Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

  • 4. Категория одушевленности/ неодушевленности существительных. Варианты в проявлении одушевленности-неодушевленности существительных. Одушевленность-неодушевленность и многозначность слова.
  • 5. Род как классифицирующая, несловоизменительная категория существительных. Принципы распределения склоняемых существительных по родам.
  • 6. Слова общего рода. Употребление существительных общего рода в расширительном и переносном значениях. Род существительных с размерно-оценочными суффиксами.
  • 7. Род существительных, образованных словосложением. Род несклоняемых существительных. Определение рода несклоняемых нарицательных существительных. Род несклоняемых собственных существительных.
  • 8. Род сложносокращенных слов (аббревиатур). Стилистическое использование категории рода.
  • 9. Категория числа имен существительных. Значение и средства грамматического выражения. Существительные, имеющие форму только единственного числа.
  • 10. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Использование категории числа существительных.
  • 11. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
  • 12. Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол… (пол-).
  • 13. Особенности в образовании форм именительного падежа множественного числа и варианты окончаний у существительных 1-го склонения.
  • 14. Родительный падеж множественного числа. Варианты окончаний. Склонение собственных имен (имен и фамилий, топонимов).
  • 15. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Лексико-грамматические разряды прилагательных и многозначность слова.
  • Стилистическая окраска и употребление степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень
  • 17. Краткая форма прилагательных. Ограничения в образовании краткой формы. Грамматические свойства кратких прилагательных.
  • 18. Употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных в современных текстах. Переход других частей речи в прилагательные. Субстантивация прилагательных.
  • 19. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных.
  • 20. Числительные количественные. Морфологические и синтаксические особенности количественных числительных.
  • 21. Употребление количественных и собирательных числительных (литературная норма употребления собирательных числительных).
  • 22. Вопрос о местоимении как части речи. Классификация местоимений по соотношению с другими частями речи.
  • 23. Разряды местоимений по значению. Стилистическое использование местоимений разных семантических разрядов.
  • 24. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическое употребление.
  • 25. Две основы глагола. Понятие о классах глагола.
  • 26. Категория глагольного вида. Формальные и семантические отличия глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • 27. Образование видов. Видовые пары глаголов. Глаголы, не имеющие парных форм другого вида. Двувидовые глаголы.
  • 2. Префиксация
  • 28. Категории залога. Основные залоги и образование залоговых форм. Глаголы, лишенные залоговых значений.
  • 29. Категория личности/безличности. Безличные глаголы.
  • 30. Категория наклонения. Изъявительное наклонение. Переносные значения индикатива.
  • 31. Сослагательное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм сослагательного наклонения.
  • 32. Повелительное наклонение. Значение, морфологические признаки и способы образования форм повелительного наклонения. Переносные значения императива.
  • 33. Категория времени. Основные значения и употребление временных форм.
  • 33. Категория времени. Основные значения и употребление временных форм.
  • 34. Категория лица. Значение форм лица (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное). Значение форм рода и числа как форм, не характерных для глагола.
  • 35. Причастие как форма глагольно-именного образования. Морфологические признаки и образование причастий.
  • 36. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Категория времени у деепричастий. Переход деепричастий в наречия.
  • 37. Наречие как часть речи. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль. Соотносительность наречий с другими частями речи. Переход наречий в другие части речи.
  • 38. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование обстоятельственных и определительных наречий.
  • 40. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению.
  • 41. Предлоги и их синтаксические функции. Классификация предлогов по значению, строению, образованию.
  • 42. Частицы и их функции в речи. Разряды частиц по значению. Словообразующие и формообразующие частицы.
  • 43. Модальные слова как особый разряд слов в русском языке. Разряды модальных слов по значению.
  • )] с грамматическими признаками наречия [неизменяемость по наклонениям, временам, лицам, чисмлам и т.п.; синтаксическое примыкание к глаголу; называние признака процессуального признака].

    В предложении выступает в роли обстоятельства.

    Деепричастия н е с о в е р ш е н н о г о вида образуются от глаголов несовершенного вида:

    1) прибавлением к основе настоящего времени словоизменительных суффиксов -а/-я, -учи/-ючи

    2) прибавлением к основе инфинитива суффиксов -в, -вши

    Деепричастия с о в е р ш е н н о г о вида образуются от основы инфинитива глагола совершенного вида прибавлением суффиксов -в, -вши, -ши

    Деепричастия лишены возможности выражать морфологические временные значения, им свойственно только относительное обозначение времени.

    Деепричастия несовершенно вида обозначают действие, одновременное с действием глагола-сказуемого:

    Сидя под кустами, они курят папиросы - деепричастие "настоящего времени";

    Трамваи звенели , подлетая к площади - "прошедшего времени"

    Мы встретимся, приветствуя друг друга - "будущего времени"

    Деепричастия совершенного вида обозначают время, предшествующее действию глагола-сказуемого: Отдохнув , он собрался уходить

    Предшествующее действие может относиться не только к прошедшему времени, но и к будущему: Отдохнув , он уйдет

    Деепричастия несовершенно вида, называющие повторные действия при глаголах-сказуемых с тем же значением, могут обозначать и предшествующие и последующие действия: Вставая (предшествующее) на рассвете, она спускалась в кухню и там готовила закуску к чаю; Хохол выбирал книги из чемодана, ставя (последующее) их на полку.

    Деепричастие совершенного вида, стоящее после глагола-сказуемого, может обозначать действие, одновременное с действием глагола: Базаров продолжал лежать, уткнувшись в стену , или последующее действие, являющееся следствием действия, выраженного сказуемым: Под Игнатовым упала лошадь, придавив ему ногу , или действие, быстро следующее за действием глагола-сказуемого, но не вытекающее из него: Тот поклонился ему, коснувшись рукою пола.

    Неизменяемость деепричастий и его синтаксическая роль (обстоятельство) являются той основой, на которой совершается переход деепричастий в наречия. Такому переходу способствует отсутствие у деепричастия зависимых слов: - Что же вы молчите? - Наслаждаюсь молча . При переходе в наречия деепричастие утрачивает значение добавочного, сопутствующего действия, лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления. Деепричастия, ставшие наречиями, выполняют роль обстоятельства и характеризуют действие с качественной стороны: Наступать надо немедля.

    Они так же могут входить в состав фразеологических сочетаний: спустя рукава, кишмя кишат, а так же обороты наречного типа: судя по всему

  • Деепричастие в русской грамматике квалифицируют либо как особую форму глагола (Лекант), либо как гибридную форму (Пешковский, Виноградов), – соединяющую признаки глагола и наречия. Морфологически и синтаксически деепричастие сближается с наречием: деепричастие морфологически неизменяемо, относится к сказуемому в главной клаузе и выражает обстоятельственное значение. Об очевидных случаях перехода застывших деепричастных форм в класс наречий.

    Семантически деепричастие остается в рамках глагола: оно сохраняет значение действия (и другие глагольные значения), характерное для исходного глагола управление в словосочетании и некоторые глагольные категории.

    Как и все остальные формы глагола, в русском литературном языке деепричастие сохраняет различие между возвратной и невозвратной формой, между возвратным и невозвратным глаголом с помощью постфикса -ся: возвратя – возвратив – возвратясь; находя – находясь; создавая – создаваясь; белея – белеясь

    Категории (и лексико-грамматические, и грамматические), которые имеет деепричастие, обычно выражаются в рамках глагольной основы: читаj-ут – читаj-а (НСВ), прочита-ть – прочита-в (СВ); создавая (акт.) – создавая-сь (пасс.).

    Деепричастия несовершенного вида образуются :

    От основы настоящего времени + суффиксы -а-, -я-:

    несут - неся, напевают - напевая, спешат - спеша

    От ряда глаголов с помощью суффиксов -учи-, -ючи-:

    будучи, играючи

    От основы инфинитива или прошедш. вр. + суффиксы -в-, -вши-:

    быть - бывши, знать - знавши

    Не образуют деепричастия следующие глаголы несовершенного вида :

    1. Непродуктивные глаголы с суффиксом -ну-: гаснуть - гас, вянуть - вял, мокнуть - мок.

    2. Глаголы несовершенного вида, основа настоящего времени которых состоит из согласных:

    а). глаголы с односложной основой с суффиксом -а- в инфинитиве: ждать - ждут, ткать - ткут;

    б). глаголы с односложной основой на -и-: бить - бьют, пить - пьют, лить - льют;

    в). глаголы с основой инфинитива на -а-, -я-, чередующиеся с сонорными м, н: жать - жнут (а//н), жать - жмут (а//м), мять - мнут (я//н).

    3. Глаголы с основой настоящего времени на заднеязычные г, к и инфинитивом на -чь: печь - пекут, стеречь - стерегут, стричь - стригут.

    4. Глаголы с чередованием свистящих з, с, ст, х с шипящими: вязать - вяжут (з//ж), писать - пишут (с//ш), свистать - свищут (ст//щ), пахать - пашут (х//ш).

    5. Ряд отдельных глаголов: лезть, ехать, брать, звать, колоть, ковать и др.

    Деепричастия совершенного вида образуются:

    От основы инфинитива + суффиксы -в-, -вши-, -ши-:

    проснуться - проснувшись, исчезнуть - исчезнувши

    От основы будущего времени + суффиксы -а-, -я-:

    заметят - заметя, принесут - принеся, увидят - увидя

    Примечание:

    1. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью присоединения суффикса -в- к основам инфинитива на гласный: толкнуть - толкнув, наступить - наступив, посмотреть - посмотрев.

    2. Деепричастия совершенного вида с суффиксом -вши- образуются от основы инфинитива на гласный, с суффиксом -ши- - на согласный: вытереть - вытеревши, заметить - заметивши, подумать - подумавши, принести - принёсши.

    (Деепричастия с суффиксами -вши-, -ши- имеют разговорную окраску).

    Возвратные глаголы образуют деепричастия только с суффиксами -вши-: умывшись, улыбнувшись, засмеявшись.

    Деепричастия совершенного вида могут образовывать параллельные формы:

    От непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-:

    озябнуть - озябнув, озябши

    высохнуть - высохнув, высохши

    От глаголов на -ере-:

    запереть - заперев, заперши

    3. Некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия от основы будущего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: прочтут - прочтя, простятся - простясь, возвратятся - возвратясь.

    При этом также могут возникать параллельные формы: принесут - принеся, принёсши.

    Для глаголов I спряжения более употребительными являются формы с суффиксами -а-, -я-: зайду - зайдя, привезу - привезя.

    Категорией времени деепричастия не обладают . Они могут только выражать те или иные временные значения в зависимости от вида глагола, от которого образованы. Значение времени деепричастия приобретают только в контексте по соотношению с формой времени глагола-сказуемого, поэтому деепричастия выражают только относительное время.

    Деепричастия несовершенного вида обычно обозначают действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

    Иногда деепричастия несовершенного вида могут обозначать предшествующее или последующее действие.

    Чувствуя приближение охотников, лисята скрывались в норе. (Предшествующ.)

    Жандармы… срывали шапки, далеко отбрасывая их. (Последующ.)

    Деепричастия совершенного вида чаще всего обозначают названное ими действие как предшествующее действию глагола-сказуемого.- Снявши голову, по волосам не плачут.

    Находясь в постпозиции, деепричастия совершенного вида могут выражать одновременное или последующее действие.- Он шёл, низко опустив голову. (Одновременное.)Я вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. (Последующее.)

    Деепричастия, как и глаголы, имеют морфологические категории:

    а). вида: рассказывать - рассказывая (НСВ)*, рассказать - рассказав (СВ); читать - читая (НСВ), прочитать - прочитав (СВ); раскрыть - раскрыв, раскрывши (СВ), раскрывать - раскрывая (НСВ);

    б). залога (деепричастия сохраняют залоговое значение производящего глагола):

    По двузалоговой теории соотносятся с действительным залогом: выполнить весь план - выполнив весь план; сидеть на уроке - сидя на уроке; радовать друзей своими успехами - радуя друзей своими успехами; убирать квартиру - убирая квартиру;

    По трёхзалоговой теории соотносятся с действительным и возвратным залогом: рассказывать страшную историю - рассказывая страшную историю (Дейст. З), умываться по утрам - умываясь по утрам(Возвр. З);

    Формы страдательного залога деепричастия не образуют, т. к. обозначают процессуальный признак предмета.

    УПОТР-Е ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

    Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

    Деепричастия, как неизменяемые формы глагола, лишены возможности выражать морфологически временные значения. Деепричастиям свойственно только относительное обозначение времени. Деепричастие несовершенного вида обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого: Сидя и лежа под кустами, они курят папиросы (М. Г.) - деепричастия «настоящего времени»; Трамваи оглушительно звенели, подлетая к площади (Кавер.) - деепричастие «прошедшего времени»; Мы встретимся, приветствуя друг друга - деепричастие «будущего времени».

    Деепричастия совершенного вида обозначают время, предшествующее действию глагола-сказуемого: Отдохнув, он собрался уходить (Фед.). Предшествующее действие может относиться не только к прошедшему времени, но и к будущему: Отдохнув, он уйдет. Указанные отношения во времени между деепричастием и глаголом-сказуемым являются основными. Они могут варьироваться.

    Деепричастия несовершенного вида, называющие повторные действия при глаголах-сказуемых с тем же значением, могут обозначать и предшествующие и последующие действия: Вставая (предшествующее действие) на рассвете, она спускалась в кухню и вместе с кухаркой готовила закуску к чаю (М. Г.); Хохол выбирал книги из чемодана, ставя (последующее действие) их на полку у печи (М. Г.). Обозначая предшествующее действие (1-е предложение), деепричастие обычно предшествует глаголу; при обозначении последующего действия (2-е предложение) деепричастие ставится после глагола.

    Деепричастие совершенного вида, стоящее после глагола-сказуемого, может обозначать действие, одновременное с действием глагола: Базаров продолжал лежать, уткнувшись в стену (Т.), или последующее действие, являющееся следствием действия, выраженного сказуемым; Под Игнатовым упала лошадь, придавив ему ногу (Л. Т.), или действие, быстро следующее за действием глагола-сказуемого, но не вытекающее из него: Тот поклонился ему, коснувшись рукою пола (М. Г.).

    Переход деепричастий в наречия

    Неизменяемость деепричастия и его синтаксическая роль (обстоятельство) являются той основой, на которой совершается переход деепричастий в наречия. Такому переходу способствует отсутствие у деепричастия зависимых слов: - Что же вы молчите? - Наслаждаюсь молча (П.). При переходе в наречия деепричастие утрачивает значение добавочного, сопутствующего действия, лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа (Д. Бед.). Деепричастия (обычно несовершенного вида), ставшие наречиями, выполняют роль обстоятельства и характеризуют действие с качественной стороны: Наступать надо немедля (Фурм.).

    Деепричастия, перешедшие в наречия, могут входить в состав фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки и др. Сюда же относятся сочетания: кишмя кишат, ливмя льет, гормя горит и т.п., а также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.

    Наречие

    Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль

    К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества предмета или другого признака Например: Ему хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма, и он, стыдясь своих слез, отвернулся, торопливо достал кисет (Шол.). - Наречия внезапно и торопливо обозначают признаки действий, названных глаголами сжала и достал. Но об одном подумать так обидно (Фад.). - Наречие так обозначает признак состояния, названного словом обидно. На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака (Шол.). - Наречие ослепительно обозначает признак качества, названного прилагательным синем. Полковник-щеголь был заметно рад, что с памятником справился так скоро (Щип.). - Наречие так обозначает признак признака, названного наречием скоро. Дня через два... Гвоздев в синей блузе, подпоясанной ремнем, в брюках навыпуск, в ярко начищенных ботинках, в белом картузе... и с суковатой палкой в руке степенно гулял по «Горе» (М. Г.). - Наречие навыпуск обозначает признак предмета, названного именем существительным брюках.

    Наречие, относясь к глаголу, прилагательному, наречию и имени существительному, оформляет свою связь с ними путем примыкания. Морфологические признаки наречий:

    1. Неизменяемость (отсутствие форм изменения по падежам и числам). Степени сравнения имеются лишь у наречий на -о, -е, образованных от качественных прилагательных (быстро - быстрее, разг. быстрей, смело - смелее, разг. смелей). Сравнительная степень наречий омонимична сравнительной степени прилагательного. Различаются они синтаксически: сравнительная степень прилагательного относится к существительному, напр.: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет); а сравнительная степень наречия - к глаголу, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.). Редко, в особых стилистических целях, употребляется превосходная степень на -айше, -ейше, например: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).

    2. Наличие специальных словообразовательных суффиксов (некоторые из них образуют наречия совместно с приставкой по-): -о, -е (весело, искренне), -и (вражески, дружески), -ьи (по-волчьи, по-человечьи), -омy, -ему (по-хорошему, по-новому); суффиксов сравнительной и превосходной степени (у наречий, образованных от качественных прилагательных): -ее (удачнее, выгоднее), -е, -ше (ярче, дальше), -йше, -ейше (нижайше, покорнейше), а также суффиксов субъективной оценки - -оньк(о), -еньк(о), -охоньк(о), -онечк(о) (тихонько, хорошенько, легохонько, тихонечко), -оват(о), -еват(о) (плоховато, щеголевато). Суффиксы субъективной оценки возможны у качественных наречий.

    3. Лексическая и словообразовательная соотносительность с другими частями речи. По форме, значению и происхождению наречия соотносятся с различными падежными формами имен существительных (днем, летом, галопом; вперемежку, набок), с именами прилагательными (вкрутую, наудалую; налево; ученически), с местоимениями (по-вашему), с глаголами (молча, лежа, припеваючи); древнейшие по образованию наречия, по происхождению связанные с местоимениями в современном русском языке выступают как непроизводные (куда где, здесь, там).

    Основная роль наречий в предложении - обозначение различных обстоятельств. Как обстоятельственное слово, наречие чаще всего примыкает к сказуемому-глаголу: На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль (Шол.), хотя может относиться и к определению и обстоятельству: Мажордом раскрыл дверь, по-старинному низенькую и узкую (А.Н. Т.); Он заметил всадника, ехавшего довольно небрежно (Вс. Ив.).

    Кроме обстоятельства, наречие может быть несогласованным определением: Он быстрыми костлявыми пальцами расстегнул сюртук, открыв рубаху навыпуск (Л. Т.) - и сказуемым: Ведь я ей несколько сродни (Гр.); ...Губы алые, глаза навыкате (С.-Щ.).

    В роли подлежащего и дополнения наречие выступает только при субстантивации. Подобные случаи крайне редки. Например: Ваши «завтра» мне надоели.

    Разряды наречий по значению

    По значению наречия делятся на две группы - наречия определительные и наречия обстоятельственные.

    Определительные наречия характеризуют действие или признак со стороны его качества, количества и способа совершения.

    Определительные качественные наречия обозначают качество действия или признака. Например: весело, громко, взволнованно, неприглядно, ласково, смело, кое-как, как-нибудь и др. Он бережно размял колос в ладонях... (Шол.); На мягком вечернем небе только зажглась первая, трепетно мерцающая звездочка (Шол.); Командир дивизии держался вначале начальнически небрежно... (Перв.).

    Определительные количественные наречия обозначают меру и степень качества, интенсивность действия. Например: очень, весьма, почти, еле-еле, нисколько, чересчур, слишком, чуть, вдвое, натрое, довольно - Тут у нас развязно ты себя держишь, очень даже развязно... (Шол.).

    Определительные наречия образа или способа действия характеризуют то, как совершается действие. Например: вдребезги, пешком, на ощупь, вплавь врукопашную и др. Лопахин ползком передвинулся поближе к воде... (Шол.); Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок (Шол.).

    Образ или способ действия может быть определен путем сравнения или уподобления; По-осеннему сыплет ветр, по-осеннему шепчут листья (Ес.); [Гостья] засмеялась и совсем по-деревенски выкрикнула частушку (Б. Пол.). Обозначение способа действия совмещается здесь с его качественной характеристикой.

    Обстоятельственные наречия служат показателями пространственных, временных, причинных и целевых отношений. Наречия времени указывают на время совершения действия. Например: вчера, завтра, днем, ночью, летом, зимой, иногда, впоследствии, покамест, раньше и др. Только иногда глаза его отдыхали на не тронутых огнем зеленых разливах проса да на зарослях кукурузы и подсолнуха... (Шол.).

    Наречия места указывают на место совершения действия или его направление. Например: взад, вперед, вверх, вниз, здесь, впереди, издали, всюду, дома, никуда и др. Ни кровинки и не было в его известково-белом лице, но он все же двигался вперед... (Шол.).

    Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается действие. Например: спросонья, сослепу, сгоряча, сдуру, потому, оттого и др. Он осердился на приказчика и выпил сгоряча три бутылки пива, оттого и умер (П.).

    Наречия цели обозначают цель, ради которой совершается действие. Например: зачем, затем, назло, нарочно и др. Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц, любит ночи мглу? Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона (П.).

    Разряды наречий по образованию

    Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

    Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Например, наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, - со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).

    Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.

    Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость (например: здесь, там, так, тогда).

    Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена (например: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку), а также от старых форм ныне существующих имен (например: поделом, справа, слева).

    Другие наречия более поздние по своему образованию (например: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз).

    Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:

    1) наречия, соотносительные с местоимениями;

    2) наречия, соотносительные с именами существительными;

    3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;

    4) наречия, соотносительные с именами числительными;

    5) наречия, соотносительные с глаголами.

    Пути образования наречий

    Образование наречий происходило и происходит различными путями. Наиболее характерными из них являются следующие:

    1) отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением ее на основе новой функции слова. Например, наречия летом, зимой, днем, вечером представляют собой формы творительного падежа именного склонения, застывшие в результате употребления в качестве обстоятельственного слова при глаголе (приехать летом, ложиться вечером, работать днем) (ср. приехать ранним летом),

    2) слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова, например: вбок, вброд, вверх, книзу, втайне; набело, надолго, врукопашную, вчистую, наудалую; по-моему, по-твоему; вшестером;

    3) повторение слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например: подобру-поздорову, нежданно-негаданно;

    4) переосмысление деепричастий путем потери видо-временных и залоговых значений, например: сидя, лежа, немедля, нехотя, шутя;

    5) суффиксальное образование наречий, например от основ прилагательных и причастий настоящего времени действительного залога: широко, певуче, дружески, угрожающе, а также от основ количественных числительных: дважды, трижды.

    Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

    Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

    1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

    Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

    Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

    Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

    Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

    К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

    От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

    Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

    От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

    Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

    Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

    2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

    Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

    В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

    В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

    3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

    Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

    Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

    Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

    4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

    Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

    Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

    Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

    Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

    Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

    Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

    Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

    Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

    Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

    Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
    Первый урок – бесплатно!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости