Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

19.01.2017 1048 299 Пушнина Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-х классов.
«Путешествие в мир растений»
Цель:
Расширить и углубить знания по ботанике
Создание условий для расширения кругозора учащихся;
Развивать их внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.
Стимулирование к поиску дополнительной информации по теме.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Оборудование: компьютер, флешка с видео записью, путевые листы для каждой команды, листы с заданиями, таблички с названиями станций.
Правила игры: Участие принимают две команды (учащиеся 6-х классов.) Каждой команде раздаются путевые листы в которых указаны названия станций на которых им надо сделать остановки. На каждой из станций участников встречают учащиеся 7-го класса. Командам предлагается выполнить задание и набрать баллы, набранные баллы и время прибытия и отправления выставляются в путевом листе в графе напротив каждой станции. По окончании путешествия подсчитываются баллы и оглашаются результаты.
Путевой лист
Команда _______________________________________
Командир Ф.И.__________________________________
Маршрут «Путешествие в мир растений»
Название станции Количество баллов, время стоянки
« Путаница»
« Подумай отгадай»
«Ботаническая»
«Малыши о растениях»
«Легенда»
«Народный целитель»
результат

«Путаница»
Задание: Расшифруйте названия растений и распределите их по семействам
Название растения шифр семейство
Капуста суп –ка -та крестоцветные
Вишня шив- ня розоцветные
Абрикос соки - абр розоцветные
Томат от- мат пасленовые
Астра ра -аст сложноцветные
Чеснок кон- сеч луковые
пшеница ни – пше - ац злаки
тюльпан нап - тюль лилейные

«Подумай – отгадай»

Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла. (Ромашка)

На лугу среди букашек
Поднялся переполох.
Оттеснил семью букашек
Великан … (Чертополох)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)

Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. (Подсолнечник).

На плечах игнашки
Сорок три рубашки-
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (капуста)

Из америки, друзья,
Завезен в Россию я.
Без меня все предки ваши
Ели только щи да кашу! (картофель)

Любит он расти на поле,
Не в саду, а в чистом поле, он усатый и ползучий
Спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке,
Не раскусишь, коль засох,
Называется…..(горох)

«Ботаническая»
1. Это растение завезли в Россию при царе Петре 1. Долгое время крестьяне не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель)
2. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно –«поземка», у немцев –«земляная ягода». По – русски название этой ароматной ягоды звучит очень похоже. (Земляника)
3. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды.(Липа)
4. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады. (Клен)
5. Огромная ягода в некоторых районах пустыни Калахари она является практически единственным источником влаги. Ее родственники – дыня, тыква и огурец.
«Малыши о растениях»
Воспроизведение видео записи. Учащиеся «0» класса рассказывают о растениях, но не называют его названия. Необходимо отгадать о каком растении идет речь.
«ЛЕГЕНДА»
№1
В народе живет легенда, согласно которой этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию. В далекие времена он был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван ………

Ответ: Георгин
В народе живет легенда, согласно которой этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию. В далекие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван георгином.

№ 2
Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают эти цветы, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

Ответ: Василек
Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

№ 3

Девушка хотела пошевелить ногами, но земля крепко держала ее. Так она и осталась на Земле, превратившись в цветок, который скучая за родиной, всегда поворачивается к Солнцу.
Как этот цветок называется?

Ответ: Подсолнечник
Однажды дочь солнца гуляла на Земле. Она слушала как журчит река, шелестят листья, поют соловьи и решила остаться. Прошло время. И она стала скучать за отцом, за родиной.
-"Солнышко. Солнышко! Возьми меня к себе."
-Слишком долго ты была на чужбине, так долго. что ноги твои вросли в землю, как корни. Я уже не могу тебе помочь.
Девушка хотела пошевелить ногами, но земля крепко держала ее. Так она и осталась на Земле, превратившись в цветок, который скучая за родиной, всегда поворачивается к Солнцу. Вот почему этот цветок называют подсолнечником

« Народный целитель»
Внимание время пребывания на этой станции ограничено! 1 минута!!!
Задание: Заполните таблицу (за каждый правильный ответ 1 балл)
№ Название лекарственного растения Какой недуг лечит?
1
2
3
….

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Путешествие в мир комнатных растений. Участники праздника: учащиеся 1 – 4 классов, а также ребята из кружка «Юный друг природы» Задачи: 1. Познакомить учащихся с комнатными растениями (бегония, хлорофитум, бальзамин, фиалка), показать особенности жизни комнатных растений. 2. Учить ухаживать за комнатными растениями. 3.Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе. Подготовительная работа: занятие детей в кружке «Юный друг природы», наблюдение и уход за комнатными растениями, разучивание песен, стихов, чтение научно­популярной литературы, вместе с родителями ученики шьют костюмы. Оборудование: комнатные растения: бегония, хлорофитум, фиалка, бальзамин и другие, карта полушарий, костюмы для детей, лейка, горшочки с землей для посадки комнатных растений. Ход праздника. Учитель: ­Нет на свете ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. ­Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. ­Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучит как гимн природе, нежности, любви. ­Этому прекрасному дару природы мы посвящаем наше занятие. Ученик: Как будто вдруг случилось чудо: Кругом, куда ни бросишь взгляд­ Цветы, цветы, цветы повсюду Веселым пламенем горят. (входит девочка в костюме Ромашки) Я девочка – ромашка Полевой цветок. Белый, как бумажка Каждый лепесток. Солнце в серединке Желтеньким глазком И горят росинки Золотым огнем. ­Ребята, а вы любите цветы? Сейчас мы посмотрим, как вы знаете цветы, и проведем игру «Доскажи словечко». 1.Этот цветок так хорош На лугу его найдешь Словно шапочка с помпончиком Он зовется … колокольчиком 2.Растет он во ржи золотой

Чудесный цветок полевой Считают его сорняком И нежно зовут… васильком 3.Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Посидела голова Спрячу я в карманчик Бывший … одуванчик 4.Все знакомы с нами, Яркими как пламя, Полюбуйтесь дикими Алыми… гвоздиками 5.Он стоит на ножке длинной В пачке, словно балерина Как букет цветок один: Темно – красный … георгин (Звучит песня о цветах) Учитель:­ О каких цветах поется в песне? ­ Посмотрите вокруг. Видите ли вы эти цветы у нас в классе? ­ Почему? ­ Посмотрите вокруг ­ А эти цветы радуют наш глаз круглый год и называются они…комнатными. ­Почему их так называют? ­Зачем человеку нужны комнатные растения? (ответы детей) ­Сегодня мы совершим путешествие в мир комнатных растений. А помогут нам в этом юные друзья природы, ученики 4 класса (выходят ребята) 1 ученик: Обычай украшать жилище растениями возник очень ­ очень давно, в странах с резко выраженной сменой времен года. Люди пытались задержать дома кусочек живой природы на весь год. 2 ученик: Шло время, люди открывали новые земли, росли культурные и торговые связи между народами, росло в Европе и число привозных экзотических растений. 3 ученик: Для этих растений строили специальные помещения – теплицы, названные позднее оранжереями. Самыми первыми заморскими диковинками были апельсиновые и лимонные деревья. 4 ученик: В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметьев и князь Голицын. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в России иноземных растений. Учитель: ­ А какие комнатные растения вы знаете? (ответы детей) ­Приглашайте своих друзей на праздник. Входите, гости дорогие, расскажите нам о себе. (входят дети в костюмах цветов) Мы цветы и наша доля­ Расти, цвести. Все подробности о нас Мы расскажем вам сейчас.

Бегония. Я, Бегония, приехала к вам из жаркой Африки. Посмотрите на меня и оцените изумительной красоты мои листочки. Они разной формы, разные по цвету: темно – зеленые, красно – коричневые, а вот с темной полоской и серебристым оттенком. Я очень горжусь своими листочками. Есть у меня и маленькие цветочки на длинном цветоносе. (учащиеся из кружка»Юный друг природы» дополняют) 1 ученик: В природе бегонии растут в тропических лесах южной Америки, Азии, Африки. Свое название растение получило в честь любителя и собирателя цветов Михаэля Бегона, жившего в XII веке. 2 ученик: В настоящее время известно более 2000 видов бегоний. Бальзамин. (читает стихотворение) Стоит за окошком морозный денек, Горит на окошке цветок­огонек. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу. Уж очень он дорог, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож. Учитель: ­ О каком цветке пишет в своем стихотворении Благинина? А я, Бальзамин, ­ одно из самых старинных комнатных растений. Я украшаю окна жилищ уже около 400 лет. Посмотрите, у меня листья светло – зеленые, край листа зубчатый, расположены они на длинных черешках. Мои маленькие цветочки радуют всех ребят круглый год. В народе меня прозвали «Ванька – мокрый». 3 ученик: Родина бальзамина – тропики Африки. Неприхотливое, обильно­ цветущее растение с ярко­ розовыми цветками. 4 ученик: Есть разновидности бальзамина с темно­бордовыми листьями и красными цветами. Светолюбивое, быстрорастущее растение, развивается в любой почве. Учитель: ­ А это растение, о котором пойдет речь дальше, заслуживает огромный орден на ленточке за свою жизнеспособность. Хлорофитум. Я ­ хлорофитум. Могу расти даже в темных и прохладных уголках комнат. Не боюсь сквозняков. Всегда красиво и очаровательно. А в ордене на ленточке я не нуждаюсь, поскольку сам имею множество прелестных «ленточек». Это многочисленные листовые розетки. 1 ученик: Родина ­ южная Африка. Очень неприхотливое растение с длинными зелеными линейными листьями, собранными в пучки. 2 ученик: У взрослого растения из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие цветочные стрелки, на которых появляются невзрачные мелкие белые цветки, а затем детки – розетки листьев. Фиалка. В орешнике, в тени кустов, Ее глазок мелькает синий… Фиалка лучше всех цветов В любом саду, в любой долине. ­А я расту на подоконнике в цветочном горшке. Есть у меня сестрички: лесные и садовые фиалки. Мои цветочки нежные, хрупкие, состоят из пяти лепестков – их очень много! Они бывают белые, розовые, голубые, фиолетовые.

Учитель: ­ Цветы всегда украшали нашу жизнь, даже в самые трудные, горькие минуты. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов в короткие часы затишья на фронте. (звучит музыка «В землянке», ученик читает стихотворение) 3 ученик: Дикая фиалка – прабабушка анютиных глазок. 4 ученик: Фиалка не переносит прямых солнечных лучей, сквозняков, дыма и газов в воздухе. 1 ученик: Почему фиалка боится прямых солнечных лучей? Вот что думали об этом люди в далеком прошлом. 2 ученик: Бог солнца и света Аполлон преследовал горячими лучами одну из прелестнейших дочерей Атласа. Бедняжка, совсем отчаявшись, попросила защиты у Зевса. Тот растрогался мольбами девушки и превратил ее в фиалку. В своих божественных лесах он очень берег чудесный цветок. 3 ученик: Только не пришлось фиалке остаться на небесах. Однажды дочь Зевса отправилась за фиалками в лес. Фиалки она нарвала, но была похищена Аидом­ богом тьмы. Девушка испугалась и уронила цветы на землю, где они с тех пор и благоухают. 4 ученик: У фиалок ни с чем несравнимый нежный аромат. Красивый, грациозный цветок издавна выращивают для изготовления духов, кремов, лосьонов. Ромашка: Ой, как жарко! Пить хочется! (входит мальчик в костюме Дождика, поет, поливает цветы) Дождик: Дождик, дождик, лей, лей Ты водички не жалей, не жалей. Дождик, дождик пуще, Чтоб росли цветочки гуще! Цветы: (отвечают ­ поют): Дождик, дождик, лей, лей, Нам с тобою веселей, веселей. Не боимся сырости, Только лучше вырастем. Учитель: ­ Но дождик, к сожалению, поливает только садовые и лесные цветы. Давайте и мы расскажем Дождику, как мы научились поливать и ухаживать за комнатными цветами. Поиграем в игру «Да – нет» 1. Летом поливать комнатные растения следует каждый день? (да) 2. Вода при поливе должна быть холодной? (нет) 3. Вода должна быть комнатной температуры? (да) 4. Надо ли протирать листья у растений? (да) 5. Почва в горшке должна быть всегда влажной? (нет) 6. Следует ли опрыскивать водой комнатные растения? (да) 7. Надо ли устраивать банный день? (да) 8. Зимой комнатные растения надо поливать два раза в день? (нет) 9. Лить воду надо по краю горшочка? (да) 10. Можно лить воду сверху на листья? (нет) 11. Землю в горшочках надо рыхлить? (да)

12. При сильной жаре растения надо поливать 1 раз в неделю? (нет) 13. Землю надо рыхлить очень глубоко? (нет) 14. При сильной жаре растения надо поливать утром и вечером? (да) 15. Пересаживать растения следует весной? (да) 16. Помещение, где растут комнатные цветы, надо чаще проветривать?(да) 17. Вы любите ухаживать за комнатными растениями? (да) Учитель: ­ Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает. ­ Природа­мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо. ­А мы должны это чудо природы сохранить. 1.Мы давно вас считаем друзьями Дети наших лесов и полей. Мы ухаживать будем за вами, Чтобы в классе цвели вы пышней. 2. Давай пройдемся медленно по кругу И «здравствуй» скажем, каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. ­Наше путешествие подошло к концу. В память о нашем празднике, мы посадим эти цветы. (звучит музыка, ребята сажают цветы). Используемая литература: 1. Н.Н. Капранова «Комнатные растения в интерьере». Издательство МГУ­1989 г. 2. Казакова, Н.А. Сбоева Поурочная разработка по курсу «Окружающий мир» + игровой материал Москва «ВКАО» ­ 2004 г. 3. Журналы «Начальная школа». 4. Д.Б. Кудрявец «Как вырастить цветы» Книга для учащихся. Москва «Просвещение»­ 1993 г. 5. С.О. Герасимов, И.М. Журавлев «Редкие комнатные растения». Москва «Росагропромиздат» ­ 1990 г. 6. Мини­энциклопедия « Комнатные растения», Москва АСТ: Астрель, 2001 г.


Строение растения

Самые, самые, самые

Лекарственные растения

Отделы растений




Как называются почки, обозначенные цифрой под 1?







Назовите соцветия, изображенные на рисунках .


ГОЛОВКА

КОРЗИНКА

ЗОНТИК

ПРОСТОЙ КОЛОС

КИСТЬ


Это растение имеет самые большие плоды. Назовите его .



Это растение имеет самые большие семена. Назовите его.



Счастливый случай

Это растение имеет самый большой цветок. Назовите его.













Счастливый случай

Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца.



Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? Это лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах ?



О происхождении этих цветов существует много различных легенд. Одна рассказывает о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Также существует легенда о происхождении названия цветка - в то время, когда Господь давал имена цветам. Один из цветов забыл только что полученное имя и вернулся переспросить. "Не забудь меня!" - ответил Господь. Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты Меня. Отныне твое имя будет …". Назовите это имя.



В древности считали этот цветок - божественным цветком. Греческий миф гласит: богиня Флора однажды увидела красивую девушку и превратила ее в цветок; Афродита добавила цветку красоту; три Грации - блеск и шарм. Дионис пожертвовал ароматный нектар, Зефир раздул облака, чтобы Аполлон мог поливать цветок на солнце. Когда цветок вырос, он был передан Эросу (Купидону) и назван «Королевой цветов». Римляне имели собственную легенду о происхождении этого цветка. Согласно ей много женихов стремились жениться на красивой девушке по имени Rodanthe, но ни одним их них она не заинтересовалась. Эти люди были настолько полны любовью и желанием, они были столь рассержены ее равнодушием, что ворвались в ее дом, выломав дверь. Этот эпизод возмутил богиню Диану. В наказанье она превратила красавицу в цветок, а ее воздыхателей - в шипы.





Научное название этого растения- panax - с латинского переводится как "панацея" - то есть "лекарство от всех болезней". В китайская языке название намекает на сходство корня этого растения с фигурой человека.

Древние китайцы ценили это растение на вес золота. Они верили, что во время цветения растение пылает волшебным светом, и если в это время добыть его целебный, светящийся в темноте корень, то им можно не только вылечить от всех хворей больных, но и воскресить мертвых. Однако, добыть цветущее растение чрезвычайно трудно, потому что по легенде его стерегут дракон и тигр.



Древнегреческий миф рассказывает о наяде Нимфее, которая напрасно ожидала своего любимого. По одной из версий легенды это был сам Геракл. Много дней и ночей провела безутешная Нимфея на берегу озера, пока от горя не превратилась в белый прелестный цветок.

В древние времена немцы называли это растение лебединым или русалочьим цветком, поскольку верили, что нимфеи иногда превращаются в птиц или русалок. Древние славяне называли её"одолень-травой". Собираясь в дальнюю дорогу, путешественники надевают на шею оберег - маленький мешочек с сушеными цветками этого растения, надеясь на то, что он поможет одолеть все трудности пути. Отсюда и произошло русское название.



Была зеленой травка, глядь выросла добавка,

С коробочкой – крошкой да с бурой ножкой


мох кукушкин лен

МОХООБРАЗНЫЕ


Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

Зеленая порода

Хранит запасы йода.

Хоть капустой и прозвали,

Но на грядках не сажали.


ламинария (морская капуста) Бурые водоросли


Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

Змея лежит колючая,

Змея лежит ползучая.

Брюхом в землю упирается,

Головками к небу устремляется.

В чешуе-то, в чешуе!

А головки ровно две!

Счастливый случай


Плаун булавовидный Папоротникообразные


Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

В лесу стоят высокие прямые деревья, словно доблестные воины охраняют покой и тишину. Кругом сумрачно. Под деревьями стелется мягкий мох. А когда посмотришь на свисающие лишайники, так и кажется, что где-то недалеко стоит избушка Бабы-Яги. Старые деревья падают, выворачивая корни. Их ветви похожи на руки лесных чудищ в сказочном царстве Берендея. Что это за деревья?



Назовите растение и отдел, к которому это растение принадлежит.

Могучее и гордое дерево имеет твердую и плотную древесину, которая сохраняется веками. Из нее люди бронзового века делали саркофаги, срубы могильников. В тайге много столетий тому назад возводили крепости, остатки их находят и сейчас. Бревна настолько крепки, что даже трудно топором разрубить.



Внеклассное занятие по биологии

"Путешествие в мир растений".

Цели:

Образовательная: закрепление ирасширение знаний о многообразии растений, их классификации, значении в природе и для человека; углубление знаний о растениях Карелии.

Воспитательная: привитие интереса к изучению мира растений, его разнообразию, значению.

Коррекционно-развивающая: коррекция мышления через сравнение, исключение, обобщение, умозаключение.

Формы работы:

    групповая,

    индивидуальная,

    фронтальная.

Методы:

    словесный (эвристическая беседа),

    наглядно-образные (натуральные объекты, гербарии).

Оборудование:

  • гербарии растений изученных семейств,

    натуральные овощи, фрукты, варенье нескольких видов, замороженные ягоды: клюква, морошка, брусника, черника, ежевика, хлебобулочные изделия, крупы, консервированная морская капуста, мхи, лишайники, плаун булавовидный, ель, сосна и др.

    набор карточек с названием семейств,

Ход занятия.

1.Настрой.

Внимание! Поприветствуем друг друга и гостей улыбками.

Кто в этом зале любит путешествия? Как и на чем можно путешествовать? (Пешком, на велосипеде, на поезде, на самолёте, на корабле и т.д.)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и побудем в роли исследователей, узнаем новое, вспомним известное. Мы будем путешествовать мысленно, вспомним всё о растениях, что изучили за целый год.

Участники разделены на 2 команды: «Знатоки». «Умники».

За активность и дополнительные ответы команды получают жетоны – тыквенные семена, которые должны брать сами капитаны из одной коробочки и класть себе в «копилку».

2.Актуализация знаний.

Работа с ММП.

Слайд 1 . Задание : Отгадайте название нашего занятия. «Путешествие в мир растений».

По очереди открываются слова на слайде, после отгадывания обучающимися, что находится в «Черном ящике», превращаясь в название встречи.

Задания: «Черный ящик».

1. В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (Семена подсолнечника) .

3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора. (Яблоко).

4. Эта овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Она используется в пищу, причем очень вкусны её видоизмененные подземные побеги - клубни. (Картофель).

Слайд 2 .Что такое растения?

Растения – это биологическое царство , состоящее из многоклеточных организмов . Включает в себя: низшие растения – водоросли; высшие споровые: мхи , плауны , хвощи , папоротники и высшие семенные: голосеменные и цветковые растения .

Задание: На столах – «лесных полянках», куда мы попали, «растут» разные растения (живые экземпляры: ветки ели, сосны, их шишки, ветки черники и брусники, 2 вида мхов, мать и мачеха, одуванчик). Назвать растение и к какой группе оно относится?

Слайд 3. Беседа. Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека? (выделяют кислород, поглощая углекислый газ, человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички, используют для изготовления лекарственных препаратов, эстетическое значение, поглощают шум, очищают воздух от загрязнения).

Вывод: без растений невозможна жизнь на Земле.

На доске висит табличка - условия путешествия:

Читают все хором.

Путешествуем мы дружно!

Ссориться совсем не нужно!

Мы друг другу помогаем!

Весело, задорно в конкурсах играем!

3.Разминка.

Настрой. Давайте думать, вспоминать, давать полные ответы.

Отправляемся в путешествие. За правильные ответы и какая команда выиграет в конкурсе, капитаны берут жетоны.

Слайд 4. Многообразие царства растений.

Вопрос: Как называется растение-хищник, растущее на болотах Карелии? (Росянка).

4. Конкурсная часть.

Слайд 5. Определите растение и его жизненную форму. Сосна.

Вопрос по слайду: Сколько лет может расти сосна? Самая старая сосна – 5100 лет.

Поднимают сигналы: Д – дерево, К – кустарник, Т - трава.

Слайд 6. Крапива

Слайд 7. Ель.

Слайд 8. Брусника.

Конкурс. “Карельская ягода”.

Команде предлагаются замороженные ягоды, среди них ежевика, определить, какая ягода растет в Карелии, а какая нет.

Слайд 9. Берёза.

Вопрос: Как мы можем использовать берёзу? Какая команда больше назовет значений березы, не повторяясь.

Слайд 10. Вспомним разнообразие растений.

Слайд 11. Водоросли.

Конкурс «Это вкусно». Какая команда быстрее съест морскую капусту, передавая тарелку по кругу.

Слайд 12. Мхи.

Вопрос: Найти среди мхов кукушкин лен, сфагнум.

Слайд 13. Споровые растения.

Слайд 14. Плауны. Хвощи.

Вопрос: Как называется этот плаун, растущий у нас в лесу? Почему его нужно охранять? (Показ плауна булавовидного).

Слайд 15. Папоротники. Назовите одним словом эти растения? Демонстрация гербария папоротника орляка и щитовника.

Слайд 17. Отгадайте кроссворд.

Слайд 18. Покрытосеменные или Цветковые.

Объясните оба эти названия.

Вопросы: Какие плоды у яблони, вишни, грецкого ореха, огурца, дуба, подсолнечника? (Сухие, сочные).

Что значит семечковые и косточковые плоды? Приведите примеры.

Слайд 19. Определите семейство. Паслёновые.

Слайд 20. Розоцветные.

Слайд 21. Малина.

Конкурс «Определить варенье». Капитаны команд с закрытыми глазами определяют из трех варений малиновое варенье. Кто быстрее.

Вопрос: Где у нас растет малина?

Слайд 22. Бобовые (Мотыльковые).

Вопрос: Почему бобовые ещё называют и мотыльковыми?

Слайд 23. Арахис.

Конкурс «Добудь арахис» За 1 минуту нужно почистить арахис, кто больше.

Пока участники трудятся, проводится викторина с залом.

Викторина для зала.

1. Это дерево – долгожитель, оно живёт до 5 000 лет. У него один из самых «толстых» стволов: в окружности он может достигать до 40 метров. (Баобаб)

2. Великаном среди деревьев считается это дерево, отдельные экземпляры которого могут достигать 150 – 160 метров. Более того, это самые быстрорастущие растения, известны случаи, когда отдельные экземпляры прибавляли в росте до 5 метров в год. (Эвкалипт)

3. Эти растения могут накапливать в своих мясистых стеблях до 3 тонн воды. Столько вмещает автомобильная цистерна. Некоторые виды этих растений могут обходиться без воды до 2 лет. (Кактус)

4. Самая высокая трава в мире. Она растёт со скоростью 1 см в день и достигает 33-метровой высоты. (Бамбук)

5. Самый распространённый на Земле овощ. (Лук)

6. Первые плоды этого растения появились в Африке, в Египте, более чем 4 тысячи лет назад. Об этом свидетельствует древние египетские рисунки, на которых изображён этот сладкий плод. Это самая крупная ягода. (Арбуз).

Слайд 24. Сложноцветные.

Слайд 25. Мать и мачеха.

Вопросы: Почему так назвали растение? Что появляется первыми: листья или цветы?

Слайд 26. Лилейные.

Слайд 27. Лук.

Конкурс «Добудь фитонциды» Кто быстрее почистит из команды лук, разрежет на 4 части и разделят вместе на отдельные листочки.

Слайд 28. Хлебные, зерновые злаки.

Вопросы: Что значит хлебные и зерновые злаки? Что из них получают?

Слайд 29. Минута памяти. Берегите хлеб!

Конкурс «Рассортируйте растения». По команде нужно разложить гербарии бобовых злаковых растений на 2 группы, кто быстрее.

Слайд 30. Растения – вестники весны.

Наступила весна и мир растений, по которому мы путешествуем, оживает, жизнь продолжается.

Вопрос: Объясните, почему эти цветы назвали вестниками весны?

Слайд 31. Зеленая аптека.

Конкурс «Я лечусь». Какая команда назовет больше лекарственных растений и что они лечат.

5.Подведение итогов путешествия.

Подсчет жетонов – тыквенных семечек. Объявление победителя.

Слайд 32. Рефлексия. Предлагается обучающимся выбрать свое начало предложения.

Я сегодня узнал (а)…

Я буду использовать …

Мне было интересно …

Мне понравилось…

Теперь я знаю, что…

Слайд 33.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

«Проблемный вопрос»

1 команда. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

(Ель – теневыносливое растение, поэтому может расти под пологом березового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света березы и осины не могут конкурировать с елью).

2 команда.

У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните почему?

(Сосна светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени отмирают. Ель – теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света).

Блиц-опрос.

1.Цветок для гадания (ромашка)

2.Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)

3.Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)

4.Из цветков, какого растения делают красный чай (каркаде)

5.Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)

6.У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)

7.Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)

8.Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)

9.У этого дерева «дрожащие» листья (осина)

10.Растет ли дерево зимой? (нет)

11.Это дерево называют «плакучим» (ива)

12.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)

«Черный ящик».

1. В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника) .

2. В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)

3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора.

4. Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Он используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги - клубни.

Конкурс «Живая буква»

Капитаны команд вытягивают по очереди буквы алфавита. Назвать на эти буквы растения, кто больше.

Конкурс. “Кто быстрее?”

Перед командами кладутся гербарные листы без названия вида. По сигналу учителя ученики распределяют 2 семейства растений в две группы. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее и правильнее.

Конкурс (капитанов). “Слепой ботаник”.

Капитанам команд завязывают глаза и они с закрытыми глазами должны определить, на вкус растение и его семейство. Конкурс. Кто больше песен назовет о растениях.

Просмотр содержимого презентации
«внек 14год путешествие в м р»

Отгадайте название.

Путешествие

в

мир

растений.


Растения – это биологическое царство, состоящее из многоклеточных организмов. (350 тыс. видов)

Низшие: Высшие споровые:

Водоросли Мхи, плауны, хвощи,

папоротники

(1 тыс. видов) (280 тыс. видов)


Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека?

Выделяют кислород, поглощая углекислый газ.

Поглощают шум, очищают воздух от загрязнения.

Человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички.

Строят дома, делают поделки.

Используют для изготовления лекарственных препаратов.

Эстетическое значение.


Царство растений содержит разные виды, от маленьких водорослей до огромных деревьев, даже хищников.

росянка


Это дерево жгут в печах, используют как телеграфные столбы, как шпалы под железными дорогами, как опоры в угольных и рудных шахтах. Из её древесины изготавливают искусственный шёлк и кожу, пластмассы, целлофан, бумагу, скипидар, канифоль, лаки и лекарства.

Сосна


Самое распространенное ранневесеннее пищевое растение. Обладает кроветворным, кровоостанавливающим, противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим и регулирующим обмен веществ действием.

Крапива


Из древесины этого дерева получают лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк, шерсть, кожу, спирт, глицерин, пластмассу. Для нас это дерево – преддверие праздника.


Небольшой вечнозелёный кустарничек до 20 см высотой. Плоды – красные, сочные ягоды, созревающие в августе – сентябре. Отвар листьев применяют при ревматизме, воспалении почек, простудных заболеваниях.

Брусника


Из древесины этого дерева получают фанеру, мебель, посуду, метиловый спирт, уксус, ацетон. Препараты, изготовленные из почек и грибов, растущих на этом дереве, используют для лечения различных заболеваний. Сок, содержащий 20% сахара, используется для приготовления лечебных сиропов. Из коры получают дёготь и смазочные материалы. Мастера изготавливают из бересты корзинки, солонки, хлебницы.

Берёза









Кроссворд «Хвойные деревья»



картофель

перец

физалис

томат

баклажан


1. Роза;

2. Шиповник;

3. Яблоня;

4. Груша;

5. Персик;

6. Абрикос;

7. Слива;

8. Вишня;

9. Черешня;

10. Айва;

11. Малина;

12. Ежевика;

13. Земляника;

14. Клубника;

15. Миндаль;

16. Ирга;

17. Рябина;

18. Арония;

19. Черёмуха;

20. Боярышник


У тебя температура

Подскочила невзначай?

Пей не горькую микстуру,

А пей с ней ты сладкий чай.

Не найти лекарств вкуснее,

Уж поверь, на слово мне.

От неё ты пропотеешь,

И опять здоров вполне.


  • Бобы;
  • Горох;
  • Фасоль;
  • Соя;
  • Люпин;
  • Клевер;
  • Мышиный горошек;
  • Чина;
  • Вика;
  • Донник;
  • Люцерна;
  • Арахис

чина

вика

донник

люцерна


Арахис (земляной орех)


  • Подсолнечник;
  • Салат;
  • Астры;
  • Хризантемы;
  • Георгины;
  • Бархатцы;
  • Маргаритки;
  • Ноготки (календула);
  • Ромашка;
  • Тысячелистник;
  • Мать-и-мачеха;
  • Одуванчик;
  • Василёк;
  • Лопух;
  • Бодяк;
  • Цикорий

Если кашель вас замучил,

воспаленье началось,

Эта трава готова

Помочь больным и всем здоровым.


  • Лилия;
  • Лук;
  • Чеснок;
  • Ландыш;
  • Тюльпан;
  • Алоэ;
  • Спаржа;
  • Гиацинт;
  • Вороний глаз;
  • Пролеска

Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы


  • Пшеница;
  • Рожь;
  • Ячмень;
  • Кукуруза;
  • Овёс;
  • Рис;
  • Просо;
  • Тростник;
  • Бамбук;
  • Мятлик;
  • Ковыль;
  • Пырей

пшеница

ячмень

рожь

овёс

просо

ковыль

пырей

мятлик



Гусиный лук

Хохлатка

Медуница

Ветреница дубравная

Пролеска голубая



Рефлексия.

Я сегодня узнал (а)…

Я буду использовать …

Мне было интересно …

Мне понравилось…

Теперь я знаю, что…



«рассмотрено»

Руководитель МО:

________________

Пехова Н.А.

«____» сентября 2016 г.

« «согласовано»

________________

Нурмухамбетова Е.В.

«____» сентября 2016 г.

«Утверждено»

Лицей директоры:

Директор лицея:

________________

Жедоуова Н. К.

«____» сентября 2016 г.

Программа мини-курса

«Путешествие в мир растений»

Должность: учитель биологии

Место работы : ГУ лицей г.Аксу

Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение мира растений учащихся пятых и шестых классов, расширение кругозора в области биологии, развитие навыков ухода за растениями, формирование бережного отношения к окружающему миру, повышение мотивации здорового образа жизни, закрепление речевых навыков, совершенствование умения вести наблюдения, работать с информационными источниками, делать сообщения, оформлять результаты своей деятельности.

Программа разработана в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей работы. Изучение материала осуществляется системно, последовательно, от простого к сложному. В данном курсе большое внимание отводится практическому значению растений, их влиянию на здоровье человека, роли растений в природе и взаимосвязи с другими организмами.

Неотъемлемой частью программы является изучение комнатных растений, правил ухода за ними, их влияния на человека. Программа предусматривает формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Пропедевтика биологических знаний в 5 классе способствует усвоению знаний учащимися в 6 классе.

Цель: знакомство учащихся с миром растений, его разнообразием, значением растений в природе и жизни человека,

использованием растений для укрепления здоровья и создания благоприятного психологического климата.

Задачи :

1. Подготовить учащихся к изучению биологии.

2. Расширить кругозор в области биологических знаний.

3. Повысить мотивацию изучения биологии.

4. Формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки.

5. Закреплять навыки правильной, красивой речи; умение говорить четко, ясно, внятно.

Формы занятий:

* путешествие

* соревнование

* презентация

* викторина

* экскурсия

* живая газета

Формы работы:

* Практическая работа

* Самостоятельная работа

* Наблюдение

* Эксперимент

* Индивидуальная работа

* Групповая работа

Методы:

Свободного выбора (свободная беседа; выбор способа действия; выбор способа взаимодействия).

Активные методы (ученики в роли учителя; обсуждение, дискуссия, ролевая игра; ученик как исследователь).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимопомощи).

Приемы:

Демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций и т.д.

Предполагаемый результат :
овладение учащимися знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений;

бережливое отношение к растениям;

умение вести наблюдения и оформлять результат своей работы;

устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Критерии для мониторинга:

Овладение знаниями о жизни растений;

Сформированность навыков ухода за растениями;

Овладение умениями:

вести наблюдения за растениями;

оформлять результат своей работы;

Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Календарно-тематическое планирование миникурса «Путешествие в мир растений».

Тема занятия

Форма

занятия

Вводное занятие по курсу

Анкетирование

Жители Царства Растения

Низшие Растения

путешествие

« Мир растений»

Цветковые растения

Виртуальная экскурсия

Цветки и соцветия

Соревнование

Размножение комнатных растений

практикум

Что мы узнали о растениях?

Предзащита проектов

Защита научных проектов

Защита проектов

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения: энциклопедия /авт.- сост. Л.А. Багрова.- М.; АСТ Хранитель, 2008.
  2. Комнатные растения в вашем доме. - М.; ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.
  3. Тайный язык цветов. - С.-Пб.; Издательство «Тригон», 2004.
  4. Растения. Полная энциклопедия. М.; Эксмо, 2007.
  5. Атлас комнатных растений. Лимаренко А. Ю., Палеева Т. В. - С.-Пб.; Сова. М., Эксмо, 2003.
  6. Ботаника для учителя. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. - М.; Просвещение, 1996.
  7. Энциклопедия живой природы. - М.; АСТ-ПРЕСС, 1999.
  8. Тайны живой природы. - М.; Росмэн, 1996.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости