Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Гараж с ямой является мечтой каждого автолюбителя. Смотровая яма позволяет экономить на ремонте автомобиля, замене масла и других работах, связанных с днищем или подвеской авто. Но для многих такое удовольствие так и остается лишь мечтой. В данной статье мы попробуем доказать, что – это дело не такое уж и сложное, и его выполнение под силу любому.

Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, необходимо произвести несколько расчетов и измерений.

Планирование размещения

На самом начальном этапе желательно будет выяснить, насколько глубоко залегают подземные воды. Обустройство смотровой ямы в гараже обязывает наличие глубины грунтовых вод как минимум на 2,5 метра вглубь. Если на выбранном под гараж участке воды расположены выше, то от задуманной затеи лучше отказаться. Если нет желания вызывать специальные службы для замера глубины вод, то можно поинтересоваться у соседствующих владельцев гаражей, как у них обстоят дела с ямами.

В зависимости от информации, полученной о подземных водах, необходимо планировать гидроизоляцию смотровой ямы. Некоторые автолюбители отказываются от этого важного этапа, ссылаясь на то, что грунтовые воды находятся слишком глубоко и не подымаются так высоко. Однако геологическая ситуация может поменяться в любой момент. К тому же последнее время поры года устраивают нам такие сюрпризы, когда за один день может выпасть месячная, а то и годовая норма осадков. В таких ситуациях может произойти все, что угодно. Потому игнорировать гидроизоляцию подвального помещения или ямы в гараже глупо.

Учитывая климатические условия и наличие низкой температуры в зимнее время, яму для гаража можно дополнительно утеплить. Самым оптимальным вариантом для этих целей считается пенопласт. Он не боится влаги и не поддается процессам плесневения или гноения. Утеплять выкопанный котлован необходимо снаружи, то есть слой пенопласта должен располагаться между стеной ямы и земляным комом. От влажной земли пенополистирол необходимо защитить слоем гидроизоляции.

Правильное устройство смотровой ямы в гараже не может обойтись и без вентиляции. Вентиляционная система будет играть очень важную роль для автомобиля, инструментов и вещей, хранящихся в гараже, а также самого автолюбителя. В пользу этого пункта выступают следующие проблемы, которые можно решить с помощью, правильно продуманной и выполненной, вентиляции:

  • Образование и задержка влаги в закрытом, холодном помещении (ее излишки пагубно влияют на работу автомобиля и других инструментов);
  • Выделение вредных веществ и испарений автомобилем и другими средствами, хранящимися в гараже;
  • Отсутствие потока чистого воздуха в зимнее время при закрытых воротах.

Вентиляционная система в самодельной яме может быть выполнена по двум схемам:

  • Общая вентиляция;
  • Автономная вентиляция.

Общая вентиляция подразумевает наличие двух труб, имеющих выход из гаража на улицу. Одна из труб транспортирует свежий воздух извне и распределяет его по основному помещению и смотровой яме. Для таких манипуляций в трубе имеется тройник с системой вход – выход в гараж – выход в яму. Вторая труба обеспечивает вывод отработанного воздуха наружу из обоих помещений. Ее нижний край располагается в самом верху ямы и забирает оттуда грязный воздух, под потолком гаража находится второе отверстие трубы, куда уходят все «ароматы» его напольной части. Наружу отработанный воздух выбрасывается через верхний край трубы, который на 50см возвышается над уровнем крыши. Вход и выход вентиляционной трубы должны располагаться на противоположных стенах гаража.

Автономная вентиляция смотровых ям используется крайне редко. Для ее организации необходимо провести две трубы под стенами гаража или вывести их на крышу. Входная труба должна располагаться внизу ямы, а выходная — в ее верхней части. Наружный край входной трубы нужно расположить на уровне 50 см над землей и защитить специальной решеткой. Уличную часть выходной трубы необходимо поднять на 2-2,5 м над землей и прикрыть металлическим наконечником в форме зонтика. Такое приспособление защитит трубу от проникновения в нее дополнительной влаги и грязи.

Обязательным условием обустройства качественной вентиляции является проверка ее на завершающих этапах. Для того чтобы протестировать вентиляционную систему, достаточно поднести к ее выходному отверстию зажженную спичку, свечу или зажигалку. Пламя огня при этом должно податься вовнутрь трубы, как будто бы его туда засасывает. Если же поднести огонек к входному отверстию, то на пламя должен подуть поток воздуха — возможно огонь даже потухнет.

В схеме планирования котлована для гаража также желательно учесть еще два немаловажных пункта — источники дополнительного освещения и проемы в стене в виде ниш

Ниши будут очень удобным приспособлением для автолюбителя – в них в любой момент можно что-то положить на время работы или хранить в них, часто используемые, вещи или инструменты. Их расположение должно быть учтено при разработке эскиза и возведении стен. Для обустройства таких углублений зачастую используются металлические ящики или временные деревянные макеты, которые впоследствии бетонируются.

При планировании освещения необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Напряжение внутри смотровой ямы должно быть не более 36В (220В в таких помещениях запрещено);
  • Кабель для проводки должен быть максимально защищен – желательно поместить его в специальную металлическую гофротрубу;
  • Лампы необходимо использовать в 12В или 36В – оптимальным вариантом являются светодиодные лед-лампы (вольфрамовые лампы подвержены взрывам).

Важно! Если учесть все, вышеперечисленные советы, то по итогу не придется ничего доделывать и переделывать. Ведь ремонт смотровой ямы в гараже или ее демонтаж – дело нелегкое, и на него может уйти даже гораздо больше сил и нервов, чем на постройку нового сооружения.

Материалы для строительства

Если грунтовые воды залегают очень глубоко, то можно сделать яму своими руками из кирпича или пеноблоков . Если же грунт под гаражом отличается повышенной влажностью, то лучше всего залить ее бетоном. Дело в том, что бетон не боится влаги, а наоборот крепнет под ее воздействием. Для бетонной заливки необходимо дополнительно армировать стену.

Вот перечень всех материалов, которые могут понадобиться для обустройства ямы своими руками:

2. Щебень;

3. Гравий;

4. Цемент;

5. Брус 30х30 или 40х40;

6. Доска 25мм или фанера 10х15 (для опалубки);

7. Доска 40-45мм обработанная (для укрытия ямы);

8. Арматурный прут 6х8 (для армирования);

9. Плотный полиэтилен, рубероид, бутилкаучук или акваизол (для гидроизоляции);

10. Уголок 50х50 (для ограждения ямы и закрепления ее периметра);

11. Проволока 1,5х2 (для связывания армированной сетки);

12. Пластиковая труба 100мм (вентиляция);

13. Кирпич, пеноблоки или цемент (для возведения стен).

Параметры ямы

Перед тем, как выкопать яму, необходимо определиться с ее параметрами и нанести разметку на поверхность земли или пола.

При нанесении разметки нужно учитывать, что в выстроенном гараже со стяжкой пола выполнять рисунок гораздо легче, чем при отсутствии гаража. На голой земле можно использовать, вбитые в грунт по всему периметру, колышки или четыре маячка, на которые натянута веревка, образующая форму и размеры будущей канавы.

В случае с построенным гаражом возникает другая проблема – выкапывать котлован в нем намного сложнее, нежели на открытом участке земли. В данной ситуации невозможно воспользоваться услугами техники – все придется делать собственноручно. К тому же, желательно будет заручиться помощью извне, так как помимо копательных работ, нужно будет еще и выносить отрытую землю. Такой труд займет намного больше времени и сил. Выкопанную землю лучше не относить далеко, так как она еще понадобится для зарывания проема между выложенным и грунтовым краем ямы.

1. Как правило, ширина ямы напрямую зависит от расстояния между колесами авто – она должна быть на 20см меньше, чем это расстояние;

2. Нужно учитывать то, что возможно когда-нибудь в гараже будет стоять другая машина, потому желательно брать средний показатель ширины – зачастую он составляет 80-85см;

3. Длина ямы также зависит от длины авто, но можно применять, как меньшие размеры, так и большие (многие делают котлован на метр длиннее автомобиля, а некоторые, кто не располагает большим пространством, наоборот, укорачивают яму – тогда авто приходится загонять то передом, то задом);

4. Глубина рытвины высчитывается исходя из роста владельца гаража – к его полному росту желательно добавить 10-15см.

Рассчитывая размеры ямы в гараже, нужно также учитывать зазор на кладку стен и заливку пола. Если планируется выложить стены из кирпича или залить бетоном, то котлован желательно увеличить еще на 25-30см. Если же решено выкладывать их из газоблоков , то дополнительно нужно накинуть еще 40см. Заливка пола также украдет около 20см высоты. Наличие гидроизоляции подразумевает добавления 15-17см.

Алгоритм действий

1. Роем котлован.

2. Роем траншеи для вентиляции (если будет использоваться автономная система).

3. Утрамбовываем пол. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Сначала тщательно утрамбовываем слой земли, затем насыпаем на нее пятисантиметровый слой щебня или гравия и также хорошенько утрамбовываем. К уплотненному слою щебня досыпаем еще один пятисантиметровый слой. Последним шаром делаем слой песка в 5см. Некоторые специалисты предпочитают повторить все слои еще раз, ну а другие обходятся и одним заходом.

4. Гидроизоляция. Дно и стены котлована устилаем гидроизоляционным материалом, куски которого накладываем друг на друга внахлест на 15-20см. Если используем рубероид, то места стыков обрабатываем мастикой, если полиэтилен или другие материалы, то стыки заклеиваем двусторонним скотчем. На верхних краях ямы гидроизоляцию фиксируем чем-то тяжелым.

5. Выполняем монтаж вентиляции.

6. Устанавливаем армированную сетку на пол. Прежде, чем размещать армированную сетку на пол, устилаем его утеплителем. Если же пенопласт не планировалось использовать, то сетку фиксируем на уровне в 5-7см.

7. Заливаем пол. Бетонировать пол желательно цементом марки М-400. Пропорции песка, щебня и цемента выдерживаем в соответствии 2:2:1. Желательно использовать бетономешалку, если ее нет – лучше добавить в раствор пластификатор, жидкое стекло или жидкое мыло. Если используем утеплитель, то слой бетона делаем около 5см, если не используем, то — не менее 10-12см.

8. Выдерживаем паузу, пока схватится бетон. В зависимости от погодных условий придется подождать от недели до двух.

9. Возводим стены, не забывая о проемах для освещения и ниш.

10. Укладываем на сделанный каркас стен уголок. Его можно прикрепить с помощью приваренных к нему закладных (если решено было выкладывать кирпич) или длинных шпилек (если стена была сделана из бетона).

11. Засыпаем проем между землей и стенами смотровой ямы смесью глины с грунтом, тщательно утрамбовывая все слои.

12. Делаем стяжку пола.

13. Сооружаем крышку для ямы.

Возведение стен

Если решено было возводить стены из кирпича или других блоков, то отступив от грунтового слоя 10-12см, необходимо начать делать кладку. Для точности возведения можно натянуть нити, которые будут служить уровнем. В процессе работы желательно армировать кладку через каждые пару рядов. Вентиляционные трубы необходимо заложить. Раствор для кладки готовится из песка и цемента в соотношении один к трем.

Если стены будут возводиться из бетона, то перед их заливкой необходимо обустроить опалубку и установить арматурную решетку. Для изготовления опалубки можно использовать доски или фанеру (она не пропускает раствор, и благодаря ей стены получаются ровнее). Изнутри и снаружи фанеру лучше всего подпереть брусками, чтобы под весом раствора она не изгибалась и не деформировала стену. Ровно посредине между фанерами нужно расположить арматурную решетку. Рекомендуется залить раствор за один раз. Снять опалубку можно будет после полного высыхания бетона (от недели до двух).

Надеемся, ознакомившись с подробной инструкцией и рассмотрев все фото, приведенные в данной статье, Вам станет намного понятнее, как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками. Незабудьте , если вы купили уже готовый гараж.

Смотровая яма в гараже выручает многих автолюбителей, с помощью ее можно осуществить мелкий ремонт и обслуживание, произвести детальный осмотр нижней части автомобиля, продиагностировать ходовую часть. Но чтобы правильно сделать яму, необходимо выполнить некоторые условия, соблюсти определенный порядок выполнения работ.

Если смотровую яму (СЯ) делать не по правилам, она будет неудобной в использовании, ее может затопить водой, и долго она вряд ли прослужит. В статье мы рассмотрим, каких критериев следует придерживаться при создании СЯ, порядок действий, необходимые материалы, инструмент, существующие технологии строительства.

С чего начинать делать смотровую яму

Любое строение всегда начинается с расчетов, прежде чем приступать к выкапыванию котлована, необходимо заранее определить:

  • размеры;
  • место, где будет находиться яма;
  • используемые материалы (кирпич или бетон).

Следует сказать, что делать СЯ проще, когда нет гаража, и он только в проекте, особенно в тех случаях, когда грунтовые воды находятся на глубине выше под землей, чем 2,5 м, так как в этом случае требуются дренажные работы. Если же воды слишком высоко пролегают под готовым гаражом, возможно, от смотровой ямы придется отказаться, так как выполнить дренаж будет очень проблематично.

Итак, сначала определяемся с размерами:

  • длина – обычно берется примерно на один метр больше, чем стандартный автомобиль. Если гараж предназначен для ремонта и обслуживания легковых машин, подразумевается типичный размер 4,5 м, значит, длина ямы должна быть примерно 5,5 метров;
  • ширина – не должна быть слишком маленькой, необходимо, чтобы взрослый человек смог в СЯ размещаться комфортно, не может быть широкой, иначе не каждый легковой авто сможет заехать на яму без риска провалиться вниз, съехав с колеи. Обычно ширина берется 0,75-0,8 м, это самый типовой размер;
  • глубина – рассчитывается с учетом роста взрослого мужчины (170-180 см) плюс запас для удобного совершения осмотра и ремонта (15-20 см), типичная глубина ямы — 1,85-2,00 м.

Вообще всегда строители стараются выкопать СЯ чуть глубже — уменьшить глубину достаточно легко с помощью подставок, прокладки дополнительного слоя материала на дне. А вот углубить яму сложно, так как приходится разрушать нижний слой, заново выкладывать пол, проводить гидро- и теплоизоляцию.

Своими руками можно сделать яму различной конструкции:

  • обычную, с полом и укрепленными стенами;
  • с нишами, в которых можно будет раскладывать инструмент, снятые с машины небольшие детали;
  • с погребом для хозяйственных или бытовых нужд.

Котлован всегда выкапывается с запасом не только по глубине, но и по ширине и высоте, так как нужно рассчитывать, что все поверхности будут укрепляться бетоном или кирпичом, придется делать гидроизоляцию, в идеальном варианте неплохо бы предусмотреть и теплоизоляцию.

Как сделать пол в яме гаража

Сделав чертеж ямы, можно приступать к ее выкапыванию, но если в гараже уже выложен бетонный пол, его придется разрезать и частично убирать, для этого понадобится дисковая пила с дисками по камню, отбойный молоток, в крайнем случае, можно использовать перфоратор с зубилом. Размечается будущая яма мелом, для создания ровных линий используется уголок.

Выкапывая яму необходимого размера, используем строительный индикатор или отвес, необходимо, чтобы стены были ровными, а землю следует выносить сразу же за пределы гаража. Затем вплотную занимаемся полом в яме гаража, на дне создаем опору-подушку:

  • выкладываем ровный слой щебня (приблизительно толщиной 5-10 см);
  • трамбуем, насыпаем слой песка;
  • сверху «слоеный пирог» покрываем глиной, прокладываем рубероид;
  • для прочности размещаем сверху арматуру;
  • заливаем полученную конструкцию бетонным раствором, даем ему высохнуть.

Бетон можно изготовить из различных компонентов и в разной пропорции, самый классический состав смеси – три части строительного песка и одна часть сухого цемента. Поверх бетона выкладывается слой гидроизоляции, здесь также возможны всякие варианты, есть несколько рецептов. После гидроизолирующего слоя будет не лишним позаботиться о теплоизоляции, обычно для этих целей используется листовой пенопласт. Затем вся конструкция повторно заливается бетоном (слой 15-20 мм), после укладки необходимо, чтобы раствор основательно просох.

Выкладка стен ямы

При формировании боковых поверхностей СЯ первым слоем на стены наносится глина, затем на ней закрепляется полиэтиленовая пленка, расстилается рубероид. Как и в варианте с полом здесь также предусматривается гидроизоляционное покрытие, материалом могут служить однослойные или многослойные полимерные пластины, битум, жидкая резина, минеральные смеси и так далее. Если нужна теплоизоляция, прокладываем пенопласт, важно при гидро- и теплоизоляции тщательно обработать все стыки и швы, необходимо обеспечить герметичность. При выкладке стен бетоном необходимо:

  • изготовить опалубку, она выполняется из деревянных брусков, фанеры или обрезной доски;
  • перед заливкой произвести армирование стальной сеткой с диаметром прутьев 10-12 мм;
  • залить бетонный раствор, после его полного высыхания удалить опалубку;
  • при необходимости сделать в стенах ниши.

Если в яме предусматривается освещение, необходимо позаботиться о прокладке внутренней проводки, провода должны быть спрятаны в гофру, и они обычно закрепляются на армированной сетке перед заливкой бетоном (например, пластиковыми стяжками). Раствор заливается не весь сразу, а в несколько этапов снизу вверх участками по 0,3-0,4 м, каждому слою необходимо дать время высохнуть (на бетонирование может уйти от двух до трех дней). Также стены можно выложить из кирпича, но здесь уже требуется несколько другая технология.

Как правильно выложить стены в яме из кирпича

Перед выкладкой стен кирпичом так же, как и при работе с бетоном, боковые поверхности сначала промазываются красной глиной, укладывается полиэтиленовая пленка, рубероид, гидро- и теплоизоляционный слой. Кладка выполняется с соблюдением следующих условий:

  • кирпичи размещаются в шахматном порядке;
  • кладка выполняется в один слой по ширине кирпича;
  • швы тщательно затираются, а углы делаются в надежной связке;
  • верхний кирпичный ряд должен выступать над поверхностью сооружения примерно на 5-10 см. Это делается для того, чтобы автомобиль не смог свалиться в яму, также чтобы в нее не соскальзывал инструмент.

При выкладке ямы из кирпича нужно не забывать про ниши, для удобства можно соорудить опалубку (но необязательно). Сразу после выполнения работ пользоваться ямой нельзя, необходимо подождать примерно пять дней, чтобы раствор хорошо схватился и просох, а кладка устоялась.

Как правильно сделать гидроизоляцию ямы в гараже

Гидроизоляционная защита – очень важная составляющая смотровой ямы, особенно в том случае, когда грунтовые воды достаточно высоко пролегают в земле. При высокой влажности:

  • яма может папа подтапливаться водой;
  • днище автомобиля, постоянно находящегося на СЯ, начинает ржаветь;
  • при недостаточно качественной изоляции выкопанный котлован постепенно разрушается и приходит в негодность.

Чтобы смотровая яма могла служить долго, необходимо сделать гидроизоляцию яму в гараже очень качественно, использовать такие материалы, которые смогли бы обеспечить гидрозащиту на долгие годы. В качестве гидроизоляционных материалов обычно используются:

  • различные виды рубероидов;
  • битумная смесь (рассчитана на 10-15 лет службы постройки);
  • полимерная пленка (геотекстиль, может служить не один десяток лет);
  • сухие смеси минеральные, перед непосредственным использованием разводятся водой;
  • жидкая резина на латексной основе, ее срок службы — от 20-ти лет и более;
  • смесь нефтепродуктов с жидкой глиной (для первоначальной обработки стен и пола).

Если грунтовые воды проходят достаточно высоко, даже качественная гидроизоляция не гарантирует надежную защиту от влаги, здесь поможет только грамотно выполненная дренажная система с отводом воды в естественный или искусственный резервуар.

Сооружение ямы в гараже по всем правилам

Чтобы грамотно сделать яму по всем правилам, недостаточно только рытья котлована, укрепления стен и пола, также необходимо:

  • установить естественную и принудительную вентиляцию;
  • смонтировать электросветильники;
  • соорудить укрытие (закладную раму), оно защитит от случайного падения в яму;
  • продумать систему спуска (соорудить съемную лестницу или выложить в яме ступеньки).

Еще более «продвинутый» вариант — сделать погреб в смотровой яме, в этом случае в гараже можно будет хранить соленья на зиму, свежие овощи.

Как сделать овощную яму в гараже

Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:

  • длина – 2,5-3 м;
  • ширина – 2-2.5 м;
  • глубина – примерно 1,7 м.

Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:

  • защиту от влаги;
  • вентиляцию;
  • засыпной пазух.

Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:

  • нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
  • грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.

Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:

  • на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
  • укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
  • заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
  • заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
  • даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).

Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.

Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.

В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.

Теплоизоляция ямы

В условиях достаточно холодного климата теплоизоляция в гараже имеет немалое значение, добавление теплоизоляционного слоя позволяет сэкономить на отоплении, обеспечить более комфортную температуру в помещении. В качестве теплоизоляционного материала в основном используется экструдированный пенопласт, полистирол, также помогает сохранить тепло керамзитовая подушка.

Обычно пенопласт прокладывается сверху пароизоляционной пленки, затем заливается бетоном. Керамзит укладывается на дно смотровой ямы, исполняя роль не только утеплителя, но и стабилизатора пола строения.

Расположение погреба и ямы для автомобиля

Смотровая яма в гараже может иметь разное расположение, размещаться как по центру, так и ближе к краю. Нахождение по центру удобно в том случае, если гараж достаточно узкий, и в нем нет или минимум верстаков, столов, другой мебели, нет отдельной комнаты. Когда в гаражных условиях организована небольшая автомастерская, удобнее яму сдвинуть к одному краю, но так, чтобы на нее мог безопасно и свободно заехать автомобиль. Погреб может находиться в любом месте, разумеется, если в гараже нет смотровой ямы. Когда яма имеется в наличии, погреб желательно разместить в конце гаражного помещения, сзади СЯ.

Дренажная система гаража

Система отвода воды необходима в случае высокого уровня грунтовых вод, повышенной влажности грунта. Дренаж может быть выполнен по различной схеме, но существуют основные правила его построения:

  • водоотводная траншея копается вглубь до уровня фундамента ямы;
  • рвы должны располагаться за пределами гаража, где-то на расстоянии полуметра от строения по его периметру;
  • для дренажа необходим водоотводный колодец;
  • дренажные трубы представляют собой единую замкнутую систему с отводом воды.

Чтобы дренажная система не повредилась, снизу в траншее прокладывается песчано-гравийная подушка слоем примерно 10 см, затем трубопровод укрывается геотекстильной пленкой. Колодцем для дренажа может служить овраг, если рядом с гаражом нет естественных углублений, необходимо использовать любую подходящую емкость, соблюдая условия:

  • располагаться колодец должен ниже, чем 20 см от уровня самой низкой точки трубопровода;
  • к емкости обязательно подходит отводная труба дренажной системы;
  • в качестве накопителя воды используется в основном пластиковая емкость, железный сосуд подвержен ржавлению, гораздо быстрее выйдет из строя и не сможет работать по своему назначению.

Сверху дренажных трубок также делается песчано-гравийная подушка, утрамбовывать грунт поверх дренажа следует аккуратно, стараясь не повредить трубопровод, вода от гаража должна отводиться на расстояние не менее 5-ти метров.

Освещение ямы

Светильники в смотровой яме обеспечивают комфортные условия работы, в качестве осветительных приборов обычно используются:

  • стационарные светильники в плафонах, рассчитанные на напряжение 36 или 220 Вольт;
  • переноска, лучше, если она будет с длинным проводом;
  • маломощные 12-вольтовые лампы;
  • светодиодные светильники;
  • LED-светильники на аккумуляторах.

Осветительные 36-вольтовые приборы – самые популярные светильники для проведения авторемонтных работ, как правило, выполняются в водонепроницаемом корпусе, безопасны в применении. Достаточно часто устанавливаются в гараже и лампы 220 Вольт, так как они не требуют понижающего трансформатора, но здесь приходится позаботиться о надежном заземлении, и работать с такими лампами необходимо, соблюдая технику безопасности.

Аккумуляторные осветительные приборы довольно дорого стоят, сложны в ремонте, но иногда без них не обойтись, например, если в гараже нет стационарного питания. Как вариант можно наладить переноску, взяв напряжение 12 V от автомобильного аккумулятора, но в этом случае свет будет довольно тусклым.

Закрывание ямы

Крышка, закрывающая яму, может изготавливаться из различных материалов:

  • сварных металлических прутков;
  • обрезной доски;
  • пластика.

Также она может быть изготовлена из комбинированных материалов. Два самых важных качества укрытия ямы – прочность и небольшая масса, конструкция должна легко отодвигаться и выдерживать вес человека. Если автомобиль часто или надолго оставляется на яме, целесообразно сделать плотную крышку, например, из доски/ брусков «сороковки», в этом случае влага практически не будет оседать на днище машины.

Деревянный щит следует зашкурить, пропитать лаком, а металл зашкурить и покрасить, такая рама будет служить долго, не заржавеет и не сгниет. Для удобства снятия и установки крышку следует дополнить одной или двумя ручками, можно в конструкции предусмотреть и откидной механизм.

Вентиляция ямы в гараже

Тип вентиляции во многом зависит от размеров гаража, для достаточно больших гаражных конструкций можно ограничиться естественной вентиляцией, для маленьких помещений необходимо принудительное вентилирование. Вытяжное отверстие практически всегда выполняется сверху, у потолка, в помещении закрывается металлической или пластиковой решеткой, приточная вентиляция устанавливается внизу, не выше, чем 0,5 м от пола.

Вытяжное отверстие естественной вентиляции стараются проделывать с подветренной стороны, обычно оно снаружи защищено от дождя и снега гаражной крышей. Питание для электровентилятора берется от местной электросети или аккумулятора, направление движения лопастей подбирается опытным путем.

Инструменты для создания ямы

Количество используемых инструментов при выкапывании смотровой ямы зависит от сложности монтажа, как минимум понадобится:

  • рулетка для измерения;
  • мел для разметки;
  • штыковые/ совковые лопаты;
  • емкости для разведения растворов (ведра, бочки);
  • строительный уровень или отвес;
  • кирка;
  • электродрель;
  • молоток;
  • большая линейка, измерительный уголок;
  • материалы для обработки поверхностей – наждачная бумага, терки и т. п.

Если потребуется разогревать битум, будет нужна газовая горелка, приготавливать цементный раствор проще и быстрее с помощью бетономешалки. Также дополнительно чаще всего требуется:

  • сварочный аппарат;
  • углошлифовальная машинка;
  • нож или ножницы для резки материалов;
  • валик для укладки битума.

Если придется демонтировать бетонный пол, не обойтись без бетонореза, отбойного молотка или мощного перфоратора. При разрезке бетонной плиты следует учитывать, что под слоем бетона расположена стальная арматура (на глубине примерно 50-100 мм), ее придется разрезать дисковой пилой.

Используемые материалы

Практически для любой нормально оборудуемой смотровой ямы потребуется бетон, он может представлять собой:

  • цементно-песчаный раствор в пропорции цемент/ песок 1:3 или 1:4;
  • смесь цемента, строительного песка и щебня в соотношении 1/3/4,5 (черновой бетон).

Также для изготовления стен и пола будут нужны:

  • щебень, гравий;
  • керамзит;
  • жидкая глина;
  • гидроизоляционные материалы (рубероид, битумная мастика и смола);
  • пароизоляционная пленка;
  • стальной уголок/ швеллер;
  • доски и деревянные брусья;
  • теплоизоляционные материалы (пенопласт, полипропилен, стекловата и т. д.);
  • стальные прутья или готовая армированная решетка;
  • гвозди;
  • кирпич (в случае использования кирпичной кладки).

Если предусматривается дренажная система, понадобятся трубы ПВХ, соединительные части, возможно, емкость для смотрового колодца. Для придания эстетичного внешнего вида смотровую яму снаружи можно декорировать кафельной плиткой или другими материалами для декоративной отделки.

Срок службы СЯ в немалой степени зависит от качества используемых материалов, аккуратности работников, тщательности проведения гидроизоляции, соблюдения всех правил строительства. Добротно выполненная смотровая яма прослужит не один десяток лет, будет весьма полезна при проведении ремонта, обслуживании автомобиля, например, с помощью ее очень удобно менять масло в двигателе, КПП, ремонтировать ходовую часть.

Удобное техобслуживание и мелкий ремонт авто, который можно проводить самостоятельно, можно обеспечить благодаря смотровой яме. В противном случае придется ложиться на спину под машину, что совсем не гарантирует комфорт при обслуживании. Разберемся, как сделать смотровую яму в гараже.

Размеры и глубина смотровых ям могут быть разными. При сооружении такой ямы самостоятельно, нужно исходить из габаритов автомобиля и своего роста. При этом, в смотровой яме должно быть удобно – чтобы было, где развернуться. Но шире расстояния между колесами яма быть не должна.

Обычно яму делают шириной больше восьмидесяти сантиметров. Длину ямы определяют по длине авто, к которой прибавляют 1 м. Такой подход обеспечит удобство при работе. Глубину рассчитывают исходя из собственного роста, прибавляя при этом порядка десяти-пятнадцати сантиметров. Если планируется провести под машиной много времени, помочь может небольшая табуретка или деревянный трап.


Всё описанное не является обязательным, сооружая смотровую яму в гараже своими руками, нужно стараться сделать её подходящей именно для себя.

К вопросу о расположении ямы. Как правило, удобнее сделать яму возле стены, чтобы в гараже можно было установить оборудование, шкафы и т.п., где будут размещаться запчасти.

Материал

Рассмотрим, как правильно и из каких материалов сделать стены смотровой ямы. Стены ямы обычно делают из кирпича, строительных блоков или используют монолитный бетон.


При выборе первого варианта предпочтительнее керамика, как наиболее влагостойкий материал. Стоит помнить о толщине кирпича при определении размеров ямы – после выкладывания стен кирпичом или блоками объём ямы уменьшится.

Выбор материала для стен ямы зависит от грунта. Если он является сухим и плотным – смело выбирайте кирпич. В противном случае необходимо использовать армированный бетон.

Бетонные блоки отличаются стойкостью к влаге. При использовании других блоков потребуется гидроизолирующий материал. Блоки из бетона могут без негативных последствий взаимодействовать с влагой, отличаются прочностью и не будут пучится зимой.

Если смотровая яма заливается бетоном, слой такой заливки должен быть, как минимум пятнадцать сантиметров. Также потребуется армирование бетона проволочной сеткой 0,5 см толщины. Вместо сетки возможно установление каркаса. Для него можно использовать арматуру.


Защищаем от воды

Чтобы надежно защитить яму, нужно провести гидроизоляцию снаружи. Такую гидроизоляцию нужно проводить только в процессе сооружения самой ямы. Для рассматриваемой защиты используют пленку либо мембрану из бутилкаучука или аналогичных материалов. Такую защиту нужно выстилать в несколько слоев, герметично закрепляя стыки. При этом плёнка или мембрана должны хорошо прилегать к стенам.

Для полной защиты от воды яму нужно гидроизолировать изнутри. Для этого стены пропитывают специальной обмазкой. В качестве последней нередко используют специальный состав для бассейна либо грунтовку.

Также от влаги может защитить кессон из металлического листового материала. Конструкция представлена коробом, обработанным специальным составом против коррозии. Увидеть кессон наглядно можно, изучив фото смотровой ямы в гараже с кессоном.

Вентиляция

Естественная вентиляция является неотъемлемым элементом смотровой ямы. Сделать её нужно в процессе сооружения ямы. Вентиляцию в смотровой яме также можно сделать своими руками. Для этого, при работе над полом ямы, в нём делают специальное отверстие для отвода воздуха через шланг. После установки шланга его накрывают крышкой.

Дополнительно

При желании к смотровой яме можно подвести электричество, чтобы был свет. При этом не стоит забывать о безопасности и влагоустойчивости.

Также, в тех же целях, не стоит устанавливать розетки с напряжением более 35 Вольт. Лампы в 220 Вольт использовать нельзя.

Дополнительным элементом будет крыша, которая, как правило, является деревянной. Крыша должна быть надёжной, но, при этом, не слишком тяжёлой. Золотой серединой станет толщина в три см, которая обеспечит надёжность и не вызовет проблем при открывании.

Фото смотровой ямы в гараже

Если техобслуживание автомобиля вы делаете самостоятельно, то лучше всего оборудовать в гараже смотровую яму. Она позволяет проводить мелкий ремонт, экономить средства и время на дорогостоящий сервис.

Чтобы можно было эффективно использовать яму для технического осмотра необходимо соблюдение строительных норм и правил при ее обустройстве.

Как сделать смотровую яму в гараже: видео

Перед началом строительства необходимо определить качество почвы и уровень грунтовых вод. Наиболее подходящим является глинистый грунт, так как он не пропускает влагу и может служить естественным гидроизоляционным слоем.

При высоком уровне грунтовых вод смотровую яму оборудуют дренажной системой и погружными насосами, с помощью которых проводят осушение объекта.

Определение размеров смотровой ямы

Для обустройства смотровой ямы в гараже своими руками размеры определяют в зависимости от габаритов вашего автомобиля. Существуют общие требования, руководствуясь которыми производится строительство объекта для технического обслуживания автомобиля.

Однако любой автовладелец может сделать конструкцию смотровой ямы в соответствии со своими желаниями. Например, высоту определить размером 1,5 м или только в свой рост.

Иногда не удается построить яму в полную длину авто, в этом случае она может быть выполнена в половину длины. Во время ремонта легковой автомобиль загоняют передом или задом, в зависимости от неисправности.

Смотровую яму располагают обычно возле одной из стены на расстоянии примерно одного метра. Большую часть гаража занимает оборудование, запчасти и т. п. При устройстве котлована необходимо учитывать толщину стен и глубину стяжки пола.

Материалы и инструменты

Для строительства ямы техобслуживания своими руками потребуются следующие инструменты:

Необходимы материалы:

  • кирпич;
  • цемент, щебень, песок;
  • бетон М200 для заливки основания;
  • прутья арматурные;
  • уголки металлические, ширина 50 мм;
  • доски 400х50 мм;
  • гидроизоляционный материал.

Технология изготовления смотровой ямы

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками

Перед началом строительства делается разметка котлована в соответствии с размерами автомобиля. После чего по углам будущей ямы устанавливают колышки, между которых натягивают веревку. Далее начинают копать яму, землю при этом оставляют недалеко от гаража, так как она может понадобиться для утрамбовки и выравнивания основания.

В процессе работы необходимо следить за степенью влажности грунта. Если почва остается сухой, то гидроизоляцию можно не устанавливать. Однако для подстраховки площадь ямы покрывают гидроизолирующей пленкой.

Следующий этап – это выравнивание стен и утрамбовка пола. В процессе работы необязательно добиваться идеально гладкой поверхности, достаточно просто разровнять стены без заметных неровностей. Для устройства пола выкладывают два слоя щебня и один (верхний) из песка по 5 см. Все плотно утрамбовывают с помощью ручной трамбовки, песок при обработке смачивают водой.

После утрамбовки пол выстилают гидроизоляционной пленкой, стыки делаются внахлест по 15 см и сверху проклеиваются двусторонним скотчем. После чего на пол устанавливают утеплитель и армирующую сетку из металлических прутьев. Сверху заливают раствор бетона (М200) слоем от 5 см. Период застывания длится в зависимости от окружающей температуры: при + 20 о С бетон затвердевает до 50% прочности за неделю, а при +17 о С – за две недели.

Монтаж стен, фото

Заливка стен бетоном. Предварительно делают опалубку стен из щитов влагостойкой фанеры (толщиной 16 мм) или ОСП, которые соединяют досками и саморезами. Сначала устанавливают наружные щиты, затем внутренние, расстояние между ними должно быть не менее 15 мм.

Смотровая яма




Между стенами делают распорки во избежание деформации. Внутри опалубки монтируют армирующую сетку. Далее проводится заливка бетона, в процессе которой раствор штыкуют погружным вибратором для бетона. Спустя два-три дня опалубку разбирают.

При односторонней опалубке котлован предварительно покрывают гидроизоляционным материалом. После чего вдоль стен устанавливают один ряд щитов из ОСП плит. Между гидроизолирующим слоем и щитами устанавливают металлическую сетку и заливают это пространство бетоном.

Смотровая яма из кирпича. Периметр котлована покрывают гидроизоляционным полотном. Делается это внахлест, по краям материал прижимают досками. Далее производят кладку стен толщиной в полкирпича. На уровне локтя (примерно 1,2 метра) предусматривают ниши для инструментов. Размеры выемки делают высотой в 3 ряда кирпичей, ее перекрытие изготавливают из досок. В нишу можно вставить металлический короб.

Стены поднимаются практически до уровня пола гаража. Сверху на последний ряд устанавливают металлический уголок с полкой 50 мм, толщиной 5 мм. Полки с одной стороны укладывают параллельно основанию, так как сверху будут располагаться доски, закрывающие смотровую яму. После устройства стен делается заливка пола.

Обустройство металлической ямы для техосмотра (кессона). Одним из способов избежать грунтовых вод – это устройство кессона. Он представляет собой металлический короб, установленный в смотровой яме. Швы кессона герметично заваривают во избежание течи и обрабатывают специальными антикоррозионными составами.

Перед установкой короба необходимо вбить в грунт металлические пруты на глубину 1–1,5 метра, которые приваривают к корпусу кессона за боковые уголки. Таким образом предотвращают опасность «всплытия» конструкции при повышении уровня грунтовых вод. При устройстве кессона котлован приходится сделать немного больших размеров.

Чтобы короб не всплыл, можно просто сделать в его стенке дыру, куда будет заливаться вода при затоплении. В последующем ее приходится откачивать, однако кессон останется на своем месте.

Смотровая яма из дерева. Доски для устройства смотровой ямы необходимо обработать антисептическими и водоотталкивающими средствами. Перед монтажом в котловане дополнительно оборудуют гидроизоляционный слой. Доски устанавливают горизонтально, в узкой части ямы делаются распорки. Сверху закрепляют раму из металлических уголков, дно лучше залить бетоном.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже своими руками

Гидроизоляцию объекта можно осуществить как до устройства объекта, так и после его возведения.

Если уровень грунтовых вод не поднимается выше 2,5 метра, то опасность затопления для смотровой ямы не ожидается. Однако нужно учитывать, что геологическая ситуация может быть изменчивой. Поэтому при устройстве объекта лучше сделать наружную гидроизоляцию.

Для монтажа наружной гидроизоляции применяются специальные пленки или мембраны (акваизол, бутилкаучук и т. д.). Полотнища выстилают по стенам внахлест на 15 см, с заходом на пол гаража в 10–15 см. Для лучшей герметизации стык проклеивают двусторонним скотчем. Пленку нужно расправить таким образом, чтобы она плотно прилегала к поверхности стен.

Материал расплавляют паяльной лампой, в результате чего он более плотно прилегает к поверхности стен и основанию. Целостность пленки не должна быть повреждена, так как в этом случае будет нарушена гидроизоляция смотровой ямы.

Внутренняя гидроизоляция делается с помощью пропитки глубокого проникновения, позволяющая уменьшить гигроскопичность стен. Состав представляет собой грунтовку на основе цемента, содержащего полимерные частицы. Полимеры способны блокировать проникновение влаги сквозь основной материал.

Другой способ гидроизоляции – это обработка поверхности жидким веществом, которое при высыхании создает гидроизолирующий слой. Одним из таких средств является состав для бассейна. Его наносят в два слоя и после высыхания он образует водоотталкивающую пленку, напоминающую резину.

Приямок для сбора воды

Если устроенная своими руками гидроизоляция недостаточно эффективна, можно сделать дренажную систему возле гаража или устройство для сбора воды – приямок. Для чего в смотровой яме с одного конца выкапывают небольшой колодец, который одновременно с основанием оборудуют гидроизоляционным слоем и покрывают бетоном. В колодце также можно было бы установить кессон.

По мере скапливания воды в приямке, ее откачивают с помощью насоса. Для удобства устанавливается датчик наличия влаги , который включает насос в автоматическом режиме. Так как в смотровой яме полностью избавиться от влаги не получится, то пол лучше сделать из деревянного настила, обработанного водоотталкивающей пропиткой.

Утепление смотровой ямы

В целях утепления смотровой ямы используется ЭППС (экструдированный пенополистирол), обладающий хорошей водонепроницаемостью и низкой теплопроводностью. Материал может выдерживать значительные нагрузки.

ЭППС устанавливают между гидроизоляционной пленкой и стеной, толщина слоя пенополистирола должна составлять не менее 50 мм для создания необходимого эффекта. Утеплитель можно укладывать и под бетонную стяжку.

Крышка для смотровой ямы

Крышку изготавливают из металлических листов или досок. Для деревянной крышки подбирают доски из твердых пород дерева (лиственницы, дуба), толщиной более 40 мм. Предварительно их обрабатывают антисептическими средствами для защиты от грибка и влаги. Укладывают доски в проемы металлических уголков, установленных сверху смотровой ямы.

Металлические листы для крышки не очень удобны, так как они подвержены коррозии и тяжелее деревянных. Металлическое покрытие может прогибаться в процессе эксплуатации. Кроме того, использование металла обойдется дороже, чем дерева.

После окончания строительства стены можно оштукатурить или выполнить облицовку кафелем. Таким образом, сделать смотровую яму своими руками не представляет большого труда, если должным образом следовать рекомендациям специалистов.

Устройство смотровой ямы позволяет регулярно отслеживать техническое состояние своего автомобиля. Сооружение может быть использовать и в качестве хранения овощей, для чего в конструкции предусматривают специальные полки и ниши.

Видео: как правильно сделать смотровую яму в гараже

Если вы хотите обустроить свой гараж таким образом, чтобы он обладал максимальной функциональностью, то его пространство необходимо дополнить смотровой ямой. При этом вы сможете не только хранить в нем свой автомобиль, но и складировать вещи, ремонтировать и осматривать машину.

Особенности смотровой ямы

Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, размеры нужно выбрать еще на первом этапе. Но важно подумать, так ли уж вам необходима такая составляющая. Еще два десятилетия назад наличие этого элемента в гараже не обсуждалось, однако с развитием СТО появилась категория автовладельцев, которые не видят смысла самостоятельно производить обслуживание машины. Смотровая яма в гараже своими руками из железа может быть обустроена. Но если вы не хотите тратить время и силы на самостоятельный технический осмотр, то она вам будет не нужна. Некоторые утверждают, что углубление в гараже может негативно повлиять на элементы машины, ведь со дна поднимаются испарения. Это верно только лишь в том случае, когда работы производятся не по технологии. Ведь важно утеплить яму, сделать ее удобной для собственного использования. Снабдив подпольное пространство герметичной крышкой, вы можете быть уверены в том, что даже плохо утепленная яма не будет источником испарений.

Когда нет возможности обустроить смотровую яму

Смотровая яма в гараже своими руками может быть обустроена не во всех случаях. Это будет зависеть от линий залегания подземных вод. Если их уровень выше 2 метров, то проведение подобных работ будет нецелесообразно, это обусловлено тем, что пространство будет наполняться водой. Но если есть необходимость, даже самые критические условия могут быть преодолены методом наличия хорошей дренажной системы, а также качественный гидроизоляции. Смотровая яма в гараже своими руками из бетона достаточно часто строится, ее тоже необходимо дополнить дренажом, но эта задача достаточно сложна, заниматься ею должны исключительно знающие люди на этапе возведения гаража. Если предстоит создавать данную систему на существующей застройке, это может сопровождаться приложением большого количества сил и средств. Помимо прочего, такие манипуляции не всегда оказываются эффективными.

Если залегание грунтовых вод под существующей постройкой указывает на то, что от ямы стоит отказаться, то к данной подсказке необходимо прислушаться. Альтернативным решением может выступить оборудование лежачей ямы, которая вполне может заменить полноценную в некоторых случаях. Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, то необходимо пригласить соответствующих специалистов, которые будут способны проанализировать уровень залегания подземных вод. Если вы решили потратить наименьшее количество денежных средств на проведение данных манипуляций, то осуществить проверку можно самостоятельно, однако это займет гораздо больше времени. Для этого следует выкопать котлован, однако сразу же бетонировать его не стоит. Нужно дождаться сезона паводка, подойдет и сильный дождь. После этого вы сможете оценить его последствия.

Габариты смотровой ямы

Если вам кажется, что смотровая яма - достаточно стандартная часть гаража, вы можете ошибаться. Такое устройство может обладать несколькими вариантами. Его можно совместить с погребом и подвалом, сделать узкое углубление, которое будет эксплуатироваться с помощью приставной лестницы, а также устроить лежачую яму, которая была упомянута выше. Габариты следует выбрать в зависимости от мастера, который наиболее часто будет пользоваться ямой. Важно учесть и размеры автомобиля, а также его предполагаемое размещение. Ширина не должна оказаться меньше 80 сантиметров, в качестве оптимального параметра можно выбрать 1 метр. В глубину яма должна иметь размеры от 1,8 до 2 метров. Этот параметр является самым важным, а зависеть он будет от роста человека. Наиболее подходящим вариантом считается глубина, которая больше роста мастера на 15 см. Наиболее часто в качестве длины использует размер пределах 2 метров. Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, то при планировании необходимо учесть, что упомянутые показатели приведены не для самого котлована. Выкапывать его необходимо с припусками в 50 см на ширину и длину. Что касается глубины, то увеличить ее нужно на 25 см. Если вы планируете теплоизолировать стены, то размеры котлована необходимо увеличить на ширину утеплителя, наиболее часто этот показатель равен 50 миллиметрам.

Обустройство пола

После того как котлован будет подготовлен с учетом выбранных размеров, можно заняться полом. Если грамотно подходить к проведению строительства, то вопросов с сыростью в процессе эксплуатации возникать не будет. Таким образом, необходимо учесть, что смотровая яма в гараже, своими руками обустроенная, должна быть снабжена вентиляцией. Для этого в полу оставляется отверстие, через которое под землю и на поверхность вводится гибкий шланг. Он представляет собой воздуховод, на который надевается крышка. Первоначально необходимо засыпать подготовку для бетона. Она будет представлена двумя слоями, первый из которых предполагает наличие гравия, тогда как второй - песка. Первый слой засыпается толщиной в 10 сантиметров, второй - в 5 сантиметров. Каждый из них должен быть полит водой и хорошо уплотнен. Поверхность пола следует обработать глиной и уложить слой гидроизоляции. Далее монтируется арматура и производится бетонирование. Как только слой раствора наберет свою прочность, следует положить еще один слой гидроизоляции, только после мастер может начинать финишную отделку.

Альтернативный вариант обустройства пола

Если вы не хотите чрезмерно утруждать себя, то можно пойти более легким путем, для этого дно смотровой ямы достаточно выложить кирпичом. Однако этот подход можно считать рациональным только лишь в том случае, если подземные воды располагаются на достаточной глубине. Это обусловлено тем, что хорошей гидроизоляции при этом добиться не удастся.

Выбор материалов для гидроизоляции

Если вами будет обустраиваться самодельная смотровая яма в гараже своими руками, размеры ее вы можете выбрать самостоятельно. Однако важно подумать и над гидроизоляцией. На рынке таких материалов представлено великое множество, но следует учесть, что выбранный вами должен обладать эффективностью. Это особенно важно по той причине, что яма будет подвергаться сильным нагрузкам в вопросе переизбытка влажности. Однако важно исключить вариант переплаты. Руководствуясь упомянутыми соображениями, из ряда имеющихся продаже материалов можно особенно выделить полимерные мембраны, которые представлены в однослойном варианте. Их толщина может варьироваться от 1,5 до 2 миллиметров. Что касается двухслойных мембран такого типа, то их толщина максимально может быть равна 3,1 миллиметра. Этот материал характеризуется стойкостью и долговечностью. Но он обладает наиболее внушительной ценой по сравнению с другими. Вернее, обойдется дорого установка, которая предполагает необходимость наличия специальных инструментов и определенных навыков.

Если есть желание сэкономить, то следует выбирать битумные материалы, к ним относятся рубероид и битумная смазка. Устанавливать их достаточно легко, однако не стоит рассчитывать на срок службы, который превышает 20 лет. Сооружаемая смотровая яма в гараже своими руками, размеры которой были упомянуты выше, может быть гидроизолирована битумными составляющими. Материал реализуется в рулонах, его вы сможете нарезать по необходимым габаритам, а после наклеить с обеспечением нахлеста в 15 см. Можно осуществить склеивание методом нагревания или с помощью битумного растворителя. Альтернативным решением двух вышеупомянутых способов считается гидроизолирующая смазка. Она изобретена сравнительно недавно и стоит недорого. Наносить ее достаточно просто. Поверхность должна быть влажной, тогда материал полностью пропитает бетон и защитит его от переизбытка влажности.

Утепление смотровой ямы

Смотровая яма в гараже своими руками (фото которой представлены в статье) утепляется достаточно редко. Специалисты утверждают, что неопытные мастера напрасно пренебрегают данной манипуляцией.

В особенности это касается тех гаражей, которые отапливаются. Если произвести теплоизоляцию, то вы минимизируете расходы на обогрев.

Утеплитель необходимо наклеивать на кирпич или бетон, после стены и пол могут быть подвергнуты декоративной отделке. Если при проведении гидроизоляционных работ вы можете сомневаться в выборе определенного материала, то в роли утеплителя специалисты советуют использовать пенополистирол. Однако важно учесть маркировку. Таким образом, для пола отлично подойдет ПСБ-С-35, тогда как для стен может быть использован ПСБ-С-25.

Строительство стен

Если обустраивается смотровая яма в гараже самодельная, то для ее стен можно выбрать одно из двух наиболее распространенных решений. Одно из них предполагает использование бетона, тогда как другое - применение кирпича. Если есть желание, то оба варианта могут быть оштукатурены или обложены плиткой, а также стекловолокном. Подготовка перед использованием бетона или кирпича выглядит одинаково. Поверхность стен покрывается слоем глины, на которую застилается плотный полиэтилен. На следующем этапе производится монтаж опалубки, толщина при этом должна быть равна пятнадцати сантиметрам.

Когда выполняется самодельная смотровая яма в гараже своими руками, возведение стен должно сопровождаться выполнением двух условий. Одно из них предусматривает необходимость наличия страховочной рейки. В качестве ее задачи выступает предотвращение попадания колеса машины в яму. Помимо прочего, она препятствует попаданию воды с колес непосредственно в яму. Ее следует выполнить в виде планки, которая напоминает по форме буквы Т. В ее основе содержится металл, а укрепить элемент необходимо к опалубке, расположив его вровень с поверхностью пола. Эта планка будет выступать в качестве опоры для крышки. Среди дополнительных составляющих - ниши и выступы в стене, они станут полками для различных инструментов и нужных вещей. Мастер сможет оценить удобство таких выступов при первом же использование ямы по назначению.

Освещение

Если будет выстраиваться смотровая яма в гараже своими руками, освещение ей просто необходимо. Некоторые мастера выступают против наличия осветительных приборов внутри. Ряд автолюбителей использует переносные лампы, которые обладают мощным аккумулятором. Однако если учесть уровень комфортности, то о наличие внутреннего освещения стоит задуматься. Если есть желание обустроить все по правилам, то стоит руководствоваться СНиПом, которые указывают на то, что напряжение в розетке внутри ямы не должно превышать 36 В. Для такого напряжения можно найти специальные лампы. Использовать стандартные 220 вольт внутри категорически запрещено, так как они могут стать угрозой для жизни.

Крышка ямы

Когда обустраивается смотровая яма в гараже своими руками, из досок можно создать надежную крышку. Для этого следует использовать древесину, толщина которой равна 50 мм. Однако будет достаточно толщины в 35 миллиметров. Обусловлено это тем, что доски не будут испытывать постоянной нагрузки. Крышка может выполняться из разных материалов, это будет зависеть от того, из чего формировалась окантовка ямы. Если это стальной уголок, то крышку можно выполнить из нескольких щитов. В их нижней части можно зафиксировать маленькие ролики. Щиты могут быть сформированы из деревянных планок, ширина которых варьируется от 30 до 35 миллиметров. Когда выполняется смотровая яма в гараже своими руками из кирпича, то крышку можно сформировать по принципу роллет. Для этого следует использовать доски, толщина которых равна 40 миллиметрам, тогда как длина будет соответствовать ширине ямы. На каждой доске с двух концов нужно сделать пазы, в которые продевается стальной трос. Между ним и планкой следует установить пружины, которые будут обеспечивать мобильность. Трос фиксируется на последней доске, тогда как с противоположного конца устанавливается ручка. Необходимо будет только лишь немного потянуть за неё, что позволит открыть яму настолько, насколько это необходимо для проведения определенного рода работ. Вообще же для изготовления любой части ямы и ее составляющих можно использовать почти все материалы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости