Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. «О федеральном бюджете на 2004 год» за счет налогов, включая единый социальный налог, формируется 91,4 процента доходов федерального бюджета1.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением в действие и взиманием налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права;

налоговое право является самостоятельным институтом финансового права2;

налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;

налоговое право является самостоятельной отраслью права3.

Последняя точка зрения, весьма распространенная в настоящее время, обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики, кодификацией налогового законодательства, отсутствием единой системы финансово-правовых источников. Однако для того, чтобы признать налоговое право самостоятельной отраслью права, следует признать налоговые отношения самостоятельным видом общественных отношений, отличающимся от финансовых отношений4. Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда - бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.

Налоговое право представляет собой часть финансового права. Одни авторы считают его самостоятельным институтом финансового права, другие - разделом, третьи подотраслью.

Если придерживаться сложившейся в теории права триады «правовая норма - правовой институт - отрасль права», то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета5. В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов. Представляется, что в настоящее время уровень развития налогового права таков, что можно говорить о нем как о подотрасли финансового права.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц федеральной налоговой службы (см. схему 1).

Понятие «налоговое право» употребляется в юриспруденции в разных аспектах:

как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении, взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы, в том числе и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенси-

Предмет налогового правя - это властные отношения? процессе:

" обжалования актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц

федеральной налоговой службы

привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

онный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций и положений, выработанных учеными, изучающими нормы права, регулирующие налоговые отношения, правоприменительную практику по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля;

как совокупность информации, знаний, представлений о сущности и значении норм права, регулирующих налоговые отношения во всем их многообразии, о правоприменительной практике, об истории возникновения указанных норм права и путях их совершенствования.

Рассмотрим подробнее названные три аспекта понятия «налоговое право».

Первый аспект понятия «налоговое право» - совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, в юридической науке вызывает среди ученых определенную дискуссию.

Традиционно совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, рассматривается как подотрасль финансового права. Налоговое право как подотрасль финансового права имеет публичный характер и, закрепляя общие принципы финансового права, отражает в правовом регулировании специфику налоговых отношений. Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой его подотраслью - бюджетным правом, поскольку налоги и сборы являются основным источником бюджетов различных уровней бюджетной системы, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Нормыналогового права в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями налогового права являются Общая и Особенная части.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие значение для всех видов налогов и сборов. Общая часть налогового права как подотрасли финансового права базируется на структуре первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) - кодифицированного федерального закона. В Общую часть налогового права включаются нормы, определяющие: 1)

систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет; 2)

виды налогов и сборов, существующих в РФ, и основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов); 3)

основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов) и порядок ее исполнения; 4)

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; 5)

формы и методы налогового контроля; 6)

ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) органов федеральной налоговой службы и их должностных лиц.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, конкретизирующие положения Общей части и регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов. В принятой второй части НК РФ в настоящее время кодифицированы нормы, регулирующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (глава 21), акцизы (глава 22), налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24), налог на прибыль организаций (глава 25), сборы за пользование объектами животного мира (глава 251), водный налог (глава 252), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26), а также нормы, регулирующие специальные налоговые режимы, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (глава 261), упрощенную систему налогообложения (глава 262), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263), региональные налоги: игорный бизнес (глава 28), транспортный налог (глава 28), налог на имущество организаций (глава 30).

Нормы, регулирующие остальные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, содержатся и в законах РФ, принятых в основном в декабре 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Второй аспект понятия «налоговое право» заключается в том, что налоговое право определяется как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций, выработанных учеными, изучающими правовое регулирование налоговых отношений, т.е. речь идет о науке - отрасли правоведения, либо подотрасли науки финансового права, в зависимости от позиций автора в оценке понятия налогового права.

Налоговое право как подотрасль науки финансового права получило особое развитие в России в связи с переходом к рыночным отношениям. Ученые-правоведы на основе изучения норм налогового права и практики их применения выработали предложения по совершенствованию правового регулирования налоговых отношений, многие из которых были учтены при разработке НК РФ.

Наука налогового права развивается в тесном контакте не только с другими правовыми науками, но и с наукой о финансах, изучающей экономическую сущность общественных отношений, возникающих при налогообложении. Идет процесс взаимного обогащения правовой и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием налогов и сборов в системе социального управления обществом.

Важное значение налогов и налогового права для развития общественных отношений в условиях перехода России к рынку обусловило необходимость создания учебной дисциплины «Налоговое право», в чем и проявляется третий аспект понятия «налоговое право».

Потребность в ней подтверждается и принятием Налогового кодекса РФ, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками (плательщиками сборов), другими участниками налоговых правоотношений, систему налогов и сборов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности и налогового контроля и другие положения налогообложения, требующие для освоения значительно большего объема учебного времени, чем это предусмотрено в курсе «Финансовое право».

Принципы права, его отраслей, подотраслей и других структурных подразделений, как отмечается в юридической литературе, - это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом. Адам Смит (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»6 сформулировал четыре важнейших принципа налогообложения. 1.

Принцип справедливости, который выражается в применении прогрессивной шкалы. «Не может быть неблагоразумия, - писал А. Смит, - в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше». 2.

Принцип определенности. «Налог должен быть точно определен, а не произволен, время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны как плательщику, так и всякому другому лицу». 3.

Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наиболее удобства для плательщика». 4.

Принцип экономии. «Всякий налог должен быть взимаем таким способом, чтобы из рук народа извлекалось, возможно, менее сверх того, что поступает в государственную казну, и, в то же время, чтобы деньги народа насколько возможно быстрее поступали в государственную казну»7. Эти принципы актуальны и сегодня.

Между финансовой и банковской отраслью права есть довольно большая разница, которая становится еще более ощутимой при более детальном анализе каждой из них. Главным различием банковского и финансового права является предмет и метод правового регулирования в этих институциях.

Разница между банковским и финансовым правом

В качестве предмета правового регулирования банковское право выделило денежно-кредитную систему и то, как в ней функционируют Банк России и другие кредитные организации. Финансовое бюджетное право больше внимания концентрирует на финансовых государственных и муниципальных органах, а также предметом данной дисциплины являются российские финансовые системы.

Финансовая деятельность выполняет распределительную, контрольную и стимулирующую функции касаемо распределения общественного продукта и национального дохода (при этом регулирование имеет денежную форму). Эти процессы тесно связаны с нормами финансового права, которые широко применяются для регулирования отношений во время выполнения всех вышеперечисленных функций.

Структура финансовой правовой системы

Замечание 1

Денежные доходы и расходы, формирование отдельных субъектов финансового рынка, отрасли и секторы государственного хозяйства – все это тесно связано с финансовой правовой системой.

Центральное место во всей этой структуре занимают именно финансы, которые принадлежат непосредственно государству. В свою очередь, государственные финансы (по большей части) состоят из госбюджета – денежные доходы и расходы государства, которые были подтверждены в росписях и других документах. Большая часть госбюджета формируется на основе налоговых платежей предпринимательств и населения, а главным источником считается именно рыночная экономика.

Современную финансовую систему формируют государственная и негосударственная финансовые подотрасли. К негосударственной финансовой системе можно отнести финансы домашних хозяйств, личные финансы, а также те средства, которыми располагают коммерческие и некоммерческие организации. Источником создания данных ресурсов является производительный труд населения и рынка без прямого влияния со стороны государства. Функционирование государственной системы обеспечивается за счет способов перераспределения финансов с помощью принятия и исполнения соответствующих волевых законов.

Определение 1

Муниципальная финансовая система – структурная часть правового регулирования, которая не является частью ни государственной, ни рыночной экономической систем.

Подсистемы финансового права

Отметим, что финансовая система сформирована на основе совокупности трех единых видов подсистем:

  • государственной;
  • муниципальной;
  • негосударственной.

Налоговое право занимается непосредственным регулированием отношений, которые имеют прямую связь с отношениями бюджетного права. У налогового права присутствуют собственные предмет и способ регулирования правовых норм – регулировать налоговые отношения с помощью такого инструмента, как властный приказ. Статья 2 ПК РФ определяет все отношения, которые подпадают под регулирование налогового права. Также данный раздел характеризует форму отношений, которые возникают во время установления, введения и взимания налоговых сборов в РФ. Отношения также контролируют налоговый контроль, акты налоговых органов, действия должностных лиц, а также привлечение субъектов к ответственности в случае налоговых правонарушений.

Еще одной отличительной особенностью налогового права, в сравнении с банковским, является форма регулирования финансовых систем. Банковское право регулирует деятельность между кредитными организациями и Банком России. А налоговое право занимается отношениями касаемо взимания налогов и сборов между кредитными организациями и государством.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Бюджетное право, исходя из сложившегося построения российской системы права, входит в состав финансового права, является его подотраслью. Финансовое право - это самостоятельная отрасль права, регулирующая имущественные и неимущественные отношения, направленные на формирование, распределение и использование финансовых средств публичной предназначенности, развивающиеся в рамках различных участков финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Каждая отрасль права представляет собой целостную совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. В целях повышения эффективности и упорядочения регулирующего воздействия на правоотношения в структуре каждой отрасли права выделяются более-менее самостоятельные правовые образования - подотрасли права, разделы, правовые институты, в свою очередь, состоящие из норм права. Так, в составе финансового права принято выделять следующие правовые образования: подотрасль бюджетное право, подотрасль налоговое право, финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля, институт государственных и муниципальных доходов, институт государственных и муниципальных расходов, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.

Наиболее крупное правовое образование в составе любой отрасли права - подотрасль права. Подотрасль права в целом подчиняется сущности «своей» отрасли права, но имеет и особые характеристики. Они могут выражаться в различных моментах, например, в специфике предмета регулирования, в сфере общественной жизни, являющейся участком формирования и развития соответствующих правоотношений, в особенностях метода правового регулирования, в формах и основаниях привлечения к ответственности правонарушителей и т.д.

Применительно к бюджетному праву в аспекте обоснования его статуса как подотрасли финансового права необходимо отметить следующее.

Во-первых, многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы Общей части финансового права (в том числе нормы о финансовой системе в целом, системе доходов и расходов государства, финансовом контроле и др.). При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для финансово-правовых норм. Так, например, глава 26 БК РФ так и называется: «Государственный финансовый контроль». При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия - бюджетный контроль. Подчиняясь общим принципам, целям и методам финансового контроля как более широкой категории, бюджетный контроль имеет свою специфику. Она выражена в особенностях объекта контрольных бюджетных правоотношений бюджете и связанных с ним правоотношений, нацеленности на определение правомерности поведения субъектов бюджетных правоотношений, соблюдение финансовой дисциплины.

Во-вторых, бюджетное право имеет свои особые источники правового регулирования, которые объединяются понятием «бюджетное законодательство». Как мы уже отметили, основной (и специальный) источник бюджетного права - БК РФ. Статья 2 БК РФ закрепляет состав бюджетного законодательства Российской Федерации. Наличие самостоятельной ветви законодательства, подчеркнутое самим законодателем, и имеющей узкий объект регулирования - бюджетные правоотношения и связанную с ними деятельность, позволяют судить об относительной обособленности бюджетного права как совокупности правовых норм.

В-третьих, бюджетное право служит обеспечению общественного интереса. Как и финансовое право в целом, оно регулирует общественные отношения, развивающиеся в связи с функционированием публичных денежных фондов, созданных с целью обеспечения финансовой основы деятельности государства и муниципальных образований. Это подтверждает, что бюджетное право является именно частью - подотраслью финансового права, а не самостоятельным подразделением системы права государства.

Однако бюджетные правоотношения, выступающие разновидностью финансовых правоотношений, связаны с конкретной разновидностью публичных денежных фондов - бюджетами, входящими в состав бюджетной системы - звена финансовой системы. Данные денежные фонды и соответствующие им правоотношения имеют свою специфику, будучи первоочередным источником, сосредотачивающим средства для финансирования задач и функций государства. На это указывает и БК РФ. Согласно ст. 6 БК РФ, под бюджетом понимается «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Отсюда следуют особенности содержания и функциональной предназначенности бюджетных правоотношений, их относительная самостоятельность в предмете финансово-правового регулирования.

Таким образом, бюджетное право, подчиняясь финансовому праву в целом, выступает ее объемным структурным элементом - подотраслью. Тем не менее, бюджетное право имеет и свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества, реализации элементов бюджетного устройства государства.

Охарактеризуем подробнее особенности бюджетного права.

Бюджетное право носит публичный характер. Он выражается в следующих моментах.

Во-первых, учет публичных интересов в бюджетно-правовом регулировании. Бюджетное право как публичное право направлено на обеспечение и охрану интересов всего государства, общества. Эти интересы заключаются в создании финансовой основы реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях, задач и функций местного самоуправления, финансового обеспечения общественно значимых благ и услуг, необходимых каждому гражданину в отдельности. Данная финансовая основа не может быть сформирована вне организующего фактора, а именно вне бюджетов - специальных фондов, аккумулирующих и распределяющих денежные средства. Функционирование таких фондов как раз и регулирует бюджетное право.

Во-вторых, публичный характер бюджетно-правового регулирования предопределяет преобладание в соответствующей подотрасли императивных норм. В целях эффективности функционирования публично-правовых образований, соблюдения финансовой дисциплины в рамках бюджетных правоотношений государство стремится создать такие механизмы, которые создадут гарантии должной реализации прав и обязанностей задействованных субъектов. На этом основана концепция, согласно которой права субъектов бюджетного права в большинстве случаев являются одновременно их обязанностями. Права и обязанности сливаются в единую категорию - «бюджетная компетенция», состоящую из полномочий. Гарантиями должной реализации полномочий выступает возможность привлечения к юридической ответственности за нарушение бюджетно-правовых норм.

Сущность бюджетного права проявляется не только в публичном характере бюджетно-правового регулирования, но и в организующем воздействии на денежные (финансовые) потоки в ходе деятельности государства. Эта вторая особенность бюджетного права, присущая отраслям права, регулирующим имущественные отношения (гражданское право), ни в коем случае не противоречит первой, а, наоборот, дополняет, качественно развивает. Как уже было отмечено, бюджетно-правовое регулирование направлено на упорядочение бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, подразумевающей формирование, распределение и использование публичных финансовых ресурсов, трансформированных в бюджеты бюджетной системы - бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Исходя из указанной особенности бюджетного права, служащие объектом регулирования бюджеты с материальной точки зрения представляют собой фонды денежных средств публичной предназначенности. Бюджеты бюджетной системы, будучи самостоятельным звеном финансовой системы государства, тесно связаны с иными ее звеньями: страховыми фондами, фондами государственных и муниципальных предприятий, государственным и муниципальным кредитами. Из бюджетов публично-правовых образований выделяются средства государственным внебюджетным фондам, государственным и муниципальным предприятиям и т.д.

Собственниками фондов бюджетных средств - бюджетов - выступают субъекты, имеющие публично-правовой статус, а именно государство и муниципальные образования. Отсюда вытекает следующая особенность бюджетного права: основными его субъектами являются публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, о чем речь идет в настоящей работе.

Специфика содержания бюджетно-правового регулирования позволяет обособить подотрасль бюджетного права в составе финансового права, в то же время служит дальнейшей структуризации бюджетного права на отдельные правовые институты (институт доходов бюджета, институт расходов бюджета, институт бюджетного процесса, институт бюджетного дефицита и др.). «Дробление» бюджетного права на отдельные институты, совокупности норм с общим содержанием стало очевидно с принятием БК РФ - акта, систематизирующего бюджетноправовые нормы. Ранее было «принято считать, что бюджетное право как подотрасль внутренне едина и практически неделима» . Значительное количество бюджетно-правовых нормативных положений, введенных «в обиход» бюджетно-правового регулирования, потребовало градации бюджетного права, выделения в нем более-менее обособленных правовых институтов.

При этом нельзя не констатировать, что первостепенное значение в системе бюджетного права имеет институт бюджетной системы, устанавливающий структуру и принципы бюджетной системы. Этот бюджетно-правовой институт предопределяет правовой режим всех бюджетных правоотношений. Можно сказать, что институт бюджетной системы выступает внешним выражением подотрасли бюджетного права. Вспомним из общей теории права, что внешним выражением подотрасли права является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким правовым институтам этой отрасли . Такое содержательное значение как раз и присуще институту бюджетной системы, предопределяющему утсанов-ление таких категорий бюджетного права, как «бюджет», «межбюджетные отношения», «разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы» и т.д.

Итак, общий анализ основных особенностей бюджетного права позволяет сделать следующий вывод. Бюджетное право - это составная часть финансового права, охватывающая совокупность правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу финансовых правоотношений - бюджетные правоотношения, обеспечивающие функционирование бюджетов бюджетной системы - основных публичных фондов публично-правовых образований,

сосредотачивающих денежные средства для финансового обеспечения задач и функций государства на различных территориальных уровнях. В бюджетном праве проявляются как черты, присущие финансовоправовому регулированию в целом, так и черты, выражающие специфику содержания бюджетно-правового регулирования.

  • См.: Запольский С. В. Указ. соч. С. 87.
  • См.: Общая теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 232.

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

  • налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права ;
  • налоговое право является самостоятельным институтом финансового права;
  • налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;
  • налоговое право является самостоятельной отраслью права .

Последняя точка зрения, весьма распространенная в настоящее время, обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики , кодификацией налогового законодательства, отсутствием единой системы финансово-правовых источников. Однако для того, чтобы признать налоговое право самостоятельной отраслью права, следует признать налоговые отношения самостоятельным видом общественных отношений, отличающимся от финансовых отношений. Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства , методов формирования публичного денежного фонда — бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств . Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.

Налоговое право представляет собой часть финансового права. Одни авторы считают его самостоятельным институтом финансового права, другие — разделом, третьи подотраслью.

Если придерживаться сложившейся в теории права триады «правовая норма — правовой институт — отрасль права», то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета. В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов. Представляется, что в настоящее время уровень развития налогового права таков, что можно говорить о нем как о подотрасли финансового права.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц федеральной налоговой службы.

Понятие «налоговое право» употребляется в юриспруденции в разных аспектах:

  • как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении, взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы, в том числе и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ;
  • как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций и положений, выработанных учеными, изучающими нормы права, регулирующие налоговые отношения, правоприменительную практику по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля;
  • как совокупность информации, знаний, представлений о сущности и значении норм права, регулирующих налоговые отношения во всем их многообразии, о правоприменительной практике, об истории возникновения указанных норм права и путях их совершенствования.

Рассмотрим подробнее названные три аспекта понятия «налоговое право».

Первый аспект понятия «налоговое право» — совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, в юридической науке вызывает среди ученых определенную дискуссию. Традиционно совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, рассматривается как подотрасль финансового права. Налоговое право как подотрасль финансового права имеет публичный характер и, закрепляя общие принципы финансового права , отражает в правовом регулировании специфику налоговых отношений. Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой его подотраслью — бюджетным правом, поскольку налоги и сборы являются основным источником бюджетов различных уровней бюджетной системы, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Нормыналогового права в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями налогового права являются Общая и Особенная части.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие значение для всех видов налогов и сборов. Общая часть налогового права как подотрасли финансового права базируется на структуре первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) — кодифицированного федерального закона. В Общую часть налогового права включаются нормы, определяющие:

  1. систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет;
  2. виды налогов и сборов, существующих в РФ, и основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов);
  3. основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов) и порядок ее исполнения;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) органов федеральной налоговой службы и их должностных лиц.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, конкретизирующие положения Общей части и регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов. В принятой второй части НК РФ в настоящее время кодифицированы нормы, регулирующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (глава 21), акцизы (глава 22), налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24), налог на прибыль организаций (глава 25), сборы за пользование объектами животного мира (глава 25.1), водный налог (глава 25.2), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26), а также нормы, регулирующие специальные налоговые режимы, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (глава 261), упрощенную систему налогообложения (глава 26.2), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3), региональные налоги: игорный бизнес (глава 28), транспортный налог (глава 28), налог на имущество организаций (глава 30).

Нормы, регулирующие остальные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, содержатся и в законах РФ, принятых в основном в декабре 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Второй аспект понятия «налоговое право» заключается в том, что налоговое право определяется как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций, выработанных учеными, изучающими правовое регулирование налоговых отношений, т.е. речь идет о науке — отрасли правоведения , либо подотрасли науки финансового права, в зависимости от позиций автора в оценке понятия налогового права.

Налоговое право как подотрасль науки финансового права получило особое развитие в России в связи с переходом к рыночным отношениям. Ученые-правоведы на основе изучения норм налогового права и практики их применения выработали предложения по совершенствованию правового регулирования налоговых отношений, многие из которых были учтены при разработке НК РФ.

Наука налогового права развивается в тесном контакте не только с другими правовыми науками, но и с наукой о финансах, изучающей экономическую сущность общественных отношений, возникающих при налогообложении. Идет процесс взаимного обогащения правовой и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием налогов и сборов в системе социального управления обществом .

Важное значение налогов и налогового права для развития общественных отношений в условиях перехода России к рынку обусловило необходимость создания учебной дисциплины «Налоговое право», в чем и проявляется третий аспект понятия «налоговое право».

Потребность в ней подтверждается и принятием Налогового кодекса РФ, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками (плательщиками сборов), другими участниками налоговых правоотношений , систему налогов и сборов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности и налогового контроля и другие положения налогообложения, требующие для освоения значительно большего объема учебного времени, чем это предусмотрено в курсе «Финансовое право».

Принципы права, его отраслей, подотраслей и других структурных подразделений, как отмечается в юридической литературе, — это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом. Адам Смит (1723—1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»6 сформулировал четыре важнейших принципа налогообложения.

1. Принцип справедливости, который выражается в применении прогрессивной шкалы. «Не может быть неблагоразумия, — писал А. Смит, — в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше».

2. Принцип определенности. «Налог должен быть точно определен, а не произволен, время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны как плательщику, так и всякому другому лицу».

3. Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наиболее удобства для плательщика».

4. Принцип экономии. «Всякий налог должен быть взимаем таким способом, чтобы из рук народа извлекалось, возможно, менее сверх того, что поступает в государственную казну, и, в то же время, чтобы деньги народа насколько возможно быстрее поступали в государственную казну»7. Эти принципы актуальны и сегодня.

Источники налогового права

В Конституции РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ , Президента РФ , Правительства РФ ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71, 72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).

Является также законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) был принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.

Президент РФ подписал НК РФ 31 июля 1998 г. и обнародовал его 6 августа 1998 г. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) часть первая Налогового кодекса РФ была введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением п. 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории РФ и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» изложил в новой редакции отдельные статьи Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, в ст. 3 вышеназванного Федерального закона содержалась норма, согласно которой п. 3 ст. 1, а также ст. 12, 13, 14, 15 и 18 части первой Кодекса вступают в силу со дня введения в действие части второй НК РФ и признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В дальнейшем указанная норма была сохранена в несколько иной редакции.

С 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»; гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц », гл. 24 «Единый социальный налог». С 1 января 2002 г. введена в действие гл. 25 «Налог на прибыль ». В 2002—2003 гг. в НК были включены главы 25, 258, 261, 269, 2610, 2611, 28, 29, 30. Глава 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. отменена, в 2004 г. введена глава 252.

Налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1, не взимаются. Принятый Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, он распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо, им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального государства , защите интересов налогоплательщиков, привлечению иностранных инвестиций , соблюдению законности в сфере налоговых отношений.

НК РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основные положения о налогообложении.

Несмотря на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ:

  • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности , гражданства физических лиц или места происхождения капитала . Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны;
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав ;
  • не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны; федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ;
  • ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
  • при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Всеобщность и равенство налогообложения Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Федеральные налоги и сборы устанавливаются или отменяются Н К РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ При установлении налогов должны быть определены всеэлементы налогообложения Неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)

В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены правила, применяемые при выявлении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах его положениям или при несоответствии друг другу актов, имеющих разную юридическую силу. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ или акту более высокой юридической силы при наличии у него хотя бы одного из следующих признаков:

  1. он издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов , органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;
  3. изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разрешенные НК РФ;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;
  7. изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении;
  9. иным образом противоречит общим началам или буквальному смыслу положений НК РФ.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Указанное выше положение распространяется на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах устанавливаются местные налоги и сборы в соответствии с НК РФ.

Источником налогового права являются международные договоры по вопросам налогообложения.

В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров России в НК установлено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

К источникам налогового права относятся нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, органами государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с НК РФ существует специфика действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Общие правила для данных актов заключаются в том, что:

  • акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
  • федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ по установлению новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов ме- стного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В то же время названные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Перечисленные ранее акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Общая характеристика бюджетного права

Бюджетное право - основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Предмет:

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

· формировании доходов бюджетов;

· расходах бюджетов;

· осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

· проведении бюджетного контроля;

· применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Общая характеристика налогового права

1. Налоговое право как и любое другое правовое образование имеет свой предмет в качестве которого традиционно рассматривается вид общественных отношений. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Она обусловлена экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей в части общественного продукта. В настоящее время юридическая наука предложила несколько определений налогового права, различия между которыми заключается главным образом в круге общественных отношений. По мнению одного из авторов (Веницкий) определил предмет налогового права как отдельную группу, к которой относятся отношения по установлению и ведению налогов и сборов, отношения по взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Пустова определяет налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физ.лиц и организаций.

Метод правового регулирования – совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Основным методом в налоговом праве является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщика).

Особенности проявления императивного метода:

a) доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, которые возникают при налогообложении

b) ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими по своему усмотрению приобретать права и обязанности и определять их содержание

c) юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в развитии содержания их правосубъектности. Государство как субъект налогового правоотношения наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения

d) тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.

В настоящее время все большее количество ученых отмечают, что помимо традиционного метода властных предписаний, существует и диспозитивный метод правового регулирования. Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности поведения в рамках налогового законодательства.

4.Налоги следует отличать от других видов платежей в бюджет. С целью придания каждому виду платежа того правового режима, который соответствует экономической и правовой сущности платежа. Анализ ст.6 п.2 НК позволяет разграничить сбор от налога по следующим основаниям:

1) сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, налоги призваны финансировать деятельность государства в целом. Целью сбора является удовлетворение только определенных потребностей, а налога – удовлетворение публичных потребностей государства

2) сборы являются относительно возмездным платежом, т.е. уплатив сбор субъект получает взамен право, статус, разрешение. Уплатив сбор частное лицо вправе требовать от государства в лице соответствующих органов определенных действий, в том числе и через суд. Признаком налога является безвозмездность.

3) сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений

4) вступление в отношение, связанное с уплатой сборов носит для лица добровольный характер, т.к. добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой налога, вступление же лица в отношения с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер

Виды налогов:

1) по степени компетенции органов государственной власти выделяют общегосударственные и местные налоги

Общегосударственные устанавливаются в законодательном порядке парламентом или президентом, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджет различных уровней. Местные налоги устанавливаются местных советов депутатов в соответствии с законом «О бюджете на очередной бюджетный год»

2) по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются на доходы и имущество плательщиков. Косвенные включаются в отпускную цену товара (работ, услуг) в виде надбавки. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров, который является посредником между государством и потребителем. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные. По уровню бюджета налоги различают закрепленные и регулирующие налоги.

Общая характеристика банковского права

Банковское право - межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

В состав банковского права входят как нормы гражданского права и предпринимательского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус центрального банка, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Функции банковского права:

Регулятивная функция банковского права

В основу регулирования государством общественных отношений, и в частности банковских, закладывается система организованного властного воздействия на объект управления и его поведение (банковская деятельность), а именно правовое регулятивное воздействие.

Механизм правового регулирования банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

ü система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;

ü совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Банковское право в России:

Процесс организации обеспечения регулирования, равно как и собственно регулирования банковской деятельности, представляет собой регулирование общественных отношений нормативным способом, а именно: ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гласит, что правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (включая Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также нормативными актами Банка России. То есть законодатель предоставляет определенную группу регулятивных нормативных актов для банковских отношений.

Система банковского права:

В настоящее время банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. Основные законодательные акты - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий положения об основных банковских сделках, и прочие нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность ЦБ РФ или банковскую деятельность. Но, конечно, подавляющим большинством источников банковского права являются акты Банка России.

Банковская система Российской Федерации является двухуровневой, где первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, ко второму относятся кредитные организации: коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты. Управление, осуществляемое государством, различается по способам и процедурам относительно применения их к первому и второму уровням банковской системы, что обусловлено неравным положением и значением субъектов. Такое разделение существенно для регулирования банковской деятельности в целом и влияет на него.

Государство силой закона в процессе правового регулирования возводит управляющую систему из соответствующих по компетенции объекту управления государственных органов, определяет порядок их функционирования, устанавливает правила осуществления банковской деятельности. Следовательно, в понятии организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности при установлении правовых основ государство реализует свое право регулирования банковских правоотношений, а также организует систему своего управляющего воздействия на банковскую деятельность.

Особенности банковского права:

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью (но суд может применить принуждение к любым из субъектов банковской системы).

Управление банковской системой:

Президент России как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции Российской Федерации); он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России подотчетен Государственной Думе. Государственная Дума в сфере управления банковской деятельностью реализует следующие полномочия:

Ø назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

Ø назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

Ø направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

Ø рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

Ø рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

Ø принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

Ø проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

Ø заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст. 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Роль Правительства Российской Федерации складывается во взаимодействии с Банком России. В России Центральный банк определен Конституцией Российской Федерации как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости