Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение удерживалось до 20в., когда произошла революция в физике (открытие ЭМ полей – это отличное от вещества состояние материи).
Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия сущности вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии.
У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем.
Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).
Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие.
Важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.
Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.
Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она в теории относительности А. Эйнштейна. Именно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.
При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.
Движение - это способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения. Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность - конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель - субстанция.
Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.
Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
Дополнение:
Материя, ее сущность, многообразие, способ и формы существования.
Материя - философское понятие, выражающее общее свойство всех предметов, она объективная реальность, существующая вне в зависимости от нашего сознания и данная человеку в его ощущениях. Понятие материи впервые дал В.И.Г. в работе «материализм и эмпирикритизм»
Материя многообразна - это мельчайшие частицы и гигантские звездные системы во вселенной, земля и все, что имеется в ней. Она имеет два вида:
1.Вещество(может находится в разнообразных состояниях - твердое, жидкое, плазма, нейтроны)
2.Поле(свет, гравитация, ядерное,магнитное)
Вещество и поле многообразны и неисчерпаемы, они неразрывно связаны, взаимодействуют и могут превращаться друг в друга.
Материя не сотворима и неуничтожаемая . Мир един, все вещи, предметы и явления состоят из одних и тех же химических элементов. Материя существует только в движении.
Движение- способ существования материи, это любое ее изменение, перемещение в пространстве, количественное уменьшение или увеличение, переход из одного состояния в другое, возникновение нового, отрицание старого.
Движение материи абсолютно и вечно, а покой имеет временный характер.
Движение многообразно и имеет ряд известных науке форм: механическая, физическая, химическая, биологическая, общественная. Эта классификация к сегодняшнему времени устарела. В частности сейчас неравномерно физическое движение можно сводить только к тепловому. Современная классификация форм движения материи включает:
Пространственное перемещение
Электромагнитное движение (заряженные частицы)
Гравитационная форма движения
Сильное(ядерное) взаимодействие
Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона)
Геологическая форма движения (изменение в геосистемах, материках земной коры и т.д.)
Биологическая
Социальная
Важнейшим свойством материи и материальных преобразовании является их системная организация. Система- (греч. слово- целое из частей) ограниченное множество взаимодействующих элементов. Она бывает:
Целостная- все элементы не могут существовать изолированно друг от друга(солнечная система, молекула воды, производство, кооперация)
Суммативная- это системы, качества которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга (куча камней, толпа людей).
В современной науке используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуется особым способом взаимодействия между составляющими их элементами.
Структурные уровни материи
Неорганическая природа | Живая природа | Общество |
1.Субмикроэлементарный | 1.Биологисческий макромолекулярный | 1.Индивид |
2.Микроэлементарный | 2.Клеточный | 2.Семья |
3.Ядерный | 3. Макроорганический | 3.Коллективы |
4.Атомный | 4.Органы и ткани | 4.Большие социальные группы |
5.Молекулярный | 5.Организм в целом | 5.Государство (гражданское общество) |
6.Макроуровень | 6.Популяция | 6. Системы государства |
7.Мегауровень (планеты, галактики) | 7.Биоценоз | 7. Человечество в целом |
8.Мегауровень (метагалактики) | 8.Биосфера | 8.Ионосфера |
Формы движения взаимосвязаны и могут превращаться в друг друга. Низшей формой движения является механическое, а высшая форма- общественное движение. Движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному.
Материя движется в пространстве и во времени. Пространство – философское понятие отражающее всеобщие свойства материальных тел обладать размерами (длина, высота, ширина) и занимает определенное место среди других тел (протяженность, месторасположение), то есть три измерения.
Время - философское понятие, отражающее всеобщее свойство материальных процессов обладать длительностью существования и развиваться по этапам. Оно имеет три формы -прошедшее, будущее, настоящее. Материя, движение, пространство и время - единое целое, зависящее друг от друга и взаимосвязанные (Пример: на очень больших скоростях замедляется течение времени, а в пространстве искажается).
Движение в пространстве характеризуется протяженностью и месторасположенностью предмета. Движение во времени характеризуется длительностью и последовательностью событий. Все явления материального мира имеют начало и конец (время измеряется). Если движение в пространстве проходит во всех направлениях, то движение во времени идет только вперед. Вечность и бесконечность материи обуславливается вечностью времени и бесконечностью пространства
Вопрос 4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.
Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное
Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности
Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположное, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Если взять за основу идею оживления организма специфической полевой структурой, которую и стоит называть душой, станет очевидной практическая невозможность использования ни материалистической, ни идеалистической философских концепций.
Краснова Е.М.
На рисунке различные ФСМ с соответствующими им типами связей расположены на поверхности шара. Эта фигура выбрана потому, что она обеспечивает наглядность взаимосвязи форм существования материи, единства, взаимопревращения (схема рис.1).
М - материя, Т- самодвижение во времени, L - самодвижение в пространстве, n - дискретное, ~ - непрерывное.
Нельзя объять необъятное - дать качественную характеристику всех ФСМ. Выход один: в описании как можно короче остановиться и только на тех сущностях, которые вытекают из предложенной классификации.
Тип связи 1. Формула связи Мn Тn Ln => Еn. Связь образуется в дискретной массе, системы обладают ограниченным самодвижением в пространстве и во времени. Изменения наступают только под действием внешних противоречий. Энергия связи в принципе потенциальная.
Это - закрытые системы. Таков способ существования вещества, минералов, их систем различных структурных уровней, вплоть до планет. Внутренне такая связь предельно устойчива, т. к. все факторы связи имеют одну характеристику (n). Внешние противоречия возникают между данной формой существования материи, являющейся закрытой системой (En), и всеми другими - открытыми системами (E~), которые вовлекают ее в процесс движения.
Здесь уместно лишний раз вспомнить, что "... для познания конкретного предмета нужно найти единство противоположностей" , т. е. в природе нет ничего абсолютного. Так, например, формирование таких закрытых систем как планеты имеет определенную степень завершенности в каждом конкретном случае. Закон единства противоположностей во всех описаниях систем подразумевается.
Тип связи 2. Формула связи Мn Тn L~ => Е~, форма существования материи - лучи. Для бытия этой формы существования материи, образованной дискретной массой (фотоны) с постоянным ритмом временных изменений (длина волны), необходимо непрерывное пространство. Именно непрерывное самодвижение в пространстве отличает ее от закрытых систем и термодинамических систем.
Если поведение закрытых систем корректно укладывается в систему понятий классической физики, то все остальные формы движения материи являются открытыми системами и их характеристики необходимо, кроме того, согласовать с системами понятий физики квантовой. Хотя бы в самой общей форме.
Говорят, что Эйнштейн долго мечтал узнать: – что такое ФОТОН? Почему фотоны так принципиально отличаются от всего сущего в природе (фотоны - поле, все остальное - вещество)? Предлагаемая гипотеза отвечает на эти вопросы. Достаточно субэлементарным частицам (непосредственно или скалярно) соединиться за счет энергии самодвижения во времени, чтобы получился луч.
Лучи не так жестко специфичны, как полагал Эйнштейн. Фотоны дискретны, как, например, и термодинамические системы. Способность непрерывно двигаться в пространстве, да еще с постоянной скоростью, у них в принципе одинакова с Галактикой. Для существования лучам не обязательно непрерывно изменяться. От самодвижения во времени у них остались только поперечные колебания. Вместе эти два движения - прямолинейное равномерное движение и поперечные колебания создают классическую волну, а дискретность субстрата обеспечивает квантованность энергии. Это классический объект квантовой физики.
Тип связи 3. Формула связи Мn Т~ Ln => Е~. Сюда относятся молекулы, атомы, протоны, электроны, а также некоторые другие элементарные частицы. От вещества эти системы отличаются тем, что беспрерывно изменяются во времени, а движение в пространстве у них также ограничено. Хаотические движения в скоплениях атомов, молекул, электронов и т. д. называют тепловым движением. Поэтому соответствующую форму существования материи можно назвать "термодинамические системы". Преодолевая внутреннее противоречие между дискретностью материи и движения в пространстве и непрерывностью изменений во времени, данная форма существования материи более или менее легко дает начало закрытым системам (Тn Ln Тn).
Термодинамические системы представлены дискретными субстратами, частицами. Следовательно, их энергия квантована. Сложнее формализуется движение термодинамических систем. Реальное движение частиц здесь складывается, как и у фотонов, из одного движения непрерывного, а второго дискретного. Значит, условие для образования волны как будто имеется. Различие в том, что движение во времени (изменение) непрерывно и "волна" неизвестно как перекручена. Исследование движения электрона привело к введению в физику таких понятий как принцип дополнительности, принцип вероятности, многомерное конфигурационное пространство (волна вероятности), соотношение неопределенностей и т. д. Все это вызвано кризисными ситуациями, которые с большей рефлексией изложил Гейзенберг. Вопрос: по какой траектории движется электрон вокруг ядра? - в квантовой теории так и остался открытым.
В свете учения Гегеля о философской категории "количество", характер движения термодинамических систем (непрерывное изменение во времени) вполне может быть причиной затруднений в квантовой механике.
С большой неуверенностью я отнесла (хотя и с оговоркой) элементарные частицы к термодинамическим системам. Во-первых, так называемые "истинные элементарные частицы" естественно должны предшествовать всем формам существования материи. Во-вторых, интуитивно мне представляется необходимым классифицировать элементарные частицы по формам существования материи. Вполне логично ожидать, что каждая форма существования материи начинает формироваться со своих элементарных частиц. Но это интуиция, не более того.
Тип связи 4. Формула связи Мn Т~ L~ => Е~. Это - гравитоны (суб-элементарные частицы, монады), создающие гравитационное поле (хаос). Частицы гравитационного поля обладают непрерывным самодвижением в пространстве и непрерывным самодвижением во времени, т. е. вся энергия этих движений проявляется в кинетической форме.
Внутренним противоречием связи является противоречие между дискретностью субстрата и непрерывностью движений. Оно приводит к возникновению связей между проточастицами, к концентрации материи в природе. Такой взгляд на гравитационное поле соответствует полевой гипотезе возникновения всех видов существования материи, имеющей наибольшее распространение в естествознании.
Название частиц - гравитоны, лучше всего отвечает их сущности - кванты гравитационного поля, связывающие, по мнению физиков, все элементарные частицы. На роль "истинных элементарных частиц" физики выдвигают и многие другие частицы.
Так как с этой формой существования материи связано очень много в сознании людей, необходимо, хотя бы вкратце, остановиться на свойствах, вытекающих из ее существенной характеристики Мn Т~ L~.
1. Это частицы с исчезающе малой массой покоя, которые не "из чего" не состоят и ни "на что" не делятся.
Масса покоя принципиально неизмерима, не только потому, что она предельно мала и не только потому, что частицы не существуют в покое (электроны, фотоны и многие другие элементарные частицы тоже существуют только в непрерывном движении, однако физики уверенно сообщают их массу покоя), но и потому, что у гравитонов непрерывно меняются характеристики, из которых масса покоя рассчитывается.
2. Самодвижение в пространстве и самодвижение во времени гравитонов непрерывны, актуальны. Из формулы E= mc2 следует, что реальное движение каждой частицы будет изменяться по направлению и скорости от через- равную - нулю до через- равную- С2. Следовательно, в этом интервале актуально существует бесконечное множество скоростей и векторов движения. Бесконечность проявляется как в пространстве (актуальная) так и во времени (в возможности). В каждый миг времени в бесконечной вселенной имеются гравитоны с бесконечно разнообразным движением и каждый гравитон во времени по характеру движения изменяется бесконечно. Вряд ли это движение можно назвать волной. Оно не формализуется.
3. Энергия гравитонов квантованная, т. к. носитель энергии - материя, дискретна.
Математики и физики кладут запрет на скорость движения, превышающую скорость света - С. Но, во-первых, в любом реальном пространстве - времени статистическим методом будет обнаружена скорость гравитонов не выше С, а в бесконечном пространстве - времени векторная сумма движения будет равна нулю. Во-вторых, запрет основан, в частности на том, что нужно затратить бесконечно большую работу, чтобы сообщить частице скорость, равную скорости света. Но в гравитонах движение не привносится извне, а является внутренней сущностью субстрата (как и у фотонов и других систем), о которой науке ничего не известно. Это свойство не более удивительно, чем, например, непрерывная самоизменчивость.
Человечество давно осознавало эту форму существования материи. Великий Лейбниц логически вычислил существование таких частиц, удивился их чудным свойствам, усмотрел в них божественную сущность и назвал МОНАДАМИ или энтелехиями: "Таким образом, последняя причина вещей должна находиться в необходимой субстанции, в которой многоразличие изменений находится в превосходной степени, как в источнике", и это точная характеристика гравитонов (монад), а Лейбниц назвал эту субстанцию Богом. Религии скорее всего именно в этом смысле называли нечто ХАОСОМ, как и неоплатоники, которые прямо сравнивали хаос с монадой. Современные представления о хаосе более расплывчаты, как о чем-то рассеивающемся, бесструктурном, беспорядочном вообще.
Древнее признание хаоса как изначальной сущности в науку пробивается с трудом, от идеи невозможности постичь хаос у Платона до попыток количественной характеристики его в современной синергетике. Вместе с тем достаточная сущностная характеристика гравитационного поля (хаоса) вырисовывается только в единой классификационной системе. Без этого интуитивное чувство бессилия физики и математики перед бесконечным многообразием мироздания в XX в. привело к бунту ученых против материализма. Недавно от имени физиков и математиков по этому поводу бескомпромиссно высказался, например, доцент математики, кандидат философских наук В. Тростников. По их мнению, для объяснения феномена природы необходимо понятие актуальной бесконечности и учение о монадах, которых в материальном мире, по мнению Тростникова, быть не может. Выручить природу может только Бог.
2. Формирование понятия материи, его методологическая роль. 3
3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения и их взаимосвязь. 4
4. Пространство и время как основные формы существования материи. 10
5. Современная наука о единстве материи, движения, пространства и времени. 23
6. Заключение 27
7. Список литературы 28
1.Введение
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Что является причиной ее формирования и изменения? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и форм ее движения в другие?
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств. Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи.
Субстанция обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.
Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.
1) материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)
2) она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).
Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.
Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанцииводы вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.
Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. Высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.
Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.
На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико - материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение, как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.
С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.
Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения, как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные, или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого иливзаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.
Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний.
Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Например, Пимезон "живет" всего 0,25*10-5 с. Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи. Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей. В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.
Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи. Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный.
Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить
друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности масса.
Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.