Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Родительское собрание. Тема: «Развитие речи детей среднего возраста» Выполнила: Воспитатель Атрощенко Л.В.

2 Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, вовлечь в педагогический процесс и жизнь группы. Участники: родители, воспитатели, учитель - логопед. Место проведения: группа 1. Вступительный часть. План проведения 2. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка», «Разбор проблемных ситуаций» 3. Характеристика речи детей пятого года жизни (учитель-логопед). 4. Педагогический всеобуч «Роль семьи в речевом развитии ребенка» 5. Работа в микрогруппах; как сделать чтение интересным; игровая мини - программа; 7. Подведение итогов собрания. 1. Подготовительный этап Ход мероприятия: Подготовка материалов. Приглашение родителей на собрание. Изготовление памятки для родителей, оформление родительского уголка по теме собрания. 2. Вступительный часть

3 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. (Воспитатель обращает внимание родителей на схему.) Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие. 3. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка» Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор. (на столах лежат карточки с текстом)

4 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. 2. Общение ребёнка со сверстниками. 3. Строение артикуляционного аппарата. 4. Речь взрослых - образец. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Чтение детской художественной литературы. 7. Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками. (Обсуждение.) Разбор проблемных ситуаций Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный. Что нарисовано на картине? Что делают дети на картине? Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (Перечисляют изображенные предметы, опишут картину, попытаются истолковать картину). Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая снова задает вопросы. Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? - Какие вопросы задают ваши дети? (Вопросы «кто, что, какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них выражается потребность ребёнка в контакте со

5 взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому часто не дослушав ответ, ребёнок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем - то неизвестным, при попытке понять что-то новое.) Ситуация 3. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко. Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? (Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему - либо. Возможно прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие и др.) Ситуация 4. Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает! Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создаёт предпосылки для успешного овладения письмом.) Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 5-го года жизни» Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

6 Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, становятся замкнутыми и раздражительными. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду. Передаем слово учителю-логопеду. Ребёнок к 5 годам: Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание; Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги. Активно осознаёт обобщающую функцию слов; Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы); Употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности. o Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а л некоторые их пропускают.

7 o Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета. o Требует совершенствования интонационная сторона речи. o Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса. o Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. o При построении простых распространённых предложений они у опускают отдельные члены предложения. o Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка. o Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. o Дети часто отвлекаются от содержания вопроса. Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка пятилетнего возраста. Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка? Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения: Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование сущ. И прилагательных в роде и числе, употребление род. падежа множ. числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют

8 в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, подзарядиться положительными эмоциями.

9 Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем: поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например, «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т. д. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

10 Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть. Работа в микрогруппах (Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.) Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». (Рассказы родителей незаметно записываются) Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку. (Сказка записывается и в конце зачитывается.)

11 Как сделать чтение интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать? Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко?». Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы. Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение. Попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку. Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширять словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, функциональные признаки (мяч это игрушка, в него играют, начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют

12 обобщающие слова. Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний описание и повествование. Речь детей становиться более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая стуктура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Подведение итогов собрания Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием. Принимать активное участие в работе детского сада. К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!


Титовская Елена Дмитриевна, воспитатель МАДОУ 5, станица Ленинградская, Краснодарский край Конспект родительского собрания в средней группе «Особенности и проблемы речевого развития детей среднего возраста».

Круглый стол Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» МДОУ 55 «Росинка» Воспитатель Юровникова Н.А. г. Новоалександровск 2014г. Круглый стол Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи

Консультация для родителей о развитии речи детей 4 5 лет Подготовила: Кабирова Ирина Юрьевна 2014 год. Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев

Характеристика речи детей дошкольного возраста Речь одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.

МДОУ детский сад «Солнышко». Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Непоседы». Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет» Воспитатели: Рамазанова Л.А. Неделькина Н.И. Спирово 2015 Цель собрания:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Подготовила учитель-логопед ДОУ 4 «Сказка» БОНДАРЕНКО С.В. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2 «Колосок» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет Подготовила: воспитатель А.В.

Развитие речи детей 6 7 лет Возраст до 7 лет самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих. Речь включает в себя

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей по развитию связной речи у детей 4-5 лет РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО-- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни освоение связной

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области Мастер-класс для родителей Играем речь развиваем Провела: Анварова Ольга Фандалифовна,

Развитие речи старшего дошкольника. Словарный запас ребенка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении.

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3 лет» Время проведения: февраль Форма проведения: посиделки. Цель: Раскрыть развитие речи для всестороннего развития ребенка. Задачи: 1. Познакомить

ГБОУ ШКОЛА 1194 ДО к.1511 Речевое развитие по ФГОС Проработали материал: Тарасова О.А. Салихова Н.М Развивающая речевая среда Младшая группа 3-4 года 1. Помощь в общении 2. Взаимодействие друг с другом

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчёлка» Консультация для воспитателей на тему: «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ МАЛЫША» Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Становление нормального

Пояснительная записка к программе по развитию речи для детей 3-4 лет. Рабочая программа по развитию речи в младшей группе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

Захарова Наталья Ивановна воспитатель, педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55 общеразвивающего вида» г.о. Электросталь Московской области РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ

Аннотация к рабочей программе «Развитие речи». Возраст 2-3 года. Возрастные особенности детей 2-3 лет. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,

Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель старшей группы Величенко Наталья Юрьевна Детский сад «Орлёнок» 12 Речь-это удивительное сильное средство, но нужно

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ 1290» Согласовано Программно-методическим советом ГБОУ «Гимназия 1290» Протокол 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад 1 «Звездочка» Раздольненского района Республики Крым «Состояние работы с детьми по ОО «Речевое развитие» Выполнила

Перспективный план Развитие речи средняя группа (раздел образовательной программы) Месяц Тема Программное содержание Часы В месяц Сентябрь Занятие 1 Беседа с детьми на тему " Надо ли учиться говорить?"

Пояснительная записка к программе по развитию речи для детей 4-5 лет. Рабочая программа по развитию речи в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

План по самообразованию в старше - подготовительной группе. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы: Воспитатель: Будко Е.В Эта тема для меня важна, потому что

Страничка логопеда Часть 1 В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное,

В рамках работы Школы молодого воспитателя ДОУ, 16 февраля 2017 года на базе МАДОУ д/с 129 состоялся семинар практикум по теме: «Детское речевое творчество, как условие полноценного общения» для воспитателей,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 Консультация для родителей на тему: «В чем заключаются особенности речевого развития детей 5-6 лет» Составил: Учитель-логопед

Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает

«Преемственность между детским садом и школой» Орлова Елена Федоровна, учитель высшей категории Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Способы развития

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие это многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие - правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое

ГБОУ Школа 1613 Корпус 3 Средняя группа 1 «Ладушки» «Итоги годовой работы с дошкольниками среднего возраста, в области речевого развития, с учетом ФГОС» Отчет подготовили воспитатели средней группы 1 «Ладушки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 39 «Белоснежка» Консультация на тему «Речевое развитие детей в 5-6 лет» Подготовила: Сшанова Дорина Михайловна, учитель-логопед

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в

МБОУ «Начальная школа детский сад 44» г. Белгорода Консультация «Этапы работы по развитию речи дошкольников» Подготовила: Федоровская М.Н. Учитель-логопед Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая

Пояснительная записка Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Средний возраст самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Детей этого возраста часто называют

Консультация для воспитателей. Развитие образной речи Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка,

Речевая готовность ребенка к школе Советы логопеда Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

* «Система работы по реализации образовательной области «Коммуникация» в старшем дошкольном возрасте». Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

Бюллетень «Полезная книга для родителей» «Развитие связной речи и речевого общения детей» Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают

Показатели речевого развития С 3 лет - появляется словотворчество С 3 лет пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами 3 года 1 мес. - использует в речи приставочные глаголы 3 года 6 мес. - употребляет

МБДОУ «Детский сад 42» Г.Сыктывкар Составитель Кукольщикова О.А. Мастер - класс для родителей "Учим детей пересказывать" Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

Советы учителя-логопеда по развитию речи младших дошкольников Когда начинается развитие детской речи? Для родителей в тот незабываемый день, когда малыш произнѐс первые слова: мама, папа, дай, на. А на

Нормы развития речи по возрастам 0-1 ГОД 1 месяц ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия

Методика развития речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС Подготовила: старший воспитатель Севастьянова Е.А. Речевое развитие по ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры;

Проект «Мой сказочный любимый герой» Выполнила воспитатель МКДОУ «д/с 5»: Резник Т.В. Участники проекта: -Дети старшей группы - родители -Воспитатель Резник Т.В. -Специалисты ДОУ Тип проекта: Познавательно-творческий;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 1 «Сибирячок» Рабочая программа по речевому развитию для дошкольников 3-7 лет «Заговори, чтоб я тебя увидел»

Мониторинг освоения образовательной области «Речевое развитие» Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки

Логопедическая готовность к школе СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ГБОУ «Школа 1130» г.москва Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют

Консультация логопеда Подготовил учитель логопед И.А. Родимкина ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка

Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек. Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина» муниципального образования «город Бугуруслан» Мультимедийное приложение к родительскому собранию

13 ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Выступление Калашник Т.С., воспитателя ДЦ Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления

Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте 1.Содержание 2. Планируемые результаты 3. Календарно тематическое планирование 1. Содержание программы Речевое развитие включает владение речью как средством

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной и совместной деятельности детей и педагога Слайд 2 Подготовила воспитатель I квалифицированной категории Сисина Римма

Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста Знание возрастных норм развития речи детей помогут родителям правильно оценить состояние речи ребенка и решить вопрос о необходимости

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 199» Рекомендовано УТВЕРЖДАЮ Методическим советом директор ГБОУ Школа 199 Протокол В.В.

План по самообразованию воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 56 г. Красноярск Михайловой Юлии Михайловны с 2014 по 2019 учебный год Тема: «Развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Берёзка» общеразвивающего вида Перспективный план по Развитию речи старшая группа «Подснежник» Выполнила Воспитатель: Игнатьева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Консультация для родителей Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста. Воспитатель МДОУ 9 «Малыш»

Консультация для родителей, воспитателей, педагогов ТЕМА: «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь». Учитель-логопед: Нестерова

План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО Воспитатель ГБОУ Школа 1394(корпус 1799) Караваева Наталия Львовна Москва 2015-2016г. План по

Долгосрочный проект для детей первой группы раннего возраста Тип проекта: познавательно творческий. Сроки реализации: долгосрочный проект 9 месяцев Участники проекта: дети, педагоги, родители. «Мы играем

Развитие речи Тема занятия Программные задачи по предмету 1 Здравствуй школа! Загадки о школьных принадлежностях Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; самостоятельно придумывать события,

Цель проекта: Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию различных форм занятий Задачи: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы; Закрепить и расширить

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Цель,задачи, содержание и условия развития речи детей дошкольного возраста Основные понятия: задачи развития речи, содержание работы по развитию речи, программа по развитию речи, дети дошкольного возраста.

Педагогический проект «Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака» Старше-подготовительная группа 3 ГБОУ Лицей 1451 Дошкольное отделение 2 Воспитатель Козлова Н.И. Актуальность проблемы: Современные родители

МКДОУ «Малиновский детский сад» Круглый стол Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Приготовила: старший воспитатель Шмакова Зинаида Васильевна п. Малиновка 2016 год Круглый стол Тема: «Речевое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62 «Журавушка» ПРОЕКТ Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Кравец

Бундакова Лариса Александровна

заведующий МБДОУ №63 «Катюша» г. Сургут

Цель: приобщение родителей к созданию условий для речевого развития детей.

Задачи: познакомить родителей с возрастными этапами речевого развития детей, формами работы по речевому развитиюдетей.

Повестка

  1. Вступительное слово «Актуальность проблемы речевого развития дошкольников»
  2. Итоги тематического контроля «Создание условий для успешного речевого развития»
  3. Анализ анкетирования «Речевое развитие ребёнка»
  4. Выступление учителя-логопеда «Возрастные этапы речевого развития детей»
  5. Выступление воспитателей «Формы работы по речевому развитию дошкольников»
  6. Обратная связь

Предварительная работа:

  1. Тематический контроль «Создание условий для успешного речевого развития»
  2. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка»
  3. Подготовка видеороликов, презентаций
  4. Конкурс лэпбуков для работы по развитию речи.

Вступительное слово. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей.

Почему мы решили поговорить с Вами о проблеме речевого развития детей?

Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста- своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, с пособствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развитияречи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

Часто ли вы родители задумываетесь о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли васэто сейчас? Ответы на этот вопрос нам представит зам.зав. по УВР, представив результаты анкетирования.

Анкета “Речевое развитие ребенка” .

1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка? (да, нет)

2. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

3. Знакомы ли вы с возрастными нормами речевого развития ребёнка (да, нет)

4. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учитель-логопед)

5. Требуются ли Вам консультации учителя-логопеда (да, нет, по какому вопросу)

Мы видим, что проблема речевого развития детей вас очень беспокоит, и сегодня хотим представить нашу работу в данном направлении. И на первом месте у нас стоит создание развивающей-предметно-пространственной среды, а именно центров речевой активности в группах. А что представляют из себя эти центры и как они пополнены нам представит член управляющего совета, который входил в состав комиссии, проводившей данный контроль.

Зачитывается справка по результатам тематического контроля.

Подвести итог. Таким образом вы видите, что необходимые условия для речевого развития детей в ДОУ созданы на достаточном уровне. Предлагаем вам рекомендации по созданию условий для развития речи в семье (памятки)

Для того, чтобы работа по развитию речи детей велась продуктивно, необходимо знать возрастные этапы речевого развития детей, потому что нельзя требовать от детей больше, чем ребёнок может дать. С этим вопросом нас познакомит учитель – логопед, представив консультацию «Возрастные этапы речевого развития дошкольников», а также познакомит вас с играми, способствующими речевому развитию, в которые можно играть дома с детьми.

Ну а теперь, хотим представить формы работы по речевому развитию детей, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста эффективно применение малых фольклорных форм(видеоролик)

Начиная, с группы среднего дошкольного возраста у детей развивается сюжетно-ролевая игра, которая также эффективно влияет на речевое развитие детей. (видеоролик или презентация )

Работа с мнемотаблицами также даёт положительные результаты по развитию речи детей. Благодаря их применению дети легче заучивают стихотворения и составляют связные рассказы. (презентация)

В группах старшего дошкольного возраста активно применяется интеактивное оборудование (интерактивная песочница, сенсорный стол)

А ещё в развитии речи детей разного возраста очень помогают лэпбуки. (обратить внимание родителей на выставку лэпбуков).

Таким образом, вы видите, что в ДОУ проблема речевого развития детей решается комплексно, последовательно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Но и дома необходимо закреплять, продолжать данную работу. Именно для этого мы познакомили вас со формами работы, которые вы можете применять дома. Желаем вам успехов!

Обратная связь.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014 -362 с.

Интернет - ресурсы

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

1 часть:

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Основные задачи речевого развития детей - это:

1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Предварительно вы заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод- что речь ваших детей удовлетворительна и многие считают, что форма педагогической помощи для вас является род. собрания, открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы.Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

ромашка

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Спасибо всем.

Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию - связной речи.

Напоминаю вам, что дети должны:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
  • Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Называть части предмета, части тела.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игру-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Сказка нужна всем - и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1 Станция «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок» играя с куклами, у ребенка развивается

память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2.Станция «Творческая» игра с шарами

вам надо проявить творчество и подобрать прилагательные к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

3)Станция «Наши руки не знают скуки»

1этап

Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный - почки;
Мизинец - сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение - как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Буклеты)

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп - мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы - идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа -жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

5 станция

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. НА предыдущем собрании мы с вами выучили несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Я вам напомню, что занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух - трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения играя в сказку:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.

Хоботок - вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями

Окошко - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал - показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки - кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо - влево, Вправо - влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо - влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась И побежала за лягушкой.

Улыбка

Теперь я предлагаю посмотреть фильм о нашей группе «Так мы живем»

и заполните шоковую анкету

Итог собрания

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания и позвольте вручить листочек доброты.. Пусть дети радуют Вас своими успехами

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Речевое развитие ребенка в семье»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей, ознакомить с играми на развитие мелкой моторики, грамматического строя речи, на обогащение словаря ребенка.

План проведения

1.Вступительное слово.

2.Результаты анкетирования.

3.Выступление воспитателя, практикум для родителей.

4.Подведение итогов родительского собрания.

Ход мероприятия

1.Подготовительный этап

1. Проведение анкетирования родителей «Речевое развитие ребенка».

2.Оформление выставки дидактических пособий и игр по развитию речи.

3.Оформление памятки для родителей с советами по проведению игр.

4. Подбор пособий, игр, методической литературы по теме.

2. Этап проведения практикума.

1. Вступительное слово :

Наша встреча носит название «Речевое развитие ребенка в семье». Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.

2. Анализ результатов анкетирования.

По результатам анкетирования видно, что не многие из родителей проводят работу по совершенствованию речи ребенка, следят за тем, как говорит ребенок и не все исправляют ошибки в речи своего ребенка. Но многие из вас хотели бы обсудить некоторые темы по развитию речи ребенка. Поэтому я считаю, что тема нашей встречи актуальна и значима.

3. Выступление воспитателя, практикум для родителей

Может показаться, что речь ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Существует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей. Все больше времени они проводят у телевизора, компьютера и со своими игрушками.

Размышлялка№1 (вопросы для родителей)

Как вы считаете, сколько времени в день ребенок должен проводить у телевизора? (Не более 30 минут в день)

У многих родителей не хватает времени на работу по совершенствованию речи ребенка. Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, я предлагаю вам «игры на кухне»

    «Помогаю маме».

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, а малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. Практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи ребенка.

    Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из крупы.

Крупу нужно укрепить на тонком слое пластилина. Этим упражнением вы развиваете мелкую моторику рук и фантазию (Нескольким родителям предлагается сделать панно из крупы).

    «Приготовим варенье».

Варенье из яблок …(яблочное),
варенье из вишни…(вишневое),

варенье из клубники …(клубничное) и т.д.

Эта игра развивает грамматический строй речи.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно – печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знание о предметах, учить их правильно называть.

Размышлялка№2:

Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка? (ответы родителей)

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре. Многие родители, купив игру, сразу отдают ее ребенку, а он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом объяснить ее ребенку, поиграть вместе с ним.

Предлагаю вашему вниманию развивающую игру «Подбери слова к рассказу». Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного
возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный
запас, потренироваться в чтении.

В данной игре имеются 12 карточек с картинками и 96 карточек со словами. Карточки с картинками нужно отдать ребенку. Затем вы показываете поочередно карточки со словами. Ребенок читает слова (если ребенок еще не умеет читать, то читаете сами). Ребенок забирает ту карточку, которая подходит по теме к картинке. Когда к каждой картинке будет подобрано 8 карточек, ребенок составляет рассказы, используя эти слова.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие речи. Некоторые игры представлены на нашей выставке. Вы можете познакомиться с ними после собрания.

Из-за занятости и невнимания родителей дети редко слушают сказки из уст мамы и папы, а развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Я предлагаю поиграть вам по дороге из детского сада (в детский сад) в игры на обогащения словаря ребенка.

1. «Самый внимательный»

Ребенок и взрослый называют предметы, мимо которых проходят, а еще обязательно указывают какие они. Например: я заметила кошку, она пушистая, а это дерево – оно высокое и т.д.

2. «Говори наоборот»

Взрослый называет существительное, прилагательное, а ребенок называет слово, противоположное по значению. Например:
большой – маленький,
друг – враг,
светлый – темный,
день – ночь,
высокий – низкий и т.д.

3. «Доскажи словечко»:

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: Ворона летает, а заяц …(бегает). У кошки котенок, а у собаки …(щенок) и т.п.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует ребенка, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Поэтому чаще разговаривайте со своим ребенком.

Когда у Вас появляется свободная минутка, играйте с ребенком в речевые игры. Это можно сделать весело и интересно. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.

Игра « Что это? Кто это?»

Бросаете мяч своему ребенку и называете предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол – мебель, чашка – посуда и т.д.

Игра «Поймай - скажи».

Бросаете мяч ребенку, называя при этом животное. Ребенок, поймав мяч, возвращает его Вам и называет какое – либо действие этого животного. Например: корова – что делает? Мычит. Кошка - …

4.Подведение итогов: Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились и узнали,что формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.

Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и положить мне на стол красный смайлик, если собрание для вас было полезным, узнали много нового; зеленый смайлик, если ничего нового для вас не было, время потрачено зря.
Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении!

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

      Родители

      Детский сад

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

4. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок?

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

1. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

2 . Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не прерывайте, не критикуйте. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела. Добровольность – основа игры.

3 .Играть с ребёнком надо, чувствуя себя партнёром, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях.
4 .Начинать работу над совершенствованием того или иного навыка необходимо с простого, постепенно усложняя задания.

5. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам.

6 . Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры.

Родительское собрание на тему:

«Развитие речи детей 4-5 лет в условиях семьи и детского сада»

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в

современных условиях.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;

2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

3. Побуждать родителей помогать ребѐнку в овладении нормами и правилами родного языка.

Ведущий: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

    Воспитание звуковой культуры речи.

    Словарная работа.

    Формирование грамматического строя речи.

    Обучение рассказыванию – связная речь.

«Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Ведущий:

Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Ведущий: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Ведущий: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1. «Заборчик» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» - вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

4. «Чистим зубы» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка - это «ножка грибка», сам язык - его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» - сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости