности.

Существенный признак постнеклассической пауки (вторая половина XX в.) - включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой постнеклассической стадии развития науки является универсальный (глобальный) эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материи.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.).

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования. (Подробнее об этих периодах см. гл. II).

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое и неклассическое естествознание. Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая практически совпадает с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между названными стадиями провести невозможно: во-первых, глобальной тенденцией является усиление синтетической парадигмы, во-вторых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них. Характерной особенностью интегративной стадии является возникновение (начавшееся уже по крайней мере со второй половины предыдущей стадии) междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае - в том числе и в Древней Греции - в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида - это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая.

Причина такого положения, разумеется, коренится не в том, что до Нового времени не было таких великих ученых, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и др., а в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, сво-еобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве».

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была полнокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специ-фике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господ-ства человека над природой на основе знания ее законов.

В XVI-XVII вв. новый стиль мышления резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории,гносеология, логика и др. Поворотным пунктом в указанном процессе послужил XVIII и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все ос-новные отрасли современного научного знания, и, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга, что было присуще в особенности для воззрений Канта.

Основные этапы исторического развития науки.

Необходимые предпосылки возникновения науки:

1. правила последовательного мышления и вывода, или логика. Способности логически мыслить и правила логического мышления сформировались только к IV веку до нашей эры.

2. для того, чтобы наука стала возможной, необходимо выработать язык, пригодный для научного описания, отличающийся точностью и общезначимостью.

3. нужны методы объективного познания, устраняющие все психологические и культурные влияния, позволяющие выразить знание в объективированной форме.

4. необходимо, чтобы получаемые знания были доступны проверке, обоснованию, доказательству, были наблюдаемы всяким в любой момент, когда соблюдены определенные условия, - они должны быть предсказуемы; они обязаны раскрывать объективную необходимость.

5. необходимо, наконец, чтобы сложилось сообщество специалистов по получению нового знания, которое приняло бы на себя функцию культивировать полученные методы и навыки познания на основе глубокого освоения полученных научных знаний, равно как и сформировалась бы область их занятий.

Но это условие складывалось с трудом. Так, в античности наука имела название то философии, то математики, то логоса, а слово "софист" (мудрец) означало и философа, и ученого, и маляра, и гончара, и плотника.

I этап. Поэтому науке предшествовала пранаука - период формирования условий, при которых становится возможна наука". Пранаука занимала период дикости и варварства вплоть до IV века до нашей эры. Она имела три исторических этапа.

Первый этап пранауки. Это этап развития навыков и умений, сохраняющихся и передаваемых новым поколениям преимущественно в форме совместного участия мастера и ученика в трудовом процессе и через подражание мастеру. Слово в обучении играло очень малую (лишь вспомогательную) роль. Сфера производства не была отделена от обучения. Именно в этот период складывается знакосимволика для ведения счета и календарных расчетов.

Второй этап пранауки. Это этап формирования знаний в рамках локальных культур (ранний период строительства городов и образования государственности). На этой стадии в фискальных целях (налоги и взыскание долгов) формируется письменность. Выделяются две первые специальности, требующие школьного обучения - касты писцов и жрецов. В школах средством обучения становится текст, т. е. словесное выражение того, что должно быть усвоено дословно. Все усваиваемое является тайной, с которой знакомы только посвященные.

Третий этап пранауки связан с эпохой формирования держав (Египет, Вавилон, Ассирия, Карфаген, Мохеджо-Даро) и перехода от локальных культур к региональным.

На этом этапе получает дальнейшее развитие жреческая школа, обучение в которой занимает 18-20 лет. Формируется так называемая "жреческая наука", включающая в себя наряду с магией и мифологией элементы позитивных знаний, необходимых для поддержания престижа жреческой касты. Позитивные знания в форме рецептов тех или иных действий давались на первых трех курсах жреческих школ. В эпоху античности вавилонские и египетские школы на эти три курса принимали за деньги и посторонних, в том числе и иностранцев. Таким образом получили образование первые древнегреческие философы. Допуск профанов на первые курсы, где давались позитивные знания, и запрет на посещение ими старших курсов поддерживал легенду о необычайной мудрости жрецов.

На этом этапе помимо жреческих школ и школ писцов формируются также школы алхимиков, красителей, мореходов, медиков, архитекторов-прорабов, военных инженеров и агро-специалистов. Как и в школах писцов, полученные сведения считаются секретными ("тайнами ремесда"), которые запрещается сообщать посторонним. Для затруднения проникновения в их тайну вырабатываются особые способы кодирования текстов словами или знаками.

К концу периода пранауки достигается, таким образом, следующее:

1. Выработана письменность, разработан счет, приобретены позитивные знания (в виде связок "диагноз - рецепт") в области химии, астрономии, медицины, техники, агрономии, геометрии.

2. Выработана особая терминология и символика для разных областей познания.

3. Наряду с навыком и умением особую роль приобретает текст (знако-символическое изложение сведений).

4. Положено начало выработке методов исследования (наряду с методами применения знаний).

5. Истинность знаний принимается не на веру (как религиозные сведения и догматы), а проверяется на практике.

6. Позитивные знания отделяются от религиозного контекста и приобретают самостоятельное значение.

II этап. Начиная с IV века до нашей эры в Древней Греции начинает формироваться наука, которая проходит этапы протонауки (с IV в. до н. э. до XVI в. н. э.), преднауки (XVI - XVII века) и собственно Науки (с XVIII века).

Протонаука в свою очередь имеет три периода.

Первый из них- относится к эпохе античности (греческая античность и эллинизм). На первом этапе существует резкое разграничение протонауки на три уровня: элитарная наука, школьная и рабская, носителем которой является слой рабов - людей интеллектуального труда (инженеры, прорабы, управляющие латифундий, мастера и управляющие эргастерий, учителя и т. д.).

Именно рабская наука поддерживала достаточно высокий уровень образованности и технической оснащенности античного общества.

Более престижным был уровень науки, связанной с закрытыми специализированными школами (прототипами наших вузов и колледжей) по подготовке медиков, военных инженеров, архитекторов, агротехников, мореходов, математиков. Именно в этой области происходило формирование научной эмпирии и накопление эмпирического материала.

Наивысшей престижностью обладала элитарная наука - занятия философией, риторикой, чистой математикой, натурфилософией (т. е. общими рассуждениями о природе, об астрономии, о метеорологических явлениях и т. п.). Именно здесь возникли первые университеты, прототипами которых были "Академия" Платона, "Ликей" Аристотеля, "Музеум" неоплатоников и т. п.

Второй период истории протонауки. (Средние века: VI - XIII века). Это период формирования региональной культуры христианства.

С одной стороны, это период упадка науки (за тысячу лет не произошло ни одного заметного естественно-научного открытия). Уровень грамотности и просвещения существенно понизился. Господствовал принцип "Теология есть первая наука". В силу этого элитарная наука свелась к обслуживанию теологии (в монастырских школах уче-ники осваивали грамотность).

Но Средние века были вместе с тем и таким временем, когда подготавливалась кардинальная реформа науки, ее качественное изменение.

С уничтожением рабства так называемая рабская наука слилась со школьной. Ремесленные школы (мореходные, красильные, архитектурные и т.д.) не только сохранились, но и приумножились. Ремесленная наука, отделенная от элитарной, дала множество открытий и изобретений: конную упряжь, горнорудное оборудование, водяные и ветряные мельницы, усовершенствование старого слесарного, гончарного, кузнечного дела. Развитие торговли открывает путь Великим географическим открытиям, которые обогащают все знания Европы.

Третий этап истории протонауки (XIII - XV века). Это эпоха начала книгопечатанья, огнестрельного оружия, регулярного мореплавания, возрождения культуры.

Книгопечатание (Гуттенберг, 1450) - это граница, за которой происходит перелом в развитии науки, начинается бурный рост нового научного знания. Возникали первые университеты, но они заботились только о сохранении сугубо философско-богословских работ. Все, что открывалось вне этого, в области практики, университеты не интересовало. А между тем в ремесленно-цеховых школах были уже изобретены часы, компас, телескоп, рисовальные и измерительные приборы, производились расчеты механических процессов. Но ремесленные школы передавали только прикладные приемы, развитие наблюдательности и опытной руки. Там отсутствовал поиск чистой научной истины ради нее самой.

III этап. С XVI века начинается эпоха преднауки.

Развитие науки в эту эпоху осуществляется одновременно с процессом секуляризации, т. е. отделения церкви от государства, системы образования от церкви и освобождения науки от всякого контроля со стороны церкви. Основные характеристики всего этапа преднауки.

Во-первых, увлечение каббалой, мистикой, магией в эпоху Возрождения быстро приводит к разочарованию в этих занятиях и к отрезвлению умов. Истина факта делается важнее мнения любых авторитетов или устоявшихся традиций. Более того, формируется новый менталитет - менталитет ученого, который превращает во что-то непонятное образ мыслей предшественников. Опытом опровергают Аристотелевско-Птолемеевскую традицию: Галилей (в механике) и Кеплер (в астрономии).

Во-вторых, складывается система приборов для получения точных знаний в опытно-экспериментальной сфере, и прежде всего -- часы и линейка.

В-третьих, возрождается идея атомизма. К концу этого периода, после работ Роберта Бойля, атомизм побеждает и становится официально признанным принципом науки.

В-четвертых, происходит революция в химии, отбрасывающая алхимию, в недрах которой она появилась. Эта революция была осуществлена художниками (которые сами изобретали для себя краски) и медиками (изготовление лекарств).

В-пятых, под влиянием книгопечатания произошло быстрое распространение анатомических знаний. Благодаря рисункам и атласам в книгах или в виде таблиц они стали достоянием всей читающей публики и привели к революции в живописи, скуль-птуре, моде, интерьере жилищ, медицине.

В-шестых, развивается алгебра и механика (динамика), применяются точные методы для изучения баллистики (в связи с переходом к широкому применению огнестрельного оружия), теории машин (с развитием часового дела и водяных машин), теории рычага (с развитием парусного дела и навигации).

В-седьмых, развитие науки, происходящей вне университетов, вне элитарной науки, связано с обесцениванием элитарной науки.

IV этап. В своей совокупности достижения этого этапа подготавливают наступление собственно науки во второй половине XVII века.

Первый этап собственно науки (конец XVII - XVIII век). Для этого этапа характерно следующее: Во-первых, в конце XVII - начале XVIII века складывается понятийный и логико-математический аппарат науки. Возникают новые научные понятия, например, "закон природы", “вероятность", "сила", и получают современное определение другие (например, пространство, время, причина, условие). Происходит перевод научных положений на язык математических формул, в результате чего развиваются формы описания, объяснения и предсказания в науке.

Впервые в истории культуры складывается единая научная картина мира. Это была машинно-механистическая картина мира. Все в мире, согласно ей, происходит аналогично тому, что происходит в машине. При всем ее несовершенстве эта картина мира оказывается настолько авторитетной, что даже в проповедях говорится о Боге - часовщике и мир уподобляется созданным

Второй этап собственно науки - классический (ХШ1-XIX вв.).

Эту эпоху часто называют "эпохой открытий" по ее роли в истории науки, или эпохой Просвещения (XVIII век) и эпохой Разума (XIX век) по роли в истории культуры.

На этом этапе развития науки происходит следующее: завершается отделение науки от религии. Происходит математизация сначала механики, а затем и других разделов физики. Формируется единая система всех наук, возникает целокупность знания, основанная на идее универсальности механицизма. Мировоззрение науки становится материалистическим (с отдельными уклонами от материализма в сторону Канта или Юма). Все науки структурируются на основе принципа детерминизма. Как известно, этот принцип гласит: "всякое состояние вселенной есть следствие его предыдущего состояние и причина последующего. Под воздействием научного прогресса во всем мире происходит великий Промышленный переворот, связанный с переходом от мануфактур и мастерских к заводам и фабрикам на базе внедрения в производство паровых машин, а позднее - и электрических. Начинается бурное развитие химии и химической промышленности, совершившей переворот в агрономии и медицине (удобрения и лекарства). Впервые в науку входит представление о развитии. Складываются теории и гипотезы о происхождении солнечной системы, о происхождении и развитии геологических процессов на земле, о происхождении видов, и единстве онто-и филогенеза в биологии, о происхождении языка, государства, права и т. д. Складывается убеждение о всесилии разума и бесконечности прогресса. В силу вышеперечисленных открытий, которые произвели колоссальное впечатление на общество и преобразили стиль мышления эпохи, ведущим фактором во всей культуре становится наука, подчиняя себе все другие формы культуры. Впервые возникают такие отрасли знания, как история науки и философия науки, которые выступают еще как самостоятельные, независимые друг от друга отрасли исследования.

Третий этап развития науки - постклассический, или современный.

Этот этап наступает в последней четверти XIX-начале XX века. Он включает в себя три стадии:

а) кризис в физике (последняя четверть XIX века)

б) революция в физике (первая половина XX века)

в) распространение революции в физике на весь свод наук (вторая половина XX века).

На первой стадии третьего этапа в науках осуществляется множество фундаментальных открытий.. Были открыты полевая форма материи и электрон, рентгеновские лучи и молекулярное (броуново) движение, создана электромагнитная теория, обнаружена радиоактивность.

Эти открытия подтверждали правильность общей стратегии научных исследований: опоры на опытно-экспериментальные методы, проверки гипотез опытом и научным экспериментом.

Но в то же время эти открытия приводили к смене механической картины мира, представлявшей мир как большую машину на другую картину мира -электромагнитную, в которой ми; построен не только из вещества (т. е., из твердых, ограниченных в пространстве, инертных тел), но также из полевой материи (т. е. материи невещественной, не имеющей границ в пространстве проницаемой для тел и вместе с тем пронизывающей тела).

Вторая стадия третьего этапа, стадия революции в физике начинается в 1900 году новой волной фундаментальных открытий

В 1900 г. Планк открывает квант действия, фотон. Свет понят вид электромагнитного процесса.В 1902 г. Резерфордом раскрыта природа радиоактивности как внутриатомного движения, обнаруживается сложность атома. В 1905 г. Эйнштейн создает СТО, обнаруживая зависимость свойств пространства и времени от скорости перемещения материальных объектов. В 1914- 1915 годах Эйнштейн создает ОТО (общую теорию относительности), которая устанавливает зависимость свойств пространства и времени от размеров массы (как свойства материальных объектов). И поэтому делается неизбежный вывод о принципиальной неоднородности геометрии мира. В 1925 - 1927 годах трудами Н. Бора, В. Гейзенберга, Л. Деб-ройля, Э. Шредингера создается квантовая механика. Обнаруживается, что на разных уровнях строения материи существуют свои законы, и, таким образом, описание матери на одном уровне не позволяет свести его к описанию на другом уровне. Материя неисчерпаема в познании. Переход к новым уровням материи в познании оборачивается принципиальной ненаглядностью новых понятий: в нашем опыте отсутствуют чувственные образы, которые соответствовали бы явлениям сикромира.

Третья стадия третьего периода связана с распространением революции, начавшейся в физике, на другие науки. В послевоенный период, начиная с 1945 года бурно развивается атомная энергетика. Обнаруживается сложность любых микрообъектов. Происходит революция в химии, основанная на применении к ней квантовой механики, в астрономии (открытие мегамира, мира галактики, проникновение в космос на расстояние свыше 200 тысяч световых лет, возникновение внеземной астрономии). Происходят крупнейшие открытия в антропологии, биологии, генетике на базе квантовой механики. Возникают принципиально новые науки и области исследования - кибернетика, информатика, электроника, космонавтика, генная инженерия и др.

В итоге современная наука способствует росту научности мировоззрения.

4. характер и границы социокультурной обусловленности развития науки. Интернализм и экстернализм.

Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредме-чивается, материализуется в ней.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний и т. п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.

До Нового времени не было реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве».

Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. Как писал в этой связи В. И. Вернадский, основа новой науки нашего времени - «это по существу создание XVII-XX вв., хотя отдельные попытки (имеются в виду математические и естественнонаучные знания античности. - В. К.) и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого»1.

В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была пол-нокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т. п. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществоз-нания (социальных, гуманитарных наук) по своим тем-пам происходило несколько медленнее.

Таким образом, для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой приро-ды, объективной действительности.

В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.

Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, вызвавшее бурный расцвет науки (особенно естествознания), потребовало коренных изменений в методологии, создания принципиально новых методов научного исследования - как философских, так и частнонаучных. Прогресс опытного знания, экспериментальной науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики. Но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др., которые, как правило, были и выдающимися философами, и крупными естествоиспытателями, и математиками, соединяя эти «ипостаси» в одном лице.

В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социо-культурньгх условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т. п.). Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.

Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, со-отношение традиций и новаций и т. п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот «ход» есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражает определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости