Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости

Открыть учебный центр в Казахстане достаточно просто. Действующее законодательство не предъявляет к ним каких-то особенных требований. Для начала выясните, относится ли планируемая вами образовательная деятельность к лицензируемым. В статье 23 закона Республики Казахстан “О лицензировании” указано:

Наличие лицензии требуется для занятия образовательной деятельностью(1).

Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:

  • общеобразовательные программы начального, основного среднего, общего среднего образования;
  • профессиональные программы технического и профессионального образования, в том числе по профессиям и специальностям;
  • профессиональные программы послесреднего, высшего, послевузовского образования, в том числе по специальностям;
  • духовные образовательные программы.

Т.е. деятельность основной массы учебных центров, оказывающих широкий перечень образовательных услуг (курсы, тренинги, семинары, мастер-классы) , не указанных в ст.23, лицензированию не подлежит.

Если вы планируете работать с детьми, нелишне будет ознакомиться с Типовыми правилами , утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года.

Следующий шаг - определение оптимальной организационно-правовой формы. Как правило, казахстанские учебные центры выбирают между товариществом с ограниченной ответственностью и индивидуальным предпринимательством. У каждой из этих форм есть свои преимущества и недостатки. Не останавливаясь на на них подробно, следует отметить наиболее важные:

  1. если вашими клиентами будут крупные компании и государственные организации, то ТОО будет более предпочтительно;
  2. сочетание высоких доходов и сопоставимых по размеру расходов делает ТОО гораздо более удобной для целей налогообложения. Если же вы не уверены в больших оборотах - выбирайте ИП. ТОО открыть всегда успеете. Кроме того, с 1 января 2017 г. индивидуальные предприниматели получат специальный налоговый режим на основе патента, если занимаются следующими видами образовательной деятельности:
    • услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
    • услуги в области образования в сфере культуры;
    • услуги в области прочего образования;
    • вспомогательные образовательные услуги
  3. ТОО более зарегулировано законодательством, чем ИП. Как минимум, вам придется ознакомиться с законом “О товариществах с ограниченной ответственностью” и выполнить предъявляемые им для ТОО требования. С ИП все обстоит намного проще;
  4. процедура регистрации ТОО более дорогая и длительная. Впрочем, разница не существенная и этот пункт не может быть основным при выборе между ТОО и ИП;
  5. если в будущем вам придется закрыть учебный центр(например, захотите открыть университет или станете министром образования), закрыть ТОО намного сложнее, чем ИП.

С организационно-правовой формой определились. А маркетинговый план у вас есть? Вы же знаете, сколько, где и как вы будете привлекать клиентов в свой учебный центр? Если у вас нет положительного и, главное, уверенного ответа на эти вопросы, то на этом этапе следует пока остановиться.

Развитие учебного центра и доведение его до рентабельного состояния гораздо сложнее, чем его открытие. На рынке неформальных (т.е. не регулируемых государством) образовательных услуг присутствует около 2,5 тысяч учебных центров, огромная доля которых не работает или работает от случая к случаю. Например, только в Алматы можно насчитать объявления о бухгалтерских курсах от примерно 200 учебных центров. Но если вы возьметесь обзвонить их всех, чтобы выяснить самые привлекательные условия, то узнаете, что фактически работающих - всего три-четыре десятка. Причем дозвониться с первого раза, скорее всего, вам удастся только половине из них. Похожая ситуация и по большинству других направлений обучения. И, как вы понимаете, основная причина сложившийся таким образом ситуации - неспособность многих учебных центров обеспечить свою полноценную загруженность, т.е. не умение привлекать клиентов.

Если вы планируете работать на рынке B2С обучения, т.е. основная целевая аудитория будущего учебного центра - это физические лица, то начните с изучения спроса на ваши услуги. Сервис поисковых запросов wordstat позволит вам прикинуть примерное число людей, которые интересуются вашими услугами в регионе деятельности учебного центра. А если вы хотите заниматься онлайн обучением, то ваш региональный охват будет ограничиваться лишь ареалом используемого вами языка. Например, онлайн курсы по сахарной флористике на русском языке могут привлечь клиентов со всего Рунета. У онлайн-курсов на казахском языке география охвата будет ниже, но зато и конкуренция, на текущий момент, практически отсутствует. Почитаете о

Хороший маркетинговый план - это половина успеха вашего будущего учебного центра.

Далее - ваши работники. Начиная от человека, отвечающего на звонки от клиентов и заканчивая преподавателями. Бич многих учебных центров - “девушка на телефоне”, не владеющая навыками телефонных продаж. Роль этих сотрудников в конвертации звонящего в покупателя часто недооценивается. О значении квалификации и клиентоориентрованности преподавателей, думаю, говорить излишне. Продуманный маркетинговый план позволит вам привлекать клиентов, но придут ли они к вам вновь и будут ли рекомендовать ваш учебный центр своим родственникам, друзьям и знакомым, будет зависеть, во многом, именно от того, кто и как у вас преподает.

Если вы сами или ваши партнеры или ключевые работники не обладают опытом развития образовательного центра, подумайте над тем, чтобы начать с франшизы. Вы приобретете готовую технологию создания и развития образовательного бизнеса и сэкономите себе массу времени и нервов. Не говоря уже деньгах. Тем более, что в интернете можно найти немало интересных предложений по самым различным направлениям обучения. Вот только некоторые из них:

  1. Франшиза развития детского клуба Бэби-клуб. Бэби-клуб - одна из ведущих в России детских образовательных организаций, представляющая собой сеть клубов и садов для дошкольников. Сайт Бэби-клуб
  2. Франшиза детской школы ментальной арифметики UCMAS. UCMAS - самая крупная франшиза по ментальной арифметики в мире. Сайт UCMAS
  3. Франшиза детского клуба по робототехнике РОБОТРЕК. Более подробно об этой франшизе можно узнать здесь: сайт РОБОТРЕК
  4. Франшиза детского центра развития интеллекта «Пифагорка»:

Подробная инструкция поможет спланировать, как открыть школу иностранных языков, узнать, что для этого необходимо приобрести и на что придется потратиться, сколько денег может принести собственный бизнес по преподаванию в этой сфере и о чем придется позаботиться при запуске своего лингвистического учебного центра.

Организационные вопросы создания такого бизнеса

Преподавание иностранных языков может предлагаться с разными целями и различным категориям клиентов. Вы можете создать бизнес данного направления в формате курсов повышения квалификации, занятий с репетитором, школы иностранных языков, образовательного центра для малышей, школьников, студентов или взрослых. От выбора специализации и запланированного масштаба деятельности зависит организационно-правовая форма организации.

  1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. Создание негосударственного образовательного учреждения или автономной некоммерческой организации.

Разрешительная документация и налоговая нагрузка

Индивидуальная преподавательская деятельность не подлежит лицензированию, но и никаких документов государственного образца об окончании обучения клиентам выдаваться не будет, как и не будет проводиться итоговая аттестация. Такой вариант больше подойдет для обучения взрослых на курсах, для них часто не столь важно наличие бумаг, подтверждающих их лингвистическую квалификацию, главное – реальное знание языка.

Не возникнет проблем с наймом других преподавателей, новое законодательство в сфере образование разрешает принимать ИП на работу других учителей (всего не более 15 сотрудников при работе по патенту). Есть только одно уточнение: если предприниматель работает один и привлекает внештатных сотрудников, то лицензия ему не понадобится, а при найме на постоянной основе других преподавателей нужно будет получить разрешение на ведение данной деятельности. В качестве системы налогообложения при образовательной деятельности можно выбрать « » (6 % от доходов или 15 % от разницы между доходами и расходами) или патент (для самозанятых ИП).

Если предполагается обучение с выдачей подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится зарегистрировать юридическое лицо (НОУ или АНО) и получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании. Но для лицензирования потребуется подготовить объемный пакет документов, в основном доказывающий пригодность помещений для проведения занятий и уровень материально-технического оснащения учреждения, профессиональную квалификацию педагогов и состав учебных программ. Пакет документов и заявка на лицензию рассматривается в Районо в течение 2 месяцев, срок действия лицензии – 5 лет, впоследствии необходимо ее продление.

Необходимая база для преподавания иностранных языков

Что нужно, чтобы открыть школу иностранных языков? Помимо непосредственно знания языка, склонности к преподавательской или хотя бы к организаторской деятельности, начинающему бизнесмену нужны будут и другие ресурсы для создания своего образовательного центра.

Особняком в перечне необходимого для любых курсов иняза будут стоять люди. В штат могут входить носители языка, либо русскоязычные учителя и лингвисты с нужной квалификацией в английском, немецком, французском или китайском. Правильно подобранный преподавательский состав – залог успеха образовательного учреждения. К хорошему педагогу будут идти по рекомендации и, значит, бизнесмену удастся сократить расходы на привлечение клиентов за счет «сарафанного радио».

Даже, если вы решили самостоятельно проводить занятия и учить всех клиентов, потребуются услуги вспомогательного персонала по бухгалтерскому обслуживанию фирмы, IT-сопровождению, охране, клинингу и т.д. Эти непрофильные услуги можно перенести на аутсорсинг и заключить договор со специализированными компаниями, предоставляющими соответствующих специалистов.

Основные статьи расходов при запуске школы иностранных языков

Есть и другие потребности бизнеса, требующие стартовых вложений на запуске. Потратиться необходимо на следующие статьи расходов:

  • Помещения (класс, аудитория, конференц-зал, кабинет площадью 20–50 кв. м. из расчета примерно 2 кв. м. на человека) для нужного количество обучающихся с учетом числа групп, их наполняемости и расписания. Для лицензирования требуется, чтобы такие помещения получили одобрения от санэпидстанции, пожарной службы и других надзорных органов (лучше арендовать их в том здании, которое уже соответствует всем необходимым нормам).
  • Мебель и оборудование для учебных комнат (парты или столы, стулья, доски или проекторы, компьютеры для преподавателя и планшеты для учеников, динамики и наушники, лингафоны).
  • Вспомогательные обучающие материалы (учебники, дополнительная литература, рабочие тетради, аудиозаписи и видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия), а также канцтовары и расходные материалы.

Самое важное нематериальное вложение – программа обучения и методические материалы, которые помогут выстроить процесс преподавания языка с максимальным эффектом, применительно к выбранной аудитории и категориям клиентов.

Финансовые аспекты деятельности по преподаванию языков

Бизнес план с рекомендациями, как открыть школу иностранных языков, включает перечень необходимых расходов и возможных доходов от данного вида деятельности. Начать финансовый разбор стоит с определения размера стартового капитала.

Сколько денег понадобится на подготовку к открытию учебного лингвистического центра:

  • или юридического лица – 1000–5000 рублей, а также расходы на – еще 1000–2000 рублей единовременно.
  • Стоимость аренды и ремонта помещения зависит от состояния и площади самого помещения и его готовности принять учащихся, а главное от региона, расположения и аппетитов арендодателя. Можно уложиться в сумму 5-10 тысяч рублей за небольшой класс или оплатить первый месяц аренды в размере 50–100 тыс. рублей за целый комплекс помещений, а еще потратить на приведение его в порядок несколько десятков тысяч рублей.
  • Приобретение мебели и оборудования – компьютеризованный класс на 5–10 учеников будет стоить порядка 100–150 тыс. рублей, но можно обойтись минимумом затрат, базовой меблировкой и простейшим оборудованием на сумму в 5–10 тыс. рублей на кабинет.
  • Покупка методических учебных материалов и пособий – комплект учебной литературы может стоить от 500 рублей до нескольких тысяч рублей на каждого учащегося.
  • Расходные материалы – на 1–5 тыс. рублей придется запастись канцтоварами, бумагой, расходниками для оргтехники и другими мелочами для работы с обучающимися.

Всего стартовые затраты могут составлять от 20–40 тысяч рублей (на один кабинет и на общее количество 10–50 учеников) до 300–500 тысяч рублей (при открытии полноценного учебного учреждения с множеством групп и несколькими отдельными классами).

Издержки при работе учебного центра

На этом расходы не заканчиваются, ведь текущая деятельность будет сопровождаться другими постоянными и переменными затратами:

  • оплата аренды и коммунальных платежей – от 5–10 тысяч рублей до 100–150 тыс. рублей в месяц;
  • зарплата и отчисления за работников (для самозанятого ИП – только отчисления в фонды) могут достигать 10–70 тысяч рублей на преподавателя с учетом его учебной нагрузки, заполняемости групп, средней зарплаты в регионе и других факторов;
  • налоги и бухгалтерское обслуживание – от 3–5 тыс. рублей ежемесячно до 10–20 тыс. рублей в месяц;
  • приобретение новых пособий, канцтоваров, расходных материалов – 1–5 тыс. рублей и до 10–15 тыс. рублей;
  • оплата услуг вспомогательного персонала – от 2–3 тыс. руб. до 10–20 тыс. рублей в месяц;
  • реклама и обслуживание сайта – от 1–2 тыс. рублей до 5–10 тыс. рублей в месяц.

Всего на поддержание работы школы иностранных языков в месяц может уходить от 20–30 тыс. рублей до 250–400 тыс. рублей и больше, в зависимости от масштабов работы и количества преподавателей.

Доходы образовательного центра: откуда берутся деньги

Соответственно бизнес должен приносить денег больше, чем ежемесячно требуется на его содержание. На стоимость услуг по обучению иностранным языкам оказывают влияние средние расценки в конкретном городе, квалификация преподавателей и уровень обучения. В среднем тарифы могут быть следующими:

  • групповые занятия (5–10 человек и более) – от 1000 до 5000 рублей в месяц и более;
  • индивидуальные занятия (1–2 человека) – от 2000 до 10000 рублей ежемесячно.

По расписанию может быть и одно, и 2-3 занятий в неделю продолжительностью 1–2 академических часа. Нагрузка на одного преподавателя – 10–18 ак. часов еженедельно, в среднем он может работать с 2–3 группами и таким же количеством индивидуальных учеников. Исходя из этого, и нужно рассчитывать потенциально возможное количество групп, значит, и планировать доходы.

Работая самостоятельно с 20–30 обучающимися (в группах и в индивидуальном порядке), предприниматель может получать в месяц порядка 30–100 тыс. рублей. Такие меры, как привлечение наемных сотрудников, уплотнение расписания и увеличение количество учебных комнат позволят увеличить доход на ту же сумму из расчета на каждого нового педагога. При наличии 5 преподавателей и при условии их полной загрузки можно получать в месяц около полумиллиона рублей дохода. Но тогда школе нужно работать одновременно с 100–150 обучающимися.

Срок окупаемости такого лингвистического центра составляет от 3 до 12 месяцев, но все зависит от суммы стартовых вложений, а также от ежемесячного соотношения суммы поступлений и размера расходов.

Выгодно ли открывать школу иностранных языков зависит только от того, сможет ли начинающий бизнесмен набрать необходимое количество учеников, чтобы не просто выходить в ноль, но и получать прибыль от преподавания английского, китайского или других языков. Но главное – сможет ли он поддерживать качество обучения на стабильно высоком уровне, чтобы поток клиентов не иссякал круглогодично. Для этого можно предусмотреть специальные предложения для летних лагерей, для желающих подготовиться к экзаменам или для тех, кто хочет «подтянуть» свои знания перед туристической поездкой.

Как открыть учебный центр - от идеи до запуска

Времена глобальных перемен всегда предоставляют дополнительные возможности для людей, которые умеют нестандартно мыслить и видят перспективы там, где остальные сходят с дистанции, отступают перед трудностями. Одной из таких возможностей является создание учебного центра, который будет предоставлять услуги по обучению дополнительным видам деятельности население и показывать широкие горизонты в новых условиях жизни.

Организация учебного центра

Для организации такого дела необходимо иметь статус юридического лица. D зависимости от планируемых масштабов выбираются виды деятельности предприятия. Если в штате будут числиться постоянные преподаватели, то необходимо получить сертификат на деятельность учебного заведения, что повлечет за собой лишние траты и задержки времени на выполнение бюрократических процедур. Проще в процессе открытия предприятия будет указать, как вид деятельность «консалтинговые услуги», «помощь в проведении и организации мероприятий» или другие обтекаемые формулировки КВЕД. И работать с несколькими независимыми тренерами или преподавателями по соглашению.

Начиная такой бизнес, необходимо хорошо себе представлять соотношение спроса и предложения на предоставление подобных услуг. Что означает, иметь четкое понимание о том, откуда будут приходить люди, заинтересованные в обучении и заранее определиться с предполагаемым тренерским составом: преподавателями, психологами, коуч-тренерами или ведущими семинаров и т.п. Лучше всего для рентабельности учебного центра, такой вид деятельности совмещать с руководящей должностью в какой-либо сетевой компании или, вращаясь в среде людей, жаждущих профессионального, духовного и финансового роста. Это позволит на первых порах иметь минимальное количество будущих слушателей и обеспечить необходимую рекламу предприятию.

Рентабельность деятельности учебного центра просчитать заранее невозможно. Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.
Расходная часть состоит из следующих статей:
-арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
- оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
- стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
-заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
- затраты на рекламу.
Требования к помещению учебного центра

Арендная плата за помещение учебного центра или его выкупная стоимость может варьироваться в широких пределах. Это зависит от места расположения здания и внутреннего состояния помещений.

Площадь заведения рассчитывается исходя из планируемой насыщенности графика занятий и количества слушателей. В учебном центре обязательно должна быть общая комната, где находиться рабочее место администратора и выходы в два и более изолированных учебных помещения. Классы для занятий лучше всего оформлять так, чтобы они легко трансформировалось в зал для конференций, обстановка должна быть мобильной. Желательно оборудовать зал проектором, рабочим местом преподавателя с возможностью установить компьютер, доской или флип-чартом. Если планируется проведение компьютерных курсов или обучение работы с 1:С, необходимо оборудовать компьютерный класс, где установить не менее 5 ПК.

На увеличение посещаемости сильно влияет расположение центра вблизи от транспортных коммуникаций. Еще стоит помнить, что учебный центр, который расположен в жилом доме, может в дальнейшем вызвать негативное отношение жителей. Это связано с возможностью проведения семинаров в нерабочее время. Такие мероприятия часто затягиваются допоздна и сопровождаются бурным обменом эмоций слушателей.

Если в наличии имеется собственное, подходящее помещение, расходы существенно уменьшатся.

Также стоит заранее подумать о питании будущих абитуриентов. При отсутствии по близости кафе, столовой или магазина, стоит установить в здании учебного центра хотя бы кофе аппарат или оборудовать специальное помещение для кофе-пауз.

Штат учебного центра

В штате кроме постоянных, или работающих по совместительству, преподавателей обязательно должен быть администратор, бухгалтер, разнорабочий, уборщица. При небольших объемах некоторые должности можно совмещать. А функции постоянных уборщицы и разнорабочего (электрик, сантехник, слесарь) можно возложить на соответствующие службы, к которым обращаться по необходимости.

Ключевой фигурой учебного центра является администратор, который должен постоянно находиться на территории, давать консультации и осуществлять всю организационную работу центра. Кроме того, реклама и маркетинговые исследования тоже ложатся на плечи этого работника. Поэтому к кандидатурам на должность администратора предъявляют особенные требования. Это должен быть коммуникабельный, креативный, ответственный человек. Опыт работы в МЛМ структурах для администратора учебного центра послужит отличную службу.

Заработная плата сотрудников , для увеличения рентабельности центра и заинтересованности в притоке новых слушателей, должна быть гибкой. Состоять из четко определенного оклада и премиального процента, который зависит от количества учеников.

Способы продвижения учебного центра

Маркетинговая политика центра зависит от выбранного направления деятельности.

Основными видами деятельности могут быть:
- специализация на различных курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, обучение новым профессиям;
- различные вспомогательные курсы, ориентированные на детскую и юношескую аудиторию;
- проведение семинаров на тематику личностного роста;
- сдача в аренду площадей для проведения различных мероприятий.

При ориентации на профессиональную подготовку имеет смысл заключать договор сотрудничества с центрами занятости и крупными предприятиями, нуждающимися в профессиональном росте сотрудников.

При акценте деятельности учебного центра на детской специализации можно дать рекламу в средствах массовой информации и раздавать листовки в местах скопления родителей. например, в Домах творчества.

Как показывает практика, самая продуктивная реклама деятельности в области духовного и финансового роста – это личный пример и выступление людей, которые прошли такого рода обучение. Поэтому при этой специализации учебного центра маркетинговые мероприятия можно ограничить проведением информационных встреч.

Информацию о сдаваемых в аренду учебных площадях и конференцзала можно размещать в различных печатных изданиях и интернет ресурсах, ориентированных на предпринимателей.

Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.

Еще не так давно, в советское время, образовательный уровень человека не играл глобальной роли в его судьбе. Не было такой жесткой конкуренции на рынке труда, как сейчас, и даже не имея навыков, каждый имел возможность устроиться на работу и стабильно получать заработную плату. Причем обучаться многим профессиям могли прямо на месте своей занятости. За это еще и платили!

На тот момент большинство даже и подумать не могло о том, что настанут времена, когда необходимо будет иметь не одну специальность, а даже две или три, и что в условиях постепенной трансформации экономики некоторые профессионалы окажутся просто-напросто не у дел. Раньше никто не задавался вопросом, как открыть учебный центр, и не догадывался, что на обучении можно построить очень доходный бизнес.

В нынешние времена все кардинально изменилось. Сейчас работодатель предпочитает брать в свой штат уже готовые кадры, а тем более за обучение платить редко кто согласится. Понимая ситуацию, сегодня люди готовы вкладывать в знания хорошие деньги, причем не обязательно в образование детей, многие хотят повысить и свой уровень или же, приобрести в короткий срок новую профессию. Не у каждого есть возможность тратить долгие годы на дорогостоящее образование в вузах, поэтому бизнес, построенный на краткосрочном обучении, сейчас считается высокорентабельным и актуальным (если имеется правильно составленный бизнес-план), который на данный момент интересует многих инвесторов и предпринимателей.

Важно отметить, что если у человека есть план открытия какого-либо негосударственного образовательного учреждения (НОУ), то следует знать, что такой бизнес подлежит обязательному лицензированию в органах по надзору в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации.

Лицензирование обязательно должно входить в бизнес-план, так как без этой процедуры подобная деятельность будет считаться незаконной, и предпринимателя неминуемо ждут большие штрафные санкции.

Данный процесс включает в себя предоставление необходимых документов в лицензирующий орган. Рассмотрение их происходит, как правило, в течение месяца, и если проситель соответствует определенным требованиям, то после этого принимается решение о выдаче лицензии. Налог выгодно платить в данном случае по упрощенной системе.

Перечень необходимых документов для лицензируемого органа

  • Заявление, в котором необходимо будет указать, какие образовательные программы будут предоставляться в учебном центре.
  • Все сведения касаемо преподавательского состава, который должен соответствовать своей категории и иметь подтверждающие документы. Укомплектованность должна отвечать заявленному количеству будущих учащихся.
  • Документы, подтверждающие наличие соответствующего помещения для обучения и его план.
  • Сведения о том, что в наличии имеется необходимое техническое оснащение помещений и соответствующая учебно-методическая литература по каждой заявленной программе обучения.
  • Сведения о регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения с перечнем всего учредительского состава.

Вернуться к оглавлению

Какой нужен стартовый капитал, и от чего будет зависеть рентабельность

Как видно из перечисленного выше, учебный центр должен быть оснащен специальным оборудованием, и поэтому у предпринимателя после подбора подходящего помещения (оно должно быть не менее 200 кв. м) в план должны входить расходы на приобретение необходимой мебели, техники и так далее. Например, если предполагается открыть компьютерные курсы, то для этого необходимо будет купить такие предметы, как современные компьютеры, столы и стулья к ним, ксероксы, факсы и так далее.

Если же есть план , основанный на обучении будущих парикмахеров, то в центре должны присутствовать совсем другие атрибуты: зеркала, специальные кресла, профессиональные фены и так далее. В этом случае необходимо будет закупить и расходные материалы (шампуни, лаки, расчески, ножницы), которые понадобятся для обучения именно профессии парикмахера.

Другими словами, какой будет необходим стартовый капитал, в большей степени зависит от направленности обучающего центра и его объема. Бизнес-план перед началом своей деятельности прорабатывается строго в индивидуальном порядке каждым предпринимателем или инвестором, и точные цифры необходимого начального капитала назвать невозможно.

За такой бизнес можно приниматься, имея на руках сумму примерно от 300 тысяч рублей. Актуальным учебный центр будет как в больших городах, так и в поселках, где сейчас катастрофически не хватает обучающего персонала. Бизнес-план рассчитывается исходя из того, что взятие в аренду подходящего помещения будет стоить в среднем от 1-2 тыс. рублей за 1 кв. м.

НОУ можно открывать по нескольким направлениям обучения. Например, в него могут входить бухгалтерские, компьютерные и языковые курсы. Сегодня популярны такие направления, как обучение программе 1С, дизайн и верстка сайтов, изучение фэн-шуй и многие другие. На самом деле выбор направленности курсов в такой сфере неограничен, и в бизнес-план можно вносить дополнительные услуги по индивидуальному обучению даже в процессе работы центра. Такие дополнения могут меняться и от модных тенденций.

Если пошла мода на хэнд мэйд, то можно открыть, например, курсы по изготовлению кукол. Обязательно необходимо следить за насыщением рынка труда различными профессиями. В случае переизбытка на нем какой-либо специальности, нужно будет отказаться от обучения на нее в своем центре и предложить населению более востребованный вариант.

Следует учесть, чем больше учебное заведение предоставляет услуг, тем существеннее будет прибыль и, соответственно, тем быстрее оно окупится. В зависимости от вложенных средств, стоимости аренды помещения, от того, какой имеется маркетинговый план, и других факторов, такой бизнес примерно окупит себя за один-два года. Его рентабельность, как правило, составляет примерно 30% от вложенных средств.

* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП. Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).

Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

932 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 43524 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный портал - Двери и ворота. Интерьер. Канализация. Материалы. Мебель. Новости