Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Редчайшие экспонаты, многие из которых выставляются всего во второй раз. Особое место занимают витражи 12-го века.

Восемь веков эти предметы не покидали пределы Франции, разбросанные после революции по музеям и частным коллекциям. Виражи истории выбивали драгоценные камни из изящных оправ, стирали краски, рисовали трещины. В веке 21-м от изящества и хрупкости перехватывает дыхание. Французское Средневековье в готических деталях и образах привезли в Москву.

«Если мы хотим привести и увидеть скульптуру деревянную 13 века, нам нужно поместить ее в специальную климатическую витрину. Даже малейшие колебания температуры и влажности могут нанести непоправимый урон сохранности этой вещи», - рассказывает директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Московского Кремля Екатерина Караваева.

Людовик Святой. Один из самых любимых правителей. Чтобы мы увидели все это, французы открыли его драгоценную шкатулку. Так Людовик называл часовню Сент-Шапель в Париже. Под ее своды он свозил христианские реликвии - трофеи удачных крестовых походов. При этом и сами своды - произведение искусства.

Можно повесить на стену картину из Лувра, но за атмосферой Лувра придется ехать в Париж. А организаторы этой выставки атмосферу привезли. Освещение филигранно подобрано чуть ли не под каждый оттенок. И вуаля - когда над Парижем рассеиваются тучи, витражи в церкви Сент-Шапель выглядят именно так.

В средние века они - как картинки в книгах. По витражам неграмотный люд изучал историю веры. Сюжеты из Ветхого Завета. Апокалипсиса. Новозаветная сцена крещения Христа. Больше 1000 витражей в Париже делают часовню парящей в цвете и свете.

В Москву привезли всего 12 витражей. Представители французской стороны признаются: после самолета распаковывали эту многоцветную прозрачность в холодном поту.

«Какую-то особую нежность я испытываю к витражам. Этим витражам восемь веков. Это действительно подвигом явилось - привезти их сюда, в Россию. В XIX веке говорили, что их невозможно реставрировать, что они в результате все-таки рассыпятся. Но теперь мы умеем с ними обращаться. Мы знаем, как их реставрировать», - сказал президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль.

А каково ажурным створкам, например, диптиха с изображением Страстей Христовых подниматься в воздух, ведь они из слоновой кости. На такие эксперименты французы не решились. Поэтому это кружево истории привезли из Эрмитажа - российский вклад в выставку.

«Это удивительное впечатление, потому что те экспонаты, которые привезены в Москву, это потрясение для российского зрителя, для российского почитателя искусства», - отметила вице-премьер Ольга Голодец.

«Отдельное спасибо и низкий поклон нашим французским партнерам, которые решились на такой беспрецедентный, исторический, можно сказать, шаг. Merci beaucoup!» - сказал специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Красота хранилась в красоте. Сосуды, ларцы, шкатулки для реликвий - это тоже экспонаты. В хрустале с позолоченным серебром держали терновый венец. Людовик верил, что самый настоящий, с головы Христа. А в этой книге сто миниатюр, написанных с рассказов свидетелей о добрых делах короля. Средневековая канонизация - процедура непростая. Святым без свидетелей никак не стать.

«Мы обращаем к тем, кто размышляет над культурой, историей, происхождением, наших корней», - говорит куратор выставки Ольга Дмитриева.

Душа и сердце Франции временно в Москве, в Патриаршем дворце Кремля. И даже если вы не собираетесь в Париж, сюда обязательно нужно прийти за неповторимым ощущением времени, в котором не жил, и по которому не может быть ностальгии. И от этого, кажется, еще интереснее.

Где и когда люди не мечтали о том, чтобы на троне был праведник? Французы уверены, что в их истории был такой правитель - Людовик IX, благочестивый и набожный, автор беспрецедентной серии законов, которые в XIII веке предписывали должностным лицам не богохульствовать, не красть, не пить и не развратничать. Его и при жизни стали величать святым, а после смерти и вовсе канонизировали. Для популяризации жизни и деятельности такого монарха не должно быть жаль ни сил, ни средств, ни времени. И Центр национальных памятников Франции их не пожалел.

А Музеям Московского Кремля в принципе очень к лицу демонстрация ценностей, связанных с жизнью и деяниями верховных правителей. И вот совместными усилиями Центра национальных памятников и Музеев Московского Кремля организована и устроена в Патриаршем дворце Кремля выставка под названием "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель". Все подробности - у Юлии Казюковой.

Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель - тесно связаны. Мудрый и справедливый правитель девятый король Франции покровительствовал искусству, способствовал формированию национального самосознания.

"О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан", - комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий.

"Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог", - рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.

Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.

"В XVII - XVIII веках считалось, что готическое искусство - это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции", - говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.

В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами - частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья. В центре выставки - хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.

Рядом с реликварием наполеоновского времени - документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.

Музеи Московского Кремля радуют красотой готики. Тут открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

Сент-Шапель – Sainte Chapelle, Святая часовня – постройка середины XIII века, задуманная королем Людовиком IX, позже канонизированным (отчего он единственный среди французских королей носит наименование «Святой») для того, чтобы хранить в ней реликвии Святой земли. Небольшая – по готическим меркам – часовня на парижском острове Сите представляла собой в то время что-то вроде частной королевской молельни, хотя и прочие подданные изредка в нее допускались. Службы прекратились во время Французской революции, значительная часть сокровищ капеллы была изъята, драгоценные металлы в значительной части переплавлены. Здание отдали Национальным архивам для хранения документов.

Однако в середине XIX столетия государством была предпринята масштабная реставрация Сент-Шапель. Официально – это музей, хотя изредка здесь проводятся церковные службы (на регулярной основе – два раза в год, плюс время от времени по особым поводам).

Что до короля – ну, посмотрим для начала на его скульптурное изображение. (Конечно, средневековая скульптура отнюдь не придерживалась принципа реалистичности изображения, но тем не менее.)

Конечно, мы не можем считать это изображение (хранящееся в Национальном музее средневековья в Париже) полностью достоверным. Оно исполнено уже после канонизации Людовика, то есть через несколько десятилетий после его смерти. Впрочем, сложившейся иконографии скульптура (это дерево, сохранившее следы полихромной покраски) вполне соответствует. Есть и предположения, что статуя была предназначена именно для Сент-Шапель.

Вот еще один портрет – в книге «История святого Людовика», напечатанной в XVII столетии: мы видим здесь тот же образ.

А вот еще одно из ранних изображений короля – на доске-эпитафии Ги де Мейжоса. Здесь точная датировка – 1307 год. И это пример знаменитых лиможских выемчатых эмалей (техника, имевшая распространение в XII-XIV веках). Ныне в Лувре.

Впрочем, главное на выставке – это фрагменты витражей Сент-Шапель. По словам организаторов, они демонстрируются за пределами Франции впервые. Это фрагменты, которые были демонтированы во время реставрации 1848-1853 годов и хранятся в Центре национальных памятников.

Для разговора же о собственно реликвиях Сент-Шапель стоит вспомнить о некоторых обстоятельствах биографии Людовика IX. Его принято считать не только «благочестивым королем», но и весьма разумным правителем. Однако: на престол ему довелось вступить в возрасте 12 лет. Так что бразды правления – в качестве регентши – приняла на самом деле его мать, умная и жесткая Бланка Кастильская. Да и в дальнейшем – когда сыну приходило, скажем, в голову, отправиться в очередной крестовый поход – именно она занималась делами государства. Так что чьи на самом деле заслуги в государственном строительстве – это еще вопрос.

А вот собиранием христианских реликвий Людовик занимался целенаправленно. Не жалея на это и очень немалых денег – как, например, для выкупа «тернового венца» Христа. Всего королю удалось собрать два десятка подобных предметов – частицы Креста Господня, камень от Гроба Господня, копье сотника Лонгина и так далее. В результате чего Людовик и превратился в «наихристианнейшего короля», изрядно повысив и свое, как бы мы сейчас сказали, «международное значение» (кстати, шипы от упомянутого тернового венца он рассылал и другим монархам в знак добрых отношений).

А на выставке представлен реликварий для тернового венца, исполненный в XIX веке (ныне в сокровищнице Нотр-Дам).

Посмотрим теперь на несколько произведений, которые относятся как раз ко времени короля Людовика. Это было, прежде всего, время расцвета готической скульптуры. И вот деревянная статуя Богоматери с младенцем из церкви в Пикардии (ныне – Лувр).

Крышка переплета Евангелия происходит непосредственно из Сент-Шапель (сейчас – в отделе рукописей Национальной библиотеки Франции).

Рядом в витрине, кстати – крайне любопытная инталия на аметисте. Это гораздо более раннее время, приблизительно III век нашей эры, и это еще существовавшая тогда Римская империя. Вероятнее всего, считают исследователи, мы имеем дело с изображением императора Каракаллы. Однако в византийскую эпоху изображение переосмыслили как изображение святого Петра – для чего оказалось достаточно выгравировать сбоку «О ПЕТРОС» (по-гречески). Инталия использовалась для украшения переплета литургических текстов, так что тоже находится ныне в Национальной библиотеке Франции.

Распространенная в то время форма ковчегов для реликвий – два парных реликвария XIII века в форме готических часовен. Происходят из сокровищницы аббатства Сен-Сольв, хранятся в Музее Роже Родьера в Монтрёе, департамент Па-де-Кале.

И снова к лиможской эмали. В этой технике выполнено навершие посоха с изображением святого Михаила, поражающего дракона. Музей искусства, истории и археологии в Эврё, Нормандия.

И реликварий-квадрифолий из Лувра с изображением святого Франциска.

Всего в экспозиции – 78 предметов, представляющих искусство готики. Участие в подготовке приняли как многие французские музеи, так и Национальные архивы Франции (из них, в частности – булла о канонизации Людовика IX).

Оказалось, однако, что в XIX столетии произведения французской готики интересовали и российских коллекционеров. Многое из этих частных собраний оказалось впоследствии в Эрмитаже – который тоже предоставил вещи из своих фондов для экспонирования. Вот, к примеру, реликварий в виде призмы из горного хрусталя, поддерживаемый двумя ангелами. Такой тип прозрачных реликвариев именовался «остенсории» и позволял созерцать реликвию через прозрачный корпус.

Ну, и распространенные в то время резные диптихи-складни из слоновой кости.

Выставка в Одностолпной палате Патриаршего дворца в Кремле продлится до июня.

Что же касается Людовика IX, то о нем в эфире «Эха» рассказывала Наталия Ивановна Басовская – что можно прочесть .

«Екатерина Великая в стране и мире»

Экспозиция выставки «Екатерина Великая в стране и мире», открывающаяся 15 февраля в Михайловском замке, расскажет посетителю о знаковой фигуре Российского государства второй половины XVIII века, запечатленной на полотнах Ивана Аргунова, Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Стефано Торелли, Иоганна Баптиста Лампи старшего, Йозефа Крейцингера, Сальваторе Тончи и др.

Выставка «Екатерина Великая в стране и мире» объединяет около 500 экспонатов из коллекций ведущих музеев России и частных собраний и посвящена отражению в искусстве прогрессивных геополитических и культурных достижений, в которых императрица Екатерина II сыграла важнейшую роль.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Впервые в МИИ им. А.С. Пушкина будет проведена выставка шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан: 82 произведения голландского искусства XVII века, ни одно из которых ранее не выставлялось в России. Среди авторов 80 полотен и 2 рисунков: Рембрандт ван Рейн, Ян Вермеер Делфтский, Карел Фабрициус, Франс Халс.


5 сентября 2018 года экспозиция «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» открывается в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и будет доступна для посещения до 13 января 2019 г.

«Династия Мин: сияние учености Династия Мин (1368-1644)»

Московский Кремль / Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы, 17 апреля - 25 июля 2018 г.

Посетители Московского Кремля смогут познакомиться с искусством эпохи династии Мин (1368–1644), периоду ярчайшего творческого подъема Китая. Выставка прекрасных образцов собрания Шанхайского музея детально описывает эпоху Мин, период, который также называют «культурой интеллектуалов»: редкий фарфор, живопись, резьба по камню и мебель. В особом внимании кураторов выставки предметы, которые в Китае называют «сокровищами кабинета» - изысканные тушечницы и сосуды для разведения туши, подставки под кисти и т.д.


«Скульптуры Сальвадора Дали»

Музей Эрарта / Выставочное крыло 1 этаж, Санкт-Петербург, 25 мая - 23 сентября 2018 г.

В музее Эрарта готовится к открытию выставка скульптур Сальвадора Дали. Самый известный мировой художник-сюрреалист, бросая вызов идее рационального, оставил след в самых различных областях искусства, включая скульптуру. Посетители выставки смогут увидеть несколько шедевров из серии бронзовых музейных скульптур, над которыми Сальвадор Дали работал между 1934 и 1987 годами. В частности, зрители смогут увидеть трехметрового бронзового «Космического слона» и знаменитые «Мягкие часы», нашедшие свое скульптурное отображение в инсталляции «Благородство времени».


Сальвадор Дали. Постоянство памяти © I.A.R. Art Resources
Высота скульптуры: 191 см

«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

В рамках перекрестного Года культуры Японии и России, который пройдет в 2018-м, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина будут представлены сокровища японской культуры эпохи Эдо. Всего посетители смогут увидеть около 120 картин и гравюр, созданных в XVII–XIX вв. мастерами художественных школ Римпа, Нанга, Тоса, Кано, Сидзе и Укие-э., большинство которых никогда не покидали Японию и имеют статус «национального сокровища».


«Ювелирное искусство Bvlgari» (рабочее название)

Московский Кремль / Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы, 7 сентября 2018 г. - 13 января 2019 г.

Сразу в двух выставочных залах кремлевского музея, - Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца, - вниманию зрителей будет представлено около четырехсот ювелирных украшений из коллекции исторического наследия Bvlgari.


Предметы этой крупной экспозиции неразрывно связаны с именами их обладательниц, таких как Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Анна Маньяни и в полной мере выражают 1950-1960-х гг. эпоху «дольче вита» (La dolce vita - «Сладкая жизнь»). В экспозицию также вошли ранние серебряные изделия, выполненные в неогреческой традиции основателем семейного дела Сотирио Булгари в 1870–1890-х, а также экстраординарные творения 1970–1990-х годов.


«Михаил Ларионов»

Государственная Третьяковская галерея, Москва, 18 сентября 2018 г. - 20 января 2019 г.

Новая Третьяковка на Крымском Валу представляет ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964). Экспозиция из 500 работ представляет как известные работы основоположника русского художественного авангарда, такие как «Сад», включенную С. Дягилевым в экспозицию знаменитой выставки Русского искусства 1906 в Париже, так и малоизвестные российскому зрителю, такие как «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига, ярко раскрывающую технику беспредметной живописи, названную автором «лучизмом». Кроме собственных работ мастера, в экспозицию вошли образцы собирательской деятельности Ларионова - коллекционера, в частности будут представлены образцы русского и восточного лубка.


7 сентября 2018 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Ретроспективный проект познакомит зрителей с произведениями высокого ювелирного искусства всемирно известного итальянского дома BVLGARI, история которого насчитывает более ста тридцати лет. В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители смогут проследить изменения дизайна украшений от самых первых серебряных вещей, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века до роскошных произведений эпохи dolce vita и последующих знаменитых коллекций конца тысячелетия.

Одной из главных тем экспозиции станет отражение идей феминизма в произведениях BVLGARI. Эту тему раскроют коллекции, созданные ювелирным домом в разные годы XX века, когда разрушение стереотипов о традиционной роли женщины в обществе отражалось, в том числе, и в ювелирном искусстве. Начиная с 1920х годов дом BVLGARI создавал эксклюзивные украшения и часы в характерном для того времени стиле ар деко с линейными и геометрическими мотивами, экспериментировал с объемами, начал использовать крупные бриллианты круглой формы. В последующие десятилетия стиль ювелирного дома менялся вместе с образом жизни женщины. Послевоенное время привнесло в произведения BVLGARI сдержанность, зачастую использование полудрагоценных камней вместо драгоценных. Затем ключевая роль в творческой концепции BVLGARI постепенно перешла к цвету: сочетания камней начали приобретать контрастность - от синего с зеленым до красного с зеленым и синим. В 60х годах объем и цвет стали фирменным знаком стиля BVLGARI.

История BVLGARI неразрывно связана с именами таких легендарных актрис как Элизабет Тейлор, которая воспринималась как идейный лидер феминистского движения и идеал свободной женщины, Анна Маньяни, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Джина Лоллобриджида, София Лорен. По их заказу в разные годы были созданы великолепные украшения, в которых нашли отражение характер и отношение к жизни знаменитых заказчиц. Многие из них любили работать в кадре в собственных драгоценностях. На протяжении долгих лет эти вещи являлись олицетворением роскоши и свободы женщины, вольной воплощать свои идеи в ювелирных произведениях. В экспозиции выставки можно будет увидеть принадлежавшие кинодивам 60х годов XX века украшения дома BVLGARI, выражающие харизматичный образ каждой из них.

Посетителей ждет необычный дизайн выставочного пространства. Специально разработанные для проекта оригинальные мультимедийные и световые решения обеспечат эффект присутствия и дадут возможность погрузиться в неподражаемую атмосферу создания ювелирного шедевра.

К выставке будет приурочена разнообразная образовательная программа. В Лектории Музеев Московского Кремля пройдет цикл лекций «Знаменитые ювелирные дома. Дом BVLGARI», посвященный истории создания легендарных брендов, мастерам, дизайнерам и собственно ювелирным произведениям. Также гостей ждут культурно-образовательные программы с посещением выставки и мастер-классы, на которых под руководством искусствоведа каждый участник сможет создать собственный оригинальный эскиз украшения и его модель.

Также в рамках выставки в Музеях Московского Кремля пройдёт музыкальный фестиваль «Посольские дары», который в этом году будет посвящен итальянской музыке, ее богатству и стилевому многообразию. На одном из концертов музыкальные произведения будут исполнены на скрипке великого мастера Андреа Гварнери, которая в настоящее время хранится в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Финальный концерт фестиваля будет посвящен итальянскому киноискусству XX века. Прозвучат произведения Нино Рота, Эннио Морриконе, Никола Пьовани к лучшим итальянским фильмам великих режиссёров – Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Роберто Бениньи, Витторио Де Сика.

Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости