Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Елена Шаповалова
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие на планету Абвгдейки»

Цель : выявление уровня знаний детей, готовность к школе.

Обучающие :

Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение» ; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать характеристику звукам речи.

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов.

Развивающие :

Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие :

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Формировать чувство товарищества.

Оборудование : компьютер, телевизор;

Материал : гласные, согласные буквы; звезды со слогами; карточки и фишки для слогового анализа; схемы предложений; звезды со словом «Азбука» ;

1. Эмоциональная настройка.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг

другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Дружно будем мы играть

слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с

огромной скоростью приближается к неизвестной планете . Она

большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как

она называется, я не знаю»

– Ребята, а вы знаете, как называется эта планета ?

– А кто живёт на планете Земля ?

– Земляне.

– Ребята, как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие ?

Дети (хором) : – Ракете!

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Абвгдеец говорит , что в космос могут отправиться только

подготовленные дети. Вы сможете? У нас есть буквы, вы должны разложить их на гласные и согласные, тогда вы попадете на корабль.

Что означает буква? (это знак, символ, которым обозначают звуки на письме)

Подойдите к столу, возьмите каждый по одной букве и положите на разнос, где стоит синий флажок – согласные, где красный – гласные.

1. Игра «Разложи гласные и согласные буквы» .

(проверили, правильно разложены буквы)

Чем отличается гласный звук от согласного?

Молодцы, ребята, занимайте места на космическом корабле и в путь . (звучит космическая музыка , сменилась картинка)

Ребята, смотрите, появились яркие звезды. А вот и первое испытание, нужно разделить слова на слоги.

2. Игра «Раздели слова на слоги» .

Зем-ля, Ве-не-ра, Марс, Ю-пи-тер, Плу-тон, У-ран, Неп-тун, Мер-ку-рий, Са-турн.

Молодцы, ребята, мы справились с этим испытанием и у нас есть первая буква «А» .

Ребята, наш корабль затягивает в черную дыру, нам нужно преодолеть притяжение и набрать скорость. Я буду называть слова со звуком «С» , а вы должны сказать, где находится звук «С» вначале, середине или конце.

3. Игра «Поймай звук «С» ».

Солнце, восток, Марс, космос , космонавт , скафандр, астроном.

Мы набрали скорость, молодцы, ребята, появилась еще одна звезда, у нас есть вторая буква «З» .

4. Игра «Составь слова из слогов» .

Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами (подвешены звёзды со слогами) . Прочитайте слоги и придумайте слова, которые с них начинаются : МА, РО, ЛЕ, МЕ, УТ, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова) .

Молодцы, ребята, у нас еще есть одна буква «Б» .

Ребята, я предлагаю подзарядиться космической энергией .

Физминутка.

(звучит космическая музыка )

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься : (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра, Всех возьмут нас в космонавты ! (руки на поясе) .

Ну, что ж, ребята, а теперь давайте займем свои места для выполнения следующего задания.

5. Игра «Зашифруй слово» .

(звуковые домики)

Нам нужно зашифровать слово «дружба» и отправить жителям АБВГДейки , предупредить, что мы уже близко.

Возьмите карточки и обозначьте слово «дружба» фишками.

Давайте, проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Молодцы, ребята, жители планеты АБВГДейки теперь будут знать , что мы уже близко, и у нас есть еще одна буква «У» .

6. Игра «Составь предложение» .

Ребята, нам пришло сообщение, оно зашифровано - это схемы.

Что они означают?

Сколько слов в предложении?

Что означает вертикальная линия?

Что означает точка?

А теперь давайте придумаем предложение из двух слов, из трех слов, а кто придумает предложение, в котором больше слов.

Ну что ж у нас есть еще одна звезда с буквой «К» .

Ребята, давайте проверим, все ли у нас буквы есть?

Попробуйте составить главное слово.

Какой буквы не хватает? (А)

Я думаю, мы найдем ее, если прочитаем волшебные строки.

Молодцы, ребята, у нас есть последняя буква «А» , и мы составили главное слово «азбука» .

Ребята, пираты вернули «Азбуку» жителям планеты АБВГДейка , они вам очень благодарны за помощь. Уметь читать, это здорово!

В чем вы затруднялись?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята, вы помогли жителям планеты Абвгдейка .

Почему мы справились с трудными заданиями?

Что нам в этом помогло?

Публикации по теме:

«Космическое путешествие на планету ритмов». Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста ход занятия. Музыкальный руководитель: Я рада видеть вас в хорошем настроении! Давайте поприветствуем друг друга с помощью жестов. 4 хлопка+.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» Тема: Путешествие в Звукоград Цель: показать результат коррекционной работы логопеда МБДОУ, чему научились дети на логопедических занятиях,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в тридевятое царство» Конспект итогового занятия за 1 квартал 2016 года по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в тридевятое.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево НОД «Путешествие в страну волшебных.

Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком» Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком в сказочную страну» Программное содержание: 1. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте

« Космическое путешествие в поисках алфавита».

Программное содержание: четко проговаривать звуки в словах, закреплять знания о гласных и согласных звуках; закреплять образы букв; формировать умение рассуждать чётко выражать свои мысли; способствовать речевому развитию дошкольника; закрепить представление о том, что речь состоит из предложений; формировать начальные чертежные навыки, закреплять умение строить по чертежу, узнавать и правильно называть геометрические фигуры;

Развивающая среда: картинки с космосом, «звуковое письмо», звездная карта, модуль ракеты, конверт с письмом т пиратов, стрелки указывающие путь, « индикатор разрешения» (два маленьких светильника: красный и синий), полуватман с «зашифрованными буквами», указка, разрезные детали букв, картинки + разрезные слоги к этим картинкам, мольберт, картинки для задания « Прочитай по первым звукам», карточки с написанными словами для задания « Составь предложение».

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

(Эмоциональная настройка)

Вос-ль: Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое…

Вос-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вос-ль: Ребята, мне сегодня пришло звуковое письмо. Давайте мы с вами его вместе послушаем и решим, что делать.

Звуковое письмо.

« Здравствуйте, Земляне, Вас приветствует дружественный разум планеты Венера. На нашей планете случилось несчастье, космические пираты похитили наш алфавит, если вы нам не поможете, случится беда. Ждем вашей помощи».

Вос-ль: Ребята, а что же такое алфавит?

Дети: Это набор букв.

Вос-ль: И что мы его сможем отыскать, на другой планете?

Дети: Да.

Вос-ль: То есть. вы предлагаете лететь на другую планету?

Дети: Да.

Вос-ль: Ну что ж, прежде чем лететь на другую планету нам нужно посмотреть звездную карвту . (стихотворение)

Посмотрите вот здесь Земля, а здесь Венера, путь нелегкий и не близкий. Может быть не полетим?

Дети: Полетим!

Вос-ль: Хорошо, приглашаю всех детей в путь отправиться скорей. Ждут вас испытания сложные задания, испытать себя хотите? Построить ракету вы поспешите! Ребята, давайте рассмотрим чертеж. Расскажите сколько, какие по размеру,и какой геометрической формы детали нам нужны.

(Дети строят ракету из мягких модулей. Звучит «космическая» музыка)

Вос-ль: Ракета готова, проходим занимаем места. С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться(выбрать капитана по желанию детей) команды командиром ракеты назначаю ( имя ребенка) , командуй!

Реб-ок: Экипаж к старту готов? (ответы детей)

Нам в окошко звезды светят,

Наступил полета час,

Мы с ребятами в ракете

Полететь хотим сейчас.

Вос-ль: Начать обратный отчет десятками (50, 40, 30, 20, 10) Старт! (звучит запись запуска ракеты).

Ребенок: Включить моторы. (проводится дыхательная гимнастика) - У! – У! – У! Средняя высота (дети потихоньку начинают поднимать руки на ширину плеч) –У! –У!–У! Взлетаем высоко (дети потихоньку поднимают руки вверх )

Вос-ль: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. (дети на носочках тянуться вверх)

Вос-ль: Ну вот мы прилетели.

Ребенок: Экипаж к высадке готов? (Дети: «Готов!»)

Вос-ль: Отлично! Тогда спокойно за мной выходим на планету Венера. Ой! Ребята, посмотрите, что это? Письмо, это наверное послание для нас, видите метка с буквами алфавита, и надпись « Землянам». Давайте посмотрим что там.

Письмо. « Привет Земляне, если вы читаете это письмо, значит,вы все таки добрались до нашей планеты. Знайте,алфавит мы так просто не отдадим. Идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а пропускать вас будет индикатор разрешения(желтый цвет- правильно, синий –неправильно). Желаем вам неудачи!

Вос-ль: Вот это да! Может быть, вернемся? (ответы детей) Конечно, мы поможем найти алфавит. Давайте посмотрим, что там ещё есть, так ведь это индикатор разрешения. Давайте посмотрим, куда ведут стрелочки. А стрелочки ведут нас….

Задание 1 « Распутай буквы».

Вос-ль: Прежде чем нам выполнить задание, давайте вспомним. Что же такое буква?

Дети: Буква – это то,что мы видим и пишем.

Вос-ль: Молодцы! На этом плакате запутались буквы, распутайте их. Буквы показываем сверху вниз и пишем также.

(дети по очереди показывают указкой запутанные буквы)

Вос-ль: Ребята, ну что же, буквы мы с вами распутали все, а теперь вспомните и назовите,какие гласные буквы вы распутали (О, А, У)? Какие согласные буквы вы распутали (М, К, П, Ц, Х, Ф)? Ну что, проверяем индикатором разрешения, как мы выполнили задание? Помним, если желтый - правильно, синий - неправильно. Ребята, посмотрите куда ведут стрелочки? Да, стрелочки ведут к столу.

(идут по стрелочкам к столу под веселую музыку)

Задание 2 « Сложи букву» (Работа в парах).

Вос-ль: Следующее задание « Сложи букву». На столе лежат детали букв их нужно сложить так, чтобы получилась буква. Спокойно берем детали и собираем буквы.

(фоновая музыка. Когда работа закончена дети по очереди называют буквы. Которые он и собрали. Помочь, если они затрудняются).

Вос-ль: Мы сложили много букв из деталей. Давайте проверим, как мы справились с этим заданием на индикаторе разрешения. Ребята. Какой свет загорается? (желтый) Давайте посмотрим, куда ведут стрелочки.

Дети: Стрелочки ведут нас к доске.

Вос –ль: - Стрелочки нас привели к улыбающемуся лицу, я думаю, мы с вами поиграем.

Игра « Будь внимательным».

Вос – ль: - Играем в игру « Будь внимательным». Объясняю правила игры, если я говорю гласные звуки – руки поднимаем вверх, если согласные – вниз, если называю слово – обнимаем себя, если непонятные звуки – хлопаем в ладоши. Внимание начали. Молодцы, а теперь я вас буду путать, специально буду показывать другие действия. (проводится игра ещё раз). Хорошо молодцы, но нам нужно двигаться дальше. Давайте посмотрим, куда же ведут нас стрелочки?

Дети: - Стрелочки ведут нас к доске.

Вос – ль: - Спокойно проходим и рассаживаемся на стульчики.

Задание 3 « Прочитай по первым звукам» (Работа в группах).

Вос – ль: - Ребята, на доске зашифрованные слова и мы их можем прочитать по первым звукам нарисованных картинок. Называем картинки первого ряда все вместе…….. Кто расшифровал слово первого ряда? Что получилось? (всех) Правильно, получилось слово - ВСЕХ . Называем картинки второго ряда

(дети хором называют картинки второго ряда « утюг», « Чебурашка», «улитка»)

Вос –ль: - Кто расшифровал слово второго ряда? Внимательными будьте задание очень сложное. Правильно, получилось слово - УЧУ .

Вос ль: - Следующее слово состоит из одного звука, ведь мы знаем, что слова бывают короткие и длинные. Так вот это какое слово?

Дети: - Короткое.

Вос –ль: - Картинка называется арбуз , а слово будет из одного звука, из какого?

Дети: - А.

Вос – ль: - Называем картинки следующего ряда все вместе.

Дети: - Синица, матрешка, арбуз.

Вос – ль: - Кто расшифровал это слово? ( САМА ). Молодцы. И осталось у нас самое последнее длинное слово в последнем ряду называем все вместе. (Машина, очки, лестница, часы, утенок). Кто расшифровал самое длинное последнее слово? ( МОЛЧУ ). Правильно, это слово « молчу». Посмотрите сколько, много слов мы с вами расшифровали. Теперь давайте назовем ещё раз те слова, которые мы расшифровали.

Дети: - Всех, учу, а, сама, молчу.

Вос – ль: - А если все эти слова сложить, то получится что-то интересное.

(Дети по очереди, но уже быстрее говорят те слова, которые они расшифровали. Воспитатель теперь уже сама проговаривает все слова) .

Вос – ль: ВСЕХ УЧУ, А САМА МОЛЧУ. Это загадка. (АЗБУКА)

Вос-ль: - Такое сложное задание выполнили. Но космические пираты не хотят отдавать алфавит они придумали для нас следующее задание.

Задание 4 « Составь предложение».

(На ковре лежат вразброс карточки на которых написаны слова «знать», « все», «Мы», « буквы», « .»)

Вос – ль: - Что можно составить из слов?

Дети: - Из слов можно составить предложения.

Вос – ль: - Правильно, Я вам называю слова, а вы мне из этих слов составьте предложение. Мы знать буквы все.

Дети: - Мы знаем все буквы.

Вос – ль: Молодцы,а теперь ещё нужно составить схему этого предложения.

(Воспитатель вместе с детьми проверяют, на индикаторе разрешения правильно ли выполнили задание).

Вос – ль: - Ребята, мы с вами все задания выполнили, а где же алфавит? Давайте хором скажем « Алфавит».

(Звучит аудиозапись: « Земляне, алфавит уже у нас. Пираты его нам отдали. Мы рады, что во всей Вселенной есть такие отзывчивые и надежные люди.

Восл-ль: -Ребята, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места в нашей ракете.

Ребенок: - Экипаж к старту готов?

Вос – ль: Начинаем обратный отчет (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1) …Старт!

Вот мы и в детском саду,а на память о нашем путеществии давайте сделаем ракеты, если вам понравилось наше путешествие тогда возьмите оранжевый лист и ваша ракета будет оранжевой, а если не понравилось то возьмите тёмный лист.

(Оригами «Ракета»)

НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие»

Цель : формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений.

Оборудование : флэшка с презентацией, телеграмма , зеркала, звезды зеленая и красная, картинки – банан, альбом, картинки светофора и 12 фишек, картинки со звуком т, наклейки, картинки- буквы спрятаны, мальберт, цветок и лепестки.

Ход занятия

1. Орг. момент- заходим и встаем полукругом

Круг приветствия (говорим вместе с детьми) .

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем.

Здравствуйте, говорим мы человеку,

Здравствуйте слышим мы в ответ.

К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

2. А вы, ребята, заметили, что на стене что-то необычное. - (инопланетянин появляется».

Ой, кто-это.

я думаю, неспроста здесь он появился..

А как вы думаете с какой он планеты.

Зачем он сюда прилетел.

А вот и письмо - сейчас мы и узнаем все о нашем госте.

Воспитатель читает письмо :

3. «Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Развивайка с планеты Грамоты …У нас случилось несчастье. Космические пираты звукоедики перепутали и похитили все звуки, если вы не поможете, может случиться беда. Без вашей помощи мы не справимся. Ведь известно, что вы уже многому научились. я очень прошу вас о помощи.

Ребята, поможем---

А на чем же мы полетим. (на ракете) .

А вот и наша ракета (картинка)

4. Прежде чем занять места в ракете . мы должны пройти проверку. для этого мы должны проговорить чист оговорки по очереди красиво и громко___(проговариваем и передаем мяч)

та-то-та- у нас в ракете чистота.

5. итак все космонавты на местах . Пристегнули ремни. Проверим правильно ли работают ваши моторы- ррррррррр. готовимся к старту с песенки гласных---а-о-и- ы- у-у- .летим. у-у-у. взлетели.

6. пока мы летим нам нужно изучить язык жестов, как мы будем общаться с инопланетянами. звуки –то у них похищены. Поставьте перед собой зеркала, помогите мне рассказать историю про инопланетянина Развивайку, который отправились на отдых к бабушке и дедушке.

В гости к бабушке и дедушке приехал Развивайка. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внука (Улыбочка - Трубочка) . Бабушка стала месить тесто (Месим тесто) и печь блины (Блинчик) . Блинчики были очень горячие (подуть на язычок) . Ну вот они остыли и Развивайка с удовольствием стал есть блинчики с вареньем (Вкусное варенье) . Потом он побежал гулять и стал играть с друзьями в футбол (Футбол) . А потом качался на качелях (Качели) .

6. Прежде чем высадиться на планете Грамоты мы должны быть уверены в своих знаниях, а на ведь еще надо и назад вернуться….для этого наш экипаж выполнит задание, которое приготовил нам центр управления полетом…

Я читаю вам стихотворные строки, а вы должны выбрать одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь : «Мой дорогой!

Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)

Белокрылые хозяйки над волной летают (чайки, шайки, сайки)

Лежит лентяй на раскладушке, грызет посвистывая сушки, душки, пушки)

7. посмотрите ребята на в иллюминатор- что вы там видите.

да, ребята, перед нами преграда- скопление звезд, наверно, пираты постарались. Какже их нам преодолеть. ой, я знаю как. мы должны выполнить следующее задание…Я буду называть картинки то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я называю правильное название то вы поднимаете зеленую звезду, неправильную- красную…

Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.

альпом, айбом, альмом,альбом, аньбом, альном.

8. Ребята, вы слушите звук. (стучу по столу)

Это метеоритный дождь. будьте внимательны. это все пираты нам хотят помешать. как только мы правильно выполним задание, метеориты разлетятся в разны стороны и путь нам будет свободен.

Послушайте слова и поднимите карточку с той буквой, которую услышали. (

10. посмотрите на картину. всезнайка нам сигнализирует. что мы должны набраться сил и отдохнуть.

физ-ка Мы с вами оказались на лесной поляне

Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух

Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе

Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут

и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)

Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф

Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!

Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з

Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят : г-у-у! г-у-у! г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.

отдохнули. продолжаем. полет. к нам на орбиту поступила зашифрованная телеграмма . нам надо ее прослушать и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

тут мышка. У мышки мышата. мышка шумит. мышата шуршат.

Но что я слышу. какой-то сигнал. бедствия кто-то передает. ничего не могу понять. мешают помехи, но какие -то звуки я слышу. я буду вам произносить ряды слогов. а вы должны хлопнуть. когда услышите другой звук.

па-па-па-ба-па

фа-фа-фа-ва-фа.

Мы уже. скоро будем на планете Грамотейка . но вот незадача, прямо на нас летят другие космические корабли . это. пираты нас встречают….чтобы не произошло столкновение вам нужно опять выполнить задание ….

я буду произносить слово, а вы назовите слово, отличающееся от других.

минута, монета, минута, минута

винт, винт, винт, бинт.

Дудка, будка, будка, будка.

итак. вот мы и на планете. грамоты . ой, посмотрите, опять послание.

Привет,земляне. Если вы читаете это письмо, то вы все-таки добрались до планеты Грамоты . Но просто так звуки мы вам не отдадим. Выполняйте наши задания, а мы будем за вами следить.

Светофор.. я называю слова, а вы ставите фишки на красную, желтую или зеленую часть, в зависимости от того, где слышите звук. м.

(макароны, карман, дом, мышь, ромашка, ком)

Молодцы. С заданиями справились. Пираты вернули инопланетянам с планеты грамота все звуки . и развивайка дарит вам за подарок, который вы получите, когда прилетите на землю.

Может мы тоже сделаем подарок всезнайке о нас на память….давайте соберем цветок. Из предложенных лепестков с избражениями различных предметов мы должны выбрать только те, где есть звук Т.

молодцы, теперь мы можем спокойно возвращаться домой.

Но посмотрите на борту корабля обнаружены неполадки : на пульту управляния кто-то спрятал буквы. нам надо их разгадать. (на букве нарисован пират- ее отгадать) .

Молодцы…теперь все в порядке

Возвращаться нам пора,

по местам мои друзья.

Экипаж слушай мою команду.

Занять кресло .

Пристегнуть ремни.

Завели моторы. рррррр. Закреваем глаза. мы взлетем. а-о-у-ы-и -у-у-у. летим. ну вот мы и прилетели. можно немного расслабиться и поговорить.

Давайте подведем итог нашего путешествия .

чем мы занимались во время путешествия .

Вам интересно было.

давайте встанем в круг, возьмемся за плечи и скажем друг другу. спасибо за приятное занятие .

Публикации по теме:

«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Автор: Ярикова Наталья Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 163 г. Кемерово, Кемеровская область Цель: Закрепление.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в весенний лес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ «Путешествие в Африку» Дети входят в зал,берут игрушки,под музыку из фильма "Красная шапочка" дети играют игрушками (мяч,машины,куклы)Произносят слова -приветствия.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Продолжать учить составлять и анализировать звуковую модель слова; различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Воспитывать интерес к занятию, усидчивость у детей.

Словарная работа: познакомить детей с понятием идентификация – сравнение, установление совпадения.

Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе.

Оборудование: тюбики со слоговыми схемами, плакат с изображением продуктов питания, 10 предметных картинок, бортовой компьютер (собранный из конструктора «Лего»), конверт, карточки для составления звуковой схемы слова (раздаточные и демонстрационные), набор квадратов из цветного картона (на каждого ребёнка), музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в космическое пространство, побывать на неизвестных планетах. Согласны? На чём мы можем совершить это путешествие? (Ответы детей)
– Да, на космическом корабле (или ракете).
– Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций и собрать вещи, необходимые для путешествия.
– Начнём с языка инопланетян. Наверняка он нам в полёте пригодиться. Повторяйте за мной:

Чистоговорка:

Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни,
Рики-таки,
Шурба-урба,
Синти-бряки,
Дэо-дэо,
Шах-мадэо,
Вац!

– С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного. (Карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.)

– Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков (Работа детей ) (рис.1)

– Итак, с языком ознакомились, вещи собраны. К путешествию готовы? (Ответы детей...)
– Тогда прошу пройти в космический корабль.
– Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы, каждый смог управлять кораблём, бортовой компьютер должен произвести идентификацию ваших голосов.
– Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ должен быть полным.

– Чем звук отличается от буквы?
– Звук б – это гласный или согласный?
– Звук а – это гласный или согласный?
– Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого звука – к.
– Определи место звука [а] в слове матрёшка.
– Сколько слогов в слове машина?
– Составь предложение из 2-х слов
– Составь предложение из 3-х слов
– Звук [в] это глухой или звонкий согласный?
– Чем отличаются гласные от согласных звуков?
– Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов.

– Идентификация ваших голосов завершена. Мы отправляемся. Занимаем места в космическом корабле, пристёгиваем ремни безопасности. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск (включить фонограмму ). Полёт проходит успешно. Предлагаю экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с космической едой. А вместо названия, изображена слоговая схема слова. У вас есть возможность выбрать пищу самим, но названия её должны состоять из того же количества слогов, что и на вашем тюбике. Если будете затрудняться, перед вами подсказка (плакат с изображением продуктов), (мясо, курица, рыба, суп, сыр, колбаса, молоко, груша, банан, каша, конфета). (рис. 2)
Например. В моём тюбике – курица, т.к. в слове курица 3 слога и на тюбике схема слова из 3-х слогов)

(Ответы детей)

– Ну вот мы и подкрепились.

Компьютер: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты. Воспитатель: Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец-приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра.

Физкультминутка

Танец под музыку типа аэробики.

– Теперь нам нужно осмотреться. Как же называется эта планета? Посмотрите, какое-то письмо:

«Жителям планеты земля. От жителей планеты Грамотейка»

– Давайте вернёмся на космический корабль, (дети рассаживаются на места ) Что же находится в конверте? (Картинки)
– Что же это может значить? Может быть, жители планета Грамотейка что-то хотят нам сказать, с помощью этих картинок?
– Давайте передадим их на землю, и учёные в лаборатории во всём разберутся. Но бортовой компьютер сможет передать только звуковую схему слова. Вам нужно будет составить звуковую схему и объяснить, после этого компьютер сможет передать схему на Землю (рис. 3)

(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)

– Схемы слова переданы на Землю. Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Постойте, мы не сможем вернуться, панель управления не исправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой, проводами, (рис. 4) (дети выполняют работу и объясняют, остальные проверяют )

– Ну вот, панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1,0 пуск (включаем фонограмму )

Итог занятия

– Ребята, мы возвращаемся на Землю. Понравилось вам путешествие? Какие трудности мы встречали на своём пути? Что вам запомнилось? (Ответы детей )

Компьютер: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!


Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости