Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.

Виды сложных предложений

Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.

Сложноподчинённые предложения

Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.

Придаточное изъяснительное

СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.

Примеры придаточных изъяснительных:

1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."

2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."

Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным

Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:

1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".

2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").

В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.

Другие виды придаточных

Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.

В русском языке имеют неоднородную структуру, разные средства связи и оттенки значения. Придаточные части в них делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Придаточные изъяснительные

Как и все типы изъяснительным строится по принципу смысловой и структурной неполноты в главной части, что является необходимым условием наличия придаточной как дополняющего и поясняющего компонента. У синтаксических конструкций этого типа в главной части, как правило, отсутствует один из членов: подлежащие или дополнение. Задача придаточной части - восполнить недостающие элементы, пояснить их, если нужно, распространить: Долгими промозглыми ночами мне мечталось о том, что однажды пригреет солнце, наступит весна, и весь этот ад холода и сырости покинет нас хоть на какое-то время.

Придаточное изъяснительное предложение присоединяется к главному с помощью и союзов: насколько, где, что, сколько, чтобы, как будто и др. Основной тип связи между двумя частями - управление: глагольные формы главного управляют грамматическими формами других членов придаточного: Тот наивен и глуп, кто считает, что подлеца можно исправить, перевоспитать.

Придаточное изъяснительное требуется в главной части которого есть:

1. Глаголы лексико-семантических групп:

  • «восприятие»: ощутить, услышать, почувствовать и др.;
  • «эмоциональное-психологическое состояние»: хотеть, скучать, радоваться, грустить, сожалевать и др.;
  • «говорения»: пояснить, договориться, рассказать, кричать, вопить, говорить и др.;
  • «мыслительный процесс»: считать, понимать, думать и др.;
  • «эмоциональное сообщение»: угрожать, молить, жаловаться.

2. Прилагательные, выполняющие функцию управления и выражающие разные оттенки эмоциональных состояний: счастлив, согласен, виноват .

3. Модально-предикативные единицы: нужно, больно, жаль .

В изъяснительное всегда находится после определяемых слов. Этот критерий является главным ограничением. Место придаточного может быть после главного или же внутри него: О том, что многие законы природы перестают работать, учёные вновь серьёзно заговорили в последнее время.

Лексические группы СПП с придаточными изъяснительными

Союзы, которые присоединяют придаточную часть к главной, помогают выразить некоторые смысловые отношения, возникающие между конструкциями СПП, например:

  1. Придаточное изъяснительное с союзом что повествует о фактах, которые реальны и имеют место быть: Я не ошибся в утверждении, что гроза начнётся не раньше вечера.
  2. Союз как в СПП относится к тем словам в главном предложении, которые связаны с выражением мыслительных процессов и восприятия: Мы заметили, как из общей массы конников выделился один и поскакал чуть поодаль.
  3. Придаточное изъяснительное, присоединённое к главному союзами словно, как будто, как бы и др. придают предикативной единице общий оттенок смысловой неуверенности, элемент предположительности того, о чём в нём сообщается: Ему показалось, будто мать им не совсем довольна.

Таких дополнительных оттенков, естественно, достаточно много. Благодаря им, расширяются коммуникативно-информационные рамки сложноподчинённых предложений и увеличивается их общее количество в нашей речи.

Что такое Придаточное предложение изъяснительное?


Придаточное предложение изъяснительное – это придаточное предложение , отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные изъяснительные связаны со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражающими оценку, чаще всего способными к управлению (обычно это глаголы, но ими могут быть и существительные с указанными значениями, краткие прилагательные со значением эмоционального или волевого состояния, слова категории состояния). Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, будто, как , как будто, словно, ли и др. и союзных слов кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько, насколько и др. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась (Ч е х о в). Никто не мог сказать, как сложится жизнь при немцах (Фадеев). Воропаев спросил, где председатель колхоза (П а в л е н к о). А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? (К у п р и н). Придаточные изъяснительные, относящиеся к существительным, соотносительным с глаголом, типа заявление, известие, мысль, сообщение, служи т. п., при котором нет соотносительного слова, имеют добавочное определительное значение. Распространился слух, что сельдь идет с низовьев вверх, выбрасывается от жары и мелководья на пески и гниет (Федин). Такие придаточные являются определительными, если прикрепляются к главному предложению не при помощи союза что, а при помощи союзного слова что (возможна замена союзным словом который). Ср.: Слух, что распространился по городу, вскоре подтвердился.

Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении дополнения. Вдруг Воропаев неясно почувствовал, что к нему обращаются (Павленко). Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопрос именительного падежа, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении подлежащего. Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно (Б. Полевой). На этом основании некоторые грамматисты выделяют придаточные дополнительные и придаточные подлежащий е, указывая, что наряду с общими чертами соответствующих разновидностей изъяснительных придаточных предложений (структурно-семантическая неполнота главного предложения и необходимость изъяснительного распространения того или иного слова в нем) между ними имеется и существенное различие - сама структура главного предложения. В одном случае главное предложение или имеет в своем составе подлежащее и нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Я хочу, чтобы он пришел), или, будучи безличным, не допускает в своем составе подлежащего и тоже нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Мне хочется, чтобы он пришел), в другом же - главное предложение не допускает при себе управляемого члена и нуждается в распространении именно подлежащим (Важно, чтобы он пришел). При этом указывается, что если исходить из принципов классификации придаточных предложений, выдвинутых В. А. Богородицким и в основном признаваемых авторами современных учебных пособий (В. А. Богородицкий считал, что нужно иметь в виду:

1) к чему относится придаточное предложение,

2) каковы средства связи обеих частей сложноподчиненного предложения и

3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям), то при объединении придаточных дополнительных и придаточных подлежащных в одну общую группу учитываются два последних признака и недооценивается первый - “к чему относится” придаточное предложение. Указание на то, что придаточные подлежащные характеризуются чрезвычайной пестротой и неоднородностью входящих в них конструкций (ср., с одной стороны, предложения типа Кто весел, тот смеется, а с другой - предложения типа Известно, что слоны в диковинку у нас), справедливо, но ведь не меньшей пестротой отличаются придаточные изъяснительные, объединяющие обе группы предложений;

ср.: 1) Кто весел, смеется; 2) Жаль, что погода испортилась; 3) Говорят, будто состояние больного ухудшается и т. д. Ссылаясь на то, что разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащных проводится в академической “Грамматике русского языка”, в работах А. Н. Гвоздева и других, отнюдь не устаревших, сторонники такого разграничения указывают также на методическое удобство проведения в школьной практике параллелизма членов предложения и придаточных предложений (параллелизма, правда неполного, но в большинстве случаев возможного и используемого).

Лангольф Нина Валентиновна

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных

Предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:

  • обучающие формирование умений:
  1. находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
  2. расставлять знаки препинания;
  3. составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
  • развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
  • воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, парная

План урока.

1. Индивидуальные задания (карточки):

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация.
  1. Повторение изученного материала. Проверка дом/ задания (карточка)

1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.(СПП с прид. обс условия)

2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)

3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.(СПП с прид обст цели)

4. Как птица создана для полета, так человек для работы.

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки (Подготовка к ОГЭ) (в паре) № 3, №7

1.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительный оборот ? (

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.

Ответ: 1

3. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. Ответ (4)

  1. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
  1. Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.
  2. Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.
  3. Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.
  4. От этого воздуха часто болела голова.

Ответ: 1

3. (4.) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4)Он был рад, что мать не видит его слёз . Ответ (1)

7 .1 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Ответ: рыцарем без имени

2.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - нападали с ожесточением

7.3.Замените словосочетание хоровой коллектив построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - коллектив хора

  1. 4.Замените словосочетание железной трубки, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: - трубка из железа

5.Замените словосочетание дни после войны , построенное на основе связи управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: послевоенные дни

7.6. Замените словосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ танки немцев

3.Фронтальный опрос. (работа в паре)

1. На какие виды делятся СПП по их значению? (работа в паре)

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).

Тест на повторение: (индивидуально)

  1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
  3. Части СПП соединяются между собой подчинительными

союзами или союзными словами. (ДА)

  1. Части СПП равноправны. (НЕТ)
  2. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части

СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

  1. Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
  2. Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
  3. Какое – это придаточное (определительное)
  1. Изучение нового материала.

Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными

Находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

Определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

составлять схемы предложений с указанными придаточными;

Различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
  1. Работа с таблицей

Презентация опорной схемы

IV. Первичное закрепление

  1. Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). , (насколько).

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.

4. Известно (), что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны, всякий знает ().

6. Сколько он так просидел, трудно сказать ().

7. Ты говоришь, (о чем?) что теплой дождемся весны.

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.

Физкультминутка .

Начинаем шаг на месте.

Финиш метров через двести.

Хватит, хватит – мы пришли

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели –

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Вдох, выдох.

Вдох, выдох.

V. Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант.

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
  2. Казалось, что город устал от зимы.
  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.
  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
  10. Дом, в котором я живу, находится в новом районе

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. (придаточные определительные)

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. (придаточные изъяснительные)

2. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией, но и дополнял характеристику скульптурного облика.

  • ВАЯТЕЛЬ,-я; м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
    Скульптор. Античные ваятели (Ваять- лепить из глины или высекать из камня

художественное произведение.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

  1. Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;
  2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

  1. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся .

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

  1. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

  1. В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI. Рефлексия деятельности на уроке повторил…

Узнал…

Сегодня на уроке я научился… познакомился… понял…

Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением речи, мысли, действия в главной части СПП.

Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы … косвенных падежей

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи

подчинительных союзов и союзных слов. Дз

Д/з

Подготовка к ОГЭ

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 (1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)

12 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(1,2- вводная конструкция)

3.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался . (3,4)

1. Индивидуальные задания (карточка):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Задание 2. Объяснить все оставшиеся знаки препинания.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости