Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Татарстан находится накануне смены власти. Помимо мягкого варианта обсуждаются радикальные сценарии. Первый: уголовные дела против близких родственников президента Рустама Минниханова по итогам банкротства Татфондбанка и увольнение главы региона в связи с утратой доверия. Второй: арест Минниханова, для чего оперативные материалы готовит ФСБ. Последний вариант создаст прецедент взятия под стражу главы реально суверенной национальной республики, политически важный для решения аналогичных вопросов на Кавказе.

За 2016 год супруга президента Гульсина Минниханова заработала 2,35 млрд рублей - в 313 раз больше мужа. При этом семья Рустама Мнниханова продала 49% ООО «Лучано». В этой сделке кажется странной огромная сумма в 2,2 млрд рублей, выплаченная жене чиновника, исходя из общей оценки салона красоты в 4,49 млрд рублей ($78,75 млн по курсу на 2 мая). Инвестор купил 49% салона, оставив за Гульсиной Миннихановой контрольный пакет. Комментаторы считают такую выплату без формирования контроля разновидностью благотворительности.

Покупателем выступила кипрская «Сантерна Холдингс Лимитед». Компания принадлежит анонимному офшору Noelia holdings Limited, зарегистрированному на Британских Виргинских островах. Бенефициаром называют Рубена Варданяна , бывшего руководителя инвестиционной компании «Тройка Диалог», считающегося хорошим знакомым Рустама Минниханова. Noelia holdings имела отношение к КАМАЗу через ООО «Автоинвест». Эта структура связана с кипрской Avtoinvest Limited, владевшей 23,54% акций завода.

22 марта 2017 года Минпромторгом был внесен на согласование правительства проект указа президента РФ о безвозмездной передаче в собственность Татарстана 75% акций АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" и 11,9% акций АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького". После выхода указа правительство Татарстана планировало передать «Ростеху» госпакеты акций радиоэлектронных предприятий - казанского «Радиоприбора», альметьевского «Радиоприбора» и Казанского электротехнического завода.

Наблюдатели указывают, что в эти дни к передаваемым по сделке мены акциям АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" неожиданно добавились 6% акций ПАО "КАМАЗ". Они оцениваются в 2,2-2,4 млрд. рублей - примерно ту же сумму, которую получила Гульсина Минниханова через кипрско-виргинские офшоры. Впервые за десятки лет правительство Татарстана решило купить эти 6% акций и войти в состав акционеров «КАМАЗа». Хотя до сих пор отсутствие госпакета у Татарстана не мешало премьер-министру, а тогда им был Ильдар Халиков , избираться и участвовать в совете директоров автомобильной корпорации.

18:42 — REGNUM Ярким событием информационной повестки Татарии на прошлой неделе стало возвращение к обсуждению наименования высшей должности. «Президентство», за которое держится как за последний символ ушедшей эпохи татарская элита, послужило поводом для внимания прокуратуры.

Глава региона отметился на Российском инвестиционном форуме в Сочи, где поднял вопрос с кризисной ситуацией в молочной отрасли, попросив Дмитрия Медведева ограничить ввоз сухого молока в Россию. А на фоне резких заявлений Минниханова в республике разворачивается кампания по закреплению в информационном поле фамилии гендиректора АО «Татспиртпром» Ирека Миннахметова . Его прочат в новые главы региона.

Задерживаться на посту министра здравоохранения РТ не стал Адель Вафин , чью отставку предрекали еще неделю назад. Ему на смену пришёл главврач одной из казанских больниц, а про экс-министра ходят слухи один другого невероятнее.

После трагедии с самолётом «Саратовских авиалиний», во время падения которого погиб 71 человек, Казанское объединение перевозчиков потребовало отставки министра транспорта РФ. А в Заинском городском суде завершилось рассмотрение дела по другой трагедии, где во время ДТП и возгорания автобуса погибли 14 человек. Один из водителей был осужден на 4,5 года колонии-поселения. В татарском отделении «Почты России» обнаружена банда сотрудников, что обкрадывала получателей посылок с дорогой техникой.

На прошедшей неделе республиканские власти наконец-то вспомнили о старейшем художественном училище Казани, чьё существование оказалось под угрозой. Минкульту республики поручено разработать программу его реконструкции, а значит, учебное заведение, пережившее Великую Отечественную войну, пройдёт госаккредитацию и сможет дальше обучать студентов, едущих со всех уголков страны.

Второй законопроект по возврату к прямым выборам мэров Казани и Набережных Челнов (вместо их назначения из числа депутатов самими законотворцами) также оказался забракован республиканскими властями.

А информацию о присоединении к столице региона части территории соседнего муниципалитета опровергли, отметив, что речь идёт лишь об участках под кладбище.

«Президентство»: эпоха ушла, а элита не заметила

Татария по сей день остаётся последним регионом России, где главу так и не переименовали. Татарская элита держится за наименование «президент», как за последний осколок ушедшей эпохи, не замечая, что реалии давно изменились. В конце июля 2017 года депутаты Госсовета РТ даже просили у главы государства Владимира Путина сохранить название отдельно для республики. Официального ответа — после комментариев самого Путина и его представителя в ПФО Михаила Бабича — не последовало, а в августе 2017 года завершилось действие договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью, на котором базировались некоторые пункты конституции РТ, в том числе и название должности главы региона.

Республиканская прокуратура молчала.

Осень 2017 года прошла в спорах о том, нужно ли сохранять название или же давно пора навести порядок в документах и пойти по пути Чечни. Между тем, напомним, глава последней Рамзан Кадыров еще в 2010 году сказал, что «в России только один государственный деятель имеет право называться президентом», и пора прекращать «парад региональных президентов ».

В декабре 2017 года набережночелнинский депутат Сергей Яковлев , известный своими расследованиями о расходовании бюджетных средств, обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить законность наименования должности «президент Татарстана» и обязать региональных депутатов привести конституцию РТ в соответствие с федеральным законом, «устранив дальнейшее применения названия главы региона «президент ». В феврале 2018 года из прокуратуры РТ, куда было спущено заявление, пришёл ответ, из которого следовало, что в Госсовете РТ создана некая рабочая группа по корректировке конституции республики и разработке закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан». Когда и кем создана — не указано.

Сначала отдельные депутаты говорили, что ничего о такой группе не знают, а спустя сутки Госсовет РТ дал официальный комментарий. Из него следовало, что в республиканском парламенте «ведется регулярный мониторинг и анализ законодательной базы республики, в том числе и вопросов конституционного регулирования, на предмет соответствия республиканских законов федеральному законодательству ».

"Данная работа осуществляется в рамках парламентской Комиссии по мониторингу законодательства и правоприменительной практике, которая наделена соответствующими полномочиями. На этом этапе работы Комиссии по совершенствованию норм правового регулирования не требуется принятие каких-либо специальных законов, — уточняется в комментарии парламента и добавляется, что уже неоднократно отмечалось, прекращение действия договора о разграничении полномочий «не влияет на законность и юридическую силу конституции Республики Татарстан, сохранность основ конституционного строя республики и ее правового статуса как субъекта Российской Федерации».

Из этого заявления можно сделать вывод, что менять наименование должности никто не планирует в ближайшее время. Вероятно, что до 2020 года — конца срока Рустама Минниханова.

К слову, на прошлой неделе ряд популярных телеграм-каналов Казани начали публиковать информацию о том, что одним из возможных кандидатов на замену Минниханову будет гендиректор АО «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов.

«Подрастает новое поколение руководителей в Татарстане», «Ирек Заудатович Миннахметов (род. 1980) — государственный деятель, спортсмен и молодой предприниматель, генеральный директор АО «Татспиртпром», председатель Федерации спортивного пейнтбола Республики Татарстан. Убежденный татарский националист», — писали казанские и федеральные телеграм-каналы, обсуждая его кандидатуру на пост главы региона.

Из открытых источников известно, что ко всему прочему Ирек Миннахметов — пилот спортивно-технического клуба «Чингисхан», участник Российской серии кольцевых гонок. В 2003 году он окончил Казанский государственный финансово-экономический институт, а в 2008 года юридический факультет Казанского государственного университета. До «Татспиртпрома» успел поруководить правительственным медиа-холдингом «Татмедиа», был депутатом в Казанской городской думе.

Минниханов попросил за молоко

На полях Российского инвестиционного форума в Сочи во время встречи с главами регионов Рустам Минниханов обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой ограничить оборот сухого молока в стране, так как от этого страдает рынок сырья.

Заводы закупают сухое молоко, изготавливают из него продукцию, а сырое молоко остаётся не у дел. В Татарии в этом сезоне наблюдалась проблема со сбытом и низкие закупочные цены, что привело к финансовым трудностям производителей.

«Дмитрий Анатольевич, я хотел бы сказать, в зимний период всегда не хватало молока, наша республика производит много молока, и всегда молоко вывозилось. В этом году случилась такая ситуация: вывоза нет, цена молока на 5—8 рублей меньше, чем в прошлом году и, конечно, это создает большую проблему населению. Молококомбинаты купили сухое молоко, восстанавливают молоко, производят продукцию. Поэтому без вашего вмешательства эта тема, наверное, не решится, если мы будем способствовать запуску сухого молока и производству из него продукции, то это обернётся серьёзными потерями», — заявил глава Татарии.

На эту просьбу Дмитрий Медведев ответил, что даст «поручение в этом во всём разобраться », потому что ему «трудно возразить против тех аргументов, которые привел руководитель Татарстана » и нужно «развивать свою молочную промышленность ».

Премьер-министр, чьи слова цитирует официальный сайт Татарии, отметил, что несмотря на то, что ограничивать подписанное соглашение власти не могут, но блокировать поставки нормального молока и открывать рынок для сухого молока только ради соблюдения экономических принципов нецелесообразно.

«Если мы блокируем поставки нормального молока и открываем рынок для сухого молока только ради соблюдения экономических принципов, то на фиг нам такие принципы нужны? Надо только подумать, как из этого выйти», — добавил Дмитрий Медведев.

Напомним, ранее министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов заявил, что именно «безразмерный» завоз импортного сухого молока и другой молочной продукции резко уменьшил спрос на российское молоко.

Спад закупочных цен в Татарии к концу января 2018 года относительно этого же периода 2017 года был почти на 20% — с 27,88 до 22,31 рубля за кг (без учёта НДС).

Gossov.tatarstan.ru

Неизбежная отставка и потомственный врач на смену

Вопрос отставки министра здравоохранения Татарии Аделя Вафина , занимавшего свой пост с 2013 года, обсуждался весь февраль, но трагическая и загадочная гибель его заместителя Елены Шишмаревой , проходящей фигурантом уголовного дела, этот день подтолкнула. 14 февраля министр, теперь уже бывший, покинул свой пост. По официальной версии, в связи с переходом на новую работу.

В комментариях изданию «Бизнес-онлайн» депутат Госдумы РФ, бывший министр здравоохранения Татарии, на смену которому и пришёл в своё время Вафин, Айрат Фаррахов заявил, что трагедия с заместителем оставила мало выбора для министра.

«Это было поводом для заявления, трагедия, которая произошла на прошлой неделе, оставляет мало выбора для министра. Министр отвечает за всё, и это был очень мужественный поступок с его стороны. Гибель Елены Ивановны, вся эта трагедия — чрезвычайно резонансный случай. Я считаю, что именно поэтому было принято такое решение», — цитирует издание слова депутата.

Прощаясь с Вафиным, премьер-министр РТ Алексей Песошин отметил работу последнего «по пропаганде здорового образа жизни», «мероприятия в рамках Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, Года борьбы с онкологическими заболеваниями», работу в части информатизации сферы здравоохранения и программу модернизации поликлиник, стартовавшую в 2017 году.

И хотя Алексей Песошин в своём выступлении сообщил, что экс-министр «переходит на другую работу, работу, связанную со здравоохранением », это не уберегло Вафина от домыслов казанских СМИ. Звучали даже откровенно странные предположения о новом месте работы, например, ректором Казанской духовной семинарии.

Новым министром здравоохранения Татарии был в тот же день назначен главный врач казанской городской клинической больницы №7 . Потомственный врач, как его называют республиканские СМИ.

«Марат Садыков широко известен в республике не только в профессиональных кругах. Долгое время он руководил крупными медицинскими учреждениями. В 2000 — 2008 гг. был главным врачом Казанского онкологического диспансера. Последние 10 лет Марат Садыков занимал пост главного врача казанской городской клинической больницы №7», — отметил Алексей Песошин при его представлении, уточнив, что больница была построена с «нуля», и сегодня она фактически является образцовым медицинским учреждением.

48-летний Садыков, родившийся в Буинске, происходит из семьи врачей и всю свою жизнь посвятил той же сфере деятельности, что и его родители. В 1993 году он закончил с отличием Казанский государственный медицинский институт по специальности «педиатрия».

Звучало имя Садыкова и в связи со скандалом при строительстве центра экстренной медицины. Тогда прокуратура РТ заявила о многочисленных фактах неэффективного использования бюджетных средств, в частности отмечалось, что в подведомственной ему больнице простаивает свыше 40 единиц высокотехнологичного дорогостоящего оборудования. Марат Садыков тогда объяснил, что причина простоя в том, что оборудование поставщик привёз раньше оговоренного срока, и строящийся центр не был готов к монтажу, потому оборудование и хранилось в больнице.

Садыкова, как одного из наиболее вероятных кандидатов на пост главы минздрава РТ, назвали за пару дней до добровольной отставка Вафина. Тогда же ряд экспертов заявили, что это одна из лучших возможных кандидатур.

Соколова — в отставку: перевозчики Казани написали Путину

Казанские СМИ обнародовали выдержки из письма объединения перевозчиков Казани, которые после трагедии с самолётом «Саратовских авиалиний» обратились к главе государства Владимиру Путину с просьбой отправить в отставку министра транспорта РФ Максима Соколова .

«За время нахождения Соколова М.Ю. на должности министра транспорта произошел целый ряд резонансных крушений самолетов, приведших к гибели сотен людей. Последний трагический случай — падение Ан-148 в Московской области», — цитирует письмо перевозчиков издание «Бизнес-онлайн», уточняя, что авторы заявляют о вине министра в трагедиях, называют его «лоббистом крупного бизнеса».

Авторы письма обосновали свою позицию также тем, что «отечественный авиапром производит современные самолеты, по сути, в единичных экземплярах, и авиаперевозчикам приходится закупать авиахлам по всему миру ».

Напомним, 11 февраля в 14:27, спустя несколько минут после взлёта, в Раменском районе Московской области разбился самолёт Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии». Он выполнял рейс Москва — Орск (Оренбургская область), на борту были шестеро членов экипажа и 65 пассажиров. Все погибли.

Самолёт упал в районе деревни Аргуново и села Степановское. Расследование уголовного дела по факту ЧП продолжается.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Не прошёл: прямые выборы мэров

Законопроект, инициированный фракцией КПРФ в Госсовете РТ, направленный на возврат прямых выборов мэров Казани и Набережных Челнов, снова не нашёл поддержки у республиканских властей. Чаще всего в отзывах на инициативу звучало, что тех аргументов, что изложены в пояснительной записке, недостаточно для изменения порядка, который в одном городе действует с 2009 года, а в другом с 2010 года.

«Сегодня фактически система власти у нас выстроена так, что главы муниципалитетов считают своим начальником вышестоящее республиканское руководство, а не своих избирателей», — отметил на заседании профильного комитета один из соавторов законопроекта Артём Прокофьев .

Но аргументы авторов документа не переубедили их коллег, и комитет Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению 20 февраля на сессии будет рекомендовать отклонить его. Напомним, попытка вернуть гражданам возможность «реального участия в управлении городом или районом через избрание своего главы» предпринималась и в 2017 году.

Ранее подобную инициативу, но только через проведение соответствующего референдума, предлагала инициативная группа из 20 представителей разных политических партий и общественных организаций. Госсовет РТ отклонил предложение, указав, что данный вопрос не входит в «полномочия» референдума и сам порядок назначения главного лица в городах показал свою эффективность. С этим согласны не все.

Президент России Владимир Путин в ходе проходившей в Казани встречи, посвященной реализации нацпроекта, сделал замечание руководителю Татарстана Рустаму Минниханову.

Причиной для этого стала невнимательность главы республики, который во время выступления упустил момент, когда к нему обращался президент, отвлекшись на диалог со своим соседом.

«Рустам Нургалиевич, Рустам Нургалиевич! Не отвлекайся, что это... Не слушает нас», — посетовал Путин.

Затем российский лидер попытался проверить, слышал ли Минниханов, о чем говорил Путин. После того как глава Татарстана не смог повторить сказанное, Путин решил оставить главу региона в покое.

«Не будем ставить руководителя республики в сложное положение. Он не слышал, о чем мы тут говорили», — сказал президент России.

Но и на этом неловкие моменты для Минниханова не закончились. Спустя несколько часов, уже во время заседания президиума Госсовета Путин в очередной раз предоставил слово главе Татарстана: «Хочу предоставить слово , руководителю рабочей группы Госсовета. Прошу вас».

Однако Минниханов вновь не откликнулся. Пока присутствующие искали взглядами, где сидит глава Татарстана, президент России раздосадовано произнес: «Ну взял и ушел куда-то. Куда он ушел?»

У российского лидера также состоялась отдельная встреча с главой Татарстана, на которой глава региона рассказал президенту о развитии региона.

На этой встрече Минниханов сообщил, что в 2018 году валовый региональный продукт республики составил 2,44 трлн руб. В то же время промышленность в регионе выросла на 2%, инвестиции в основной капитал превысили 660 млрд руб., а внешнеторговый оборот составил $19 млрд.

Президент Татарстана обратил внимание главы государства на успехи нефтеперерабатывающей отрасли региона. А также похвастался достижениями в социальной политике: средняя зарплата в регионе превысила показатель в 35 тыс. рублей, а уровень безработицы опустился до 0,5%.

В свою очередь, Путин отметил рост несырьевого производства в Татарстане. В ответ Минниханов заявил об успехах в развитии и авиационной промышленности.

Немало внимания на двусторонней встрече было уделено подготовке Татарстана к принятию чемпионата мира по рабочим профессиям Worldskills.

Минниханов пригласил Путина на открытие мероприятия, которое состоится 22 августа. «Без вас открывать не будем, сразу говорю», — предупредил он главу государства.

Глава региона отметил, что в этом году в чемпионате примут участие 1500 представителей из 67 стран. Он попросил Путина содействовать в принятии декларации по повышению престижа рабочих профессий. «Просили бы вас дать поручение до открытия провести мероприятие и принять эту декларацию. Вся страна нуждается в пропаганде и подготовке рабочих профессий», — пояснил он.

Путин эту идею поддержал. Он также выразил уверенность, что чемпионат Worldskills в Казани пройдет на самом высоком уровне.

Объективных предпосылок, которые способствуют ликвидации республик, немало для того, чтобы в скором времени цепочка формальных поводов позволила запустить этот процесс. Можно только предполагать, как будут развиваться события в рамках этого негативного сценария. Формирование такого сценария, ровно как и выделение предпосылок, важно не для распространения пессимистических настроений и уверенности в скорой катастрофе, а для понимания, как работать с этими рисками, как строить свою стратегию действий гражданскому и экспертному обществу на том или ином этапе ликвидации республик. ​

Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики

Вместе с тем, этот процесс весьма трудозатратный, рискованный и может вызвать массовое недовольство граждан (прежде всего, на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане, Якутии, в Калмыкии и Бурятии), протесты и непридвиденные сопротивление. Сделать это одним росчерком пера, как хотел бы г-н Жириновский, невозможно. Для этого необходима методологически верно организованная и тщательно спланированная многоходовая спецоперация. Кремль умеет это делать - жёсткая смена руководства ряда республик прошли почти безболезненно, в том числе, за счёт тщательной подготовки общественного мнения. Планомерное давление на Татарстан в 2012-2013 гг. и в 2017 году (дезавуирование федеративного договора, банковский кризис и языковой конфликт) также являют собой пример планомерной десакрализации образа успешной республики, которая при необходимости могла быть использована для передела сфер влияния в республике.

Итак, какие общие контуры можно нащупать у такой спецоперации? Это дальнейшая дискредитация национальных республик в массовом сознании через масштабные антикоррупционные кампании, общефедеральный резонанс в СМИ, громкие отставки и аресты представителей экономической и политической элиты, а вместе с ними и первых лиц республик. Предварительная подготовка к таким арестам - это , смена местного силового блока, процедуры банкротства крупных работодателей или крупные, неожиданные финансовые проблемы у флагманов местной экономики, контролируемые социальные протесты. Любой из этих факторов способен привести к обоснованной зачистке местных элит. В таком случае какая-либо воля к сопротивлению может быть парализована.

Параллельно силовиками зачищаются все национальные группы, способные к общественному сопротивлению, раскрываются "сепаратистские заговоры", которые могут быть увязаны с иностранным влиянием. Дополнительных вариаций много: тюркские народы, их интеллигенцию можно обвинить в пантюркизме и турецком влиянии (недавно в Telegram-каналах прошла информация о создании "турецких" отделов в структурах республиканских ФСБ), финно-угорских общественников - в излишних связях с Финляндией, Эстонией и Венгрией, традиционно сильную на Северном Кавказе религиозную общественность - в вахаббизме. В этом отношении, кроме контртеррористических операций у силовых органов есть опыт зачистки крымскотатарского движения, работы с черкесским влиянием, точечных посадках татарских и башкирских активистов.

Параллельно усиливаются группы, заявляющие о массовом нарушении прав русского населения, поднимаются "старые дела", жалобы о притеснениях. В наиболее беспокойных республиках может усилиться казачий контингент и грантовые ассигнования для них. Может быть запущен управляемый процесс межнациональных конфликтов: между осетинами и ингушами, чеченцами и ингушами, черкессами с одной стороны и балкарцами с карачаевцами с другой. Именно тогда Северному Кавказу может понадобиться "генерал-губернатор".

Ещё одна потенциальная точка управляемого хаоса - между татарами и башкирами.

Любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию

В целом, в каждой республике заложено немало "мин" замедленного действия, и языковой конфликт 2017 года показал, что такие мины включаются очень быстро и технологично. К тому же любой негатив из национальных республик может проецироваться и на вполне устойчивые Татарстан, Башкортостан, Якутию, Северную Осетию и другие сильные республики.

Финансовые нарушения, без которых не обходится ведение любого масштабного бизнеса в стране, могут стать причиной для запуска процедур банкротств, назначением внешнего управления, с постепенным переходом прав собственности к крупным федеральным финансово-промышленным группам. Оставшейся элите предлагаются экономические и политические преференции, интеграция в новую вертикаль власти. Назначение новых руководителей в республики происходит без согласования с местными элитами, главная функция новых команд - довести республики до принятия новой российской Конституции. Вымывание элит, которое может быть воспринято неоднозначно в республиках, может быть объяснено необходимостью ротации управленческих кадров. Недаром, подготовку кадрового резерва для смены управленческих элит Кремль полностью взял на себя. Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков.

Следующий шаг: Конституционное совещание для создания проекта новой Конституции проходит без активного участия подавленных элит национальных республик. В конституционных проектах название субъектов РФ приводятся к общему знаменателю (например, "земли", края). Послушные региональные парламенты, депутаты Государственной Думы от республик не вносят существенных правок, соглашаясь со спущенным сверху проектом. Несогласные парламентарии оставляются в меньшинстве.

Кстати, в обновленном "эскизе" Стратегии развития татарского народа федеративность России осмыслена уже несколько иначе: теперь там говорится, что "РФ - это федерализм регионов и национально-культурных автономий", т.е. никаких республик уже нет!

Лояльность, технократизм и аполитичность, абсолютная контролируемость - непоследний фактор для записи новых кадров в число запасных игроков

Более долговременный сценарий, с переходным периодом адаптации, предполагает постепенное лишения субъектов федерации (в том числе республик) своей финансовой базы и передачу части налоговых отчислений на агломерационный уровень. Большая часть столиц республик попадут в эту категорию, а республикам останется управление дотационными сельскими муниципалитетами. В таком случае местное население не будет видеть необходимости в республиках, лишенных экономического базиса, их ликвидация станет делом 2-3-х лет. Руководство агломераций может назначаться из Москвы.

Титульным этносам в качестве механизма компенсации и защиты их прав будут предложены национально-культурные автономии, большие вливания в фольклорную культуру, фестивали дружбы народов, мнимая забота о родных языках. В последнем случае, мы видим, что в ходе языкового конфликта такая забота сыграла на умиротворение титульных этносов. В результате народы Российской Федерации получили фонд родных языков с унизительным малым бюджетом, хотя создание фонда подавалось как важный механизм компенсации для языков республик. При этом централизованный путь распределения средств на поддержку языков привел к тому, что средства получают малочисленные народы, лишенные каких-либо этнополитических амбиций. Дополнительно, в бюрократических структурах новых регионов, для показной заботы, могут возникнуть министерства по делам национальностей, чьей реальной функцией будет контроль этнических процессов, создание дополнительных препонов для сохранения и развития народов Российской Федерации. Яркий пример - Ольга Артеменко , руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, которая вместо развития системы национального образования в республиках на деле стала главным действующим лицом в запуске языкового конфликта.

Раскулачивание республик и ряда сильных регионов РФ, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций

Что может происходить дальше? Несомненно, ликвидация республик и мнимая угроза сепаратизма будут поданы как исторический успех Путина и необходимое обновление российской государственности. Главный исход: постепенный переход крупных региональных активов в руки федеральных групп влияния, который может происходить как мирным путём - вынужденной продажей собственниками своих активов по заниженным ценам, так и путём их отъёма в духе дела братьев Магомедовых, Ашаруковых, Евтушенкова. На фоне ликвидации республик и громких процессов над политическими элитами бывших республик второй вариант будет проходить гораздо легче и под одобрение общественности. Во всяком случае, раскулачивание республик и ряда сильных регионов Российской Федерации, передел сфер влияния - это то, что позволит дать стране экономическую передышку на несколько лет и компенсирует часть убытков путинской элиты от западных санкций.

В новом административно-территориальном делении России будет заложен, прежде всего, экономический принцип и рассредоточение этнически однородного населения по разным регионам. Например, Казанская и Камская агломерация (Набережные Челны, Заинск, Нижнекамск, Елабуга), входящие ныне в состав Татарстана, могут быть разнесены по разным субъектам федерации. Сохранение федеративного устройства при одновременном укрупнении регионов будет подано как удачное решение и сохранение преемственности в государственном устройстве.

Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами

В общественно-политическом плане - ликвидация республик приведет к активизации пропаганды российской единой нации с доминированием русского культурного кода, к их противопоставлению республиканскому прошлому, из которого будет лепиться стереотипный образ по типу "лихих 90-х". В этом случае сократится до абсолютного минимума количество национальных организаций, резко снизится поддержка национальных СМИ, театров, книгоиздательств и иной инфраструктуры, поддерживающей на сегодняшний день этничность и историческую память в республиках. Преподавание родных языков постепенно будет сведено к факультативному формату или вовсе будет ликвидировано вместе с оставшимися национальными школами.

Параллельно с общероссийским усилением цензуры, попытками тотального контроля над гражданским обществом любые национальные мероприятия будут проходить через сито согласований и утверждения их повестки. Поэтому публичные проявления нерусской этничности будут сводиться к фольклорному действу, либо будут пресекаться. В рамках возможного возвращения к распределению выпускников учебных учреждений по разным регионам этот инструмент непременно будет использован и для смены этнического состава территорий, как это было в советское время.

На территориях мусульманских республик помимо , может быть использован советский опыт закрытия мечетей "по просьбе трудящихся", снос построек из-за неточностей в документации, фактический запрет на возведение новых мечетей (как это происходит во многих регионах Российской Федерации), запреты на ношение хиджабов, слом халяльной индустрии. При этом уже был представлен пример того, на каких идеологических основаниях и за счёт каких ресурсов может продвигаться . В конечном счёте, нельзя сбрасывать со счетов частичное использование методов этнической зачистки территорий по китайскому сценарию.

Если вам кажется всё это нереальным, то спросите себя, ожидали ли вы 10 лет назад войну на Донбассе, крымские события, жёсткую конфронтацию с Западом и "игру Искандерами", войну в Сирии и российские ЧВК в Африке, попытки закрыть интернет, языковой конфликт в школах республик, повышение пенсионного возраста и четвертьвековой срок Путина у власти?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать

В Кремле не намерены создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном, рассказали источники РБК. Об этом президента России ранее просили депутаты республиканского Госсовета

Казанский Кремль (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Оставят президента​

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.


Рустам Минниханов (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства , что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Подарок Шаймиеву

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости