Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Когда закончится Фонд национального благосостояния

Что такое Фонд национального благосостояния и каковы его перспективы

В последние годы многие экономисты предрекали полное исчерпание российских резервов. Читатели наверняка помнят сообщения о том, что Резервный фонд России прекратил свое существование. Зарубежные и отечественные инвесторы по-разному реагировали на этот новостной фон. В обзоре мы подробно разберемся:

  • что такое Фонд национального благосостояния и как он влияет на инвестиционный климат;
  • что произошло с Резервным фондом России;
  • каков запас прочности ФНБ и чего ожидать от него в будущем.

Что такое Фонд национального благосостояния

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Фонд национального благосостояния (ФНБ) — это финансовый резерв Правительства и , своеобразная «кубышка» на «черный» день. Он состоит из инвестиционных активов, которые могут быть экстренно проданы с целью исполнения социальных обязательств государства, в случае резкого падения нефтегазовых доходов.

Данные о ФНБ открыты и ежемесячно обновляются на .

Фонд формируется из двух основных источников:

  • Дополнительные доходы от продажи углеводородов, сверх прописанной в бюджете цены;
  • Доходы от управления инвестициями фонда.

В краткосрочном периоде законом допускается отрицательный финансовый результат от управления. Средства ФНБ расходуются по трем направлениям:

  • Финансирование РФ, что позволяет балансировать его в условиях негативной демографической динамики;
  • Покрытие бюджетного дефицита;
  • Инфраструктурные проекты, финансируемые через ВЭБ.

Состав активов ФНБ определяется и контролируется Центробанком. Основа портфеля – иностранная валюта и ценные бумаги государств с высоким кредитным рейтингом.

На что влияет наличие и состояние государственных резервов, почему это должно быть интересно для частного инвестора?

  1. Инвестиционный климат, привлекательность рынка для нерезидентов. Инвестиционные фонды учитывают в своих моделях наличие и размеры внешнего долга и финансовых резервов страны. Приток или отток иностранных инвестиций, которые сейчас составляют около 35% всей , существенно влияет на стоимость российских активов.
  2. Резервы влияют на курс рубля к основным валютам. Например, они дают возможность ЦБ, в случае необходимости, поддержать рубль валютными интервенциями.
  3. Жизнеспособность действующей власти, её возможности по поддержанию социальной стабильности. Это прямо влияет на динамику фондовых активов, ведь российская экономика минимум на 70% состоит из госсектора. Частный сектор, в свою очередь, также зависим от политики государства. Вкладывая в российские активы, инвестор должен учитывать политические риски.

Таким образом, финансовые резервы важны не только как источник зарплат бюджетников и пенсий. Состояние фонда влияет на то, как иностранные и отечественные инвесторы оценивают перспективы рынка и риски .

Резервные фонды будущих поколений часто создаются государсвами, которым свойственны следующие признаки:

  1. Страна обладает большими запасами углеводородов, котировки которых подвержены . Это значит, что завтра цена может упасть вдвое, из-за чего исполнение бюджета окажется под угрозой.
  2. Государство имеет положительное сальдо торгового счета благодаря экспортно-ориентированной экономике. Примеры – Китай, Япония, Ю.Корея, Тайвань.
  3. Страна имеет относительно низкий . Из-за этого она не обладает возможностью массово привлекать дешевые заимствования у других стран. Например, США, рейтинг которых имеет наивысшее значение, могут почти неограниченно брать в долг и не беспокоиться о резервах.

Крупнейший в мире суверенный фонд – государственный резервный фонд Норвегии размером более триллиона долларов. Он получает поступления от продажи нефти и газа. Только за 2017 год он заработал доход св. $130 млрд, или 13.7% годовых. Норвежцы не боятся вкладывать значительную часть своих сбережений в рисковые активы – акции крупнейших глобальных компаний. Фонд позволяет обеспечивать пенсии $1745 в месяц и среднюю зарплату в стране около 5500 долларов. На каждого из 5 млн граждан приходится $208 тыс. резервов.

Почему ликвидирован Резервный фонд России

Существующий сегодня Фонд будущих поколений появился в России в 2004 году. Тогда он назывался «Стабилизационный фонд». С 2008 года он был разделен на две части:

  • Резервный фонд, изначально получивший более 3 трлн рублей;
  • Фонд национального благосостояния размером 782,8 млрд рублей.

Последние годы российский бюджет был дефицитным. Наибольших значений он достиг в 2016 – 3.5%. Дефицит бюджета в 2017 году составлял 1.6% ВВП или 1.5 триллиона в рублях. В январе 2018 года в СМИ появились сообщения об исчерпании Резервного фонда (который 10 лет назад насчитывал более трех триллионов рублей). Новости сопровождались пугающими комментариями типа: «Правительство потратило все резервы». 1 февраля остатки Резервного фонда влиты в Фонд национального благосостояния.

На что потрачены деньги:

  • Мегастройки, в том числе олимпиада в Сочи;
  • Открытия, Бинбанка, Промсвязьбанка и др.
  • Покрытие убытков ВЭБа;
  • Выплата текущих пенсий и стабилизация ПФР;
  • Покрытие дефицита государственного бюджета.

Сильный удар по капитализации Резервного фонда нанес валютный кризис конца 2014 – начала 2015 гг. Тогда курс национальной валюты упал в два раза. Центральный банк проводил масштабные валютные интервенции, чтобы поддержать рубль, который на тот момент еще не был отпущен в «свободное плавание».

Финансовые показатели ФНБ

Резервы формируются за счет сверхдоходов нефтегазового сектора, если и газа превышает установленную отдельным законом величину. Согласно бюджетному правилу, в разные годы отчисления составляли от 1.9 до 7.7% страны. Сначала перечисляли в резервы все доходы, полученные от продажи нефти дороже 20$ за баррель, затем 27$. В бюджет 2018 года заложен консервативный прогноз цен на нефть – 40$ за баррель. Для сравнения, в момент написания статьи нефть марки Brent стоит около 78$, впервые с 2014 года.

В ФНБ выделяются два больших сегмента:

  • Ликвидная часть (деньги на счетах, иностранная валюта, облигации, золото);
  • Неликвидная часть (инвестиции в долгосрочные проекты).

Перечень активов, в которые ФНБ может инвестировать, определяется отдельным законом 262-ФЗ:

  • Долговые бумаги иностранных государств (США, Германия, Франция);
  • Облигации и акции российских компаний, реализующих инфраструктурные проекты;
  • Средства на счетах ВЭБа, ВТБ, Газпромбанка;
  • Рублевые депозиты в ЦБ;
  • Паи инвестиционных фондов (РФПИ, Российский фонд прямых инвестиций);
  • Иностранная валюта доллар 45%, евро 45%, британский фунт 10% на 01.01.18.

При этом максимальной долей 100% по закону могут обладать только два вида активов – долговые обязательства иностранных государств и депозиты в ЦБ. Другими словами, если допустить, что американские трежерис признают единственным надежным инструментом, ФНБ будет состоять исключительно из них. Или, наоборот, ЦБ переведет все в рубли. И то, и другое маловероятно.

Какие перспективы у ФНБ в России

Объем ФНБ на 1 мая 2018 – 3 962 трлн рублей ($64 млрд). Целевой уровень размера ликвидной части фонда к ВВП – 7% (сейчас менее 4%). Пока эта величина не будет достигнута, средства ФНБ продолжат направляться в первую очередь на накопление, а не на решение социально-экономических и бюджетных проблем. Согласно принятым правилам, 96.5% дополнительных доходов от продажи подорожавших углеводородов пойдут на цели накопления. Учитывая набор инвестиционных инструментов, которыми имеют право оперировать Минфин и ЦБ, в основном это будут облигации госдолга США, иностранная валюта, . Поэтому наиболее вероятным решением для правительства в ближайшее время будет не распечатывание «кубышки», а повышение налогов. В 2018 году власти обещают совсем уйти от финансирования дефицита бюджета из средств ФНБ и направлять резервы исключительно на пенсии будущих поколений. Однако эти обещания даются при высоких ценах на нефть. Как они будут исполняться при снижении цен – неизвестно.

Очевидно, что темпы расходования ФНБ в 2018 году не будут такими высокими, как в 2015 и 2016, когда на бюджет давили низкие цены на нефть и санкции. В течение 2018 года, при стоимости нефти выше 60 долларов, ФНБ будет быстро пополняться. ЦБ планомерно увеличивает покупку иностранной валюты для Минфина. В настоящий момент на эти цели тратится около 350 млрд рублей ежемесячно. В 2018 году планируется купить не менее 46 млрд долларов. Кстати, это не позволит рублю сильно укрепиться, даже при дорогой нефти.

Доля золота увеличивается – 18% всех ЗВР (золотовалютных резервов) России. Запасы золота у ЦБ на $80.4 млрд (больше, чем у Китая и пятое место в мире). Параллельно снижается доля ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Уже озвучены планы постепенного отказа от покупок американских бумаг (22% или $96 млрд). Это связано с геополитическими причинами и не говорит о пересмотре надежности госдолга развитых стран.

Вопрос о целесообразности вложений в зарубежные активы остается неоднозначным. В первом квартале 2018 размещение средств ФНБ в валютных инструментах оказалось убыточным (минус 0.1% или 3.5 млрд рублей). В том числе из-за спекулятивных валютных операций, которые оказались крайне неудачными. Например, доллар покупался на максимумах в паре с евро, а продавался после его снижения. Второй причиной убытка стал временный эффект от роста курса рубля. Однако на более длинном горизонте, вложения в тот же американский госдолг с лихвой окупились на фоне двукратного падения российской валюты в 2014–2015.

Общий вывод таков. Несмотря на санкции, слабый экономический рост и низкую эффективность государственного сектора, финансовой системе России в ближайшем будущем ничего не угрожает. Стабильность обеспечивается низким уровнем государственного долга и постоянным пополнением резервов в виде Фонда национального благосостояния.

Приглашаю высказываться в комментариях: каким вы представляете будущее фонда, что считаете правильным или ошибочным в государственной политике в отношении резервов. Например, стоит ли их тратить на инвестирование в отечественную экономику или сберечь для покрытия будущих рисков.

Всем профита!

БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2022 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2022 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

Цели управления

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации

Нормативные доли, утвержденные Минфином России

долговые обязательства иностранных государств

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации

долговые обязательства юридических лиц

акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:

1. средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран :

Австрия;

Бельгия;

Великобритания;

Германия;

Испания;

Люксембург;

Нидерланды;

Финляндия;

Франция;

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

Иностранные эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service). Если иностранному эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

Российские эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня "ВааЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody"s Investors Service). Если российскому эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

Сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение);

Условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

Нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

Ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

Номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

Объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. рублей для долговых обязательств, номинированных в российских рублях, 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

Выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства (в том числе оформленные ценными бумагами) следующих институтов:

Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

4. Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния должны соответствовать следующим требованиям:

Акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;

Акции иностранных эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "ЭмЭсСиАй Ворлд Индекс" (MSCI World Index) и "ЭфТиЭсИ Олл-Ворлд Индекс" (FTSE All-World Index);

Акции российских эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "Индекс РТС" или "Индекс ММВБ";

В состав активов инвестиционных фондов, выпустивших паи (доли участия), должны входить исключительно разрешенные финансовые активы.

5. при размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях

Банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

Нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах в банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

6. При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" должны выполняться следующие требования:

а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, составляет 955 млрд. рублей, при этом:

До 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации;

До 410 млрд. рублей может быть размещено на депозиты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующих условиях:

До 40 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 1 июня 2020 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

До 30 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

До 300 млрд. рублей может быть размещено не позднее 31 декабря 2012 года на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 30 декабря 2022 года включительно.

Уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

Возможность досрочного возврата средств допускается с согласия государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", при этом проценты от размещения средств уплачиваются за фактический срок нахождения средств на депозите.

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:

В российских рублях - 40%;

В иностранной валюте - 100%.

2. нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

3. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния:

Для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):

Для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов (кроме долговых обязательств правительства Испании):

Для долговых обязательств правительства Испании:

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

4. перечень иностранных государственных агентств , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации):

Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).

5. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска:

для долговых обязательств иностранных государств - 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций - 5 % номинального объема выпуска.


Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

Подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов . В настоящее время на сайте Минфина размещается информация об объёме средств в каждом из фондов.

Динамика изменений

Дата В млрд. долл. США В млрд. руб.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Примечания

Ссылки

  • Динамика изменения Фонда национального благосостояния на сайте Минфина России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фонд национального благосостояния России" в других словарях:

    Сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия

    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2009 года сумма резервного фонда Содержание 1 Описание 2… … Википедия

    - (англ. Sovereign wealth fund) государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.… … Википедия

    Великобритания Национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты Россия Фонд национального благосостояния России Национальный фонд развития здравоохранения Фонд национальной энергетической безопасности Национальный фонд… … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Основная статья: Экономика России См. также статьи: Мировая рецессия конца 2000 х, Экономические реформы в России (1990 е годы). Финансовый кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению… … Википедия

    Основная статья: Мировой финансово экономический кризис В данной статье рассматривается Финансово экономический кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса. Содержание 1 Падение фондового рынка: август& … Википедия

Средства Фонда национального благосостояния - часть федерального бюджета, подлежащая обособленному учету. Они направлены на обеспечение софинансирования пенсионных (добровольных) накоплений населения. Они также способствуют поддержанию сбалансированности бюджета ПФР. Далее проведем анализ Фонда национального благосостояния.

Общие сведения

Рассматриваемый финансовый институт был образован 1 февраля 2008 года после того, как существовавшая бюджетная стабилизационная структура была разделена на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ. ФНБ существует за счет поступлений нефтегазовой прибыли федерального бюджета. С 2008 года они учитываются отдельно от прочих доходов. Кроме этого, формирование Фонда национального благосостояния осуществляется за счет прибыли, получаемой от оборота его финансов.

Нефтегазовые доходы

В Фонд национального благосостояния России поступает прибыль от:

  1. Налогов по добыче полезных ископаемых, представленных в качестве углеводородного сырья. К нему, в частности, относят горючий природный газ и газовый конденсат, нефть из всех типов месторождений.
  2. Таможенных вывозных пошлин на сырое сырье и продукты его переработки.

Некоторая часть приведенных выше доходов в форме нефтегазового трансферта направляется ежегодно на финансирование затрат федерального бюджета. Размер поступлений устанавливается соответствующим ФЗ на плановый период и очередной год. Объем трансферта отражается в процентах от прогнозируемого объема ВВП:

  • В 2008-м - 6.1.
  • В 2009 - 5.5.
  • В 2010 - 4.5.
  • В 2011 и дальше - 3.7.

После достижения полного объема трансферта, доходы направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Нормативная величина первого устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на запланированный период и предстоящий финансовый год в абсолютной величине. Она определяется исходя из прогнозируемого десятипроцентного объема ВВП на соответствующий срок. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния пополняются последовательно. Сначала достигается нормативный размер первого, а затем осуществляются вливания в ФНБ.

Учет

Нефтегазовые доходы, поступающие в Фонд национального благосостояния России, фиксируются на отдельных счетах бюджета. Они открыты в Центробанке Федеральным казначейством. Перечисления и расчеты, касающиеся создания и использования нефтегазовых доходов, осуществляются Минфином. Порядок выполнения этих операций установлен Правительством.

Управление Фондом национального благосостояния

Доходы от этой деятельности выступают в качестве еще одного финансового источника. Целями администрирования выступают обеспечение сохранности и стабильного уровня прибыли от размещения в долгосрочном периоде. Управление Фондом допускает вероятность получения отрицательного финансового результата в краткосрочной перспективе. Администрирование осуществляется Минфином в установленном на правительственном уровне порядке. Отдельные полномочия в данной деятельности принадлежат Центробанку. При привлечении специализированных финансовых компаний для выполнения определенных функций, связанных с управлением Фондом, этот процесс, а также требования, предъявляемые к субъектам, устанавливаются Правительством страны.

Способы администрирования

Ресурсы, которые составляют российский Фонд национального благосостояния, контролируются и координируются следующим образом:


Минфин осуществляет координирование и использование Фонда национального благосостояние согласно первому способу. Размещение финансов на валютных счетах ЦБ производится в соответствии с утвержденным Минфином порядком расчетов и зачислений процентов, устанавливаемых на учетных счетах. Банк осуществляет на остатки выплаты, эквивалентные прибыльности индексов. Последние образованы из активов, предназначенных для размещения финансов, составляющих Фонд национального благосостояния. Правительством установлены максимальные доли разрешенных активов в общей величине ФНБ. Для улучшения координирования Минфин уполномочен устанавливать нормативные показатели в пределах значений, утвержденных на Федеральном уровне.

Требования к активам

Финансы, составляющие объем Фонда национального благосостояния, могут вкладываться в долговые обязательства в качестве ценных бумаг зарубежных государств, иностранных агентств и центральных банков таких стран, как:


Для долговых обязательств установлены следующие требования:

  1. Иностранные эмитенты должны обладать рейтингом долгосрочной кредитоспособности на уровне, не ниже "АА-", в соответствии с классификацией агентств "Стандарт энд Пурс" либо "Фитч Рейтингс", или не ниже "Аа3" по разграничению "Мудис Инвестор Сервис". Если субъекту присвоены разные позиции, то показательной считается наименьшая из них.
  2. Рейтинг российских эмитентов должен быть не меньше уровня "ВВВ-" или "Ваа3" по классификациям указанных выше агентств соответственно. Если субъекту присвоены различные позиции, то показательным также будет считаться наименьшая из них.
  3. Сроки, в течение которых долговые обязательства должны быть погашены, являются фиксированными. Условия обращения и выпуска не предполагают права эмитента на осуществление досрочного выкупа.
  4. Нормативы максимального и минимального сроков до погашения обязательств, установленные Минфином, считаются обязательными.
  5. Тариф купонного дохода, который выплачивается по соответствующим долгам, а также номиналы являются фиксированными.
  6. Объем выпуска обязательств, которые находятся в обращении, составляет не меньше 1 млрд руб., 1 млрд долл., 1 млрд евро и 0.5 млрд фунтов ст. для соответствующих счетов.
  7. Номинал является фиксированным. Он выражается в евро, долларах, рублях или ф. стерлингов. Платежи производятся в валюте номинала.

Субъекты

Международными финансовыми организациями, в обязательства которых могут размещаться активы, составляющие Фонд национального благосостояния, являются банки:

  1. Азиатский (ABD).
  2. Развития при СЕ.
  3. Европейский инвестиционный.
  4. Межамериканский (IADB).
  5. Европейский (реконструкции и развития).
  6. Северный инвестиционный.
  7. Международный (реконструкции и развития).

К субъектам отнесена и Финансовая Международная корпорация (IFC).

Требования для ценных бумаг

Акции юрлиц и доли участия (паи) инвестиционных фондов, в которые могут быть размещены средства ФНБ, должны соответствовать определенным условиям. В частности:

  1. Ценные бумаги организаций должны присутствовать в котировальном списке хотя бы одной биржи.
  2. Для акций зарубежных эмитентов необходимо вхождение в перечни, используемые при расчете индексов "РТС" и "ММВБ".
  3. В составе средств инвестиционных фондов, которые выпускают доли участия, должны присутствовать только разрешенные активы.

Размещение на депозитах

Для его осуществления необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Кредитная компания или банк должны находиться в рейтинге долгосрочной кредитоспособности на позиции не ниже "АА-" по классификации агентств "Стандарт энд Пурс" либо "Фитч Рейтингс" или "Аа3" по списку "Мудис Инвестор Сервис". Если организация находится на разных уровнях по этим системам, то показательным считается наименьший.
  2. Нормативы по максимальному и минимальному сроку размещения активов, образующих Фонд национального благосостояния, утвержденные Минфином, являются обязательными.

Размещение в госкорпорации "Внешэкономбанк"

Для направления на депозиты необходимо соблюдение таких требований:

1. Допускается размещение в российской и иностранной разрешенной валюте (доллары, фунты стерлингов, евро).

2. Максимально допустимая общая сумма, в рамках которой активы могут содержаться на депозитах в рублях, - 655 млрд руб. При этом:

Средства в размере до 175 млрд могут размещаться на счетах, сроки, суммы и прочие существенные условия для которых устанавливаются Минфином;

До 410 млрд могут содержаться на депозитах в порядке, утвержденном Правительством, при выполнении следующих условий:

б) по тарифу 8.5 % до 31 дек. 2010 г. (включительно).

Активы в размере до 30 млрд могут размещаться по ставке 8.5 % до 31.12.2017 в установленном Правительством порядке;

Выплата по процентам на протяжении всего срока производится ежеквартально;

Возможность досрочно вернуть средства допускается по согласию госкорпорации "Внешэкономбанк"; проценты выплачиваются за фактический период нахождения финансов на депозите.

3. Сроки и суммы размещения определяются Минфином в соответствии с указанными требованиями; перечисление производится Федеральным казначейством, согласно решению финансового Министерства.

Важный момент

Активы, которые образуют Фонд национального благосостояния, могут быть направлены исключительно на софинансирование пенсионных накоплений населения добровольного характера и покрытие дефицита (обеспечение сбалансированности) бюджета ПФР. Порядок осуществления распределения устанавливается соответствующим ФЗ № 56. Этот Закон регламентирует страховые (дополнительные) взносы на накопительную долю рабочей пенсии и государственную поддержку образования накоплений. Объем Фонда национального благосостояния - величину активов, направляемых на указанные выше цели, - устанавливает ФЗ о фед. бюджете на плановый период и отчетный год согласно БК.

Отчетность по операциям

Минфин осуществляет ежемесячную публикацию сведений, касающихся поступления и использования имеющихся в распоряжении нефтегазовых доходов, величине активов ФНБ на начало месяца. В документах также приводится информация относительно зачислений финансов, размещение и последующее распределение в отчетный период. Минфин также предоставляет годовой и ежеквартальный отчеты о получении и использовании поступивших нефтегазовых доходов, образовании и обороте активов Фонда нац. Благосостояния. Данные сведения входят в состав актов о результатах реализации статей федерального бюджета. Кроме этого, Минфин предоставляет годовой и ежеквартальный отчет по управлению средств, входящих в Фонд. Правительство страны в составе актов о результатах реализации статей федерального бюджета представляет в Госдуму ФС и Совет Федераций сведения о поступлениях и использовании полученной нефтегазовой прибыли, создании и обороте активов ФНБ, а также о координировании их распределения. Отчетность предоставляется раз в год и ежеквартально.

Аудит операций

В процессе реализации принятых и утвержденных статей федерального бюджета осуществляются контрольные мероприятия. На их выполнение уполномочена Счетная палата. Контроль направлен на проверку создания, оборота, управления активами, составляющие Фонд НБ. Счетная палата представляет Федеральному Собранию оперативный ежеквартальный отчет. В нем приводятся результаты исполнения статей бюджета, содержащие сведения о получении доходов и произведенных затратах, в числе которых, кроме прочего, данные о пополнении, обороте и управлении средствами Фонда НБ.

Резервный фонд

Он представляет собой финансовый институт, активы которого вводятся в оборот для стабилизации бюджета во время снижения доходов либо для правительственных нужд в долгосрочный период. Кроме экономических функций, Резервный фонд исполняет и политические задачи. В частности, наличие таких активов предотвращает быстрое увеличение государственных расходов. Как правило, такие затраты нельзя быстро снизить сразу же после падения дохода. В неблагоприятные периоды такая ситуация может спровоцировать дефицит бюджета, неисполнение социальных обязательств, дефолту. Резервный фон выступает в качестве макроэкономического инструмента для поддержания уровня совокупного спроса и долгосрочного роста экономики. Государство сдерживает потребление в периоды бурного прогресса. Это необходимо для снижения инфляции. Вместе с этим, при падении покупательской активности государство (в периоды стагнации) стимулирует спрос. В такие годы правительство может тратить больше средств, чем получает налогов. Это повышает совокупный национальный расход, позволяет компаниям не снижать производственные темпы, не сокращать рабочих. При инфляции государство уменьшает затраты для предотвращения роста цен. Разница в расходах и доходах совокупного бюджета может направляться в Резервный фонд.

Основные функции

Резервный фонд представляет собой обособленную часть финансов бюджетов всех уровней, которая получила форму целевых активов. Они предназначены для бесперебойного обеспечения затрат как предусмотренных ранее, так и непредвиденных, которые возникают внезапно и имеют случайный либо чрезвычайный характер. Средства, составляющие Резервный фонд, могут расходоваться на проведение аварийно-восстановительных мероприятий, касающихся ликвидации последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций, которые произошли в текущем финансовом периоде. Данная структура реализует две главные функции:

  1. Активы могут расходоваться на покрытие дефицита статей государственного бюджета при неблагоприятной конъюнктуре.
  2. В периоды установления высоких цен на сырье средства Фонда способствуют аккумулированию избыточных экспортных поступлений и предупреждению развития голландской экономической болезни.

Порядок, в соответствии с которым активы включаются в оборот, устанавливается нормативными актами Правительства. Дополнительные разъяснения по требованиям к расходованию резервных средств могут предусматриваться распоряжениями исполнительных органов субъектов или местного самоуправления. Размер накапливаемых активов не может быть больше 3% утвержденных бюджетных расходов федерального уровня.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости