Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Роль религии и искусства в формировании нравственного облика человека

Сейчас массовое сознание посредством буржуазной пропаганды заражено мнением, что большевики пытались создать бездуховное государство и не придавали значения нравственному воспитанию народа, потому что они де были атеистами и выступали против церкви. Обыватель вообще не мыслит себе духовности вне религии и лишь в отпускающих грехи церковниках видит достойных воспитателей нравственности, не задумываясь над тем, почему за два тысячелетия их проповеди так и не сделали людей человечнее? Почему, кого ни спроси, все, как один, выступают за высокую нравственность, а подлинно нравственных людей в обществе становится с каждым днем все меньше и меньше? Общественная мораль, т.е. свод правил, который регламентирует человеческие взаимоотношения на уровне общественного мнения, всегда изобиловала красиво звучащими абстрактными сентенциями, абсолютно неприменимыми в реальной жизни. А общественная нравственность, т.е. действительное, осуществляемое в повседневности, отношение человека к человеку изменялась от эпохи к эпохе и всегда оставляла желать лучшего.
Ильенков в своих трудах, вслед за Марксом, Энгельсом и Лениным, обнажает корни, которые питают общественное древо, плодоносящее формами общественного сознания, в том числе и этикой. Корни эти - способ материального производства. Отсюда следует, что мораль и нравственность обретают действительный смысл лишь в конкретных исторических условиях. Рассматривая исторический процесс, нетрудно заметить, как изменяется общественная мораль (нравственность, конечно, в меньшей мере) в зависимости от способа производства, господствующего в обществе. Те правила человеческого общежития, которые регламентировали отношения между людьми во времена рабовладельческого строя, стали совершенно неприемлемы во времена феодального. А когда в недрах феодализма вызрел буржуазный способ производства, то, сметая отжившие экономические отношения вместе с соответствующей им моралью, Европу стали потрясать крестьянские войны, Реформация и буржуазные революции. Новые экономические отношения принесли с собой и новую мораль. Были сломаны все сословные перегородки, и человек стал формально свободен в своем выборе. Он больше не был обязан трудиться на кого бы то ни было, но незримая плеть голода вынуждала его это делать ещё более повелительно, чем плеть надсмотрщика или управляющего. Он, как обладатель рабочей силы, превратился в товар, и был выброшен на рынок наряду с бесчисленным множеством других товаров. Человечество разделилось на представителей товара "рабочая сила" и представителей товара "капитал". В условиях жёсткой конкуренции нарастала война всех против всех. Изначальное отчуждение человека от продукта и процесса труда, как и от всех остальных собственных сущностных сил, с каждым новым этапом развития капиталистического производства всё более углублялось. Вспыхивали кровопролитные войны, причинами которых были кризисы перепроизводства и попытки захватить новые рынки сбыта и источники сырья. Именно эти условия породили и упрочили нравственность, характерную для буржуазного общества. "Каждый за себя, один Бог - за всех", "человек человеку - волк", "всё покупается и продается", и т.д. и т.п.
А в это время с амвонов церквей лились и по сей день льются прекраснодушные проповеди о том, что надо "возлюбить ближнего, как самого себя", что надо "подставить левую щеку, когда тебя бьют по правой", что надо "не убить" и "не украсть" и далее в том же духе. Понятно, что применения в реальной жизни эти правила не находили и не находят, приводя людей лишь к оглуплению, обезволиванию и, в конечном итоге, к примирению с существующей, по истине адской, действительностью. Примирение человека с адской действительностью превращает его в согбенного раба Божьего. Он перестаёт преобразовывать мир в направлении его усовершенствования и приводить его в соответствие со своими человеческими нуждами. Естественно, что, перестав заниматься этой сугубо человеческой деятельностью, человек начинает приспосабливаться к миру, условия жизни в котором на сегодняшний день безобразны, т.е. действует по животному типу. Действуя по животному типу, человек неминуемо деградирует как личность. Нравственная ответственность и нравственный выбор являются неотъемлемыми особенностями человека. От них невозможно отречься в пользу кого-то, не перестав при этом быть человеком. Следовательно, перепоручая Богу, а на самом деле церковникам, ответственность за свой нравственный выбор, человек автоматически лишается и воли, и выбора. Результаты оказываются плачевными. Как в случае с Гитлером, например: сначала фюрер думал и решал за весь немецкий народ, разумеется, с его молчаливого согласия, а затем, весь немецкий народ жестоко расплачивался за решения и поступки фюрера и при этом вверг целый мир в жесточайшую бойню. Так же и люди, сдавшиеся в плен религии, постепенно утрачивают способность думать и поступать самостоятельно, их хозяином и одновременно поручителем перед Богом становится человек в рясе, чаще всего, более безнравственный, чем они сами. Его богатство прирастает пожертвованиями страждущих, а наставления и советы почему-то всегда полностью совпадают с интересами и чаяниями господствующих классов. В жизни происходит всё не так, как мнят современные "премудрые пескари". Они считают, что "Бог создал человека по образу и подобию своему", а на самом деле, как понял ещё Фейербах, человек по своему образу и подобию создал Бога. Причём, в каждую эпоху представляемый на иконах образ точно соответствует представлениям человеческого рода, как о самом себе, так и о нравственных критериях, т.е. о добре и зле. Когда человечество корчилось в железных тисках Средневековья, то и Бог представлялся мучеником. Сейчас, например, в протестантских сектах сытого Запада Бог представляется эдаким, холёным преуспевающим владельцем рая, а то и мультимиллиардером. Обыватель полагает, что духовность и религия - синонимы, а в реальности - всё наоборот: "Религия - вздох угнетенной твари. Сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков".

1.
Но ни один подлинно духовный человек не смирится с положением угнетённой твари, не станет искать сердце там, где его нет, и не будет руководствоваться в своих поступках бездушными порядками, даже если они общеприняты. Следовательно, религия на сегодняшний момент служит исключительно духовному порабощению человечества и увековечению ада на земле, а вовсе не определяет и не может определять его духовное развитие. Когда-то, когда христианство противостояло государственной машине рабовладельческого Рима, бесспорно, оно не только способствовало развитию духовности, но и отражало назревающую экономическую необходимость перехода к феодализму. Может быть, в связи с тем, что первоначально монотеизм возник как вестник нового общественного уклада, т.е. был прогрессивен, лицо религии всегда обращено в прошлое? Поэтому в ней так часто растворяются люди, прошлое которых было радостнее настоящего. Религия создаёт иллюзию, мираж духовности, чтобы отвлечь внимание от омерзительных язв общества, построенного на эксплуатации человека человеком.
Но наряду с религией существует такая форма общественного сознания как искусство. Если религия на сегодняшний день оказывает отрицательное усыпляющее воздействие на человеческую нравственность, то с искусством дело обстоит совершенно иначе. Хотя и в этом вопросе, как говорится, есть нюанс: смотря какое искусство...
В образах, созданных художниками, музыкантами, артистами и литераторами, опредмечен дух той эпохи, в которой они творят. В произведениях искусства в индивидуализированной форме запечатлено и более или менее полно (зависит от степени универсальности личности мастера) отражено всеобщее, т.е. те процессы и тенденции, которые определяют направление общественного развития в тот или иной момент времени. Подлинный художник независимо от того, понимает он это или нет, посредством своих полотен говорит людям: "Всмотритесь в существующую данность. Видите, к чему всё идёт?" Точно так же и музыкант, и литератор, и артист - каждый со своей стороны воздействует на чувства людей с тем, чтоб пробудить в них мысль, направленную на разрешение назревших в обществе проблем. Произведения искусства не дают готовых рецептов (они должны быть даны в научных трудах политэкономов, обществоведов и др. ученых), в них зафиксированы и представлены общественные противоречия, а так же передана степень их напряжения.
Известно, что искусство эпохи Возрождения предвосхитило возникновение буржуазного способа производства и вызванное им развитие науки. Титаны Возрождения своими монументальными произведениями показали человеку, что он не раб Божий, а мыслящий творец, что он способен создать нечто более совершенное, чем предрассудки и богословские трактаты. Но именно художники Возрождения, обращаясь к образам Античности, словно предчувствовали, что это, более совершенное нечто, в конечном счете, явится лишь новой модификацией рабства, поскольку античное искусство возникло на почве рабовладельческих отношений. Следует отметить очень примечательную деталь: тяга к античным образам была присуща не только художникам эпохи Возрождения, но и русским художникам середины XIX века, а так же многим деятелям искусства разваливающегося Советского Союза. Художники своеобразным образным языком в разное время и на разных пространствах фиксировали неизбежность утверждения в обществе капитализма.
Ильенков считает, что художники Возрождения "не поняли хорошенько того грустного обстоятельства, что "возродить" античных богов, т.е. сформировать образ современника по образу и подобию Зевса и Прометея, Афродиты и Ники, невозможно, не воспроизведя и всех тех условий, на почве которых эти боги могли бы дышать и жить. В частности без рабовладения, без массы "говорящих орудий", за счёт которых жили и творили подлинные творцы Статуй Зевса и Прометея, те люди, которые создали античных богов по своему образу и подобию".

2.
Но, мне кажется, Ильенков переоценивает степень овладения художниками диалектической логикой, а вот степень развития их интуиции - явно не до оценивает. Художники в большинстве своём не диалектики и не соотносят плюсы с минусами в их диалектическом единстве, противоречии и развитии. В обществе с не преодоленным разделением труда это, в основном, удел философов, а иногда и учёных. Представители искусства чувствуют, предвосхищают осуществление той или иной формы бытия, усиление или угасание тех или иных тенденций развития. Скорее всего, с художниками Возрождения дело обстояло так. Жил Микеланджело или любой другой великий мастер в определённых условиях, общался с людьми разных сословий, подписывал какие-то векселя, брал в долг товары в бакалейной лавке, с кем-то договаривался о заказах, кто-то ему покровительствовал, кто-то вредил, кто-то плёл вокруг него интриги и т.д. И в процессе всей этой бытовой круговерти его вдруг почему-то (почему он не отдавал себе отчёта или просто глубоко не задумывался) стали волновать образы Античности. Они заполонили его мысли и чувства, они преследовали его, мучили, требуя, чтоб он воссоздал их в материале. И он их воссоздал, обогатив индивидуальным пониманием и мастерством. А они, в свою очередь, передали ему свое содержание, украсив новыми гранями его личность.
Для представителя искусства весь мир в целом и каждый составляющий его предмет являются потенциальными не распредмеченными образами. Следовательно, художник и образ - противостоящие друг другу сущности. С того момента, как образ вселяется в художника, начинается акт творения, в процессе которого эти две противоположности должны стать единой сущностью. В этом единстве происходит их взаимное отрицание. Образ уничтожает художника как реально существующего человека. А художник уничтожает образ как существующий независимо от него предмет. Но творческий процесс продолжается и приводит к осуществлению второго отрицания, в результате которого возникают две новых сущности: обогащённый содержанием образа художник и преображённый художником образ. Следовательно, для того, чтоб создать образ, неважно художественный, музыкальный, сценический или литературный, человек должен отождествить себя с ним, жить его жизнью, думать его мыслями, чувствовать его чувствами, говорить его словами. Т.е., чтоб создать всестороннее представление о другом, мастер должен перестать быть собой, в нём на время должен умереть тот реально существующий в реально существующем обществе индивид. Можно с уверенностью сказать, что, когда Микеланджело обдумывал и творил Давида, на свете не существовало Микеланджело, потому что по своему содержанию он был тождественен Давиду. Если бы было по другому, то Давид не состоялся бы в мире как Давид, а Микеланджело не осуществился бы в нём как Микеланджело. Так происходит всегда, когда речь идёт о великих художниках. Образы в них возникают вроде бы случайно, но в результате акта творения посредством этих образов люди начинают видеть ту или иную общественную необходимость. Посредственные художники отличаются от великих только тем, что создают свои произведения, не переставая при этом быть самими собой. Они не умирают и не рождаются в процессе обдумывания и создания своих образов. Их произведения, как мертворождённые дети, в них не пульсирует живая жизнь. Художник, не вливающий живого содержания в свои образы путем отождествления себя с ними, обречен создавать лишь пустые формы. Следовательно, как творец он осуществиться не может.
В этом процессе отождествления-разотождествления, с самим собой во имя оживления своего другого, и заключается сходство религии и искусства. Для того, чтобы ожил Бог, человек должен разотождествиться с собой и передать ему свое содержание, т.е. он должен умереть как совокупность всех, сформировавших его, общественных отношений. Если это разотождествление состоялось, человек перестает существовать как творческая общественная сила. Он зачарованно смотрит на Существо, в которое вдохнул жизнь, и это Существо живёт для него вместо него. Художник разотождествляется с собой, чтоб ожил создаваемый им художественный образ, но не для того, чтоб тот потом жил для него вместо него, а для того, чтоб он жил в человеческом обществе самостоятельной творческой жизнью. Художник, творя, на время умирает для общества, чтобы духовно обогатить его. Для верующего, чаше всего, процесс внутреннего развития заканчивается первым отрицанием. Именно в смысле и целях, т.е. в содержании процесса отождествления-разотождествления, кроется различие между религией и искусством. Этим различием определяется противоположность воздействия религии и искусства, как на процесс формирования человеческой нравственности, так и на процесс развития общества. Религия, как уже было отмечено выше, давно израсходовала потенциал своего развития и, как следствие, выступает в качестве реакционной силы, стремящейся к незыблемости существующего порядка вещей. Искусство, наоборот, предстает как сила, указывающая на необходимость изменения общественных отношений.
Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно, развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе. Во-вторых, поскольку красота - это соответствие предмета представлению человека о нём, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает господствующим классам продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины - обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.
В данном контексте необходимо сказать пару слов о современном искусстве, порожденном буржуазным способом производства, давно уже исчерпавшим себя. У людей с развитым эстетическим чувством оно, за исключением своих единичных проявлений, вызывает острое неприятие. Безобразные образы или вообще отсутствие таковых, пошлый примитивизм, бессвязный одуряющий грохот вместо музыки - не могут не вызывать подобную реакцию. Другими словами, современное буржуазное искусство в течение XX века утрачивало и на сегодняшний день почти утратило свою эстетическую функцию. Однако функцию зеркала общественных противоречий сохранило и даже, можно сказать, усилило, разумеется, за счёт утраты эстетической. Деятели современного искусства могут думать о своём творчестве что угодно, но их произведения кричат: "Это конец! Тупик! Дальше на этом пути нас не ждёт ничего, кроме смерти!"
В обществе, доведшем разделение труда до последнего, гибельного предела, где человек отчужден от своей сущности настолько, что превратился в предельно ограниченную функцию какого-либо технического устройства, где каждый видит лишь сук, на котором сидит, и то не весь, стало по существу почти невозможно сохранить человеческий облик. Вместо человека функционирует некая самовоспроизводящаяся биологическая машина, чуждая подлинно человеческих потребностей и стремлений, которая призвана умножать богатство владельцев капитала, обеспечивая себе при этом средства для биологического существования. Скорее всего, именно из-за невостребованности обществом, эстетическая функция искусства ускоренными темпами атрофируется. Когда организм заживо разлагается, не до эстетики.
Выход из этого тупика можно найти лишь в скорейшем преодолении разделения труда, которое возможно только на пути построения бесклассового общества, т.е. коммунизма. Именно в процессе построения такого общества отомрет за ненадобностью религия и возродится эстетическая функция искусства. Именно в процессе созидания человечных условий жизни сформируется всесторонне развитый, а потому и высоконравственный, очеловеченный человек.

1. К. Маркс, Соч.
2. Э. В. Ильенков, Об идолах и идеалах, стр. 57, Изд. Полит. Лит., М.,1966 г.

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании и социализации личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, коммуникативности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ж.-М. Гюйо, К. Мангейму, Х. Ортега-и-Гассету и др.

Искусство создается ради художественного восприятия, вызывающего у созерцателей сотворческую деятельность. Общение с подлинным произведением искусства и вызванное им переживание становится фактом биографии воспринимающего, т.е. происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция - помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и тупого «омассовения», с другой - от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму - личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму - понимание непосредственного ощущения жизни.

Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте других, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Как пишет шведский культуролог М. Казиник, именно в искусстве человек проявляется подлинным, т.е. таким каким должен быть, каким задуман.


Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством

Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Живопись, музыка, литература, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит - обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа - это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Роль архитектуры как направления искусства

То, что творения рук человеческих влияют на психику и самочувствие индивида, было доказано еще в Древнем Египте. Например, древнеегипетский архитектор Имхатеп, руководивший строительством пирамид, в то же время был практикующим врачом, энциклопедически образованным человеком.

Сегодня психологи всего мира изучают восприятие человеком окружающей среды. Их также интересует воздействие среды на поведение человека, восприятие архитектурного пространства людьми разных возрастов: детьми, взрослыми, стариками. То, в какой среде человек находится, важно для формирования поведения и мышления всего народа. И. Середюк в своих исследованиях пишет, что архитектура служит не только источником информации, но и программирует чувства человека, а также многие ответные реакции.

Наука изучающая факторы внешней среды, оказывающие положительное или негативное воздействие на физиологию человека называется визуальная экология . Вот что говорит эта наука.
Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена "картинки" действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной привлекательности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.

В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Часть человечества, живущая в городах, сама конструирует себе визуальную среду. В среднем 16 часов в сутки человек созерцает в основном не природные формы, а произведения архитекторов и дизайнеров. Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. "золотого сечения". Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях - от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке. Функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки - типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.

Английские учёные в свое время исследовали энцефалограммы (графическое отображение активности головного мозга) людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки - неважно, жилое или промышленное, - его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. "спальных" городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в процессе расселения "коммуналок", находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия.

К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из причин роста преступности.

Что представляет собой сегодня, например, Москва, с точки зрения визуальной экологии? С одной стороны, это выдающиеся архитектурные объекты, с другой - архитектура так называемого функционального стиля, провоцирующая деградацию нравственности.

Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором - выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. К сожалению в большинстве городов такого выбора нет.

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Диссертация добавить в корзину 500p

ГЛАВА 1. Искусство, его сущность и проявление.10

1". Специфика искусства. 10

2. Система функций искусства. 39

ГЛАВА П. Формирование личности - высшее предназначение искусства.50

1. Общая характеристика гуманизирующей функции искусства. 50

2. Нравственное влияние искусства на человека.8 7

Рекомендованный список диссертаций

  • Искусство как гуманизирующий феномен: Социально-философская трактовка 2005 год, доктор философских наук Заховаева, Анна Георгиевна

  • Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции 2006 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна

  • Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений 2005 год, кандидат искусствоведения Устарханов, Азим Ханпашаевич

  • Проблема отражения природной и социальной реальности в эстетическом и художественном сознании 2003 год, кандидат философских наук Славницкая, Ольга Александровна

  • Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе освоения народного певческого искусства 2005 год, кандидат педагогических наук Ржепянская, Ирина Вячеславовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство и его роль в формировании личности»

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная (А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека (С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн) .

Несмотря на большое количество работ по вопросу сущности искусства и его роли в формировании личности, все проблемм еще не разрешены.

Кроме того, сильное влияние на проблематику исследований оказал господствующий долгое время в советской науке классовый подход к искусству (это разделение искусства на реакционное буржуазное и прогрессивное социалистическое), что не позволяло выделить общегу-манизирующее значение искусства.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является разработка системного понимания природы искусства, на этой основе раскрывается его гуманизирующая роль в формировании личности.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

Из совокупности особенностей искусства выделить его специфическую особенность, имеющую системообразующее значение.;

В свете специфики искусства определить особый смысл, который приобретают эстетический, познавательный и воспитательный моменты;

Показать различие между понятиями эстетическое и художественное;

Осуществить опыт создания системной концепции искусства;

Конкретизировать понимание воспитательной функции искусства как функции гуманизирующей;

Рассмотреть нравственно-воспитательную роль искусства в качестве важнейшего элемента его гуманизирующей функции.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования служит материалистическое и диалектическое понимание мира. В качестве методологических предпосылок использованы принципы диалектической логики, историко-философский подход, сравнительный анализ и элементы системного метода исследования социальных явлений.

Теоретическими предпосылками явились взгляды Л.Н.Толстого, Л.С.Выготского, А.Ф.Еремеева, Л.Г.Юлдашева. Труды философов искусства И.Тэна, Л.Н.Столовича, Ю.Б.Борева, М.С.Кагана и других.

Вопросы морального сознания рассматривались на основе работ Л.М.Архангельского, В.А.Блюмкина, Г.Н.Гумницкого, О.Г.Дробницкого, А.А.Гусейнова,

При исследовании комплексных вопросов, связанных с психологией личности были использованы труды по психологии С.Л.Рубинштейна, А Н.Лука, А.Г.Ковалева, П.В.Симонова и других.

Исследование опирается на многочисленные (более 100) примеры из области искусства.

Научная новизна исследования.

Проблема сущности искусства и его влияние на личность анализируется автором диссертации в новом контексте, на основе эмоционально-образной специфики искусства, в аспекте его гуманизирующего значения.

К новым результатам, полученным диссертантом и выносимым на защиту, могут быть отнесены следующие:

Путем критики основных концепций искусства выясняется его специфическая, а следовательно, системообразующее свойство - эмоционально-образное отражение действительности.;

Осуществляется опыт создания системной концепции искусства.

В отличие от традиционных подходов, где функции искусства рассматриваются или обособлено друг от друга или в основе их системной характеристики лежит, чаще всего, эстетическая сущность искусства, диссертант представляет и обосновывает систему функций исходя из эмоционально-образной специфики искусства;

На основе понимания специфики искусства выясняется значение присущих ему эстетического, познавательного и воспитательного моментов, при этом показывается нетождественность понятий эстетического и художественного, что позволяет понять особую роль эстетического в искусстве;

Вводится новое понятие уточняющее характеристику художественной эмоции - "мысле-чувство", где чувства, образы искусства находятся в неразрывном единстве с идейном содержанием художественного произведения.

Представленная эмоционально-образная концепция искусства позволяет выделить единый критерий для всех видов и жанров искусства, в том числе, и для так называемого "авангардного" искусства (супрематизм, "оп-арт", "эл-арт", алеаторика и др.), которое в существующих концепциях ("эстетической", например), порой не находило должного понимания и часто отвергалось как псевдоискусство.

Конкретизируется понимание воспитательной функции искусства как функции гуманизирующей, т.е. формирующей человеческую личность во всей ее полноте, в сумме всех ее положительных качеств. Отмечается и существование другой притовоположной тенденции (дегуманизи-рующее действие искусства), выявляются некоторые причины деформации духовно-нравственных идеалов в произведении искусства.

Показывается способность искусства гуманизировать эмоциональный мир личности. В этом плане автор применяет психологическую классификацию уровней чувствования, предложенную проф. С.Л. Рубинштейном: "низшие чувства"("физиологические"), "предметные чувства", "надпредметные чувства". Анализируется воздействие искусства на каждом уровне. Отвергая эстетическую теорию искусства, диссертант рассматривает, так называемые "эстетические категории",в рамках эмоционально-образной специфики искусства ■как "надпредметные чувства".

Выделяются "уровни искусства": обыденное художественное сознание, самодеятельное художественное творчество, массовое и элитарное искусство; обосновываются критерии каждого "уровня", анализируются особенности гуманизирующего действия искусства на том или иной "уровне".

Как важнейший элемент гуманизирующей функции рассматривается нравственно-воспитательная роль искусства, причем последняя не только в общем форме, как обычно определяется в литература по искусству, а на примере ряда конкретных личностных качеств.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Исследование сущности искусства и его влияния на духовный мир личности на основе системного философского подхода, использование трудов в области психологии, работ по искусствоведению позволяет подойти к проблеме комплексно, расширить рамки научного поиска.

Изучение вопроса в наиболее общем виде дает начало новым разработкам в данной проблеме. Это касается прежде всего конкретизации предложенных идей в психологии, социологии через непосредственный эксперимент, тестирование и др. методики, т.к. философский подход предлагает лишь общую концепцию понимания проблемы.

Практическая значимость исследования заключается также в том, что оно позволяет пересмотреть некоторые методы и принципы преподавания предметов эстетического цикла в школе.

Материалы предлагаемой работы возможно использовать в разработке следующих курсов: "Социальная философия", "Этика", "Культурология", "Психология", "Педагогика", "Религиоведение".

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедра философии и политологии Ивановской архитектурно-строительной академии. Опубликованы статьи и тезисы (10) по основным вопросам, решаемым в работе. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: научно-практической конференции по гуманизации (Иваново,1996); международной научно-практической конференции "Феноменология художественного образования" (Владимир,1996), межвузовской научно-теоретической конференции "Миф и культура" (Иваново, 1997); культурологическом семинаре "От молодежной субкультуры -к высотам человеческой культуры" (Иваново,1997); первой, второй и третьей внутривузовских научных конференциях молодых ученых ИГАСА (Иваново,1997;1998;1999).

Диссертантом разработаны учебные программы по предметам эстетического цикла для средней школы в основе которых лежит эмоционально-образная теория искусства. Курс "Эстетика" апробировался в Ивановской школе N55 с 1-10 класс, предлагаемая система позволила привести в систему преподавание предметов эстетического цикла. В школе-лицее N22 (г.Иваново) в течение 3 лет апробировался курс "Эстетико-эмоциональная живопись" (7-9 кл.), внедрение этого курса позволило раскрыть психологические особенности подростков, дало возможность школьному психологу, классному руководителю найти подходы к так называемым "трудным детям" и проводить коррекцию личных качеств. (С представленными программами и итогами эксперимента можно ознакомиться на кафедре эстетики ИПК и ППК г.Иваново)

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников 2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Светлана Анатольевна

  • Проблема эстетической когнитивности социальных отношений 2003 год, кандидат философских наук Шевченко, Лидия Николаевна

  • Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства 2005 год, кандидат педагогических наук Базалий, Раиса Викторовна

  • Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков 1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич

  • Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства 1998 год, кандидат педагогических наук Кезин, Василий Георгиевич

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Заховаева, Анна Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследуя проблему влияния искусства на формирование личности мы пришли к следующим результатам:

Основные концепции искусства (эстетическая, познавательная и воспитательная), которые получили распространение в отечественной науке, не раскрывают сущности искусства. Их подход к специфике искусства через одну из его функций не способен выявить истинную природу искусства. Не решен этот вопрос и в западной философии, где сущность искусства рассматривалась в аспекте того или иного его признака.

Искусство - это система функций, и их место и роль определяется спецификой искусства - эмоционально-образной характеристикой отражения действительности.

Познание сущности искусства и его влияние на духовный мир личности возможно прежде всего на основе системного философского подхода, исследований в области искусствознания и работ- по психологии.

Специфика искусства в его эмоционально-образной природе. Искусство - это область чувств и настроений человека в форме их непосредственного переживания. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах.

Эмоции искусства всегда разумны, своего рода "мысле-чувства". Через чувства -"ворота искусства", искусство влияет на весь духовный мир личности, нравственно одухотворяет и гуманизирует личность.

Эмоции искусства всегда типичны, общезначимы, наполнены общечеловеческим смыслом, но всесте с тем они конкретно-историчны и сугубо индивидуальны.

Воспитательная функция доминирует в искусстве, но важно конкретизировать, что искусство не просто воспитывает, а способно формировать облик Человека в целом, т.е. гуманизировать его (гуманизирующая функция). Миссия искусства, его социальная роль - очеловечивать, воздействоать на человека всесторонне во всей полноте его духовной природы, развивать целостную личность.

Основные функции искусства эстетическая, познавательная, воспитательная и главная гуманизирующая, могут быть правильно истолкованы только на единой основе, исходя из эмоционально-образной специфики искусства.

На протяжении всей человеческой жизни, на всех уровнях художественного сознания: "обыденное художественное сознание", "самодеятельное художественное творчество", "массовое искусство", "элитарное искусство" - разумные эмоции искусства призваны внести гармонию в духовный мир личности, воздействуя на личность комплексно и многогранно.

Искусство способно прививать человеку высшие духовные ценности, идеалы, вносить нравственные ориентиры, формировать моральные качества личности. Тем самым искусство не просто отражает жизнь, а показывает ее такой, какой она должна быть.

Наряду с нравственно-гуманизирующим искусством существует и другое искусство, которое может нравственно развращать человека, привести к дегуманизации личности. Причина здесь кроется в гражданской, идеологической и моральной позиции автора художественного произведения.

Некоторые виды и жанры искусства нейтральны по отношению к морали, однако косвенно и это искусство способно благоприятно влиять на личность, поскольку искусство имеет гуманизирующее значение.

Высшая цель искусства как формы общественного сознания - не просто воспитывать, а гуманизировать, формировать Человека, полноценную личность.

В искусствоведении представленная концепция искусства позволяет найти единый критерий (эмоциональность образов-символов) для всех видов и жанров искусства, в том числе, и для так называемого "авангардного"(современного) искусства, которое не всегда находило должного понимания и часто отвергалось как псевдоискусство.

Изучение проблемы дает начало новым разработкам как в социальной философии (проблема гуманизации личности, вопрос о специфики форм общественного сознания и др.), так и в психологии, социологии, практической педагогике, искусствознании. Здесь требуется конкретизировать теоретические предложения через непосредственный эксперимент, тестирование и другие методики, т.к. философский подход предполагает лишь общую концепцию понимания проблемы-.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Заховаева, Анна Георгиевна, 1999 год

1. Адушкин Г.Е. Нравственные уроки русской классической литературы. -М.:Знание,1986. 64 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. -М.:Проспект,1996. 568 с.

3. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. -М.Политиздат,1980. 253 с.

4. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М.:Наука,1981. 193 с.

5. Анохин П.К. Эмоции.//Психология эмоций. М.-.Московский университет, 1984 . -С.172-177.

6. Аристотель. Политика. -СПб.1865.

7. Аристотель. Этика. -СПб.1908.

8. Аристотель. Сочинения в 4 томах. -М.:Мысль,1983.

9. Аристотель и античная литература. -М.:Наука,1978. 230 с.

10. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.:Мысль,1974. 221 с.

11. Асенин С.В., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. -М.:Высшая школа,1967. 144 с.

12. Астахов И.Б. Эстетика. -М.:Московский рабочий,1971. 439 с.

13. Бакштановский В.И. Моральное воспитание личности. -М.:Политиздат,1983. 176 с.

14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. -М.:3на-ние,1985. 64 с.

15. Барулин B.C. Социально-философская антропология. -М.:Онега,1994. 256 с.

16. Бежин Л.Е. Дуфу. -М.:Молодая Гвардия,1987. 271 с.

17. Бе.зклубенко С.Д. Природа искусства. -М.: Политиздат, 1982 . -166 с.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 10 томах. -М. Художественная литература,1935.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.:Республика,1993. -383 с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.:Правда,1989. 607 с.

21. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. -М.:Знание, 198.6. 64 с.

22. Берхин Н.Б. Специфика искусства. -М.:Знание,1984. 63 с.

23. Берхин Н.Б., Крутоус В.П. Является ли познание целью искусства? -М.:Знание,1989. 64 с.

24. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. -Воронеж:Воронежский университет,1973. 186 с.

25. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н. Нравственное воспитание.(Фило-софско-этические основы.) -Воронеж:Воронежский университет,1990.- 141 с.

26. Бойко М.Н. Самосознание искусства самосознание человека. -М.:Наука,1997. - 189 с.

27. Боннер А. Греческая цивилизация. Т.1. -М.:Иностранная литература,1958. 256 с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.:Издательство политической литературы",1988. 496 с.

29. Брандт Г.В., Лобок A.M. Преодоление морали или парадоксы "нравственного искусства". -М.:Знание,1990. 64 с.

30. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.:Издательство политической литературы,1984. 272 с.

31. БСЭ. -М.:Советская энциклопедия,1970-1978.Т.14. -С.578-579.

32. Буржуазная эстетика сегодня. -М.:Наука,1970. 320 с.

33. Буров A.M. Эстетическая сущность искусства. -М. :Искусство" ,19.56. 292 с.

34. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. -М.:Политиздат,1957. -263 с.

35. Ванслов В.В. Что такое искусство? -М.:Изобразительное искусство, 1988 . 327 с.

36. Василев К. Любовь. -М.:Прогресс,1982. 384 с.

37. Виппер Б.Р. Возрождение ХШ-XVl вв. -Т.1. -М.:Искусство,1977. 223 с.

38. Волков Г.Н. Три лика культуры. -М.:Молодая Гвардия,1986. -335 с. .

39. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека.-Ростов-на-Дону:Ростовский университет,1994. 288 с.

40. Волошинов В.Н.(Бахтин М.М.) Фрейдизм. -М.:Наука,1993.-308 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.:Искусство, 1986. -572 е.; М.:Педагогика,1987. 341 с.

42. Гайдученок И.А. Слово о личности. -Минск:Наука и техника,1990. 157 с.

43. Гегель Г. Работы разных лет в 2 томах. -М.:Мысль,1970.

44. Гегель Г. Сочинения в 2 томах. -М.:Мысль,1971.

45. Гегель Г. Сочинения в 4 томах. -М.:Мысль,1959.

46. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. -М.:Мысль,1977.

47. Гегель Г. Эстетика в 4 томах. -М.:Искусство,1968.

48. Голомшток И. Тоталитарное искусство. -М.:Политиздат.1994. -407 с.

49. Гольбах П. Система природы. -М.1924.

50. Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т.25. -М.:Госиздат художественной литературы,19 5 3.

51. Григорян Б.Т. Философия о сущности человека. -М.Политиздат", 1973. 319 с.

52. Громов Е.С. Основы эстетических знаний. -М.:Советский художник,1971. 209 с.

53. Гумницкий Г.Н. К вопросу о сущности эстетического.//Логика. Этика. Эстетика. -Ярославль.1966.

54. Гумницкий Г.Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. -М.:Знание,1983. 64 с.

55. Гумницкий Г.Н. Основы этики. 4.1. -Иваново:Ивановский инженерно-строительный институт,1992. 62 с.

56. Гумницкий Г.Н.Основные проблемы теории морали. -Иваново.197 2.

57. Гусев Г. Странствия великой мечты. -М.:Молодая Гвардия,1987. 431 с.

58. Гусейнов А.А. Великие моралисты.-М.:Республика,1995. 351с.

59. Давыдов Ю.В. Искусство как социологический феномен. -М.:Наука,1968. 285 с.

61. Джеймс У. Что такое эмоция?//Психология эмоций. -М.Московский университет,1984 . -С.83-92.

62. Дивненко О.В. Эстетика. -М.:Издательский центр-"Аз",1995. -274 с.

63. Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. -М.:Мысль,1986 . 571 с.

64. Дмитриева Н.А.,Виноградова Н.Л. Искусство Древнего мира. -М.:Искусство,1986. 207 с.

65. Дмитревская И.В. Понимание художественного текста: феноменологичемкий и системный подходы.//Феноменология художественного образования. Владимир:Владимирский государственный педагогический университет, 1997. -С.73-77.

66. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М.:Политиздат,1978. 272 с.

67. Дробницкий П.Г. Понятие мораль. -М.:Наука,1974. 388 с.

68. Дубинин Н.П. Что такое человек? -М.:Мысль,1983. 334 с.

69. Духовность, художественное творчество, нравственность.("Круглый стол") //Вопросы философии. 1996. N2. -С.3-40.

70. Еремеев А.Ф. Границы искусства. -М.:Искусство,1987. 317 с.

71. Ершов П.М. Технология актерского мастерства. Т.1. -М.:Открытый российский университет,1992. 288 с.

72. Житомирский Д. Р.Шуман. -М.:Музыка,1964. 233 с.

73. Зравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.:Политиздат,1986. 224 с.

74. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. -М.:Три-вола,1994. 304 с.

75. Зись А. Искусство и эстетика. -М.:Искусство,1975. 440 с.

76. Идеология, мораль, искусство. -Киев.1991. 189 с.

77. Искусство нравственное и безнравственное. -М.:Искусство, 1969 . 263 с.

78. Искусство XX века. /Под ред. В.М.Полевого. -М.:Искусство,1991. 304 с.

79. История зарубежного искусства. -М.:Изобразительное искусство,1984. 376 с.

80. История русского искусства. -М.:Изобразительное искусство, 1980. 508 с.

81. Каган М.С. Начала эстетики. -М.:Искусство,1964. 218 с.

82. Каган М.С. Морфология искусства. Л.:Искусство,1972.440 с.

83. Казин А.Л. Эстетическое и художественное. //Вопросы философии.1987. N2. -С.107-117.

84. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. -М.:МГУ,1983. 119 с.

85. Кант И. Сочинения в 6 томах. Т.5. -М.:Мысль,1966.

86. Кант И. Трактаты и письма. -М.:Наука,1980. 709 с.

87. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.:Просвещение,1970. 391 с.

88. Коллектив. Личность. Общество. -Л.:Лениздат,1987. 144 с.

89. Коломенский Я.Л. Человек: психология. -М.:Просвещение,1986. 224 с.

90. Красота человека в искусстве. -М.:Искусство,1980. 345 с.

91. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. -М.:Знание,1986. -109 с.

92. Кроче Б.Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. 4.1. -М.1920.

93. Крутоус В.П. Путь к прекрасному. -М.:Просвещение,1989. 191 с.

94. Кузин B.C. Психология. -М.:Высшая школа,1980. 256 с.

95. Ладыгина А.Б., Гришин В.В. Искусство в системе духовных ценностей. -М.:Знание,1986. 60 с.

96. Ленин В.И. О литературе и искусстве. -М.:Искусство,1967. -С.663.

97. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.//Психология эмоций. -М.:Московский университет,1984. -С.162-171.

98. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.:МГУ,1981. 584 с.

99. Личность. (Семинар по проблемам личности 1970 год г.Москва).-М.:Институт философии АН СССР,1971. 302 с.

100. Ломунов К.Н. Эстетика Л.Толстого. -М.:Современник,1972. -324 с.

101. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.:Институт философии АН СССР,1976. 302 с.

102. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М.:Искусство,1970. 384 с.

103. Лук А.Н. Эмоции и личность. -М.:Знание,1982. 175 с.

104. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.7. -М.Художественная литература,1967.

105. Луначарский А.В. Статьи о Чернышевском. -М.:Гослитиздат, 1958. 120 с.

106. Малахов В. Искусство и человеческое мироотношение. -Киев:Наука,1988. 211 с.

107. Мамонтов С.П. Основы культурологии. -М.:Открытый российский университет,1994. 208 с.

108. Маритен Ж. Ответственность художника.//Самосознание европейской культуры XX в. -М.:Издательство политической литературы,1991. -С.171-207.

109. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве. Т.1. -М.1967.

110. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1,25,37. -М.1955-1970.

111. Мастера искусства об искусстве. -М.:Искусство,1970.

112. Мигунов А.С. Эстетика и искусство во второй половине XX века. -М.:Искусство,1991. 508 с.

113. Мораль: сознание и поведение. -М.:Наука,1986. 208 с.

114. Моррис У. Искусство и жизнь. -М.:Искусство,1973. 511 с.

115. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.-Новосибирск:Наука,1989. 208 с.

116. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. -М.:Музыка,1989. 560 с.

117. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.:Искусство,1994. 606 с.

118. Мысли о воспитании. -Ярославль:Верхне-Волжское книжное издательство, 1988 . 289 с.

119. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек? -М.:Молодая Гвардия,1987. 172 с.

120. Натев А. Искусство и общество. -М.:Прогресс,1966. 320 с.

121. Недошивин Г. Очерки истории искусства. -М.:Искусство,1953. 340 с.

122. Немеровский Б.М. Мудрость красоты. -М.:Просвещение,1981. -210 с.

123. Немировская Л.З. Л. Толстой и проблемы гуманизма. -М.:Знание,1988. 64 с.

124. Немировский А.И. Мифы и легенды древнего Востока. -М,Просвещение, 1994 . -С.315-323.

125. Никитина Н.Н. Мимесис в эстетике Аристотеля. -М. .-Знание, 1990. 64 с.

126. Ницше Ф. Генеалогия морали. -Спб.1908.

127. Ницше Ф. Происхождение трагедии. -М.1900.

128. Нуйкин А.А. Искусство и нравственность. -М.:Знание,1981. -56 с.

129. Обуховский И. Психология влечений человека. -М.:Прогресс,1972. 247 с.

130. Общественное сознание и его формы. /Под ред. В.И.Толстых. -М.:Политиздат,1986. 367 с.

131. Оганов А.А. Теория отражения и искусство. -М. .-Искусство,1978. 133 с.

132. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.//Самосознание европейского искусства XX века. -М.:Издательство политической литературы, 1991. -С.230-263.

133. Освобождение духа. -М.:Политиздат,1991. 351 с.

134. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. -Сверд-ловск:Уральский университет,1990. 209 с.

135. Пейтер У. Ренессанс. -М.1912.

136. Платон. Собрания сочинений в 4 томах. Т. 3-М.:Мысль,1994.

137. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. -М.-.Высшая школа, 1984. 174 с.

138. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. -М.:Гослитиздат,1958.- 670 с.

139. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. -М.Искусство,1965. 325 с.

140. Проблемы человека в западной философии. -М.:Прогресс,1988.- 552 с.

141. Праздников В.А. Нравственный смысл искусства. -Л.1985.

142. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах.//В.Н. Назаров, Г.Н. Сидоров. -М.:Политиздат,1989. 333 с.

143. Раппопорт А. Заметки о природе архитектуры.//Вопросы искусствознания. 1994. N1.

144. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. -М.:Музыка,1968. 169 с.

145. Раскин Д. Лекции об искусстве. -Спб.1907.

146. Рафаэль и его время. -М.:Наука,1986. 256 с.

147. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Издательство АН СССР,1957. 328 с.

148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.:Политиг-рафкнига,1946. 704 с.

149. Рубинштейн С.Л. Теоретическиее вопросы психологии и проблемы человека. //Вопросы психологии. 1957. N3. -С.30-38.

150. Русская игрушка. -М.:Советская Россия,1987. 200 с.

151. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. -М.1991.

152. Самосознание европейской культуры XX века. -М.:Издательство политической литературы,1991. 366 с.

153. Самохвалова В.И. Человек в искусстве.-М.:Знание,1987.-61 с.

154. Салеев В.А. Эстетическое и художественное.//Вести Московского университета. Серия 7. Философия 1986. N3. -С.52-61.

155. Сержатов В.Ф., Гречанный В.В. Человек как предмет философии и естественно-научного познания. -Л.1980.

156. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. -М.Наука,1984. 161 с.

157. Скатерщиков Н. Искусство как форма общественного сознания. -М.:Советская наука,1956. 24 с.

158. Скурту Н.П. Искусство как познание. Кишинев.1988. - 73 с.

159. Словарь социально-психологических понятий. -Л. :Лениздат,1987.

160. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. Л.:Художник,1983. 370 с.

161. Смит А. Теория нравственных чувств. -СПб.1895., -М.:Республика,1997. 420 с.1оЗ. Соболев П.В. Художественная культура личности. -Л.:Знание, 1986.-32с.

162. Соколов Э.В. Культура и личность. -Л.:Наука,1972. 228 с.

163. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 томах. -М.:Госполитиз-дат,1957.

164. Спиркин А.Г. Основы философии:Учебное пособие для вузов. -М.Политиздат,1988. 592 с.

165. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек. -М.Политиздат,1985. 415 с.

166. Столович Л.Н. Философия красоты. -М.:Политиздат,1978.-118 с.

167. Сумерки богов. -М.:Издательство политической литерату-ры,1990. -С.94-143,319-345.

168. Сурьо Э. Искусство и философия.// Вопросы философии.1994.N7-8. -С.104-116.

169. С чего начинается личность? -М.:Политиздат,1984. 360 с. 173. Татаркевич В.Т. Дефиниции искусства.//Вопросы философии. 1973.N5. -С.67-75.

170. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. -М.:Мысль,1974. 278 с.

171. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. -Воронеж: Воронежский университет,1987. 206 с.

172. Толстой Л.Н. Литература, искусство. -М.:Современник,1978. -2/2 с.

173. Толстой Л.Н. Что такое искусство? -М.:Современник,1985. -292 с.

174. Толстых В.И. Искусство и мораль.-М.:Политиздат,1973.-440 с.

175. Тугаринов В.П. Философия сознания. -М.:Мысль,1971. 199 с.

176. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. -Л:Ленинградский университет, 1990 . 216 с.

177. Тэн И. Философия искусства. -М.:Изобразительное искусство,1995. 160 с.

178. Уайльд О. Полное собрание сочинений. -Спб.1912.

179. Федотова В.Г. Влияние искусства на формирование личности. М.1971.

180. Филатова И.Дети перед телевизором./Аргументы и факты.N34.-С.5

181. Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. -М.:Наука,1976. 112 с.

182. Философская энциклопедия в 5 томах. Т.2,3,5. -М.: Советская энциклопедия,1960-1970.

183. Философский энциклопедический словарь. -М.:ИНФА-М,1998.-576 с

184. Философский словарь. -М.:Политиздат,1986. 590 с.

185. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М.:Знание,1982. 110 с.

186. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Ростов-на-Дону:Издательство Ростовского университета,1990. - 48 с.

187. Фрейд 3. Психологические этюды. -М.1912.

188. Фрейд 3. и другие.Психоанализ и учение о характерах. -М.1923.

189. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. -М.:Политиздат,1989. -558 с.

190. Фромм Э. Душа человека. -М.:Республика,1992. 429 с.

191. Фромм Э. Человек:кто он такой?//0 человеке.- Вып,1.-М.:Знание,1991. -С.7-10.

192. Хайдеггер М. Искусство и пространство.//Самосознание европейской культуры XX века. -М.:Издательство политической литературы,1991. -С.95-102.

193. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.//Проблема человека в западной философии. -М.:Прогресс,1988. -С.314-356.

194. Хрестоматия по истории психологии. -М.:МГУ,1980. 301 с.

195. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.:Политиздат,1991. - 461 с.

196. Челпанов Г.И. Логика. -М.1946.2^0. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т. 1-3. -М.:Госполитиздат,1950.

197. Чернышевский Н.Г. Пол.соб.соч. -Т.2. -М.1949.

198. Чернышевский Н.Г. Статьи по эстетике. -М.1938.

199. Швейцер А. Культура и этика. -М.:Прогресс,1973. 373 с.

200. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М.:А0 "Аспект Пресс",1994. 320 с.

201. Шевцов E.B. Искусство и духовный мир человека. -М.:Знание, 1984. 63 с.

202. Шеллинг Ф. Философия искусства. -М.:Мысль,1966. 496 с.

203. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Соб. соч. в 7 томах. -Т.6. -М.:Художественная литература,1957. 791 с.

204. Шопенгауэр А. Избранные произведения. -М.:Просвещение, 1992. -С.413-474.

205. Эстетика (словарь). -М.:Политиздат, 1989. 447 .

206. Этика (словарь). -М.:Политиздат,1983. 445 с.

207. Этика: словарь афоризмов и изречений. -М.-.АО "Аспект Пресс",1994. 336 с.

208. Эфромсон В.П. Генетика этики и эстетики. -Спб.:АЗОТ "Талисман",1995. 281 с.

209. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования, -М.:Мысль,1981. 247 с.

210. Юм Д. О трагедии.//Вопросы литературы. 1967. N2. -С.156-167.

211. Якобсон П.М. Психология чувств. -М.:Издательство АН РСФСР, 1956. 238 е.; М. -.Издательство АН РСФСР, 1958. - 384 с.

212. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. -М.-.Знание,1976. 64 с.

213. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. -М.:Высшая школа,1985. 287 с.

214. Яковлев Е.Г. Моралисты и эстеты. -М.:Знание,1988. 64 с.- 137 -Художественная литература.

215. Быков В. А зори здесь тихии.М.:Художественная литература, 1976.

216. Войнич Э. Овод. -М.:Правда,1977.

217. Гомер. Одиссея. -М.:Московский рабочий,1982.

218. Русская лирика XIX века. -М.:Художественная литература,1981.

220. Се"нт-Экзюпери А. Маленький принц. -М.: Знание, 1977 .

221. Толстой Л.Н. Анна Каренина. -Л.:Художественная, литература, 1982 .

222. Толстой Л.Н. Воскресение. -М.:Художественная литература,1984.

223. Шекспир У. Гамлет.Отелло. -Минск.:Народная асвета,1874.

224. Шолохов М.А. Судьба человека. -М.:Художественная литература, 1984 .

225. Шолохов М.А. Поднятая целина. -М.:Художественная литература,1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота.

Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра.

Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей нашего времени оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи. И в нынешнее, стремительно развивающееся время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, тема добра стала еще актуальнее. В настоящее время такие понятия как милосердие, отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, уважение к старшим, забота об инвалидах, приобретают важное значение. Вопросы доброты, добрых поступков всегда интересовали человечество.

И сегодня уместно вспомнить слова протоирея Андрея Ткачева: «Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют».

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций – знаний, умений, но и общих компетенций – социальной значимости выбранной профессии, работы в коллективе, эффективного общения с коллегами и пациентами, бережного отношения к историческому наследию и культурным ценностям; уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника.

Без сформированной системы духовных ценностей человек не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это не только специалист, профессионально владеющий медицинскими навыками, но и человек, обладающий определенными качествами характера. Этической основой профессиональной деятельности медицинского работника являются гуманность и милосердие. Поэтому, наша основная задача как преподавателей медицинского колледжа заключается в том, чтобы воспитать специалиста неравнодушного, доброго, чуткого, отзывчивого, заботливого, внимательного и способного к состраданию.

Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.

Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов. Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

Педагогический коллектив нашего колледжа стремится воспитывать не только специалистов для конкретной профессиональной деятельности, которые должны быть конкурентоспособными, компетентными, творчески мыслящими, свободно владеющими своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями, но и духовно – нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Нравственная составляющая духовного воспитания формируется преимущественно с помощью воздействия на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентиры личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется несколькими путями:

    Через приобщение студентов к видам искусства: живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

    Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

    Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании студентов. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Выделяют следующие виды искусства:

Классный руководитель может играть огромную роль в обеспечении необходимой эстетической подготовки студентов, помогая им воспринимать искусство, как средство познания окружающей действительности. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Задача классного руководителя так организовать встречу студентов с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у них сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант или актер. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли студента. Здесь важную роль может сыграть театр.

Посещение театра решает такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах. У студентов формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности; воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа; совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.

Особая роль в духовно-нравственном воспитания принадлежит музыке .

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - важная задача педагога. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла классического музыкального произведения, формирование личностной оценки музыки. Расширение жизненного и музыкального кругозора студентов, формирование положительного отношения к музыкальному искусству.

Классическое изобразительное искусство , формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту - человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение.

Искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования молодежи.

Для того чтобы поближе познакомиться и с другими видами искусства, такими как архитектура, декоративно прикладное искусство, хореография, кино и др. , мы с группами планируем посетить Казанский кремль, Музей естественной истории Татарстана, Театр оперы и балета им. М. Джалиля, а так же Национальный музей Республики Татарстан и Выставочный зал союза художников РТ, кинотеатры.

Очень важно, чтобы студент осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. При этом решаются и главные профессиональные задачи становления медицинского работника, каким он должен быть человеком, какие нравственные качества должен иметь. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если человек не получит собственного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт человека на различных стадиях его развития несколько ограничен. Задача педагога воспитать у студента способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная (А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека (С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн) .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости