Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Пермский Государственный

Технический Университет

Кафедра физической культуры.

Регуляция нервной деятельности: гуморальная и нервная.
Особенности функционирования ЦНС.

Выполнил: студент группы АСУ-01-1
Киселёв Дмитрий

Проверил: _______________________

_______________________

Пермь 2003 г.

Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система.

Все живое характеризуется четырьмя признаками: ростом, обменом веществ, раздражимостью и способностью к самовоспроизведению. Совокупность данных признаков свойственна только живым организмам. Человек, как и все другие живые существа также обладает этими способностями.

Нормальный здоровый человек не замечает внутренних процессов, происходящих у него в организме, например то, как его организм перерабатывает пищу. Это происходит потому, что в организме все системы (нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, мочевыделительная, эндокринная, половая, скелетная, мышечная) гармонично взаимодействуют друг с другом без вмешательства в этот процесс непосредственно самого человека. Мы зачастую даже не догадываемся о том, как это происходит, и как управляются все сложнейшие процессы в нашем организме, как одна жизненно важная функция организма сочетается, взаимодействует с другой. Как природа или Бог позаботились о нас, какими инструментами снабдили наш организм. Рассмотрим механизму управления и регуляции в нашем организме.

В живом организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя принципиально различными, но направленными на одно и то же способами: гуморально (от лат. "гумор" – жидкость: через кровь, лимфу, межклеточную жидкость) и нервно. Гуморальная регуляция осуществляется при помощи биологически активных веществ – гормонов. Гормоны выделяются железами внутренней секреции. Преимущество гуморальной регуляции в том, что гормоны по крови доставляются ко всем органам. Нервная регуляция осуществляется органами нервной системы и действует только на "орган-мишень". Нервная и гуморальная регуляция осуществляет взаимосвязанную и согласованную работу всех систем органов, поэтому организм функционирует как единое целое.

Гуморальная система

Гуморальная система регуляции обмена веществ в организме представляет собой совокупность желез внутренней и смешанной секреции, а также протоки, позволяющие биологически активным веществам (гормонам) достигать кровеносных сосудов или непосредственно органов, на которые оказывается воздействие.

Ниже приводится таблица, в которой представлены основные железы внутренней и смешанной секреции и выделяемые ими гормоны.

Железа

Гормон

Место действия

Физиологический эффект

Щитовидная

Тироксин

Весь организм

Ускоряет обмен веществ и обмен O2 в тканях

Тиреокальцитонин

Обмен Ca и P

Паращитовидная

Паратгормон

Кости, почки, желудочно-кишечный тракт

Обмен Ca и P

Поджелудочная

Весь организм

Регулирует обмен углеводов, стимулирует синтез белков

Глюкагон

Стимулирует синтез и распад гликогена

Надпочечники (корковый слой)

Кортизон

Весь организм

Обмен углеводов

Альдостерон

Канальцы почек

Обмен электролитов и воды

Надпочечники (мозговое вещество)

Адреналин

Мышцы сердца, гладкие мышцы артериол

Повышает частоту и силу сердечных сокращений, тонус артериол, повышает артериальное давление, стимулирует сокращение многих гладких мышц

Печень, скелетные мышцы

Стимулирует распад гликогена

Жировая ткань

Стимулирует распад липидов

Норадреналин

Артериолы

Повышает тонус артериол и артериальное давление

Гипофиз (передняя доля)

Соматотропин

Весь организм

Ускоряет рост мышц и костей, стимулирует синтез белка. Оказывает влияние на обмен углеводов и жиров

Тиреотропин

Щитовидная железа

Стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы

Кортикотропин

Кора надпочечников

Стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников

Гипофиз (задняя доля)

Вазопрессин

Собирательные трубочки почек

Облегчает обратное всасывание воды

Артериолы

Увеличивает тонус, повышает артериальное давление

Окситоцин

Гладкие мышцы

Сокращение мышц

Как видно из приведённой таблицы железы внутренней секреции оказывают влияние, как на обычные органы, так и на другие железы внутренней секреции (этим обеспечивается саморегуляция деятельности желез внутренней секреции). Малейшие нарушения в деятельности этой системы ведут к нарушениям развития целой системы органов (например, при гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет, а при гиперфункции передней доли гипофиза может развиться гигантизм).

Нехватка некоторых веществ в организме может привести к неспособности выработки некоторых гормонов в организме и как следствие к нарушению развития. Так например недостаточное потребление йода (J) в рационе питания может привести к невозможности выработки тироксина (гипофункция щитовидной железы), что может привести к развитию таких болезней как микседема (высыхает кожа, выпадают волосы, снижается обмен веществ) и даже кретинизм (задержка роста, умственного развития).

Нервная система

Нервная система является объединяющей и координирующей системой организма. Она включает головной и спинной мозг, нервы и связанные с ними структуры, например мозговые оболочки (слои соединительной ткани вокруг головного и спинного мозга).

Несмотря на вполне определенное функциональное разделение, обе системы в значительной степени связаны.

С помощью цереброспинальной системы (см ниже) мы ощущаем боль, температурные изменения (тепло и холод), прикосновение, воспринимаем вес и размеры предметов, осязаем структуру и форму, положение частей тела в пространстве, чувствуем вибрацию, вкус, запах, свет и звук. В каждом случае стимуляция чувствительных окончаний соответствующих нервов вызывает поток импульсов, которые передаются отдельными нервными волокнами от места воздействия стимула в соответствующий отдел головного мозга, где они интерпретируются. При формировании любого из ощущений импульсы распространяются по нескольким, разделенным синапсами, нейронам, пока не достигнут осознающих центров в коре головного мозга.

В центральной нервной системе полученная информация передается нейронами; образуемые ими проводящие пути называются трактами. Все ощущения, кроме зрительных и слуховых, интерпретируются в противоположной половине головного мозга. Например, прикосновение правой руки проецируется в левое полушарие мозга. Звуковые ощущения, идущие с каждой стороны, поступают в оба полушария. Зрительно воспринимаемые объекты тоже проецируются в обе половины мозга.

На рисунки слева показано анатомическое расположение органов нервной системы. По рисунку видно, что центральный отдел нервной системы (головной и спинной мозг) сосредоточены в голове и в позвоночном канале, в то время как органы периферийного отдела нервной системы (нервы и ганглии) рассредоточены по всему организму. Такое устройство нервной системы наиболее оптимально и выработалось эволюционно.

Вывод

Нервная и гуморальная системы, имеют одну и ту же цель – помочь организму развиться, выжить в изменяющихся условиях окружающей среды, поэтому бессмысленно говорить отдельно о нервной или гуморальной регуляции. Существует единая нервно-гуморальная регуляция, которая использует "гуморальные" и "нервные механизмы" для регуляции. "Гуморальные механизмы" задают общее направление в развитии органов организма, а "нервные механизмы" позволяют скорректировать развитие конкретного органа. Ошибочно предполагать, что нервная система дана нам лишь для того, чтобы мыслить, она - могучий инструмент, который также бессознательно регулирует такие жизненно-важные биологические процессы как переработка пищи, биологические ритмы и многое другое. Поразительно, но даже самый умный и активный человек использует лишь 4% возможностей своего мозга. Человеческий мозг – уникальная загадка, над которой бились с глубокой древности по наши дни и, возможно, будут биться не одну тысячу лет.

Список используемой литературы:

1. "Общая биология" под редакцией; изд. "Просвещение" 1975 г.

3. Энциклопедия "Кругосвет"

4. Личные конспекты по биологии 9-11 классы

Нервная регуляция осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам. По сравнению с гуморальной она

  • происходит быстрее
  • более точная
  • требует больших затрат энергии
  • более эволюционно молодая.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (от латинского слова гумор - «жидкость») осуществляется за счет веществ, выделяемых во внутреннюю среду организма (лимфу, кровь, тканевую жидкость).


Гуморальная регуляция может осуществляться с помощью:

  • гормонов - биологически активных (действующих в очень маленькой концентрации) веществ, выделяемых в кровь железами внутренней секреции;
  • других веществ . Например, углекислый газ
    • вызывает местное расширение капилляров, к этому месту притекает больше крови;
    • возбуждает дыхательный центр продолговатого мозга, дыхание усиливается.

Все железы организма делятся на 3 группы

1) Железы внутренней секреции (эндокринные ) не имеют выводных протоков и выделяют свои секреты непосредственно в кровь. Секреты эндокринных желез называются гормонами , они обладают биологической активностью (действуют в микроскопической концентрации). Например: .


2) Железы внешней секреции имеют выводные протоки и выделяют свои секреты НЕ в кровь, а в какую-либо полость или на поверхность организма. Например, печень , слезные , слюнные , потовые .


3) Железы смешанной секреции осуществляют и внутреннюю, и внешнюю секрецию. Например

  • железа выделяет в кровь инсулин и глюкагон, а не в кровь (в 12-перстную кишку) - поджелудочный сок;
  • половые железы выделяют в кровь половые гормоны, а не в кровь - половые клетки.

Установите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится: 1) нервная, 2) эндокринная.
А) мост
Б) гипофиз
В) поджелудочная железа
Г) спинной мозг
Д) мозжечок

Ответ


Установите, в какой последовательности осуществляется гуморальная регуляция дыхания при мышечной работе в организме человека
1) накопление углекислого газа в тканях и крови
2) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге
3) передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме
4) усиление окислительных процессов при активной мышечной работе
5) осуществление вдоха и поступление воздуха в легкие

Ответ


Установите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли
Б) замедление дыхания при погружении в холодную воду
В) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении
Г) нарушение дыхания при кашле
Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеют выводные протоки
Б) вырабатывают гормоны
В) обеспечивают регуляцию всех жизненно важных функций организма
Г) выделяют ферменты в полость желудка
Д) выводные протоки выходят на поверхность тела
Е) вырабатываемые вещества выделяются в кровь

Ответ


2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образуют пищеварительные ферменты
Б) выделяют секрет в полость тела
В) выделяют химически активные вещества – гормоны
Г) участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма
Д) имеют выводные протоки

Ответ


Установите соответствие между железами и их типами: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) эпифиз
Б) гипофиз
В) надпочечник
Г) слюнная
Д) печень
Е) клетки поджелудочной железы, вырабатывающие трипсин

Ответ


Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) учащение сердцебиений под влиянием адреналина
Б) изменение работы сердца под влиянием ионов калия
В) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы
Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

Ответ


Установите соответствие между железой в организме человека и её типом: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции
А) молочная
Б) щитовидная
В) печень
Г) потовая
Д) гипофиз
Е) надпочечники

Ответ


1. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его видом: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) доставляется к органам кровью
Б) большая скорость ответной реакции
В) является более древней
Г) осуществляется с помощью гормонов
Д) связана с деятельностью эндокринной системы

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками и видами регуляции функций организма: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включается медленно и действует долго
Б) сигнал распространяется по структурам рефлекторной дуги
В) осуществляется действием гормона
Г) сигнал распространяется с током крови
Д) включается быстро и действует коротко
Е) эволюционно более древняя регуляция

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь
1) сальные
2) потовые
3) надпочечники
4) половые

Ответ


Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят: 1) внутренней секреции, 2) смешанной секреции, 3) внешней секреции
А) поджелудочная
Б) щитовидная
В) слёзная
Г) сальная
Д) половая
Е) надпочечник

Ответ


Выберите три варианта. В каких случаях осуществляется гуморальная регуляция?
1) избыток углекислого газа в крови
2) реакция организма на зеленый сигнал светофора
3) избыток глюкозы в крови
4) реакция организма на изменение положения тела в пространстве
5) выделение адреналина при стрессе

Ответ


Установите соответствие между примерами и видами регуляции дыхания у человека: 1) рефлекторная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную воду
Б) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в крови
В) кашель при попадании пищи в гортань
Г) небольшая задержка дыхания из-за снижения концентрации углекислого газа в крови
Д) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния
Е) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови

Ответ


Выберите три железы внутренней секреции.
1) гипофиз
2) половые
3) надпочечники
4) щитовидные
5) желудочные
6) молочные

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Клетки каких желез выделяют секрет непосредственно в кровь?
1) надпочечники
2) слезные
3) печень
4) щитовидная
5) гипофиз
6) потовые

Ответ


Выберите три варианта. Гуморальные воздействия на физиологические процессы в организме человека
1) осуществляются с помощью химически активных веществ
2) связаны с деятельностью желёз внешней секреции
3) распространяются медленнее, чем нервные
4) происходят с помощью нервных импульсов
5) контролируются продолговатым мозгом
6) осуществляются через кровеносную систему

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для гуморальной регуляции организма человека?
1) ответная реакция четко локализована
2) сигналом служит гормон
3) включается быстро и действует мгновенно
4) передача сигнала только химическая через жидкие среды организма
5) передача сигнала осуществляется через синапс
6) ответная реакция действует продолжительное время

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Нервная регуляция осуществляется головным и спинным мозгом через нервы, которыми снабжены все органы нашего тела. На организм постоянно воздействуют те или иные раздражения. На все эти раздражения организм отвечает определенной деятельностью или, как принято говорить, происходит приспособление функции организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Так, понижение температуры воздуха сопровождается не только сужением кровеносных сосудов, но и усилением обмена веществ в клетках и тканях и, следовательно, повышением теплообразования.

Благодаря этому устанавливайся определенное равновесие между теплоотдачей и теплообразованием, не происходит переохлаждение организма, сохраняется постоянство температуры тела. Раздражение пищей вкусовых рецепторов рта вызывает отделение слюны и других пищеварительных соков, под воздействием которых происходит переваривание пищи. Благодаря этому в клетки и ткани поступают необходимые вещества, и устанавливается определенное равновесие между диссимиляцией и ассимиляцией. По такому принципу происходит регуляция и других функции организма.

Нервная регуляция носит рефлекторный характер. Раздражения воспринимаются рецепторами. Возникающее возбуждение из рецепторов по афферентным (чувствительным) нервам передается в центральную нервную систему, а оттуда по эфферентным (двигательным) нервам - в органы, которые осуществляют определенную деятельность. Такие ответные реакции организма на раздражения, осуществляемые через центральную нервную систему, называют рефлексами. Путь же, по которому возбуждение передается при рефлексе, носит название рефлекторной дуги.

Рефлексы имеют разнообразный характер. И.П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это рефлексы врожденные, передающиеся по наследству. Примером таких рефлексов являются сосудодвигательные рефлексы (сужение или расширение сосудов в ответ на раздражение кожи холодом или теплом), рефлекс слюноотделения (выделение слюны при раздражении вкусовых сосочков пищей) и многие другие.

Гуморальная регуляция (Humor - жидкость) осуществляется через кровь и другие составляющие внутреннюю среду организма различные химические вещества. Примерами таких веществ являются гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, и витамины, поступающие в организм с пищей. Химические вещества разносятся кровью по всему организму и оказывают воздействие на различные функции, в частности на обмен веществ в клетках и тканях. При этом каждое вещество влияет на определенный процесс, происходящий в том или ином органе.

Например, в предстартовом состоянии, когда ожидается интенсивная физическая нагрузка, железы внутренней секреции (надпочечники) выделяют в кровь специальный гормон-адреналин, который способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы.

Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов. Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - деятельное состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам: нервным, мышечным, железистым и другим. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление. Сон, например, является состоянием нервной системы, когда подавляющее число нервных клеток ЦНС заторможено.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций взаимосвязаны. Так, нервная система оказывает регулирующее влияние на органы не только непосредственно через нервы, но также и через железы внутренней секреции, изменяя интенсивность образования гормонов в этих органах и поступление их в кровь. В свою очередь многие гормоны и другие вещества влияют на нервную систему.

Взаимосогласованность нервной и гуморальной реакции обеспечивается центральной нервной системой.

В живом организме нервная и гуморальная регуляция различных функций осуществляется по принципу саморегуляции, т.е. автоматически. По этому принципу регуляции поддерживается на определенном уровне кровяное давление, постоянство состава и физико-химических свойств крови, лимфы и тканевой жидкости, температуры тела, в строго согласованном порядке изменяется обмен веществ, деятельность сердца, дыхательной и других систем и органов.

Благодаря этому поддерживаются определенные сравнительно постоянные условия, в которых протекает деятельность клеток и тканей организма, или другими словами, сохраняется постоянство внутренней среды.

Таким образом, организм человека - это единая, целостная, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, обладающая определенными резервными возможностями. При этом нужно знать, что способность к выполнению физической и умственной работы может возрастать многократно, фактически не имея ограничений в своем развитии.

  • 2.2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека
  • 2.3. Физическая и умственная деятельность человека. Утом­ление и переутомление при физической и умственной работе
  • 2.3.1. Основные факторы производственной среды и их неблагоприятное влияние на организм человека
  • 2.3.2. Средства физической культуры, обеспечивающие устой­чивости к физической и умственной нагрузке
  • 2.4. Совершенствование обмена веществ под воздействием на­правленной физической тренировки
  • 2.5. Воздействие физической тренировки на кровь и кровенос­ную систему
  • 2.5.1. Кровь
  • 2.5.2. Кровеносная система
  • 2.5.3. Сердце
  • 2.5.4. Мышечный насос
  • 2.6. Физическая тренировка и функция дыхания. Рекоменда­ции по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 2.7. Двигательная активность и функции пищеварения, выделения, терморегуляции и желез внутренней секреции
  • 2.8. Опорно-двигательный аппарат
  • 2.8.1. Кости, суставы и двигательная активность
  • 2.8.2. Мышечная система и ее функции
  • 2.9. Сенсорные системы
  • 2.10. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма
  • 2.10.1. Рефлекторная природа и рефлекторные механизмы дви­гательной деятельности
  • 2.10.2. Образование двигательного навыка
  • 2.10.3 Аэробные, анаэробные процессы
  • 2.10.4 Физиологическая характеристика двигательной деятельности
  • 2.11. Выводы
  • 2.12. Контрольные вопросы
  • Тема3. Основы здорового образа жизни студента Роль физической культуры в обеспечении здоровья Глава 1. Основные понятия
  • Глава2. Факторы влияющие на здоровье современного человека.
  • 2.1. Влияние состояния окружающей среды
  • 2.2. Генетические факторы.
  • 2.3. Деятельность учреждений здравоохранения
  • 2.4. Условия и образ жизни людей
  • Глава 3. Факторы укрепления здоровья.
  • Глава 4. Функциональные проявления здоровья в различных сферах жизнедеятельности.
  • Глава 5. Адаптационные процессы и здоровье
  • Глава 6. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
  • 6.1. Режим труда и отдыха.
  • 6.2. Организация сна
  • 6.3. Организация режима питания.
  • 6.4. Организация двигательной активности.
  • 6.5. Личная гигиена и закаливание
  • 6.6. Гигиенические основы закаливания
  • Закаливание воздухом.
  • Закаливание солнцем
  • Закаливание водой.
  • 6.7. Профилактика вредных привычек
  • 6.8. Психофизическая регуляция организма.
  • Контрольные вопросы
  • Литература:
  • Тема 4. Физические качества и методика их развития
  • Глава 1. Воспитание физических качеств
  • Воспитание силы. Основные понятия
  • 1.2. Воспитание быстроты
  • Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции
  • 1.3. Воспитание выносливости
  • 1.4. Воспитание ловкости (шардинационнои способности)
  • 1.5. Воспитание гибкости
  • Контрольные вопросы
  • Тема 5. Обще физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания часть первая
  • Глава 1. Методические принципы физического воспитания.
  • Глава 2. Средства и методы физического воспитания
  • 2.1. Средства физического воспитания
  • 2.2. Методы физического воспитания
  • Глава 3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  • Глава 4. Воспитание физических качеств
  • Глава 5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • Контрольные вопросы
  • Глава 7. Специальная физическая подготовка
  • Глава 8. Спортивная подготовка
  • Глава 9. Интенсивность физических нагрузок
  • Глава 10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
  • Глава 11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
  • 11.1. Коррекция физического развития
  • 11.2. Коррекция двигательной и функциональной подготовленности
  • Глава 12. Формы занятий физическими упражнениями
  • Глава 13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
  • Глава 14. Общая и моторная плотность занятия
  • Контрольные вопросы
  • Тема 7. Спортивная тренировка
  • Глава 1. Основные понятия
  • Глава 2. Сущность спортивной тренировки, ее задачи
  • Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки
  • Глава 4. Методы спортивной тренировки
  • 4.1. Методы строго регламентированного упражнения
  • 4.1.1. Обучение двигательным действиям
  • 4.1.2. Воспитание физических качеств
  • 4.2. Игровой метод
  • 4.3. Соревновательный метод
  • 4.4. Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия
  • 4.5. Структура учебно-тренировочного занятия
  • 4.5.1. Вводная часть занятия
  • 4.5.2. Подготовительная часть занятия (разминка)
  • 4.5.3. Основная часть занятия
  • 4.5.4. Заключительная часть занятия
  • 4.5.5. Динамика физической нагрузки
  • 4.5.6. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивно­сти нагрузок по частоте сердечных сокращений
  • Глава 5. Воспитание физических качеств
  • Глава 6. Разделы (стороны) спортивной подготовки
  • Глава 7. Планирование учебно-тренировочного процесса
  • Глава 8. Выводы
  • Контрольные вопросы
  • Тема 8. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • Глава 1. Основные понятия
  • Глава 2. Организация врачебного контроля
  • 2.1. Медицинское обследование занимающихся
  • 2.2. Медицинское обеспечение физического воспитания сту­дентов
  • 2.3. Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий
  • 2.4. Профилактика травматизма, заболеваний и отрица­тельных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Глава 3. Методы определения и оценки состояния функциональных систем организма и тренированности занимающихся Функциональные пробы и тесты
  • 3.1. Сердечно-сосудистая система. Физическая работоспособ­ность
  • Определение физической работоспособности
  • 3.2. Дыхательная система
  • Пробы с задержкой дыхания
  • 3.3. Нервно-мышечная система
  • 3.4. Опорно-двигательный аппарат
  • 3.5. Анализаторы
  • Исследование вестибулярного аппарата
  • 3.1. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 3.1.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 3.1.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 3.1.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 3.1.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 3.1.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 3.1.6. Ведение дневника самоконтроля
  • Приложение к теме: Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 4 Возрастных этапа:
  • Астенический, гиперстеническии и нормостеническии тип телосложения
  • Сколиоз, лордоз
  • Антропометрические стандарты (среднее квадратическое отклонение, корреляция,индексы)
  • Проба Ромберга /статическая координация/
  • Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы
  • Глазно-сердечный рефлекс; кожно-сосудистые реакции
  • Изменение систематического объема кровообращения при физической нагрузке
  • Изменение артериального давления при физической нагрузке
  • Физиологические обоснования улучшения умственной деятельности под воздействием физических упражнений
  • Жизненная емкость легких
  • Функциональные пробы в диагностике физической работоспособности и тренированности
  • Ортостатическая проба
  • Проба Летунова
  • Гарвардский степ-тест
  • Тепловой и солнечный удары
  • Гипогликемические состояния
  • Первая доврачебная помощь при утоплении
  • Острые патологические состояния
  • Обморок
  • Гравитационный шок
  • Влияние курения на физическую и умственную работоспособность
  • Влияние алкоголя на физическую и умственную работоспособность
  • Контрольные вопросы
  • II. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира
  • 1. Европа (15-17 в. Нашей эры)
  • 2.Азия, африка, америка.
  • 1)Исторические предпосылки возникновения международного спортивного и олимпийского движения.
  • V. Первый международный атлетический конгресс.
  • VI. От олимпийских идей к практике олимпийского движения
  • VII. Международное спортивное и Олимпийское движение в первой половине XX века
  • IX международное олимпийское движение
  • Тема 10. Самостоятельные занятия физическими упражнениями в вузе Введение
  • Глава 1. Методика самостоятельных занятий
  • 1.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 1.4. Организация, содержание и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 1.4.1. Средства и методы занятий избранным видом спорта
  • 1.4.2. Занятия системой физических упражнений
  • 1.4.3. Организация самостоятельных занятий
  • 1.4.4. Планирование самостоятельных занятий
  • 1.5. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 1.6. Содержание самостоятельных занятий
  • Глава 2. Физическая культура и спорт в свободное время
  • 2.1. Утренняя гигиеническая гимнастика
  • 2.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
  • 2.3. Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
  • 2.4. Попутная тренировка
  • Глава 3. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 3.1. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 3.1.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 3.1.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 3.1.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 3.1.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 3.1.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 3.1.6. Ведение дневника самоконтроля
  • Глава 4. Средства профилактики и восстановления
  • 4.1. Медико-биологические средства восстановления
  • 4.2. Физические упражнения как средства реабилитации
  • Литература
  • Тема 11. Массаж и самомассаж Введение
  • Требования к массажной комнате и оборудованию
  • К массажисту
  • К пациенту
  • Положение пациента при массаже
  • Глава 1. Противопоказания к проведению массажа
  • Глава 2. Методика и техника выполнения приемов массажа Общие указания
  • Некоторые способы поглаживаний
  • Некоторые способы выжиманий:
  • Некоторые способы разминаний
  • Некоторые способы растираний
  • Вибрация
  • Некоторые разновидности ударных приемов
  • Некоторые разновидности сотрясающих приемов
  • Физиологическое воздействие движений на организма:
  • Некоторые способы движений в суставах
  • Парная баня
  • Контрольные вопросы
  • Самомассаж введение
  • Глава 1. Влияние массажа на организма человека
  • Глава 2. Техника и методика выполнения приемов самомассажа
  • Поглаживание
  • Растирание
  • Ударные приемы
  • Вибрационные приемы
  • Пассивные
  • Глава 3. Общий и местный массаж
  • Местный самомассаж
  • Самомассаж области шеи
  • Самомассаж широчайших мышц спины
  • Самомассаж спины: поясничной и крестцовой областей
  • Самомассаж бедра, самомассаж ягодичной области
  • Самомассаж коленного сустава
  • Самомассаж голени и стопы
  • Самомассаж подошвенной поверхности
  • Самомассаж грудной клетки
  • Самомассаж плечевого сустава и дельтовидной мышцы
  • Самомассаж области плеча
  • 2.10. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма

    Регуляция функций клеток, тканей и органов, взаимосвязь между ними, т.е. целостность организма, и единство организма и внешней среды осуществляется нервной системой и гуморальным путем. Другими словами, имеем два механизма регуляции функций - нервная и гуморальная.

    Нервная регуляция осуществляется нервной системой, головным и спинным мозгом через нервы, которыми снабжены все органы нашего тела. На организм постоянно воздействуют те или иные раздражения. На все эти раздражения организм отвечает определенной деятельностью или как принято творить, происходит приспособление функции организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Так, понижение температуры воздуха сопровождается не только сужением кровеносных сосудов, но и усилением обмена веществ в клетках и тканях и следовательно, повышением теплообразования. Благодаря этому устанавливается определенное равновесие между теплоотдачей теплообразованием, не происходит переохлаждение организма, сохраняется постоянство температуры тела. Раздражение пищей вкусовых рецепторов полос га рта вызывает отделение слюны и других пищеварительных соков. под воздействием которых происходит переваривание пищи. Благодаря этому в клетки и ткани поступают необходимые вещества, и устанавливается определенное равновесие между диссимиляцией и ассимиляцией. По такому принципу происходит регуляция и других функции организма.

    Нервная регуляция носит рефлекторный характер. Различные раздражения воспринимаются рецепторами. Возникающее возбуждение из рецепторов по чувствительным нервам передается в центральную нервную, систему, а оттуда по двигательным нервам - в органы, которые осуществляют определенную деятельность. Такие ответные реакции организма на раздражения, осуществляемые через центральную нервную систему. называют рефлексами. Путь же, по которому возбуждение передается при рефлексе, носит название рефлекторной дуги. Рефлексы имеют разнообразный характер. И.П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это рефлексы врожденные, передающиеся по наследству. Примером таких рефлексов являются сосудодвигательные рефлексы (сужение или расширение сосудов в ответ на раздражение кожи холодом или теплом), рефлекс слюноотделения (выделение слюны при раздражении вкусовых сосочков пищей) и многие другие.

    Условные рефлексы - рефлексы приобретенные, они вырабатываются на протяжении жизни животного или человека. Эти рефлексы возникают

    только при определенных условиях и могут исчезать. Примером условных рефлексов является отделение слюны при виде нищи, при ощущении запахов пищи, а у человека даже при разговоре о ней.

    Гуморальная регуляция (Humor - жидкость) осуществляется через кровь и другие жидкое и, составляющие внутреннюю среду организма, различными химическими веществами, которые вырабатываются в самом организме или поступают из внешней среды. Примерами таких веществ являются гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, и витамины, поступающие в организм с пищей. Химические вещества разносятся кровью но всему организму и оказывают воздействие на различные функции, в частности на обмен веществ в клетках и тканях. При этом каждое вещество влияет на определенный процесс, происходящий и том или ином органе.

    Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций взаимосвязаны. Так, нервная система оказывает регулирующее влияние на органы не только непосредственно через нервы, но также и через железы внутренней секреции, изменяя интенсивность образования гормонов в этих Органах и поступление их в кровь.

    В свою очередь многие гормоны и другие вещества влияют на нервную систему.

    В живом организме нервная и гуморальная регуляция различных функций осуществляется по принципу саморегуляции, т.е. автоматически. По этому принципу регуляции поддерживается па определенном уровне кровяное давление, постоянство состава и физико-химических свойств крови, температура тела. в строго согласованном порядке изменяется обмен веществ, деятельность сердца, дыхательной и других систем органов во время физической работы и т.д.

    Благодаря этому поддерживаются определенные сравнительно постоянные условия, в которых протекает деятельность клеток и тканей организма или другими словами, сохраняется постоянство внутренней среды.

    Следует отметить, что у человека ведущую роль в регуляции жизнедеятельности организма играет нервная система.

    Таким образом, организм человека это единая, целостная, сложно устроенная, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, обладающая определенными резервными возможностями. При этом

    знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенного придела. Тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии.

    Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать резервы организма, о существовании которых многие даже не догадываются. Следует отметить существование обратного процесса падение функциональных возможностей организма и ускоренное старение при снижении физической активности.

    В ходе физических упражнений совершенствуется высшая нервная деятельность, функции центральной нервной системы. нервно-мышечной. сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также система их нейрогуморального регулирования.

    Человеческий организм, используя свойства саморегулирования внутренних процессов под внешним воздействием, реализует важнейшее свойство - адаптацию к изменяющимся внешним условиям, что является определяющим фактором в способности развития физических качеств и двигательных навыков в процессе тренировок.

    Рассмотрим более подробно характер физиологических изменении в процессе тренировок.

    Физическая нагрузка приводит к многообразным изменениям обмена веществ, характер которых зависит от длительности, мощности работы и количества участвующих мышц. При физической нагрузке преобладают катаболические процессы, мобилизация и использование энергетических субстратов, происходит накопление промежуточных продуктов обмена. Период отдыха характеризуется преобладанием анаболических процессов, накоплением резерва питательных веществ, усиленным синтезом белков.

    Скорость восстановления находится в зависимости от величины возникающих во время работы изменении, то есть от величины нагрузки.

    В период отдыха ликвидируются возникшие во время мышечной деятельности изменения обмена веществ. Если при физической нагрузке преобладают катаболические процессы, мобилизация и использование энергетических субстратов, происходит накопление промежуточных продуктов обмена, то период отдыха характеризуются преобладанием анаболических процессов, накоплением резерва питательных веществ, усиленным синтезом белков.

    В после рабочий период возрастает интенсивность аэробного окисления, повышено потребление кислорода, т.е. ликвидируется кислородный долг. Субстратом окисления служат промежуточные продукты обмена, образовавшиеся в процессе мышечной деятельности, молочная кислота, кетоновые тела, кетокислоты. Запасы углеводов при физической работе, как правило, существенно снижаются, поэтому основным субстратом окисления становятся жирные кислоты. Благодаря усиленному использованию липидов в восстановительный период снижается дыхательный коэффициент.

    Восстановительный период характеризуется усиленным биосинтезом белков, который угнетается во время физической работы, увеличивается также образование и выведение из организма конечных продуктов белкового обмена (мочевина и др.).

    Скорость восстановления находится в зависимости от величины возникающих во время работы изменений, т.е. от величины нагрузки, что схематически представлено на рис. 1

    Рис.1 Схема процессов расходования и восстановления источников

    энергии при мышечной деятельности ратной интенсивности

    Восстановление изменений, возникающих под влиянием нагрузок малой и средней интенсивности, идет медленнее, чем после нагрузок повышенной и предельной интенсивности, что объясняется более глубокими изменениями в период работы. После повышенных по интенсивности нагрузок наблюдаемый показатель обмена, веществ не только достигает исходного уровня, но и превышает его. Такое повышение выше исходного уровня получило название сверхвосстановления (суперкомпенсации) . Оно регистрируется только тогда, когда нагрузка, превышает по величине определенный уровень, т.е. тогда, когда возникающие изменения обмена оказывают влияние на генетический аппарат клетки. Выраженность сверхвостановления и его длительность находятся в прямой зависимости от интенсивности нагрузки.

    Явление сверхвоееттиювления является важным: механизмом приспособления (органа) к изменившимся условиям функционирования и имеет важное значение для понимания биохимических основ спортивной тренировки. Следует отметить, что как общебиологическая закономерность, распространяется не только на накопление энергетического материала, но и на синтез белков, что, в частности, проявляется в виде рабочей гипертрофии скелетных мышц, сердечной мышщы. После интенсивной нагрузки усиливается синтез ряда ферментов (индукция ферментов) возрастает концентрация креатинфосфата, миоглобина, происходит ряд других изменений.

    Установлено, что активная мышечная деятельность вызывает уси­ление деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. При любой деятельности человека все органы и системы ор­ганизма действуют согласованно, в тесном единстве. Эта взаимосвязь осуществляется с помощью нервной системы и гуморальной (жидкостной) регуляции.

    Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов. Основными нервными процес­сами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клет­ках. Возбуждение - деятельное состояние нервных клеток, когда они пе­редают ил» направляют сами нервные импульсы другим клеткам: нерв­ным, мышечным, железистым и другим. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление., Сон, напри­мер, является состоянием нервной системы, когда подавляющее число нервных клеток ЦНС заторможено.

    Гуморальная регуляция производится через кровь посредством особых химических веществ (гормонов), выделяемых железами внутрен­ней секреции, соотношением концентрации СО2 и О2 с помощью других механизмов. Например, в предстартовом состоянии, когда ожидается ин­тенсивная физическая нагрузка, железы внутренней секреции (надпочеч­ники) выделяют в кровь специальный гормон-адреналин, который спо­собствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы.

    Гуморальная и нервная регуляция осуществляются в единстве. Главенствующая роль отводится ЦНС, головному мозгу, являющемуся как бы центральным штабом управления жизнедеятельностью организма.

  • Нервная регуляция обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов, которые в виде нервных импульсов по соответствующим нервным проводникам поступают к определенному адресату - объекту регуляции. Быстрая передача сигналов (до 80-120 м/с) без затухания и потери энергии обусловлена свойствами проводящих возбуждение структур, преимущественно состоянием их мембран. Нервной регуляции подлежат как соматические (деятельность скелетной мускулатуры), так и вегетативные (деятельность внутренних органов) функции. Это универсальное значение нервной регуляции жизнедеятельности и физиологических функций было положено в основу концепции нервизма, рассматривающей целостность организма как результат деятельности нервной системы. Однако абсолютизация этой концепции до теории физиологии не оставляет места для многообразия уровней и связей в системе регуляции жизнедеятельности механизмов интеграции функций. Элементарный и основной принцип нервной регуляции – рефлекс. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС.

    В механизме нервной регуляции функций различают 2 вида рефлексов: безусловные, которые являются врожденными, и условные, приобретенные в течении жизни индивидуума.

    От гуморального пути он отличается тем, что а) сигналы распространяются по нервным волокнам с большой скоростью – от 0,5 до 80-100м/с, б) импульсы поступают строго к определенным органам или его частям

    Несмотря на указанные различия в скорости и локальности воздействия, обе системы регуляции взаимосвязаны друг с другом. Многие гормоны влияют на деятельность нервной системы, а нервная система, в свою очередь, оказывает регулирующее действие на протекание всех процессов в организме, в том числе и на гуморальные. В результате создается единый скоординированный механизмнервно-гуморальной регуляции функций организма человека при ведущей роли нервной системы. Эта регуляция осуществляется автоматически по принципу саморегуляции, что обеспечивает поддержание относительного постоянства внутренней среды организма. Например, норадреналин является медиатором постганглионарных волокон симпатических нервов и гормоном мозгового вещества надпочечников.

    1. Иммунная система

    Виды иммунного ответа

    Как уже говорилось выше, иммунный ответ представляет собой реакцию организма на внедрение в него микробов или различных ядов. В целом, любое вещество, чья структура отличается от структуры тканей человека способно вызвать иммунный ответ. Исходя из механизмов, задействованных в его реализации, иммунный ответ может быть различным.

    Во-первых, различаем специфический и неспецифический иммунный ответ.

    Неспецифический иммунный ответ - это первый этап борьбы с инфекцией он запускается сразу же после попадания микроба в наш организм. В его реализации задействованы система комплимента, лизоцим, тканевые макрофаги. Неспецифический иммунный ответ практически одинаков для всех типов микробов и подразумевает первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления. Воспалительная реакция это универсальный защитный процесс, который направлен на предотвращение распространения микроба. Неспецифический иммунитет определяет общую сопротивляемость организма. Люди с ослабленным иммунитетом чаще болеют различными заболеваниями.

    Специфический иммунитет это вторая фаза защитной реакции организма. Основной характеристикой специфического иммунного ответа является распознавание микроба и выработка факторов защиты направленных специально против него. Процессы неспецифического и специфического иммунного ответа пересекаются и во многом дополняют друг друга. Во время неспецифического иммунного ответа часть микробов разрушается, а их части выставляются на поверхности клеток (например, макрофагов). Во второй фазе иммунного ответа клетки иммунной системы (лимфоциты) распознают части микробов, выставленные на мембране других клеток, и запускают специфический иммунный ответ как таковой. Специфический иммунный ответ может быть двух типов: клеточный и гуморальный.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости